Программа по организации и проведению профилактической и просветительской работы.
рабочая программа на тему
Программа по семейному воспитанию детей с ОВЗ "Моя семья".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_organizatsii_i_provedeniyu_profilakticheskoy_i_prosvetitelskoy_raboty.docx | 33.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по организации и проведению профилактической и просветительской работы « Моя семья».
Пояснительная записка.
С самого рождения каждый человек для своего нормального развития долгое время нуждается не только в уходе и удовлетворении своих физических потребностей в еде, тепле, безопасности, но и в общении с близкими, любящими его людьми.
На семью, воспитывающую ребенка с ограниченными возможностями, возлагается и такая функция, как коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная, целью которой является восстановление психофизического и социального статуса ребенка, достижение им материальной независимости и социальной адаптации. В семье воспитание осуществляется постоянно при помощи авторитета взрослых, их примера, семейных традиций. Но в ней нет четких организационных форм, как, например, уроки или занятие. Воспитание осуществляется через жизнедеятельность семьи путем индивидуального воздействия на ребенка. В семье происходит ни с чем несравнимый по своей воспитательной значимости процесс социализации ребенка, что предполагает разностороннее познание им окружающей социальной действительности, овладение навыками индивидуальной и коллективной работы, приобщение к человеческой культуре. Ведущими в формировании личности ребенка являются нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль. Под этим подразумеваются социальные установки, система ценностей семьи, взаимоотношения в семье друг с другом и окружающими людьми, нравственные идеалы, потребности семьи, семейные традиции. Внутрисемейные отношения для ребенка — первый специфический образец общественных отношений. Как важную особенность семейного воспитания следует отметить то, что в условиях семьи ребенок рано включается в систему этих отношений. К сожалению, семья не всегда оказывает положительное влияние на детей.
Более половины семей отрицательно влияют на развитие умственно отсталого ребенка, и лишь около 40% семей оказывают положительное воздействие. При этом следует отметить, что даже в тех семьях, где отношение к ребенку правильное, родители в большинстве случаев действуют, руководствуясь лишь собственным пониманием роли воспитания, не разбираясь в его специфике.
Воспитанием ребенка занимаются в основном матери, лишь в 24% случаев - отец и мать, а примерно в 6% семей ребенок предоставлен сам себе.
В семьях детей с легкими формами умственной отсталости примерно 1/3 родителей являются выпускниками коррекционных школ VIII вида, т.е. сами страдают интеллектуальной недостаточностью, хотя и в легкой степени. Следствием этого является проблема дальнейшего образования и трудоустройства, материального благополучия. Родители умственно отсталых детей в среднем имеют тот же образовательный и социально-экономический статус, в то время как среднее число детей на такую семью несколько больше, чем у родителей детей, развивающихся нормально. Такие семьи распадаются чаще, а в не распавшихся семьях родительские функции нередко перекладываются на бабушку со стороны матери. Дети нередко воспитываются в учреждениях интернатного типа, что разрушает детско-родительскую подсистему. Ребенок чувствует свое одиночество, отверженность в семье. Отцы практически устраняются от воспитания даже в тех случаях, когда не могут оправдать это занятостью на работе, так как не имеют работы. В таких семьях отмечается повышенная частота повторных случаев рождения умственно отсталых детей.
Среди детей с нарушениями умственного развития 27% представлено такими категориями, как дети-сироты, социальные дети-сироты, опекаемые дети, 43% из них проживают в неполных семьях, более 7% находятся под опекой, 62% проживают в неблагополучных семьях, 28% - в семьях социального риска. Большинство родителей детей с интеллектуальной недостаточностью имеют начальное (14%), среднее (26,3%) и среднее специальное (56,6%) образование. Высшее образование имели только 0,9% родителей. В исследовании Д.В. Зайцева было показано, что большинство родителей умственно отсталых детей принадлежали к двум профессиональным группам: рабочим (24,7%) и работникам сельского хозяйства (31,6%). Семей, воспитывающих одного ребенка, оказалось в два раза больше среди учащихся общеобразовательных учреждений по сравнению со специальными. В то же время почти 1/4 семей, воспитывающих умственно отсталого ребенка - многодетные. В неполных семьях, с отчимами или приемными отцами живут 73,5% таких детей. Такое положение ребенка в семье в ряде случаев может определять неадекватные методы воспитания и нарушения поведения.
В 13% семей умственно отсталых детей родители являлись алкоголиками, наркоманами, правонарушителями. В этих семьях отмечалось насилие по отношению друг к другу и собственным детям.
Опыт работы показывает, что большинство выпускников коррекционных школ плохо подготовлены к жизни в современном социуме, к созданию собственной семьи. Дети из благополучных семей чаще всего растут в условиях гиперопеки , привыкают к тому, что о них постоянно заботятся: покупка одежды, приготовление еды и уборка помещения — все это выполняют другие члены семьи. В неблагополучных семьях внутренние взаимоотношения всегда осложнены, поэтому такие дети не видят, как правильно должны выстраиваться взаимоотношения между членами семьи. По выходу из школы наши выпускники часто теряются в жестких жизненных условиях. Девочки еще до морального созревания к семейной жизни часто становятся матерями-одиночками, и все тяготы по уходу за ребенком перекладываются на плечи родителей или социальные организации. Ребята часто стремятся к быстрым доходам и совершают правонарушения. Вследствие этого можно сказать, что подготовка воспитанников школы- интерната к жизни в современных условиях оставляет желать лучшего, и это серьезная и глобальная проблема по всей стране, значимость которой не снижается.
Актуальность, педагогическая целесообразность программы.
Можно научить ребенка какому-то ремеслу, соблюдению правил культурного поведения, дать ему хорошие знания, привить эстетический вкус и т. д., но если его не научить жить в семье, не сформировать чувство ответственности за своих будущих детей, он будет практически лишен возможности иметь нормальную семью. Такой человек не состоится как личность, его семейная самореализация будет невозможна.
Поэтому я считаю, что для решения данной проблемы с нашими воспитанниками должна проводиться специальная социально-педагогическая просветительская работа, направленная на формирование представления о жизни в нормальной семье, о взаимоотношениях между близкими людьми, о проблемах семейной жизни. Они должны быть готовы к ведению домашнего хозяйства, к организации быта.
Цель программы – практическая и теоретическая подготовленность выпускника к семейной жизни.
Задачи программы:
• помочь каждому подростку, юноше и девушке в познании культуры семейных отношений;
• научить правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье;
• активизировать и развивать социальные наклонности;
• способствовать формированию представлений о гармоничной семье, её значении в жизни человека;
• способствовать социализации воспитанников, освоению ими социальных ролей в семье;
• подготовить молодых людей к супружескому выбору и к полноценной семейной жизни;
• сформировать знания и умения ведения домашнего хозяйства;
• научить принимать осознанные решения при выборе и приобретении товаров и услуг с учетом собственной системы ценностей, оценок полезностей товаров, личного бюджетного ограничения;
• повышать нравственную культуру воспитанников;
• обучить нормам и правилам социального взаимодействия;
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:
от 15 до 17 лет.
Срок реализации программы:
программа реализуется 2 года. Проводится в 8,9 классах в объеме 34 часов в год (1-часовое занятие 1раз в неделю).
В процессе работы с воспитанниками предусматривается использование следующих методов и форм работы: обучающие игры, занятия-тестирования, дискуссии, проблемные лекции, презентации вида деятельности , круглые столы, творческие проекты, беседы, тренинги, работа с пословицами о семейных отношениях, демонстрация фильмов, практические занятия, анкетирование, сочинения на заданную тему, практические занятия, семейные развлечения (традиции, игры, конкурсы).
Принципы, на основе которых реализуется программа.
1. Личностный: Признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью.
2. Средовой: Учет, использование в процессе воспитания социальной среды (семьи).
3. Природосообразный: Учет в работе с детьми психофизических, половозрастных особенностей.
4. Деятельностный: Организация занятий с детьми на основе ведущей для данного возраста деятельности.
5. Культуросообразный: Опора в воспитании на национальные традиции народа, его культуру, духовность.
6. Дифференцированный: Отбор содержания, форм, методов с учетом особенностей групп и каждого воспитанника.
7. Человековедческий: Не только на специальных занятиях, но и в повседневной работе включать материалы, помогающие старшеклассникам понять себя, мотивы своего поведения, отношение к окружающим.
8. Эмоциональный: Опора не только на сознание и поведение ребенка, но и на его чувства.
Программа рассчитана на два года, включает в себя 9 теоретико-практических блоков:
1 блок - «Семья и её функции»;
2 блок - «Семья и закон»;
3 блок - «Духовно - нравственные основы семьи»;
4 блок - «Психология взаимоотношений»;
5 блок - «Домашняя экономика»;
6 блок - «Здоровье семьи»;
7 блок - «Планирование семьи»;
8 блок - «Распределение обязанностей в семье»;
9 блок - «Семейный досуг».
Темы | задачи | Количество часов |
1 блок «Семья и ее функции» | ||
Проблемная лекция «Семья и семейные ценности» Круглый стол «Что для человека значит семья». Обучающая игра «Функции семьи». Занятие-анкетирование «Роль отца и матери». Мини-сочинения «Семья моей мечты». Практическое занятие «Распредели обязанности». Работа с пословицами про семью, родителей, отношения в семье. | Формировать представления о функциях семьи, о роли каждого члена семьи. | Всего 7 часов, 4 теоретических, 3 практических. |
2 блок - «Семья и закон» | ||
Презентация «Законодательство о браке и семье» Тренинг по поиску информации в интернете по темам «Программы поддержки молодых семей», «Федеральные и региональные меры поддержки малоимущих семей». Тренинг по поиску информации в интернете по темам «Жилищные субсидии», «Налоговые льготы». Круглый стол «Готовность к вступлению в брак». Беседа «Регистрация брака. Таинство венчания». Обучающая игра «Брачный договор». Дискуссия «Семейные ссоры или семейное насилие». Круглый стол «Расторжение брака или сохранения семьи?» | Познакомить с законами, защищающими интересы семьи, с федеральными и региональными мерами поддержки семьи. Обучить поиску нужной информации через интернет. | Всего 8 часов, 5 теоретических, 3 практических. |
3 блок - «Духовно - нравственные основы семьи» | ||
Работа с пословицами и поговорками о семейных ценностях. Проблемная лекция «Заповеди Библии». Круглый стол «Традиции русской семьи». Сочинения на тему «Уважение и почитание старших». Беседа на тему «Моя семья – моя крепость». Анкетирование «Правила доверия между родителями и детьми» Практическое занятие «Справедливые отношения между членами семьи». Творческий проект «Устав моей будущей семьи». | Формировать представления о духовно-нравственных основах семьи, национальных традициях русского народа. | Всего 8 часов, 4 теоретических, 4 практических. |
4 блок - «Психология взаимоотношений» | ||
Презентация «Права и обязанности каждого члена в семье». Работа с пословицами и поговорками. Круглый стол «Как достичь семейного счастья». Тренинг «как построить заботливые отношения в кругу семьи». Дискуссия «Психологический климат и совместимость в семье». Мини-сочинение «Искусство быть матерью». Мини-сочинение «Отец – опора семьи», | Формировать у подростков предпосылки правильных, гармоничных семейных взаимоотношений. | Всего 7 часов, 4 теоретических, 3 практических. |
5 блок - «Домашняя экономика» | ||
Обучающая игра «Бюджет семьи». Работа с пословицами и поговорками. Тренинг «Учимся экономить». Практическое занятие «Обращение с банковской карточкой». Практическое занятие «Оплата коммунальных и прочих услуг по банковской карте» Круглый стол «Планирование крупных покупок. Рациональное использование кредита». Практическое занятие «Где и как купить продовольственные товары» Сравнение цен, условия акций и распродаж. Практическое занятие «Когда покупать сезонную одежду. Соразмерность цены и качества одежды и обуви». | Формировать понятия о бюджете семьи, учить планировать расходы, аккуратно относиться к оформлению кредитов, учить бытовой сноровке. | Всего 8 часов, 1 теоретических, 7 практических. |
6 блок - «Здоровье семьи» | ||
Работа с пословицами и поговорками. Дискуссия «Основы здоровой семьи». Обучающая игра «Аптечка в доме». Проблемная лекция «Когда необходимо вызывать скорую помощь?» Анкетирование «Болезни, передающиеся половым путем. Что нужно знать». Лекция «Болезни наследственные. Правильное планирование семьи». Творческий проект «Здоровье моей будущей семьи». | Формировать представление о необходимости вести здоровый образ жизни, заботиться о своем будущем потомстве. | Всего 7 часов, 4 теоретических, 3 практических. |
7 блок - «Планирование семьи» | ||
Работа с пословицами и поговорками. Дискуссия на тему «Когда можно создавать семью». Обучающая игра «Создай образ своего мужа (жены)». Анкетирование на готовность стать семейным человеком. Беседа «Когда дети желательны?» Просмотр видеофильма «Контрацепция». Современные способы предохранения от нежелательной беременности» Лекция «как предупредить рождение больного ребенка». Проблемная лекция «Психологические проблемы, связанные с рождением ребенка. Перестройка семейной структуры. Новый бюджет времени и средств» | Формировать представление о важности планирования семьи, о планировании рождения ребенка. | Всего 8 часов, 6 теоретических, 2 практических. |
8 блок - «Распределение обязанностей в семье» | ||
Беседа «Традиционное распределение обязанностей по дому». Практическое занятие «Зайти приятно в дом, если порядок в нем». Круглый стол «Слагаемые комфорта». Презентация «Дизайн жилого помещения». Творческий проект «Моя комната». Мастер-класс «Комнатные цветы в доме». Обучающая игра «Хорошая хозяйка, умелый муж». Практическое занятие «Помощь интернета в бытовых вопросах». | Дать теоретические знания и способствовать формированию практических умений и навыков ведения домашнего хозяйства. | Всего 8 часов, 5 теоретических, 3 практических. |
9 блок - «Семейный досуг» | ||
Беседа «Организация семейного досуга». Мини- сочинение «Как провести свободное время?» Получение информации через интернет «Сценарии семейных праздников». История праздника «День семьи» презентация. Практическое занятие: «Развлекаем гостей» Круглый стол «Идем в гости всей семьей». Практическое занятие: «Выбор подарков» Сочинение «Какие праздники будут в моей будущей семье» | Формировать у подростков представление об организации семейного досуга. | Всего 8 часов, 3 теоретических, 5 практических. |
Ожидаемые результаты освоения программы.
Воспитанники должны понимать:
- основные этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой,
- понимать важность такого шага, как создание собственной семьи;
- адекватную полоролевую самоидентификацию подростков, освоение ими социальных ролей в семье;
- основные нравственные правила поведения людей в ситуациях конфликта;
- знать основы семейного законодательства, об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребёнка, о защите женщин от семейного насилия;
- культурные традиции российской семьи;
- как вести семейный бюджет, не допускать перерасхода средств;
- как организовать семейный досуг;
- личностную направленность на здоровый образ жизни.
Список литературы.
- Андреева Т.В.: Психология семьи. - СПб.: Речь, 2007
- Духовно-нравственное воспитание молодежи. Семейные национальные традиции. Материалы VI Международного конгресса "Российская семья". - М.: РГСУ, 2011. - 288 c.
- Липецкая и Елецкая епархия, Управление образования и науки администрации Липецкой области, Управление здравоохранения администрации Липецкой области, Липецкий государственный педагогический ун-т ; Ред. кол.: игумен Стефан (Киселев) и др.: Духовно-нравственное воспитание и образование на основе национальных традиций. - Липецк: [Б.И.], 2008
- Лопатина, А. Беседы и сказки о семье для детей и взрослых. 33 беседы по семейному воспитанию в школе и дома / А. Лопатина. - М.: Книга по Требованию, 2011. - 172 c.
- Наши праздники: советские, общегосударственные, трудовые, воинские, молодежные и семейно-бытовые праздники, обряды, ритуалы. - М.: СПб. [и др.] : Питер, 2015. - 168 c.
- Наши праздники: советские, общегосударственные, трудовые, воинские, молодежные и семейно-бытовые праздники, обряды, ритуалы. - М.: СПб. [и др.] : Питер, 2015. - 168 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактическая и просветительская работа
В методической копилке службы ППМС С(к)ОШ № 10 имеется разработанная и адаптированная программа «Педагог-ребенок-родитель». На наш взгляд, ценным и фактически уникальным является “календарный” характе...
Профилактическая и просветительская работа
В методической копилке службы ППМС С(к)ОШ № 10 имеется разработанная и адаптированная программа «Педагог-ребенок-родитель». На наш взгляд, ценным и фактически уникальным является “календарный” характе...
Об организации и проведении диагностических работ по учебным предметам «русский язык», «математика», «окружающий мир» обучающихся 3-х классов образовательных организаций города Нефтеюганска в 2017 году
Состав комиссии по проверке региональных диагностических работ по учебным предметам «русский язык», «математика», «окружающий мир» обучающихся 3-х классов образоват...
Учебно-воспитательная, диагностическая, профилактическая, коррекционная, информационно-просветительская работа ПО ПРОГРАММЕ «ЗДОРОВЬЕ»
В соответствии с Законом "Об образовании" здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Развитие школы идет по пути интенсификации, ...
Проведение просветительской работы с родителями учащихся о ценности здорового образа жизни.
Молодежь оказывается зомбированной на дорогих автомашинах, красивой одежде, огромных денежных состояниях. Но когда ребенок оказывается один на один с трудной жизненной ситуацией, все его мечты р...
Курсы повышения квалификации «Классное руководство и организация воспитательной, образовательной, просветительской работы в рамках Года культурного наследия народов России»
Курсы повышения квалификации «Классное руководство и организация воспитательной, образовательной, просветительской работы в рамках Года культурного наследия народов России»...