Особенности восприятия педагога и оценка школьной ситуации учащимися начального звена школы VI вида
статья на тему
Приведены полученные результаты изучения восприятия педагога и оценки школьной ситуации учащихся начального звена обучения массовой и специальной (коррекционной) школы. Тезисы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тезисы | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ПЕДАГОГА И ОЦЕНКА ШКОЛЬНОЙ СИТУАЦИИ УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА ШКОЛЫ VI ВИДА
В психолого-педагогической литературе освещены многие аспекты восприятия учителями учащихся, показана роль учителя в учебно-воспитательном процессе. В меньшей степени затронута проблема оценки восприятия учителя и изучение школьной ситуации глазами учащихся (П.Р.Галузо, 1986; Н.Д.Демина, 1976; Х.Э. Лахт, 1982; ЖЛендел, 1979; Л.И.Мнацаканян, 1975; Т.Н.Мальковская, 1977; М.П.Пикельникова, 1970; Н.Г.Полехина, 1972 и др.). Однако экспериментально доказано, что содержание представлений об учителе, положительный опыт взаимодействия с ним влияет на формирование эталонов поведения учащихся, определяет способ общения, который они выбирают в контактах с окружающими, отражается на развитии их личности, становлении характера, на формировании их как субъектов учебной деятельности.
Особое место отводится младшим школьникам в силу социальной ситуации их развития. Ведущей деятельностью для данного возраста является учебная, а учитель становится центральной фигурой учебного процесса. Образ учителя одновременно выполняет замещающую функцию матери, в ситуации учебной сепарации ребенка, и способствует формированию позиции ученика, укреплению внутренней уверенности в своих силах, что обуславливает успешную социальную адаптацию к учебному процессу и дальнейшую интеграцию в обществе.
Взгляд на проблему общения учащихся с учителем при наличии отклонений развитии у первых, является особенно актуальным. В олигофренопсихологии рассматриваются некоторые аспекты восприятия педагога школьниками (О.К.Агавелян, 1995; Р.И.Горожанкина, 1977; Ч.Б.Кожалиева, 1995; Н.Н.Морозова, 1995; У.В.Хахалкина, 2007; Т.И.Янданова, 2000). Кроме того, опубликован ряд работ о восприятии учителя учащимися с задержкой психического развития (О.К.Агавелян, 1995; Н.В.Масленникова, 2004). Стоит отметить также взаимовлияние педагога и младших подростков с интеллектуальной недостаточностью, в контексте проблемы психического выгорания, которое получило отражение в работе В.Н.Феофанова (2009).
Проводимое нами исследование проходило на базе двух учреждений: специальной (коррекционной) общеобразовательной школе - интернат VI вида в г.Москва и массовой общеобразовательной школе в Московской области. В исследовании приняли участие две группы испытуемых. Из специальной (коррекционной) школы VI вида - 19 человек, учащихся 0-4 класса в возрасте от 8 до 12 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата, а также из массовой школы - 19 человек, учащихся 3 класса в возрасте от 9 до 11 лет без нарушений опорно-двигательного аппарата.
В результате проведенного нами эмпирического исследования особенностей восприятия педагога и школьной ситуации младшими школьниками с нарушением опорно-двигательного аппарата обнаружено следующее: значения по отдельным показателям выше у изучаемой категории младших школьников, по другим – ситуация противоположная. К первому типу относятся случаи:
- Изучение представлений учащихся о значимых моментах взаимодействия с педагогом показало, что младшие школьники с нарушением опорно-двигательного аппарата более эмоционально привязаны к педагогу и испытывают больший трепет и удовлетворение от факта эмоциональной поддержки педагога, чем сверстники без нарушений (разница составляет 17%).
- Оценка эмоционального восприятия педагога в группе младших школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата выше на 5 баллов, нежели в группе здоровых сверстников.
- Уровень школьной тревожности в группе младших школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата выше на 36%, по сравнению с аналогичным показателем в группе здоровых сверстников.
По некоторым показателям значения в группе младших школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата оказались ниже. К ним относятся:
- Оценка межличностного взаимодействия с педагогом в изучаемой группе младших школьников на 1,3 балла ниже аналогичной оценки здоровых сверстников. При проверке на достоверность различия по данному параметру оказалось что, нарушение опорно-двигательного аппарата оказывает влияние на неполное удовлетворение личных (неделовых) отношений с педагогом, о недостатке внимания, уделенного каждому ученику индивидуально; возможно о существовании некоторой недооценки учащегося как личности ().
По результатам проведенного эмпирического исследования были даны рекомендации по оптимизации восприятия образа педагога и оценки школьной ситуации младшими школьниками с нарушением опорно-двигательного аппарата. Психолого-педагогические рекомендации составлены с учетом специфики нарушения учащихся и своеобразия возрастного периода. При соблюдении предложенных рекомендаций можно говорить, что у изучаемых младших школьников повысится значимость собственной деятельности и появится стремление к получению высокой оценки, выставленной педагогом в ходе учебно-воспитательного процесса, также снизится уровень школьной тревожности, а оценка эмоционального восприятия школьной ситуации возрастет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности восприятия школьной ситуации учащимися начальной школы с нарушением опорно-двигательного аппарата
Проведен анализ психолого-педагогической литературы по оценке школьной ситуации учащимися младшего школьного возраста. Рассмотрены работы психологов, дефектологов, учителей в аспекте данной проблемы (...
Оценка школьной мотивации учащихся начальных классов.Что мне нравится в школе
Сформированность у ребенка мотивационной сферы играет важнейшую роль для его успешности в учебной деятельности. Наличие у ребенка мотива хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показыват...
Оценка школьной мотивации учащихся начальной школы (методика Н. Лускановой)
У детей серьезные затруднения в учебе, они не справляются с учебной деятельностью, проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебна...
Оценка школьной мотивации учащихся начальной школы (методика Н. Лускановой)
Методика мотивации....
Оценка школьной мотивации учащихся начальной школы по Н. Лускановой
Данная анкета может быть использована для индивидуального и группового обследования. Анкета предполагает повторный опрос, что позволяет оценить динамику школьной мотивации....
Оценка школьной мотивации учащихся начальной школы (методика Н. Лускановой)
Оценка школьной мотивации учащихся начальной школы ...
Оценка школьной мотивации учащихся начальной школы (методика Н. Лускановой)
Оценка школьной мотивации учащихся начальной школы (методика Н. Лускановой)...