Особенности восприятия школьной ситуации учащимися начальной школы с нарушением опорно-двигательного аппарата
статья на тему
Проведен анализ психолого-педагогической литературы по оценке школьной ситуации учащимися младшего школьного возраста. Рассмотрены работы психологов, дефектологов, учителей в аспекте данной проблемы (в олигофренопсихологии, в психологии лиц с задержкой психического развития, в аспекте эмоционального выгорания учителей). Приведен сравнительный анализ и интерпретация полученных результатов изучения школьной ситуации у учащихся начального звена обучения массовой и специальной (коррекционной) школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Текст статьи | 203 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ШКОЛЬНОЙ СИТУАЦИИ УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Анализ литературы по специальной психологии показал, что проблема восприятия школьной ситуации учащимися с ограниченными возможностями здоровья остается мало неизученной. Между тем, исследователи подчеркивают важность развития социально-перцептивной сферы детей с проблемами в развитии (М.Г.Агавелян, 1998; О.К.Агавелян, 1995; Н.Б.Шевченко, 1999; Т.И.Янданова, 2000).
Важность социального взаимодействия и общения, его роль основывается на положении о том, что процесс становления психических свойств и функций невозможен без взаимодействия детей со взрослыми и окружающей средой (Л.С.Выготский, 1983; О.К.Агавелян, 1995; Л.Пожар, 1996 и др.). Еще Л.С.Выготский (1983) указывал на решающую роль социального окружения в развитии аномального ребенка, отмечая, что “…социальные последствия дефекта усиливают, питают и закрепляют сам дефект”. Л.Пожар (1996) повторяет эту мысль: “…человек с дефектом значительно больше зависит от эмоциональных и воспитательных отношений среды при поступлении в школу, чем нормальный человек. Именно поэтому роль социального окружения при формировании личности аномального ребенка, намного важнее”. Следовательно важнейшей задачей, которая должны быть реализована в процессе обучения и воспитания для детей с отклонениями в развитии, является формирование “социальной полноценности” (Л.С.Выготский) и создание личностной готовности к взаимодействию в социальной среде.
Цель исследования: выявить психологические особенности восприятия школьной ситуации младшими школьниками с нарушением опорно-двигательного аппарата в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.
Методики исследования: проективная методика для диагностики школьной тревожности А.М.Прихожан; Методика “Нравится – не нравится” В.Н.Феофанова.
Сравнительный анализ и интерпретация полученных результатов.
Анализируя полученные ответы по методике, направленной на изучение уровня школьной тревожности (Проективная методика А.М.Прихожан), представим распределение ответов в двух группах испытуемых младшего школьного возраста (рис. 1).
Рис. 1 Распределение ответов в двух исследуемых группах по проективной методике для диагностики школьной тревожности (А.М.Прихожан)
На рис. 1 видно, что общее количество выборов веселых и нейтральных лиц в группе младших школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата ниже, нежели аналогичные показатели в группе здоровых сверстников. По шкале веселых лиц отличие составило 2 пункта, а в шкале нейтральных лиц на 6. Одновременно с этим, стоит отметить, что частота выбора грустных лиц младших школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата наоборот оказалась выше (на 8 пунктов), нежели показатель второй группы.
Далее рассмотрим общий уровень тревожности учащихся двух исследуемых групп (рис. 2). В группе младших школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата количество учащихся, имеющих выраженную склонность к проявлению школьной тревожности равно 7, а учащихся, имеющих умеренное проявление к проявлению школьной тревожности – 8 человек. Стоит отметить, что в группе младших школьников без нарушений опорно-двигательного аппарата аналогичные индивидуальные показатели меньше на 2 и 5 человек соответственно.
Рис. 2 Оценка индивидуального уровня школьной тревожности по проективной методике А.М.Прихожан
Таким образом, подводя итог по данной методике можно говорить о том, что в группе младших школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата уровень школьной тревожности у учащихся выше на 36% по сравнению с аналогичным показателем в группе здоровых сверстников.
Далее проанализируем полученные результаты по второй методике “Нравится – не нравится” В.Н.Феофанова, направленной на изучение эмоционального отношения ребенка к различным сторонам школьной жизни. Данная методика позволила изучить недельную динамику изменений отношения учащихся к таким сторонам школьной жизни как “педагог”, “школа” и “одноклассники”.
Для изучения динамики эмоционального отношения к школьной ситуации построим графики. Для этого каждому ответу испытуемых присвоим бальные значения: радостное лицо – 1 балл, нейтральное лицо – 0 баллов, печальное лицо – -1 балл. Далее подсчитаем сумму баллов в каждый расчетный день для каждого отдельно взятого критерия оценки. Начнем с критерия “педагог” (табл. 1).
Таблица 1
Сводная таблица результатов по оценке критерия “педагог” в методике “Нравится – не нравится” (В.Н.Феофанов)
День недели Эмоция | Младшие школьники с нарушением опорно-двигательного аппарата | Младшие школьники без нарушения опорно-двигательного аппарата | ||||||
Р | Н | П | Сумма баллов | Р | Н | П | Сумма баллов | |
ПН | 18 | 0 | 1 | 17 | 7 | 0 | 12 | -5 |
ВТ | 4 | 1 | 14 | -10 | 6 | 4 | 9 | -3 |
СР | 18 | 1 | 0 | 18 | 14 | 4 | 1 | 13 |
ЧТ | 16 | 2 | 1 | 15 | 7 | 9 | 3 | 4 |
ПТ | 8 | 8 | 3 | 5 | 12 | 4 | 3 | 9 |
Сумма | 64 | 12 | 19 | 45 | 46 | 21 | 28 | 18 |
Примечание: Р – радостно лицо, Н – нейтральное лицо, П – печальное лицо.
Анализируя общую сумму баллов по каждому дню у двух групп испытуемых, построим графики динамики отношений по критерию “педагог” (рис. 3).
Рис. 3 Изменение эмоционального отношения по критерию “педагог” при оценке школьной ситуации по методике “Нравится – не нравится” (В.Н.Феофанов)
На графике отчетливо видно, что у группы младших школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата тенденция кривой стремится к затуханию, в то время как в группе здоровых сверстников кривая наоборот отражает возрастающий характер. Также отметим, что в группе младших школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата средний балл оценки выше на 5 баллов, нежели у группы испытуемых без нарушений.
Далее проанализируем полученные результаты по критерию “школа” (табл. 2).
Таблица 2
Сводная таблица результатов по оценке критерия “школа” в методике “Нравится – не нравится” (В.Н.Феофанов)
День недели Эмоция | Младшие школьники с нарушением опорно-двигательного аппарата | Младшие школьники без нарушения опорно-двигательного аппарата | ||||||
Р | Н | П | Сумма баллов | Р | Н | П | Сумма баллов | |
ПН | 6 | 9 | 4 | 2 | 7 | 4 | 8 | -1 |
ВТ | 9 | 7 | 3 | 6 | 9 | 7 | 3 | 6 |
СР | 5 | 9 | 5 | 0 | 7 | 8 | 4 | 3 |
ЧТ | 8 | 8 | 3 | 5 | 13 | 3 | 3 | 10 |
ПТ | 13 | 5 | 1 | 12 | 8 | 8 | 3 | 5 |
Сумма | 41 | 38 | 16 | 25 | 44 | 30 | 21 | 23 |
Примечание: Р – радостно лицо, Н – нейтральное лицо, П – печальное лицо.
Анализируя общую сумму баллов по каждому дню у двух групп испытуемых, можно сказать, что графики динамики будут носить не сильно рознящийся характер. Данное предположение можно сделать на основании того, что общая сумма балов в группе младших школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата не сильно отличается от общей суммы баллов в группе испытуемых без нарушений опорно-двигательного аппарата (в первой группе на 2 балла выше). Дабы увидеть данный факт графически, построим графики динамики отношений (рис. 4) по критерию “школа”.
Рис. 4 Изменения эмоционального отношения по критерию “школа” при оценке школьной ситуации по методике “Нравится – не нравится” (В.Н.Феофанов)
На графике видно, что кривая младших школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата, отражающая оценку школьной ситуации находится ниже уровня кривой младших школьников из массовой школы (в среднем на 0,4 балла). Анализируя общую тенденцию и направленность кривой изменения эмоционального отношения к школе, можно говорить о ее положительной динамике и прогрессирующему росту в обеих группах испытуемых. Данная тенденция показывает положительное отношение младших школьников, как с нарушенным, так и сохранным опорно-двигательным аппаратом в аспекте школы и учебного процесса в целом.
Далее рассмотрим эмоциональное отношение к критерию “одноклассники” (табл. 3).
Таблица 3
Сводная таблица результатов по оценке критерия “одноклассники” в методике “Нравится – не нравится” (В.Н.Феофанов)
День недели Эмоция | Младшие школьники с нарушением опорно-двигательного аппарата | Младшие школьники без нарушения опорно-двигательного аппарата | ||||||
Р | Н | П | Сумма баллов | Р | Н | П | Сумма баллов | |
ПН | 10 | 4 | 5 | 5 | 7 | 8 | 4 | 3 |
ВТ | 9 | 8 | 2 | 7 | 14 | 5 | 0 | 14 |
СР | 7 | 5 | 7 | 0 | 2 | 9 | 7 | -5 |
ЧТ | 0 | 14 | 5 | -5 | 4 | 11 | 4 | 0 |
ПТ | 13 | 6 | 0 | 13 | 13 | 6 | 0 | 13 |
Сумма | 39 | 37 | 19 | 20 | 40 | 39 | 15 | 25 |
Примечание: Р – радостно лицо, Н – нейтральное лицо, П – печальное лицо.
Анализируя полученную таблицу результатов, можно сказать, что общая сумма баллов, отражающая общий эмоциональный фон в аспекте критерия “одноклассники” выше в группе младших школьников без нарушения опорно-двигательного аппарата (на 5 баллов). Для наглядного представления изменений эмоционального отношения по критерию “одноклассники” построим график недельной динамики (рис. 5).
Рис. 5 Изменения эмоционального отношения по критерию “одноклассники” при оценке школьной ситуации по методике “Нравится – не нравится” (В.Н.Феофанов)
На графике видно, что в группе младших школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата эмоциональное отношение к “одноклассникам” незначительно, но ниже (на 1 балла) по сравнению с результатом сверстников с нарушением опорно-двигательного аппарата. Оценивая общую тенденцию и направленность кривой отношения к одноклассникам, можно говорить о том, что в обеих группах испытуемых тенденция носит положительную динамику. Данный факт показывает, что младшие школьники как с нарушенным, так и сохранным опорно-двигательным аппаратом получают удовлетворение в процессе общения со сверстниками и испытывают эмоциональный комфорт в ходе школьного обучения.
Обобщая результаты по данной методике, можно сделать ряд выводов. В группе младших школьников с нарушений опорно-двигательного аппарата по сравнению с результатами здоровых сверстников оценка критерия “учитель” в школьной ситуации оказалась выше на 5 баллов, оценка школы как института образования в группе первых ниже уровня оценки младших школьников без нарушений (в среднем на 0,4 балла). Общий уровень, отражающий эмоциональный фон в аспекте критерия “одноклассники” также оказался ниже в группе младших школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата (на 1 балл).
Библиографический список
- Агавелян O.K. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития. - Челябинск: Издатель Татьяна Лурье, 1999. - 356 с.
- Агавелян М.Г. Опознание невербального поведения человека умственно отсталыми школьниками: Автореф. дис. канд. психол. наук.- Екатеринбург, 1998. - 17 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т.3. - М.: Педагогика, 1983.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.5. Основы дефектологии / Под ред. Д.Б.Эльконина. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.
- Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков – патопсихология.- М.: Изд-во “Ин-т практической психологии”, Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1996. - 128 с.
- Шевченко Н.Б. Особенности восприятия и понимания эмоциональных состояний человека под влиянием интонационных установок и их коррекция у умственно отсталых школьников: Автореф. дис. канд. психол. наук. - Екатеринбург, 1999. - 19 с.
- Янданова Т.И. Особенности отношений умственно отсталых школьников с учителем в конфликтных ситуациях: Дис. канд. психол. наук. - М., 2000. - 190 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние уровневой дифференциации обучения на школьную тревожность учащихся начальной школы
Что влияет на школьную тревожность? Чем и как учитель может помочь учащимся в усвоении знаний? Как организовать работу? Для учителей 1-4 классов....
Оценка восприятия педагога и отношение к школьной ситуации у учащихся начальной школы с нарушением опорно-двигательного аппарата
В статье приведены сведения о дефектологах, психологах и педагогах, изучающих восприятие педагога и оценку школьной ситуации в аспекте различных отраслей специальной психологии. Далее приведен сравнит...
Особенности восприятия педагога учащимися начальной школы с нарушением опорно-двигательного аппарата
Проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме восприятия педагога учащимися младшего школьного возраста. Рассмотрены работы психологов, дефектологов, учителей в аспекте данной ...
Особенности восприятия педагога и оценка школьной ситуации учащимися начального звена школы VI вида
Приведены полученные результаты изучения восприятия педагога и оценки школьной ситуации учащихся начального звена обучения массовой и специальной (коррекционной) школы. Тезисы....
Рабочая программа реализации здоровьесберегающих технологий на коррекционных логопедических занятиях с учащимися начальной школы, имеющих нарушения речи.
Департамент образования г. МосквыСеверо-восточное окружное управление образованияГосударственное бюджетное образовательное учреждениеЦентр Образования № 1490Утверждаю:Директор ГБОУ ЦО № 1490...
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования учащихся с умственной отсталостью ,нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.4)
Основные цели и задачи коррекционного обучения:1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.2.Формирование представлений о се...
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования учащихся с умственной отсталостью ,нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.4)
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования учащихся с умственной отсталостью ,нарушениями опорно-двигательного аппарата(вариант 6.4)...