Обучение младших школьников Правилам дорожного движения средствами проектной деятельности
статья по обж (4 класс) на тему

Михайлова Наталья Вадимовна

Рост количества транспортных средств на улицах городов и посёлков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Никого  не оставляют равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими становятся дети.

Как же сделать так, чтобы улицы и дороги стали для наших детей безопасными? Конечно же, познакомить их с Правилами дорожного движения, а так же научить применять полученные знания в реальных ситуациях.

Нами был разработан и реализован проект «Город безопасных дорог», в ходе которого младшие школьники учились не только обнаруживать опасные для пешехода дорожные ситуации города Новокузнецка, но и находить безопасные пути решения, пользуясь ранее полученными знаниями. Цель проекта:  формирования у учащихся устойчивых знаний и навыков безопасного поведения на улицах города Новокузнецка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx31.06 КБ

Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н.В. Михайлова, А.П. Носова

МКОУ «Детский дом-школа №95», г. Новокузнецк

«Самое дорогое у человека – это жизнь»

 Н. А. Островский

Рост количества транспортных средств на улицах городов и посёлков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Никого  не оставляют равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими становятся дети.

В нашей стране ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. В России число пострадавших детей в расчете на 100 тыс. человек населения в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии, и в 3 раза больше, чем в Италии. Количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей в возрасте до 14 лет на 10 тыс. единиц транспорта в 10 раз больше, чем в Англии, в 30 раз больше, чем в Италии.

Условием для снижения детского травматизма является активно взаимодействующая работа органов ГИБДД, образования, общественности по воспитанию у детей умения правильно ориентироваться в окружающей обстановке.

Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий

с участием детей

  1. Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом: часто дети перед переходом проезжей части не останавливаются, внимательно не осматривают ее с обеих сторон.
  2. Выход на проезжую часть из-за автобуса или другого препятствия: часто дети, выходя из пассажирского транспортного средства, пренебрегают пешеходным переходом, не осматривают проезжую часть, прежде чем выйти из-за кустарника или сугроба.
  3. Игра на проезжей части: дети во время игры часто не замечают, как оказываются на проезжей части, чем подвергают себя опасности.
  4. Ходьба по проезжей части: даже при наличии рядом тротуара большая часть детей передвигается по проезжей части, нарушая ПДД.

Немаловажную роль в поведении детей на улицах города оказывают их возрастные особенности:

1. Младший школьник хуже распознает источник звуков, чем взрослый человек. Он не может правильно определить, с какой стороны движется транспортное средство, если его не видит.

2. Поле зрения младшего школьника гораздо уже, чем у взрослого человека. Он видит только то, что находится напротив, транспортные средства, находящиеся слева и справа остаются незамеченными.

3. Реакция у младшего школьника значительно медленнее, чем у взрослого человека, что не позволяет быстро принять правильное решение при возникшей опасной ситуации.

Как же сделать так, чтобы улицы и дороги стали для наших детей безопасными? Конечно же, познакомить их с Правилами дорожного движения, а так же научить применять полученные знания в реальных ситуациях.

Главная цель образовательной работы по обучению младших школьников основам безопасности дорожного движения – формирование необходимых умений и навыков для безопасного поведения на улице.

Задачи образовательной деятельности:

1. Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

2. Уточнение знаний детей об элементах дороги, о движении транспорта, о работе светофора.

3. Знакомство с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.

5. Знакомство с дорожными знаками «Дети», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи», «Велосипедная дорожка», « Дорожные работы», «Место стоянки», « Подземный переход».

В своей работе по обучению младших школьников Правилам дорожного движения используем различные формы и методы: театрализованные представления, конкурсы рисунков и памяток, дидактические игры, викторины, беседы и др.

Так, например, в первые школьные дни учебного года внимание было уделено первоклассникам. Для них обучающиеся 4-ых классов подготовили и провели «Праздник посвящения первоклассников в пешеходы». Первоклассникам предстояло показать свои знания по ПДД и доказать, что они являются дисциплинированными пешеходами. Для обучающихся были разработаны игры и загадки о дорожных знаках, стихи о безопасном поведении на улицах города, даны советы и напутствия. Юные пешеходы показали отличные знания Правил дорожного движения.

На празднике «Помни правила ГАИ – это правила твои» младшие школьники в игровой форме вспомнили виды светофоров, дорожные знаки, виды пешеходных переходов и основные правила дорожного движения для пешеходов.

В ходе проведении конкурса рисунков «Пешеходам путь свободный – по дорожке пешеходной» обучающиеся отображали в своих работах места безопасного передвижения пешеходов по улицам города.

Однако значительная роль отводится таким формам и методам обучения, которые позволяют обучающимся овладеть не только теоретическими знаниями Правил дорожного движения, но и практическими навыками безопасного поведения на улицах города Новокузнецка.

В связи с этим, нами был разработан и реализован проект «Город безопасных дорог», в ходе которого младшие школьники учились не только обнаруживать опасные для пешехода дорожные ситуации города Новокузнецка, но и находить безопасные пути решения, пользуясь ранее полученными знаниями. Цель проекта:  формирования у учащихся устойчивых знаний и навыков безопасного поведения на улицах города Новокузнецка.

Задачи проекта:

1. Расширять представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.

2. Развивать способность практически применять полученные знания в дорожно-транспортной среде.

3. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение Правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.

При подготовке к проекту был  проведен классный час по теме «Дорожные приключения». На уроке обучающиеся помогали герою Володе безопасно преодолевать путь от школы до дома.  В ходе урока были представлены фотографии с реальными дорожными ситуациями города Новокузнецка: переход через железнодорожные пути, ожидание трамвая, переход проезжей части по регулируемому и не регулируемому пешеходному переходу и т.д. Каждая дорожная ситуация была обсуждена младшими школьниками, после чего детям предлагалось найти наиболее безопасный путь для пешехода. В конце занятия детям было предложено создать коллекцию фотографий с дорожными ситуациями города Новокузнецка. Договорились соблюдать главное правило – в коллекцию принимаются только те фотографии, хозяева которых смогут убедить, что на фотографии есть опасная дорожная ситуация и смогут предложить наиболее безопасный путь ее разрешения.

Уже на следующий день обучающиеся принесли множество фотографий. Однако были отобраны не все, так как некоторые ученики не смогли провести «защиту» своих фотографий. Среди учеников нашелся «счетчик», который подсчитывал, кто и какой вклад внес в общую коллекцию. Так, охота за дорожными ситуациями превратилась в увлекательную игру.

Фотографий становилось все больше и больше, возникла необходимость систематизировать их по различным признакам. Решили сгруппировать по темам: «Пешеходные переходы», «Ожидание общественного транспорта», «Дорожные ловушки», «Дорожные знаки» и др.

В итоге наш проект стал не только групповым, так как в нем приняли участие все ученики класса, но и открытым, то есть длительным. Поставленная в начале проекта цель была достигнута: ученики, собрав около сотни фотографий, стали предвидеть дорожные ситуации, стали более внимательными на улицах города, выбирая наиболее безопасную модель поведения для пешехода.

Список литературы

1. Поторочинина, Е.А Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 1 – 4 класс/ Е.А.Поторочинина. – Москва: Изд-во ВАКО, 2008. – 128 с.

2. Цвилюк, Г.Е. Азы безопасности. Книга для детей и родителей/  Г.Е. Цвилюк. - Москва: Изд-во Просвещение, 2004. – 205 с.

3. Якупов, А.М. Безопасность на улицах и дорогах. Методическое пособие для учителя/  А.М. Якупов. - Москва: Изд-во АСТ – ЛТД, 2007. – 225 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание педагогического опыта по теме: "Осуществление системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников посредством включения их в проектную деятельность"

Формирование проектно - исследовательских умений учащихся сегодня рассматривается как органичная составная часть современных педагогических технологий, направленных на развитие личностных компетенций ...

Программа курса «ЛИДЕР» (Обучение младших школьников правилам общения)

Создание системы духовно-нравственного воспитания младших школьников для формирования и развития коммуникативных способностей и умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизнен...

Обобщение опыта по теме "Развитие познавательных активностей младших школьников через вовлечение их в проектную деятельность"

Работаю учителем начальных классов в МБОУ  СОШ №1 г. Юрьев-Польского   25 лет.  С 2010 года начала обучать учащихся по учебно-методическому комплексу «Планета знаний».  П...

Статья «Осуществление системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников посредством включения их в проектную деятельность» (Система Л.В.Занкова)

В соответствии с ФГОС второго поколения основным направлением при новом подходе становится оценка результатов деятельности по реализации и освоению основных общеобразовательных программ. Новые стандар...

Комплексный подход к обучению младших школьников правилам дорожного движения в группе продленного дня

Использование различных форм подачи материала младшим школьникам для формирования у детей способности безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте...

Осуществление системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников посредством включения их в проектную деятельность

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированног...