Рабочая программа по предмету "Основы безопасности и жизнедеятельности" для 4 класса VIII вида
рабочая программа по обж (4 класс) на тему
«Основы безопасности жизнедеятельности»
4 «в» класс
Пояснительная записка
Введение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебный план начальной школы VIII вида подтверждается потребностями современной жизни: удручающими данными статистики о гибели и травматизме детей на дорогах страны, усугублением криминогенной обстановки, жертвами которой все чаще становятся дети, данными о неблагополучном состоянии здоровья школьников.
В соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» разработана примерная программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся с ОВЗ четвёртого класса.
Цель программы: формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности, выработка практических навыков безопасного поведения в социуме.
Задачи программы:
- изучить краткие теоретические основы правил безопасного поведения и здорового образа жизни в соответствии с возрастом и особенностями учащихся;
- сформировать мотивацию к здоровому образу жизни;
- выработать практические навыки по оказанию первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.
Для младшего школьника с ОВЗ особенно актуальны следующие способы передачи своего отношения к полученной информации: движение (активное практическое действие, игра как реализация полученных знаний, рисунок) и слово (беседа, рассказ). Эту возможность и предоставляет программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Последовательность изучения тем дополнительного материала по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» определяется содержанием тем основного курса.
В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.
Формы занятий данной программы определяются возрастными психофизиологическими особенностями учащихся. Занятия проводятся в основном в виде бесед, практических работ и сюжетно-ролевых игр, направленных на выработку навыка самостоятельной работы.
Программа предполагает использование разнообразных наглядных средств обучения: плакаты, настольные игры, презентации, обучающие фильмы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_i_ktp_obzh.docx | 27.68 КБ |
Предварительный просмотр:
«Основы безопасности жизнедеятельности»
4 «в» класс
Пояснительная записка
Введение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебный план начальной школы VIII вида подтверждается потребностями современной жизни: удручающими данными статистики о гибели и травматизме детей на дорогах страны, усугублением криминогенной обстановки, жертвами которой все чаще становятся дети, данными о неблагополучном состоянии здоровья школьников.
В соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» разработана примерная программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся с ОВЗ четвёртого класса.
Цель программы: формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности, выработка практических навыков безопасного поведения в социуме.
Задачи программы:
- изучить краткие теоретические основы правил безопасного поведения и здорового образа жизни в соответствии с возрастом и особенностями учащихся;
- сформировать мотивацию к здоровому образу жизни;
- выработать практические навыки по оказанию первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.
Для младшего школьника с ОВЗ особенно актуальны следующие способы передачи своего отношения к полученной информации: движение (активное практическое действие, игра как реализация полученных знаний, рисунок) и слово (беседа, рассказ). Эту возможность и предоставляет программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Последовательность изучения тем дополнительного материала по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» определяется содержанием тем основного курса.
В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.
Формы занятий данной программы определяются возрастными психофизиологическими особенностями учащихся. Занятия проводятся в основном в виде бесед, практических работ и сюжетно-ролевых игр, направленных на выработку навыка самостоятельной работы.
Программа предполагает использование разнообразных наглядных средств обучения: плакаты, настольные игры, презентации, обучающие фильмы.
Примерное тематическое планирование
I раздел.
Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях.
Условия безопасного поведения учащихся.
Транспортные средства.
Виды транспортных средств. Железнодорожный транспорт. Правила поведения вблизи железнодорожного транспорта.
Основные правила поведения учащихся на улице и дороге.
Езда на велосипеде. Основные правила езды на велосипеде. Соблюдение правил дорожного движения велосипедистами. Причины дорожно-транспортного травматизма (невыполнение пешеходами правил движения, несоблюдение пассажирами правил поведения в транспорте, недисциплинированность в транспорте и на улице и др.).
Безопасность пешеходов.
Любой движущийся транспорт – угроза безопасности человека. Может ли машина сразу остановиться? Тормозной путь.
Безопасность на воде.
Водоемы нашей местности, правила купания в них и меры безопасности. Основные и подручные средства спасения на воде.
II раздел.
Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей.
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.
Основные виды травм у детей младшего школьного возраста и ПМП.
Основные виды и причины травм в младшем школьном возрасте. ПМП при травмах. Выработка умений по оказанию ПМП при ссадинах, носовом кровотечении. Понятие о само- и взаимопомощи.
III раздел.
Основы здорового образа жизни.
Вредные привычки.
Понятие о вредных привычках. Табакокурение. Употребление спиртных напитков. Последствия. Способы отказа.
Программой предусмотрены обязательные практические занятия:
- работа с дидактическим материалом (в игровой форме);
- изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы);
- просмотр видео материалов для закрепления пройденного материала;
- изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (знакомство с ПДД на улицах, площадях и перекрёстках, расположенных вблизи школы).
Программа построена с учетом уровня подготовки и общего развития учащихся с ОВЗ и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.
Предполагаемые знания учащиеся с ОВЗ:
- основные виды травм, способы оказания первой медицинской помощи; - основы здорового образа жизни и безопасности человека;
- понятие о здоровье и факторах влияющих на человека;
- о влиянии окружающей среды на здоровье человека, о взаимосвязи здоровья и образа жизни;
- режим учёбы и отдыха;
- правила рационального питания, физической культуры, закаливания;
- правила личной и общественной гигиены;
- инфекционные заболевания и меры профилактики;
- основные виды травм: ожоги, порезы, ссадины, ушибы, отравления, попадание инородных тел в глаза, уши, нос и правила оказания первой помощи;
- о влиянии вредных привычек на здоровье человека, о вреде пассивного курения;
службы экстренной помощи и уметь вызвать соответствующие службы по телефонам;
- виды опасных и вредных факторов современного жилища (электроприборы, газ, вода, бытовая химия, острые и режущие предметы и инструменты, незнакомец звонит в дверь, встреча с ним в лифте, подъезде;
- правила пожарной безопасности, меры предостережения при общении с огнём;
действия при возникновении пожара дома, в школе, в транспорте;
- экстремальные ситуации для человека в природной среде (жара, холод, ветер, переутомление, физическая боль, отравление и др.);
меры безопасности в осеннее и зимнее время на водоёмах, правила купания, знаки безопасности на воде;
- простейшие приёмы оказания помощи терпящим бедствие на воде и льду, способа самоспасения;
- меры безопасности при общении с животными (домашними и дикими);
- городской транспорт, правила поведения в транспорте, правила ожидания транспорта, посадки, высадки пассажиров;
- правила ПДД, основные знаки и сигналы для регулирования, разметки дорог, элементы дорог (проезжая часть, обочина, кювет и др.);
Практическая работа
Предполагаемые умения учащихся с ОВЗ:
- правильно перейти дорогу;
- правильно вести себя при встречи с опасными животными и насекомыми, защититься от них;
- оказать первую помощь при царапине, ссадине, порезе, при небольшом ожоге;
- правильно эвакуироваться при пожаре.
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса для учащихся
- И.С.Артюхова «Азбука безопасной и здоровой жизни». М; ООО «Русское слово», 2013
- Б.О. Хренников, М.В Маслов, С.Ф. Зубов «Азбука безопасности»; СПб, Издательство «Специальная литература», 2014
- Белая К.Ю « Я и моя безопасность». Тематический словарь в картинках: Мир человека. М,; Издательствово «Школьная пресса», 2011
- Бурдина С.В. «Внимание! Дорога!» настольно-развивающая игра-лото. Издательствово «Весна Дизайн», 2010
- Вохрицева С.В «Окружающий мир. Дорожная безопасность».Дидактический материал. Издательствово «Страна Фантазий»,2012
- Кочетова Е «Правила дорожного движения», «Правила пожарной безопасности», «Безопасное поведение на природе», «Безопасность в доме». Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром» Издательство «Маленький Гений – Пресс», 2012.
Календарно-тематическое планирование по факультативу «ОБЖ»
в 4 «в» классе на 2015-2016 уч.год
№ | Тема | Дата | Знания и умения | Элементы содержания урока | |
1 | Понятие о здоровье и факторах, на него влияющих. | 1 | Соблюдать режимные моменты. | Составление режима дня | |
2 | Можно ли уберечься от травм? | 1 | Знать виды травм. | Ознакомление с видами травм | |
3 | Если хочешь быть здоров — закаляйся! | 1 | Дать понятие «закаливание» | ||
4 | Предупреждение бытового травматизма. | 1 | Знать правила поведения во время игр. | ||
5 | Твои действия при пожаре. (Практическое занятие). | 1 | Знать правила поведения при пожаре. | Просмотр презентации | |
6 | Как вести себя на воде. | 1 | Знать правила поведения на воде. | Просмотр презентации | |
7 | Где вода — там беда. | 1 | Знать правила поведения на воде во время купания. | ||
8 | Мы и транспорт. | 1 | Знать виды транспорта | Рассказ об истории транспорта. ТВ «Первый автомобиль». | |
9 | Скорость движения и остановочный путь. | 1 | Знать, что такое скорость движения, тормозной путь. | Рассказ о том, как погода влияет на скорость движения. | |
10,11 | Если ты стал водителем. | 2 | Знать правила езды на велосипеде. | Повторить дорожные знаки для велосипедистов. | |
12 | В детстве не научишься — всю жизнь промучишься. (практическое занятие). | 1 | Знать основные правила езды на велосипеде. | Рассказ о первом велосипеде. ТВ. | |
13 | Как стать грамотным пассажиром. | 1 | Знать правила безопасности при поездках в транспорте. | Рассмотреть причины ДТП. | |
14 | Учись быть пешеходом | 1 | Знать правила безопасного поведения при движении тротуару, при переходе через улицу. | Анализ ситуаций. | |
15 | Поездка на электропоезде. | 1 | Знать правила поведения пассажиров на платформах. | Повторить правила поведения при посадки в поезд и во время движения поезда. | |
16 | Железнодорожные переезды. | 1 | Знать виды железнодорожных переездов и правила перехода через них. | Знакомство с железнодорожными знаками группы «железнодорожный переезд». | |
17 | Знакомство с подразделением полиции. | 1 | |||
18 | Что делать при чрезвычайной ситуации на дороге. | 1 | Знать правила поведения на автомобильной дороге. | Рассказать, как вести себя в экстремальных ситуациях на дороге. | |
19 20 | Основные виды травм и первая помощь при них. | 2 | Знать виды бытовых травм и их причины возникновения. | Рассказать о первой помощи при ушибах, вывихах, травмах суставов, растяжениях. | |
21 | Осторожно — электричество! | 1 | Знать правила безопасного поведения с электроприборами. | ||
22 | Мы и животные. | 1 | Знать правила безопасного поведения с животными. | ||
23 | Уступить змее дорогу. | 1 | Знать правила безопасного поведения при встрече со змеей. | ТВ. | |
24 | Когда кусают насекомые. | 1 | Знать приемы оказания первой помощи при укусах насекомых (комар, пчела, клещ, оса). | ТВ. | |
25 | Что влияет на здоровье. | 1 | ТВ. | ||
26 | Как правильно есть. | 1 | Знать о полноценном питании, как о важном факторе развития школьника и его здоровья. | ТВ. | |
27 | Овощи, ягоды и фрукты — самые витаминные продукты. | 1 | Знать какие витамины помогают разным органам человека. | Ознакомить учащихся с витаминами. ТВ. | |
28 | Выход на природу. | 1 | Знать правила сбора и применение лекарственных трав. | Рассказ о пользе лекарственных трав. ТВ. | |
29 | Грибы- съедобные и несъедобные. | 1 | Уметь различать съедобные и ядовитые грибы. | Первая помощь при отравлении грибами. ТВ. | |
30 | Чем и как можно отравиться? Как этого избежать? | 1 | Знать причины отравления (газ, дым, бензин, лекарства, ядовитые растения). | Ознакомление с методами оказания первой помощи при отравлениях. ТВ. | |
31 | Как справиться с инфекцией. | 1 | Ознакомление с понятием (инфекционная болезнь, вакцина, иммунитет, прививка). | ||
32 | Алкоголь в компании. | 1 | Просмотр научного фильма. | ||
33 | Злой волшебник – табак. | 1 | Просмотр научеого фильма. | ||
34 | Урок обобщения. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для обучающихся 1 и 2 класса VIII вида.
Рабочие программы составлены на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида...
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по математике и КТП для школ VIII вида
На основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой я разработала рабочую программу по математике с учетом ...
Рабочая программа по чтению и КТП для школ VIII вида
На основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой я разработала рабочую программу по чтению с учетом инди...
Рабочая программа по обж и КТП для школ VIII вида
На основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой я разработала рабочую программу по обж с учетом индивид...
Рабочая программа по игротерапии и КТП для школ VIII вида
На основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой я разработала рабочую программу по игротерапии с учетом...
Рабочая программа по истории Отечества в 7 классе VIII вида
Данная рабочая программа по истории Отечетсва содержит пояснительную записку.основные разделы программы, календарно -тематическое планирование на весь учебный год....