Оценка восприятия педагога и отношение к школьной ситуации у учащихся начальной школы с нарушением опорно-двигательного аппарата
презентация к уроку на тему
В статье приведены сведения о дефектологах, психологах и педагогах, изучающих восприятие педагога и оценку школьной ситуации в аспекте различных отраслей специальной психологии. Далее приведен сравнительный анализ и интерпретация полученных результатов исследования, направленных на изучение восприятие педагога и оценку школьной ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.55 МБ |
![]() | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проводимые методики Методика «Весёлый – грустный» (Д.Б.Эльконин, А.Л.Венгер) «Проективная методики для диагностики школьной тревожности» (А.М.Прихожан) Методика «Образ педагога» Методика «Нравится – не нравится»
Тест “ Веселый - грустный ” Проведение исследования: Детям предлагают придумать завершение рассказа: «Петя пришел из школы грустный. Мама его спросила: «Почему ты такой грустный?». А Петя отвечает: «Потому что наша учительница Нина Петровна...». Что дальше сказал Петя?». Предлагаются также ситуации с веселым мальчиком, вернувшимся из школы.
Тест “ Веселый - грустный ” Обработка данных: Ответы детей распределяют по 4 типам. «Отметка»: веселый — потому что учительница поставила пятерку, поставила хорошую отметку; грустный — потому что поставила двойку, поставила плохую отметку и т.д. «Непосредственные отношения с учителем»: похвалила, наказала, поругала, выгнала из класса, была добрая, была сердитая и т.п. «Учитель — уроки»: учительница (воспитательница) заболела, пришла сегодня, перешла в другую школу. К этому типу относятся ответы, в которых причиной хорошего (плохого) настроения является наличие или отсутствие уроков (занятия). «Содержание деятельности»: ответы, содержащие указания, на трудность (легкость) задания, наличие или отсутствие развлечений, выполнение режимных моментов и т.п.
Полученные результаты (грустная ситуация)
Полученные результаты (веселая ситуация)
Диагностики школьной тревожности (А.М.Прихожан) Инструкция: «Сейчас ты будешь придумывать рассказы по картинкам . Картинки у меня не совсем обычные. Посмотри, все - и взрослые, и дети - нарисованы без лиц. Ты должен придумать, какое у мальчика (девочки) на каждой картинке лицо - веселое, грустное или нейтральное». ● ● радостное нейтральное печальное
Диагностики школьной тревожности (А.М.Прихожан) Примеры тестовых картинок Вариант для девочек Вариант для мальчиков
Полученные результаты
Методика “ Образ педагога ” Инструкция 1: «Прочитайте внимательно предложенные качества педагога. Оцените по 6 балльной системе лучшего педагога . Самое важное для Вас качество лучшего учителя получит оценку баллов, чуть менее важные - 5, 4, 3, 2 балла и наименее важное – 1 балл».
Методика “ Образ педагога ” Инструкция 2: «Теперь оцените по той же 6 балльной системе плохого учителя , вначале слова в первой колонке, затем – во второй и далее – в третьей. Самое важное для Вас качество плохого учителя получит оценку 6 баллов, чуть менее важные - 5, 4, 3, 2 балла и наименее важное – 1 балл».
Методика “ Образ педагога ” Носитель знаний Привлекательный как личность Отношение с учениками Умный Понятно объясняющий Опытный Достойный примера Любит свою профессию Последовательный Добрый Здоровый Молодой Строгий Целеустремленный Оптимист Понимающий Справедливый Вежливый Общительный Любит детей Уверенный в себе
Полученные результаты (выставление максимального балла) Носитель знаний Привлекательный как личность Отношение с учениками Умный – 13 чел Понятно объясняющий – 0 чел Опытный – 3 чел Достойный примера – 1 чел Любит свою профессию – 1 чел Последовательный – 1 чел Добрый – 6 чел Здоровый – 5 чел Молодой – 1 чел Строгий – 2 чел Целеустремленный – 2 чел Оптимист – 3 чел Понимающий – 6 чел Справедливый – 1 чел Вежливый – 1 чел Общительный – 1 чел Любит детей – 6 чел Уверенный в себе – 4 чел Носитель знаний Привлекательный как личность Отношение с учениками Умный – 12 чел Понятно объясняющий – 3 чел Опытный – 0 чел Достойный примера – 0 чел Любит свою профессию – 2 чел Последовательный – 2 чел Добрый – 12 чел Здоровый – 3 чел Молодой – 0 чел Строгий – 2 чел Целеустремленный – 1чел Оптимист – 1 чел Понимающий – 4 чел Справедливый – 1 чел Вежливый – 3 чел Общительный – 1 чел Любит детей – 8 чел Уверенный в себе – 2 чел Массовая школа Специальная (коррекционная) школа-интернат VI вида
Методика «Нравится – не нравится» При проведении данной методики в течение недели ребенку каждый день показывают три схематических лица, которые нужно выбрать. Радостная рожица означает, что человек испытывает приятные и веселые чувства, он очень доволен Печальное - что человеку очень грустно, у него плохое настроение или он чем-то очень не доволен Нейтральное - что человек не испытывает ни печальное ни радостное чувство в сильной степени, у него ровное отношение. Выясняется отношение детей к: Классный руководитель Школа Одноклассники
Методика «Нравится – не нравится» (оценки кл. руководителю) Суммарная оценка Р 18 4 18 16 8 Н 0 1 1 2 8 П 1 14 0 1 3 Суммарная оценка Р 7 6 14 7 12 Н 0 4 4 9 4 П 12 9 1 3 3 Специальная (коррекционная) школа-интернат VI вида Массовая школа
Количественный показатель и качество оценки кл. руководителю
Динамика эмоциональных состояний в аспекте кл. руководитель
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
СЛАЙД 1
Экспериментально доказано, что содержание представлений об учителе, положительный опыт взаимодействия с ним - влияет на формирование эталонов поведения школьников,
определяет способ общения, который они выбирают в контактах с окружающими, отражается на развитии их личности, становлении характера, на формировании у школьников позиции как субъектов учебной деятельности (П.Р.Галузо, 1986; Н.Д.Демина, 1976; Х.Э. Лахт, 1982; ЖЛендел, 1979; Л.И.Мнацаканян, 1975; Т.Н.Мальковская, 1977; М.П.Пикельникова, 1970; Н.Г.Полехина, 1972 и др.).
Особое значение имеет общение с учителем для младших школьников. Ведущей деятельностью в данном возрасте становится учебная, а учитель как центральная фигура всего учебного процесса занимает главенствующее место данного возрастного периода. Особенно в школах-интернатах, где учащиеся большую часть времени проводят под наблюдением и опекой учителей и воспитателей.
В олигофренопсихологии рассматриваются отдельные аспекты процессов восприятия педагога учащимися (О.К.Агавелян, 1995; Р.И.Горожанкина, 1977; Ч.Б.Кожалиева, 1995; Н.Н.Морозова, 1995; Т.И.Янданова, 2000).
Применительно к детям с задержкой психического развития (ЗПР) работа О.К.Агавеляна (1995), посвященная отдельным аспектам восприятия учителя подростками с ЗПР.
2004, Масленникова, Наталья Викторовна – Особенности восприятия учителя старшими подростками с задержкой психического развития
2997, Хахалкина, Ульяна Викторовна - Особенности эмоционального восприятия учителя учащимися школы VIII вида
Мною было проведено исследование по оценке восприятия педагога и оценке к школьной ситуации у учащихся начальной школы на базе 2 учреждения:
- у лиц обучающихся в специальной (коррекционной) школе-интернате VI вида г.Москва
- у учащихся средней общеобразовательной школы г.Юбиленый Московской области
Каждая из групп насчитывает выборку 19 человек.
СЛАЙД 2
Испытуемый проходили тестирование по 5 методикам. Первый две индивидуальные, три фронтальные.
СЛАЙД 3
(описание веселый - грустный…)
СТАЙД 4
Полученные ответы распределяются по 4 типам.
Анализируя полученные результаты, составим диаграммы.
СЛАЙД 5
Проанализируем полученные результаты в случае с грустным мальчиком…
Как видно на диаграмме ученики массовой школы больше и сильнее переживают ситуацию неудачи во взаимодействии с классным учителем на предмет оценки их деятельности.
В случае детей с нарушением ОДА на первый план также выступает значимость оценки учителя, но уже в меньшей степени, нежели в массовой школе. Стоит отметить тот факт, что показатели значимости Непосредственного отношения с учителем и показатель Учитель — уроки, которые предполагают более эмоционально близкие взаимоотношения между учителем и учащимся у воспитанников с нарушением ОДА выше, чем у нормы.
СЛАЙД 6
Рассмотрим далее результаты в случае с веселым мальчиком…
Показатель ответов в массовой школе по типу Оценки со значительным перевесом виден на диаграмме. Данный показатель характеризуется тем, что ведущий вид деятельности – учебный, и у учащихся максимально выражено стремление к положительно оценке своей деятельности (Характернее ответы для данного типа – Поставила 5, Поставила две 5, 5 за диктант).
СЛАЙД 7
Следующая методика на изучение школьной тревожности.
На стимульных картинках были изображены различные школьные ситуации взаимодействия ученик-ученик, учник-учитель, класс-ученик и ряд других. Вот пример картинок.
СЛАЙД 8
Отдельно картинки для мальчиков и девочек, чтобы было проще было идентифицировать себя с персонажем представленным в тоё или иной ситуации.
Составим диаграмму полученных ответов…
СЛАЙД 9
Как видно из диаграммы количество печальных лиц в коррекционной школе незначительно больше, чем в массовой. Но стоит отметить тот факт, что для интерпретации использовались не 12, а 10 картинок, а 1 и 12 картинки являлись буферными, и в теории Прихожан говорилось о том, что в норме ребенок дает в последней 12 картинке лицо, и только в редких случаях , на что стоит обратить внимание.
В результатах коррекционной школы у 7 детей лицо, в случае массовой школы 0.
Ответы: заблудился в школе, пришел в школу, плохо прошел день в школе, не может одеться, трудно повесить вещи.
Данные результаты показывают то, что в коррекционной школе общий фон настроения учащихся и отношение к школьной ситуации ниже, а уровень тревожности выше чем у детей из массовой школы.
СЛАЙД 10
Следующая методика – Образ педагога. Учащимся предлагалось вспомнить лучшего, по их мнению педагога, с которым они взаимодействовали и худшего педагога.
СЛАЙД 11
Обговорю факт, имевший место быть во время процедуры тестирования.
В коррекционной школе, на просьбу вспомнить педагога-учителя-воспитателя-дефектолога-психолога-логопеда, который по их мнению был худший. У ряда учеников данная инструкции вызывала бурный протест и реакцию негативизма в выполнении данного теста, аргументируя свое поведение тем, что – Все учителя хорошие!
Данная реакция показывает некритичное принятие педагога как центральной фигуры, проводя параллель, схожее отношение в процессе онтогенеза дети испытывают к матери – безоценочное принятие.
В массовой школе таких случаев не было.
СЛАЙД 12
На данном слайде показаны качества, которые предлагалось оценивать.
Далее представлены сводные таблицы полученных результатов по массовой и коррекционной школе на предмет выставления качеству максимального балла.
СЛАЙД 13
Более подробный анализ по результатом данной методики будет освещен в квалификационной работе.
СЛАЙД 14
Методика Нравится – не нравится, направленная на изучение динамики изменения качества эмоционального состояния на протяжения недели в аспекте оценки: Школы, Кл.руководителя и Одноклассников.
Рассмотрим более подробно динамику отношения учащихся к классному руководителю.
СЛАЙД 15
На данном слайде приведены сводные таблицы по результатам отношения к кл.учителю в массовой и коррекционной школе.
Обозначения: Р-радостное лицо, Н-нейтральное, П-печальное. В таблице приведены показатели за неделю с ПН по ПТ. Цветом выделено максимальное количество выражаемой эмоции в день.
СЛАЙД 16
Составим теперь диаграмму общего количества выражаемого эмоционально состояния к учителю в целом за неделю.
На данной диаграмме видно, что в коррекционной школе отношение учеников к кл.учителю более позитивное и радостное, нежели в массовой школе.
СЛАЙД 17
Исследуя динамику изменения отношения учащихся к кл.учителю в течение недели я условно обозначила нейтральную эмоцию за 0, радостную за +1, а печальную за -1. И после построила график динамики эмоционально отношения за неделю.
Как видно из графика, в массовой школе динамика положительная, а в коррекционной представляет собой пилообразную кривую с динамикой к понижению эмоционального фона в аспекте ученик-учитель.
Данную динамику отношение учащихся к учителю можно объяснить некритичной оценкой учащихся к педагогу (это было показано в результатах 1 теста) и с совершенствованием достоверности оценки личностных качеств педагога в глазах учащихся на протяжении обучения в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/21/picture-283043-1377094731.jpg)
Особенности восприятия педагога учащимися начальной школы с нарушением опорно-двигательного аппарата
Проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме восприятия педагога учащимися младшего школьного возраста. Рассмотрены работы психологов, дефектологов, учителей в аспекте данной ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/21/picture-283043-1377094731.jpg)
Особенности восприятия школьной ситуации учащимися начальной школы с нарушением опорно-двигательного аппарата
Проведен анализ психолого-педагогической литературы по оценке школьной ситуации учащимися младшего школьного возраста. Рассмотрены работы психологов, дефектологов, учителей в аспекте данной проблемы (...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/18/picture-450828-1403116285.jpg)
Рабочая программа реализации здоровьесберегающих технологий на коррекционных логопедических занятиях с учащимися начальной школы, имеющих нарушения речи.
Департамент образования г. МосквыСеверо-восточное окружное управление образованияГосударственное бюджетное образовательное учреждениеЦентр Образования № 1490Утверждаю:Директор ГБОУ ЦО № 1490...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/09/picture-521753-1415559389.jpg)
"Навыки самоорганизации" рекомендации родителям и педагогам по формированию регулятивных учебных действий у учащихся начальной школы
Уже несколько лет образовательные учреждения Самарской области строят свою учебную деятельность по Федеральным государственным образовательным стандартам. На протяжении многих лет ро...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/21/picture-90880-1442853700.jpg)
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования учащихся с умственной отсталостью ,нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.4)
Основные цели и задачи коррекционного обучения:1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.2.Формирование представлений о се...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/26/picture-352976-1385455081.jpg)
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования учащихся с умственной отсталостью ,нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.4)
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования учащихся с умственной отсталостью ,нарушениями опорно-двигательного аппарата(вариант 6.4)...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/26/picture-1508015-1706257498.jpg)
Рабочая адаптированная коррекционно-развивающая программа по внеурочной деятельности педагога-психолога по курсу «Психомоторика и развитие деятельности» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата(вариант 6.2) 1-4 классов
Адаптированная рабочая программа по курсу «Психомоторика и развитие деятельности» для обучающихся по варианту 6.2. начального общего образования для обучающихся с НОДА – это пр...