Комплексный подход к обучению младших школьников правилам дорожного движения в группе продленного дня
статья (2 класс) на тему
Использование различных форм подачи материала младшим школьникам для формирования у детей способности безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 743.79 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ
Необходимость профилактики дорожно-транспортного травматизма, особенно детского, обусловлена неоправданно высокими статистическими показателями данных происшествий. В нашей стране жертвами дорожно-транспортных происшествий становятся несколько десятков несовершеннолетних ежедневно.
Дети – это особая категория пешеходов и пассажиров. С одной стороны они обладают повышенной двигательной активностью, а с другой, часто действуют необдуманно. Мотивы их действий не осознаются, а воля еще не сформирована.
Начальная школа и группа продленного дня, в частности, является одним из основных звеньев системы обучения и воспитания младших школьников, где они могут и должны получать необходимые знания, умения, навыки и привычки безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте. Дословная трактовка и нормативное изложение Правил для них неприемлема. Нужно учитывать особенности психических процессов ребенка того или иного возраста. У детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-действенное мышление. Именно поэтому они нуждаются для решения проблемных ситуаций (от учебных задач до ситуации обыденной жизни) в образных опорах. Эти опоры могут относиться к различным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным и другим).
Группа продленного дня, как наиболее подходящая организация образовательной деятельности для максимального использования различных форм подачи материла младшим школьникам, способна в наиболее доступном виде сформировать у детей способности безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте. Ни один из видов подачи материала не обладает абсолютными преимуществами перед другими. Нередко возникает необходимость использовать различные виды наглядных средств при ознакомлении с одними и теми же вопросами. К. Д. Ушинский, раскрывая преимущества наглядного обучения, отмечал, что ребенок «… мыслит формами, красками, звуками». Поэтому, целесообразно использовать чередующиеся формы подачи материала: рассказ, показ (дорожные знаки, обучающие фильмы, тематические мультипликационные фильмы, предостерегающие плакаты, фотографии, ролики), игровые формы (ролевые игры, динамические тематические игры, компьютерные игры, викторины, тесты), а также музыкальные и стихотворные подборки.
Комплексное использование наглядных средств обучения обеспечивает комплексное интеллектуальное развитие младших школьников, благотворно влияя на психическое и физическое здоровье детей.
Информация, воспринимаемая человеком, в соответствии с концепцией Жана Пиаже должна пройти четыре естественных этапа: сенсорно-моторный, символьный, логический, лингвистический. Следовательно, и предъявляться она должна с соблюдением иерархии кодов: предметного или рисуночного, знакового, символьного и словесного.
Разнообразие пособий и их функциональность создают условия для усвоения учебного материала учащимися с разными типами интеллекта. Комплекс наглядных средств обучения должен быть основан на пространственно-цветовом восприятии информации и приучает глаз и психику учащихся видеть и воспринимать все свойства объекта. Зрительное и тактильное восприятие обеспечивает активизацию мыслительной деятельности учащихся и ее эффективность на этапе первоначального предъявления информации за счет обеспечения цветовой яркости и графической точности в отражении подаваемого материала; содействует формированию системной умственной деятельности учащихся благодаря способности правого полушария к охвату информации, которая представляет систему знаний; позволяет использовать метод противопоставления конкретных единиц знаний благодаря совмещению в пространстве и одновременности рассмотрения системы знаний.
Эффективность комплексного использования средств обучения во многом зависит от рациональной методики их применения. Такая методика предполагает выделение некоторых общих условий, обеспечивающих эффективное применение дидактических средств: четкое соблюдение требований к подготовке учебно-материального оснащения занятий; определение цели и места использования каждого средства на занятии с учетом их основных функций и возможностей, а также содержания изучаемого материала; следование принципам научности, доступности, адаптивности и систематичности в применении средств обучения; организация с помощью дидактических средств разнообразной учебной деятельности учащихся по приобретению новых знаний (как под непосредственным руководством педагога, так и в ходе самостоятельной работы); адекватное применение методов и форм работы учащихся со средствами обучения (наблюдение, иллюстрирование, моделирование объектов изучения, эксперимент, контроль, самоконтроль и взаимоконтроль и т.п.); включение в процесс работы со средствами обучения возможно большего количества анализаторов учащихся и др.
Следовательно, младших школьников необходимо целенаправленно, на основе психолого-педагогического подхода воспитывать и обучать правилам безопасного поведения на улицах. Обучение дорожной безопасности имеет целью не механическое заучивание Правил дорожного движения, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности. Чтобы осознать логику безопасных действий, необходимо, с одной стороны, знание обязанностей пешеходов и пассажиров, а с другой стороны – творческий поиск педагога вместе с учащимися выходов из сложных и опасных ситуаций. Младшие школьники еще не вполне осознают, что такое вообще опасность. Поэтому их надо обучать безопасному поведению. Тогда у них сформируется умение прогнозировать опасность и её последствия, способность правильно оценивать свои возможности. Учащимся необходимо прививать психологическую устойчивость к опасным ситуациям, дисциплинированность, осторожность, наблюдательность – личностные качества, которые помогут им адаптироваться к дорожной среде. С этой целью провожу тематические занятия, игры, экскурсии, конкурсы, викторины, на которых учащиеся приобретают знания и навыки поведения на улице; усваивают правила движения по дороге; учатся понимать сигнал светофора; знакомятся со значением важнейших дорожных знаков, указателей и линий разметки проезжей части дороги. В процессе обучения школьников Правилам дорожного движения не обойтись и без бесед. Чтобы не наскучить детям постоянными указаниями на необходимость строгого соблюдения правил необходимо строить беседу на разборе конкретной ситуации (как это случилось, кто был виноват, могло ли этого не быть). Система непрерывного обучения Правилам дорожного движения и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте имеет значительный педагогический потенциал в решении проблемы снижения детского дорожно-транспортного травматизма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка "Занятия по правилам дорожного движения в группе продлённого дня"
Обеспечение безопасности жизни и здоровья детей, привитие культуры и знания правил дорожного движения через игру и занимательные занятия в группе продлённого дня...
Обучение младших школьников Правилам дорожного движения средствами проектной деятельности
Рост количества транспортных средств на улицах городов и посёлков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков являются одной из причин дорожно-транспортных происшеств...
Тематическое занятие о правилах дорожного движения в группе продленного дня для младших школьников с интеллектуальными нарушениями
Тематическое занятие о правилах дорожного движения в группе продленного дня для младших школьников с интеллектуальными нарушениями имеет цели: 1. Углублять знания воспитанников с интеллектуальными на...
Деятельность педагога-организатора при обучении младших школьников Правилам Дорожного Движения
Обучение детей Правилам Дорожного Движения...
«Правила дорожного движения» Игровое занятие по правилам дорожного движения для группы продлённого дня 1 классов
Цель: формировать представление школьников младшего возраста о правилах безопасного поведения на дороге через игровую деятельность. Задачи: выявить знания учащихся по правилам дорожного движения ...
Беседы о правилах дорожного движения в группе продленного дня.
Вспомогательный материал к БЕСЕДАМ О ПДД ДЛЛЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ....
Беседы о правилах дорожного движения в группе продленного дня.
Вспомогательный материал к БЕСЕДАМ О ПДД ДЛЛЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ....