Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования учащихся с умственной отсталостью ,нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.4)
рабочая программа (1 класс)
Основные цели и задачи коррекционного обучения:
1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.
2.Формирование представлений о себе как «я», значимой и
равноправной личности для окружающих.
3.Формирование коммуникативных умений и социальных
контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде.
4.Формирование социально-бытовых умений, обеспечивающих жизнедеятельность;
5.Бытовая ориентация и социальная адаптация - как итог всей работы.
6.1Базовые учебные действия.
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности ребенка к овладению содержанием СИПР и включает следующие задачи:
- Формирование учебного поведения:
- Направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
- Умение выполнять инструкции педагога («возьми», «посмотри на меня», «покажи»);
- Использование по назначению учебных материалов;
- Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
2.Формирование умения выполнять задание:
- В течение определенного периода времени,
- От начала до конца,
- С заданными качественными параметрами.
Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Решение поставленных задач происходит на индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_programma_sipr6.4.docx | 99.55 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №33 ИМЕНИ КАВАЛЕРА ОРДЕНА "ЗА ЛИЧНОЕ МУЖЕСТВО" С.А.ВОТРИНА
ГОРОДСКОГО ОКРУГА СЫЗРАНЬ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
«Рассмотрено» на заседании Методического Объединения учителей начальных классов Протокол № 1 от «30» августа 2018г | «Рекомендовано» к утверждению Директором ГБОУ СОШ № 33 г. Сызрани _____________________ С.В.Романенко Зам. директора по УВР «31» августа 2018г. | «Утверждаю» к использованию Директор ГБОУ СОШ №33 г.Сызрани Приказ № 440 от «31» августа 2018г. __________________ В.Ю.Мавринский |
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования учащихся с умственной отсталостью ,нарушениями опорно-двигательного аппарата
(вариант 6.4)
Разработчики:
учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Гололобова Юлия Геннадьевна
2018 год.
I.Индивидуальные сведения о ребёнке
ФИО ребенка: Иванова Анна Дмитриевна
Возраст ребенка: 8 лет (24.01.2010г.р)
Место жительства:г.Сызрань,ул.Звёздная,76-107
Мать: Иванова Наталья Сергеевна
Отец: Иванов Дмитрий Владимирович
Год обучения в ГБОУ СОШ №33»: 1
Ступень обучения:1
Группа (особые потребности): 1
Заключение ПМПК : ДЦП. Выраженные стойкие нарушения двигательных функций. Умственная отсталость тяжёлая. Системное недоразвитие речи тяжёлой степени. Нарушения зрения. Нуждается в специальных условиях для получения образования. Тем самым является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья
II.Структура СИПР.
Содержание |
1. Индивидуальные сведения о ребёнке |
2. Структура СИПР |
3. Психолого-педагогическая характеристика на начало и на конец учебного года |
4. Индивидуальный учебный план |
5.Расписание индивидуальных занятий |
6. Содержание образования: |
6.1. Базовые учебные действия |
6.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов |
6.3. Нравственное развитие |
7. Специалисты, участвующие в реализации СИПР |
8. Программа сотрудничества с семьей |
9. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов |
10. Средства мониторинга и оценки динамики обучения |
11.Приложения |
III.Психолого-педагогическая характеристика
Анна обучается в школе первый год. Девочка воспитывается в полной семье, которая состоит из 4 человек, проживает в благоустроенной однокомнатной квартире. В семье воспитывается двое детей. Родители заботливо и доброжелательно относятся к дочери, заинтересованы в успешном развитии ребенка.
У девочки несформированность языковых средств на фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом уровнях с преобладанием недоразвития смысловой стороны речи. Характерно полное отсутствие словесных средств общения, только некоторые звуковые комплексы Девочка с трудом переносит длительные нагрузки, нуждается в частом отдыхе. Смене видов деятельности.
Анна реагирует на имя, понимание обращённой речи ограниченное (ситуативное). Выполняет простые речевые инструкции, в том числе сопровождаемые естественными жестами. Девочка произносит по подражанию отдельные звуки, звукоподражания животным и простые слова.
Эмоциональное состояние девочки устойчивое, спокойное. Девочка с удовольствием участвует в совместной деятельности со взрослыми. Анна реагирует на изменение интонации голоса, запрет. Учебное поведение частично сформировано: поддерживает правильную позу на занятиях, слушает учителя, выполняет знакомые речевые инструкции учителя. У ребенка отсутствует контроль выделений, она находится в памперсе. Во время приема пищи ложку не берет, при одевании и раздевании требуется помощь взрослого. Не может удерживать вложенный в руку предмет .
Анна обучается в 1 классе со 02.09.2018г.
Взаимоотношения со сверстниками: со сверстниками не контактирует, т.к. на домашнем обучении.
Взаимоотношения с педагогом: от общения часто отказывается, вступает в тактильный контакт. Инструкции взрослого понимает плохо.
Особенности социальных контактов: низкая познавательная активность, почти полное отсутствие речи.
Трудности в освоении норм поведения: усвоены недостаточно.
Трудности в обучении
С коррекционной программой VIII вида не справляется.
Особенности различных видов деятельности
Игровая деятельность: Выполняет простые игровые действия (хлопки), но нет усидчивости, игрушками манипулирует, разбрасывает, берет в рот
Не прослеживается положительная динамика в дидактических и подвижных играх.
Продуктивные виды деятельности: навыки и умения не соответствуют возрасту. Во всех видах деятельности требуется помощь и постоянный контроль.
Навыки самообслуживания: в основном все за ребенка делает мама.
Хозяйственно-бытовой труд : участие не принимает.
Приоритетные образовательные предметы:
1. Речь и альтернативная коммуникация
2. Человек
3. Окружающий природный мир
IV .Индивидуальный учебный план
Предметные области | Учебные предметы | Количество часов в нед. |
I.Обязательная часть | ||
1. Язык и речевая практика | 1.1 Речь и альтернативная коммуникация | 2 |
2.Окружающий мир | 2.1. Человек | 1 |
2.2. Окружающий социальный мир | 1 | |
3.Математика | 2 | |
4.Искусство, технология | 2 | |
Итого | 8 | |
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) | 8 | |
II.Часть, формируемая участниками образовательных отношений | ||
Коррекционные занятия(предметно-практические действия) | 2 | |
Сенсорное развитие Двигательное развитие | 1 1 | |
Всего к финансированию | 10 |
Режим работы
| Дата начала четверти | Дата окончания четверти |
1-ая четверть | 03.09.2018 | 26.10.2018г |
2-ая четверть | 06.11.2018г. | 28.12.2018г |
3-я четверть | 09.01.2019г. | 22.03.2019г. |
4-ая четверть | 01.04.2019г.- | 28.05.2019г. |
Продолжительность каникул в течение учебного года:
| Дата начала каникул | Дата окончания каникул |
Осенние | 27.10.2018 | 05.11.2018г |
Зимние | 29.12.2018г. | 08.01.2019г |
Дополнительные | 11.02.2019г. | 17.02.2019г |
Весенние | 23.03.2019г. | 31.03.2019г |
Летние | 01.06.2019 г. | 31.08.2019 г |
V Расписание индивидуальных занятий.
Учебная нагрузка индивидуального обучения на дому:
обучающегося 1 класса Ивановой Анны составляет 10 часов в неделю.
Продолжительность одного занятия 35 минут с 10-минутным перерывом.
Дни недели | 13.30 – 14.05 | 14.05- 14.15 | 14.15- 14.50 | 14.50 - 15.00 | 15.00-15.35 |
Понедельник | Математика | перемена | Технология | перемена | Предметно-практические действия |
Вторник | Речь и альтернативная | перемена | Человек | ||
Среда | Речь и альтернативная | перемена | Математика | перемена | Искусство |
Четверг | Окружающий природный мир | перемена | Предметно-практические действия |
Формы организации учебного процесса:
Принцип построения уроков–занятий – коммуникативный, основанный на предметно-практической деятельности.
Организация и проведение уроков по предметам строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Уроки-занятия включают в себя практические упражнения.
Виды деятельности учащегося на уроке:
- наблюдение;
- упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные,
аудиально-визуальные (слушание, показ);
- игры-имитации, жестово-образные игры;
- штриховка с помощью учителя;
- предметно-практическая деятельность: складывание, перекладывание, вставление, нанизывание, сминание, разрывание предметов ;
Сроки освоения образовательной программы определяются индивидуальными возможностями конкретного ребенка.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, («академический» и формирование жизненной компетенции), задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности. Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.
Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками с учетом его индивидуальных возможностей и психофизического состояния, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовывать их в условиях семьи и гражданского общества.
VI.Содержание образования.
Основные цели и задачи коррекционного обучения:
1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.
2.Формирование представлений о себе как «я», значимой и
равноправной личности для окружающих.
3.Формирование коммуникативных умений и социальных
контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде.
4.Формирование социально-бытовых умений, обеспечивающих жизнедеятельность;
5.Бытовая ориентация и социальная адаптация - как итог всей работы.
6.1Базовые учебные действия.
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности ребенка к овладению содержанием СИПР и включает следующие задачи:
- Формирование учебного поведения:
- Направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
- Умение выполнять инструкции педагога («возьми», «посмотри на меня», «покажи»);
- Использование по назначению учебных материалов;
- Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
2.Формирование умения выполнять задание:
- В течение определенного периода времени,
- От начала до конца,
- С заданными качественными параметрами.
Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Решение поставленных задач происходит на индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.
Содержание | 1 полугодие | 2 полугодие |
Формирование учебного поведения | ||
- поддержание правильной позы во время занятия | ||
- направленность взгляда: | ||
| ||
| ||
- выполнение инструкций педагога: | ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
- использование по назначению учебных материалов | ||
- выполнение действия | ||
| ||
| ||
| ||
- выполнение задания от начала до конца | ||
- переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. |
6.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.
Содержание | 1 полугодие | 2 полугодие |
Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация | ||
Коммуникация | ||
Установление контакта | ||
- установление зрительного контакта | ||
- приветствие собеседника в ответ на его приветствие: словом | ||
Поддержание контакта | ||
- поддержание зрительного контакта | ||
- выражение своих желаний: словом предложением | ||
- выражение согласия: жестом (кивок головы) словом «Да» | ||
Завершение контакта | ||
- прощание с собеседником: словом | ||
фразой | ||
Развитие речи | ||
Устная речь | ||
Импрессивная речь | ||
- понимание названий предметов по темам: «Мебель» | ||
«Одежда» | ||
«Обувь» | ||
«Посуда» | ||
«Бытовая техника» | ||
«Насекомые» | ||
«Грибы» | ||
«Ягоды» | ||
- понимание обобщающих понятий:
|
|
|
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
- понимание названий действий | ||
- понимание прилагательных:
| ||
| ||
| ||
| ||
- понимание наречий:
| ||
| ||
| ||
- понимание местоимений:
| ||
| ||
| ||
- понимание предлогов:
| ||
| ||
| ||
- понимание простых распространенных предложений (Собака спит в будке и др.) | ||
Экспрессивная речь | ||
- употребление названий предметов по темам: «Мебель» | ||
«Одежда» | ||
«Обувь» | ||
«Посуда» | ||
«Бытовая техника» | ||
«Насекомые» | ||
«Грибы» | ||
«Ягоды» | ||
- употребление обобщающих понятий:
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
- употребление названий действий | ||
- употребление прилагательных:
| ||
| ||
| ||
| ||
- употребление наречий:
| ||
| ||
| ||
| ||
- употребление местоимений:
| ||
| ||
| ||
- употребление предлогов:
| ||
| ||
| ||
- употребление простых распространенных предложений (Собака спит в будке и др.) | ||
- ответы на вопросы по содержанию текста | ||
- определение последовательности событий | ||
Математические представления | ||
Количественные представления | ||
- нахождение одинаковых объектов: | ||
| ||
| ||
- различение множеств | ||
| ||
| ||
| ||
Пространственные представления | ||
- составление упорядоченного ряда из однородных предметов | ||
- составление предмета (изображения): | ||
| ||
| ||
- группировка предметов по цвету | ||
Представления о форме | ||
- группировка предметов по форме | ||
- соотнесение объемных форм с геометрическими фигурами | ||
Представления о величине | ||
- группировка предметов по величине | ||
различение предметов по форме
| ||
-различение предметов по величине
| ||
Окружающий природный мир | ||
Животный мир | ||
различение диких животных: | ||
| ||
| ||
| ||
| ||
- различение домашних животных: | ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
- различение насекомых:
| ||
Растительный мир | ||
- различение отдельных фруктов: | ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
- различение отдельных овощей: | ||
| ||
| ||
| ||
| ||
6.3. Нравственное развитие
- Способность замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, замечая какие события, встречи;
- Доброжелательное отношение к окружающим; умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных; доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.);
- Умение выражать свои желания, делая выбор; умение принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий; контроль своих эмоций и поведения;
- Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, работе, досуге;
- Ориентация в религиозных ценностях с учетом желания и вероисповедания обучающегося и его семьи.
VII.Специалисты, участвующие в реализации СИПР.
Психолог,учитель- классный руководитель.
VIII Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося
Задачи | Мероприятия | Отчет о проведении |
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка |
| |
обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации |
| |
организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения |
| |
организация участия родителей во внеурочных мероприятиях |
|
IХ .Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
- Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Дикие и домашние животные», «Грибы», «Птицы», «Рыбы», «Насекомые», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Бытовая техника», «Профессии», «Музыкальные инструменты».
- Конструктор «Лего», логические блоки Дьенеша, «Почтовый ящик», набор предметов для группировки по цвету, форме и величине, геометрическое и цветовое домино, геометрическое лото, счетный материал, разрезные картинки для составления изображения из 2-3 частей.
- Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски, кисточки, стаканчик «непроливайка», альбом для рисования, цветные карандаши, ножницы, цветная бумага, цветной картон, клей, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки.
- Компьютер, проектор, презентации, видеозаписи, экран для проектора.
Х.Средства мониторинга и оценки динамики обучения. Условные обозначения.
Уровни освоения (выполнения) действий / операций | |
1. Пассивное участие / соучастие. - действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним). | ПУ |
2. Активное участие. действие выполняется ребёнком: | |
- со значительной помощью взрослого | П |
- с частичной помощью взрослого | ЧП |
- по последовательной инструкции (изображения или вербально) | ПИ |
- по подражанию или по образцу | ПО |
- самостоятельно с ошибками | СО |
- самостоятельно | С |
Сформированность представлений | |
1. Представление отсутствует | ПО |
2. Не выявить наличие представлений | НП |
3. Представление на уровне: | |
- использования по прямой подсказке | ПП |
- использование с косвенной подсказкой (изображение) | КП |
- самостоятельное использование | СИ |
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ
Название методики / оборудования | Цель |
1.Пирамида | Понимание инструкции, состояние моторики, различение цветов, способ собирания, различение величины |
2.Предметные и геометрические вкладки | Понимание инструкции, способ деятельности, состояние моторики, запас сведений об окружающем, знание г/ф |
3.Коробка форм | Уровень развития ориентировки на форму, понимание задания, способ выполнения, состояние моторики |
4.Разбери и сложи матрёшку | Проверка развития ориентировки на величину, сформированность понятий «большой – маленький», «один – много», обучаемость |
5.Найди такую же Картинки половинки | Соотносит слово с изображением, сформированность понятия тождества, процессы сравнения, понимание названий предметов и действий с ними |
6.Группировка игрушек | Уровень развития восприятия форм, умение использовать геометрические эталоны при определении общей формы конкретных предметов, способ выполнения |
7.Поиграй | Наличие и стойкость интереса к игрушке, характер действия с ней |
8.Разрезные картинки | Понимание инструкции и цели задания, умение видеть целое на основе составляющих частей, сформированность наглядно – действенного и наглядно – образного мышления, способ деятельности, реакция на результат, состояние моторики, перенос на аналогичное задание |
9.Поймай рыбку | Уровень развития наглядно – действенного мышления, способ выполнения, отношение к результату, моторные навыки |
10.Найди пару | Умение анализировать и сравнивать изображения, находить сходство и различие. |
11.Построй из кубиков | Умение работать по показу, подражанию, действовать целенаправленно; уровень развития зрительного анализа и воспроизведения заданных конструкций |
12.Нарисуй | Уровень развития предметного рисунка, умение держать карандаш, интерес к рисованию, зрительное восприятие, раскрашивание |
13.Построй из палочек | Особенности деятельности (действует осознанно или механически), уровень развития пространственной ориентации в расположении объектов на плоскости, зрительного анализа и воспроизведение заданных конструкций, работоспособность, стойкость интереса к выполнению задания, отношение к своим успехам и неудачам |
14.Работа с картинкой (дети, выполняющие различные действия: держит мяч, надевает сапог и т.д.) | Исследовать умение различать правую и левую стороны в изображении на картинке, у собеседника. Уровень сформированности представлений о частях тела |
15.ГМН: обводка по пунктиру, штриховка, умение самостоятельно проводить линию. | Уровень сформированности графо – моторных навыков, состояние мелкой моторики, умение держать карандаш, зрительно – двигательная координация |
17. Дорисуй (круги, треугольники) | Выявить наглядно – образные представления, целостность восприятия, зрительно – двигательную координацию, графические навыки, знание г/ф |
18.Времена года | Оценить степень развитости у ребёнка представлений о временах года. Словарный запас. Звукопроизношение. |
19.Дни недели. Части суток | Оценить степень развитости у ребёнка представлений о днях недели, частей суток |
20.Шумовые коробочки | Знание цвета, понимание инструкции, зрительное, слуховое восприятие, сформированность понятия «одинаковые» |
21.Чудесный мешочек | Уровень развития тактильного восприятия: мягкий - твёрдый, гладкий – колючий; тактильное восприятие формы, величины |
22.Задания на определение «холодный – тёплый, гладкий – колючий, мокрый – сухой» | Уровень сформированности понятий: не определяет, определяет при тактильном контакте, по картинке |
23.Работа с мозаикой | Способы деятельности: по подражанию, по образцу, по замыслу; состояние мелкой моторики |
24.Работа с пластилином | Способы деятельности: по подражанию, по образцу, по замыслу; состояние мелкой моторики |
25. Работа с бумагой | Способы деятельности: по подражанию, по образцу, по замыслу; состояние мелкой моторики |
Приложение.
Программы учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области.
Календарно-тематическое планирование
1.Речь и альтернативная коммуникация.
Пояснительная записка.
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития данного ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими: Ученик имеет нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, у него отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности, а также отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. Кроме того, понимание речи данного ученика окружающими значительно затруднено.
В связи с этим, обучение ребенка речи и коммуникации включает целенаправленную педагогическую работу по формированию у него потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации социального общения.
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное, поэтапное, планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
Программно-методический материал по «Общению» представлен следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации».
Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта.
Ученик не владеет устной (звучащей) речью, ему подобраны альтернативные средства коммуникации. К ним относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (пиктограмма, фотография, цветная картинка, черно - белая картинка, пиктограмма), электронные устройства (планшетные компьютеры, компьютеры).
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.
Материально-техническое оснащение учебного предмета «Общение» включает:
- Графические средства для альтернативной коммуникации: карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), коммуникативные таблицы и тетради для общения.
- Электронные устройства для альтернативной коммуникации: записывающие и воспроизводящие устройства, компьютерные устройства, синтезирующие речь (например, планшетный компьютер и др.) ;
- информационно-программное обеспечение: обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;
- аудио и видео программы.
Содержание предмета.
- Коммуникация.
Коммуникация с использованием вербальных средств. Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком(словом).Привлечение к себе внимания звуком (словом).Выражение своих желаний звуком (словом). Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом).Выражение согласия (не согласия) звуком (словом).Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы жестом, словом. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником. Прощание с собеседником звуком (словом).
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответ на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (не удовольствия; приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия) , благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание) , ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.
- Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Импрессивная речь.
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.) Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, педагога. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, игрушки, одежда, обувь, животные). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание простых предложений из 2-3 –х слов.
Экспрессивная речь.
Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Называние (употребление)звуком, звукоподражанием, звуковым комплексом, обозначающих предмет (посуда, игрушки, одежда, обувь, животные) Называние (употребление) звуком, звукоподражанием, звуковым комплексом, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Называние (употребление) звуком, звукоподражанием, звуковым комплексом, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой.)
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Сообщение собственного имени посредством графического изображения (электронного устройства). Сообщение имён членов семьи посредством графического изображения (электронного устройства). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, игрушки, одежда, животные). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, игрушки, одежда).
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
«Речь и альтернативная коммуникация».
Предметные результаты
Минимальный уровень:
- Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.)
- Реагирование на собственное имя.
- Узнавание (различение) имён членов семьи, педагога.
- Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.
- Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.)
Достаточный уровень:
- Называние (употребление)звуком, звукоподражанием, звуковым комплексом, обозначающих предмет (посуда, игрушки, одежда, обувь, животные)
- Называние (употребление) звуком, звукоподражанием, звуковым комплексом, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
- Называние (употребление) звуком, звукоподражанием, звуковым комплексом, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой.)
- Сообщение собственного имени посредством графического изображения (электронного устройства).
- Сообщение имён членов семьи посредством графического изображения (электронного устройства).
- Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов.
Личностные результаты:
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение доступными социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми в разных социальных ситуациях;
- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, отзывчивости.
Календарно-тематическое планирование
«Речь и альтернативная коммуникация».
66 часов
1 четверть - недельных -2 часа, всего – 16 ч
№ п/п | Тема урока | Формируемые представления | Материалы и оборудование | часы | По плану | По факту |
1. | Установление зрительного контакта с собеседником | Эмоциональный контакт с учителем. Овладение начальными навыками адаптации к учебе. | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 2 | ||
2. | Реагирование на собственное имя | Поворот головы, жест, звукокомплексы на реагирование своего имени. | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 2 | ||
3. | Приветствие собеседника жестом (пожать руку), звуком. | Пожатие руки или звукокомплекс на приветствие. Развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости. | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 2 | ||
4. | Выражение своих желаний (жестом), звуком, словом «дай». | Показ жестом, звуком или словом своего желания. | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 2 | ||
5. | Выражение просьбы о помощи жестом, звуком, словом «помоги». | Показ жестом, звуком или словом просьбы о помощи. | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 2 | ||
6. | Выражение согласия жестом (кивок головы), словом «да». | Показ жестом, звуком или словом своего желания. | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 2 | ||
7. | Выражение несогласия жестом (покачать головой из стороны в сторону), словом «нет». | Показ жестом, звуком или словом своего желания. | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 2 | ||
8. | Дыхательные упражнения без речевого сопровожде- ния. | Формирование правильного выдоха. | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 2 |
2 четверть -16ч.
1 | Дыхательные упражнения с речевым сопровождением. | Формирование правильного выдоха. | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 2 | ||
2. | Артикуляционная гимнастика (простые упражнения). | Отработка артикуляционных упражнений для постановки звуков. | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 2 | ||
3. | Импрессивная речь Различение по именам членов семьи, педагога. | Узнавание и различение членов семьи и педагога. | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 2 | ||
4. | Понимание слов, обозначаю- щих предмет: кружка. | Узнавание и различение предмета (кружка) среди других предметов. | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 2 | ||
5. | Понимание слов, обозначаю- щих предмет: ложка. | Узнавание и различение предмета (ложка) среди других предметов. | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 2 | ||
6. | Понимание слов, обозначаю- щих предмет: тарелка. | Узнавание и различение предмета (тарелка) среди других предметов. | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 2 | ||
7. | Понимание слов, обозначаю- щих предмет: стул. | Узнавание и различение предмета (стул) среди других предметов. | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 2 | ||
8. | Понимание слов, обозначаю- щих предмет: стол. | Узнавание и различение предмета (стол) среди других предметов. | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 2 |
3 четверть-20ч.
1. | Понимание слов, обозначающих предмет: яблоко, банан. | Узнавание (различение) предметов: яблоко, банан. | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 3 | ||
2. | Понимание слов, обозначающих предмет: носки. | Узнавание (различение) предмета: носки. | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 2 | ||
3. | Понимание слов, обозначающих предмет: куртка. | Узнавание (различение) предмета: куртка. | Картинки, презентации, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 3 | ||
4. | Понимание слов, обозначающих предмет: футболка. | Узнавание (различение) предмета: футболка. | Картинки, презентации, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 2 | ||
5. | Понимание слов, обозначающих предмет: брюки. | Узнавание (различение) предмета: брюки. | Картинки, презентации, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 3 | ||
6. | Понимание слов, обозначающих предмет: шапка. | Узнавание (различение) предмета: шапка. | Картинки, презентации, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 2 | ||
7. | Понимание слов, обозначающих предмет: ботинки. | Узнавание (различение) предмета: ботинки. | Картинки, презентации, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 3 | ||
8. | Понимание слов, обозначающих предмет: мяч. | Узнавание (различение) предмета: мяч. | Картинки, презентации, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 2 | ||
4 четверть -14ч. | ||||||
1. | Понимание слов, указывающих на предмет, его признак: мой. | Узнавание предметов, которые изучили: мой мяч и т.д. | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 2 | ||
2. | Понимание слов, указывающих на предмет, его признак: твой. | Узнавание предметов, которые изучили: твой мяч и т.д. | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 2 | ||
3. | Понимание простых нераспространенных предложений (Оля ест) и т.п. | Проговаривание (звукокомплекс) и понимание простых нераспространенных предложений. | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 2 | ||
4. | Экспрессивная речь Называние своего имени. | Проговаривание (звукокомплекс) своего имени. | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 2 | ||
5. | Называние имен членов семьи. | Проговаривание (звукокомплекс) имен членов семьи | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 2 | ||
6. | Называние имени педагога. | Проговаривание (звукокомплекс) имени педагога. | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 2 | ||
7. | Повторение пройденного. | Картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы. | 2 |
В качестве комплекса артикулярной гимнастики можно рекомендовать следующие:
«Вкусное варенье» - движения широким языком по верхней губе вверх и вниз. Губы и нижняя челюсть неподвижны.
«Прятки» - не закрывая рот, язык отодвинут назад, кончик языка находится внизу.
«Закрытые ворота» - язык между зубами.
«Маятник» - медленное с постепенным ускорением движение языка вправо и влево, как маятник и др.
Для развития речевого дыхания и выработки плавного выдоха при произношении звуков речи следует проводить дыхательные упражнения без речевого сопровождения, например:
- поддувание листиков, бумажных ленточек;
- раздувание углей в костре, дутье на чай, больное место, надувание шарика;
- дыхательные упражнения с произношением звука.
Материально-техническое оснащение учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» включает:
- графические средства для альтернативной коммуникации: карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), коммуникативные таблицы и тетради для общения, технические средства для альтернативной коммуникации: записывающие устройства, компьютерные устройства, синтезирующие речь;
- информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм, компьютерные программы символов, компьютерные программы для общения, обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;
- аудио и видеоматериалы.
Учебно- методическое обеспечение
Литература для учителя:
Основная:
1. АООП НОО ГБОУ «СКШИ VIII вида»
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, Москва «Просвещение» 2010 г.
Дополнительная:
- Аксенова А. К.. Якубовская Э. В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1 - 4 классах вспомогательной школы. М., 1987.
- Бабина Г.В. Анализ смысловой структуры текста учащимися с тяжелыми нарушениями речи // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник. – М., 2005.
- Бабина Г.В. Системный подход в формировании грамматического строя речи у учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики / Под ред. Л. И. Беляковой.– М., 1985.
- Воронкова В. В. Коломыткина, И.В. Букварь для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
- Воронова В. В. Обучение грамоте и правописанию в 1 - 4 классах вспомогательной школы. М., 1988.
- Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей / Под ред. В. В. Воронковой. М., 1994.
- Ермакова И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. - М. 1996.
- Зикеев А. Г. Читай! Размышляй! Пиши! Часть 1-3: пособие по развитию речи для 3-6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида. М. Владос. 2005 г.
2.Ознакомление с окружающим миром
На занятиях для обучающегося с детским церебральным параличом на уроках ознакомление с окружающим миром проводится работа над развитием и коррекцией зрительного восприятия и пространственной ориентировки. Каждый урок содержит подобранные по степени возрастающей сложности упражнения для развития общей, артикуляционной и мелкой моторики.
На всех уроках реализуются коррекционно-развивающие цели: проводится работа над развитием и коррекцией всех высших психических функций – мышлением, памятью, вниманием.
Планируемые результаты:
Неживая природа:
Ребенок должен:
-иметь представление о сезонных изменениях в природе;
-определять состояние погоды: солнечно. Пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег;
Живая природа:
Ребенок должен иметь представление:
-о домашних животных;
-о перелётных и зимующих птицах;
о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.
Растительный мир:
Ребенок должен иметь представление:
-об условиях необходимых для роста растений;
-о лесных ягодах и грибах;
-об овощах и фруктах;
- о деревьях, кустарниках и цветах.
Окружающий природный мир.
Планирование составлено на основании:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. и ориентировано на учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Живой мир. 1 класс: учебник для спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. / Н.Б.Матвеева, М.С.Котина, Т.О.Куртова – 4-е изд. - М.: Просвещение, 2014.
( 2 часа в неделю, 33 недели – 66 часов)
№ | Кол-во | Тема урока | ||
1 четверть(12ч) | ||||
1-2 | 2 | Объекты живой и неживой природы | ||
3-4 | 2 | Земля и солнце. Значение солнца.Солнце и жизнь растений | ||
5-6 | 2 | День и ночь. Небо днём и ночью | ||
7-8 | 2 | Сутки. Занятия людей в течение суток | ||
9-10 | 2 | Времена года | ||
11-12 | 2 | Осень. Признаки осени. Занятия и одежда детей осенью. | ||
2 четверть(7ч) | ||||
13-15 | 3 | Зима. Признаки зимы. Занятия и одежда детей зимой | ||
16-19 | 4 | Весна. Признаки весны. Занятия и одежда детей весной | ||
3 четверть(15ч) | ||||
20-23 | 3 | Лето. Признаки лета. Занятия и одежда детей летом | ||
23-25 | 3 | Растения. Строение, сходство и различие растений | ||
26-28 | 3 | Плоды растений. Семена | ||
29-31 | 3 | Комнатные и дикорастущие растения | ||
32-34 | 3 | Животные. Строение, сходство и различие животных | ||
4 четверть(9ч) | ||||
35-37 | 3 | Детёныши животных | ||
38-40 | 3 | Домашние и дикие животные | ||
41-43 | 3 | Приспособление животных к различным условиям жизни. | ||
ЧЕЛОВЕК(23ч) | ||||
44-45 | 2 | Человек. Части тела человека | ||
46-47 | 2 | Гигиенические навыки. Лицо человека | ||
48 | 1 | Глаза человека | ||
49 | 1 | Уши и нос человека | ||
50 | 1 | Рот человека | ||
51 | 1 | Кожа человека | ||
52-53 | 2 | Скелет и мышцы человека | ||
54 | 1 | Уход за руками | ||
55 | 1 | Уход за ногтями | ||
56 | 1 | Уход за лицом | ||
57 | 1 | Уход за волосами | ||
58 | 1 | Уход за ушами | ||
59 | 1 | Уход за телом | ||
60-61 | 2 | Называние своего возраста | ||
62-63 | 2 | Рассказ о себе | ||
64-66 | 3 | Знание о вредных привычках |
3.Математика
Программа разработана на основе:
Положения о рабочей программе учебных предметов в соответствии с требованиями утверждённого ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);на основе адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); на основе требований федерального государственного образовательного стандарта образования; учебно-методического комплекса (учебник для спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1-2 части / Т.В. Алышева. – 5-е изд. - М.: Просвещение, 2014.)
Содержание учебного курса
Основные задачи реализации содержания
Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления.
Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность. Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач.
Подготовка к изучению чисел и действий с ними. Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления
Сравнение предметов по размеру (больше—меньше, выше—ниже, длиннее-короче) и форме (круглый, квадратный, треугольный и др.).
Пространственные представления, взаимное расположение предметов: вверху, внизу (выше, ниже), слева, справа (левее, правее), перед, за, между; рядом.
Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх .Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже. Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, больше (меньше)
Числа от 1 до 10 и число 0. Нумерация
Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет предметов. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете. Число 0. Его получение и обозначение. Сравнение чисел. Равенство, неравенство. Знаки «>», «<», «=» .
Сложение и вычитание
Конкретный смысл и названия действий. Знаки «+», «-»,=. Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания .Сложение и вычитание с числом 0.
Математические представления.
Планирование составлено на основании:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В.
Математика. 1 класс: учебник для спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1-2 части / Т.В. Алышева. – 5-е изд. - М.: Просвещение, 2014.
( 2 часа в неделю 33 недели - 66 часов)
№ | Кол-во часов | Тема урока |
1-2 | 2 | Цвет, назначение предметов. Круг. |
3-4 | 2 | Большой – маленький. Одинаковые, равные по величине. |
5-6 | 2 | Слева – справа. В середине, между. |
7-8 | 2 | Квадрат. Вверху – внизу, выше – ниже, верхний – нижний, на, над, под. |
9-10 | 2 | Длинный – короткий. Внутри – снаружи, в, рядом, около. |
11-12 | 2 | Треугольник. Широкий – узкий. |
13-14 | 2 | Далеко – близко, дальше – ближе, к, от. Прямоугольник. |
15-16 | 2 | Высокий – низкий. Глубокий – мелкий. |
17-18 | 2 | Впереди – сзади, перед, за. Первый – последний, крайний, после, следом, следующий за. |
19-20 | 2 | Толстый – тонкий. Сутки: утро, день, вечер, ночь. |
21-22 | 2 | Рано – поздно. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день. |
23-24 | 2 | Быстро – медленно. Тяжёлый – лёгкий. |
25-26 | 2 | Много – мало, несколько. Один – много, ни одного. |
27-28 | 2 | Давно – недавно. Молодой – старый. |
29-30 | 2 | Больше – меньше, столько же, одинаковое (равное) количество. |
31-32 | 2 | Сравнение объёмов жидкостей, сыпучих веществ. |
33-34 | 2 | Число и цифра 1. |
35-36 | 2 | Число и цифра 2. |
37-38 | 2 | Шар. |
39-40 | 2 | Число и цифра 3. |
41-42 | 2 | Куб. |
43-44 | 2 | Число и цифра 4. |
45-46 | 2 | Число и цифра 5. |
47-48 | 2 | Точка, линии. |
49-50 | 2 | Овал. |
51-52 | 2 | Число и цифра 0. |
53-54 | 2 | Число и цифра 6. |
55-56 | 2 | Число и цифра 7. |
57-58 | 2 | Сутки, неделя. |
59-60 | 2 | Число и цифра 8. |
61-62 | 2 | Число и цифра 9. |
63-64 | 2 | Число 10. |
65-66 | 2 | Повторение изученного за год |
4.Изобразительная деятельность. (технология)
Планирование составлено на основании:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В.
( 1часа в неделю, 33 недели – 33 часа)
№ | Кол-во часов | Тема урока |
1-2 | 2 | Рисование предметов разной формы и окраски |
3-4 | 2 | Рисование прямых линий (заборчик), косых линий (косой дождь) |
5-6 | 2 | Рисование горизонтальных и вертикальных линий (лесенка, шахматная доска.) |
7-8 | 2 | Рисование предметов шаровидной формы (Воздушные шарики, машина с колесами) |
9-10 | 2 | Рисование предметов прямоугольной и треугольной формы (книга, дорожный знак) |
11-12 | 2 | Рисование несложного геометрического узора в полосе |
13-14 | 2 | Рассматривание иллюстраций в книге сказок. Сравнивание предметов по форме, величине, цвету, рисование этих предметов. |
15-16 | 2 | Рисование несложных предметов, состоящих из нескольких частей (флажки, бусы) |
17-18 | 2 | Рисование растительных элементов (веточка ели, лист) |
19-20 | 2 | Рисование по памяти (после показа) несложных по форме игрушек |
21-22 | 2 | Рисование с проведением диагоналей. Раскрашивание полученных треугольников в контрастные цвета |
23-24 | 2 | Рисование с натуры игрушки – кораблика |
25-26 | 2 | Рисование с натуры элементов строительного материала |
27-28 | 2 | Рисование иллюстрации к сказке («Колобок») |
29-30 | 2 | Рисование с натуры праздничного флажка. |
31-32 | 2 | Рисование «Я ракету нарисую» |
33 | 1 | Подведение итогов за год |
5,Музыка и движение.
Планирование составлено на основании:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В.
( 1часа в неделю, 33 недели – 33часа)
№ | Кол-во часов | Тема урока |
1-2 | 2 | Как услышать музыку? |
3-4 | 2 | Музыка осени. Мелодия – душа музыки |
5-6 | 2 | Различение быстрой музыки |
7-8 | 2 | Различение умеренной музыки |
9-10 | 2 | Различение медленной музыки |
11-12 | 2 | Музыкальные инструменты. |
13-14 | 2 | Подпевание отдельных звуков (слогов, слов), повторяющихся звуков (слогов, слов) |
15-16 | 2 | Песня. |
17-18 | 2 | Движение под музыку в медленном темпе |
19-20 | 2 | Движение под музыку в умеренном темпе |
21-22 | 2 | Движение под музыку в быстром темпе |
23-24 | 2 | Танец |
25-26 | 2 | Сравнение тихой и громкой музыки |
27-28 | 2 | Звуки музыкальные и немузыкальные |
29-30 | 2 | Прослушивание песен |
31-32 | 2 | Композитор |
33 | 1 | Подведение итогов за год |
Предметно-практические действия.
6.Двигательное развитие.
( 1 час в неделю, 33 недели – 33 часа)
№ | Дата | Тема урока |
1-2 | 2 | Сминание материала (бумага): одной рукой, двумя руками |
3-4 | 2 | Разрывание материала (бумага) |
5-6 | 2 | Размазывание материала (краска, клейстер): одной рукой, двумя руками |
7-8 | 2 | Пересыпание материала (крупа, песок, мелкие предметы), переливание материала (вода) |
9-10 | 2 | Разминание материала (соленое тесто, пластилин): одной рукой, двумя руками |
11-12 | 2 | Вынимание предметов (из коробки) |
13-14 | 2 | Складывание предметов (в коробку) |
15-16 | 2 | Перекладывание предметов (из коробки в коробку) |
17-18 | 2 | Встряхивание предмета (шумящие и звенящие предметы) |
19-20 | 2 | Нажимание на предмет всей рукой |
21-22 | 2 | Вставление предметов (стаканчиков) друг в друга |
23-24 | 2 | Вставление в отверстия |
25-26 | 2 | Нанизывание предметов (кольца, шарики, крупные бусины): |
27-28 | 2 | Вращение предмета (вентиль крана, крышка пластиковой бутылки) |
29-30 | 2 | Сжимание предмета (резиновые игрушки, губка, прищепки): одной рукой, двумя руками, пальцами |
31-32 | 2 | Открывание предмета: коробка, банка с капроновой крышкой, закрывание предмета: коробка, банка с капроновой крышкой |
33 | 1 | Толкание предмета (ящик шкафа, входная дверь): от себя к себе |
7.Сенсорное развитие.
( 1 час в неделю, 33 недели – 33 часа)
№ | Кол-во часов | Тема урока |
1-2 | 2 | Слуховое восприятие. Локализация неподвижного источника звука, расположенного: на уровне уха справа |
3-4 | 2 | Слуховое восприятие. Локализация неподвижного источника звука, расположенного: на уровне уха слева |
5-6 | 2 | Слуховое восприятие. Локализация неподвижного источника звука, расположенного: на уровне плеча справа |
7-8 | 2 | Слуховое восприятие. Локализация неподвижного источника звука, расположенного: на уровне плеча слева |
9-10 | 2 | Кинестетическое восприятие. Адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека: поглаживание |
11-12 | 2 | Кинестетическое восприятие. Адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека: похлопывание |
13-14 | 2 | Кинестетическое восприятие. Адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека: щекотание |
15-16 | 2 | Кинестетическое восприятие. Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по: • температуре (холодный) |
17-18 | 2 | Кинестетическое восприятие. Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по: • температуре (теплый) |
19-20 | 2 | Кинестетическое восприятие. Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по: • температуре (горячий) |
21-22 | 2 | Кинестетическое восприятие. Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по: • фактуре (гладкий) |
23-24 | 2 | Кинестетическое восприятие. Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по: • фактуре (колючий) |
25-26 | 2 | Кинестетическое восприятие. Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по: • фактуре (шероховатый) |
27-28 | 2 | Кинестетическое восприятие. Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по: • температуре (холодный) |
29-30 | 2 | Восприятие вкуса. Адекватная реакция на продукты, различные: • по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) |
31-32 | 2 | Восприятие вкуса. Адекватная реакция на продукты, различные: • по консистенции (жидкий, вязкий, сыпучий) |
33 | 1 | Восприятие жестов. Адекватная реакция на спокойную речь, быструю речь. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
1. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.
2. Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Сост. Бахметьева Т.И., Соколова Г.Т. Худ. Соколов Г.В., Куров В.Н. – Ярославль: «Академия развития» – 1997.
3. Игры-занятия с водой и песком: Стол ванна для игр с водой и песком и набор аквапескотерапии /Под ред. Л.Б. Баряевой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.
4. Мы вместе. Странички для занятий с детьми. Поиграем с тестом: творческие занятия родителей с детьми раннего возраста. Г.Ю. Одинокова. – М./ Воспитание и обучение детей с нарушениями развития №5 -2011.
5. Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения. С.Д.Забрамная, Т.Н.Исаева
6. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./Гаврина С.Е., КутявинаН.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Художники Г.В.Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
7. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога – дефектолога. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
8. Янушко,Елена. Помоги малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет./Елена Янушко. – Изд.7-е.-М.: Теревинф, 2010.
Я,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционной работы как структурный компонент адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Программа коррекционной работы (далее Программа) согласно Стандарту является обязательным структурным компонентом содержательного раздела АООП варианта 1 и направлена на создание в школе системы ...
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на...
Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1
Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушени...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Адаптивная физическая культура» для обучающихся 1 класса на 2020 – 2021 учебный год по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо предмету: «Адаптивная физическая культура»для обучающихся 1 классана 2020 – 2021 учебный годпо адаптированной основной общеобразовательной программе образова...
Рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация"для обучающихся 2 Д класса (адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2
Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся 2 классов является приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе образования ...
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (Интелектуальными нарушениями вариант 1)
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования (далее ― ПрАООП) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требовани...
Технологическая карта по предмету русский язык (обучение грамоте) 2 класс для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФГОС ОУО 1 вариант 1-4
Авторский подход к данной работе позволил представить планируемые результаты и метапредметные , как для обучающихся в норме-универсальные учебные действия, так и для обучающихся с ОВЗ (с интеллектуаль...