Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука дорожной безопасности" 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему
Данная программа сориентирована на профилактику детского дорожного травматизма, т.е. на изучение основ безопасности на дороге от всех источников угроз; на знания и навыки использования правил дорожного движения в жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_azbuka_dorozhnoy_bezopasnosti_itogi.doc | 227 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования городского округа Орехово-Зуево
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 20
Рассмотрено на ШМО Согласовано Утверждаю «____»________2011г. «___»_______2011г. «___»__________2011г. Руководитель ШМО Зам.директора по УВР Директор МОУ СОШ №20 _________________ __________________ _________________
(Скударнова Л.А.) (Ручкина Е.Б.) (Ермолаева Е.И.)
ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности младших школьников
«Азбука дорожной безопасности»
33 часа (1 раз в неделю)
Руководитель: учитель начальных классов
_Волгина В.Е.
г. Орехово-Зуево
2011-2012 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………3
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ……………………..3
- МЕСТО ПРОГРАММЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ..……………………4
- ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ
ПРОГРАММЫ……………………..……………………………………4
- РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ………………..………5
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ……………………………………….6
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ………………………………..8
- МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ…………….25
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Прогамма по внеклассной деятельности «Азбука дорожной безопасности» для 1 класса разработана в соответствии:
- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 31 с. – (стандарты второго поколения);
- с рекомендациями примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / (В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.); под ред. В.А.Горского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 111 с. – (Стандарты второго поколения);
- с программой кружка «Азбука дорожной безопасности» для 1 класса. Автор- составитель программы: Терёшина Л.Г. – учитель начальных классов МОБУ СОШ №8 г. Белорецк Республики Башкортостан (Белорецк, 2010г.);
- с особенностями ООП, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправданная.
Правительство РФ обращается ко всем участникам дорожного движения – «сконцентрировать свое внимание на неукоснительном соблюдении ПДД, на уважении друг к другу, помня при этом, что от нашего поведения на дорогах и улицах зависит как наша собственная жизнь, так жизнь и здоровье любого человека». Находясь в социуме, каждый человек, так или иначе, влияет на уровень безопасности окружающих людей, и безопасность каждого во многом зависит от уровня сформированности культуры личной безопасности конкретного человека. Перед нами стоит актуальная задача по воспитанию культуры личной безопасности человека в социуме, которая является компонентом общечеловеческой культуры.
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Данная программа сориентирована на профилактику детского дорожного травматизма, т.е. на изучение основ безопасности на дороге от всех источников угроз; на знания и навыки использования правил дорожного движения в жизни.
Программа «Азбука дорожной безопасности» имеет цель не механическое заучивание ПДД, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.
Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.
Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Основные цели: Охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий.
Задачи:
- Развивать мотивацию к безопасному поведению.
- Научить основным правилам дорожного движения.
- Формировать устойчивый навык наблюдения в различных ситуациях дорожного движения.
- Формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах
- Формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице
и в транспорте.
Программа составлена по трем основным видам деятельности:
- обучение детей происходит на основе современных педагогических технологий теоретическим знаниям: правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице;
- творческие работы учащихся (изучение тематических иллюстраций, плакатов, слайдов и выполнение креативных заданий, развивающих их познавательные способности, необходимые им для правильной и безопасной ориентации в дорожной среде);
- практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).
Актуальность: при переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности.
Новизна:
1) количество часов увеличено в 3 раза, что позволяет более основательно изучить Правила дорожного движения.
2) воспитание личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества происходит посредством ИКТ, ролевых игр, креативных заданий.
Методика: тематические занятия, беседы, игровые уроки, практические занятия, конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание ПДД, настольные, ролевые и дидактические игры.
- МЕСТО ПРОГРАММЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Контингент обучаемых: дети младшего школьного возраста 7-8 лет.
Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год.
Формы и режим занятий: работа занятия по внеурочной деятельности «Азбука дорожной безопасности» рассчитана на 33 часа, 1 раз в неделю, продолжительностью 35 минут. Занятия проходят в классе с использованием мультимедийной установки, настольных игр, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра фильмов по ПДД, приглашением инспектора ГИБДД.
- ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине;
правовое государство;
гражданское общество;
закон и правопорядок;
свобода и ответственность;
доверие к людям.
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор;
справедливость;
честь;
достоинство;
забота о старших и младших.
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: трудолюбие;
творчество;
познание;
истина;
созидание;
целеустремленность;
настойчивость в достижении целей;
бережливость.
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое,
здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива),
активный, здоровый образ жизни.
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: жизнь;
родная земля.
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота;
гармония;
духовный мир человека;
эстетическое развитие;
художественное творчество.
- РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Освоение программы предполагает, что дети будут знать:
- историю возникновения ПДД;
- безопасный путь из дома до школы,
- дорожные знаки;
- сигналы светофора;
- виды транспорта;
- причины ДТП;
- правила поведения в транспорте.
А также дети научатся:
- применять знания правил дорожного движения на практике,
- выделять нужную информацию;
- читать информацию по дорожным знакам;
- оценивать дорожную ситуацию.
- иметь навыки дисциплины, осторожности, предвидения опасности на дороге, не переходящие в чувство боязни и страха.
Форма подведения итогов: игра-праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения».
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Улица полна неожиданностей. Беседа, мультипликационный фильм «Правила дорожного движения», презентация «Мы – пешеходы», загадки, стихи.
- Наш город Орехово-Зуево и его транспорт. Загадки, исторический материал, презентация «Специальные автомобили», деление машин по назначению (работа в парах).
- Где и как переходить дорогу. Стихотворение Я.Пишумова «Азбука города», исторический материал, презентация «Дорога» (разметка дороги, улица с односторонним и двусторонним движением), ролевая игра.
- Где и как переходить дорогу. Игра «Найди ошибку», работа в группах.
- Дорога в школу. Работа с планом местности, знакомство с Петей Светофоровым, стихотворение С.Михалкова «Движеньем полон город», беседа (пешеходные правила), практическая работа (около школы) – игра «Шагомеры», разбор и анализ конкретных ситуаций.
- Наша улица, наш район. Беседа, работа с планом микрорайона (найди свою улицу, дом), индивидуальная работа (отметь на карте свой путь, опасные места на нём), разбор и анализ работ.
- Как рождаются опасные ситуации на дорогах. Беседа, исторический материал, дорожные ситуации.
- Викторина «Счастливый случай»: деление на 3 команды (по рядам), разминка, «Заморочки из бочки», музыкальная пауза (физкультминутка), «Ты мне – я тебе», вопросы от Пети Светофорова.
- Наши верные друзья на улицах и дорогах. Стихотворение Г.Титова «Я над шумным перекрёстком», исторический материал, беседа, стихотворение Я.Пишумова « На посту стоят два брата…», самостоятельная работа (нарисуй 2 светофора: для автомобилей и для пешеходов)
- Сигналы регулирования дорожного движения. Кроссворд, блиц-опрос, беседа, презентация «Сигналы регулировщика», игра «Светофор».
- Игра «Регулировщик». Загадки, сюжетно-ролевая игра.
- Дорожные знаки. Исторический материал, беседа, презентация «Дорожные знаки», самостоятельная работа (рисование знака «Осторожно дети»)
- Запрещающие знаки. Блиц – опрос, беседа, стихи В.Головко «Дорожные знаки», презентация, работа в парах (нарисовать знак, рассказать о нём, что запомнили).
- Предупреждающие знаки. Блиц – опрос, беседа, презентация «Предупреждающие знаки», работа в парах (нарисовать знак по выбору, рассказать о нём, что запомнили).
- Знаки особого предписания и знаки сервиса. Блиц – опрос, беседа, презентация «Знаки особого предписания», работа в парах (нарисовать знак по выбору, рассказать о нём, что запомнили).
- Опасные ситуации на дорогах. Беседа, анализ ситуаций (презентация «Опасные ситуации»), игра «Узнай дорожный знак».
- Опасные ситуации на дорогах. Работа в группах (составление правил ПДД по пройденному материалу).
- Игра «Знай правила дорожного движения как таблицу умножения». Разминка, викторина “Зелёный знак”, игра “Три огонька светофора”, игра “Разрешается – запрещается”, конкурс – капитанов “Эстафета водителей”, игра “Перекрёсток загадок”, игра “Собери знаки”, игра “Весёлый светофор”, игра “Велосипедист”, подведение итогов, награждение.
- Где можно и где нельзя играть. Мостовая не для игры. Стихи Г.Титова «Глупый утёнок играет в футбол», беседа, ролевая игра.
- Особенности движения по мокрой и скользкой дороге. Беседа, стихи, анализ конкретных ситуаций.
- Мы – пассажиры. Беседа, презентация «Мы – пассажиры», стихи, анализ ситуаций, работа в группах.
- Мы – пассажиры. Беседа, блиц-опрос, экскурсия.
- КВН «Транспорт и правила поведения в нём». Разминка, инсценировка ситуаций, ребусы.
- Будь внимательным и осторожным. Игра «Доскажи словечко», викторина, загадки.
- Клуб внимательных пешеходов. Беседа, игра «Вставь нужное слово», стихи, ребусы.
- Про разметку на дороге. Блиц – опрос, презентация «Дорожная разметка», беседа.
- Перекрёсток. Беседа, фильм «Торопыжка», ролевая игра.
- Маленькие секреты транспорта. Ролевая игра, анализ ситуаций, работа в группах («Придумай правило»).
- Дорожный этикет. Беседа, разбор ситуаций, инсценировка, ролевая игра.
- Дорожный этикет. Ролевая игра, работа в группах («Составь правила поведения»).
- Инспектор ГИБДД в гостях у ребят. Беседа, викторина.
- Тест по ПДД. Тест, компьютерная игра «Не игра».
- Игра-праздник «Мы знаем правила дорожного движения». Стихи, инсценировка, викторина, загадки, шарады.
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Внеурочное занятие (тема, название) | Формы организации внеурочных занятий | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Формируемые умения. |
1. | Улица полна неожиданностей. | Беседа, презентация. | Беседа о ПДД, показ мультипликационного фильма «Правила дорожного движения»; показ презентации «Мы – пешеходы», подборка загадок и стихов по теме. | Слушают рассказ учителя, задают вопросы; просмотр мультфильма, презентации; анализируют и делают вывод. | - слушать собеседника; - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, - ставить вопросы, - начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире |
2. | Наш город Орехово-Зуево и его транспорт. | Работа в парах. | Готовит исторический материал о появлении транспорта в г.Орехово-Зуево; показывает презентацию «Специальные автомобили»; рассказывает о назначении машин; проводит игру «Какая машина главная?» | Слушают рассказ учителя и презентацию, задают вопросы; осуществляют вживание в ситуацию и обсуждают её; принимают решение и аргументируют свой выбор. | - слушать собеседника; - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов, - ставить и формулировать проблемы; - классификация по заданным критериям; - ставить вопросы, |
3. | Где и как переходить дорогу. | Презентация, ролевая игра. | Читает стихотворение Я. Пишумова «Азбука города»; готовит исторический материал о появлении дорог; показывает презентацию «Дорога»; проводит ролевую игру «Мы – машины»; подводит итоги | Слушают стихотворение и рассказ учителя; осуществляют разбивку на группы и распределение ролей в группе; отвечают на поставленные вопросы. | - слушать собеседника; - навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, - определять цели, функции участников, способы взаимодействия; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - формулировать собственное мнение и позицию; |
4. | Где и как переходить дорогу. | Работа в группах. | Проводит игру «Найди ошибку»: предлагает учащимся разделиться на 3 группы, отбирает возможные ситуации и предлагает их учащимся; мотивирует учащихся к обсуждению; организует поиск учащимися оптимальных способов решения проблемы; помогает в анализе. | Осуществляют вживание в ситуацию; Обсуждают предложенную ситуацию; Принимают решение и аргументируют свой выбор; Осуществляют анализ оптимального решения. | - навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, - определять цели, функции участников, способы взаимодействия; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - формулировать собственное мнение и позицию; |
5. | Дорога в школу. | Беседа. | Знакомит учащихся с планом местности; знакомит учащихся с Петей Светофоровым (рассказ о его безопасном маршруте движения); подготавливает и проводит игру «Шагомеры»; подводит итоги. | Знакомятся с планом местности; изучают маршрут движения Пети Светофорова; измеряют длину своего шага и расстояние между 2-мя объектами. | - начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. - сравнение, - классификация по заданным критериям; - установление аналогий; - обращаться за помощью, - формулировать свои затруднения; |
6. | Наша улица, наш район. | Беседа, индивидуальная работа. | Знакомит учащихся с планом микрорайона; проводит практическую работу: организует поиск учащимися оптимального способа решения задачи (отметить на карте свой путь, опасные места на нём); разбирает и анализирует конкретные ситуации. | Изучают с учителем план микрорайона; получают информацию; определяют свои потребности; принимают решение и аргументируют свой выбор; анализируют и делают выводы. | - поиск и выделение необходимой информации - обработка и анализ информации - обращаться за помощью, - формулировать свои затруднения; - адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок, |
7. | Как рождаются опасные ситуации на дорогах. | Беседа, практическая работа. | Отбирает возможные ситуации; мотивирует учащихся к обсуждению; помогает в анализе опасной ситуации. | Знакомятся с предложенными ситуациями и обсуждают их; принимают решение и аргументируют свой выбор. | - начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. - сравнение, - формулировать собственное мнение и позицию; |
8. | Викторина «Счастливый случай». | Викторина. | Подготавливает вопросы к викторине («Заморочки из бочки», «Вопросы от Пети Светофорова»); анализирует ответы. | Осуществляют разбивку на 3 группы; обсуждают предложенные задания; принимают в составе группы решение и аргументируют свой выбор. | - навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, - определять цели, функции участников, способы взаимодействия; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - формулировать собственное мнение и позицию; |
9. | Наши верные друзья на улицах и дорогах. | Беседа, самостоятельная работа. | Подготавливает исторический материал о появлении светофоров; проводит беседу читает стихотворения Г.Титова «Я над шумным перекрёстком» и Я. Пишумова « На посту стоят два брата…»; предлагает учащимся дома нарисовать 2 вида светофоров (для автомобилей и пешеходов) | Знакомятся с видами светофоров; продумывают продукт индивидуальной деятельности; выполняют действия самостоятельно или с помощью родителей. | - ставить и формулировать проблемы; - самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; - обращаться за помощью, |
10. | Сигналы регулирования дорожного движения. | Беседа, презентация, игра. | Помогает в оценивании работ учащихся; подготавливает и проводит беседу и презентацию «Сигналы регулировщика; подготавливает и проводит игру «Светофор». | Оценивают и презентируют домашнюю работу; знакомятся с сигналами регулировщика; осуществляют разбивку на группы по 3-4 человека; отрабатывают действия по сигналам светофора; анализируют совместно с учителем ситуации. | - самооценка на основе критериев успешности -получение и анализ информации; - навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, - определять цели, функции участников, способы взаимодействия; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - формулировать собственное мнение и позицию; |
11. | Игра «Регулировщик». | Сюжетно-ролевая игра. | Предлагает ситуации для сюжетно-ролевой игры «Регулировщик»; помогает в анализе ответов. | Осуществляют разбивку на группы; отрабатывают действия по сигналам регулировщика; анализируют совместно с учителем ситуации. | - навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, - определять цели, функции участников, способы взаимодействия; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - формулировать собственное мнение и позицию; |
12. | Дорожные знаки. | Беседа, презентация, самостоятельная работа. | Подготавливает и проводит беседу и презентацию «Дорожные знаки»; предлагает дома совместно с родителями нарисовать знак «Осторожно, дети!». | Слушают рассказ учителя, задают вопросы; знакомятся с понятием «дорожный знак»; знакомятся с знаком «Осторожно, дети!»; продумывают продукт индивидуальной деятельности; выполняют действия самостоятельно или с помощью родителей. | - слушать собеседника; - навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, - определять цели, функции участников, способы взаимодействия; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - формулировать собственное мнение и позицию; - ставить и формулировать проблемы; - самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; - обращаться за помощью |
13. | Запрещающие знаки. | Блиц – опрос, беседа, презентация, работа в парах. | Проводит блиц-опрос по теме «Дорожные знаки»; подготавливает и проводит показ презентации «Запрещающие знаки»; предлагает учащимся в парах нарисовать знак и рассказать, что запомнили. | Оценивают и презентируют домашнюю работу; проводят оценку и самооценку; отвечают на вопросы; осуществляют разбивку на пары; обсуждают предложенные задания; принимают решение; выполняют задания и аргументируют свой выбор. | - самооценка на основе критериев успешности -получение и анализ информации; - навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, - определять цели, функции участников, способы взаимодействия; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - формулировать собственное мнение и позицию; |
14. | Предупреждающие знаки. | Блиц – опрос, беседа, презентация, работа в парах. | Проводит блиц-опрос по теме «Дорожные знаки»; подготавливает и проводит показ презентации «Предупреждающие знаки»; предлагает учащимся в парах нарисовать знак и рассказать, что запомнили. | Отвечают на вопросы; осуществляют разбивку на пары; обсуждают предложенные задания; принимают решение; выполняют задания и аргументируют свой выбор. | -получение и анализ информации; - навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, - определять цели, функции участников, способы взаимодействия; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - формулировать собственное мнение и позицию; |
15. | Знаки особого предписания и знаки сервиса. | Блиц – опрос, беседа, презентация, работа в парах. | Проводит блиц-опрос по теме «Дорожные знаки»; подготавливает и проводит показ презентации «Знаки особого предписания»; предлагает учащимся в парах нарисовать знак и рассказать, что запомнили. | Отвечают на вопросы; осуществляют разбивку на пары; обсуждают предложенные задания; принимают решение; выполняют задания и аргументируют свой выбор. | -получение и анализ информации; - навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, - определять цели, функции участников, способы взаимодействия; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - формулировать собственное мнение и позицию; |
16. | Опасные ситуации на дорогах. | Беседа, игра. | Показывает презентацию «Опасные ситуации»; проводит беседу и анализ ситуаций; проводит игру «Узнай дорожный знак»; анализирует ответы. | Обсуждают предложенные ситуации; анализируют совместно с учителем и делают выводы; предлагают свои решения. | -получение и анализ информации; - навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, - определять цели, функции участников, способы взаимодействия; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - формулировать собственное мнение и позицию; |
17. | Опасные ситуации на дорогах. | Работа в группах. | Предлагает учащимся разбиться на группы по 2-3 человека и составить свои ПДД по пройденному материалу; побуждает у учащихся интерес; наблюдает, советует, оценивает. | Осуществляют разбивку на группы; обсуждают тему; продумывают ; оформляют и анализируют (самоанализируют). | -получение и анализ информации; - навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, - определять цели, функции участников, способы взаимодействия; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - формулировать собственное мнение и позицию; |
18. | Знай правила дорожного движения как таблицу умножения. | Игра, викторина. | Подготавливает и проводит игру «Знай правила дорожного движения как таблицу умножения»; анализирует и подводит итоги. | Осуществляют разбивку на 2 группы; обсуждают и выполняют предложенные задания; принимают решения и аргументируют свой выбор. | -получение и анализ информации; - навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, - определять цели, функции участников, способы взаимодействия; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - формулировать собственное мнение и позицию; |
19. | Где можно и где нельзя играть. Мостовая не для игры. | Беседа, ролевая игра. | Проводит беседу «Где можно и где нельзя играть»; читает и разбирает стихотворение «Глупый утёнок играет в футбол»; предлагает учащимся ситуативную ролевую игру. | Слушают рассказ учителя, стихотворение; обсуждают и анализируют ситуацию; осуществляют разбивку на группы и распределение ролей в группе; разбирают и анализируют ситуации. | - слушать собеседника; -получение и анализ информации; - навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, - определять цели, функции участников, способы взаимодействия; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - формулировать собственное мнение и позицию; |
20 | Особенности движения по мокрой и скользкой дороге. | Беседа. | Проводит беседу по конкретным ситуациям; мотивирует учащихся к обсуждению; анализирует ответы. | Осуществляют вживание в ситуацию; обсуждают предложенную ситуацию; принимают решение и аргументируют свой ответ; осуществляют анализ оптимальных решений. | - начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. - сравнение, - формулировать собственное мнение и позицию; |
21. | Мы – пассажиры. | Беседа, презентация, работа в группах. | Подготавливает и проводит беседу и презентацию «Мы – пассажиры»; предлагает учащимся разбиться на группы для обсуждения конкретных ситуаций; анализирует ответы. | Слушают рассказ учителя; осуществляют разбивку на 2 группы; осуществляют вживание в ситуацию; обсуждают предложенную ситуацию; принимают решение и аргументируют свой ответ; осуществляют анализ оптимальных решений. | - слушать собеседника; - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им, - этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, - осознание ответственности человека за общее благополучие, - навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, - определять цели, функции участников, способы взаимодействия; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - формулировать собственное мнение и позицию; |
22. | Мы – пассажиры. | Экскурсия. | Подготавливает и проводит беседу по теме; проводит блиц-опрос по пройденному материалу; предлагает учащимся совершить экскурсию. | Слушают рассказ учителя; отвечают на вопросы; задают вопросы по полученной информации. | - слушать собеседника; - начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. - сравнение, - формулировать собственное мнение и позицию; |
23 | КВН «Транспорт и правила поведения в нём». | Инсценировка, ребусы. | Подготавливает конкурсы для КВН; предлагает учащимся разбиться на группы для обсуждения конкретных ситуаций; проводит мероприятие; анализирует и оценивает ответы. | Осуществляют вживание в ситуацию; обсуждают предложенную ситуацию; принимают решение и аргументируют свой ответ; осуществляют анализ оптимальных решений. | -получение и анализ информации; - навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, - определять цели, функции участников, способы взаимодействия; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - формулировать собственное мнение и позицию; |
24. | Будь внимательным и осторожным. | Игра, викторина. | Подготавливает и проводит игру «Доскажи словечко», викторину; предлагает учащимся разбиться на группы для обсуждения конкретных ситуаций; проводит мероприятие; анализирует и оценивает ответы. | Осуществляют вживание в ситуацию; обсуждают предложенную ситуацию; принимают решение и аргументируют свой ответ; осуществляют анализ оптимальных решений. | - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; -получение и анализ информации; - навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, - определять цели, функции участников, способы взаимодействия; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - формулировать собственное мнение и позицию; |
25. | Клуб внимательных пешеходов. | Беседа, игра. | Подготавливает и проводит беседу по теме; предлагает учащимся разбиться на группы для обсуждения конкретных ситуаций; подготавливает и проводит игру «Вставь нужное слово»; предлагает учащимся отгадать ребусы, загадки; анализирует и оценивает ответы. | Слушают рассказ учителя; осуществляют вживание в ситуацию; обсуждают предложенную ситуацию; принимают решение и аргументируют свой ответ; осуществляют анализ оптимальных решений. | - слушать собеседника; - получение и анализ информации; - навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, - определять цели, функции участников, способы взаимодействия; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - формулировать собственное мнение и позицию; |
26. | Про разметку на дороге. | Блиц – опрос, презентация, беседа. | Подготавливает и проводит беседу и презентацию «Дорожная разметка» с использованием исторических справок; проводит блиц-опрос; анализирует ответы; предлагает учащимся настольную игру «Светофор». | Слушают рассказ учителя; осуществляют вживание в ситуацию; обсуждают предложенную ситуацию; принимают решение и аргументируют свой ответ; осуществляют анализ оптимальных решений. | - слушать собеседника; - начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. - сравнение, - выбирать наиболее эффективные способы решения задач; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; - адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок, - формулировать собственное мнение и позицию; |
27. | Перекрёсток. | Беседа, фильм, ролевая игра. | Подготавливает и проводит беседу о назначении перекрёстков; даёт представление о регулируемых и нерегулируемых перекрёстках; предлагает посмотреть мультфильм «Торопыжка»; предлагает игру «Что бы сделал я?...»; анализирует ответы. | Слушают рассказ учителя; смотрят мультфильм; осуществляют вживание в ситуацию; обсуждают предложенную ситуацию; принимают решение и аргументируют свой ответ; осуществляют анализ оптимальных решений. | - слушать собеседника; - начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. - сравнение, - выбирать наиболее эффективные способы решения задач; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; - адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок, - формулировать собственное мнение и позицию; |
28. | Маленькие секреты транспорта. | Ролевая игра, работа в группах | Предлагает учащимся разбиться на группы по 5 -6 человек и придумать своё ПДД; побуждает у учащихся интерес, наблюдает, советует, оценивает; предлагает инсценировать своё ПДД. | Осуществляют разбивку на группы; осуществляют вживание в ситуацию; обсуждают предложенную ситуацию; продумывают, оформляют; принимают решение и аргументируют свой ответ; осуществляют анализ решений. | - навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, - определять цели, функции участников, способы взаимодействия; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - формулировать собственное мнение и позицию; |
29. | Дорожный этикет. | Беседа, инсценировка, ролевая игра. | Подготавливает и проводит беседу по теме; отбирает и предлагает учащимся возможные ситуации; мотивирует учащихся к обсуждению; помогает в анализе. | Слушают рассказ учителя; задают вопросы; осуществляют вживание в ситуацию; обсуждают предложенную ситуацию; принимают решение и аргументируют свой ответ; осуществляют анализ оптимальных решений. | - слушать собеседника; - этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, - осознание ответственности человека за общее благополучие, - навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, - определять цели, функции участников, способы взаимодействия; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - формулировать собственное мнение и позицию; |
30. | Дорожный этикет. | Ролевая игра, работа в группах. | Предлагает учащимся разбиться на группы по 5 -6 человек и придумать свои правила поведения в общественном транспорте; побуждает у учащихся интерес, наблюдает, советует, оценивает; предлагает инсценировать свои правила. | Осуществляют разбивку на группы; осуществляют вживание в ситуацию; обсуждают предложенную ситуацию; продумывают, оформляют; анализируют. | - этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, - осознание ответственности человека за общее благополучие, - навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, - определять цели, функции участников, способы взаимодействия; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - формулировать собственное мнение и позицию; |
31 | Инспектор ГИБДД в гостях у ребят. | Беседа, викторина. | Приглашает инспектора ГИБДД с профилактической беседой; Проводит компьютерную игру «Не игра» | Слушают инспектора ГИБДД; задают вопросы; продумывают маршрут движения в компьютерной игре. | - слушать собеседника; - ставить и задавать вопросы, |
32. | Тест по ПДД. | Тест, загадки. | Проводит тестирование с помощью ИКТ; оценивает и анализирует результаты. | Осуществляют вживание в ситуацию; обсуждают предложенные варианты тестов; принимают решение и аргументируют свой ответ; осуществляют анализ оптимальных решений. | - узнавать, называть и оп- ределять объекты и явления окружающей действитель-ности в соответствии с содержанием учебных предметов, - сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения; - строить монологичное высказывание; - самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, |
33 | Игра-праздник «Мы знаем правила дорожного движения». | Викторина. | Подготавливает и проводит игру-праздник: стихи, загадки, шарады, викторины; подводит итоги. | Осуществляют вживание в ситуацию; обсуждают предложенную ситуацию; принимают решение и аргументируют свой ответ; осуществляют анализ оптимальных решений. | - выбирать наиболее эффективные способы решения задач; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; - формулировать собственное мнение и позицию. |
- МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Программы
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 31 с. – (стандарты второго поколения).
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / (В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.); под ред. В.А.Горского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 111 с. – (Стандарты второго поколения).
- Методическая литература
- А.Усачёв. Правила дорожного движения для будущих водителей и их родителей. ООО «Издательство Лабиринт Пресс», макет, 2007.
- Игровой модульный курс по ПДД, или Школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2008. – 192 с. – (Мастерская учителя).
- Три сигнала светофора. Дидактические игры, викторины. М: Просвещение, 1998
- Филенко М.Н. Школьникам о правилах дорожного движения. М: Просвещение, 1985 .
- Князева Р.А. 100 задач по ПДД. М: Педагогика, 1997
- Г.Н.Шевченко. Основы безопасности жизнедеятельности. Волгоград, 2003г
- С.Н.Подгорная. Тематические недели в начальной школе. Москва-Ростов – на –Дону. ИЦ «МарТ» 2004г.
- Материалы газеты «Добрая дорога детства».
- Энциклопедия «Все обо всем».
- Энциклопедия «Что? Где? Когда?».
- Энциклопедия «Почемучка».- М.: Педагогика, 1987.
- Наглядный материал
- Географическая карта города Орехово-Зуево.
- План микрорайона.
- Дорожные знаки.
- Плакаты по ПДД.
- Использование ИКТ
- Презентация «Мы – пешеходы».
- Презентация «Специальные автомобили».
- презентация «Дорога».
- презентация «Сигналы регулировщика».
- презентация «Дорожные знаки».
- презентация «Предупреждающие знаки».
- презентация «Знаки особого предписания».
- презентация «Опасные ситуации».
- презентация «Мы – пассажиры».
- презентация «Дорожная разметка».
- Мультипликационный фильм «Торопыжка».
- Мультипликационный фильм «Правила дорожного движения».
- Мультимедийное электронное пособие по изучению ПДД для учащихся начальной школы общеобразовательных учреждений.
- Электронный сборник ситуативных задач по изучению ПДД для учащихся начальной школы общеобразовательных учреждений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе
Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Дорожная безопасность» 1 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Дорожная безопасность» 1 класс с календарно-тематическим планированием....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Дорожная безопасность» 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Дорожная безопасность» 3 класс с календарно-тематическим планированием....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Дорожная азбука" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Дорожная азбука" 3 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Дорожная азбука" 2 класс
рабочая программа...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Дорожная азбука"
Рабочая программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактик...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Дорожная азбука"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Дорожная азбука"...