Программа просветительской и профилактической работы с родителями, воспитывающие ребенка с ОВЗ
рабочая программа на тему
Именно в условиях партнерских отношений между участниками образовательного процесса и родителями можно определить правильный маршрут коррекционного воздействия для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_prosvetitelskoy_raboty.docx | 24.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа просветительской и профилактической работы с родителями, воспитывающие ребенка с ОВЗ
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в семье через повышение психолого-педагогической и воспитательной компетентности родителей.
ЗАДАЧИ:
1. Обучение родителей специальным коррекционным, методическим и воспитательным приемам, необходимым для проведения занятий с детьми дома.
2. Коррекция понимания родителем проблем его ребенка, а именно: исключение гиперболизации, минимизации или отрицания наличия проблем у ребенка.
3. Коррекция неконструктивных форм поведения родителя, их замена на продуктивные формы взаимоотношений в социуме.
4. Формирование адекватной социальной самооценки родителя.
Задачами консультативно – просветительской и профилактической работы с родителями являются:
– профилактика вторичных, третичных нарушений в развитии ребенка;
– профилактика перегрузок, выбор адекватного психофизическому развитию ребенка режима труда и отдыха дома;
– оказание профессиональной помощи в вопросах воспитания, в решении возникающих проблем;
- выбор стратегии взаимоотношений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, структуры нарушения его развития;
– подготовка и включение родителей (близких людей) в процесс решения коррекционно – воспитательных задач, реализацию индивидуальных комплексных программ коррекции развития.
Были выявлены основные проблемы, возникающие в семьях с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
1. Умышленное ограничение в общении: родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка). Таким образом, социальная среда ребёнка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, и это отрицательно сказывается на социализации ребёнка.
2. Гиперопека: часто гиперопека является единственным способом самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. Вследствие этого, дети часто окружены излишней заботой и начинают использовать свою ущербность, становятся ревнивы, требуют повышенного внимания.
3 . Родители ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», которые только расстраивают ребенка. Родители постепенно приходят к выводу о безнадежности состояния ребенка, отказывают в проявлении к нему каких-либо знаков внимания.
4.Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома.
Именно в условиях партнерских отношений между участниками образовательного процесса и родителями можно определить правильный маршрут коррекционного воздействия для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Организационные формы помощи родителям
Ребенок растет и развивается в семье, получает «из рук и уст матери» определенную сумму знаний, которая является основой формирования в детском сознании понимания особенностей окружающего пространства, навыков самообслуживания, взаимоотношений с людьми. Воспитательная работа родителей в семье – это, прежде всего, самовоспитание. Следовательно, каждому родителю нужно учиться быть педагогом, учиться принимать свое дитя таким, какой он есть, учиться управлять взаимоотношениями с ребенком. Но не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого делать, третьи не понимают зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная педагогическая помощь, которая поможет в определении верного пути: как воспитывать, чему учить, как учить. Сотрудничество семьи и педагога является необходимым условием успешного коррекционно –воспитательного воздействия на развитие ребенка.
При изучении семьи и установлении контактов с ее членами использую следующие методы: анкетирование, опрос, беседа с членами семьи, наблюдение за ребенком (целенаправленное и спонтанное), метод создания педагогических ситуаций, запись вопросов родителей, сочинение родителей на тему «Мой ребенок», фиксация дня ребенка.
Для проведения консультативно – просветительской и профилактической работы использую следующие организационные формы:
- индивидуальное консультирование;
- обучающее консультирование (разъяснение этапов коррекционной программы, демонстрация приемов коррекционной работы, демонстрация коррекционно – развивающих заданий, игр и упражнений);
- этапное консультирование (корректировка программ развития и коррекции, сбор дополнительных сведений о ребенке, получение «обратной связи»).
В зависимости от цели, консультирование провожу в виде беседы, беседы с использованием анкетирования, как обучение приемам коррекционной работы, оформления рекомендаций.
Самой оптимальной формой коррекционно – воспитательной работы с родителями является индивидуальная работа, которая включает в себя: индивидуальное консультирование.
Первый этап работы – создание доверительных, откровенных отношений с родителями, (отрицающими возможность и необходимость сотрудничества). С этой целью использую беседу.
Второй этап - подробное обсуждение общего состояния психического развития ребенка; разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта; обсуждение проблем родителей, их отношение к трудностям ребенка; планирование последующих бесед с целью обсуждения динамики продвижения ребенка в условиях коррекционного воздействия. На этапе коррекционной работы меняются задачи и формы индивидуального воздействия в ходе консультирования. Основным на этом этапе является – формирование у родителей «воспитательной компетентности» через расширение круга их дефектологических знаний; привлечение родителей к конкретным коррекционным мероприятиям с их ребенком. Наиболее эффективными среди форм индивидуального воздействия считаются: совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы; анализ возможных причин незначительного продвижения в работе и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии ребенка; индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с ребенком, носящие коррекционную направленность (различные виды продуктивной деятельности, выполнение артикуляционной гимнастики, упражнений для развития речевого общения, формирования звукопроизношения), просмотр занятий педагога с ребенком, режимных моментов; привлечение членов семьи к различным формам совместной с детьми и педагогом деятельности (подготовка спектаклей для ребенка (с его участием), спортивные развлечения, организация интеграционных мероприятий и совместное участие в них).
Стимулом к активному участию родителей в педагогическом процессе является создание библиотеки игр и упражнений, в которой представлена демонстрация удачных результатов деятельности родителей; фотоальбом с запечатлевшими в нем моментами деятельности ребенка (родителей), художественное творчество родителей с детьми – пособие, изготовленное в семье для занятий с ребенком; выставки работ имеют важное психологическое действие на ребенка и взрослых; проведение совместного с ребенком (для ребенка) театра, праздников, интеграционных мероприятий, способствующих развитию коммуникативных умений и навыков, закрепления пройденного материала, повышения самооценки осознания необходимости занятий со взрослыми.
Система направленной работы с родителями по повышению их компетентности и формированию адекватной оценки состояния своего ребенка должна быть частью комплексной программы коррекционного воздействия на развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Использование данных форм работы с родителями позволит лучше усвоить пройденный материал ребенку, с интересом заниматься в дельнейшем, повысит уровень психического и речевого развития ребенка, повысит активность и компетентность родителей в педагогическом процессе.
Перспективное планирование работы с родителями
№ | Тема | Форма работы |
1 | «Школа здоровья» | 1.Мини – лекция с проведением практической работы: «Здоровьесберегающее пространство дома» 2.Консультация: «Здоровое питание – залог здоровья» «Здоровый образ жизни ребенка – все о здоровье»; 3. Беседа: «Гигиенические требования к одежде и обуви» 4. Беседа: «Немного о режиме». Создание папки «НЕ БОЛЕЙ – ка», «Игры для здоровья»; 5. Праздник здоровья: «Спорт, игра, дружба» 6. Блиц – турнир: «Чтобы ребенок рос здоровым и крепким». Изготовление папки «Основы безопасности жизнедеятельности»; 7. Консультация: «Мама, папа, я – спортивная семья» «Составляющие здоровья»; 8. Семинар – практикум: «Организация здорового образа жизни в семье» 9. «Чему мы научились за год» – итог (состояние здоровья детей). |
2 | «Игра – это серьезно» | 1.Консультация: «Почему ребенку нужна игра?» 2.Консультация – практикум: «Какие игрушки нужны вашему ребенку?» 3. Консультация – практикум: «Играйте вместе с ребенком» 4. Консультация – практикум: «Семейный Новый год»; семейное развлечение (интеграция в общество) «В лесу родилась елочка»; участие родителей в проведении зимних игр; 5. Практическое занятие: «Играйте вместе с ребенком» 6. Выставка – информация: «Папа в жизни ребенка». Семейное развлечение «Наши мальчики» 7. Выставка – информация: «Мамины руки». Семейное развлечение : «Любимые, милые, родные» 8. Практическое занятие: «Игротека в кругу семьи» 9. Консультация – практикум: «Движение – это жизнь» (подвижные игры). |
3 | «Научите меня говорить правильно» | 1.Консультация: «Роль родителей в развитии речи детей» (знакомство с упражнениями, обучение выполнению упражнений по развитию артикуляционной моторики) «Речевое дыхание»; 2.Практическое занятие: «В гостях у веселого язычка» (обучение выполнению упражнений для развития артикуляционного аппарата) «Артикуляционная гимнастика»; 3. Практическое занятие: «Игры и упражнения для развития дыхания» «Комплекс упражнений для глаз»; 4. Консультация: «Азбука общения с малышом» обмен опытом «Вы спрашиваете – мы отвечаем» 5. Консультация: «Бабушкино лукошко» - о значении потешек, чистоговорок для развития речевой активности детей 6. Консультация – практикум: «Я расскажу тебе сказку, дружок» - обучение рассказыванию, пересказу/показу с использованием жестов, мимики (рассказ – обыгрывание – чтение) 7. Практическое занятие «Речевое развитие детей в общении со сверстниками (с другими детьми). Обмен опытом. 8.Консультация: «Взрослые и дети» 9. «Чему мы научились за год» – итог (состояние речевого развития детей). |
4 | «Мастерская добрых дел; ручная умелость» | 1.Консультация: «Значение развития мелкой моторики рук для всестороннего развития детей» (поделки из овощей и фруктов «Дары осени») «Мелкая моторика» 2.Консультация – практикум: «Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ОВЗ» с показом упражнений, выставкой литературы. 3. Семейный вернисаж: «А ну – ка, пальчик, удиви!» (пальчиковый театр на руках детей и родителей» 4. Семинар – практикум: «Мастерская деда мороза» (изготовление поделок к новому году) 5. Практическая работа: «Кормушка своими руками» (дома с папой). Оформление выставки «Мой папа – солдат» 6. Практическая работа: «Печенье для бабушки». 7. Практическая работа: «Коврик для мамы» (изготовление поделок с использованием пластилина, крупы). Оформление выставки «Самые обаятельные и привлекательные» 8. «Детская книга» – совместное изготовление ребенком и родителями самодельной книги. 9. Семейный кукольный театр: «Три медведя». |
Ожидаемый результат:
- повышение психолого-педагогической и воспитательной компетентности родителей (лиц, их замещающих).
- создание комфортной обстановки для сотрудничества педагогов, детей и родителей;
- создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Литература
1. Краузе с нарушениями развития: психологическая помощь родителям: - М.: Академия, 2006.
2. Медико-психолого-педагогическая служба :Организация работы / Под ред. Е..А. Каралашвили. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
3. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития: пособие для педагогов-психологов / Под. ред. , – М.: ВЛАДОС, 2008.
4. Солодянкина ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ, 2007.
5. Советы психолога – родителям детей с ОВЗ (Родительская азбука)
[Текст]: / Сост. — Лапп Е.А., Барбарош Т.В., Дворецкая М.А., Самоделкина
Н.С., Шипилова Е.В., 2014 — 133 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья.
Обучение родителей конкретным методам и приемам проведения коррекционных занятий с ребенком, адекватным способам общения и поведения с ним, т.е. повышение педагогической компетентности родителей....
Памятка для родителей, воспитывающих ребенка с диагнозом "Задержка психического развития"
Памятка для родителей, воспитывающих ребенка с диагнозом "Задержка психического развития"...
Программа коррекционной и обучающей работы с родителями, воспитывающими детей раннего возраста, с ограниченными возможностями здоровья.
Программа предназначена для коррекции родительско-детского отношения в семьях, воспитывающих детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья; а также обучения родителей взаимодействию с ...
Психологические типы родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы и перспективы семей, имеющих детей с ОВЗ/
Психологические типы родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья (авторитарный, тревожный, психосоматический тип). Проблемы и перспективы семей, имеющих детей с ОВЗ...
Рекомендации родителям, воспитывающим ребенка с нарушением речи.
В презентации разработаны рекомендации для родителей, которые воспитывают ребенка с различными нарушениям речи....
ПРОГРАММА, направленная на образовательную и коррекционно-развивающую работу с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ и детей – инвалидов
На современном этапе развития системы образования реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ) и детей с инвалидностью на образование рассматривается как одна из...
ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (из опыта работы)
Аннотация к материалу: развитие инклюзивного образования обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора подходящего образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от его физи...