Программа курса «ЛИДЕР» (Обучение младших школьников правилам общения)
рабочая программа (1 класс) на тему
Создание системы духовно-нравственного воспитания младших школьников для формирования и развития коммуникативных способностей и умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с общепринятыми нормами поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_lider_2.doc | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
» |
Программа курса «ЛИДЕР» (Обучение младших школьников правилам общения) |
Автор: Максимова |
Программа курса
«ЛИДЕР»
(Обучение младших школьников правилам общения)
ПАСПОРТ программы
Наименование программы | курс «Лидер» (Обучение младших школьников правилам общения) |
Основные разработчики программы | Максимова Л.А - классный руководитель кадетского класса Матвиец Г.Ф - классный руководитель кадетского класса Грибкова Е.Г - классный руководитель кадетского класса |
Цель программы | Создание системы духовно-нравственного воспитания младших школьников для формирования и развития коммуникативных способностей и умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с общепринятыми нормами поведения. |
Задачи программы |
|
Структура программы | Этический урок как специализированный учебный предмет, построенный по методике с сюжетно-игровой основой; Повседневная педагогически инструментированная методика «этического заряда», действующая в системе свободного общения детей на перемене и в послеурочное время. (Методика предполагает сочетание этической установки на доброжелательность и уважение в отношениях с другими с формами предупреждения конфликтных ситуаций и достойного выхода из них) |
Направление программы | Речевой этикет (Развитие коммуникабельных способностей младшего школьника. Формирование умения свободно общаться в типовых ситуациях повседневности) Эстетическая грамматика (Содействие нравственному становлению учащихся. Расширение социокультурного пространства) Этика отношений к окружающим (Включение учащихся в осмысление принципов отношений с окружающим, основанных на доброжелательности и уважении другого человека) Этика отношений в коллективе (Включение младших школьников в осознание гуманистических принципов отношений друг к другу. Формирование опыта нравственных взаимоотношений детей в коллективе.) |
Принципы программы |
|
Ожидаемые результаты | Выпускник начальной школы:
|
1. Цели и задачи программы:
Цель программы: Создание системы духовно-нравственного воспитания младших школьников для формирования и развития коммуникативных способностей и умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения.
Задачи программы:
- Формирование адаптивного типа взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
- Формирование уважительного и тактичного отношения к личности другого человека.
- Формирование устойчивой положительной самооценки младших школьников.
Для достижения поставленных целей и задач предполагается работа по следующим направлениям:
Речевой этикет (Развитие коммуникабельных способностей младшего школьника. Формирование умения свободно общаться в типовых ситуациях повседневности)
Эстетическая грамматика (Содействие нравственному становлению учащихся. Расширение социокультурного пространства)
Этика отношений к окружающим (Включение учащихся в осмысление принципов отношений с окружающим, основанных на доброжелательности и уважении другого человека)
Этика отношений в коллективе (Включение младших школьников в осознание гуманистических принципов отношений друг к другу. Формирование опыта нравственных взаимоотношений детей в коллективе.)
2. Обоснование социальной значимости.
В современный период нового социально-исторического поворота в жизнедеятельности людей, когда общество поглощено проблемами рыночных отношений разрушаются социальные связи и нравственные устои. Это ведёт к регрессу гуманности, нетерпимости и ожесточению людей, дезинтеграции внутреннего мира личности, вакууму духовности.
Именно поэтому школа, решая сегодня социальные задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке и помочь каждому воспитаннику определить ценностные основания собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества.
Человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с различными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. При этом важно понимать, что эти нормы поведения– не что-то искусственно выдуманное для усложнения жизни, а, наоборот, благодаря им общение становится более человечным, потому что они основаны на уважительном и тактичном отношении к человеку.
Это осуществимо средствами специально организованного этического воспитания школьников, органически вплетённого в учебно-воспитательный процесс и составляющего его неотъемлемую часть.
3.Формы, методы и приемы организации работы:
- диалоги (мотивационные, рефлексивные);
- элементы дискуссий;
- практикумы;
- проблемные ситуации;
- деловые, ролевые, творческие игры;
- конкурсы, викторины, тесты,
- беседы;
- коллективно- творческие дела
Продолжительность занятия 40 минут (1 академический час):
Содержание программы
Правила речевого поведения при знакомстве, прощании, поведении за столом, прощании перед сном, утреннем приветствии, вежливой просьбе.
Правила поведения в общественном транспорте, в театре, кино, цирке, в поликлинике, в детской библиотеке, в кафе, в парикмахерской. Отношение к природе, правила поведения на пикнике, в походе, в парке и лесу. Человек – часть природы.
Речевые формулы сопереживания, сочувствия, сострадания и ситуации их употребления (человеку больно, он одинок, ему плохо). Слова одобрения, поддержки, утешения, адресованные взрослому и ребенку. Как помочь словом и делом. Невербальные сигналы, сопутствующие перечисленным ситуациям.
Обращение к знакомому и незнакомому взрослому. Умение говорить и слушать других, монолог, диалог, дискуссия, беседа, публичное выступление. Вежливая просьба, вежливый отказ. Правила разговора по телефону. Этикетные выражения в ситуации поздравления, преподнесения подарков, написания писем, приглашения на торжества и приемы.
Этикетные требования к внешнему виду, соответствие одежды и ситуации, мода, гигиена одежды. Что нам говорят личные вещи о человеке. Соответствие внешнего облика и индивидуальных черт характера человека. О женственности и мужественности. Хорошие и плохие привычки. Как сформировать хорошие привычки и избавиться от ненужных привычек.
Традиции и этикет разных народов. Этикетные выражения в путешествии по стране и за границей
Тематическое планирование
1-2 класс
№ | Тема | ч | Содержание занятия | Практическая часть | примечание |
1 | Кто такой лидер? Портрет лидера. | 2ч | Составление портрета лидера. Анкетирование с целью выявления сторон личности. | Просмотр детских мультфильмов с целью выявления положительных и отрицательных сторон личности | |
2 | Что такое этикет. | 2ч | Знакомство с понятием «этикет» | Ролевая игра; включение младших школьников в работу по усвоению простых правил этикета | |
3 | Этикетные выражения при знакомстве со сверстниками и взрослыми | 2ч | Учебные ситуации в употреблении слов вежливости в общении | Чтение и обсуждение рассказ Пантелеева «Волшебное слово» | |
4 | Учусь находить новых друзей и интересные занятия | 2ч | Подвести к выводу, что рядом с каждым человеком всегда есть интересные люди, у которых многому можно научиться | Слайд-презентация «Доска почета кадетов нашей школы» | |
5 | Что такое вежливость, кого мы называем вежливым человеком | 2ч | Ролевая игра «Школа вежливости» | Чтение и обсуждение мексиканской сказки «Вежливый кролик» | |
6 | Учусь понимать людей | 1ч | Подвести к выводу, чтобы люди лучше понимали друг друга, общение должно быть искренним и правдивым | Творческое задание «Если нет единства» | |
7 | Поведение в общественном месте. | 1ч | Выработка правил поведения в общественном месте | ||
8 | Об уступчивости. Умение встать на место другого. | 1ч | Что такое уступчивость. Ответ на вопрос: всегда ли нужно уступить? | Игра «Теплое сердечко» | Чтение и обсуждение сказки А. Лопатиной «Добрая собака» |
9 | Как писать поздравления | 2ч | Оформление поздравительных открыток | ||
10 | Диалог по телефону | 1ч | Ролевая игра | ||
11 | Учимся писать письмо | 1ч | Приветствие, обращение, сообщение, подпись | Практическая работа. | |
12 | Слушаем звуки речи и звуки природы. | Слайд презентации. Чтение и обсуждение рассказа М.М.Пришвина «Медведь-музыкант» |
3 -4 класс
№ | Тема | ч | Содержание занятия | Практическая часть | Литература |
1 | Портрет лидера | 1 | Составление портрета лидера, самодиагностика. Ответ на вопрос: может ли класс быть лидером? | Словарь: целеустремленность, отзывчивость, общительность, организованность, чуткость, самостоятельность, дисциплинированность, инициативность, упорство, активность, настойчивость, наблюдательность, компетентность | Е. М Стеканова «Школа лидерства» |
2 | Повторение. Этикет вежливого общения | 1ч | Основные понятия: «общение», «уважение», «вежливость», «тактичность». | Учебные ситуации в употреблении слов вежливости в общении | Н. А. Смирнов «Этика и этикет младших школьников» (стр 54; урок 15) |
3 | Азбука общения | 2ч | Формирование и отработка навыка эффективного взаимодействия (установление контакта, его поддержание, активное слушание, изложение собственного мнения) Знакомство с невербальными формами общения. | Е. М Стеканова «Школа лидерства» | |
4 | Понятия «доброжелательность и доброта». Доброжелательное отношение к одноклассникам. | 1ч | Чтение и обсуждение сказки А. Неёловой «Даром ни одно доброе дело не пропадает». Обсуждение отрывка из книги М. Твена «Приключение Тома Сойера». | Творческое задание «Доброе дело», рисунок «Дерево доброты» Ролевая игра « Как помириться после ссоры». Правила к понятиям «доброжелательность и доброта» Рабочая тетрадь «Учусь общаться» (стр 24) | Н. А. Смирнов «Этика и этикет младших школьников» (стр. 60; урок 16) А. Лопатина М. Скребцова «Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах» (стр. 53-54) |
5 | Этикет общения на празднике в школе | 1ч | Обобщение имеющихся у учащихся знания правил делового этикета в школе на празднике (в актовом зале) | Составление памятки «Правила общения на школьном празднике». Решение ситуативных задач | Н. А. Смирнов «Этика и этикет младших школьников» (стр. 44; урок 12) |
6 | Одобрение достоинств и осуждение недостатков ровесников. | 1ч | Представление о словесных видах общения- одобрении и осуждении; анализ и оценка поступков и действий ровесников в разных ситуациях. | Обсуждение рассказа «На уроке труда» (стр 69); Рассмотрение практических ситуаций «Осуждаю- одобряю» Учебная игра «Оценка достоинств друг друга» Учебная игра на сюжет басни И. А. Крылова «Ворона и лисица» | Н. А. Смирнов «Этика и этикет младших школьников» (стр67-69; урок 19) |
7 | Конструктивное общение с одноклассниками в форме беседы. | 2ч | Формировать у учащихся умение вести беседу на серьёзную тему и шутить во время беседы ( умение быть веселым и интересным собеседником); Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним, проявление тактичности и доброжелательности в общении. | Учебная игра (беседа) «Да и нет – не говорите» Учебные задачи «Сумей сказать «нет» и отстоять свое мнение.» Обсуждение отрывка из книги Дж. Ролинг «Приключение Гарри Поттера» Рабочая тетрадь «Учусь общаться» (стр 37-39), занятие №8) | Н. А. Смирнов «Этика и этикет младших школьников» (стр. 62-67-; урок 77) |
8 | Правила поведения в общественных местах | 1ч | Этикет в театре, кинозале, выставке, музее. | Составление памятки о том, как вести себя в общественных местах. Практикум по этикету в вопросах и ответах по теме. | О. Павлова «Как вести себя в школе и дома» (стр 80-83) |
9 | «Какой у тебя характер?» | 1ч | Формировать уважение к себе, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими. | Составление анкеты «Черты своего характера» Памятка «Как воспитать характер» Сочинение- рассуждение «Мой характер» Рабочая тетрадь «Учусь общаться» Стр. 32-33 | Рабочая тетрадь «Учусь общаться» Стр. 29-30 |
10 | Правила поведения за столом. | 2ч | Учить соблюдать этикет за столом. | Составление правил поведений за столом. Проблемные ситуации поведения за столом. | Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина « 30 уроков здоровья». |
10 | «Что такое гостеприимство?» | 2ч | Формировать у ребенка навыки устного и письменного приглашения гостей и общения с ними, умение вести себя в гостях. | Составление приглашения. Составление правил гостеприимства Практикум: « Собирайтесь-ка гости мои на мое угощение». М Зощенко « Бабушкин подарок» | А. Лопатина М. Скребцова «Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах» (стр67-68) |
11 | Как организовать и провести встречу | 2ч | Познакомить со способами организации и проведения встреч | Разработать план организации встречи со старожилом города | |
12 | Итоговое занятие | 1ч | Обобщить и повторить правила и нормы поведения. | Тестирование. Творческое задание «Находим хорошее». | А. Лопатина М. Скребцова «Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах» (стр210)урок 43 |
Итого- 17часов |
Литература
- Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2002. – 192с.
- Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997. – 171с.
- Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Хрестоматия–Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997. – 198с.
- Григорьева Т.Г.Основы конструктивного общения. Практикум.– Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997. – 116с.
- Крискунова И. Создай свой имидж./ Оформление С. Шикина – СПб.: Лань, 1997. – 176с.
- Насонкина С.А. Уроки этикета/ Худ. И.Н. Ржевцева. – СПб.: Изд-во “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2003. – 40с.: Ил.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2000. – 160с. (В помощь психологу.)
- Соловьев Э.Я. Этикет делового человека: Организация встреч, приемов, презентаций. – Мн., ПКИП “Асар”, 1994. – 96с.
- Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Книголюб, 2004. – 64с. (Развивающие сказки для детей.)
- Этикет. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1999. – 272с., с илл. – (Энциклопедии).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение младших школьников способам общения
Статья о способах общения учащихся, с описанием различных игр , которые позволят научить детей общаться друг с другом....
Комплексный подход к обучению младших школьников правилам дорожного движения в группе продленного дня
Использование различных форм подачи материала младшим школьникам для формирования у детей способности безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте...
Обучение младших школьников Правилам дорожного движения средствами проектной деятельности
Рост количества транспортных средств на улицах городов и посёлков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков являются одной из причин дорожно-транспортных происшеств...
Обучение младших школьников способам общения
Младший школьный возраст – это исключительное время для развития невербального общения ребенка. То, что упущено в это время, восполняется в дальнейшем с огромным трудом, а то и не восп...
Статья: "Обучение младших школьников способам общения"
То, что приобретается в индивидуальном обучении и общении, не может непосредственно передаваться потомкам по наследству. Из этого следует, что общение является специфической формой взаимодействия чело...
Обобщение опыта «Игровые технологии в обучении младших школьников с тяжелыми нарушениями речи правилам дорожного движения"
В статье приведены игровые технологии, которые можно применять при изучении правил дорожного движения....
Деятельность педагога-организатора при обучении младших школьников Правилам Дорожного Движения
Обучение детей Правилам Дорожного Движения...