Программа по внеурочной деятельности "Основы безопасности жизнедеятельности" 3 класс
методическая разработка (3 класс) на тему

Лазарева Лариса Александровна

Программа по внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obzh.docx767.53 КБ

Предварительный просмотр:

I:\скан тит последние\3 В скан тит\тит внеурочка сканы 3 кл 2015- 2016\обж.jpg

Название программы

Программа внеурочной деятельности.

Кружок  «Основы безопасности жизнедеятельности», 3 класс

Название учреждения

Год основания

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательное  школа № 8

1975 год

Ф.И.О. руководителя

Адрес, телефон, факс

Купавцева Нина Викторовна

город Нижневартовск,  

проспект Победы 21 б,     тел. (3466)249640, т (3466) 615668

Название программы

Программа внеурочной деятельности.  Кружок  «Основы безопасности жизнедеятельности», 3 класс.

Описание программы

Программа экологического кружка «Основы безопасности жизнедеятельности», 3 класс  представляет собой проект, направленный на реализацию ФГОС второго поколения.

В программе раскрываются основные аспекты внеурочной деятельности по  основам безопасности  с обучающимися начальных классов в условиях общеобразовательного учреждения, намечает перспективы, определяет приоритеты дальнейшего развития, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей.

Общая цель -  создание психолого-педагогических условий для сохранения и укрепления здоровья детей

Целевое направление:

  • внеурочное

Обоснование   программной   формы:

Программа является открытым инструментом управления, параметры которого могут корректироваться в режиме реального времени в зависимости от изменения обстановки. Такая форма может быть вполне эффективной для решения поставленной цели.

Ф.И.О. ответственного за реализацию Программы

Должность

Реквизиты для связи

Лазарева Л.А

Учитель начальных классов


Структура  программы

Раздел программы

Стр.

Паспорт Программы

4

Обоснование программы. Пояснительная записка.

7

Ценностные ориентиры программы.

10

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения программы.

11

Содержание программы.

12

Тематическое планирование.

13

Аппарат контроля.

15

Методическое обеспечение программы.

17

Литература.

18


  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Программа экологического кружка «Основы безопасности жизнедеятельности»,  3 класс

Нормативно-правовые основы разработки программы

Федеральный уровень:

  • Методические рекомендации по составлению рабочих программ

Исх. От01.06.2012 № 4694/12

  • Федеральный закон от 01.12.2007 № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»;
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.04.2008 г. №03-848 «О мерах по обеспечению прав граждан на образование с учетом норм  Федерального закона  от 1 декабря 2007 года №309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  • Приказ Минобрнауки РФ 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»  арегистрирован в Минюст России от 22 декабря 2009 г. N 15785).
  • Письмо Минобразования РФ от 15 октября 2003 г. N 24-51-212/13-28-51-793/16.  «Методические рекомендации по аттестационной и аккредитационной оценке воспитательной деятельности образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы различного уровня и направленности».
  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/[сост.Е.С.Савинов].-М.:Просвещение, 2010.-191 с. - (Стандарты второго поколения).
  • Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников.
  • Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов.- М.: Просвещение, 2010.-223с. - (Стандарты второго поколения)
  • Кондаков А.Н. ФГОС и ключевые эффекты образования как ведущей социальной деятельности общества (презентация, НПК,  Нижний Новгород. Май 2010.).
  • Назарова И.Г. Теоретические основы организации внеурочной (внеучебной) деятельности школьников (презентация, НПК, Ярославль, ИРО, 22.01.09).
  • Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития (презентация, НПК,  Нижний Новгород. Май 2010).

Региональный уровень: 

  • Приказ Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30.06.2010 №481 «О введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;
  •  Информационное письмо Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23.01.2010 №356 «О переходе на федеральный государственный стандарт начального общего образования».

Муниципальный уровень

  • Приказ департамента образования  администрации г. Нижневартовска от 26.07.2010   №260 «О введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в общеобразовательных  учреждениях города Нижневартовска в 2010 году»

Автор-составитель

МО начальных классов

Исполнители Программы

Лазарева Л.А. , учитель начальных классов

Сроки реализации программы

2015-2016 учебные годы

Объемы и источники финансирования

Финансирование Программы осуществляется из городского бюджета, за счет привлеченных целевых средств на введение ФГОС второго поколения.

Цель и задачи программы

Цель программы:

  • формирование социального опыта школьник, осознание им необходимости уметь принять полученные знания в нестандартной ситуации.

Задачи программы

  • развитие у детей чувства ответственности за свое поведение,
  • бережное отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
  • стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии  решений; выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.

Приоритетные направления

Программы

Основным направлением Программы является:

  • Здоровый образ жизни

Ожидаемые результаты

(и продукты деятельности)

Ожидаемые результаты

  • привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
  •  сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
  •  выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • здоровый физически, психически, нравственно ученик;
  • созданные благоприятные условия для формирования здорового образа жизни;
  • правильная организация учебно-воспитательного процесса, включающая чередование всех видов деятельности.

Порядок управления реализацией Программы

Управление реализацией программы осуществляется администрацией школы в процессе управленческих мероприятий и контроля за ходом учебно-воспитательного процесса в школе.

Мониторинг результатов реализации основных направлений программы отслеживается экспертной группой, созданной из представителей  Малого Совета.

Порядок мониторинга хода и результатов реализации Программы

Принятый в образовательном учреждении порядок внутреннего мониторинга хода и результатов реализации Программы:

  • ежемесячно
  • ежеквартально
  • ежегодно
  • подробный отчет по завершению реализации программы

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» и др. разработана программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 1—4 классов образовательных учреждений.
      Одними из основных моментов в практической реализации вышеназванных законов Российской Федерации являются постоянное информирование населения, пропаганда знаний, обеспечение правильных действий населения в опасных для жизни и здоровья условиях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
      В соответствии с вышеизложенным предлагается программа, обеспечивающая непрерывность обучения населения, начиная с младшего школьного возраста, правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях. Реализация программы позволит:
      • привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
      • сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
      • выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.      В настоящее время систематическое получение знаний по основным вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности начинается лишь в основной школе. Это связано с тем, что Базисный учебный план начальной школы не предполагает специализированных учебных дисциплин, выходящих за рамки основных дисциплин начальной школы. Учебный предмет является
интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы специально-гуманитарной направленности, а также элементы безопасности жизнедеятельности». На основании этого документа подготовлена настоящая программа. Таким образом, программа построена на основе базисного компонента «Окружающий мир».
      Для обеспечения преемственности в процессе получения знаний, восстановления непрерывности обучения основным вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности необходимо расширение содержания базового курса «Окружающий мир» по отдельным темам или введение факультативного курса. Это возможно сделать в рамках предлагаемой нами программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1—4 классов. Она позволяет с учетом доминирующих в определенных регионах социальных факторов, уровня материального благополучия в семьях, состояния здоровья учащихся интегрировать в отдельные темы основного образовательного компонента «Окружающий мир» в зависимости от поставленных в данном городе, районе, конкретной школе целей обучения дополнительный материал по основам безопасности жизни, расширяющий содержание базового курса.
      Включение дополнительных знаний расширяет интегративные возможности базового курса, помогает использовать полученные знания в практической деятельности, развивает способности учащихся ориентироваться в окружающей социальной и природной среде. Кроме того, включение дополнительного материала в состав основного курса способствует развитию логических умений сравнивать, определять главное и использовать полученные знания в повседневной жизни. Особое значение имеет необходимость углубления и расширения определенных понятий основного курса, что обусловлено растущим интересом учащихся к умениям действовать в экстремальных ситуациях, развитию самостоятельности при решении социальных и бытовых проблем в сложных жизненных ситуациях. Изучение дополнительного содержания по основам безопасности жизни поможет в формировании и развитии как логических, так и практических умений учащихся. Кроме того, программа предоставляет возможность для более широкой реализации воспитательного аспекта в процессе преподавания данного предмета.
      Таким образом, предлагаемая нами программа явится звеном, не только дополняющим определенные темы основного образовательного компонента «Окружающий мир», но и обеспечивающим получение глубоких, систематических знаний, умений и навыков по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».
      Учитывая изложенное,
основной целью интеграции знаний по основам безопасности жизни в содержание базового курса «Окружающий мир» является формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации.
      Для младшего школьника особенно актуальны следующие способы передачи своего отношения к полученной информации: движение (активное практическое действие, игра как реализация полученных знаний, рисунок) и слово (беседа, рассказ). Эту возможность и предоставляет наша программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности», дополняющая темы основного образовательного компонента «Окружающий мир».
      Предлагаемое дополнение содержания ознакомления с окружающим миром ставит основной предмет «Окружающий мир» в особое положение по вкладу в развитие и воспитание младшего школьника и определяет его инвариантность в учебном плане четырехлетней начальной школы. Последовательность изучения тем дополнительного материала по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» определяется содержанием тем основного курса.
      В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.
      Программой предусмотрены обязательные практические занятия:
      • работа с дидактическим материалом (в игровой форме);
      • изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).
      Программа построена с учетом уровня подготовки и общего развития учащихся начальной школы по классам обучения и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.
      Главными задачами обучения по данной программе являются развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.
      В зависимости от решения администрации образовательного учреждения данная программа может быть интегрирована в курс «Окружающий мир» либо изучаться как самостоятельный курс «Основы безопасности жизнедеятельности».
      Отдельные актуальные вопросы безопасности жизнедеятельности могут изучаться факультативно за счет вариативной части базисного учебного плана. Выбор вопросов для изучения определяется администрацией общеобразовательных учреждений регионов самостоятельно.

МЕСТО ПРОГРАММЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

        Программа рассчитана на  34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю . Содержание программы отвечает требованиям к организации внеурочной деятельности. Тематика занятий отражает реальные интересы учащихся, содержит полезную и любопытную информацию и интересные факты.


  1. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПРОГРАММЫ

Ценностными ориентирами содержания данной программы являются:

  • формирование у учащихся представления об ответственности за собственное здоровье;
  • обеспечение учащихся необходимой достоверной информацией в области формирования, сохранения и укрепления здоровья;
  • создание психолого-педагогических условий для сохранения и укрепления здоровья детей и педагогов.

Ожидаемые результаты:

к концу курса учащиеся должны знать:

- основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни». Режим дня, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья. Как ухаживать за своим телом;
- основные виды травм у детей. Что такое первая медицинская помощь (на примере ожога). Как уберечься от порезов, ожогов, ушибов, обморожений, отравлений, бытовых травм;

- общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации. Что такое авария на производстве, экологическая катастрофа, стихийное бедствие;
- общие правила оказания первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых, кровотечениях, обморожениях, отравлениях;

- источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома

опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми, животными;
- наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дороги. Правила перехода дороги при высадке из транспортного средства; дорожные знаки и разметку,

- правила безопасного поведения на улицах и дорогах, в транспорте, лифте, в квартире, общественном месте. Где можно и где нельзя играть;
- правила безопасного поведения при возникновении чрезвычайной ситуации;
- влияние на здоровье человека температуры окружающего воздуха и погодных условий (ветер, дождь, снег). Что значит одеться по сезону, правила поведения;
- чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения воздуха;
- правила безопасного поведения в парках, скверах, в лесу, у водоема, во дворе, понятие об ориентировке на местности;
- опасные животные и насекомые. Правила безопасного поведения, меры защиты и оказание первой доврачебной помощи;

- вредные привычки. Влияние на здоровье курения, алкоголя и наркотических средств.

к концу курса учащиеся должны уметь:

- составить распорядок дня. Ухаживать за полостью рта, руками, ногами;      

- оказать медицинскую помощь при порезах, ожогах, отравлениях, обморожениях, укусах насекомых, первую медицинскую помощь при небольших кровотечениях;

- правила поведения при теракте, обнаружении подозрительного предмета;

- безопасно общаться с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону;

- выбрать наиболее безопасный путь в школу и домой. Правильно переходить дорогу, перекресток. Различать сигналы светофора и регулировщика, дорожную разметку;
- правильно переходить дорогу при высадке из транспортного средства. Принять безопасную позу при аварийной ситуации в транспорте;

- самостоятельно одеться по сезону;
- самостоятельно ориентироваться и правильно вести себя в парках, скверах, в лесу;
- правильно вести себя при встрече с животными и насекомыми (пчелами, осами). Оказать первую медицинскую помощь при укусах насекомых.


  1. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Универсальные учебные действия:

Личностными результатами изучения программы являются:

  • Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств, важных для деятельности человека.
  • Сохранение, укрепление и дальнейшее формирование главной ценности школьника – здоровье.
  • Формирование установки на жизненный приоритет здоровья и выработка лично мотивированного отношения школьников к проблеме здорового образа жизни.
  • Формирование потребности заботиться о своем физическом и психическом здоровье.
  • Формирование осознанного здорового поведения, способствующего успешной социальной адаптации и противостоянию вредных привычек.
  • Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
  • Обучение учеников практическим умениям и навыкам, необходимым для обеспечения, поддержания и укрепления здоровья.
  • Обучение учеников практическим умениям и навыкам, необходимым для обеспечения, поддержания и укрепления здоровья.

Метапредметные результаты:

  • Применять изученные способы работы с дополнительной  литературой.
  • Анализировать учебный материал. Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу. Участвовать в решении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднения в пробных учебных действий.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность (обнаруживать и исправлять ошибки).
  • Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в литературе для ответа на заданные вопросы.
  • Моделировать ситуацию, описанную в литературе.
  • Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
  • Обосновывать выполняемые и выполненные действия.
  • Участвовать в учебном диалоге.
  • Оценивать процесс поиска решения задачи.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание программы кружка  “ Основы безопасности жизнедеятельности ” 3 класс.

  Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни,

     правила поведения учащихся.

Безопасность в доме. Как могут стать опасными домашние вещи.

Опасные ситуации, которые могут возникнуть при общении с незнакомыми посторонними людьми. Правила поведения.

Безопасность на воде летом. Основные спасательные средства. Осенний ледостав. Меры личной безопасности. Безопасность в зимнее время года. Катание на льду. Катание на водоемах. Безопасность во время оттепели. Весна. Опасность игр на водоемах. Отдых на природе. Предупреждение несчастных случаев.

     Пожарная безопасность.

Детские шалости с огнем и их последствия. Последствия пожаров.

Огонь в доме. Как говорить по телефону, вызывая пожарную службу.

Основные правила поведения при пожаре. Предупреждение отравления угарным газом.

Основные причины пожаров. Условия возникновения пожаров. Предотвращение пожаров.

Действия при возникновении пожара дома, в транспорте, в школе. Эвакуационные мероприятия при проведении массовых мероприятий. Средства пожаротушения.

Мы учимся соблюдать правила пожарной безопасности. Эвакуационные мероприятия при возникновении и угрозе возникновения пожара. Отработка действий учащихся по предупредительному сигналу «Внимание всем!».

     Правила дорожного движения.

Сложность движения по улицам большого города. Соблюдение Правил дорожного движения – залог безопасности пешеходов. Повторение правил безопасного поведения на улицах и дорогах. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми в городе (по материалам ГАИ). Характеристики проспектов, улиц, на которых живут учащиеся.

Дисциплина на дороге. Обязанности пешеходов при движении по тротуару. Опасности, подстерегающие пешехода на тротуаре. Как правильно ходить по дороге с друзьями, братом, сестрой, пожилыми людьми.

Скорость движения и торможение автомобиля. Остановочный и тормозной путь. Особенности движения пешеходов и водителей в различное время суток.

Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. Опасные ситуации при переходе дороги. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам ГАИ). Анализ причин их возникновения.

Опасность при катании за движущимся автотранспортом. Травматизм, последствия.

Места для игр и езды на самокатных средствах в городе и за городом. Опасность игр вблизи железнодорожных путей. Где можно играть в микрорайоне школы и дома.

     Защита человека в чрезвычайных ситуациях.

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени.

Подготовка обучающихся к действиям в ЧС мирного и военного времени.

Действия при ЧС. Эвакуация.

Терроризм. Вас захватили в заложники. Правила поведения.

     Основы здорового образа жизни.

Спорт – залог здоровья.

Хронические инфекционные заболевания, их причины, связь с образом жизни.

Правильное питание. Витамины, минералы и их значение. Вредные привычки.

    Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. Первая медицинская помощь. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. Виды травм у детей. Оказание медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых. Практическое занятие по отработке навыков оказания первой медицинской помощи. Первая медицинская помощь при отравлениях газами.


6.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 класс.         ОБЖ

Тема

Кол-во часов

Дата

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни,

правила поведения учащихся.

Безопасность в доме. Как могут стать опасными домашние вещи.

1

1.09

Опасные ситуации, которые могут возникнуть при общении с незнакомыми посторонними людьми. Правила поведения.

1

8.09

Безопасность на воде летом. Основные спасательные средства.

1

15.09

Осенний ледостав. Меры личной безопасности.

1

22.09

Безопасность в зимнее время года. Катание на льду. Катание на водоемах.

1

29.09

Безопасность во время оттепели.

1

6.10

Весна. Опасность игр на водоемах.

1

13.10

Отдых на природе. Предупреждение несчастных случаев.

1

20.10

Пожарная безопасность.

Детские шалости с огнем и их последствия. Последствия пожаров.

1

27.10

Огонь в доме. Как говорить по телефону, вызывая пожарную службу.

1

10.11

Основные правила поведения при пожаре. Предупреждение отравления угарным газом.

17.11

Основные причины пожаров. Условия возникновения пожаров. Предотвращение пожаров.

1

24.11

Действия при возникновении пожара дома, в транспорте, в школе. Эвакуационные мероприятия при проведении массовых мероприятий.

1

1.12

Средства пожаротушения.

1

8.12

Мы учимся соблюдать правила пожарной безопасности. Эвакуационные мероприятия при возникновении и угрозе возникновения пожара.

1

15.12

Отработка действий учащихся по предупредительному сигналу «Внимание всем!».

1

22.12

Правила дорожного движения

Сложность движения по улицам большого города. Соблюдение Правил дорожного движения – залог безопасности пешеходов. Повторение правил безопасного поведения на улицах и дорогах. Характеристики проспектов, улиц, на которых живут учащиеся.

1

12.01

Дисциплина на дороге. Обязанности пешеходов при движении по тротуару. Опасности, подстерегающие пешехода на тротуаре. Как правильно ходить по дороге с друзьями, братом, сестрой, пожилыми людьми.

1

19.01

Скорость движения и торможение автомобиля. Остановочный и тормозной путь. Особенности движения пешеходов и водителей в различное время суток.

1

26.01

Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. Опасные ситуации при переходе дороги. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам ГАИ). Анализ причин их возникновения.

1

2.02

Опасность при катании за движущимся автотранспортом. Травматизм, последствия.

1

9.02

Места для игр и езды на самокатных средствах в городе и за городом. Опасность игр вблизи железнодорожных путей. Где можно играть в микрорайоне школы и дома.

1

16.02

24.02

Защита человека в чрезвычайных ситуациях.

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени.

1

23.02

2.03

Подготовка обучающихся к действиям в ЧС мирного и военного времени.

1

2.03

7.03

Действия при ЧС. Эвакуация.

1

9.03

10.03

Терроризм. Вас захватили в заложники. Правила поведения.

16.03

Основы здорового образа жизни.

Спорт – залог здоровья.

1

30.03

Хронические инфекционн21ые заболевания, их причины, связь с образом жизни.

1

6.04

Правильное питание. Витамины, минералы и их значение.

1

13.04

Вредные привычки.

20.04

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

Первая медицинская помощь. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. Виды травм у детей. Оказание медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых. Практическое занятие.

1

27.04

Практическое занятие по отработке навыков оказания первой медицинской помощи.

1

4.05

Первая медицинская помощь при отравлениях газами

1

11.05

Итоговое занятие.

1

18.05



7. АППАРАТ  КОНТРОЛЯ

Контроль и оценивание внеурочной деятельности учащихся основывается на критериях уровня и качества выполняемых заданий: по содержанию представленных результатов, на основе наблюдений учителя за личностным ростом учащегося в ходе работы.  

В программу заложено использование различных форм контроля достижений учащихся: анкетирование, беседа, оценка работы в группах, контроль выполнения творческой работы и ее презентации.

Формы контроля и система оценивания.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Основы безопасности жизнедеятельности», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.

Социально одобряемая модель поведение может быть выработана только в результате вовлечения обучающихся в здоровьесберегающие практики. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов  каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

Критерии оценки знаний

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу,  умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.

   

   С помощью « Листа контроля» в конце каждого занятия дети осуществляют самооценку.

Лист контроля

Критерии  оценки         число

1.10

2.10

3.10

4.10

Самооценка

Оценка работы группы

Впечатление от занятия

Цветовое решение оценивания:

Красный

Желтый

Синий

Любопытно

Интересно

Полезно

1. Самооценка

2. Оценка работы группы

Серый

Зеленый

Желтый

Не очень активна

Достаточно активна

Согласованная  

3. Впечатление от занятия  

Очень доволен

Остался равнодушен

Огорчен  

Система оценивания

Занятия безотметочные, по системе «зачет – незачет»


8.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Ведущие методы: частично-поисковый, проблемно-поисковый,  исследовательский, беседа, метод проектов, социально-перцептивные, ситуационные, импровизационные, моделирующие; упражнения, предполагающие обратную связь.

Приемы: создание ситуации успеха, сотрудничество учителя и ученика, ученика и ученика, привлечение обучающихся к оценочной  деятельности, занимательность обучения, создание проблемных ситуаций, применение мер поощрения, наглядность;

Технологии: технология интерактивного обучения Л.И. Уманского, технология встречных усилий Г.А. Цукерман (технология развития творческой деятельности), система оценивания по методике профессора П.И.Третьякова; технология КТД  Н.Е.Щурковой;

Организационные формы обучения: классная,   индивидуально-групповая, групповая, коллективная.

Литература         

Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение: Рилионт, 2003.
      
Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие  / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2005.
      
Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь  В 2 ч. Ч. 1. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — М.: Просвещение, 2005..
      Комплект плакатов «Безопасность дорожного движения»: (Иллюстративный материал) / под ред. А. Т. Смирнова. — 24 листовки, 24 плаката (комплект для школьников, комплект для учителя). — М.: Просвещение: Рилионт, 2003.
      
Топоров И. К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразоват. учреждениях: кн. для учителя / И. К. Топоров. — М.: Просвещение, 2000.
      Федеральные законы Российской Федерации «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собр. законодательства Российской Федерации: официальное издание. — М., 1998—2002.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс

Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Безопасность дорожного движения" 3 класс

Программа по внеурочной деятельности акцентирует внимание на знание ПДД, поведение учащихся в различных ситуациях с опорой на знания и жизненный опыт....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Умелые ручки»1 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельностидля начальных классов«Умелые ручки»1 б класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Безопасное детство» социального направления Начальное общее образование 2, 3-4 класс

     Современные дети растут в мире высоких технологий развивающиеся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Безопасное детство"

    Образовательная программа внеурочной деятельности «Безопасное детство» социального направления для детей младшего школьного возраста разработана на основе положений ко...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Безопасное детство" 1,4 кл

Рабочая программа внеурочной деятельности "Безопасное детство"1,4 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Безопасное детство"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов...