Особенности восприятия школьной ситуации учащимися начальной школы с нарушением опорно-двигательного аппарата
статья на тему

Орлова Екатерина Васильевна

Проведен анализ психолого-педагогической литературы по оценке школьной ситуации учащимися младшего школьного возраста. Рассмотрены работы психологов, дефектологов, учителей в аспекте данной проблемы (в олигофренопсихологии, в психологии лиц с задержкой психического развития, в аспекте эмоционального выгорания учителей). Приведен сравнительный анализ и интерпретация полученных результатов изучения школьной ситуации у учащихся начального звена обучения массовой и специальной (коррекционной) школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Текст статьи203 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ШКОЛЬНОЙ СИТУАЦИИ УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Анализ литературы по специальной психологии показал, что проблема восприятия школьной ситуации учащимися с ограниченными возможностями здоровья остается мало неизученной. Между тем, исследователи подчеркивают важность развития социально-перцептивной сферы детей с проблемами в развитии (М.Г.Агавелян, 1998; О.К.Агавелян, 1995; Н.Б.Шевченко, 1999; Т.И.Янданова, 2000).

Важность социального взаимодействия и общения, его роль основывается на положении о том, что процесс становления психических свойств и функций невозможен без взаимодействия детей со взрослыми и окружающей средой (Л.С.Выготский, 1983; О.К.Агавелян, 1995; Л.Пожар, 1996 и др.). Еще Л.С.Выготский (1983) указывал на решающую роль социального окружения в развитии аномального ребенка, отмечая, что “…социальные последствия дефекта усиливают, питают и закрепляют сам дефект”.  Л.Пожар (1996) повторяет эту мысль: “…человек с дефектом значительно больше зависит от эмоциональных и воспитательных отношений среды при поступлении в школу, чем нормальный человек. Именно поэтому роль социального окружения при формировании личности аномального ребенка, намного важнее”. Следовательно важнейшей задачей, которая должны быть реализована в процессе обучения и воспитания для детей с отклонениями в развитии, является формирование “социальной полноценности” (Л.С.Выготский) и создание личностной готовности к взаимодействию в социальной среде.

Цель исследования: выявить психологические особенности восприятия школьной ситуации младшими школьниками с нарушением опорно-двигательного аппарата в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.

Методики исследования: проективная методика для диагностики школьной тревожности А.М.Прихожан; Методика “Нравится – не нравится” В.Н.Феофанова.

Сравнительный анализ и интерпретация полученных результатов.

Анализируя полученные ответы по методике, направленной на изучение уровня школьной тревожности (Проективная методика А.М.Прихожан), представим распределение ответов в двух группах испытуемых младшего школьного возраста (рис. 1).

Рис. 1 Распределение ответов в двух исследуемых группах по проективной методике для диагностики школьной тревожности (А.М.Прихожан)

На рис. 1 видно, что общее количество выборов веселых и нейтральных лиц в группе младших школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата ниже, нежели аналогичные показатели в группе здоровых сверстников. По шкале веселых лиц отличие составило 2 пункта, а в шкале нейтральных лиц на 6. Одновременно с этим, стоит отметить, что частота выбора грустных лиц младших школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата наоборот оказалась выше (на 8 пунктов), нежели показатель второй группы.

Далее рассмотрим общий уровень тревожности учащихся двух исследуемых групп (рис. 2). В группе младших школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата количество учащихся, имеющих выраженную склонность к проявлению школьной тревожности равно 7, а учащихся, имеющих умеренное проявление к проявлению школьной тревожности – 8 человек. Стоит отметить, что в группе младших школьников без нарушений опорно-двигательного аппарата аналогичные индивидуальные показатели меньше на 2 и 5 человек соответственно.

Рис. 2  Оценка индивидуального уровня школьной тревожности по проективной методике А.М.Прихожан

Таким образом, подводя итог по данной методике можно говорить о том, что в группе младших школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата уровень школьной тревожности у учащихся выше на 36% по сравнению с аналогичным показателем в группе здоровых сверстников.

Далее проанализируем полученные результаты по второй методике “Нравится – не нравится” В.Н.Феофанова, направленной на изучение эмоционального отношения ребенка к различным сторонам школьной жизни. Данная методика позволила изучить недельную динамику изменений отношения учащихся к таким сторонам школьной жизни как “педагог”, “школа” и “одноклассники”.

Для изучения динамики эмоционального отношения к школьной ситуации построим графики. Для этого каждому ответу испытуемых присвоим бальные значения: радостное лицо – 1 балл, нейтральное лицо – 0 баллов, печальное лицо – -1 балл. Далее подсчитаем сумму баллов в каждый расчетный день для каждого отдельно взятого критерия оценки. Начнем с критерия “педагог” (табл. 1).

Таблица 1

Сводная таблица результатов по оценке критерия “педагог” в методике “Нравится – не нравится” (В.Н.Феофанов)

День недели


Эмоция

Младшие школьники с нарушением опорно-двигательного аппарата

Младшие школьники без нарушения опорно-двигательного аппарата

Р

Н

П

Сумма баллов

Р

Н

П

Сумма баллов

ПН

18

0

1

17

7

0

12

-5

ВТ

4

1

14

-10

6

4

9

-3

СР

18

1

0

18

14

4

1

13

ЧТ

16

2

1

15

7

9

3

4

ПТ

8

8

3

5

12

4

3

9

Сумма

64

12

19

45

46

21

28

18

Примечание: Р – радостно лицо, Н – нейтральное лицо, П – печальное лицо.

Анализируя общую сумму баллов по каждому дню у двух групп испытуемых, построим графики динамики отношений по критерию “педагог” (рис. 3).

Рис. 3 Изменение эмоционального отношения по критерию “педагог” при оценке школьной ситуации по методике “Нравится – не нравится” (В.Н.Феофанов)

На графике отчетливо видно, что у группы младших школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата тенденция кривой стремится к затуханию, в то время как в группе здоровых сверстников кривая наоборот отражает возрастающий характер. Также отметим, что в группе младших школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата средний балл оценки выше на 5 баллов, нежели у группы испытуемых без нарушений.

Далее проанализируем полученные результаты по критерию “школа” (табл. 2).

Таблица 2

Сводная таблица результатов по оценке критерия “школа” в методике “Нравится – не нравится” (В.Н.Феофанов)

День недели


Эмоция

Младшие школьники с нарушением опорно-двигательного аппарата

Младшие школьники без нарушения опорно-двигательного аппарата

Р

Н

П

Сумма баллов

Р

Н

П

Сумма баллов

ПН

6

9

4

2

7

4

8

-1

ВТ

9

7

3

6

9

7

3

6

СР

5

9

5

0

7

8

4

3

ЧТ

8

8

3

5

13

3

3

10

ПТ

13

5

1

12

8

8

3

5

Сумма

41

38

16

25

44

30

21

23

Примечание: Р – радостно лицо, Н – нейтральное лицо, П – печальное лицо.

Анализируя общую сумму баллов по каждому дню у двух групп испытуемых, можно сказать, что графики динамики будут носить не сильно рознящийся характер. Данное предположение можно сделать на основании того, что общая сумма балов в группе младших школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата не сильно отличается от общей суммы баллов в группе испытуемых без нарушений опорно-двигательного аппарата (в первой группе на 2 балла выше). Дабы увидеть данный факт графически, построим графики динамики отношений (рис. 4) по критерию “школа”.

Рис. 4 Изменения эмоционального отношения по критерию “школа” при оценке школьной ситуации по методике “Нравится – не нравится” (В.Н.Феофанов)

На графике видно, что кривая младших школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата, отражающая оценку школьной ситуации  находится ниже уровня кривой младших школьников из массовой школы (в среднем на 0,4 балла). Анализируя общую тенденцию и направленность кривой изменения эмоционального отношения к школе, можно говорить о ее положительной динамике и прогрессирующему росту в обеих группах испытуемых. Данная тенденция показывает положительное отношение младших школьников, как с нарушенным, так и сохранным опорно-двигательным аппаратом в аспекте школы и учебного процесса в целом.

Далее рассмотрим эмоциональное отношение к критерию “одноклассники” (табл. 3).

Таблица 3

Сводная таблица результатов по оценке критерия “одноклассники” в методике “Нравится – не нравится” (В.Н.Феофанов)

День недели


Эмоция

Младшие школьники с нарушением опорно-двигательного аппарата

Младшие школьники без нарушения опорно-двигательного аппарата

Р

Н

П

Сумма баллов

Р

Н

П

Сумма баллов

ПН

10

4

5

5

7

8

4

3

ВТ

9

8

2

7

14

5

0

14

СР

7

5

7

0

2

9

7

-5

ЧТ

0

14

5

-5

4

11

4

0

ПТ

13

6

0

13

13

6

0

13

Сумма

39

37

19

20

40

39

15

25

Примечание: Р – радостно лицо, Н – нейтральное лицо, П – печальное лицо.

Анализируя полученную таблицу результатов, можно сказать, что общая сумма баллов, отражающая общий эмоциональный фон в аспекте критерия “одноклассники” выше в группе младших школьников без нарушения опорно-двигательного аппарата (на 5 баллов). Для наглядного представления изменений эмоционального отношения по критерию “одноклассники” построим график недельной динамики (рис. 5).

Рис. 5 Изменения эмоционального отношения по критерию “одноклассники” при оценке школьной ситуации по методике “Нравится – не нравится” (В.Н.Феофанов)

На графике видно, что в группе младших школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата эмоциональное отношение к “одноклассникам” незначительно, но ниже (на 1 балла) по сравнению с результатом сверстников с нарушением  опорно-двигательного аппарата. Оценивая общую тенденцию и направленность кривой отношения к одноклассникам, можно говорить о том, что в обеих группах испытуемых тенденция носит положительную динамику. Данный факт показывает, что младшие школьники как с нарушенным, так и сохранным опорно-двигательным аппаратом получают удовлетворение в процессе общения со сверстниками и испытывают эмоциональный комфорт в ходе школьного обучения.

Обобщая результаты по данной методике, можно сделать ряд выводов. В группе младших школьников с нарушений опорно-двигательного аппарата по сравнению с результатами здоровых сверстников оценка критерия “учитель” в школьной ситуации оказалась выше на 5 баллов, оценка школы как института образования в группе первых ниже уровня оценки младших школьников без нарушений (в среднем на 0,4 балла). Общий уровень, отражающий эмоциональный фон в аспекте критерия “одноклассники” также оказался ниже в группе младших школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата (на 1 балл).

Библиографический список

  1. Агавелян O.K. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития. - Челябинск: Издатель Татьяна Лурье, 1999. - 356 с.
  2. Агавелян М.Г. Опознание невербального поведения человека умственно отсталыми школьниками: Автореф. дис. канд. психол. наук.- Екатеринбург, 1998. - 17 с.
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т.3. - М.: Педагогика, 1983.
  4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.5. Основы дефектологии / Под ред. Д.Б.Эльконина. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.
  5. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков – патопсихология.- М.: Изд-во “Ин-т практической психологии”, Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1996. - 128 с.
  6. Шевченко Н.Б. Особенности восприятия и понимания эмоциональных состояний человека под влиянием интонационных установок и их коррекция у умственно отсталых школьников: Автореф. дис. канд. психол. наук. - Екатеринбург, 1999. - 19 с.
  7. Янданова Т.И. Особенности отношений умственно отсталых школьников с учителем в конфликтных ситуациях: Дис. канд. психол. наук. - М., 2000. - 190 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние уровневой дифференциации обучения на школьную тревожность учащихся начальной школы

Что влияет на школьную тревожность? Чем и как учитель может помочь учащимся в усвоении знаний? Как организовать работу? Для учителей 1-4 классов....

Оценка восприятия педагога и отношение к школьной ситуации у учащихся начальной школы с нарушением опорно-двигательного аппарата

В статье приведены сведения о дефектологах, психологах и педагогах, изучающих восприятие педагога и оценку школьной ситуации в аспекте различных отраслей специальной психологии. Далее приведен сравнит...

Особенности восприятия педагога учащимися начальной школы с нарушением опорно-двигательного аппарата

Проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме восприятия педагога учащимися младшего школьного возраста. Рассмотрены работы  психологов, дефектологов, учителей в аспекте данной ...

Особенности восприятия педагога и оценка школьной ситуации учащимися начального звена школы VI вида

Приведены полученные результаты изучения восприятия педагога и оценки школьной ситуации учащихся начального звена обучения массовой и специальной (коррекционной) школы. Тезисы....

Рабочая программа реализации здоровьесберегающих технологий на коррекционных логопедических занятиях с учащимися начальной школы, имеющих нарушения речи.

Департамент образования г. МосквыСеверо-восточное окружное управление образованияГосударственное бюджетное образовательное учреждениеЦентр Образования № 1490Утверждаю:Директор ГБОУ ЦО № 1490...

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования учащихся с умственной отсталостью ,нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.4)

Основные цели и задачи коррекционного обучения:1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.2.Формирование представлений о се...

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования учащихся с умственной отсталостью ,нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.4)

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего  образования учащихся  с умственной отсталостью ,нарушениями опорно-двигательного аппарата(вариант 6.4)...