Аналитический отчет по результатам психолого-педагогической диагностики в рамках введения ФГОС и адаптации учащихся пятых классов 2014-2015 учебный год
материал на тему
Целью диагностического минимума в параллели 5-х классов явилось получение необходимой информации о социально-психологическом статусе школьников для преодаления трудногстей периода адаптации к новой социальной ситуации; преодаления и предупреждения школьных факторов риска.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_5-h_klassov.docx | 199.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Аналитический отчет
по результатам психолого-педагогической диагностики
в рамках введения ФГОС и адаптации учащихся пятых классов
ГБОУ Школа № 285 им. В.А.Молодцова
Настоящее обследование проводилось по плану психолого-педагогического сопровождения ФГОС в пятых классах.
В 2014-15 учебном году в 5-ых классах обучается 47 человек. Из них
Период адаптации в 5-м классе является одним из трудных периодов школьного обучения. Это обусловлено совокупностью содержательных перемен, которые происходят в школьной среде и внутреннем мире детей этого возраста.
Состояние детей в этот период, с педагогической точки зрения, характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результатам; с психологической — снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.
В связи с этим, целью диагностического минимума в параллели 5-х классов явилось получение необходимой информации о социально-психологическом статусе школьников для преодоления трудностей периода адаптации к новой социальной ситуации; предупреждения и преодоления школьных факторов риска.
Для достижения данной цели решались следующие задачи:
1. проведено психолого-педагогическое обследование учащихся;
2. проводилось наблюдение учителей, представителей администрации за поведенческими особенностями учащихся на уроках и внеурочное время;
3. изучалась документация;
4.проводились консультации учителей-предметников, обучающих пятиклассников;
5. проводились консультации классных руководителей пятиклассников.
Психодиагностический инструментарий включил в себя следующие диагностические материалы, направленные на изучение, как метапредметных, так и личностных результатов учащихся:
- Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М.Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации»;
- Анкета субъективных оценок психологического климата (по Симору);
- «Социометрия» (Я. Морено);
- «Уровень тревожности» (по Кондашу);
- Методика определения уровня развития словесно-логического мышления Л. Переслени, Т.Фотекова;
Полученные данные проанализированы как количественно, так и качественно, сделаны выводы по адаптации пятиклассников, даны соответствующие рекомендации.
I. Анализ изучения личностных результатов
1. Изучение мотивации обучения показало следующие результаты:
Оценка мотивации учения 5 А класса:
- 74 % - 17 учащихся имеют очень высокий и высокий уровни мотивации обучения.
- 17% - 4 учащихся, нормальный уровень мотивации.
- Учитывая, что у 100% вид мотива – позиционный, значимо для всех учащихся положительное эмоционально окрашенное общение.
- 17% - 4 учащихся имеют престижную мотивацию, которая проявляется в стремлении ученика занять первое место, быть одним из лучших:
- 30% - 7 учащихся нуждаются в регулярном положительном подкреплении, одобрении со стороны учителей, родителей (мотивация благополучия):
- 57% - 13 учащихся имеют отрицательную мотивацию, что, в первую очередь, связано со страхом наказаний со стороны родителей, как физических, так материальных.
Оценка мотивации учения 5 Б класса:
- 54 % - 13 учащихся имеют очень высокий и высокий уровни мотивации обучения.
- 12% - 3 учащихся, нормальный уровень мотивации.
- Учитывая, что у 100% вид мотива – позиционный, значимо для всех учащихся положительное эмоционально окрашенное общение.
- 8% - 2 учащихся имеют учебную мотивацию, которая проявляется в стремлении ученика освоить новые способы получения знаний, интерес к самим знаниям и процессу учения.
- 54% - 13 учащихся нуждаются в регулярном положительном подкреплении, одобрении со стороны учителей, родителей (социальная мотивация благополучия).
- 12% - 3 учащихся имеют отрицательную мотивацию, что, в первую очередь, связано со страхом наказаний со стороны родителей, как физических, так материальных.
2. Изучение уровня тревожности показало следующие результаты:
Диагностика уровня тревожности выявила следующие ситуации, вызывающие наибольшую тревогу и страх:
«Школа»: беседа с директором, трудности в выполнении ДЗ, экзамены.
«Самооценка»: страх неудачи, смех за спиной, трудности при принятии самостоятельного решения.
«Межличностные отношения»: посетить незнакомых людей, необоснованная критика и упреки, воспринимают как маленького.
5 А класс:
1. 48% - 21 учащихся адаптировались успешно.
2. 22% - 3 учащихся составили психологическую «группу риска» .
3. Дезадаптация 1 человека – 17%.
5 Б класс:
1. 54% - 13 учащихся адаптировались успешно.
2. 22% - 5 учащихся составили психологическую «группу риска» .
3. Дезадаптация человека – 1 уч-ся- 22%.
Высокую тревожность испытывают школьники, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У них отмечаются выраженные вегетативные реакции, психосоматические нарушения. Тревожность порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Такой конфликт, заставляя этих школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценить его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности. Следствием всего этого являются отмечаемые учителями и родителями перегрузки, перенапряжение, выражающиеся в нарушениях внимания, снижения работоспособности, повышения утомляемости.
Оценка психологического климата в классе:
5 А класс:
Оценка психологического климата в классе:
9 учащихся (39%) - высоко оценивают психологический климат в классе, им нравятся люди, с которыми они учатся.
12 учащимся (52%) - скорее безразличен психологический климат класса, у них, вероятно, есть референтная группа, где общение для них более значимо.
«Настроение, с которым учащиеся идут в школу»
«Всегда с хорошим»: 2 уч-ся (9%)
«Чаще с хорошим»: 11 уч-ся(48%)
«С равнодушием»: 3 уч-ся (13%)
«Чаще с плохим»: 3 уч-ся (13%)
«Всегда с плохим»: 2 уч-ся (9%)
«Отношение классного руководителя»
19 учащихся (83%) считают, что классный руководитель относится к ним очень хорошо и хорошо.
1 уч-ся считает, что классный руководитель безразличен
1 уч-ся считает, что классный руководитель «скорее недоволен»
«Бывает ли желание перейти в другой класс?»
«Никогда не бывает»: 4 уч-ся (17%)
«Редко бывает»: 7 уч-ся (30%)
«Все равно, где учиться»: 1 уч-ся (4%)
«Часто бывает»: 1 уч-ся (4%)
«Форма обращения учителя»
«Убеждают, советуют, вежливо просят»: 10 уч-ся (44%)
«Вежливо, иногда грубо»: 6 уч-ся (34%)
«Безразлично»: 5 уч-ся (22%)
5 учащихся считает коллектив дружным.
10 учащихся – 44% - считают, что в классе иногда бывают ссоры, хотя конфликтным его назвать нельзя.
4 учащихся – 17% - считают, что класс недружный, часто возникают ссоры.
2 учащихся – 9% - считают, что класс очень недружный, трудно в таком учиться.
Оценка характера помощи в классе:
2 учащихся – 9% - считают, что в классе помогают друг другу без напоминания.
4 учащихся – 17% - считают, что помощь оказывается только своим друзьям
6 учащихся – 26% - считают, что помощь оказывается тогда, когда об этом просит сам ученик.
8 учащихся – 35% - считают, что помощь оказывается только по требованию учителя.
5 Б класс:
Оценка психологического климата в классе:
15 учащихся (60%) - высоко оценивают психологический климат в классе, им нравятся люди, с которыми они учатся.
5 учащимся (21%) - скорее безразличен психологический климат класса, у них, вероятно, есть референтная группа, где общение для них более значимо.
«Настроение, с которым учащиеся идут в школу»
«Всегда с хорошим»: 10 уч-ся (42%).
«Чаще с хорошим»: 6 уч-ся(25%):
«С равнодушием»: 1 уч-ся (4%)
«Чаще с плохим»: 3 уч-ся (12%)
«Всегда с плохим»: 0.
«Отношение классного руководителя»
19 учащихся (83%) считают, что классный руководитель относится к ним очень хорошо и хорошо.
1 уч-ся считает, что классный руководитель «скорее недоволен».
«Бывает ли желание перейти в другой класс?»
«Никогда не бывает»: 12 уч-ся (50%)
«Редко бывает»: 4 уч-ся (16%)
«Все равно, где учиться»: 1 уч-ся (4%)
«Часто бывает»: 3 уч-ся (12%)
«Форма обращения учителя»
«Убеждают, советуют, вежливо просят»: 13 уч-ся (54%)
«Вежливо, иногда грубо»: 6 уч-ся (24%)
«В грубой форме, унижающей достоинство»: 1 уч-ся (4%)
10 учащихся считает коллектив дружным.
7 учащихся – 29% - считают, что в классе иногда бывают ссоры, хотя конфликтным его назвать нельзя.
2 учащихся – 8% - считают, что класс недружный, часто возникают ссоры
1 учащийся – 4% - считает, что класс очень недружный, трудно в таком учиться
Оценка характера помощи в классе:
5 учащихся – 21% - считают, что в классе помогают друг другу без напоминания.
2 учащихся – 8% - считают, что помощь оказывается только своим друзьям
8 учащихся – 33% - считают, что помощь оказывается тогда, когда об этом просит сам ученик:
8 учащихся – 35% - считают, что помощь оказывается только по требованию учителя
«В классе не принято помогать друг другу» - 2 уч-ся – 8%
«В классе отказываются помогать друг другу» - 3 – 12%
5 А класс: 16 баллов – средний уровень групповой сплоченности.
5 Б класс: 18 баллов – высокий уровень групповой сплоченности.
5. Отношение к учебным предметам
6. Оценка познавательных УУД
5 Б
5 А
В 5 А классе впервые диагностировано 7 уч-ся со следующими результатами:
1 уровень(низкий) – 4 человека:
2 уровень( ниже среднего) – 1 человек:
3 уровень (средний) – 1 человек:
При вторичной диагностике выявилась следующая тенденция: снижение показателей развития интеллектуальных операций и общей осведомленности учащихся.
У 12 уч-ся (52%) произошло снижение интеллектуальных показателей.
Таким образом, на данный момент учащиеся 5 А класса характеризуются, в основном, 3 и 2 уровнем развития интеллектуальных операций – всего 14 (61%) учащихся.
5 учащихся (26%) относятся к низкому уровню.
В 5 Б классе по данной методике 1 уч-ся сохранил показатели на высоком уровне.
У 9 уч-ся (36%) произошло снижение интеллектуальных показателей.
У 3 уч-ся (12%) произошел рост интеллектуальных показателей с 1 до 2 уровня.
Таким образом, на данный момент учащиеся 5 Б класса характеризуются, в основном,
2 и 1 уровнем развития интеллектуальных операций – всего 11(48%) учащихся.
5 учащихся (26%) относятся к низкому уровню.
Это свидетельствует о низкой общей осведомленности учащихся, узком кругозоре; несформированности логических действий, низком уровне способности к абстрагированию и обобщению.
Снижение показателей развития интеллектуальных операций и общей осведомленности учащихся связано со значительным усложнением интеллектуальной деятельности на фоне различных требований со стороны учителей-предметников, а также неумением самостоятельно организовать свои учебные занятия
Резюме:
Таким образом, по результатам исследования можно назвать следующие причины, ведущие к дезадаптации учащихся, а именно:
- Смена учебных предметов, их новое - содержательное наполнение
- Нарушение характера взаимоадаптации между учеником и учителем-предметником
- Низкий уровень произвольной регуляции поведения и учебной деятельности
- Несформированность учебной мотивации
- Несформированность элементов и навыков учебной деятельности
- Отсутствие мотивации достижения успеха
- Несформированность продуктивных форм общения и самоутверждения
- Недостаточность социальной нормативности (педагогическая запущенность)
- Высокий уровень общих или специальных способностей (одаренность)
- Интеллектуальная недостаточность
5 А класс: 16 баллов – средний уровень групповой сплоченности.
1. 77% - 20 учащихся адаптировались успешно
2. 19% - 5 учащихся составили психологическую «группу риска»
3. Дезадаптация 1 человека – 4%
Оценка психологического климата в классе:
9 учащихся (39%) - высоко оценивают психологический климат класса.
12 учащимся (52%) - скорее безразличен психологический климат класса, у них, вероятно, есть референтная группа, где общение для них более значимо.
5 Б класс: 18 баллов – высокий уровень групповой сплоченности.
1. 76% - 19 учащихся адаптировались успешно
2. 20% - 5 учащихся составили психологическую «группу риска»
3. Дезадаптация – 1 уч-ся- 4%
Оценка психологического климата в классе:
15 учащихся (60%) - высоко оценивают психологический климат класса.
5 учащимся (21%) - скорее безразличен психологический климат класса, у них, вероятно, есть референтная группа, где общение для них более значимо.
Рекомендации:
- В связи с недостаточно благоприятным психологическим климатом в классах и высокой межличностной тревожностью необходимо включить в расписание психологические часы для проведения занятий, направленных на сплочение и развитие коллектива.
- Провести занятия, обучающие приемам снятия психо-эмоционального напряжения, а также приемам рациональной организации учения.
- Учащихся, имеющим повышенный/высокий уровень самооценочной и межличностной тревожности, необходимо, по возможности, привлекать к коллективным делам, требующим активного взаимодействия.
- С родителями учащихся, имеющих отрицательную мотивацию обучения, провести разъяснительную беседу.
- Провести родительское собрание (в форме тренинга) по способам психологической поддержки и конструктивному взаимодействию с детьми.
- Провести родительское собрание по теме «Психофизиологические особенности детей младшего подросткового возраста».
- Классным руководителям необходимо учитывать, что младшие подростки особенно восприимчивы к такому стилю руководства со стороны взрослого, когда он проявляет инициативу, задает некоторые общие рамки их деятельности, но при этом позволяет им самим принимать решения, не устанавливает пошагового контроля.
- Учителям-предметникам необходимо учитывать психологические возрастные особенности учащихся, а также то, что для 85% учащихся пятых классов нужно систематически создавать ситуации успеха на уроках и внеурочной деятельности и/или оказывать эмоциональную поддержку.
- Для снижения как школьной, так и межличностной тревожности учителям-предметникам необходимо, по возможности, согласовать учебные требования, учитывать различия между пятиклассниками и другими учащимися средней школы. Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя, что также необходимо учитывать.
- Рекомендовать учителям-предметникам систематически включать задания, направленные на развитие логических операций, общей осведомленности учащихся.
- Рекомендовать учащимся, родителям, учителям-предметникам консультации педагога-психолога по возникающим проблемам.
Педагог-психолог ГБОУ Школа № 285:____________ Плужникова С.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ (КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ) В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
. Опыт работы по групповому и индивидуальному психологическому сопровождению учащихся ( общеобразовательные и коррекционные программы). Программа коррекционной работы разработана в соот...
«Психолого-педагогическое сопровождение в рамках введения ФГОС»
Доклад на ММО...
Результаты участия во Всероссийском научно-познавательном конкурсе-исследовании "Leonardo" учащихся 4М класса, 2014-2015 учебный год.
Представленные результаты отражают степень сформированности у учащихся умения самостоятельно добывать знания, логически и нестандартно мыслить....
Аналитический отчет по результатам психолого-педагогической диагностики в рамках введения ФГОС и адаптации учащихся первых классов 2014-2015 учебный год
Отчет о групповых занятиях по программе "Я - первоклассник" для учащихся 1а и 1б классов....
Динамика образовательных достижений и личностного развития учащегося 3 класса (2014-2015)
Динамика образовательных достижений и личностного развития учащегося 3 класса (2014-2015)...
Направление работы учителя логопеда в рамках программы занятий по адаптации учащихся 1 класса
Направление работы учителя логопеда в рамках программы занятий по адаптации учащихся 1 класса «Школа почемучек»...
Программа адаптации учащихся пятых классов.
В основу данной программы положена работа Р. В. Овчаровой «Хочу, могу, умею» с некоторыми изменениями и дополнениями, продиктованными практикой. Программа состоит из трех блоков: развитие ...