Программа курса «ЛИДЕР» (Обучение младших школьников правилам общения)
рабочая программа (1 класс) на тему

Создание системы духовно-нравственного воспитания младших школьников для формирования и развития коммуникативных способностей и умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с общепринятыми нормами поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kursa_lider_2.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

»

Программа курса

«ЛИДЕР»

(Обучение младших школьников правилам общения)

Автор: Максимова
Леся Анатольевна
учитель начальных классов

Программа курса

«ЛИДЕР»

(Обучение младших школьников правилам общения)

ПАСПОРТ программы

Наименование программы

курс «Лидер» (Обучение младших школьников правилам общения)

Основные разработчики программы

Максимова Л.А - классный руководитель кадетского класса

Матвиец Г.Ф - классный руководитель кадетского класса

Грибкова Е.Г - классный руководитель кадетского класса

Цель программы

Создание системы духовно-нравственного воспитания младших школьников для формирования и развития коммуникативных способностей и умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с общепринятыми нормами поведения.

Задачи программы

  1. Формирование адаптивного типа взаимодействия со сверстниками и взрослыми (Воспитание эстетической культуры, то есть образа жизни, выработанного опытом всех предшествующих поколений. Это, прежде всего, простые формы нравственности, предполагающие дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям, сострадание и помощь слабому.)
  2. Формирование уважительного и тактичного отношения к личности другого человека (Приобщение учащихся к нравственным нормам взаимоотношений в коллективе, включение детей в осознание гуманистических принципов отношений друг к другу.)
  3. Формирование устойчивой положительной самооценки младших школьников.

Структура программы

Этический урок как специализированный учебный предмет, построенный по методике с сюжетно-игровой основой;

Повседневная педагогически инструментированная методика «этического заряда», действующая в системе свободного общения детей на перемене и в послеурочное время. (Методика предполагает сочетание этической установки на доброжелательность и уважение в отношениях с другими с формами предупреждения конфликтных ситуаций и достойного выхода из них)
Общеколлективная внеклассная деятельность с этической направленностью, (специально ориентированная на включение всех учащихся в этический диалог, общение, взаимодействие).

Направление программы

Речевой этикет (Развитие коммуникабельных способностей младшего школьника. Формирование умения свободно общаться в типовых ситуациях повседневности)

Эстетическая грамматика (Содействие нравственному становлению учащихся. Расширение социокультурного пространства)

Этика отношений к окружающим (Включение учащихся в осмысление принципов отношений с окружающим, основанных на доброжелательности и уважении другого человека)

Этика отношений в коллективе (Включение младших школьников в осознание гуманистических принципов отношений друг к другу. Формирование опыта нравственных взаимоотношений детей в коллективе.)

Принципы программы

  • системность
  • последовательность
  • ролевой принцип (осознание своих ролевых позиций)
  • игровой принцип (соответствие возрастным особенностям младших школьников)

Ожидаемые результаты

Выпускник начальной школы:

  • знающий и принимающий общие правила культурного поведения с учетом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь).
  • готовый к общению с взрослыми и сверстниками.

1. Цели и задачи программы:

Цель программы: Создание системы духовно-нравственного воспитания младших школьников для формирования и развития коммуникативных способностей и умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения.

Задачи программы: 

  1. Формирование адаптивного типа взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
  2. Формирование уважительного и тактичного отношения к личности другого человека.
  3. Формирование устойчивой положительной самооценки младших школьников.

Для достижения поставленных целей и задач предполагается работа по следующим направлениям:

Речевой этикет (Развитие коммуникабельных способностей младшего школьника. Формирование умения свободно общаться в типовых ситуациях повседневности)

Эстетическая грамматика (Содействие нравственному становлению учащихся. Расширение социокультурного пространства)

Этика отношений к окружающим (Включение учащихся в осмысление принципов отношений с окружающим, основанных на доброжелательности и уважении другого человека)

Этика отношений в коллективе (Включение младших школьников в осознание гуманистических принципов отношений друг к другу. Формирование опыта нравственных взаимоотношений детей в коллективе.)

2. Обоснование социальной значимости.

В современный период нового социально-исторического поворота в жизнедеятельности людей, когда общество поглощено проблемами рыночных отношений разрушаются социальные связи и нравственные устои. Это ведёт к регрессу гуманности, нетерпимости и ожесточению людей, дезинтеграции внутреннего мира личности, вакууму духовности.
Именно поэтому школа, решая сегодня социальные задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке и помочь каждому воспитаннику определить ценностные основания собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества.
Человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с различными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. При этом важно понимать, что эти нормы поведения– не что-то искусственно выдуманное для усложнения жизни, а, наоборот, благодаря им общение становится более человечным, потому что они основаны на уважительном и тактичном отношении к человеку.

Это осуществимо средствами специально организованного этического воспитания школьников, органически вплетённого в учебно-воспитательный процесс и составляющего его неотъемлемую часть.

3.Формы, методы и приемы организации работы:

  • диалоги (мотивационные, рефлексивные);
  • элементы дискуссий;
  • практикумы;
  • проблемные ситуации;
  • деловые, ролевые, творческие игры;
  • конкурсы, викторины, тесты,
  • беседы;
  • коллективно- творческие дела

Продолжительность занятия 40 минут (1 академический час):

Содержание программы

Правила речевого поведения при знакомстве, прощании, поведении за столом, прощании перед сном, утреннем приветствии, вежливой просьбе.

Правила поведения в общественном транспорте, в театре, кино, цирке, в поликлинике, в детской библиотеке, в кафе, в парикмахерской. Отношение к природе, правила поведения на пикнике, в походе, в парке и лесу. Человек – часть природы.

Речевые формулы сопереживания, сочувствия, сострадания и ситуации их употребления (человеку больно, он одинок, ему плохо). Слова одобрения, поддержки, утешения, адресованные взрослому и ребенку. Как помочь словом и делом. Невербальные сигналы, сопутствующие перечисленным ситуациям.

Обращение к знакомому и незнакомому взрослому. Умение говорить и слушать других, монолог, диалог, дискуссия, беседа, публичное выступление. Вежливая просьба, вежливый отказ. Правила разговора по телефону. Этикетные выражения в ситуации поздравления, преподнесения подарков, написания писем, приглашения на торжества и приемы.

Этикетные требования к внешнему виду, соответствие одежды и ситуации, мода, гигиена одежды. Что нам говорят личные вещи о человеке. Соответствие внешнего облика и индивидуальных черт характера человека. О женственности и мужественности. Хорошие и плохие привычки. Как сформировать хорошие привычки и избавиться от ненужных привычек.

Традиции и этикет разных народов. Этикетные выражения в путешествии по стране и за границей

Тематическое планирование

1-2 класс

Тема

ч

Содержание занятия

Практическая часть

примечание

1

Кто такой лидер?

Портрет лидера.

Составление портрета лидера.

Анкетирование с целью выявления сторон личности.

Просмотр детских мультфильмов с целью выявления положительных и отрицательных сторон личности

2

Что такое этикет.

Знакомство с понятием «этикет»

Ролевая игра; включение младших школьников в работу по усвоению простых правил этикета

3

Этикетные выражения при знакомстве со сверстниками и взрослыми

Учебные ситуации в употреблении слов вежливости в общении

Чтение и обсуждение рассказ Пантелеева «Волшебное слово»

4

Учусь находить новых друзей и интересные занятия

Подвести к выводу, что рядом с каждым человеком всегда есть интересные люди, у которых многому можно научиться

Слайд-презентация «Доска почета кадетов нашей школы»

5

Что такое вежливость, кого мы называем вежливым человеком

Ролевая игра «Школа вежливости»

Чтение и обсуждение мексиканской сказки «Вежливый кролик»

6

Учусь понимать людей

Подвести к выводу, чтобы люди лучше понимали друг друга, общение должно быть искренним и правдивым

Творческое задание «Если нет единства»

7

Поведение в общественном месте.

Выработка правил поведения в общественном месте

8

Об уступчивости. Умение встать на место другого.

Что такое уступчивость.

Ответ на вопрос: всегда ли нужно уступить?

Игра «Теплое сердечко»

Чтение и обсуждение сказки А. Лопатиной «Добрая собака»

9

Как писать поздравления

Оформление поздравительных открыток

10

Диалог по телефону

Ролевая игра

11

Учимся писать письмо

Приветствие, обращение, сообщение, подпись

Практическая работа.

12

Слушаем звуки речи и звуки природы.

Слайд презентации. Чтение и обсуждение рассказа М.М.Пришвина «Медведь-музыкант»

3 -4 класс

Тема

ч

Содержание занятия

Практическая часть

Литература

1

Портрет лидера

1

Составление портрета лидера, самодиагностика.

Ответ на вопрос: может ли класс быть лидером?

Словарь: целеустремленность, отзывчивость, общительность, организованность, чуткость, самостоятельность, дисциплинированность, инициативность, упорство, активность, настойчивость, наблюдательность, компетентность

Е. М Стеканова «Школа лидерства»

2

Повторение. Этикет вежливого общения

Основные понятия: «общение», «уважение», «вежливость», «тактичность».

Учебные ситуации в употреблении слов вежливости в общении

Н. А. Смирнов «Этика и этикет младших школьников»

 (стр 54; урок 15)

3

Азбука общения

Формирование и отработка навыка эффективного взаимодействия (установление контакта, его поддержание, активное слушание, изложение собственного мнения)

Знакомство с невербальными формами общения.

Е. М Стеканова «Школа лидерства»

4

Понятия «доброжелательность и доброта».

Доброжелательное отношение к одноклассникам.

Чтение и обсуждение сказки А. Неёловой «Даром ни одно доброе дело не пропадает».

Обсуждение отрывка из книги М. Твена «Приключение Тома Сойера».

Творческое задание «Доброе дело», рисунок «Дерево доброты»

Ролевая игра « Как помириться после ссоры».

Правила к понятиям «доброжелательность и доброта»

 Рабочая тетрадь «Учусь общаться» (стр 24)

Н. А. Смирнов «Этика и этикет младших школьников»

(стр. 60; урок 16)

А. Лопатина М. Скребцова «Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах» (стр. 53-54)

5

Этикет общения на празднике в школе

Обобщение имеющихся у учащихся знания правил делового этикета в школе на празднике (в актовом зале)

Составление памятки «Правила общения на школьном празднике».

Решение ситуативных задач

Н. А. Смирнов «Этика и этикет младших школьников»

(стр. 44; урок 12)

6

Одобрение достоинств и осуждение недостатков ровесников.

Представление о словесных видах общения- одобрении и осуждении; анализ и оценка поступков и действий ровесников в разных ситуациях.

Обсуждение рассказа «На уроке труда» (стр 69);

Рассмотрение практических ситуаций «Осуждаю- одобряю»

Учебная игра «Оценка достоинств друг друга»

Учебная игра на сюжет басни И. А. Крылова «Ворона и лисица»

Н. А. Смирнов «Этика и этикет младших школьников»

 (стр67-69; урок 19)

7

Конструктивное общение с одноклассниками в форме беседы.

Формировать у учащихся умение вести беседу на серьёзную тему и шутить во время беседы ( умение быть веселым и интересным собеседником);

Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним, проявление тактичности и доброжелательности в общении.

Учебная игра (беседа) «Да и нет – не говорите»

Учебные задачи «Сумей сказать «нет» и отстоять свое мнение.»

Обсуждение отрывка из книги Дж. Ролинг «Приключение Гарри Поттера»

Рабочая тетрадь «Учусь общаться» (стр 37-39), занятие №8)

Н. А. Смирнов «Этика и этикет младших школьников»

(стр. 62-67-; урок 77)

8

Правила поведения в общественных местах

Этикет в театре, кинозале, выставке, музее.

Составление памятки о том, как вести себя в общественных местах.

Практикум по этикету в вопросах и ответах по теме.

О. Павлова «Как вести себя в школе и дома» (стр 80-83)

9

«Какой у тебя характер?»

Формировать уважение к себе, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.

Составление анкеты «Черты своего характера»

Памятка «Как воспитать характер»

Сочинение- рассуждение «Мой характер»

Рабочая тетрадь «Учусь общаться»

Стр. 32-33

Рабочая тетрадь «Учусь общаться»

Стр. 29-30

10

Правила поведения за столом.

Учить соблюдать этикет за столом.

Составление правил поведений за столом.

Проблемные ситуации поведения за столом.

Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина « 30 уроков здоровья».

10

«Что такое гостеприимство?»

Формировать у ребенка

навыки устного и письменного приглашения гостей и общения с ними, умение вести себя в гостях.

Составление приглашения.

Составление правил гостеприимства

Практикум: « Собирайтесь-ка гости мои на мое угощение».

М Зощенко « Бабушкин подарок»

А. Лопатина М. Скребцова «Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах» (стр67-68)

11

Как организовать и провести встречу

Познакомить со способами организации и проведения встреч

Разработать план организации встречи со старожилом города

12

Итоговое занятие

 Обобщить и повторить правила и нормы поведения.

Тестирование.

Творческое задание

«Находим хорошее».

А. Лопатина М. Скребцова «Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах» (стр210)урок 43

Итого- 17часов


Литература

  1. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2002. – 192с.
  2. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997. – 171с.
  3. Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Хрестоматия–Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997. – 198с.
  4. Григорьева Т.Г.Основы конструктивного общения. Практикум.– Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997. – 116с.
  5. Крискунова И. Создай свой имидж./ Оформление С. Шикина – СПб.: Лань, 1997. – 176с.
  6. Насонкина С.А. Уроки этикета/ Худ. И.Н. Ржевцева. – СПб.: Изд-во “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2003. – 40с.: Ил.
  7. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2000. – 160с. (В помощь психологу.)
  8. Соловьев Э.Я. Этикет делового человека: Организация встреч, приемов, презентаций. – Мн., ПКИП “Асар”, 1994. – 96с.
  9. Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Книголюб, 2004. – 64с. (Развивающие сказки для детей.)
  10. Этикет. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1999. – 272с., с илл. – (Энциклопедии).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение младших школьников способам общения

Статья о способах общения учащихся, с описанием различных игр , которые позволят научить детей общаться друг с другом....

Комплексный подход к обучению младших школьников правилам дорожного движения в группе продленного дня

Использование различных форм подачи материала младшим школьникам для формирования у детей способности безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте...

Обучение младших школьников Правилам дорожного движения средствами проектной деятельности

Рост количества транспортных средств на улицах городов и посёлков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков являются одной из причин дорожно-транспортных происшеств...

Обучение младших школьников способам общения

Младший школьный возраст – это исключительное время для развития невербального общения ребенка. То, что упущено в это время, восполняется в дальнейшем с огромным трудом, а то и не восп...

Статья: "Обучение младших школьников способам общения"

То, что приобретается в индивидуальном обучении и общении, не может непосредственно передаваться потомкам по наследству. Из этого следует, что общение является специфической формой взаимодействия чело...

Обобщение опыта «Игровые технологии в обучении младших школьников с тяжелыми нарушениями речи правилам дорожного движения"

В статье приведены игровые технологии, которые можно применять  при изучении  правил дорожного движения....