Рабочая программа по внеурочной деятельности. Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). 2 класс. (Авторы Анастасова Л.П.,П. В. Ижевский, Н. В. Иванова)
рабочая программа по обж (2 класс)
Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
(Авторы Анастасова Л.П.,П. В. Ижевский, Н. В. Иванова)
34 часа, 1 час в неделю
Рабочая программа (социального направления) составлена на основе авторской программы Л.П. Анастасовой, П. В. Ижевского, Н. В. Ивановой «Основы безопасности жизнедеятельности», утверждённой Министерством образования и науки РФ (Москва,2007 г.) и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя). Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и 2007г.) и планируемых результатов начального общего образования.
Пояснительная записка
В соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании в Российской федерации», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» и др. разработана программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 1—4 классов образовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obzh_2019-2020_syumaykina_n._a.redakt.docx | 53.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
(Авторы Анастасова Л.П.,П. В. Ижевский, Н. В. Иванова)
34 часа, 1 час в неделю
Рабочая программа (социального направления) составлена на основе авторской программы Л.П. Анастасовой, П. В. Ижевского, Н. В. Ивановой «Основы безопасности жизнедеятельности», утверждённой Министерством образования и науки РФ (Москва,2007 г.) и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя). Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и 2007г.) и планируемых результатов начального общего образования.
Пояснительная записка
В соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании в Российской федерации», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» и др. разработана программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 1—4 классов образовательных учреждений.
Одними из основных моментов в практической реализации вышеназванных законов Российской Федерации являются постоянное информирование населения, пропаганда знаний, обеспечение правильных действий населения в опасных для жизни и здоровья условиях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с вышеизложенным предлагается программа, обеспечивающая непрерывность обучения населения, начиная с младшего школьного возраста, правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях. Реализация программы позволит:
• привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
• сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
• выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
Цель курса: формировать социальный опыт школьника, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации.
Задачи обучения:
- развитие у детей чувства ответственности за своё поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
- стимулирование у ребёнка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.
- формирование у детей потребности предвидеть возможные жизненные экстремальные ситуации;
- приобретение учащимися навыков сохранения жизни и здоровья в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим;
- выработка достаточно твёрдых умений и навыков поведения в той или иной ситуации;
- обучение детей методам обеспечения личной безопасности;
Программа построена с учётом уровня подготовки и общего развития учащихся начальной школы по классам обучения и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребёнок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.
Главными задачами обучения по данной программе являются развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.
Предмет «Основа безопасности жизнедеятельности и социально-бытовая ориентировка» представляет собой область знаний, охватывающую теорию и практику безопасного поведения человека в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Он предназначен для формирования у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и гигиены и безопасности окружающих, приобретения ими знаний и умений прогнозировании опасных ситуаций и вредных факторов среды обитания и различных видов деятельности человека, для определения способов защиты от них, а также приобретения привычек здорового образа жизни.
Курс ОБЖ в начальной школе предназначен для начального формирования у младших школьников сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения первичных знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них.
В курсе ОБЖ для младших школьников даются рекомендации по поведению на улицах и дорогах, рассматриваются необходимые меры безопасности при обращении с огнем, газом, в общении с животными и во многих других ситуациях.
Место учебного предмета в учебном плане.
На изучение курса «ОБЖ» во 2 классе выделяется 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебные недели.
Основой организации работы с детьми является система дидактических принципов:
психологической комфортности, индивидуализации обучения, вариативности, творчества.
Система оценки достижений планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности - зачетная.
Формы контроля –выставка достижений, публичные выступления, соревнование, игра, турнир.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- развитие личностных, в том числе, духовных и физических качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
- формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
- овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности;
- анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;
- обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций;
- выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
- овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях,
- выбирать средства реализации поставленных целей,
- оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
Познавательные УУД:
- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
- освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
Коммуникативные УУД:
- развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Работа с информацией:
Обучающиеся научатся:
- получать из потока большой информации, нужную и важную информацию;
- осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках;
- определять возможные источники информации и способов её поиска;
- рассматривать её с разных точек зрения, выделять и фиксировать нужную информацию, анализировать и преобразовывать её, критически оценивать, сопоставлять её с информацией из других источников и жизненным опытом.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- оценивать потребность в дополнительной информации;
- получать информацию из наблюдений при общении;
- анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части;
- наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях.
Совместная деятельность:
Обучающиеся научатся:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
- осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра.
Предметные результаты:
Обучающиеся получат:
- начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
- научно-обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
- необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
- знания о значении природного окружения для здоровья человека.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- выполнять правила поведения в природе и в общественных местах;
- выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице, в быту, в незнакомых местах;
- распознавать ядовитые растения (ягоды, грибы) и животные;
- оказывать первую медицинскую доврачебную помощь.
- соблюдать меры безопасности при пользовании газом, газовыми приборами и печным отоплением;
- оказывать первую помощь при отравлении угарным газом; пожаре;
- правильно вести себя при обнаружении пожара в общественных местах или общественном транспорте.
Содержание учебного предмета.
I. Защита человека в чрезвычайных ситуациях
1.1. Чрезвычайные ситуации
Какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений. Мероприятия по защите от наводнений.
1.2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях.
Сигнал «Внимание всем!». Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».
II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
2.1. Болезни, их причины и связь с образом жизни
От чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм, из чего состоит тело человека. Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Органы дыхания.
Болезни и их возможные причины. Пути передачи инфекционных заболеваний.
Заноза, кровотечение, укус, ушиб.
2.2. Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами
Отравления. Причины отравлений. Признаки отравлений. Первая помощь при отравлении грибами.
III. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся
3.1. Безопасное поведение на воде
Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов.
Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения на пляже.
3.2. Безопасное поведение на природе. Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения
Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения.
Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема. Как ориентироваться в лесу. Как вести себя на реке зимой.
Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др. Ориентирование. Правила поведения.
Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности.
Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры защиты от них.
3.3. Безопасное поведение на дорогах
Движение пешеходов по дорогам. Элементы дорог.
Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика.
Правила перехода дорог при высадке из транспортного средства. Обязанности пассажира. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте.
Безопасное поведение на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть.
При реализации основного содержания изучаемого курса используются следующие виды деятельности на занятиях:
- игровая (интеллектульные игры)
- логические (головоломки),
- викторины
- спортивно-оздоровительная
- познавательная (дискуссии).
Формы организации учебного процесса: индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные; практикумы. Формы могут быть различны в зависимости от количества участвующих и от периодичности проведения занятий. Различают фронтальную, групповую и индивидуальную формы внеурочной работы по предмету ОБЖ. Формы работы: систематические и эпизодические -кружки; олимпиады по ОБЖ; факультативы; предметные недели; конкурсы; викторины; походы; экскурсии; проведение месячников по обучению населения в области ГОЧС; участие в различных социальных акциях; коллективные тематические просмотры фильмов; экскурсионные поездки; недели безопасности (ПБ, ПДД); городские мероприятия по курсу ОБЖ; тематические классные часы; тематические выставки по ПБ и ПДД; соревнования; дни здоровья; тематические родительские собрания
Тематическое планирование.
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
1 | Защита человека в чрезвычайных ситуациях. | 7 |
2 | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. | 4 |
3 | Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся. | 23 |
Итого: | 34 часа |
Календарно-тематическое планирование
(По программе – 34 часа при 1 часе в неделю)
№ п/п | Тема занятия | Форма занятия | Характеристика основных видов деятельности ученика по теме | Даты уроков | |
Плановые сроки изучения материала | Скорректиро- ванные сроки изучения материала | ||||
1 четверть (40 учебных дней. 8 часов) | |||||
Защита человека в чрезвычайных ситуациях (3 часа) | |||||
1. | Чрезвычайные ситуации природного происхождения. | беседа | Учиться предвидеть опасность, находить опасные предметы, знать правила безопасного поведения. Знакомиться с ЧС природного происхождения. Знакомиться с причинами наводнения необходимостью принятия мер по защите от наводнений. Знать правила гражданской обороны по защите населения. | 03.09.19 | |
2. | Наводнения, причины наводнений. Мероприятия по защите от наводнений. | презентация | 10.09.19 | ||
3. | Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения. | просмотр и обсуждение видеоматериала | 17.09.19 | ||
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (4 часа) | |||||
4. | Болезни, их причины и связь с образом жизни. От чего зависит наше здоровье. | презентация | Познакомиться с причинами избыточного веса, что такое здоровое питание. Знакомиться со строением человека. Познакомиться, что такое инфекционные заболевания, их связью с образом жизни. Учиться оказывать первую помощь при занозе, кровотечении, укусе, ушибе. Знакомиться с причинами избыточного веса, что такое здоровое питание. | 24.09.19 | |
5. | Пути передачи инфекционных заболеваний. | беседа | 01.10.19 | ||
6. | Заноза, кровотечение, укус, ушиб. | практикум | 08.10.19 | ||
7. | Профилактика переедания, пищевых отравлений. Избыточный вес. | беседа | 15.10.19 | ||
Правила дорожного движения (10 часов) | |||||
8. | Наиболее безопасный путь в школу и домой. | практикум | Применять полученные знания при выполнении самостоятельной работы. | 22.10.19 | |
2 четверть (39 учебных дней. 8 часов) | |||||
9. | Безопасное поведение на дорогах. | викторина | Определять на практике безопасный путь в школу. | 05.11.19 | |
10. | Элементы дорог. Правила перехода дорог. | беседа | Познакомиться с назначением дорожной разметки и правилами перехода дороги. Познакомиться с разными видами перекрестков, видами светофоров, значением знаков регулировщика. Различать виды светофоров. Знакомиться с дорожными знаками, научить находить сходства и различия в дорожных знаках. Познакомиться с выражением тормозной путь транспорта. | 12.11.19 | |
11. | Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика. | презентация | 19.11.19 | ||
12. | Переходим дорогу, перекресток. Сигналы светофора и регулировщика. | практикум | 26.11.19 | ||
13. | Элементы дорог. Дорожная разметка. | презентация | 03.12.19 | ||
14. | Перекрестки. Их виды. | презентация | 10.12.19 | ||
15. | Дорожные знаки: предупреждающие и запрещающие. | викторина | 17.12.19 | ||
16. | Тормозной путь транспорта. | беседа | 24.12.19 | ||
3четверть (50 учебных дней. 10 часов) | |||||
17. | Обязанности пешехода на загородной дороге. | беседа | Знать и соблюдать правила поведения пешехода на загородной дороге. | 14.01.20 | |
Безопасное поведение в доме(5 часов) | |||||
18. | Осторожно, моющие, чистящие средства. | игра двух команд | Знать правила техники безопасности при использовании моющих, чистящих средств. Знать и соблюдать правила техники безопасности при использовании моющих, чистящих средств. Знать и соблюдать правила поведения, когда ты дома один. Учиться находить причины возникновения пожара в помещении, на транспорте, в природе и принимать правильные меры. Учиться понимать необходимость правильного использования лекарств и средств бытовой химии. Учиться находить причины возникновения пожара в помещении, на транспорте, в природе и принимать правильные меры. Закреплять знания о правилах пожарной безопасности. | 21.01.20 | |
19. | Как себя вести, когда ты дома один. | викторина | 28.01.20 | ||
20. | Огонь и человек. | беседа | 04.02.20 | ||
21. | Как не заболеть от лекарств. | беседа | 11.02.20 | ||
22. | Дым и опасность. | презентация | 18.02.20 | ||
Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера (1 час) | |||||
23. | Лифт – наш домашний транспорт. Правила обеспечения сохранности личных вещей. | беседа | Знать и соблюдать правила безопасности в лифте. Выполнять правила поведения в лифте. | 25.02.19 | |
Безопасное поведение на природе (2 часа) | |||||
24. | Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения. | конкурс | Знать правила экологии. Знать и выполнять правила поведения на природе. Знать и выполнять правила поведения на природе. Укреплять здоровье. Выполнять правила поведения при встрече с опасными животными. | 03.03.20 | |
25. | Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения. | презентация | 10.03.20 | ||
Безопасное поведение на водоемах (3 часа) | |||||
26. | Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов. | презентация | Знакомиться с мерами предосторожности при движении на льду, катании на лыжах и коньках. Знакомиться с правилами купания, научить оказывать помощь терпящим бедствие. | 17.03.20 | |
4 четверть (36 учебных дней. 7 часов) | |||||
Безопасное поведение на водоемах (продолжение) | |||||
27. | Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения на пляже. | игра двух команд | Знакомиться с мерами предосторожности при движении на льду, катании на лыжах и коньках. Знакомиться с правилами купания, научить оказывать помощь терпящим бедствие. | 31.03.20 | |
28. | Лето. Учимся плавать. | презентация | 07.04.20 | ||
Безопасное поведение при чрезвычайных ситуациях (3 часа) | |||||
29. | Что такое теракт? | презентация | Познакомиться с понятием – теракт, с правилами безопасного поведения при возникновении угрозы теракта. Знать, как поступать с подозрительными предметами. | 14.04.20 | |
30. | Как себя вести при угрозе теракта? | беседа | 21.04.20 | ||
31. | Правила поведения при нахождении подозрительных предметов. | викторина | 28.04.20 | ||
Опасности во дворе (4 часа)* | |||||
32. | Катание на роликах, велосипедах, самокатов. Правила поведения на детской площадке. | беседа | Выполнять технику безопасности при катании на роликах, велосипедах, самокатах. Познакомиться с правилами поведения на детской площадке. | 12.05.20 | |
33. | Обобщение. Правила поведения во время летних каникул. | тестирование | 19.05.20. | ||
Итого: 33 часа. |
Примечание: 05.05.2020г. - праздничный день и согласно календарному учебному графику гимназии вместо 34 часа по программе запланировано 33часа. Тема « Опасности во дворе» на изучение, которой отводится 4 часа, будет изучена за счет уплотнения дидактических единиц за 2 часа.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция
- Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение: Рилионт, 2014г.
- Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб.пособие для 1—4 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — М.: Просвещение.2014.
- Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая тетрадь для 1 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — М.: Просвещение.2013.
Печатная продукция
- комплект плакатов «Безопасность дорожного движения» 1—4 кл: (Иллюстративный материал) / под ред. А. Т. Смирнова. — 24 листовки, 24 плаката (комплект для школьников, комплект для учителя). — М.: Просвещение: Рилионт.2012;
- изобразительные наглядные пособия – таблицы; рисунки, схемы, плакаты, схематические рисунки, картины русских художников соответствующие программе;
- разнообразный раздаточный материал.
Экранно-звуковые пособия
- видеофильмы;
- видеоролики;
- слайды;
- презентации;
Технические средства
- мульти-медийная аппаратура;
- компьютер.
Интернет ресурсы
http://www.meduhod.ruПортал детской безопасности
http://www.bez.econavt.ruБезопасность жизнедеятельности школы
http://kuhta.clan.suЖурнал «Основы безопасности жизнедеятельности»
http://informic.narod.ru/obg.htmlОсновы безопасности жизнедеятельности
http://www.ampe.ru/web/guest/russianИнститут психологических проблем безопасности
http://anty-crim.boxmail.bizИскусство выживания
http://www.goodlife.narod.ruВсе о пожарной безопасности
http://www.hsea.ruПервая медицинская помощь
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания кафедры учителей начальных классов
от 28.08.2019г. №1
Руководитель кафедры
учителей начальных классов
_____________ Миронычева И.П.
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР
__________Л.С. Балаян
29.08.2019г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности "Основы безопасности жизнедеятельности" 3 класс
Программа по внеурочной деятельности...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы безопасности жизнедеятельности»
Рабочая программакурса внеурочной деятельности«Основы безопасности жизнедеятельности» Спортивно – оздоровительного направления Программа разработана для детей 10-11 л...
Рабочая программа внеурочной деятельности Основы безопасности жизнедеятельности 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности Основы безопасности жизнедеятельности 2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности Основы безопасности жизнедеятельности 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности Основы безопасности жизнедеятельности 3 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности Основы безопасности жизнедеятельности 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности Основы безопасности жизнедеятельности 4 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы безопасности жизнедеятельности"
Рабочая программа к курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»...
Рабочая программа занятий внеурочной деятельности "Основы здоровой жизнедеятельности"
Программа разработана для 2 класса...