Аналитический отчет по результатам психолого-педагогической диагностики в рамках введения ФГОС и адаптации учащихся пятых классов 2014-2015 учебный год
материал на тему

Целью диагностического минимума в параллели 5-х классов явилось получение необходимой информации о социально-психологическом статусе школьников для преодаления трудногстей периода адаптации к новой социальной ситуации; преодаления и предупреждения школьных факторов риска.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_5-h_klassov.docx199.21 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитический отчет

по результатам психолого-педагогической диагностики

в рамках введения ФГОС и адаптации учащихся пятых классов

ГБОУ Школа № 285 им. В.А.Молодцова

Настоящее обследование проводилось по плану психолого-педагогического сопровождения ФГОС в пятых классах.

В 2014-15 учебном году в 5-ых классах обучается 47 человек. Из них

Период адаптации в 5-м классе является одним из трудных периодов школьного обучения. Это обусловлено совокупностью содержательных перемен, которые происходят в школьной среде и внутреннем мире детей этого возраста.

Состояние детей в этот период, с педагогической точки зрения, характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результатам; с психологической — снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.

В связи с этим, целью диагностического минимума в параллели 5-х классов явилось получение необходимой информации о социально-психологическом статусе школьников для преодоления трудностей периода адаптации к новой социальной ситуации; предупреждения и преодоления школьных факторов риска.

Для достижения данной цели решались следующие задачи:

1. проведено психолого-педагогическое обследование учащихся;

2. проводилось наблюдение учителей, представителей администрации за поведенческими особенностями учащихся на уроках и внеурочное время;

3. изучалась документация;

4.проводились консультации учителей-предметников, обучающих пятиклассников;

5. проводились консультации классных руководителей пятиклассников.

Психодиагностический инструментарий включил в себя следующие диагностические материалы, направленные на изучение, как метапредметных, так и личностных результатов учащихся:

  1. Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М.Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации»;
  2. Анкета субъективных оценок психологического климата (по Симору);
  3. «Социометрия» (Я. Морено);
  4. «Уровень тревожности» (по Кондашу);
  5. Методика определения уровня развития словесно-логического мышления Л. Переслени, Т.Фотекова;

Полученные данные проанализированы как количественно, так и качественно, сделаны выводы по адаптации пятиклассников, даны соответствующие рекомендации.

I. Анализ изучения личностных результатов

1. Изучение мотивации обучения показало следующие результаты:

hello_html_m2bd5c1c0.gifhello_html_5d481678.gif

Оценка мотивации учения 5 А класса:

  1. 74 % 17 учащихся имеют очень высокий и высокий уровни мотивации обучения.
  2. 17% - 4 учащихся, нормальный уровень мотивации.
  3. Учитывая, что у 100% вид мотива – позиционный, значимо для всех учащихся положительное эмоционально окрашенное общение.
  4. 17% - 4 учащихся имеют престижную мотивацию, которая проявляется в стремлении ученика занять первое место, быть одним из лучших:
  5. 30% - 7 учащихся нуждаются в регулярном положительном подкреплении, одобрении со стороны учителей, родителей (мотивация благополучия):
  6. 57% - 13 учащихся имеют отрицательную мотивацию, что, в первую очередь, связано со страхом наказаний со стороны родителей, как физических, так материальных.

Оценка мотивации учения 5 Б класса:

  1. 54 % 13 учащихся имеют очень высокий и высокий уровни мотивации обучения.
  2. 12% - 3 учащихся, нормальный уровень мотивации.
  3. Учитывая, что у 100% вид мотива – позиционный, значимо для всех учащихся положительное эмоционально окрашенное общение.
  4. 8% - 2 учащихся имеют учебную мотивацию, которая проявляется в стремлении ученика освоить новые способы получения знаний, интерес к самим знаниям и процессу учения.
  5. 54% - 13 учащихся нуждаются в регулярном положительном подкреплении, одобрении со стороны учителей, родителей (социальная мотивация благополучия).
  6. 12% - 3 учащихся имеют отрицательную мотивацию, что, в первую очередь, связано со страхом наказаний со стороны родителей, как физических, так материальных.

2. Изучение уровня тревожности показало следующие результаты:

hello_html_7f2637d3.gifhello_html_6b0a38ec.gif

hello_html_35c0c084.gifhello_html_2b6fb988.gif

Диагностика уровня тревожности выявила следующие ситуации, вызывающие наибольшую тревогу и страх:

«Школа»: беседа с директором, трудности в выполнении ДЗ, экзамены.

«Самооценка»: страх неудачи, смех за спиной, трудности при принятии самостоятельного решения.

«Межличностные отношения»: посетить незнакомых людей, необоснованная критика и упреки, воспринимают как маленького.

5 А класс:

1. 48% - 21 учащихся адаптировались успешно.

2. 22% - 3 учащихся составили психологическую «группу риска» .

3. Дезадаптация 1 человека – 17%.

5 Б класс:

1. 54% - 13 учащихся адаптировались успешно.

2. 22% - 5 учащихся составили психологическую «группу риска» .

3. Дезадаптация человека – 1 уч-ся- 22%.

Высокую тревожность испытывают школьники, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У них отмечаются выраженные вегетативные реакции, психосоматические нарушения. Тревожность порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Такой конфликт, заставляя этих школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценить его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности. Следствием всего этого являются отмечаемые учителями и родителями перегрузки, перенапряжение, выражающиеся в нарушениях внимания, снижения работоспособности, повышения утомляемости.

Оценка психологического климата в классе:

5 А класс:

Оценка психологического климата в классе:

9 учащихся (39%) - высоко оценивают психологический климат в классе, им нравятся люди, с которыми они учатся.

12 учащимся (52%) - скорее безразличен психологический климат класса, у них, вероятно, есть референтная группа, где общение для них более значимо.

«Настроение, с которым учащиеся идут в школу»

«Всегда с хорошим»: 2 уч-ся (9%)

«Чаще с хорошим»: 11 уч-ся(48%)

«С равнодушием»: 3 уч-ся (13%)

«Чаще с плохим»: 3 уч-ся (13%)

«Всегда с плохим»: 2 уч-ся (9%)

«Отношение классного руководителя»

19 учащихся (83%) считают, что классный руководитель относится к ним очень хорошо и хорошо.

1 уч-ся считает, что классный руководитель безразличен

1 уч-ся считает, что классный руководитель «скорее недоволен»

«Бывает ли желание перейти в другой класс?»

«Никогда не бывает»: 4 уч-ся (17%)

«Редко бывает»: 7 уч-ся (30%)

«Все равно, где учиться»: 1 уч-ся (4%)

«Часто бывает»: 1 уч-ся (4%)

«Форма обращения учителя»

«Убеждают, советуют, вежливо просят»: 10 уч-ся (44%)

«Вежливо, иногда грубо»: 6 уч-ся (34%)

«Безразлично»: 5 уч-ся (22%)

5 учащихся считает коллектив дружным.

10 учащихся – 44% - считают, что в классе иногда бывают ссоры, хотя конфликтным его назвать нельзя.

4 учащихся – 17% - считают, что класс недружный, часто возникают ссоры.

2 учащихся – 9% - считают, что класс очень недружный, трудно в таком учиться.

Оценка характера помощи в классе:

2 учащихся – 9% - считают, что в классе помогают друг другу без напоминания.

4 учащихся – 17% - считают, что помощь оказывается только своим друзьям

6 учащихся – 26% - считают, что помощь оказывается тогда, когда об этом просит сам ученик.

8 учащихся – 35% - считают, что помощь оказывается только по требованию учителя.

5 Б класс:

Оценка психологического климата в классе:

15 учащихся (60%) - высоко оценивают психологический климат в классе, им нравятся люди, с которыми они учатся.

5 учащимся (21%) - скорее безразличен психологический климат класса, у них, вероятно, есть референтная группа, где общение для них более значимо.

«Настроение, с которым учащиеся идут в школу»

«Всегда с хорошим»: 10 уч-ся (42%).

«Чаще с хорошим»: 6 уч-ся(25%):

«С равнодушием»: 1 уч-ся (4%)

«Чаще с плохим»: 3 уч-ся (12%)

«Всегда с плохим»: 0.

«Отношение классного руководителя»

19 учащихся (83%) считают, что классный руководитель относится к ним очень хорошо и хорошо.

1 уч-ся считает, что классный руководитель «скорее недоволен».

«Бывает ли желание перейти в другой класс?»

«Никогда не бывает»: 12 уч-ся (50%)

«Редко бывает»: 4 уч-ся (16%)

«Все равно, где учиться»: 1 уч-ся (4%)

«Часто бывает»: 3 уч-ся (12%)

«Форма обращения учителя»

«Убеждают, советуют, вежливо просят»: 13 уч-ся (54%)

«Вежливо, иногда грубо»: 6 уч-ся (24%)

«В грубой форме, унижающей достоинство»: 1 уч-ся (4%)

10 учащихся считает коллектив дружным.

7 учащихся – 29% - считают, что в классе иногда бывают ссоры, хотя конфликтным его назвать нельзя.

2 учащихся – 8% - считают, что класс недружный, часто возникают ссоры

1 учащийся – 4% - считает, что класс очень недружный, трудно в таком учиться

Оценка характера помощи в классе:

5 учащихся – 21% - считают, что в классе помогают друг другу без напоминания.

2 учащихся – 8% - считают, что помощь оказывается только своим друзьям

8 учащихся – 33% - считают, что помощь оказывается тогда, когда об этом просит сам ученик:

8 учащихся – 35% - считают, что помощь оказывается только по требованию учителя

«В классе не принято помогать друг другу» - 2 уч-ся – 8%

«В классе отказываются помогать друг другу» - 3 – 12%

5 А класс: 16 баллов – средний уровень групповой сплоченности.

5 Б класс: 18 баллов – высокий уровень групповой сплоченности.

5. Отношение к учебным предметамhello_html_7d91c055.gif

hello_html_3857c450.gif

hello_html_m42ea2ff1.gif

6. Оценка познавательных УУД

hello_html_695a284b.gif

5 Б

5 А

В 5 А классе впервые диагностировано 7 уч-ся со следующими результатами:

1 уровень(низкий) – 4 человека:

2 уровень( ниже среднего) – 1 человек:

3 уровень (средний) – 1 человек:

При вторичной диагностике выявилась следующая тенденция: снижение показателей развития интеллектуальных операций и общей осведомленности учащихся.

У 12 уч-ся (52%) произошло снижение интеллектуальных показателей.

Таким образом, на данный момент учащиеся 5 А класса характеризуются, в основном, 3 и 2 уровнем развития интеллектуальных операций – всего 14 (61%) учащихся.

5 учащихся (26%) относятся к низкому уровню.

В 5 Б классе по данной методике 1 уч-ся сохранил показатели на высоком уровне.

У 9 уч-ся (36%) произошло снижение интеллектуальных показателей.

У 3 уч-ся (12%) произошел рост интеллектуальных показателей с 1 до 2 уровня.

Таким образом, на данный момент учащиеся 5 Б класса характеризуются, в основном,

2 и 1 уровнем развития интеллектуальных операций – всего 11(48%) учащихся.

5 учащихся (26%) относятся к низкому уровню.

Это свидетельствует о низкой общей осведомленности учащихся, узком кругозоре; несформированности логических действий, низком уровне способности к абстрагированию и обобщению.

Снижение показателей развития интеллектуальных операций и общей осведомленности учащихся связано со значительным усложнением интеллектуальной деятельности на фоне различных требований со стороны учителей-предметников, а также неумением самостоятельно организовать свои учебные занятия

Резюме:

Таким образом, по результатам исследования можно назвать следующие причины, ведущие к дезадаптации учащихся, а именно:

  1. Смена учебных предметов, их новое - содержательное наполнение
  2. Нарушение характера взаимоадаптации между учеником и учителем-предметником
  3. Низкий уровень произвольной регуляции поведения и учебной деятельности
  4. Несформированность учебной мотивации
  5. Несформированность элементов и навыков учебной деятельности
  6. Отсутствие мотивации достижения успеха
  7. Несформированность продуктивных форм общения и самоутверждения
  8. Недостаточность социальной нормативности (педагогическая запущенность)
  9. Высокий уровень общих или специальных способностей (одаренность)
  10. Интеллектуальная недостаточность

5 А класс: 16 баллов – средний уровень групповой сплоченности.

1. 77% - 20 учащихся адаптировались успешно

2. 19% - 5 учащихся составили психологическую «группу риска» 

3. Дезадаптация 1 человека – 4%

Оценка психологического климата в классе:

9 учащихся (39%) - высоко оценивают психологический климат класса.

12 учащимся (52%) - скорее безразличен психологический климат класса, у них, вероятно, есть референтная группа, где общение для них более значимо.

5 Б класс: 18 баллов – высокий уровень групповой сплоченности.

1. 76% - 19 учащихся адаптировались успешно

2. 20% - 5 учащихся составили психологическую «группу риска» 

3. Дезадаптация – 1 уч-ся- 4%

Оценка психологического климата в классе:

15 учащихся (60%) - высоко оценивают психологический климат класса.

5 учащимся (21%) - скорее безразличен психологический климат класса, у них, вероятно, есть референтная группа, где общение для них более значимо.

Рекомендации:

  1. В связи с недостаточно благоприятным психологическим климатом в классах и высокой межличностной тревожностью необходимо включить в расписание психологические часы для проведения занятий, направленных на сплочение и развитие коллектива.
  2. Провести занятия, обучающие приемам снятия психо-эмоционального напряжения, а также приемам рациональной организации учения.
  3. Учащихся, имеющим повышенный/высокий уровень самооценочной и межличностной тревожности, необходимо, по возможности, привлекать к коллективным делам, требующим активного взаимодействия.
  4. С родителями учащихся, имеющих отрицательную мотивацию обучения, провести разъяснительную беседу.
  5. Провести родительское собрание (в форме тренинга) по способам психологической поддержки и конструктивному взаимодействию с детьми.
  6. Провести родительское собрание по теме «Психофизиологические особенности детей младшего подросткового возраста».
  7. Классным руководителям необходимо учитывать, что младшие подростки особенно восприимчивы к такому стилю руководства со стороны взрослого, когда он проявляет инициативу, задает некоторые общие рамки их деятельности, но при этом позволяет им самим принимать решения, не устанавливает пошагового контроля.
  8. Учителям-предметникам необходимо учитывать психологические возрастные особенности учащихся, а также то, что для 85% учащихся пятых классов нужно систематически создавать ситуации успеха на уроках и внеурочной деятельности и/или оказывать эмоциональную поддержку.
  9. Для снижения как школьной, так и межличностной тревожности учителям-предметникам необходимо, по возможности, согласовать учебные требования, учитывать различия между пятиклассниками и другими учащимися средней школы. Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя, что также необходимо учитывать.
  10. Рекомендовать учителям-предметникам систематически включать задания, направленные на развитие логических операций, общей осведомленности учащихся.
  11. Рекомендовать учащимся, родителям, учителям-предметникам консультации педагога-психолога по возникающим проблемам.

Педагог-психолог ГБОУ Школа № 285:____________ Плужникова С.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ (КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ) В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

. Опыт работы по групповому и индивидуальному психологическому сопровождению учащихся ( общеобразовательные и коррекционные программы).  Программа коррекционной работы разработана в соот...

Результаты участия во Всероссийском научно-познавательном конкурсе-исследовании "Leonardo" учащихся 4М класса, 2014-2015 учебный год.

Представленные результаты отражают степень сформированности у учащихся умения самостоятельно добывать знания, логически и нестандартно мыслить....

Динамика образовательных достижений и личностного развития учащегося 3 класса (2014-2015)

Динамика образовательных достижений и личностного развития учащегося 3 класса (2014-2015)...

Направление работы учителя логопеда в рамках программы занятий по адаптации учащихся 1 класса

Направление работы учителя логопеда в рамках программы занятий по адаптации учащихся 1 класса  «Школа почемучек»...

Программа адаптации учащихся пятых классов.

В основу данной программы положена работа Р. В. Овчаровой «Хочу, могу, умею» с некоторыми изменениями и дополнениями, продиктованными практикой. Программа состоит из трех блоков: развитие ...