методическая разработка по ОБЖ
календарно-тематическое планирование по обж (2 класс)

Балтусевич Галина Михайловна

методическая разработка по ОБЖ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_obzh_2020.doc163.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  учреждение социального обслуживания «Мысковский детский дом - интернат  умственно отсталых детей» Министерства социальной защиты населения Кузбасса»

Рассмотрено                                     Согласованно

Утверждаю

на Методическом совете                зам. директора

Директор ГБУ КО  

Протокол № «___».                         по УВР

«Мысковский детский

от ___ августа 2020г                       ____Н.Г Зелененкина

дом-интернат для

умственно-отсталых детей»

__________Кельба Т. В.

Приказ № _____________

от «___» августа 2020г.

Календарно – тематическое планирование

по разделу «Основы безопасности жизнедеятельности»

На 2020-2021 учебный год

Отделение медико-социальной реабилитации

Группа №15

Этап обучения: 3

Воспитатели Балтусевич Г.М.

Количество часов на год: 34

Количество часов в неделю: 1

Мысковский округ, 2020г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ)  на 2020 - 2021 учебный год составлена на основе стандарта начального общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и программы общеобразовательных учреждений авторов: Л. П. Анастасовой, П. В.Ижевского, Н. В. Ивановой «Основы безопасности жизнедеятельности 1-4 классы» (2010).

Структура документа

Программа включает 6 разделов:

  1. Пояснительную записку, раскрывающую характеристику предмета и актуальность программы, индивидуально – типологиеские особенности воспитанников,  цели  и задачи изучения.
  2. Структура программы: формы и методы обучения, результативность рабочей программы «ОБЖ».
  3. Основное содержание с распределением учебных занятий по отдельным темам.
  4. Материально – техническое обеспечение (условия реализации программы).
  5. Ожидаемые результаты реализации прграммы.
  6. Список литературы.
  1. Пояснительная записка.

           Общая характеристика предмета

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся  образовательных учреждений разработана  в соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» и др. Программа составлена на основе авторской программы по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений: Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова, с учётом коррекционно - развивающей программы ГБУ КО «Мысковский детский дом – интернат для умственно отсталых детей»

      Актуальность программы.

Значительная часть детей с отклонениями в развитии, несмотря на усилия, принимаемые обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, оказываются не подготовленной к интеграции в социально – экономическую жизнь.

Вместе с тем, практика свидетельствует о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении, владеть правилами безопасного поведения в различных ситуациях, знать пути и средства укрепления здоровья.

Цель: формирование социального опыта ребенка, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Задачи:

  1. Развитие у детей чувства ответственности за свое поведение;
  2. Развитие  бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
  3. Стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.
  1. Структура программы

Вся программа  состоит из 4-х разделов: защита человека в чрезвычайных ситуациях, основы медицинских знаний и первой медицинской помощи, опасные ситуации возникающие в повседневной жизни, правила поведения в таких ситуациях, безопасное поведение на улицах и дорогах.

Настоящая программа составлена с учётом возрастных особенностей воспитанников, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений.

Формы и методы обучения:

Основной формой является занятие. В процессе обучения используются следующие формы деятельности воспитанников:

  •         групповая;
  • индивидуальная;
  • индивидуально – групповая;

Разнообразен спектр форм проведения занятий:

  •         теоретические занятия;
  • практические занятия;
  • творческие задания;
  • индивидуальная работа;
  • сюжетно – ролевая игра;
  • интегрированные занятия;
  • экскурсии.

Предусмотрены следующие основные методы:

  •         объяснительно – иллюстративный (раздаточный материал, демонстрация учебных кинофильмов, иллюстраций, работа со схемами);
  • репродуктивный (работа по образцам);
  • исследовательский (исследование материалов для работы;
  1. Содержание программы.

Учебно тематический план (34часа)

Тема

Количество часов

1.

Защита человека в чрезвычайных ситуациях

4

2.

Безопасное поведение на воде, улицах и дорогах.

23

3.

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся.

5

4.

Основы медицинских знаний и безопасное использование лекарственных средств.

1

5.

Итоговое занятие

1

Всего:

34

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ОБЖ

I.        Защита человека в чрезвычайных ситуациях (4ч)

Чрезвычайные ситуации:

Какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений. Мероприятия по защите от наводнений.

Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!». Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».

II. Безопасное поведение на воде, улицах и дорогах (23ч).

Безопасное поведение на воде

Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов.

Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения на пляже.

Уроки плавания:

- подготовительные упражнения для освоения в воде;

- техника спортивного плавания «кроль на груди».

 Безопасное поведение на природе. Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения

Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения.

Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема. Как ориентироваться в лесу. Как вести себя на реке зимой.

Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др. Ориентирование. Правила поведения.

Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности. Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры защиты от них. 

Безопасное поведение на улицах и дорогах.

Элементы дорог. Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика. Правила перехода дорог при высадке из транспортного средства.

III. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся (5ч)

Опасные ситуации в помещении

Научить предвидеть опасности дома, видеть опасности со стороны самых обычных вещей и соблюдать осторожность при обращении с ними.

Правила пожарной безопасности

Ознакомить с основными правилами  пожарной безопасности

Игры с огнем

  • разобрать ситуации, в которых пожар произошёл по вине детей;
  • повторить правила пожарной безопасности;

изучить правила действия при пожаре

IV.        Основы медицинских знаний и безопасное использование лекарственных средств  (1ч)

Лекарственные и средства.

Домашняя аптечка. Правила хранения лекарственных препаратов и обращение с ними

Безопасное использование лекарственных средств.

Требования к уровню подготовки

  1. Привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
  2. Сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
  3. Выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

Программой предусмотрены обязательные практические занятия:

  • Работа с дидактическим материалом (в игровой форме);
  • Изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).

В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.

Программой предусмотрены обязательные практические занятия:

  1. Работа с дидактическим материалом (в игровой форме);
  2. Изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).

Включение дополнительных знаний расширяет интегративные возможности предмета, помогает использовать полученные знания в практической деятельности, развивает способности учащихся ориентироваться в окружающей социальной и природной среде. Кроме того, включение дополнительного материала в состав основного курса способствует развитию логических умений сравнивать, определять главное и использовать полученные знания в повседневной жизни. Особое значение имеет необходимость углубления и расширения определенных понятий предмета, что обусловлено растущим интересом учащихся к умениям действовать в экстремальных ситуациях, развитию самостоятельности при решении социальных и бытовых проблем в сложных жизненных ситуациях. Изучение дополнительного содержания по основам безопасности жизни поможет в формировании и развитии как логических, так и практических умений учащихся. Кроме того, программа предоставляет возможность для более широкой реализации воспитательного аспекта в процессе преподавания данного предмета.

Количество учебных часов

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ОБЖ

Предметные

Учащиеся должны знать:

  • чем опасны водоемы зимой, какие меры предосторожности следует принять при движении по льду водоемов;
  • правила поведения на пляже. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах;
  • правила безопасного поведения в лесу, в поле;
  • возможные опасные ситуации при движении по открытой местности: ориентирование, правила поведения во время дождя, грозы, снегопада и др.;
  • ядовитые растения, грибы, ягоды. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми;
  • от чего зависит наше здоровье? Как живет наш организм? Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Что такое неинфекционные заболевания, их связь с образом жизни. Избыточный вес;
  • травмы, порезы, ссадины и царапины. Отравления. Их причины и признаки;
  • какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений;
  • как оповещают население о чрезвычайных ситуациях. Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!»

Учащиеся должны уметь:

  • правильно перейти водоем по льду;
  • правильно вести себя на пляже;
  • плавать техникой плавания «кроль на груди»;
  • ориентироваться в лесу. Уметь вести себя на реке зимой;
  • уметь правильно вести себя при встрече с опасными животными и насекомыми, суметь защититься от них;
  • уметь распознавать отравление и оказать первую помощь при отравлении грибами;
  • оказать первую помощь при царапине, ссадине, порезе, при небольшом ожоге или обморожении;
  • уметь действовать по сигналу «Внимание всем!»

Личностные учебные умения и действия: формируется умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасности; самостоятельно формулировать самые простые, общие для всех людей правила здорового образа жизни, безопасного поведения.

Регулятивные универсальные учебные действия: дети с помощью учителя определяют цели своей деятельности, последовательность работы по плану;  отличают верно выполненное задание от выполненного неверно.

Познавательные универсальные учебные действия: обучающиеся учатся с помощью учителя выдвигать предположения о факторах безопасной жизнедеятельности и осуществлять их проверку; ориентироваться в своей системе знаний о составляющих безопасной жизнедеятельности (отличать новое от уже известного); пользоваться доступными источниками информации; выстраивать в устной форме речевое высказывание о своих знаниях, умениях, направленных на безопасную жизнедеятельность.

Коммуникативные универсальные учебные действия: обучающиеся с помощью учителя учатся выражать свои мысли, объяснять свою позицию по вопросам безопасной жизнедеятельности (ОБЖ).

                                                                          4. Календарно-тематический план

п/п

Названия темы

занятия

Цель

Кол-во

час.

Дата проведения

По плану

Факт

Защита человека в чрезвычайных ситуациях (4ч.)

1-2

        1-2.     Что такое безопасность.

  • ознакомить с понятиями «опасность», «безопасность»;
  • учить предвидеть опасность, находить опасные предметы в доме, в лесу;
  • учить правила безопасного поведения;
  • закреплять понятия «опасность», «безопасность»;

2

02.09

09.09

3

        3.Город, посёлок, микрорайон, где мы живём.

  • обобщить знания о населённых пунктах;
  • ввести термин «улица»;
  • учить предвидеть опасные ситуации на улице.

1

16.09

4

      4.    Что такое чрезвычайная ситуация.

  • ознакомить с понятием «чрезвычайная ситуация» (ЧС), видами ЧС.

1

23.09

Безопасное поведение на воде, улицах и дорогах (23)

5

      5.      Безопасность на улице.

  • ознакомить с правилами безопасности на улице;
  • развивать умение предвидеть опасную ситуацию.

1

30.09

6

      6.        Как правильно переходить дорогу.

  • ознакомить с элементами улицы и правилами перехода дороги

1

07.10

7

      7.      Наиболее безопасный путь в школу и из школы.

  • обобщить изученные знания;
  • определить безопасный путь в школу.

1

14.10

8-9

      8-9.   Сигналы регулирования дорожного движения

  • обобщить знания о светофорах и их сигналах;
  • ознакомить с сигналами регулировщика;
  • повторять правила дорожного движения.

2

21.10\28.10

10-11

        10-11.         Виды перекрёстков.

  • ознакомить с разными видами перекрёстков;
  • повторить правила дорожного движения;
  • обобщить знания по теме: «Перекрёсток».

2

11.11

18.11

12

     12.          Знакомство с дорожными знаками.

  • ознакомить с дорожными знаками:

- «Пешеходный переход»;

- «Пешеходная дорожка»;

- «Движение пешеходов запрещено»;

- «Дети»;

- «Подземный  переход»;

- «Надземный пешеходный переход»;

- «Железнодорожный переезд со шлагбаумом»;

-«Велосипедная  дорожка»;

-« Движение на велосипедах запрещено»;

«Место остановки автобуса».

1

25.11

13

    13.                   Угадай, какой знак.

  • закрепить знания о дорожных знаках;
  • научить практически использовать полученные знания.

1

02.12

14

   14        Зачем нужно знать правила безопасного                          поведения на улицах и дорогах.

  • повторить и закрепить знания, полученные на предыдущих уроках;
  • объяснить учащимся термины:

одностороннее и двустороннее движение.

1

09.12

15

   15.              Будь внимательным и осторожным.

  • повторить и закрепить знания, полученные на предыдущих уроках.

1

16.12

16

    16.                    Движение группами.

  • ознакомить с особенностями движения группами, с правилами движения по загородной дороге.

1

23.12

17

    17.                Особенности движения по мокрой и скользкой дороге.

  • изучить особенности движения автомобилей по мокрой и скользкой дороге.

1

13.01

18

   18.                      Где можно и где нельзя играть.

  • понять, что игры на проезжей части опасны;
  • определить наиболее безопасные места для игр.

1

20.01

19

  19.           Практическое занятие «Улицы посёлка».

  • ознакомить с улицами посёлка;
  • определить улицы  с односторонним и двусторонним движением.

1

27.01

20

 20.              Знакомство с транспортом посёлка.

  • ознакомить с разными видами общественного транспорта и знаками, обозначающими остановку транспорта.

1

03.02

21

   21.                 Правила поведения в транспорте.

  • ознакомить  с правилами поведения в общественном транспорте и с правилами пользования  общественным транспортом.

1

17.02

22

  22.                 Встреча с работником ГИБДД.

  • повторить правила дорожного движения;
  • проанализировать случаи, произошедшие с детьми.

1

24.02

23

 23.                   Игра «красный, жёлтый, зелёный» (обобщающий по теме: «Улица полна неожиданностей»)

  • обобщить знания по правилам дорожного движения.

1

02.03

24

 24.            Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в осенний и  зимний периоды.

  • актуализировать знания детей о водоёмах;
  • ознакомить с правилами поведения у воды в осеннее и зимнее время года.

1

09.03

25

 25.         Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в весенний  период.

  • повторить изученные правила;
  • составить правила поведения у водоёма в весеннее время.

1

16.03

26

 26.         Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в летний период.

  • составить правила поведения у водоёма в летнее время.

1

23.03

27

 27.                  Основные спасательные средства.

  • ознакомить с основными спасательными средствами;
  • повторять правила безопасного поведения у водоёмов.

1

06.04

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся. (5ч.)

28

28.                    Какие опасности нас подстерегают в помещении.

  • учить предвидеть опасности дома, видеть опасности со стороны самых обычных вещей и соблюдать осторожность при обращении с ними.

1

13.04

29

 29.          Основные правила пожарной безопасности.

  • ознакомить с основными правилами  пожарной безопасности.

1

20.04

30

 30.          Детские шалости с огнём.

  • разобрать ситуации, в которых пожар произошёл по вине детей;
  • повторить правила пожарной безопасности;
  • изучить правила действия при пожаре.

1

27.04

31

 31.                   Как действовать при возникновении пожара дома, в школе, в транспорте.

  • знакомство с правилами поведения при возникновении пожара в доме, в транспорте, в школе.

1

04.05

Основы медицинских знаний и безопасное использование лекарственных средств. (1ч.)

32

  32.            Лекарственные средства, их хранение и использование.

Домашняя аптечка. Правила хранения лекарственных препаратов и обращение с ними.

1

11.05

Обобщение (1ч.)

33

 33.       Итоговое занятие.  

Викторина «Подумай и ответь».

  • обобщить полученные за год знания.

1

18.05

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРЕДМЕТУ ОБЖ

Литература:

1. Программы общеобразовательных учреждений авторов: Л.П. Анастасовай, П.В.Ижевского, Н.В. Ивановой «Основы безопасности жизнедеятельности 1 - 4  классы» (2011)

2. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности 1 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011.

Технические средства обучения

доска

Компьютер

Мультимедийный проектор

Экранно-звуковые пособия

Презентации по ОБЖ

Фильмы по ОБЖ

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Термометры для измерения температуры воздуха, воды.

Термометр медицинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формирование орфографической зорокости у первоклассников по учебно-методическому комплекту "Гармония" "К тайнам нашего языка" М.С.Соловейчик

Данные рекомендации предназначены для того, чтобы помочь  в период обучения грамоте подготовить детей к работе над языком и речью по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик....

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С.    Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...