Программа просветительской работы " Правильный пешеход"
рабочая программа по обж

Марченкова Ольга Павловна

     Основная идея программы «Правильный пешеход» – формирование представлений о правилах дорожного движения (ПДД) и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_prosvetitelskoy_raboty_pravilnyy_peshehod.docx120.14 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\комп\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Снимок.png

 

Смоленск

2020

    Общая характеристика курса.

      Основная идея программы «Правильный пешеход» – формирование представлений о правилах дорожного движения (ПДД) и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

      На дорогах нашей страны ежегодно погибают и получают травмы множество детей школьного возраста. Одна из причин такого явления – несформированность  элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения,  неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам.  Становится очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного факультатива для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

      Цель программы:

      Формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей обучающегося как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах.

      В дальнейшем школьники смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых они становятся.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы:

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
  • объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностях;
  • в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;
  • осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих базовых учебных действий:

  • умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
  • формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
  • формирование рефлексивных умений – предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
  • формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.

Регулятивные БУД

  • определять цель деятельности;
  • учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
  • вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности.

Познавательные БУД

  • находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности.

Коммуникативные БУД

  • оформлять свои мысли в устной форме с учетом речевой ситуации;
  • высказывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметные результаты освоения программы

  В результате освоения программы формируются следующие предметные умения:

  • выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;
  • объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенному к установленному в ПДД);
  • находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
  • раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
  • разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.

Такой подход позволяет реализовывать требования ФГОС  О с у/о.

Ожидаемые результаты работы по программе:

Программа призвана способствовать формированию у школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) культуры безопасности жизнедеятельности. В результате освоения программы факультатива «Правильный пешеход» обучающиеся должны:

Знать:

Уметь:

Правила дородного движения.  

Пользоваться правилами дорожного движения.

Сигналы светофора и жесты регулировщика.

Переходить  проезжую  часть, пользуясь сигналами светофора или регулировщика движения.

Правила  пользования общественным транспортом.

Правильно  пользоваться общественным транспортом: входить в транспорт, выходить, переходить проезжую часть вблизи транспорта.

Знать  наиболее  значимые дорожные  знаки,  разметки проезжей части.

Переходить  проезжую  часть, пользуясь дорожной разметкой.

Наиболее безопасные места для движения пешехода и перехода проезжей части.

Выбирать наиболее безопасные места для перехода проезжей части.

Правила передвижения пешехода при  отсутствии  пешеходных дорожек и тротуаров.

Передвигаться  по  улице  при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров.

Места, предназначенные для игр и катания на велосипеде и роликовых коньках.

Пользоваться местами, предназначенными для игр и катания на велосипеде и роликовых коньках.

О  последствиях неконтролируемого поведения на проезжей  части  и  нарушениях правил дорожного движения.

Уметь  предвидеть  результаты неконтролируемого  поведения  и нарушения  правил  дорожного движения на улице.

Содержание программы «Правильный пешеход»:

                                 

Тема №1: «На улицах нашего района».

Цель: познакомить учащихся с главными улицами района города, с улицами микрорайона Центра. Рассказать об особенностях движения транспорта и пешеходов по этим улицам.

Учебно-наглядные пособия: макет микрорайона, модели транспортных средств и фигурки пешеходов, таблицы видов перекрестков, которые располагаются вблизи школы.

Необходимая терминология: правила дорожного движения, тротуар, проезжая часть, перекресток, транспорт, светофор, водитель, пешеход, велосипедист, ворота.

Ход занятия. Занятие начинается с беседы о районе города, в котором живут учащиеся. Учитель рассказывает, что по улицам города  движутся транспорт и пешеходы. Транспорт движется по проезжей части улиц. Место пересечения улиц называется перекрестком.

Для движения пешеходов служит тротуар, ходить по нему надо шагом, придерживаясь правой стороны, не мешая другим пешеходам, а в  узких местах - уступать дорогу взрослым.

Необходимо объяснить учащимся, что нужно соблюдать осторожность, проходя по тротуару мимо ворот или арок дворов. Из ворот может внезапно выехать автомобиль.

Нужно соблюдать осторожность и при движении по тротуару мимо стоящего или подъезжающего к краю тротуара автомобиля: пассажиры транспорта могут внезапно открыть дверь легкового автомобиля или кабины  грузового автомобиля и ударить пешехода.

Используя макет микрорайона школы  и  модели транспортных средств, учитель показывает и объясняет, как движутся транспорт и пешеходы по улицам, соблюдая ПДД.  Далее учитель говорит, что водители всех машин соблюдают определенные правила дорожного движения, знать и выполнять эти правила  должны и пешеходы.

Изучать и знать ПДД необходимо для того, чтобы не подвергать  свою жизнь опасности и не мешать движению транспорта.

Если будут нарушены правила движения, может произойти дорожное происшествие. Учитель обращает внимание на то, какой опасности могут подвергнуться дети, нарушая правила перехода улицы.

На макете перекрестков учитель устанавливает фигуры пешеходов и предлагает детям показать, как они переходят дорогу, на этих перекрестках. Важно, чтобы дети сами указывали на ошибки друг друга.

Контрольные вопросы и задания.

1.Где должны ходить пешеходы?

2.Почему нельзя ходить по проезжей части?

3.Покажите на таблице проезжую часть улицы.

4.Покажите на таблице тротуар.

5.Покажите на таблице перекресток.

6.Расскажите, как надо ходить по тротуару.

Упражнения (в классе). Дети учатся быстро определять левую и правую стороны.

1.Учащиеся строятся. Учитель, показывая, подает команду: поднять правую руку, поднять левую руку, повернуться кругом и повторить команды.

2.Учащиеся встают парами лицом к лицу. По команде учителя дети показывают друг другу правую или левую руку.

3.Учитель спрашивает, с какой стороны в классе находятся окна, двери и т.д., а теперь повернитесь кругом. С какой теперь стороны  находятся окна и двери?

Игра (на размеченной площадке). Детям показывают отметку тротуара. Дети делятся на 4 группы. Две группы надевают макеты машин и играют роль автомобилей. Две следующие группы играют роль пешеходов. Цель: Дети должны понять, что и машины, и пешеходы движутся по правой стороне дороги (тротуара). На этом занятии надо научить детей двигаться и по лестнице, и по коридорам Центра по правой стороне.

Тема №2: «Мы идем в школу».

Цель: помочь ученикам выбрать наиболее безопасный  путь в Центр. Научить переходить проезжую часть на этом отрезке пути.

Учебно-наглядные пособия: макет микрорайона Центра, модели транспортных средств,  фигуры пешеходов и схемы перекрестков улиц и дорог.

Необходимая терминология: безопасность, шоссе, пешеходный переход, «островок безопасности», посмотреть налево, посмотреть направо, терпение, осторожность.

Ход занятия.

Показать на схеме перекрестка и  объяснить, как надо переходить улицу. При переходе улицы или дороги идти только шагом и, прежде чем переходить улицу, посмотреть налево, а дойдя до середины улицы, остановиться и посмотреть направо. Убедившись, что транспорта нет, закончить переход улицы.

Если не успели закончить переход и движение транспорта началось, то надо остановиться на середине улицы на «островке безопасности» (показать на схеме перекрестка).

Нельзя переходить перекресток  по диагонали (показать на схеме перекрестка), двигаться надо только под прямым углом (показать на схеме перекрестка).

Далее учитель, используя макет микрорайона школы, помогает ученикам выбрать самый безопасный путь из дома в школу. Необходимо отработать с учениками правильные повороты головы («посмотри налево», «посмотри направо») и повторять при этом хором: «Я смотрю налево, не вижу автомобиля, иду к середине улицы. Я смотрю направо, не вижу автомобиля и иду дальше».

Контрольные вопросы и задания.

1.Как надо переходить улицу?

2.Где можно остановиться, если не успели переход улицы?

3.Покажите на таблице перекресток. Чем он опасен?

4.Расскажите о своем пути в школу.

Упражнения.  На площадке учащиеся делятся на 3 группы: пешеходы, автомобили, инспектора ДД. Дети тренируются  переходить улицу: когда на дороге нет автомобилей, когда по дороге движется один автомобиль слева и справа, когда по дороге движется сразу несколько автомобилей (дети в группах меняются ролями).

Игры. 1. На схему перекрестка ставится фигурка двух пешеходов. Детям предлагается помочь им перейти перекресток к назначенному на перекрестке месту.

           2. На схеме устанавливается фигурка Незнайки. Показать, как перешел Незнайка перекресток. Дети  должны назвать все его ошибки и показать верный путь.

Тема №3: «Это должны знать все».

Цель: познакомить учащихся с основными правилами  дорожного  движения. Рассказать им об особенностях движения транспорта и  пешеходов по мокрой и скользкой улице.

Учебно-наглядные пособия. Макет микрорайона Центра, набор  фигур и схем для изучения правил движения, таблицы «Правило правой стороны», «Движение по улице группами».

        Ход занятия. Учитель объясняет детям, что называется правилами  дорожного движения и почему они необходимы. Он рассказывает о         роли транспорта в жизни населения и о потребности в транспорте  промышленности и сельского хозяйства, обращает внимание учащихся на рост транспорта в количественном отношении и об увеличении  интенсивности его движения, разъясняет, что одним из важных условий обеспечения безопасности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах является строгое соблюдение правил движения водителями транспортных средств и пешеходами.

 Привести примеры последствий нарушений правил движения на  улицах и дорогах. Группы детей на улице должны ходить только по тротуару и пешеходным дорожкам под руководством взрослого (учителя, вожатого) по два человека в ряд (парами). Переход улицы группе детей разрешается только в присутствии взрослого и в разрешенных  местах перехода улиц.        

Если обозначенный разметкой пешеходный переход позволяет по ширине, то, для того чтобы быстрее освободить проезжую часть улицы, можно перестроить учащихся для перехода потри или четыре человека в ряд (но не более четырех). Идти надо шагом. Без разрешения учителя выходить из строя нельзя.

На улицах с большим движением транспорта переходить дорогу надо на регулируемых перекрестках, с соблюдением всех правил, в соответствии с сигналами светофора или регулировщика.

Контрольные вопросы.

1. Зачем нужно знать и выполнять правила дорожного движения?

2. Как нужно  вести себя при движении по улице в группе?

3. В каких местах разрешается переход улицы группе учащихся?

Упражнения (на площадке, а затем на улице). Переход улицы по пешеходному переходу по одному и группами. Один из учащихся назначается руководителем группы. Переход проделать несколько раз, меняя руководителей.

В сопровождении родителей, юного инспектора движения вывести детей  на улицу с малоинтенсивным движением, где редко ходит транспорт. Еще раз напомнить им правила перехода улицы. Затем, держа за руку ученика, перейти улицу  вместе с ним. Таким образом перейти улицу с несколькими учениками.

Тема №4: «Наши верные друзья».

Цель:          объяснить учащимся назначение светофоров, рассказать о значении сигналов транспортного и пешеходного светофоров. Научить переходить улицу по зеленому сигналу транспортного светофора и разрешенному сигналу пешеходного светофора.

Учебно-наглядные пособия: модели трехсекционного светофора и пешеходного светофора, набор фигур и схем по правилам движения, макет микрорайона города, таблицы «Четырехсторонний перекресток», «Сигналы регулирования дорожным движением».

 Необходимая  терминология: стоп; внимание, сигнал, пешеходный светофор, стойте, идите.

Ход занятия. Демонстрируя трехсекционный светофор с включенными сигналами, учитель объясняет значение каждого сигнала для водителя и пешехода.

При красном сигнале запрещается движение транспорта и пешеходов через перекресток. При зеленом сигнале разрешается движение транспорта и пешеходов через перекресток. Желтый сигнал означает «Внимание!». Он включается при смене сигналов светофора, движение  транспорта и пешеходов через перекресток запрещается.        I

На некоторых перекрестках с интенсивным движением пешеходов дополнительно к транспортным светофорам устанавливают пешеходные светофоры со световыми сигналами.  

Пешеходные светофоры  в отличие от транспортных, имеют два сигнала: зеленый с надписью «Идите» или с силуэтом идущего человека и красный с надписью «Стойте» или с силуэтом стоящего человека.  (Пешеходные светофоры применяют только в тех случаях, когда при сигнале «Идите»  путь пешехода не пересекается движущимся транспортом.)

Зеленый сигнал «Идите» или силуэт идущего человека обеспечивает полную безопасность пешеходов.

Красный сигнал «Стойте» или силуэт стоящего человека запрещает движение пешеходов, это соответствует красному сигналу светофора.

Контрольные вопросы.

1.Что означает красный  сигнал светофора?

2.Что означает желтый  сигнал светофора?

3.Что означает зеленый  сигнал светофора?

4. Какой сигнал пешеходного светофора запрещает переходить улицу?

5.При каком сигнале  пешеходного светофора можно переходить улицу?

Упражнения (на площадке). На перекрестках устанавливают  светофоры, управляемые учащимися. Школьники по группам играют роль транспорта и пешеходов. Для упрощения движения транспорту запрещается делать левый  и  правый повороты. При переходе улиц учащимися особое внимание уделяется пониманию  ими сигналов пешеходного светофора.

Тема №5: «Мы пассажиры».

Цель: познакомить  учащихся с правилами пользования общественным транспортом; показать, как нужно его обходить.

Учебно-наглядные пособия:  таблицы «Общественный транспорт и грузовые автомобили», «Правила для пешеходов».

 Необходимая терминология. Общественный транспорт, вагон, посадочная площадка, посадка.        

Ход занятия. Учитель рассказывает детям, что трамвай, троллейбус, автобус нужно ожидать на тротуаре или на посадочной площадке. Посадка на общественный транспорт производится в порядке очереди при полной остановке транспорта. Входить в салоны  автобусов и троллейбусов и вагоны трамваев можно через заднюю дверь, выходить через переднюю дверь. Войдя в салон (вагон) надо взять билет и  пройти вперед. При  выходе из трамвая надо посмотреть направо и убедившись в полной безопасности, идти к тротуару.

При выходе на остановке из автобуса или троллейбуса надо пройти на тротуар, дойти до пешеходного перехода или перекрестка и убедившись в безопасности, выходить на проезжую часть для перехода улицы.

Стоящий трамвай обходят  спереди (так как в этом случае виден встречный трамвай) и также только по пешеходному переходу.

Из  легкового автомобиля, как и  из автобуса, выходят только в сторону тротуара. При выходе из легкового автомобиля необходимо осторожно открывать  дверь, чтобы не  задеть пешехода.

        В помощь учителю. Лица, оказывающие помощь детям, больным или престарелым людям при посадке в транспортное средство, должны находиться на посадочной площадке, помогая слабым людям первыми войти в салон. При высадке человек, оказывающий помощь, должен сойти первым, а затем помочь слабому покинуть транспортное средство.

Пассажиры обязаны посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства.  В целях безопасности посадка и высадка пассажиров должны осуществляться только со стороны тротуара или обочины. Поэтому во всех автобусах, троллейбусах и трамваях двери для пассажиров располагаются с правой стороны. Общий порядок посадки и высадки пассажиров распространяется и на легковые автомобили, а также на грузовые, если на них осуществляется перевозка людей.

Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.  В исключительных случаях (грязная обочина, на тротуаре проводятся какие-либо работ и т.п.) посадка и высадка допускаются с проезжей части при соблюдении необходимых мер предосторожности и без создания помех другим участникам движения. Во всех случаях это следует делать под наблюдением водителя. Однако ответственность за выполнение требований данного положения в равной степени возлагается и на пассажиров.

Пассажирам запрещается отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения.  Безопасное управление транспортным средством требует от водителя сосредоточенности и концентрации внимания. В особенно сложных условиях находятся водители маршрутных транспортных средств. Недопустимы во время движения вопросы к водителю, стук в стенку его кабины, открывание дверей или форточек и другие действия в салоне, отвлекающие водителя. Все вопросы должны разрешаться только на остановках.

        Пассажирам запрещается открывать двери транспортного средств во время его движения.  Открывание дверей транспортного средства во время его движения может привести к выпадению пассажира из кабины или салона транспортного средства, нанесению повреждений пешеходам, движущимся  по обочине, тротуару или краю проезжей части и т.п.         Запрещается ездить на подножках и выступающих частях транспортных средств, а так же высовывать  из окон руки, голову и какие-либо предметы.

Контрольные вопросы.

1.Где нужно ожидать трамвай, троллейбус, автобус?

2.Когда можно начинать посадку в общественный транспорт?

3.Через какую дверь нужно входить в автобус, троллейбус, трамвай?

4.Как нужно  вести себя  в  общественном транспорте?

5.Как надо обходить стоящие трамвай, автобус, троллейбус?

Упражнения (в зале, на площадке). Несколько  учащихся двигаются по «улицам» с плоскими макетами трамвая,  троллейбуса, автобуса. По пути следования они останавливаются. Группы учащихся, соблюдая правила движения, обходят остановившийся «городской  транспорт». Далее учащиеся меняются  местами,  упражнения продолжаются.

Тема №6: «Знаки на дорогах».

Цель: познакомить учащихся с некоторыми часто встречающимися в микрорайоне Центра и по месту жительства дорожных знаков, а также со знаками, необходимыми пешеходу.

Учебно-наглядные пособия: настенные дорожные знаки, таблицы «Обозначение переходов», «Дорожные знаки».

Необходимая терминология: дорожный знак, железнодорожный переезд, шлагбаум, одностороннее движение.

Ход занятия. Учитель рассказывает о дорожных знаках, которые помогают организовывать безопасное движение транспорта и пешеходов. Особое внимание он обращает на знаки: «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом»; знаки, предупреждающие о пересечениях и примыканиях: «Пешеходный переход» (предупреждающий и указательный знаки); «Дети», «Пункт медицинской помощи», «Телефон», «Одностороннее движение». Очень важно выслушать понимание и трактовку этих знаков детьми, т.к. например, знак «Дети» некоторые школьники воспринимают, как команду «Перебегать дорогу быстро!». Необходимо довести до сведения детей значение этих знаков. Можно использовать стихи и загадки, предлагаемые журналами «Начальная школа» и приложением к газете «1 сентября» «Начальная школа» (См. приложение).

Необходимо также познакомить учащихся с другими обозначениями, встречающимися на улицах города: «Переход», «Берегись автомобиля». Здесь уместно обратить внимание на улицы с односторонним движением: Показать на схеме, таблице и т. п., объяснить учащимся, что при переходе улицы с односторонним движением справа необходимо смотреть направо. При одностороннем движении слева во время движения через улицу необходимо смотреть налево.

Контрольные вопросы.

1. Зачем нужны дорожные знаки!

2, Расскажите, какие вы знаете дорожные знаки и что они обозначают.

3. Где устанавливается знак «Железнодорожный переезд без шлагбаума»?

4. В каких местах устанавливается знак «Дети»?

5. Какие дорожные знаки вам встречаются по дороге вЦентр?

Упражнения (на площадке). Одну из улиц площадки, установив на ней соответствующие знаки и указатели, превращают в улицу с односторонним движением и проводят на ней практические занятия по переходу улиц с односторонним движением. Роль транспорта и пешеходов выполняют учащиеся. При выполнении упражнений «пешеходы» должны идти спокойным шагом, «транспорт» должен двигаться быстрее.

        Далее проводятся упражнения на закрепление знаний учащихся, по дорожным знакам, для чего на площадке устанавливают необходимые дорожные знаки.

Тема №7: «Опасные игры».

 Цель: убедить учащихся в опасности проведения игр на проезжей части улицы (дороги).

        Учебно-наглядные пособия: набор фигур и схем для изучения правил дорожного движения, агитационные плакаты.        

Ход занятия. Учитель, используя наглядные пособия, рассказывает и показывает, где движется транспорт по улицам и дорогам, где должны играть дети. На Макете улицы располагают на проезжей части дороги модели транспорта, на тротуаре  - фигуры пешеходов.

Перемещая фигуры пешеходов на проезжую часть улицы при движении моделей транспорта, демонстрируется несколько опасных положений.

Надо привести учащимся пример, рассказать о конкретном случае, когда ученик играл в неположенном месте, на проезжей части дороги, и на него наехал транспорт, восстановить обстановку на схеме при помощи фигур пешеходов и моделей транспортных средств.

Во время беседы объяснить учащимся, что игры  и катания на коньках, санках, велосипедах разрешаются в специально отведенных местах: на детских площадках, во дворах в парках, на стадионах, спортивных площадках  и т. п.

Обратить внимание учащихся, что в городах в места,  специально отведенные для игр детей, въезд транспорта  запрещен знаками, и         игры можно проводить безопасно.        

После занятия дети должны твердо усвоить, где можно устраивать         игры, кататься на санках, коньках, велосипедах.

Контрольные вопросы.

1. Где можно кататься на самокате и детском велосипеде?

2. Почему опасно цепляться за автомобиль?

3. Почему нельзя играть на улице?

4. Почему нельзя кататься на санках с горок на улице?

Игра (в классе). Школьники делятся на две группы (транспорт и пешеходы). Каждому из группы «транспорт» дают табличку с названием вида транспорта: «велосипед», «автомобиль», «мотоцикл» и т. д. Пешеходам дают таблички: «школьник», «пешеход». Команда «Движение!» подается для тех, у кого таблички с названием вида транспорта. Команду «Тротуар!» подают для пешеходов. Дети должны четко реагировать на свою команду.

По команде «Движение!» учащиеся поднимают вверх таблички с названиями: «автомобиль», «мотоцикл» и т. п. По команде «Тротуар!» то же проделывают пешеходы. Зазевавшиеся получают. штрафные очки.        Затем игру проводят во дворе на размеченной площадке (повторяют несколько раз).

        Далее организовывают дорожное движение, как и на предыдущих уроках.

        Автомобили и мотоциклы должны замедлять скорость, чтобы пропустить пешеходов. Пешеходы правильно переходят улицу. Затем учащиеся меняются ролями. Разбираются ошибки, и игра продолжается. В конце игры подсчитываются штрафные очки и определяется победитель.

Тема №8: «На загородной дороге».

Цель: научить школьников движению по загородной дороге.

Учебно-наглядные пособия: схема дороги с железнодорожным переездом. Макет железнодорожного переезда, набор фигур пешеходов и моделей транспорта, таблица «Движение пешеходов».

 Необходимая терминология: дорога, обочина, пешеходная дорожка, велосипедная дорожка, железнодорожные пути, рельсы, железнодорожный переезд, шлагбаум, светофор с мигающим(и) красным(и) сигналом(ами), сигнальный знак  «Берегись         поезда».

Ход занятия. На загородных дорогах движение пешеходов разрешается по обочинам (расположены по обе стороны проезжей части,  служат для остановки автомобилей и могут использоваться для движения пешеходов). Наиболее безопасно идти по левой обочине дороги, навстречу движущимся машинам. В этом случае заранее видно приближение автомобиля и, когда нужно, можно сойти с дороги влево. Учитель пишет на доске: «Движение пешеходов по левой стороне дороги позволяет видеть опасность».

Далее учитель рассказывает о том, что сейчас вдоль дорог, в особенности в населенных пунктах, устраиваются обособленные от проезжей части дорог пешеходные дорожки, которые часто расположены за пределами дорог (земляного полотна). Пешеходная дорожка может быть устроена рядом с велосипедной дорожкой, а в исключительных случаях - в пределах обочины. В этом случае она обязательно отделяется от проезжей части специальным ограждением или сплошной линией разметки.

Надо напомнить учащимся, что пешеходные дорожки обозначают дорожным знаком «Дорожка для пешеходов». При наличии этих дорожек пешеходам следует ходить только по ним.

При отсутствии пешеходных дорожек, но при наличии велосипедной дорожки  пешеходы могут воспользоваться этой дорожкой, если, на ней нет интенсивного движения велосипедистов.

Переходить дорогу надо только в необходимых случаях, и если она просматривается в обе стороны и нет приближающегося транспорта.

Пересекать проезжую часть дороги в населенных пунктах пешеходы должны в местах, обозначенных разметкой или указательным дорожным знаком «Пешеходный переход», а если их нет - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.        

        Вне населенных пунктов, учитывая, что перекрестки могут быть удалены друг от  друга на большое расстояние разрешается переход в местах обозначенных пешеходных переходов, а если их нет, то в любом месте дороги, но при условии, что дорога хорошо просматривается в обе стороны, т. е. убедившись, что движения транспорта нет на значительном расстоянии (чем шире дорога, тем это расстояние должно быть большим).

Правилами движения запрещается переход дороги (вне обозначенного перехода): на закруглениях дороги с малым радиусом, поблизости от вертикального перелома профиля, около опор путепроводов.

 При движении по загородным дорогам встречаются железнодорожные пути. Переходить железнодорожные пути учащимся можно в местах железнодорожных переездов и только в сопровождении взрослых, и если нет приближающегося поезда. Запрещается  ходить на переезд при закрытом, либо начинающем закрываться шлагбауме и независимо от положения шлагбаума при мигающих красных сигналах светофора и включенной звуковой сигнализации. Запрещается также хождение  по рельсам, насыпи, нельзя играть вблизи железнодорожных путей.

Контрольные вопросы и задания.

1.Покажите на таблице, где следует ходить на загородных дорогах.

2.Где надо переходить дорогу в поселке?

3.В каких местах надо переходить дорогу за городом?

4.По какой части дороге должен двигаться пешеход?

5.По какой обочине безопаснее идти пешеходу?

6.Почему опасно находиться вблизи железнодорожных путей?

7.В каком месте можно переходить железнодорожные пути?

Упражнения (на площадке). Участок  дороги. Пешеходы идут         по обочинам дороги, автомобили движутся в двух направлениях, проезжая близко к обочине. Напомните о  преимуществах  пешехода, идущего по левой обочине дороги.

Тема №9: «Учимся соблюдать правила движения».

Цель: предупредить учащихся об увеличении опасности весной на улицах и дорогах в связи с увеличением в это  время года числа машин и пешеходов. Закрепить знания учащихся по правилам дорожного движения с помощью настольных игр.

Учебно-наглядные пособия: макет микрорайона школы, набор фигур и схем по правилам дорожного движения.  Настольные  игры.

Ход занятия. Учитель рассказывает учащимся, что с приходом теплых солнечных дней на улицах и дорогах увеличивается количество автомобилей и пешеходов. С увеличением числа машин возрастает опасность на дороге. Дети устраивают на улицах различные игры и развлечения и, увлекаясь игрой, часто выбегают на проезжую часть улиц и дорог, забывая об опасности.

Теперь, чтобы перейти улицу, надо быть более внимательным и осторожным. Опасность увеличивается и потому, что на дорогах по утрам бывает скользко. (Днем, когда ярко светит солнце, снег и  лед  на дороге подтаивают, а ночью вновь подмораживает.) Водителю на такой дороге, сразу остановить машину невозможно, и неожиданное появление перед автомобилем школьника может привести к несчастному случаю. Нередко  в такие моменты, спасая  жизнь нарушителя,         страдают водитель и  окружающие.        

        После беседы учитель делает вывод, что с наступлением весны на улице нужно быть особенно дисциплинированным  и осторожным, строго выполнять правила дорожного движения.

Игра (в классе). С помощью набора фигур и схем настольных игр учащиеся закрепляют знания по правилам дорожного движения. Учитель, создавая на макете (схеме) при помощи фигур пешеходов и моделей транспорта и средств регулирования различные дорожные ситуации, учит детей ориентироваться в них.

Если ребенок, решающий задачу затрудняется в ответе, ему помогают другие учащиеся. В игре учащиеся применяют полученные знания по правилам движения, самостоятельно разбирают различные игровые дорожные ситуации.

Контрольные вопросы.

1. Почему с наступлением весны надо быть особенно осторожным на  улице?

2. Почему опасно переходить улицу перед близко идущим транспортом?

3. Какие весенние игры ты знаешь на улице и где можно в них играть?

Тематическое планирование.

Учебные занятия проводятся один раз  в неделю.  Программа рассчитана на 34 часа классе. Даны рекомендации для проведения экскурсий по улицам района города.

Тематическое планирование.

№ занятия

Тема

Количество часов

1

На улицах нашего района.

3

2

Мы идем в школу.

3

3

Мы пассажиры.

3

4

Знаки на дорогах.

3

5

Опасные игры.

3

6

Учимся соблюдать правила дорожного движения.

3

7

Сигналы регулировщика.

3

8

На загородной дороге.

3

9

Перекрестки и их виды. Разметка проезжей части улиц.

5

10

Резервное время

5

Календарно-тематическое планирование:

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

По факту

3 «А» класс I четверть (9 часов)

1

На улицах нашего района.

1

03.09

2

1

10.09

3

1

17.09

4

Мы идем в школу.

1

24.09

5

1

01.10

6

1

08.10

7

Мы пассажиры.

1

15.10

8

1

22.10

9

1

29.10

3 «А» класс II четверть (7 часов)

10

Знаки на дорогах.

1

12.11

11

1

19.11

12

1

26.11

13

Опасные игры.

1

03.12

14

1

10.12

15

1

17.12

16

Контроль знаний учащихся.

1

24.12

3 «А» класс III четверть (10 часов)

17

Учимся соблюдать правила дорожного движения.

1

14.01

18

1

21.01

19

1

28.01

20

Сигналы регулировщика.

1

04.02

21

1

11.02

22

1

18.02

23

На загородной дороге.

1

25.02

24

1

04.03

25

1

11.03

26

Контроль знаний учащихся.

1

18.03

3 «А» класс IV четверть (9 часов)

27

На загородной дороге.

1

01.04

28

1

08.04

29

Перекрестки и их виды. Разметка проезжей части улиц.

1

15.04

30

1

22.04

31

1

29.04

32

1

06.05

33

1

13.05

34

Повторение пройденного материала. Контроль знаний учащихся.

1

20.05

35

1

27.05

Список использованной литературы:

1.Журнал «Начальная школа» 2005г. №6, с 96 «Путешествие в страну дорожных знаков».

2.Журнал «Начальная школа» 2005г. №7, с 91 «Зеленый огонек».

3.Журнал «Начальная школа» 2003г. №1, с 102 «В гостях у светофора».

4.Газета «Начальная школа» 2005г. №23. Ребусы.

5.Воронова Е.А. Красный, желтый, зеленый. ПДД во внеклассной работе.  - Ростов – на – Дону: Феникс,2006г. Сборник содержит разработки викторин, брейн-рингов, тестов, оригинальные авторские сценарии агитбригады отряда ЮИД, праздников.

6.Дитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. - Ростов – на – Дону: Феникс, 2006г. В книге понятным и доступным языком рассказывается об общих положениях ПДД.

7.Ковальчук В.И. Игровой модульный курс по ПДД или Школьник вышел на улицу. 1 – 4 классы. – Москва: ВАКО, 2004г. В пособии в игровой форме представлен материал по ознакомлению младших школьников  с правилами дорожного движения, воспитанию в них навыков безопасного поведения на улице.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-просветительская работа с родителями

Одна из важнейших задач образовательного учреждения, в рамках стандарта второго поколения –это  достижение высоких результатов в вопросе личностного роста и развития детей, подготовке их к школе ...

Программа кружка "Правильный пешеход"

Цели, задачи, тематическое планирование....

Программа духовно-просветительской работы с родителями

Данная  программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической   работе об...

Программа по организации и проведению профилактической и просветительской работы.

Программа по семейному воспитанию детей с ОВЗ "Моя семья"....

Программа просветительской и профилактической работы с родителями, воспитывающие ребенка с ОВЗ

Именно в условиях партнерских отношений между участниками образовательного процесса и родителями можно определить правильный маршрут коррекционного воздействия для каждого ребенка с ограниченными возм...

Учебно-воспитательная, диагностическая, профилактическая, коррекционная, информационно-просветительская работа ПО ПРОГРАММЕ «ЗДОРОВЬЕ»

В соответствии с Законом "Об образовании" здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Развитие школы идет по пути интенсификации, ...