Особенности восприятия педагога и оценка школьной ситуации учащимися начального звена школы VI вида
статья на тему
Приведены полученные результаты изучения восприятия педагога и оценки школьной ситуации учащихся начального звена обучения массовой и специальной (коррекционной) школы. Тезисы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ПЕДАГОГА И ОЦЕНКА ШКОЛЬНОЙ СИТУАЦИИ УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА ШКОЛЫ VI ВИДА
В психолого-педагогической литературе освещены многие аспекты восприятия учителями учащихся, показана роль учителя в учебно-воспитательном процессе. В меньшей степени затронута проблема оценки восприятия учителя и изучение школьной ситуации глазами учащихся (П.Р.Галузо, 1986; Н.Д.Демина, 1976; Х.Э. Лахт, 1982; ЖЛендел, 1979; Л.И.Мнацаканян, 1975; Т.Н.Мальковская, 1977; М.П.Пикельникова, 1970; Н.Г.Полехина, 1972 и др.). Однако экспериментально доказано, что содержание представлений об учителе, положительный опыт взаимодействия с ним влияет на формирование эталонов поведения учащихся, определяет способ общения, который они выбирают в контактах с окружающими, отражается на развитии их личности, становлении характера, на формировании их как субъектов учебной деятельности.
Особое место отводится младшим школьникам в силу социальной ситуации их развития. Ведущей деятельностью для данного возраста является учебная, а учитель становится центральной фигурой учебного процесса. Образ учителя одновременно выполняет замещающую функцию матери, в ситуации учебной сепарации ребенка, и способствует формированию позиции ученика, укреплению внутренней уверенности в своих силах, что обуславливает успешную социальную адаптацию к учебному процессу и дальнейшую интеграцию в обществе.
Взгляд на проблему общения учащихся с учителем при наличии отклонений развитии у первых, является особенно актуальным. В олигофренопсихологии рассматриваются некоторые аспекты восприятия педагога школьниками (О.К.Агавелян, 1995; Р.И.Горожанкина, 1977; Ч.Б.Кожалиева, 1995; Н.Н.Морозова, 1995; У.В.Хахалкина, 2007; Т.И.Янданова, 2000). Кроме того, опубликован ряд работ о восприятии учителя учащимися с задержкой психического развития (О.К.Агавелян, 1995; Н.В.Масленникова, 2004). Стоит отметить также взаимовлияние педагога и младших подростков с интеллектуальной недостаточностью, в контексте проблемы психического выгорания, которое получило отражение в работе В.Н.Феофанова (2009).
Проводимое нами исследование проходило на базе двух учреждений: специальной (коррекционной) общеобразовательной школе - интернат VI вида в г.Москва и массовой общеобразовательной школе в Московской области. В исследовании приняли участие две группы испытуемых. Из специальной (коррекционной) школы VI вида - 19 человек, учащихся 0-4 класса в возрасте от 8 до 12 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата, а также из массовой школы - 19 человек, учащихся 3 класса в возрасте от 9 до 11 лет без нарушений опорно-двигательного аппарата.
В результате проведенного нами эмпирического исследования особенностей восприятия педагога и школьной ситуации младшими школьниками с нарушением опорно-двигательного аппарата обнаружено следующее: значения по отдельным показателям выше у изучаемой категории младших школьников, по другим – ситуация противоположная. К первому типу относятся случаи:
- Изучение представлений учащихся о значимых моментах взаимодействия с педагогом показало, что младшие школьники с нарушением опорно-двигательного аппарата более эмоционально привязаны к педагогу и испытывают больший трепет и удовлетворение от факта эмоциональной поддержки педагога, чем сверстники без нарушений (разница составляет 17%).
- Оценка эмоционального восприятия педагога в группе младших школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата выше на 5 баллов, нежели в группе здоровых сверстников.
- Уровень школьной тревожности в группе младших школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата выше на 36%, по сравнению с аналогичным показателем в группе здоровых сверстников.
По некоторым показателям значения в группе младших школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата оказались ниже. К ним относятся:
- Оценка межличностного взаимодействия с педагогом в изучаемой группе младших школьников на 1,3 балла ниже аналогичной оценки здоровых сверстников. При проверке на достоверность различия по данному параметру оказалось что, нарушение опорно-двигательного аппарата оказывает влияние на неполное удовлетворение личных (неделовых) отношений с педагогом, о недостатке внимания, уделенного каждому ученику индивидуально; возможно о существовании некоторой недооценки учащегося как личности (
).
По результатам проведенного эмпирического исследования были даны рекомендации по оптимизации восприятия образа педагога и оценки школьной ситуации младшими школьниками с нарушением опорно-двигательного аппарата. Психолого-педагогические рекомендации составлены с учетом специфики нарушения учащихся и своеобразия возрастного периода. При соблюдении предложенных рекомендаций можно говорить, что у изучаемых младших школьников повысится значимость собственной деятельности и появится стремление к получению высокой оценки, выставленной педагогом в ходе учебно-воспитательного процесса, также снизится уровень школьной тревожности, а оценка эмоционального восприятия школьной ситуации возрастет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/21/picture-283043-1377094731.jpg)
Особенности восприятия школьной ситуации учащимися начальной школы с нарушением опорно-двигательного аппарата
Проведен анализ психолого-педагогической литературы по оценке школьной ситуации учащимися младшего школьного возраста. Рассмотрены работы психологов, дефектологов, учителей в аспекте данной проблемы (...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/28/picture-1151296-1561714856.jpg)
Оценка школьной мотивации учащихся начальных классов.Что мне нравится в школе
Сформированность у ребенка мотивационной сферы играет важнейшую роль для его успешности в учебной деятельности. Наличие у ребенка мотива хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показыват...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/20/picture-484174-1411227948.jpg)
Оценка школьной мотивации учащихся начальной школы (методика Н. Лускановой)
У детей серьезные затруднения в учебе, они не справляются с учебной деятельностью, проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебна...
Оценка школьной мотивации учащихся начальной школы (методика Н. Лускановой)
Методика мотивации....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/18/picture-1189840-1574093200.jpg)
Оценка школьной мотивации учащихся начальной школы по Н. Лускановой
Данная анкета может быть использована для индивидуального и группового обследования. Анкета предполагает повторный опрос, что позволяет оценить динамику школьной мотивации....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/20/picture-1176461-1574248413.jpg)
Оценка школьной мотивации учащихся начальной школы (методика Н. Лускановой)
Оценка школьной мотивации учащихся начальной школы ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/08/picture-1256107-1633717068.jpg)
Оценка школьной мотивации учащихся начальной школы (методика Н. Лускановой)
Оценка школьной мотивации учащихся начальной школы (методика Н. Лускановой)...