Психолого-педагогическая программа по оптимизации эмоциональной сферы для учащихся младших классов
рабочая программа (2 класс) по теме
Пояснительная записка.
1.Актуальность программы.
Повышенная тревожность, агрессивность, детские депрессии, некоторые проявления детского воровства и т.д., являясь признаком нарушения эмоциональной сферы, имеют под собой причину в нарушенных детско-родительских отношениях. Если подвести к общему знаменателю данные проявления, то окажется, что основой их будет отсутствие ощущения ребенком внутренней опоры, стабильности; неумения контролировать свои эмоциональные проявления, нарушенная или несформированная система ценностей.
2. Направленность программы (включая ее цели и задачи).
Данная программа предназначена для детей в возрасте 6 – 10 лет.
В основе программы лежит идея получения опыта уверенного поведения в моделируемых ситуациях и в условиях реальной жизни. Задания опираются, прежде всего, на чувственный опыт, переживания ребенка, так как основа изменений личности лежит в новых эмоциях, переживаниях. Однако, интеллектуальный компонент некоторых заданий очевиден, поскольку ребенку в ходе заданий необходимо будет решить целый ряд творческих задач, требующих подключения, не только имеющихся в распоряжении личностных ресурсов, но и использование и «добывание» новых знаний.
Цель программы – оптимизация эмоционального состояния, овладение техниками совладающего поведения.
Данная программа позволяет решать следующие задачи:
- Формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе. Создание благоприятной, эмоционально положительной среды для тренировки навыков уверенного поведения.
- Развитие толерантности в общении.
- Отреагирование негативных переживаний.
- Обучение альтернативным способам выражения отрицательных эмоций.
- Обучение навыкам нервно-мышечной релаксации.
3. Содержание программы (общая характеристика).
Данная программа состоит из 20 занятий, продолжительность каждого занятия 40 – 50 минут в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
Каждое занятие состоит из трех основных частей:
- Вводная часть, куда входят:
- психологический настрой ребенка;
- знакомство ребенка с задачами занятия;
- рефлексия предыдущего занятия, проверка домашнего задания.
Основная часть – игры и упражнения, направленные на достижение конкретных задач каждого занятия с включением релаксационного блока, позволяющего ребенку отреагировать накопившееся напряжение, и разминок. В данной части занятий используются элементы сказкотерапии (чтение и придумывание сказок, историй, создание комиксов, подбор литературы для самостоятельного чтения), песочной и рисуночной терапии (рисование себя, своего настроения, создание сказочного мира и т.д.).
Рефлексия занятия.
Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему) и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия предыдущего занятия предполагает, что ребенок вспоминает, чем он занимался в последний раз, что особенно запомнилось, зачем он это делал. Также ребенку предлагается вспомнить, с кем он обсуждал упражнения после встречи, показывал ли другим людям, и что из этого получилось. Рефлексия только что прошедшего занятия предполагает, что ребенок сам или с помощью взрослого отвечает на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в общении со сверстниками и членами семьи, дает эмоциональную обратную связь.
4. Сроки реализации:
5. Количество занятий в неделю: 1 занятие в неделю.
6. Условия реализации (необходимые ресурсы и оборудование).
Для проведения занятий с ребенком необходимо изолированное помещение, материалы для творчества (бумага, акварельные краски, пластилин, песок и игрушки в песочницу и т.д.), оборудование для прослушивание музыкальных произведений, физкультурное оборудование, бланки с заданиями.
7. Способы взаимодействия и задачи специалистов (для комплексных программ).
В целях эффективности, помимо данных занятий, предлагается пройти курс по оптимизации детско-родительских отношений и групповые коррекционно-развивающие занятия по развитию навыков общения со сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dlya_mladshih_shkolnikov.doc | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
1.Актуальность программы.
Повышенная тревожность, агрессивность, детские депрессии, некоторые проявления детского воровства и т.д., являясь признаком нарушения эмоциональной сферы, имеют под собой причину в нарушенных детско-родительских отношениях. Если подвести к общему знаменателю данные проявления, то окажется, что основой их будет отсутствие ощущения ребенком внутренней опоры, стабильности; неумения контролировать свои эмоциональные проявления, нарушенная или несформированная система ценностей.
2. Направленность программы (включая ее цели и задачи).
Данная программа предназначена для детей в возрасте 6 – 10 лет.
В основе программы лежит идея получения опыта уверенного поведения в моделируемых ситуациях и в условиях реальной жизни. Задания опираются, прежде всего, на чувственный опыт, переживания ребенка, так как основа изменений личности лежит в новых эмоциях, переживаниях. Однако, интеллектуальный компонент некоторых заданий очевиден, поскольку ребенку в ходе заданий необходимо будет решить целый ряд творческих задач, требующих подключения, не только имеющихся в распоряжении личностных ресурсов, но и использование и «добывание» новых знаний.
Цель программы – оптимизация эмоционального состояния, овладение техниками совладающего поведения.
Данная программа позволяет решать следующие задачи:
- Формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе. Создание благоприятной, эмоционально положительной среды для тренировки навыков уверенного поведения.
- Развитие толерантности в общении.
- Отреагирование негативных переживаний.
- Обучение альтернативным способам выражения отрицательных эмоций.
- Обучение навыкам нервно-мышечной релаксации.
3. Содержание программы (общая характеристика).
Данная программа состоит из 20 занятий, продолжительность каждого занятия 40 – 50 минут в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
Каждое занятие состоит из трех основных частей:
- Вводная часть, куда входят:
- психологический настрой ребенка;
- знакомство ребенка с задачами занятия;
- рефлексия предыдущего занятия, проверка домашнего задания.
Основная часть – игры и упражнения, направленные на достижение конкретных задач каждого занятия с включением релаксационного блока, позволяющего ребенку отреагировать накопившееся напряжение, и разминок. В данной части занятий используются элементы сказкотерапии (чтение и придумывание сказок, историй, создание комиксов, подбор литературы для самостоятельного чтения), песочной и рисуночной терапии (рисование себя, своего настроения, создание сказочного мира и т.д.).
Рефлексия занятия.
Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему) и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия предыдущего занятия предполагает, что ребенок вспоминает, чем он занимался в последний раз, что особенно запомнилось, зачем он это делал. Также ребенку предлагается вспомнить, с кем он обсуждал упражнения после встречи, показывал ли другим людям, и что из этого получилось. Рефлексия только что прошедшего занятия предполагает, что ребенок сам или с помощью взрослого отвечает на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в общении со сверстниками и членами семьи, дает эмоциональную обратную связь.
4. Сроки реализации:
5. Количество занятий в неделю: 1 занятие в неделю.
6. Условия реализации (необходимые ресурсы и оборудование).
Для проведения занятий с ребенком необходимо изолированное помещение, материалы для творчества (бумага, акварельные краски, пластилин, песок и игрушки в песочницу и т.д.), оборудование для прослушивание музыкальных произведений, физкультурное оборудование, бланки с заданиями.
7. Способы взаимодействия и задачи специалистов (для комплексных программ).
В целях эффективности, помимо данных занятий, предлагается пройти курс по оптимизации детско-родительских отношений и групповые коррекционно-развивающие занятия по развитию навыков общения со сверстниками.
8. Список литературы:
- Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?» «ЧеРо Творческий Центр», Москва, 2005г.
- Захаров А.И. «Как преодолеть отклонения в поведении ребенка». – М., 1989.
- Захаров А.И. «Как преодолеть страх у детей». – М., 1989.
- Зимбардо «Застенчивость». – М.: Педагогика, 1991.
- Зинкевич Евстигнеева Т.Д. «Формы и методы работы со сказками», «Речь»,С.-Петербург, 2008.
- Изард К.Е. «Эмоции человека». – М., 1980.
- Крюкова С.В., Слободняк Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь», «Генезис», Москва, 2003.
- Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей» (популярное пособие для родителей и педагогов), «Академия развития», Ярославль, 1996 г.
- Ле Шан Э. « Когда ваш ребенок сводит вас с ума».
- Чистякова Г.И. «Психогимнастика». – М.. 1990
Тематический план занятий
№ | Цели и задачи занятия | Наименование форм работы, упражнений (без подробных описаний) | Методическое обеспечение |
1. | Занятие 1. Цели занятия: знакомство, формирование представления о себе, обучение навыкам релаксации, отреагирование отрицательных эмоций. |
| Ццветные карандаши, акварельные краски, альбом, бланки с изображением различных настроений, песочница и необходимый инструментарий для работы с ней. |
2. | Занятие 2. Цели занятия: формирование безопасного пространства для отреагирования детских эмоций, обучение навыкам релаксации, навыкам рефлексии собственного состояния, развитие творческого мышления. |
| Бланки, тетрадь в клетку, листы бумаги, цветные карандаши, песочница и необходимый инструментарий для работы с ней. |
3. | Занятие 3. Цели занятия: обучение навыкам релаксации, навыкам рефлексии собственного состояния, развитие творческого мышления, формирование толерантного поведения |
| Листы бумаги, цветные карандаши, |
4. | Занятие 4. Цели занятия: формирование навыков выхода из конфликтных ситуаций, развитие навыков самоконтроля и произвольности. |
| Альбом, цветные карандаши или акварельные краски, кисть для рисования, секундомер |
5. | Занятие 5. Цели занятия: Развитие рефлексии, формирование навыков выхода из конфликтных ситуаций, Развитие «чувства тела», отреагирование негативных переживаний. |
| Альбом, цветные карандаши или акварельные краски, набор кистей для рисования, старые газеты, песочница и необходимый инструментарий для работы с ней. |
6. | Занятие 6. Цели занятия: |
| Альбом, цветные карандаши или акварельные краски, кисть для рисования, пластилин. |
7. | Занятие 7. Цели занятия: Обучение навыкам расслабления и визуализации, формирование навыков выхода из ситуации конфликта. |
| Пять игрушек, музыка для релаксации, альбом, цветные карандаши или акварельные краски, кисть для рисования. |
8. | Занятие 8. Цели занятия: Развитие навыков рефлексии, развитие навыков визуализации, формирование навыков отреагирования тревожащих событий. |
| Альбом, цветные карандаши или акварельные краски, фломастеры, кисть для рисования, песочница и необходимый инструментарий для работы с ней, музыка для релаксации, коробка. |
9. | Занятие 9. Цели занятия: Обучение навыкам выхода из конфликтных ситуаций, развитие навыков рефлексии, формирование навыков отреагирование тревожащих событий. |
| Альбом, цветные карандаши или акварельные краски, кисть для рисования.
|
10. | Занятие 10. Цели занятия: Развитие навыков рефлексии и эмпатии, формирование способности управлять своим поведением. |
| Музыка для релаксации. |
11. | Занятие 11. Цели занятия: Развитие навыков релаксации, навыков разрешения проблемных ситуаций, развитие творческого мышления. |
| Альбом, цветные карандаши, фломастеры, музыка для релаксации, пластилин. |
12. | Занятие 12. Цели занятия: развитие навыков рефлексии, способности передавать свои чувства, снижение тревожности. |
| Дидактическая игра «зоопарк настроений» |
13. | Занятие 13. Цели занятия: развитие навыков самоконтроля и произвольности, развитие понятийного мышления (понимание общего и переносного смысла слов, многозначность слов), развитие концентрации и устойчивости внимания, развитие логической памяти. |
| Кубики или конструктор «Лего», «почтовый ящик» |
14. | Занятие 14. Цели занятия: Развитие рефлекии собственных чувств, осознание отношения к событиям прошлого и другим людям, оптимизация эмоционального состояния. |
| Фотографии членов семьи и близких знакомых, набор портретов людей, изображающих разные качества, пластилин. |
15. | Занятие 15. Цели занятия: Формирование навыков уверенного поведения, адекватной самооценки и самопринятия, оптимизация эмоционального состояния. |
| Лист бумаги, ручка, песочница и необходимый инструментарий для работы в ней. |
16. | Занятие 16. Цели занятия: Формирование способности концентрироваться на приятных моментах, формирование навыков отреагирования неприятных переживаний, развитие навыков релаксации. |
| Мешочек из непрозрачного материала, музыка для релаксации, пластилин. |
17. | Занятие 17. Цели занятия: Формирование позитивного отношения к своему телу, своему ближайшему окружению. развитие навыков релаксации |
| Зеркало, музыка для релаксации, белый ватман, краски, набор кистей. |
18. | Занятие 18. Цели занятия: рефлексия отношения к себе и своему будущему, моделирование своего будущего, отреагирование негативных эмоций. Закрепление навыков уверенного поведения. |
| Листы белой бумаги. Краски, широкая кисть, музыка для релаксации, набор строительных материалов большого размера или подушек. |
19. | Занятие 19. Цели занятия: Развитие умения адекватно реагировать на изменяющиеся условия среды, включение в Я -концепцию желательных паттернов поведения. |
| Музыка для релаксации, простыня, старые журналы. |
20. | Занятие 20. Цели занятия: Включение в Я -концепцию желательных паттернов поведения, расширение границ Я, развитие умения адекватно реагировать на изменяющиеся условия среды. |
| Музыка для релаксации, две емкости с водой, пластиковый стаканчик с землей, семена растений. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной деятельности и эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста. Игровая программа по сказке Г.Х. Андерсена "Снежная королева".
Эмоциональная сфера у детей как бы находится на более ранней ступени развития. Их эмоции отличаются живостью,наблюдаются преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непо...
Аналитический отчет по результатам психолого-педагогической диагностики в рамках введения ФГОС и адаптации учащихся пятых классов 2014-2015 учебный год
Целью диагностического минимума в параллели 5-х классов явилось получение необходимой информации о социально-психологическом статусе школьников для преодаления трудногстей периода адаптации к новой со...
Аналитический отчет по результатам психолого-педагогической диагностики в рамках введения ФГОС и адаптации учащихся первых классов 2014-2015 учебный год
Отчет о групповых занятиях по программе "Я - первоклассник" для учащихся 1а и 1б классов....
Психолого-педагогические характеристики на учащихся младших классов
Шаблоны в помощь учителям...
Программа психолого-педагогической деятельности по формированию познавательной активности у слабоуспевающих обучающихся младших классов.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности, познавательный интерес. Освоение основной общеоб...
Методики изучения эмоциональной сферы у учащихся начальных классов
Методики изучения эмоциональной сферы у учащихся начальных классов.Подготовила: Эмдэйн Клавдия Сандыковна, учитель начальных классов МАОУ Иволгинская СОШ...
Психолого-педагогические особенности учащихся младших классов
Процесс обучения школьников начальной школы, особенно в первом-втором классах, является причиной целого ряда вопросов, возникающих в кругу филологов и педагогов, а также родителей. Ситуация связна с н...