Психологическое занятие с использованием сказкотерапии "Ёжик заблудился"
материал (2 класс) по теме

Беликова Ирина Александровна

 

Сказка - это волшебная страна, где ученику не читают нотации, не учат, как надо правильно жить, поступать и относиться к людям. Но именно здесь, ненавязчиво, ребёнок включается в "процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нём". В сказках можно найти перечень практически всех человеческих проблем и способы их решения. Законы сказочного мира, где есть не только Зло, но и Добро, которое всегда побеждает, проходя трудный и тернистый путь, переносятся ребёнком в реальную жизнь и позволяет ему многое осознать.В разработках по структуре занятий по сказкотерапии любой педагог может найти сказку по любой интересующей его проблеме. Очень хороший эффект в моей практике показала сказка "Ёжик" Анны Смирновой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

              Коррекционное занятие  с использованием сказкотерапии  для младших школьников  «Ёжик заблудился»

В деятельности школьного психолога важное место занимает коррекционная работа, суть которой вытекает из результатов диагностики, проводимой по запросу учителя. Современная литература предлагает большое разнообразие различных методических и содержательных подходов к проведению коррекционной и развивающей работы с детьми и подростками.

При выборе той или иной техники необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, имеющиеся ресурсы и профессиональный опыт педагога-психолога.  

В поиске универсальных, интересных и результативных методик я в своей практической деятельности использую метод сказкотерапии, предложенный автором этой методики Т.Д.Зинкевич - Евстигнеевой.

В душе каждого человека заложены доброта, любовь, сопереживание. Но иногда бывает так, что подростковый возраст, проблемы в семье, повышенная тревожность в школе не позволяют ребёнку в полной мере раскрыться, меняют его поведение, приводят к появлению агрессивности и даже злобы. В результате этого появляются проблемы, которые могут носить как педагогический, так и личностный характер.

Сказка - это волшебная страна, где ученику не читают нотации, не учат, как надо правильно жить, поступать и относиться к людям. Но именно здесь, ненавязчиво, ребёнок включается в "процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нём". В сказках можно найти перечень практически всех человеческих проблем и способы их решения. Законы сказочного мира, где есть не только Зло, но и Добро, которое всегда побеждает, проходя трудный и тернистый путь, переносятся ребёнком в реальную жизнь и позволяет ему многое осознать.

В разработках по структуре занятий по сказкотерапии любой педагог может найти сказку по любой интересующей его проблеме. Очень хороший эффект в моей практике показала сказка "Ёжик" Анны Смирновой.

Сказка "Ежик"

Маленький Ежик заблудился в лесу, Целый день он пытался найти тропинку, ведущую к дому, но с каждым шагом только углублялся в чащу леса. Стемнело, пошел дождь, и вместе с его капельками из глаз Ежика падали слезинки.

Ежик замерз, проголодался и представил, как сильно беспокоится его мама, которую он очень любил и не хотел ничем огорчать.

Рассчитывать на чью-либо помощь было бесполезно, потому что друзей Ежик не имел. Лесные зверята вечно подсмеивались над ним и подшучивали только за то, что он не такой мягкий и пушистый как они, а колючий, маленький; да к тому же еще и толстый, когда сворачивается в клубок. Никого не интересовало, что под этими колючками скрывается что-то очень нежное и доброе. С Ежиком даже не пытались подружиться -ведь тогда не над кем будет посмеяться,

Каждое утро в лесу пятеро друзей - Зайчик, Медвежонок, Барсук, Енот и Белочка начинали с придумывания пакостей и дразнилок для Ежика.

Однажды Заяц предложил вырыть яму, замаскировать ее ветками и позвать Ежика. После этого случая. Ежик несколько дней хромал, потому что, падая в яму, подвернул лапку. Никому его не было жалко. Наоборот, с забинтованной лапкой он был еще более смешон, чем раньше.

И вот однажды наступил такой момент, когда всем надоело дразнить Ежика старыми способами, а новые никак не придумывались. Что-то странное произошло между друзьями. Они стали ссориться и подшучивать друг над другом.

- Что это. вы меня дразните?! - возмутился Медвежонок - Я же не еж какой-нибудь! - И тут Медвежонок удивился, насколько точными были его слова. Именно в эту минуту он оказался на месте Ёжика.

- Косолапый! Косолапый! - кричали хором Заяц, Барсук, Енот и Белочка.

- Перестаньте!

Но звери не унимались. Они нашли себе новый интерес. Увидев, что участь Ежика постигла его самого, Медвежонок ушел. "Вот и не стало у меня друзей, - грустил он, - никому-то я теперь не нужен".

Медвежонок шел, не глядя себе под ноги, и, не заметив пенек, споткнулся.

- Ой, как больно! Помогите!

Но на помощь никто не шел, и снова Медвежонок вспомнил Ежика. Как же ему должно было быть больно, когда он упал в яму.

А тем временем, Ежик все искал дорогу домой. Увидев Медвежонка, он очень обрадовался, что хоть кто-то повстречался ему на пути. "Сейчас он начнет надомной смеяться", - подумал Медвежонок. Но вместо этого Ежик погладил бок, которым тот ударился, что-то пошептал, и боль сразу прошла.

- Спасибо, - улыбнулся Медвежонок, - я и не знал, что ты умеешь лечить. Почему ты никому не рассказывал о своем даре?

- Потому что меня никто ни о чем не спрашивал, - ответил Ежик.

И тут Медвежонку стало стыдно за то, как не справедливо относились они к Ежику.

- Я больше тебя не обижу, - сказал он.

Ему захотелось сделать для Ежика что-нибудь хорошее. Узнав, что тот заблудился, Медвежонок с радость проводил его домой. По дороге они о многом разговаривали, смеялись. Впервые Медвежонку было весело просто так. Он сделал открытие: оказывается, для того чтобы тебе стало весело совсем не обязательно смеяться над кем-то.

- Знаешь, - сказал он Ежику, - это даже хорошо, что все со мной перестали дружить. Иначе я бы никогда не понял, как плохо остаться одному, как тяжело на душе, когда тебя дразнят и как здорово находить себе новых друзей. Нужно обязательно рассказать об этом моим старым друзьям.

На следующий день, увидев Медвежонка с Ежиком, Белочка закричала:

- Смотрите! Косолапый разговаривает с колючкой!

- Как же они смешно смотрятся! - поддержал ее Енот.

- Не обижайте моего друга, - попытался остановить Медвежонок. - Чтобы дружить, совсем не обязательно дёлать кому-то плохо. Можно ведь вместе играть и помогать друг другу.

- Вот уж нет! - крикнул Заяц. - С предателями мы не водимся!

- Да ведь это вы меня бросили, но я не сержусь, - сказал Медвежонок, - благодаря вам я узнал, что нельзя обижать кого-то только за то, что он на нас не похож. Посмотрите, какие мы все разные: Белочка - самая пушистая, Енот - самый маленький, я - большой, Заяц - быстрый, но это же не мешало нам быть вместе.

- А ну их! - крикнул Барсук. - Пойдемте лучше в сороку колючкам кидаться.

- Они так ничего и не поняли, - вздохнул Медвежонок.

- Не расстраивайся, - успокоил его Ежик, - пройдет время, и они поймут, обязательно поймут...

Пока Барсук, Енот и Белочка гоняли сороку, Зайчик случайно застрял в расщелине дерева. Когда Белочка увидела, как он пытается выбраться, она рассмеялась:

- Ой, вы только посмотрите, какой наш Заяц глупый и не осторожный!

- Ничего смешного, лучше помоги выбраться, а то еще лиса прибежит, - попросил Зайчик.

- Я бы помогла, да только что ты мне за это дашь?

- У меня нет ничего!

- Вот когда будет, тогда и позовешь! - весело сказала Белочка и побежала по тропинке.

- Белочка! Постой!- закричал Зайчик. - У меня дома есть сочная морковка - бери сколько хочешь, только не оставляй меня на съедение лисе!

- А я не ем морковь! - раздался вдалеке голос, и беличий хвост скрылся за деревьями.

- Барсук! Енот! - кричал Заяц, но никто не шел на помощь.

Спустя какое-то время, появилась Лиса, которой так боялся Зайчик. Она подошла к нему поближе и облизнулась. "Вот и все", - подумал Заяц и закрыл глаза. Лиса схватила его за уши, открыла рот... но вдруг...

Вдруг что-то больно укололо ее в спину.

- О-о-ой! - закричала Лиса, подскочив и выронив Зайца. - Что это?!

Обернувшись, она увидела Ежа и Медвежонка.

- Ладно, маленькая колючка, - прошипела Лиса, потирая спину. - Я до вас еще доберусь, - крикнула она, убегая.

Медвежонок помог Зайцу выбраться.

- Вы спасли мне жизнь! Что я могу для вас сделать? - спросил Зайчик.

-   Просто давай играть вместе, - предложил Ежик.

- А вы меня возьмете? - удивился Заяц.

- Конечно! Играть в прятки или жмурки гораздо интереснее, чем кидаться колючками в птиц.

- Ежик, я причинил тебе так много неприятностей...

- Не продолжай Зайчик, я не держу на тебя обиду главное, что ты все понял.

Оставшись втроем Белочка Енот и Барсук почувствовали что им все надоело и ничего уже не интересно. Всех птиц они разогнали, Медвежонка и Зайчика потеряли. Смеяться над Ежиком стало уже опасно, ведь теперь он не один, а с Мишкой - самым сильным. Среди них и Зайчиком - самым быстрым и ловким

- Вы как хотите - сказал Барсук - а я иду мириться. Мне надоело придумывать, чем сегодня или завтра кидаться в сороку, кому вырыть яму, а потом в нее же и попасть, как случилось с Медвежонком и Зайчиком Может они примут меня в свой круг. Ежик знает много игр. Я видел вчера как им хорошо весело.

Енот задумался

- Да пусть идет, - сказала Белочка, - нам и вдвоем будет не хуже.

- Нет, такая жизнь меня больше не устраивает, - ответил Енот - скоро с нами вообще никто не будет знаться. Ничего хорошего ведь от нас не видели. А Ежик может научить залечивать раны.

- Как хотите, - надулась Белочка, - проживу и без вас, сказала она и взбежала вверх по дереву к своему дуплу.

Несколько дней подряд наблюдала она оттуда, как резвятся ее бывшие друзья и спешат на помощь к тем кому это нужно.

- Иди к нам Белочка - звал ее Медвежонок, но она пряталась в своем домике.

Спустя еще один день, Белочка, наконец, поняла, как грустно и скучно оставаться одной. "А как же Ежик жил все это время?" - подумала она и с этой мыслью спустилась с дерева

Так в лесу возникла команда Спасателей, которые спешат на помощь тем, кто попал в беду. Ежик научил своих друзей залечивать раны, играть в разные интересные игры, рассказал множество удивительных историй. Спасатели дружили много лет, ибо в этой команде каждый занял свое особое место; каждый знал, что всегда может рассчитывать на плечо друга; каждый принимал другого таким, какой он есть.

 Если проблема стоит остро, такую сказку может прочитать на уроке педагог - психолог, обсудить ее с ребятами и предложить им письменное задание, Например: "Что бы я посоветовал ежику, чтобы над ним не смаялись"? А после обсудить все это с детьми...

Главный итог подобных занятий связь с реальным миром:

Такие Ежики, Белочки, Медвежата и пр. живут среди нас, и мы сами можем оказаться на ИХ месте. Итак, что же мы будем делать, если..."

(Обсуждение с детьми сказки.)

После обсуждения ребятам предлагается дорисовать рисунок, в центре которого нарисован ёжик, а на лучиках от него дети дорисовывают свои пожелания и советы. Как не обижаться и что надо делать, если тебя обижают.

         На следующий день проводится ещё одно занятие, на котором мы знакомимся со сказкой "Пакость Пакостивич", основной сюжет которой рассказывает о том, что в душе каждого человека есть место для тех чувств, которые он сам пускает в свою жизнь. В этой сказке зайчики и мишки учатся говорить друг другу светлые и добрые слова. По результатам этой сказки ученики получают листочек, на котором написано имя ребёнка, который оказался отвергнутым и изолированным. Каждый ученик, в том числе и сам ребёнок должны взять в руки лучики солнца и написать на них, за что они ценят этого человека. Работает очень сильно. Необходимо отметить, что начало и окончание этих занятий необходимо проводить с "разминки" и заканчивать всё рефлексией.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое занятие по психокоррекции поведения с использованием мультипликационного фильма «Варежка» (реж. Р. Качанов)

Задачи урока:Образовательные:  Расширение представлений детей об эмоциях грусти, печали, радости, восторга, удовольствия и способах их выражения.Коррекционные:  Развитие эмпатии, умени...

Презентация занятия по теме : "Автоматизация звуков р, р в предложениях". ( Экскурсия в оранжерею.Занятие с использованием оздоровительныз методик, музыкотерапии.Занятие в группе с ФФНР 1 класс.)

Представлен конспект занятия с использованием оздоровительных методик : релаксации, аурикулярного массажа, су-джок терапии, музыкотерапии ( музыка из балета П.И. Чайковского " Щелкунчик ". В ходе заня...

Психологическое занятие с элементами тренинга «Психологическая комфортность педагогов ДОУ».

Цель: создание доброжелательной атмосферы среди педагогов ДОУ, снятие напряжения, чувства тревоги, создание группового доверия и принятия, развитие наблюдательности....

Презентация занятия по теме:"Дифференциация шипящих звуков в словосочетаниях,предложениях,текстах". Занятие с использованием музыкотерапии,сказкотерапии,игровых технологий на эмоционально-психологической основе в группе с ФФНР,2кл

Авторы:Кочергина О.М.,Кукушкина С.Г.Представлен конспект-презентация занятия для детей ,имеющих фонетико-фонематические нарушения речи.В конспекте содержатся разнообразные игровые упражнения на ...

Интегрированное занятие, классный час/психологическое занятие " Что такое конфликт и как его решить?"

    Данное занятие возможно проводить не только во время классного часа, но и на занятиях по психологии,  других внеклассных мероприятия. Классный час  разработан для 4 клас...

Методическая разработка. Психологическое занятие во 2-м классе по теме «Активное и пассивное слушание». Из программы занятий по социально-психологической адаптации учащихся 1-4 классов «Солнышко».

Программа «Солнышко» — это 4-летний курс для детей начальной школы. Занятия данного курса помогают адаптироваться первоклассникам, вновь прибывшим ученикам и детям с повышенной трево...

Конспект психологического занятия 3 классом Тема занятия "Навстречу друг другу."

Занятие разработано и адаптировано для детей с особыми образовательными потребностями с нарушением слуха....