методическая разработка по ОБЖ
календарно-тематическое планирование по обж (2 класс)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Мысковский детский дом - интернат умственно отсталых детей» Министерства социальной защиты населения Кузбасса»
Рассмотрено Согласованно | Утверждаю | ||
на Методическом совете зам. директора | Директор ГБУ КО | ||
Протокол № «___». по УВР | «Мысковский детский | ||
от ___ августа 2020г ____Н.Г Зелененкина | дом-интернат для | ||
умственно-отсталых детей» | |||
__________Кельба Т. В. | |||
Приказ № _____________ от «___» августа 2020г. |
Календарно – тематическое планирование
по разделу «Основы безопасности жизнедеятельности»
На 2020-2021 учебный год
Отделение медико-социальной реабилитации
Группа №15
Этап обучения: 3
Воспитатели Балтусевич Г.М.
Количество часов на год: 34
Количество часов в неделю: 1
Мысковский округ, 2020г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) на 2020 - 2021 учебный год составлена на основе стандарта начального общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и программы общеобразовательных учреждений авторов: Л. П. Анастасовой, П. В.Ижевского, Н. В. Ивановой «Основы безопасности жизнедеятельности 1-4 классы» (2010).
Структура документа
Программа включает 6 разделов:
- Пояснительную записку, раскрывающую характеристику предмета и актуальность программы, индивидуально – типологиеские особенности воспитанников, цели и задачи изучения.
- Структура программы: формы и методы обучения, результативность рабочей программы «ОБЖ».
- Основное содержание с распределением учебных занятий по отдельным темам.
- Материально – техническое обеспечение (условия реализации программы).
- Ожидаемые результаты реализации прграммы.
- Список литературы.
- Пояснительная записка.
Общая характеристика предмета
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся образовательных учреждений разработана в соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» и др. Программа составлена на основе авторской программы по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений: Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова, с учётом коррекционно - развивающей программы ГБУ КО «Мысковский детский дом – интернат для умственно отсталых детей»
Актуальность программы.
Значительная часть детей с отклонениями в развитии, несмотря на усилия, принимаемые обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, оказываются не подготовленной к интеграции в социально – экономическую жизнь.
Вместе с тем, практика свидетельствует о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении, владеть правилами безопасного поведения в различных ситуациях, знать пути и средства укрепления здоровья.
Цель: формирование социального опыта ребенка, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации.
Задачи:
- Развитие у детей чувства ответственности за свое поведение;
- Развитие бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
- Стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.
- Структура программы
Вся программа состоит из 4-х разделов: защита человека в чрезвычайных ситуациях, основы медицинских знаний и первой медицинской помощи, опасные ситуации возникающие в повседневной жизни, правила поведения в таких ситуациях, безопасное поведение на улицах и дорогах.
Настоящая программа составлена с учётом возрастных особенностей воспитанников, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений.
Формы и методы обучения:
Основной формой является занятие. В процессе обучения используются следующие формы деятельности воспитанников:
- групповая;
- индивидуальная;
- индивидуально – групповая;
Разнообразен спектр форм проведения занятий:
- теоретические занятия;
- практические занятия;
- творческие задания;
- индивидуальная работа;
- сюжетно – ролевая игра;
- интегрированные занятия;
- экскурсии.
Предусмотрены следующие основные методы:
- объяснительно – иллюстративный (раздаточный материал, демонстрация учебных кинофильмов, иллюстраций, работа со схемами);
- репродуктивный (работа по образцам);
- исследовательский (исследование материалов для работы;
- Содержание программы.
Учебно тематический план (34часа)
№ | Тема | Количество часов |
1. | Защита человека в чрезвычайных ситуациях | 4 |
2. | Безопасное поведение на воде, улицах и дорогах. | 23 |
3. | Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся. | 5 |
4. | Основы медицинских знаний и безопасное использование лекарственных средств. | 1 |
5. | Итоговое занятие | 1 |
Всего: | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ОБЖ
I. Защита человека в чрезвычайных ситуациях (4ч)
Чрезвычайные ситуации:
Какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений. Мероприятия по защите от наводнений.
Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!». Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».
II. Безопасное поведение на воде, улицах и дорогах (23ч).
Безопасное поведение на воде
Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов.
Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения на пляже.
Уроки плавания:
- подготовительные упражнения для освоения в воде;
- техника спортивного плавания «кроль на груди».
Безопасное поведение на природе. Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения
Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения.
Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема. Как ориентироваться в лесу. Как вести себя на реке зимой.
Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др. Ориентирование. Правила поведения.
Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности. Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры защиты от них.
Безопасное поведение на улицах и дорогах.
Элементы дорог. Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика. Правила перехода дорог при высадке из транспортного средства.
III. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся (5ч)
Опасные ситуации в помещении
Научить предвидеть опасности дома, видеть опасности со стороны самых обычных вещей и соблюдать осторожность при обращении с ними.
Правила пожарной безопасности
Ознакомить с основными правилами пожарной безопасности
Игры с огнем
- разобрать ситуации, в которых пожар произошёл по вине детей;
- повторить правила пожарной безопасности;
изучить правила действия при пожаре
IV. Основы медицинских знаний и безопасное использование лекарственных средств (1ч)
Лекарственные и средства.
Домашняя аптечка. Правила хранения лекарственных препаратов и обращение с ними
Безопасное использование лекарственных средств.
Требования к уровню подготовки
- Привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
- Сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
- Выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
Программой предусмотрены обязательные практические занятия:
- Работа с дидактическим материалом (в игровой форме);
- Изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).
В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.
Программой предусмотрены обязательные практические занятия:
- Работа с дидактическим материалом (в игровой форме);
- Изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).
Включение дополнительных знаний расширяет интегративные возможности предмета, помогает использовать полученные знания в практической деятельности, развивает способности учащихся ориентироваться в окружающей социальной и природной среде. Кроме того, включение дополнительного материала в состав основного курса способствует развитию логических умений сравнивать, определять главное и использовать полученные знания в повседневной жизни. Особое значение имеет необходимость углубления и расширения определенных понятий предмета, что обусловлено растущим интересом учащихся к умениям действовать в экстремальных ситуациях, развитию самостоятельности при решении социальных и бытовых проблем в сложных жизненных ситуациях. Изучение дополнительного содержания по основам безопасности жизни поможет в формировании и развитии как логических, так и практических умений учащихся. Кроме того, программа предоставляет возможность для более широкой реализации воспитательного аспекта в процессе преподавания данного предмета.
Количество учебных часов
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ОБЖ
Предметные
Учащиеся должны знать:
- чем опасны водоемы зимой, какие меры предосторожности следует принять при движении по льду водоемов;
- правила поведения на пляже. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах;
- правила безопасного поведения в лесу, в поле;
- возможные опасные ситуации при движении по открытой местности: ориентирование, правила поведения во время дождя, грозы, снегопада и др.;
- ядовитые растения, грибы, ягоды. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми;
- от чего зависит наше здоровье? Как живет наш организм? Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Что такое неинфекционные заболевания, их связь с образом жизни. Избыточный вес;
- травмы, порезы, ссадины и царапины. Отравления. Их причины и признаки;
- какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений;
- как оповещают население о чрезвычайных ситуациях. Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!»
Учащиеся должны уметь:
- правильно перейти водоем по льду;
- правильно вести себя на пляже;
- плавать техникой плавания «кроль на груди»;
- ориентироваться в лесу. Уметь вести себя на реке зимой;
- уметь правильно вести себя при встрече с опасными животными и насекомыми, суметь защититься от них;
- уметь распознавать отравление и оказать первую помощь при отравлении грибами;
- оказать первую помощь при царапине, ссадине, порезе, при небольшом ожоге или обморожении;
- уметь действовать по сигналу «Внимание всем!»
Личностные учебные умения и действия: формируется умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасности; самостоятельно формулировать самые простые, общие для всех людей правила здорового образа жизни, безопасного поведения.
Регулятивные универсальные учебные действия: дети с помощью учителя определяют цели своей деятельности, последовательность работы по плану; отличают верно выполненное задание от выполненного неверно.
Познавательные универсальные учебные действия: обучающиеся учатся с помощью учителя выдвигать предположения о факторах безопасной жизнедеятельности и осуществлять их проверку; ориентироваться в своей системе знаний о составляющих безопасной жизнедеятельности (отличать новое от уже известного); пользоваться доступными источниками информации; выстраивать в устной форме речевое высказывание о своих знаниях, умениях, направленных на безопасную жизнедеятельность.
Коммуникативные универсальные учебные действия: обучающиеся с помощью учителя учатся выражать свои мысли, объяснять свою позицию по вопросам безопасной жизнедеятельности (ОБЖ).
4. Календарно-тематический план
№ п/п | Названия темы занятия | Цель | Кол-во час. | Дата проведения | ||
По плану | Факт | |||||
Защита человека в чрезвычайных ситуациях (4ч.) | ||||||
1-2 | 1-2. Что такое безопасность. |
| 2 | 02.09 09.09 | ||
3 | 3.Город, посёлок, микрорайон, где мы живём. |
| 1 | 16.09 | ||
4 | 4. Что такое чрезвычайная ситуация. |
| 1 | 23.09 | ||
Безопасное поведение на воде, улицах и дорогах (23) | ||||||
5 | 5. Безопасность на улице. |
| 1 | 30.09 | ||
6 | 6. Как правильно переходить дорогу. |
| 1 | 07.10 | ||
7 | 7. Наиболее безопасный путь в школу и из школы. |
| 1 | 14.10 | ||
8-9 | 8-9. Сигналы регулирования дорожного движения |
| 2 | 21.10\28.10 | ||
10-11 | 10-11. Виды перекрёстков. |
| 2 | 11.11 18.11 | ||
12 | 12. Знакомство с дорожными знаками. |
- «Пешеходный переход»; - «Пешеходная дорожка»; - «Движение пешеходов запрещено»; - «Дети»; - «Подземный переход»; - «Надземный пешеходный переход»; - «Железнодорожный переезд со шлагбаумом»; -«Велосипедная дорожка»; -« Движение на велосипедах запрещено»; «Место остановки автобуса». | 1 | 25.11 | ||
13 | 13. Угадай, какой знак. |
| 1 | 02.12 | ||
14 | 14 Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах. |
одностороннее и двустороннее движение. | 1 | 09.12 | ||
15 | 15. Будь внимательным и осторожным. |
| 1 | 16.12 | ||
16 | 16. Движение группами. |
| 1 | 23.12 | ||
17 | 17. Особенности движения по мокрой и скользкой дороге. |
| 1 | 13.01 | ||
18 | 18. Где можно и где нельзя играть. |
| 1 | 20.01 | ||
19 | 19. Практическое занятие «Улицы посёлка». |
| 1 | 27.01 | ||
20 | 20. Знакомство с транспортом посёлка. |
| 1 | 03.02 | ||
21 | 21. Правила поведения в транспорте. |
| 1 | 17.02 | ||
22 | 22. Встреча с работником ГИБДД. |
| 1 | 24.02 | ||
23 | 23. Игра «красный, жёлтый, зелёный» (обобщающий по теме: «Улица полна неожиданностей») |
| 1 | 02.03 | ||
24 | 24. Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в осенний и зимний периоды. |
| 1 | 09.03 | ||
25 | 25. Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в весенний период. |
| 1 | 16.03 | ||
26 | 26. Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в летний период. |
| 1 | 23.03 | ||
27 | 27. Основные спасательные средства. |
| 1 | 06.04 | ||
Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся. (5ч.) | ||||||
28 | 28. Какие опасности нас подстерегают в помещении. |
| 1 | 13.04 | ||
29 | 29. Основные правила пожарной безопасности. |
| 1 | 20.04 | ||
30 | 30. Детские шалости с огнём. |
| 1 | 27.04 | ||
31 | 31. Как действовать при возникновении пожара дома, в школе, в транспорте. |
| 1 | 04.05 | ||
Основы медицинских знаний и безопасное использование лекарственных средств. (1ч.) | ||||||
32 | 32. Лекарственные средства, их хранение и использование. | Домашняя аптечка. Правила хранения лекарственных препаратов и обращение с ними. | 1 | 11.05 | ||
Обобщение (1ч.) | ||||||
33 | 33. Итоговое занятие. Викторина «Подумай и ответь». |
| 1 | 18.05 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРЕДМЕТУ ОБЖ
Литература:
1. Программы общеобразовательных учреждений авторов: Л.П. Анастасовай, П.В.Ижевского, Н.В. Ивановой «Основы безопасности жизнедеятельности 1 - 4 классы» (2011)
2. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности 1 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011.
Технические средства обучения
доска
Компьютер
Мультимедийный проектор
Экранно-звуковые пособия
Презентации по ОБЖ
Фильмы по ОБЖ
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Термометры для измерения температуры воздуха, воды.
Термометр медицинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка разработка: "Рабочая тетрадь по экономике", 1 год обучения.
Рабочая тетрадь в двух частях....
Методическая разработка "Формирование орфографической зорокости у первоклассников по учебно-методическому комплекту "Гармония" "К тайнам нашего языка" М.С.Соловейчик
Данные рекомендации предназначены для того, чтобы помочь в период обучения грамоте подготовить детей к работе над языком и речью по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик....
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"
Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""
Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...
2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"
Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...
Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс
Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...
Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.
Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С. Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...