Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука дорожной безопасности" 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему

Волгина Валентина Евгеньевна

Данная программа сориентирована на профилактику детского дорожного травматизма, т.е. на изучение основ безопасности на дороге от всех источников угроз; на знания и навыки использования правил дорожного движения  в жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_azbuka_dorozhnoy_bezopasnosti_itogi.doc227 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования городского округа Орехово-Зуево

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 20

Рассмотрено на ШМО               Согласовано                                     Утверждаю «____»________2011г.               «___»_______2011г.                         «___»__________2011г. Руководитель ШМО                   Зам.директора по УВР                  Директор МОУ СОШ №20  _________________                    __________________                      _________________

(Скударнова Л.А.)                      (Ручкина Е.Б.)                                   (Ермолаева Е.И.)

ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности младших школьников

«Азбука дорожной безопасности»

33 часа (1 раз в неделю)

 

                                                                           

Руководитель: учитель начальных классов

_Волгина В.Е.

                                                                                                 

                                                                         

г. Орехово-Зуево

 2011-2012 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………3
  2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ……………………..3
  3. МЕСТО ПРОГРАММЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ..……………………4
  4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ

ПРОГРАММЫ……………………..……………………………………4

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ………………..………5
  2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ……………………………………….6
  3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ………………………………..8
  4.  МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ…………….25

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Прогамма по внеклассной деятельности «Азбука дорожной безопасности» для 1 класса разработана в соответствии:

- с требованиями федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 31 с. – (стандарты второго поколения);

- с рекомендациями примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / (В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.); под ред. В.А.Горского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 111 с. – (Стандарты второго поколения);

-  с программой кружка «Азбука дорожной безопасности» для 1 класса. Автор- составитель программы: Терёшина Л.Г. – учитель начальных классов МОБУ СОШ №8 г. Белорецк Республики Башкортостан (Белорецк, 2010г.);

- с особенностями ООП, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников

Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправданная.

Правительство РФ обращается  ко всем участникам дорожного движения – «сконцентрировать свое внимание на неукоснительном соблюдении ПДД, на уважении друг к другу, помня при этом, что от нашего поведения на дорогах и улицах зависит как наша собственная жизнь, так жизнь и здоровье любого человека». Находясь в социуме, каждый человек, так или иначе, влияет на уровень безопасности окружающих людей, и безопасность каждого во многом зависит от уровня сформированности культуры личной безопасности конкретного человека. Перед нами стоит актуальная задача по воспитанию культуры личной безопасности человека в социуме, которая является компонентом общечеловеческой культуры.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

 Данная программа сориентирована на профилактику детского дорожного травматизма, т.е. на изучение основ безопасности на дороге от всех источников угроз; на знания и навыки использования правил дорожного движения  в жизни.

Программа «Азбука дорожной безопасности» имеет цель не механическое заучивание ПДД, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.

 Занятия проводятся  в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.

  Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Основные цели: Охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий.

Задачи: 

  1. Развивать мотивацию к безопасному поведению.
  2. Научить основным правилам дорожного движения.
  3. Формировать устойчивый навык наблюдения в различных ситуациях дорожного движения.
  4. Формировать  личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах
  5. Формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице

и в транспорте.

     Программа составлена по трем основным видам деятельности:

  • обучение детей происходит на основе современных педагогических технологий теоретическим знаниям: правилам дорожного движения  и безопасного поведения на улице;
  • творческие работы учащихся (изучение тематических иллюстраций, плакатов, слайдов и выполнение креативных заданий, развивающих их познавательные способности, необходимые им для правильной и безопасной ориентации в дорожной среде);
  • практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).

Актуальность: при переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности.

Новизна: 

1) количество часов увеличено в 3 раза, что позволяет более основательно изучить Правила дорожного движения.

2)  воспитание личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества происходит посредством ИКТ, ролевых игр, креативных заданий.

Методика: тематические занятия, беседы, игровые уроки, практические занятия, конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание ПДД, настольные, ролевые и дидактические игры.

  1. МЕСТО ПРОГРАММЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Контингент обучаемых: дети младшего школьного возраста 7-8 лет.

Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год.

Формы и режим занятий: работа занятия по внеурочной деятельности «Азбука дорожной безопасности» рассчитана на 33 часа, 1 раз в неделю, продолжительностью 35 минут. Занятия проходят в классе с использованием мультимедийной  установки, настольных игр, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра фильмов по ПДД, приглашением инспектора ГИБДД.

  1.  ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности:  любовь к России, к своему народу,  к своей малой родине;

 правовое государство;

гражданское общество;

закон и правопорядок;

свобода и ответственность;

доверие к людям.

  1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор;

справедливость;

честь;

достоинство;

забота о старших и младших.

  1. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: трудолюбие;

творчество;

познание;

истина;

созидание;

целеустремленность;

настойчивость в достижении целей;

бережливость.

  1. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое,

здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива),

активный, здоровый образ жизни.

  1. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: жизнь;

родная земля.

  1. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота;

гармония;

духовный мир человека;

эстетическое развитие;

художественное творчество.

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Освоение программы предполагает, что дети будут знать:

  • историю возникновения ПДД;
  • безопасный путь из дома до школы,
  • дорожные знаки;
  • сигналы светофора;
  • виды транспорта;
  • причины ДТП;
  • правила поведения в транспорте.

А также дети научатся: 

  • применять знания правил дорожного движения на практике,
  • выделять нужную информацию;
  • читать информацию по дорожным знакам;
  • оценивать дорожную ситуацию.
  • иметь навыки дисциплины, осторожности, предвидения опасности на дороге,  не переходящие в чувство боязни и страха.

Форма подведения итогов: игра-праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения».

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
  1. Улица полна неожиданностей. Беседа, мультипликационный фильм «Правила дорожного движения», презентация «Мы – пешеходы», загадки, стихи.
  2. Наш город Орехово-Зуево и его транспорт. Загадки, исторический материал, презентация «Специальные автомобили», деление машин по назначению (работа в парах).
  3. Где и как переходить дорогу. Стихотворение Я.Пишумова «Азбука города», исторический материал, презентация «Дорога» (разметка дороги, улица с односторонним  и двусторонним движением), ролевая игра.
  4. Где и как переходить дорогу. Игра «Найди ошибку», работа в группах.
  5. Дорога в школу. Работа с планом местности, знакомство с Петей Светофоровым, стихотворение С.Михалкова «Движеньем полон город», беседа (пешеходные правила), практическая работа (около школы) – игра «Шагомеры», разбор и анализ конкретных ситуаций.
  6. Наша улица, наш район. Беседа, работа с планом микрорайона (найди свою улицу, дом), индивидуальная работа (отметь на карте свой путь, опасные места на нём), разбор и анализ работ.
  7. Как рождаются опасные ситуации на дорогах. Беседа, исторический материал, дорожные ситуации.
  8. Викторина «Счастливый случай»: деление на 3 команды (по рядам), разминка, «Заморочки из бочки», музыкальная пауза (физкультминутка), «Ты мне – я тебе», вопросы от Пети Светофорова.
  9. Наши верные друзья на улицах и дорогах. Стихотворение Г.Титова «Я над шумным перекрёстком», исторический материал, беседа, стихотворение Я.Пишумова « На посту стоят два брата…», самостоятельная работа (нарисуй 2 светофора: для автомобилей и для пешеходов)
  10. Сигналы регулирования дорожного движения. Кроссворд, блиц-опрос, беседа, презентация «Сигналы регулировщика»,  игра «Светофор».
  11. Игра «Регулировщик». Загадки, сюжетно-ролевая игра.
  12. Дорожные знаки. Исторический материал, беседа, презентация «Дорожные знаки», самостоятельная работа (рисование знака «Осторожно дети»)
  13. Запрещающие знаки. Блиц – опрос, беседа, стихи В.Головко «Дорожные знаки», презентация, работа в парах (нарисовать знак, рассказать о нём, что запомнили).
  14. Предупреждающие знаки. Блиц – опрос, беседа, презентация «Предупреждающие знаки», работа в парах (нарисовать знак по выбору, рассказать о нём, что запомнили).
  15. Знаки особого предписания и знаки сервиса. Блиц – опрос, беседа, презентация «Знаки особого предписания», работа в парах (нарисовать знак по выбору, рассказать о нём, что запомнили).
  16. Опасные ситуации на дорогах. Беседа, анализ ситуаций (презентация «Опасные ситуации»), игра «Узнай дорожный знак».
  17. Опасные ситуации на дорогах. Работа в группах (составление правил ПДД по пройденному материалу).
  18. Игра «Знай правила дорожного движения как таблицу умножения». Разминка, викторина “Зелёный знак”, игра “Три огонька светофора”, игра “Разрешается – запрещается”, конкурс – капитанов “Эстафета водителей”, игра “Перекрёсток загадок”, игра “Собери знаки”, игра “Весёлый светофор”, игра “Велосипедист”, подведение итогов, награждение.
  19. Где можно и где нельзя играть. Мостовая не для игры. Стихи Г.Титова «Глупый утёнок играет в футбол», беседа, ролевая игра.
  20. Особенности движения по мокрой и скользкой дороге. Беседа, стихи, анализ конкретных ситуаций.
  21.  Мы –  пассажиры. Беседа, презентация «Мы – пассажиры», стихи, анализ ситуаций, работа в группах.
  22. Мы – пассажиры. Беседа, блиц-опрос, экскурсия.
  23. КВН «Транспорт и правила поведения в нём». Разминка, инсценировка ситуаций, ребусы.
  24. Будь внимательным и осторожным. Игра «Доскажи словечко», викторина, загадки.
  25. Клуб внимательных пешеходов. Беседа, игра «Вставь нужное слово», стихи, ребусы.
  26. Про разметку на дороге. Блиц – опрос, презентация «Дорожная разметка», беседа.
  27. Перекрёсток. Беседа, фильм «Торопыжка», ролевая игра.
  28. Маленькие секреты транспорта. Ролевая игра, анализ ситуаций, работа в группах («Придумай правило»).
  29. Дорожный этикет. Беседа, разбор ситуаций, инсценировка, ролевая игра.
  30. Дорожный этикет. Ролевая игра, работа в группах («Составь правила поведения»).
  31. Инспектор ГИБДД в гостях у ребят. Беседа, викторина.
  32. Тест по ПДД. Тест, компьютерная игра «Не игра».
  33. Игра-праздник «Мы знаем правила дорожного движения». Стихи, инсценировка, викторина, загадки, шарады.

   


  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Внеурочное занятие

(тема, название)

Формы организации внеурочных занятий

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Формируемые умения.

1.

Улица полна неожиданностей.

Беседа, презентация.

Беседа о ПДД, показ мультипликационного фильма «Правила дорожного движения»;

 показ презентации «Мы – пешеходы»,

подборка загадок и  стихов по теме.

Слушают рассказ учителя, задают вопросы;

 просмотр мультфильма, презентации;

анализируют и делают вывод.

- слушать собеседника;

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач,

- ставить вопросы,

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире

2.

Наш город Орехово-Зуево и его транспорт.

Работа в парах.

Готовит исторический материал о появлении транспорта в г.Орехово-Зуево;

показывает презентацию «Специальные автомобили»;

рассказывает о назначении машин;

проводит игру  «Какая машина главная?»

Слушают рассказ учителя и презентацию, задают вопросы;

осуществляют вживание в ситуацию и обсуждают её;

принимают решение и аргументируют свой выбор.

- слушать собеседника;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов,

- ставить и формулировать проблемы;

- классификация по заданным критериям;

- ставить вопросы,

3.

Где и как переходить дорогу.

Презентация, ролевая игра.

Читает стихотворение    Я. Пишумова «Азбука города»;

готовит исторический материал о появлении дорог;

показывает презентацию «Дорога»;

проводит ролевую игру «Мы – машины»;

подводит итоги

Слушают стихотворение и рассказ учителя;

осуществляют разбивку на группы и распределение ролей в группе;

отвечают на поставленные вопросы.

- слушать собеседника;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- формулировать собственное мнение и позицию;

4.

Где и как переходить дорогу.

Работа в группах.

Проводит игру «Найди ошибку»: предлагает учащимся разделиться на 3 группы, отбирает возможные ситуации и предлагает их учащимся;

мотивирует учащихся к обсуждению;

организует поиск учащимися оптимальных способов решения проблемы;

помогает в анализе.

Осуществляют вживание в ситуацию;

Обсуждают предложенную ситуацию;

Принимают решение и аргументируют свой выбор;

Осуществляют анализ оптимального решения.

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- формулировать собственное мнение и позицию;

5.

Дорога в школу.

Беседа.

Знакомит учащихся с планом местности;

знакомит учащихся с Петей Светофоровым (рассказ о его безопасном маршруте движения);

подготавливает и проводит игру «Шагомеры»;

подводит итоги.

Знакомятся с планом местности;

изучают маршрут движения Пети Светофорова;

измеряют длину своего шага и расстояние между 2-мя объектами.

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире.

- сравнение,

- классификация по заданным критериям;

- установление аналогий;

- обращаться за помощью,

- формулировать свои затруднения;

6.

Наша улица, наш район.

Беседа, индивидуальная работа.

Знакомит учащихся с планом микрорайона;

проводит практическую работу: организует поиск учащимися оптимального способа решения задачи (отметить на карте свой путь, опасные места на нём);

разбирает и анализирует конкретные ситуации.

Изучают с учителем план микрорайона;

получают информацию;

определяют свои потребности;

принимают решение и аргументируют свой выбор;

анализируют и делают выводы.

- поиск и выделение необходимой информации

- обработка и анализ информации

- обращаться за помощью,

- формулировать свои затруднения;

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок,

7.

Как рождаются опасные ситуации на дорогах.

Беседа, практическая работа.

Отбирает возможные ситуации;

мотивирует учащихся к обсуждению;

помогает в анализе опасной ситуации.

Знакомятся с предложенными ситуациями и обсуждают их;

принимают решение и аргументируют свой выбор.

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире.

- сравнение,

- формулировать собственное мнение и позицию;

8.

Викторина «Счастливый случай».

Викторина.

Подготавливает вопросы к викторине («Заморочки из бочки», «Вопросы от Пети Светофорова»);

анализирует ответы.

Осуществляют разбивку на 3 группы;

обсуждают предложенные задания;

принимают в составе группы решение и аргументируют свой выбор.

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- формулировать собственное мнение и позицию;

9.

Наши верные друзья на улицах и дорогах.

Беседа, самостоятельная работа.

Подготавливает исторический материал о появлении светофоров;

проводит беседу читает стихотворения Г.Титова «Я над шумным перекрёстком» и Я. Пишумова « На посту стоят два брата…»;

предлагает учащимся дома нарисовать 2 вида светофоров (для автомобилей и пешеходов)

Знакомятся с видами светофоров;

продумывают продукт индивидуальной деятельности;

выполняют действия самостоятельно или с помощью родителей.

- ставить и формулировать проблемы;

- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

- обращаться за помощью,

10.

Сигналы регулирования дорожного движения.

Беседа, презентация, игра.

Помогает  в оценивании работ учащихся;

подготавливает и проводит беседу и презентацию «Сигналы регулировщика;

 подготавливает и проводит игру «Светофор».

Оценивают и презентируют домашнюю работу;

знакомятся с сигналами регулировщика;

осуществляют разбивку на группы по 3-4 человека;

 отрабатывают действия по сигналам светофора;

 анализируют совместно с учителем ситуации.

- самооценка на основе критериев успешности

-получение и анализ информации;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- формулировать собственное мнение и позицию;

11.

Игра «Регулировщик».

Сюжетно-ролевая игра.

Предлагает ситуации для сюжетно-ролевой игры «Регулировщик»;  

помогает в анализе ответов.

Осуществляют разбивку на группы;

отрабатывают действия по сигналам регулировщика; анализируют совместно с учителем ситуации.

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- формулировать собственное мнение и позицию;

12.

Дорожные знаки.

Беседа, презентация, самостоятельная работа.

Подготавливает и проводит беседу и презентацию «Дорожные знаки»;

предлагает дома совместно с родителями нарисовать знак «Осторожно, дети!».

Слушают рассказ учителя, задают вопросы;

 знакомятся с понятием «дорожный знак»;

знакомятся  с знаком «Осторожно, дети!»;

 продумывают продукт индивидуальной деятельности;

выполняют действия самостоятельно или с помощью родителей.

- слушать собеседника;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- ставить и формулировать проблемы;

- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

- обращаться за помощью

13.

Запрещающие знаки.

Блиц – опрос, беседа, презентация, работа в парах.

Проводит блиц-опрос по теме «Дорожные знаки»;

подготавливает и проводит показ презентации «Запрещающие  знаки»;

предлагает учащимся в парах нарисовать знак и рассказать, что запомнили.

Оценивают и презентируют домашнюю работу;

проводят оценку и самооценку;

отвечают на вопросы;

 осуществляют разбивку на пары;

обсуждают предложенные задания;

принимают решение;

выполняют задания и аргументируют свой выбор.

- самооценка на основе критериев успешности

-получение и анализ информации;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- формулировать собственное мнение и позицию;

14.

Предупреждающие знаки.

Блиц – опрос, беседа, презентация, работа в парах.

Проводит блиц-опрос по теме «Дорожные знаки»;

подготавливает и проводит показ презентации «Предупреждающие  знаки»;

предлагает учащимся в парах нарисовать знак и рассказать, что запомнили.

Отвечают на вопросы;

 осуществляют разбивку на пары;

обсуждают предложенные задания;

принимают решение;

выполняют задания и аргументируют свой выбор.

-получение и анализ информации;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- формулировать собственное мнение и позицию;

15.

Знаки особого предписания и знаки сервиса.

Блиц – опрос, беседа, презентация, работа в парах.

Проводит блиц-опрос по теме «Дорожные знаки»;

подготавливает и проводит показ презентации «Знаки особого предписания»;

предлагает учащимся в парах нарисовать знак и рассказать, что запомнили.

Отвечают на вопросы;

 осуществляют разбивку на пары;

обсуждают предложенные задания;

принимают решение;

выполняют задания и аргументируют свой выбор.

-получение и анализ информации;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- формулировать собственное мнение и позицию;

16.

Опасные ситуации на дорогах.

Беседа, игра.

Показывает презентацию «Опасные ситуации»;

проводит беседу и анализ ситуаций;

проводит игру «Узнай дорожный знак»;

анализирует ответы.

Обсуждают предложенные ситуации;

анализируют совместно с учителем и делают выводы;

предлагают свои решения.

-получение и анализ информации;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- формулировать собственное мнение и позицию;

17.

Опасные ситуации на дорогах.

Работа в группах.

Предлагает учащимся разбиться на группы по 2-3 человека и составить свои ПДД по пройденному материалу;

побуждает у учащихся интерес;

 наблюдает, советует,  оценивает.

Осуществляют разбивку на группы;

обсуждают тему;

продумывают ;

 оформляют и анализируют  (самоанализируют).

-получение и анализ информации;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- формулировать собственное мнение и позицию;

18.

Знай правила дорожного движения как таблицу умножения.

Игра, викторина.

Подготавливает и проводит игру «Знай правила дорожного движения как таблицу умножения»;

анализирует и подводит итоги.

Осуществляют разбивку на 2 группы;

обсуждают и выполняют предложенные задания; принимают решения и аргументируют свой выбор.

-получение и анализ информации;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- формулировать собственное мнение и позицию;

19.

Где можно и где нельзя играть. Мостовая не для игры.

Беседа, ролевая игра.

Проводит беседу «Где можно и где нельзя играть»;

 читает и разбирает стихотворение «Глупый утёнок играет в футбол»;

предлагает учащимся ситуативную ролевую игру.

Слушают рассказ учителя, стихотворение;

обсуждают и анализируют ситуацию;

 осуществляют разбивку на группы и распределение ролей  в группе;

разбирают и анализируют ситуации.

- слушать собеседника;

-получение и анализ информации;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- формулировать собственное мнение и позицию;

20

Особенности движения по мокрой и скользкой дороге.

Беседа.

Проводит беседу по конкретным ситуациям;

мотивирует учащихся к обсуждению;

анализирует  ответы.

Осуществляют вживание  в ситуацию;

обсуждают предложенную ситуацию;

принимают решение и аргументируют свой ответ; осуществляют анализ оптимальных решений.

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире.

- сравнение,

- формулировать собственное мнение и позицию;

21.

Мы – пассажиры.

Беседа, презентация, работа в группах.

Подготавливает и проводит беседу и презентацию «Мы – пассажиры»;  

предлагает учащимся разбиться на группы для обсуждения конкретных ситуаций;

 анализирует ответы.

Слушают рассказ учителя;

осуществляют разбивку на 2 группы;

осуществляют вживание  в ситуацию;

обсуждают предложенную ситуацию;

принимают решение и аргументируют свой ответ; осуществляют анализ оптимальных решений.

- слушать собеседника;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им,

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость,

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки,

- осознание ответственности человека за общее благополучие,

 - навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- формулировать собственное мнение и позицию;

22.

Мы – пассажиры.

Экскурсия.

Подготавливает и проводит беседу по теме;

проводит блиц-опрос по пройденному материалу;

предлагает учащимся совершить экскурсию.

Слушают рассказ учителя; отвечают на вопросы;

задают вопросы по полученной информации.

- слушать собеседника;

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире.

- сравнение,

- формулировать собственное мнение и позицию;

23

КВН «Транспорт и правила поведения в нём».

Инсценировка, ребусы.

Подготавливает конкурсы для КВН;

предлагает учащимся разбиться на группы для обсуждения конкретных ситуаций;

проводит мероприятие;

 анализирует и оценивает ответы.

Осуществляют вживание  в ситуацию;

обсуждают предложенную ситуацию;

принимают решение и аргументируют свой ответ; осуществляют анализ оптимальных решений.

-получение и анализ информации;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- формулировать собственное мнение и позицию;

24.

Будь внимательным и осторожным.

Игра, викторина.

Подготавливает и проводит игру «Доскажи словечко», викторину;

предлагает учащимся разбиться на группы для обсуждения конкретных ситуаций;

проводит мероприятие;

 анализирует и оценивает ответы.

Осуществляют вживание  в ситуацию;

обсуждают предложенную ситуацию;

принимают решение и аргументируют свой ответ; осуществляют анализ оптимальных решений.

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

-получение и анализ информации;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- формулировать собственное мнение и позицию;

25.

Клуб внимательных пешеходов.

Беседа, игра.

Подготавливает и проводит беседу по теме;

предлагает учащимся разбиться на группы для обсуждения конкретных ситуаций;

подготавливает и проводит игру «Вставь нужное слово»;

предлагает учащимся отгадать ребусы, загадки;

анализирует и оценивает ответы.

Слушают рассказ учителя; осуществляют вживание  в ситуацию;

обсуждают предложенную ситуацию;

принимают решение и аргументируют свой ответ; осуществляют анализ оптимальных решений.

- слушать собеседника;

- получение и анализ информации;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- формулировать собственное мнение и позицию;

26.

Про разметку на дороге.

Блиц – опрос, презентация, беседа.

Подготавливает и проводит беседу и презентацию «Дорожная разметка» с использованием исторических справок;

проводит блиц-опрос;

анализирует ответы;

предлагает учащимся настольную игру «Светофор».

Слушают рассказ учителя; осуществляют вживание  в ситуацию;

обсуждают предложенную ситуацию;

принимают решение и аргументируют свой ответ; осуществляют анализ оптимальных решений.

- слушать собеседника;

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире.

- сравнение,

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок,

- формулировать собственное мнение и позицию;

27.

Перекрёсток.

Беседа, фильм, ролевая игра.

Подготавливает и проводит беседу о назначении перекрёстков;

даёт представление о регулируемых и нерегулируемых перекрёстках;

предлагает посмотреть мультфильм «Торопыжка»; предлагает игру «Что бы сделал я?...»;

 анализирует ответы.

Слушают рассказ учителя; смотрят мультфильм;

 осуществляют вживание  в ситуацию;

обсуждают предложенную ситуацию;

принимают решение и аргументируют свой ответ; осуществляют анализ оптимальных решений.

- слушать собеседника;

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире.

- сравнение,

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок,

- формулировать собственное мнение и позицию;

28.

Маленькие секреты транспорта.

Ролевая игра, работа в группах

Предлагает учащимся разбиться на группы по 5 -6 человек и придумать своё ПДД;

побуждает у учащихся интерес, наблюдает, советует, оценивает;

предлагает инсценировать своё ПДД.

Осуществляют разбивку на группы;

осуществляют вживание  в ситуацию;

обсуждают предложенную ситуацию;

продумывают, оформляют;

принимают решение и аргументируют свой ответ; осуществляют анализ  решений.

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- формулировать собственное мнение и позицию;

29.

Дорожный этикет.

Беседа, инсценировка, ролевая игра.

Подготавливает и проводит беседу по теме;

отбирает и предлагает учащимся возможные ситуации;

мотивирует учащихся к обсуждению;

помогает в анализе.

Слушают рассказ учителя;

задают вопросы;

осуществляют вживание  в ситуацию;

обсуждают предложенную ситуацию;

принимают решение и аргументируют свой ответ; осуществляют анализ оптимальных решений.

- слушать собеседника;

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость,

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки,

- осознание ответственности человека за общее благополучие,

 - навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- формулировать собственное мнение и позицию;

30.

Дорожный этикет.

Ролевая игра, работа в группах.

Предлагает учащимся разбиться на группы по 5 -6 человек и придумать свои правила поведения в общественном транспорте;

побуждает у учащихся интерес, наблюдает, советует, оценивает;

предлагает инсценировать свои правила.

Осуществляют разбивку на группы;

осуществляют вживание  в ситуацию;

обсуждают предложенную ситуацию;

продумывают, оформляют;

анализируют.

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость,

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки,

- осознание ответственности человека за общее благополучие,

 - навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- формулировать собственное мнение и позицию;

31

Инспектор ГИБДД в гостях у ребят.

Беседа, викторина.

Приглашает инспектора ГИБДД с профилактической беседой;

Проводит компьютерную игру «Не игра»

Слушают инспектора ГИБДД;

задают вопросы;

продумывают маршрут движения в компьютерной игре.

- слушать собеседника;

- ставить  и задавать вопросы,

32.

Тест по ПДД.

Тест, загадки.

Проводит тестирование с помощью ИКТ;

оценивает и анализирует результаты.

Осуществляют вживание  в ситуацию;

обсуждают предложенные варианты тестов;

принимают решение и аргументируют свой ответ; осуществляют анализ оптимальных решений.

- узнавать, называть и оп- ределять объекты и явления окружающей действитель-ности в соответствии с содержанием учебных предметов,

- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона,

- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;

- строить монологичное высказывание;

- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности,

33

Игра-праздник «Мы знаем правила дорожного движения».

Викторина.

Подготавливает и проводит игру-праздник: стихи, загадки, шарады, викторины; подводит итоги.

Осуществляют вживание  в ситуацию;

обсуждают предложенную ситуацию;

принимают решение и аргументируют свой ответ; осуществляют анализ оптимальных решений.

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию.


  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
  1. Программы
  1. Федеральный государственный образовательный  стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 31 с. – (стандарты второго поколения).
  2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / (В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.); под ред. В.А.Горского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 111 с. – (Стандарты второго поколения).

  1. Методическая литература
  1. А.Усачёв. Правила дорожного движения для будущих водителей и их родителей. ООО «Издательство Лабиринт Пресс», макет, 2007.
  2. Игровой модульный курс по ПДД, или Школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2008. – 192 с. – (Мастерская учителя).
  3. Три сигнала светофора. Дидактические игры, викторины. М: Просвещение, 1998
  4. Филенко М.Н. Школьникам о правилах дорожного движения. М: Просвещение, 1985 .
  5. Князева Р.А. 100 задач по ПДД. М: Педагогика, 1997
  6. Г.Н.Шевченко. Основы безопасности жизнедеятельности. Волгоград, 2003г
  7. С.Н.Подгорная. Тематические недели в начальной школе. Москва-Ростов – на –Дону. ИЦ «МарТ» 2004г.
  8. Материалы газеты «Добрая дорога детства».
  9. Энциклопедия «Все обо всем».
  10. Энциклопедия «Что? Где? Когда?».
  11. Энциклопедия «Почемучка».- М.: Педагогика, 1987.

  1. Наглядный материал
  1. Географическая карта города Орехово-Зуево.
  2. План микрорайона.
  3. Дорожные знаки.
  4. Плакаты по ПДД.

  1. Использование ИКТ
  1. Презентация «Мы – пешеходы».
  2. Презентация «Специальные автомобили».
  3. презентация «Дорога».
  4. презентация «Сигналы регулировщика».
  5. презентация «Дорожные знаки».
  6. презентация «Предупреждающие знаки».
  7. презентация «Знаки особого предписания».
  8. презентация «Опасные ситуации».
  9. презентация «Мы – пассажиры».
  10. презентация «Дорожная разметка».
  11. Мультипликационный фильм «Торопыжка».
  12. Мультипликационный фильм «Правила дорожного движения».
  13. Мультимедийное электронное пособие по изучению ПДД  для учащихся начальной школы общеобразовательных учреждений.
  14. Электронный сборник ситуативных задач по изучению ПДД для учащихся начальной школы общеобразовательных учреждений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе

Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Дорожная безопасность» 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Дорожная безопасность» 1 класс с календарно-тематическим планированием....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Дорожная безопасность» 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Дорожная безопасность» 3 класс с календарно-тематическим планированием....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Дорожная азбука" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Дорожная азбука" 3 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Дорожная азбука"

Рабочая программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактик...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Дорожная азбука"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Дорожная азбука"...