Психолого-педагогическая программа по оптимизации эмоциональной сферы для учащихся младших классов
рабочая программа (2 класс) по теме

Целовальникова Мария Владимировна

 

Пояснительная записка.

 

1.Актуальность программы.

Повышенная тревожность, агрессивность, детские депрессии, некоторые проявления детского воровства и т.д., являясь признаком нарушения эмоциональной сферы,  имеют под собой причину в нарушенных детско-родительских отношениях. Если подвести к общему знаменателю данные проявления, то окажется, что основой их будет отсутствие ощущения ребенком внутренней опоры, стабильности; неумения контролировать свои эмоциональные проявления, нарушенная или несформированная система ценностей.

2. Направленность программы (включая ее цели и задачи).

Данная программа предназначена для детей в возрасте 6 – 10 лет.

В основе программы лежит идея получения опыта уверенного поведения в моделируемых ситуациях и в условиях реальной жизни. Задания опираются, прежде всего, на чувственный опыт, переживания ребенка, так как основа изменений личности лежит в новых эмоциях, переживаниях. Однако, интеллектуальный компонент некоторых заданий очевиден, поскольку ребенку в ходе заданий необходимо будет решить целый ряд творческих задач, требующих подключения, не только имеющихся в распоряжении личностных ресурсов, но и использование и «добывание» новых знаний.

 

Цель программы оптимизация эмоционального состояния, овладение техниками совладающего поведения.

 

Данная программа позволяет решать следующие задачи:

  1. Формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе. Создание благоприятной, эмоционально положительной среды для тренировки навыков уверенного поведения.
  2. Развитие толерантности в общении.
  3. Отреагирование негативных переживаний.
  4. Обучение альтернативным способам выражения отрицательных эмоций.
  5. Обучение навыкам нервно-мышечной релаксации.

 

3. Содержание программы (общая характеристика).

 Данная программа состоит из 20 занятий, продолжительность каждого занятия 40 – 50 минут в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

  Каждое занятие состоит из трех основных частей:

  1. Вводная часть, куда входят:
  • психологический настрой ребенка;
  • знакомство ребенка с задачами занятия;
  • рефлексия предыдущего занятия, проверка домашнего задания.

Основная частьигры и упражнения, направленные на достижение конкретных задач каждого занятия с включением релаксационного блока, позволяющего ребенку отреагировать накопившееся напряжение, и разминок. В данной части занятий используются элементы сказкотерапии (чтение и придумывание сказок, историй, создание комиксов, подбор литературы для самостоятельного чтения), песочной  и рисуночной терапии (рисование себя, своего настроения, создание сказочного мира и т.д.).

Рефлексия занятия.

Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему) и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия предыдущего занятия предполагает, что ребенок вспоминает, чем он занимался в последний раз, что особенно запомнилось, зачем он это делал. Также ребенку предлагается вспомнить, с кем он обсуждал упражнения после встречи, показывал ли другим людям,  и что из этого получилось. Рефлексия только что прошедшего занятия предполагает, что ребенок сам или с помощью взрослого отвечает на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в общении со сверстниками и членами семьи, дает эмоциональную обратную связь.

 

4. Сроки реализации:

 

5. Количество занятий в неделю: 1 занятие в неделю.

 

6. Условия реализации (необходимые ресурсы и оборудование).

Для проведения занятий с ребенком необходимо изолированное помещение, материалы для творчества (бумага, акварельные краски, пластилин, песок и игрушки в песочницу и т.д.), оборудование для прослушивание музыкальных произведений, физкультурное оборудование, бланки с заданиями.

 

7. Способы взаимодействия и задачи специалистов (для комплексных программ).

В целях эффективности, помимо данных занятий, предлагается пройти курс по оптимизации детско-родительских отношений и групповые коррекционно-развивающие занятия по развитию навыков общения со сверстниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dlya_mladshih_shkolnikov.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

1.Актуальность программы.

Повышенная тревожность, агрессивность, детские депрессии, некоторые проявления детского воровства и т.д., являясь признаком нарушения эмоциональной сферы,  имеют под собой причину в нарушенных детско-родительских отношениях. Если подвести к общему знаменателю данные проявления, то окажется, что основой их будет отсутствие ощущения ребенком внутренней опоры, стабильности; неумения контролировать свои эмоциональные проявления, нарушенная или несформированная система ценностей.

2. Направленность программы (включая ее цели и задачи).

Данная программа предназначена для детей в возрасте 6 – 10 лет.

В основе программы лежит идея получения опыта уверенного поведения в моделируемых ситуациях и в условиях реальной жизни. Задания опираются, прежде всего, на чувственный опыт, переживания ребенка, так как основа изменений личности лежит в новых эмоциях, переживаниях. Однако, интеллектуальный компонент некоторых заданий очевиден, поскольку ребенку в ходе заданий необходимо будет решить целый ряд творческих задач, требующих подключения, не только имеющихся в распоряжении личностных ресурсов, но и использование и «добывание» новых знаний.

Цель программы – оптимизация эмоционального состояния, овладение техниками совладающего поведения.

Данная программа позволяет решать следующие задачи:

  1. Формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе. Создание благоприятной, эмоционально положительной среды для тренировки навыков уверенного поведения.
  2. Развитие толерантности в общении.
  3. Отреагирование негативных переживаний.
  4. Обучение альтернативным способам выражения отрицательных эмоций.
  5. Обучение навыкам нервно-мышечной релаксации.

3. Содержание программы (общая характеристика).

 Данная программа состоит из 20 занятий, продолжительность каждого занятия 40 – 50 минут в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

  Каждое занятие состоит из трех основных частей:

  1. Вводная часть, куда входят:
  1. психологический настрой ребенка;
  2. знакомство ребенка с задачами занятия;
  3. рефлексия предыдущего занятия, проверка домашнего задания.

Основная часть – игры и упражнения, направленные на достижение конкретных задач каждого занятия с включением релаксационного блока, позволяющего ребенку отреагировать накопившееся напряжение, и разминок. В данной части занятий используются элементы сказкотерапии (чтение и придумывание сказок, историй, создание комиксов, подбор литературы для самостоятельного чтения), песочной  и рисуночной терапии (рисование себя, своего настроения, создание сказочного мира и т.д.).

Рефлексия занятия.

Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему) и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия предыдущего занятия предполагает, что ребенок вспоминает, чем он занимался в последний раз, что особенно запомнилось, зачем он это делал. Также ребенку предлагается вспомнить, с кем он обсуждал упражнения после встречи, показывал ли другим людям,  и что из этого получилось. Рефлексия только что прошедшего занятия предполагает, что ребенок сам или с помощью взрослого отвечает на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в общении со сверстниками и членами семьи, дает эмоциональную обратную связь.

4. Сроки реализации: 

5. Количество занятий в неделю: 1 занятие в неделю.

6. Условия реализации (необходимые ресурсы и оборудование).

Для проведения занятий с ребенком необходимо изолированное помещение, материалы для творчества (бумага, акварельные краски, пластилин, песок и игрушки в песочницу и т.д.), оборудование для прослушивание музыкальных произведений, физкультурное оборудование, бланки с заданиями.

7. Способы взаимодействия и задачи специалистов (для комплексных программ).

В целях эффективности, помимо данных занятий, предлагается пройти курс по оптимизации детско-родительских отношений и групповые коррекционно-развивающие занятия по развитию навыков общения со сверстниками.

8. Список литературы:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?» «ЧеРо Творческий Центр», Москва, 2005г.
  2. Захаров А.И. «Как преодолеть отклонения в поведении ребенка». – М., 1989.
  3. Захаров А.И. «Как преодолеть страх у детей». – М., 1989.
  4. Зимбардо «Застенчивость». – М.: Педагогика, 1991.
  5. Зинкевич Евстигнеева Т.Д. «Формы и методы работы со сказками», «Речь»,С.-Петербург, 2008.
  6. Изард К.Е. «Эмоции человека». – М., 1980.
  7. Крюкова С.В., Слободняк Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь», «Генезис», Москва, 2003.
  8. Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей» (популярное пособие для родителей и педагогов), «Академия развития», Ярославль, 1996 г.
  9. Ле Шан Э. « Когда ваш ребенок сводит вас с ума».
  10. Чистякова Г.И. «Психогимнастика». – М.. 1990

Тематический план занятий

Цели и задачи занятия

Наименование форм работы, упражнений

(без подробных описаний)

Методическое обеспечение


1.


Занятие 1.

Цели занятия: знакомство, формирование представления о себе, обучение навыкам релаксации, отреагирование отрицательных эмоций.


  1. Психологический настрой.
  2. Мое настроение.
  3. Упражнение «Какой Я»
  4. Упражнение  «Это мое имя».
  5. Упражнение «Белочки».
  6. Релаксационный блок: упражнения «Кошка»,   «Ваза»
  7. Песочница.
  8. Домашнее задание (Выбор сказочного персонажа)
  9. Рефлексия занятия.
  10. Прощание.



Ццветные карандаши, акварельные краски, альбом, бланки с изображением различных настроений, песочница и необходимый инструментарий для работы с ней.


2.


Занятие 2.

Цели занятия: формирование безопасного пространства для отреагирования детских эмоций, обучение навыкам релаксации,  навыкам рефлексии собственного состояния, развитие творческого мышления.



  1. Психологический настрой.
  2. Рефлексия предыдущего занятия.
  3. Мое настроение на рисунке.
  4. Игра «Мир чувств».
  5. Релаксационный блок: упражнения «Кошка», «Ваза», «Тяжелые ноги».
  6. «Игра в рисунки»
  7. Создание дневника переживаний.
  8. Физкультминутка.
  9. Песочница.
  10. Домашнее задание: заполнение дневника настроения.
  11. Рефлексия занятия.
  12. Прощание.


Бланки, тетрадь в клетку, листы бумаги, цветные карандаши, песочница и необходимый инструментарий для работы с ней.


3.


Занятие 3.

Цели  занятия:  обучение навыкам релаксации,  навыкам рефлексии собственного состояния, развитие творческого мышления, формирование толерантного поведения



  1. Психологический настрой.
  2. Обсуждение домашнего задания.
  3. Рефлексия предыдущего занятия.
  4. Релаксационный блок: упражнения «Кошка», «Ваза», «Тяжелые ноги».
  5. Упражнение «Два брата».
  6. Рисунок «Мое настроение»
  7. Упражнение «Представь, что ты можешь».
  8. Домашнее задание: 1)заполнение дневника; 2) упражнение перед зеркалом.
  9. Рефлексия занятия.
  10. Прощание.


Листы бумаги, цветные карандаши,


4.


Занятие 4.

Цели  занятия: формирование навыков выхода из конфликтных ситуаций, развитие навыков самоконтроля и произвольности.


  1. Психологический настрой.
  2. Обсуждение домашнего задания.
  3. Рефлексия предыдущего занятия.
  4. Игра «Море волнуется раз»
  5. Упражнение «Злая фея».
  6. Игра с секундомером.
  7. Релаксационный блок: упражнения «Кошка», «Ваза», «Тяжелые ноги».
  8. Домашнее задание: 1) заполнение дневника; 2) прочитать любимую сказку.
  9. Рефлексия занятия.
  10. Прощание.


Альбом, цветные карандаши или акварельные краски, кисть для рисования, секундомер


5.


Занятие 5.

Цели занятия:

Развитие рефлексии, формирование навыков выхода из конфликтных ситуаций,

Развитие «чувства тела», отреагирование негативных переживаний.


  1. Психологический настрой.
  2. Обсуждение домашнего задания.
  3. Рефлексия предыдущего занятия.
  4. Упражнение «Образ»
  5. Упражнение «Дедушка и внучек»
  6. Упражнение «Рвакля»
  7. Релаксационный блок: упражнения «Кошка», «Ваза», «Тяжелые ноги», «Шарик».
  8. Песочница.
  9. Домашнее задание «Заполнение дневника»
  10. Рефлексия занятия.
  11. Прощание.


Альбом, цветные карандаши или акварельные краски, набор кистей для рисования, старые газеты, песочница и необходимый инструментарий для работы с ней.


6.


Занятие 6.

Цели занятия:


  1. Психологический настрой.
  2. Обсуждение домашнего задания.
  3. Рефлексия предыдущего занятия.
  4. Упражнение «Рыбаки».
  5. Релаксационный блок: упражнения «Кошка», «Ваза», «Тяжелые ноги», «Шарик».
  6. Игры с пластилином.
  7. Упражнение «Ресурсы».
  8. Домашнее задание: 1) заполнение дневника; 2) прочитать произведение Н. Носова «Тук-тук-тук».
  9. Рефлексия занятия.
  10. Прощание.


Альбом, цветные карандаши или акварельные краски, кисть для рисования, пластилин.


7.


Занятие 7.

Цели занятия:

Обучение навыкам расслабления и визуализации, формирование навыков выхода из ситуации конфликта.


  1. Психологический настрой.
  2. Обсуждение домашнего задания.
  3. Рефлексия предыдущего занятия.
  4. Упражнение «Создание историй с помощью предметов».
  5. Релаксационный блок.
  6. Визуализация «Летнее поле»
  7. Упражнение «В лесу».
  8. Чтение русских народных сказок (по выбору ребенка)
  9. Домашнее задание: заполнение дневника.
  10. Рефлексия занятия.
  11. Прощание.


Пять игрушек, музыка для релаксации, альбом, цветные карандаши или акварельные краски, кисть для рисования.


8.


Занятие 8.

Цели занятия:

Развитие навыков рефлексии, развитие навыков визуализации, формирование навыков отреагирования тревожащих событий.



  1. Психологический настрой.
  2. Обсуждение домашнего задания.
  3. Рефлексия предыдущего занятия.
  4. Упражнение «На реке».
  5. Песочница.
  6. Релаксационный блок.
  7. Визуализация «Прогулка на теплоходе».
  8. Упражнение «Спрятанные проблемы».
  9. Домашнее задание: 1) заполнение дневника; 2) написать список тревожащих событий и проранжировать его (самому или родителям).
  10. Рефлексия занятия.
  11. Прощание.


Альбом, цветные карандаши или акварельные краски, фломастеры, кисть для рисования, песочница и необходимый инструментарий для работы с ней, музыка для релаксации, коробка.


9.


Занятие 9.

Цели занятия:

Обучение навыкам выхода из конфликтных ситуаций, развитие навыков рефлексии, формирование навыков отреагирование тревожащих событий.


  1. Психологический настрой.
  2. Обсуждение домашнего задания.
  3. Рефлексия предыдущего занятия.
  4. Систематическая десенсибилизация.
  5. Упражнение «Спрятанные проблемы».
  6. Упражнение «Как быть».
  7. Упражнение  «Цветное дыхание».
  8. Упражнение  «Игра в ситуации».
  9. Домашнее задание: 1) заполнение дневника; 2) прочитать рассказ М. Горького «Воробьишко».
  10. Рефлексия занятия.
  11. Прощание.


Альбом, цветные карандаши или акварельные краски, кисть для рисования.

 


10.


Занятие 10.

Цели занятия:

Развитие навыков рефлексии и эмпатии, формирование способности управлять своим поведением.


  1. Психологический настрой.
  2. Обсуждение домашнего задания.
  3. Рефлексия предыдущего занятия.
  4. Упражнение «Зеркало».
  5. Упражнение  «Прими решение».
  6. Релаксационный комплекс.
  7. Визуализация «Цветы».
  8. Систематическая десенсибилизация.
  9. Домашнее задание: заполнение дневника.
  10. Рефлексия занятия.
  11. Прощание.


Музыка для релаксации.


11.


Занятие 11.

Цели занятия:

Развитие навыков релаксации, навыков разрешения проблемных ситуаций, развитие творческого мышления.



  1. Психологический настрой.
  2. Обсуждение домашнего задания.
  3. Рефлексия предыдущего занятия.
  4. Упражнение «Красивое имя».
  5. Упражнение  «Волшебный ковер».
  6. Релаксационный комплекс.
  7. Визуализация «Прогулка в горах».
  8. Систематическая десенсибилизация.
  9. Домашнее задание: 1) заполнение дневника; 2)прочитать произведение Е. Чарушина «Страшный рассказ».
  10. Игры с пластилином.
  11. Рефлексия занятия.
  12. Прощание.


Альбом, цветные карандаши, фломастеры, музыка для релаксации, пластилин.


12.


Занятие 12.

Цели занятия: развитие навыков рефлексии, способности передавать свои чувства, снижение тревожности.


  1. Психологический настрой.
  2. Обсуждение домашнего задания.
  3. Рефлексия предыдущего занятия.
  4. Упражнение «Чувства».
  5. Упражнение  «Выключенный звук».
  6. Упражнение  «Нарисуй наоборот»
  7. Физкультминутка.
  8. Систематическая десенсибилизация.
  9. Домашнее задание: заполнение дневника.
  10. Рефлексия занятия.
  11. Прощание.


Дидактическая игра «зоопарк настроений»


13.


Занятие 13.

Цели занятия: развитие навыков самоконтроля и произвольности, развитие понятийного мышления (понимание общего и переносного смысла слов, многозначность слов), развитие концентрации и устойчивости внимания, развитие логической памяти.


  1. Психологический настрой.
  2. Обсуждение домашнего задания.
  3. Рефлексия предыдущего занятия.
  4. Упражнение «Стройка».
  5. Упражнение  «Звериные чувства».
  6. Упражнение  «Копилка хороших поступков».
  7. Релаксационный комплекс.
  8. Систематическая десенсибилизация.
  9. Домашнее задание: 1) заполнение дневника; 2) прочитать произведение Л. Мурр «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»
  10. Рефлексия занятия.
  11. Прощание.


Кубики или конструктор «Лего»,

«почтовый ящик»


14.


Занятие 14.

Цели занятия:

Развитие рефлекии собственных чувств, осознание отношения к событиям прошлого и другим людям, оптимизация эмоционального состояния.



  1. Психологический настрой.
  2. Обсуждение домашнего задания.
  3. Рефлексия предыдущего занятия.
  4. Упражнение «Фотоальбом».
  5. Упражнение «Я есть, Я буду».
  6. Упражнение  «Волшебная лавка».
  7. Систематическая десенсибилизация.
  8. Игры с пластилином.
  9. Домашнее задание: заполнение дневника.
  10. Рефлексия занятия.
  11. Прощание.


Фотографии членов семьи и близких знакомых, набор портретов людей, изображающих разные качества, пластилин.


15.


Занятие 15.

Цели занятия:

Формирование навыков уверенного поведения, адекватной самооценки и самопринятия, оптимизация эмоционального состояния.


  1. Психологический настрой.
  2. Обсуждение домашнего задания.
  3. Рефлексия предыдущего занятия.
  4. Сказка «Жил- был один мальчик…».
  5. Упражнение  «Силы сопротивления».
  6. Игра «Подарок».
  7. Песочница.
  8. Систематическая десенсибилизация.
  9. Домашнее задание: 1) заполнение дневника; 2) прочитать произведение Н. Носова «Три охотника».
  10. Рефлексия занятия.
  11. Прощание.




Лист бумаги, ручка, песочница и необходимый инструментарий для работы в ней.


16.


Занятие 16.

Цели занятия:

Формирование способности концентрироваться на приятных моментах, формирование навыков отреагирования неприятных переживаний, развитие навыков релаксации.


  1. Психологический настрой.
  2. Обсуждение домашнего задания.
  3. Рефлексия предыдущего занятия.
  4. Упражнение «Стрелялки».
  5. Упражнение  «Волшебный мешок».
  6. Релаксационный комплекс
  7. Визуализация «Летний дождь».
  8. Упражнение  «Невидимые помощники».
  9. Игры с пластилином.
  10. Домашнее задание: заполнение дневника.
  11. Рефлексия занятия.
  12. Прощание.


Мешочек из непрозрачного материала, музыка для релаксации, пластилин.


17.


Занятие 17.

Цели  занятия:

Формирование позитивного отношения к своему телу, своему ближайшему окружению. развитие навыков релаксации



  1. Психологический настрой.
  2. Обсуждение домашнего задания.
  3. Рефлексия предыдущего занятия.
  4. Упражнение «Вылеплялки».
  5. Упражнение «Благодарное письмо».
  6. Релаксационный комплекс».
  7. Визуализация «Подъем на гору».
  8. Рисование на ватмане «Волшебный мир».
  9. Домашнее задание: 1) заполнение дневника переживаний; 2) прочитать рассказ Г. Снегирева «Проша».
  10. Рефлексия занятия.
  11. Прощание.


Зеркало, музыка для релаксации, белый ватман, краски, набор кистей.


18.


Занятие 18.

Цели занятия:

рефлексия отношения к себе и своему будущему, моделирование своего будущего, отреагирование негативных эмоций. Закрепление навыков уверенного поведения.


  1. Психологический настрой.
  2. Обсуждение домашнего задания.
  3. Рефлексия предыдущего занятия.
  4. Упражнение «Образ».
  5. Сочинение  сказки.
  6. Релаксационный комплекс.
  7. Статическая медитация «Путешествие на облаке»
  8. Упражнение  «Башня».
  9. Домашнее задание: заполнение дневника.
  10. Рефлексия занятия.
  11. Прощание.


Листы белой бумаги. Краски, широкая кисть, музыка для релаксации, набор строительных материалов большого размера или подушек.


19.


Занятие 19.

Цели занятия:

Развитие умения адекватно реагировать на изменяющиеся условия среды, включение в Я -концепцию желательных паттернов поведения.




  1. Психологический настрой.
  2. Обсуждение домашнего задания.
  3. Рефлексия предыдущего занятия.
  4. Притча «Бабочка».
  5. Релаксационный комплекс.
  6. Визуализация «Подводное путешествие».
  7. Упражнение  «Освобождение».
  8. Упражнение «Это я такой…».
  9. Домашнее задание: 1)заполнение дневника; 2) чтение сказки по выбору.
  10. Рефлексия занятия.
  11. Прощание.


Музыка для релаксации, простыня, старые журналы.


20.


Занятие 20.

Цели занятия:

Включение в Я -концепцию желательных паттернов поведения, расширение границ Я, развитие умения адекватно реагировать на изменяющиеся условия среды.



  1. Психологический настрой.
  2. Обсуждение домашнего задания.
  3. Рефлексия предыдущего занятия.
  4. Упражнение «Создание образа».
  5. Притча «Гусеница».
  6. Упражнение «Исполнение мечты».
  7. Релаксационный комплекс.
  8. Визуализация «Горы».
  9. Техника «живой» и «мертвой».
  10. Рефлексия занятия.
  11. Прощание.


Музыка для релаксации, две емкости с водой, пластиковый стаканчик с землей, семена растений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной деятельности и эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста. Игровая программа по сказке Г.Х. Андерсена "Снежная королева".

Эмоциональная сфера у детей как бы находится на более ранней ступени развития. Их эмоции отличаются живостью,наблюдаются преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непо...

Аналитический отчет по результатам психолого-педагогической диагностики в рамках введения ФГОС и адаптации учащихся пятых классов 2014-2015 учебный год

Целью диагностического минимума в параллели 5-х классов явилось получение необходимой информации о социально-психологическом статусе школьников для преодаления трудногстей периода адаптации к новой со...

Программа психолого-педагогической деятельности по формированию познавательной активности у слабоуспевающих обучающихся младших классов.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности, познавательный интерес. Освоение основной общеоб...

Методики изучения эмоциональной сферы у учащихся начальных классов

Методики изучения эмоциональной сферы  у учащихся начальных классов.Подготовила: Эмдэйн Клавдия Сандыковна, учитель начальных классов МАОУ Иволгинская СОШ...

Психолого-педагогические особенности учащихся младших классов

Процесс обучения школьников начальной школы, особенно в первом-втором классах, является причиной целого ряда вопросов, возникающих в кругу филологов и педагогов, а также родителей. Ситуация связна с н...