Рабочая программа по внеурочному курсу «Школа безопасности»
рабочая программа по обж (3 класс) на тему

Калинина Марина Станиславовна

Программа внеурочной деятельности разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

 Принята на                                                                    Утверждаю:                                                                     

  _________________________                                   директор МАОУ СОШ №1                                                                                                      

   _________________________                                         _______________________                                                

  «____»___________________г.                                       «____»________________ г.                                                                                                                                                  

                                                                   

                                                                                               м.п.

             

                                   Рабочая  программа    по внеурочному курсу

«Школа безопасности»   

                                       

                                                                                                                         Составитель:   Калинина М. С.

                                                                                                      учитель начальных классов

                                                                                         

                           

       

г. Алапаевск

Пояснительная записка

Актуальность программы 

Пропаганда знаний, обеспечение правильных действий учащихся в опасных для жизни и здоровья условиях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

  Основная идея программы:

Освоение учащимися основных социальных норм, необходимых для полноценного существования в современном обществе: в первую очередь - это нормы ведения ЗОЖ, нормы сохранения и поддержания физического, психического и социального здоровья.

Внеурочные занятия по курсу «Школа безопасности» призваны способствовать формированию у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, навыков безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера и индивидуальной системы здорового образа жизни, антитеррористического поведения.

Рабочая программа  для  внеурочной деятельности в 3 классе составлена на основе программы для начальных классов, примерного содержания программы по ОБЖ для 1-4 классов, авторы Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова, в соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», « О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», «Об охране окружающей среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» и др. Программа внеурочной деятельности разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

На изучение курса «Школа безопасности » отводится 34 ч (1ч в неделю).

Цели программы:

  • Формировать у детей потребность предвидеть возможные жизненные экстремальные ситуации.
  • Формировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих.
  •  Обучить   методам обеспечения личной безопасности   и оказанию помощи пострадавшим.

Задачи программы:

  • развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
  • стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни
  • приобретение учащимся начальных знаний, умений и навыков в области безопасности жизни;
  • формирование у детей научно обоснованной системы понятий основ безопасности жизнедеятельности;
  • выработка необходимых умений и навыков безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

Занятия в «Школе безопасности» являются эффективным средством приобщения  детей к методам личной безопасности. Знания, умения, навыки  воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами жизнедеятельности, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

  • занятия в свободное время;
  • обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, мед.работники, соц. портнеры);
  • обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;

Данный  курс состоит из  четырех разделов.

Первый раздел  отведен пожарной безопасности «Пожарным можешь ты не быть, но  должен знать, как поступить».  В данном разделе  ребята ознакомятся с историей возникновения пожарной службы;  причинами возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях; с правилами  безопасного поведения при пожаре в жилом и общественном здании;  со способами и средствами тушения пожара;  с оказанием первой помощи при ожогах.

     Второй раздел   нацелен  на обучение детей правильному поведению на улицах и дорогах «Правила движения  для  всех  без  исключения»:   знакомство с историей и развитием ПДД;  с обязанностями водителей, велосипедистов и пешеходов;  c причинами ДТП и с дорожными знаками.

В третьем  разделе «От глупого риска  до беды близко» ребята получат необходимую информацию о правилах безопасного  поведения на воде; при общении с домашними животными;  о возможных опасностях и опасных ситуациях, которые могут возникнуть дома;  о безопасном поведении в ситуациях криминогенного характера.  

Четвертый раздел « В здоровом теле – здоровый дух» нацелен на воспитание у детей бережного отношения к своему здоровью.

Основные направления содержания деятельности:

  • здоровьесберегающие технологии;
  • духовно-нравственное развитие;
  • технология развивающего обучения.

Средства диагностики:  наблюдение; тесты;  анкетирование (анализ анкет);

отзывы родителей.

 Форма занятий:  групповая.

В практике работы используются следующие формы:  интеллектуальные игры; ролевые игры;  беседы, экскурсии, праздники, конкурсы.

Ожидаемые результаты реализации программы:

        Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а  главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть  всеми  навыками безопасности и сохранности своего здоровья должен каждый ребёнок.

Личностные результаты:

  • понимание необходимости вести здоровый образ жизни;
  • развитие личностных качеств, которые обеспечивают его собственную безопасность в различных жизненных ситуациях;
  • формирование внутренней дисциплины по соблюдению правил дорожного движения.

Регулятивные УУД:

  • ориентироваться в различных жизненных ситуациях и применять знания, умения и навыки в практической деятельности;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
  • контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполненного задания;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность своего решения в любой ситуации.

Познавательные УУД:знать и соблюдать основные правила дорожного движения;

  • знать основные дорожные знаки;
  • наблюдать, делать выводы;
  • задавать вопросы, уточняя непонятное;

Коммуникативные УУД:

  • сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий;
  • выполнять требования и условия ролевых игр;
  • учиться договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и отстаивать свою позицию;
  • осуществлять взаимопомощь.

По окончанию изучения программы  обучающиеся :

      Знать:

  • Определять факторы, влияющие на здоровье;
  • Различать факторы, негативновоздействующие на здоровье;
  •  Применять индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышение физической подготовленности;
  • Определять  какие бывают опасности и как их избежать.

      Уметь:

  • Разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
  • Контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта
  • Управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
  • Соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях.
  • Разговаривать   с незнакомыми людьми, соблюдать правила безопасности.

     Тематическое планирование  ( 34 ч.)

Тема занятия

Общее

количество

часов

Часы

аудиторных

занятий

Часы

внеаудиторных

активных

занятий

 

Что такое безопасность и чрезвычайная ситуация

1

+

  1.  

 Как рождаются чрезвычайные ситуации на дорогах. Встреча с работником ГИБДД.

1

+

Мы идём в школу.(практич. занятие)

Наиболее безопасный путь в школу и из школы.

1

+

Наш город и его транспорт

1

+

Транспорт и правила поведения в нём.

1

+

 Сами не видят, а другим указывают.

(дорожные знаки)

1

+

Сигналы регулировщика

1

+

Опасные ситуации на дороге

1

+

 Где можно, а где нельзя играть. Мостовая не для игры.

1

     +

Где и как переходить дорогу

1

+

 Клуб внимательных пешеходов.  В гостях у Светофорика.

1

+

   

Инструктаж по пожарной безопасности (основные причины возникновения пожара в быту, правила поведения при пожаре ). Учебная эвакуация.

 1

+

+

 Беседа    «Огонь –  опасная игра. Детские шалости с огнём»   

1

+

Искру туши от пожара, беду отводи от удара (практич. занятие)

1

+

Как действовать при возникновении пожара дома, в школе, в транспорте.

1  

+

 

Практическое  занятие  «Возникновение пожаров и их предупреждение»  

1

+

 

«Оказание первой помощи пострадавшим на пожаре»  ( мед. работник)

1

+

Экскурсия в школьный музей «Юный спасатель»

1

+

Конкурс детского плаката и рисунка  «Спички детям -не игрушка»

1

+

Экскурсия  в пожарную часть города:  «Пожарный – герой, он с огнем вступает в бой»

1

 

+

 Командная игра «Золотая каска»

1

 

+

Безопасность в доме. Как могут стать опасными домашние вещи.

1

+

 Один дома. Звонок в дверь.

1

+

 

  Поговорим о домашней аптечке.

1

 +

Безопасность при общении с животными, насекомыми.

1

+

 

Правила общения с незнакомыми людьми дома и на улице

1

+

 

 Первая медицинская помощь. Виды травм у детей

1

+

Безопасность на льду зимой и весной.

1

+

Безопасность на воде летом. Основные спасательные средства.

1

+

Инструктажи по правилам

безопасного  поведения на каникулах и в праздничные дни

1

+

 Здоровые и вредные привычки.

1

+

 Здоровое питание .( встреча с мед. работ.)

1

+

 День Здоровья

1

+

 Итоговые занятия – обобщение изученного в течение года .

1

+

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

 Принята на                                                                    Утверждаю:                                                                     

  _________________________                                   директор МАОУ СОШ №1                                                                                                      

   _________________________                                         _______________________                                                

  «____»___________________г.                                       «____»________________ г.                                                                                                                                                  

                                                                   

                                                                                               м.п.

             

                                   Рабочая  программа    по внеурочному курсу

«Школа безопасности»   

                                       

                                                                                                                         Составитель:   Калинина М. С.

                                                                                                      учитель начальных классов

                                                                                         

                           

       

г. Алапаевск

Пояснительная записка

Актуальность программы 

Пропаганда знаний, обеспечение правильных действий учащихся в опасных для жизни и здоровья условиях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

  Основная идея программы:

Освоение учащимися основных социальных норм, необходимых для полноценного существования в современном обществе: в первую очередь - это нормы ведения ЗОЖ, нормы сохранения и поддержания физического, психического и социального здоровья.

Внеурочные занятия по курсу «Школа безопасности» призваны способствовать формированию у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, навыков безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера и индивидуальной системы здорового образа жизни, антитеррористического поведения.

Рабочая программа  для  внеурочной деятельности в 3 классе составлена на основе программы для начальных классов, примерного содержания программы по ОБЖ для 1-4 классов, авторы Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова, в соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», « О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», «Об охране окружающей среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» и др. Программа внеурочной деятельности разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

На изучение курса «Школа безопасности » отводится 34 ч (1ч в неделю).

Цели программы:

  • Формировать у детей потребность предвидеть возможные жизненные экстремальные ситуации.
  • Формировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих.
  •  Обучить   методам обеспечения личной безопасности   и оказанию помощи пострадавшим.

Задачи программы:

  • развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
  • стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни
  • приобретение учащимся начальных знаний, умений и навыков в области безопасности жизни;
  • формирование у детей научно обоснованной системы понятий основ безопасности жизнедеятельности;
  • выработка необходимых умений и навыков безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

Занятия в «Школе безопасности» являются эффективным средством приобщения  детей к методам личной безопасности. Знания, умения, навыки  воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами жизнедеятельности, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

  • занятия в свободное время;
  • обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, мед.работники, соц. портнеры);
  • обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;

Данный  курс состоит из  четырех разделов.

Первый раздел  отведен пожарной безопасности «Пожарным можешь ты не быть, но  должен знать, как поступить».  В данном разделе  ребята ознакомятся с историей возникновения пожарной службы;  причинами возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях; с правилами  безопасного поведения при пожаре в жилом и общественном здании;  со способами и средствами тушения пожара;  с оказанием первой помощи при ожогах.

     Второй раздел   нацелен  на обучение детей правильному поведению на улицах и дорогах «Правила движения  для  всех  без  исключения»:   знакомство с историей и развитием ПДД;  с обязанностями водителей, велосипедистов и пешеходов;  c причинами ДТП и с дорожными знаками.

В третьем  разделе «От глупого риска  до беды близко» ребята получат необходимую информацию о правилах безопасного  поведения на воде; при общении с домашними животными;  о возможных опасностях и опасных ситуациях, которые могут возникнуть дома;  о безопасном поведении в ситуациях криминогенного характера.  

Четвертый раздел « В здоровом теле – здоровый дух» нацелен на воспитание у детей бережного отношения к своему здоровью.

Основные направления содержания деятельности:

  • здоровьесберегающие технологии;
  • духовно-нравственное развитие;
  • технология развивающего обучения.

Средства диагностики:  наблюдение; тесты;  анкетирование (анализ анкет);

отзывы родителей.

 Форма занятий:  групповая.

В практике работы используются следующие формы:  интеллектуальные игры; ролевые игры;  беседы, экскурсии, праздники, конкурсы.

Ожидаемые результаты реализации программы:

        Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а  главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть  всеми  навыками безопасности и сохранности своего здоровья должен каждый ребёнок.

Личностные результаты:

  • понимание необходимости вести здоровый образ жизни;
  • развитие личностных качеств, которые обеспечивают его собственную безопасность в различных жизненных ситуациях;
  • формирование внутренней дисциплины по соблюдению правил дорожного движения.

Регулятивные УУД:

  • ориентироваться в различных жизненных ситуациях и применять знания, умения и навыки в практической деятельности;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
  • контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполненного задания;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность своего решения в любой ситуации.

Познавательные УУД:знать и соблюдать основные правила дорожного движения;

  • знать основные дорожные знаки;
  • наблюдать, делать выводы;
  • задавать вопросы, уточняя непонятное;

Коммуникативные УУД:

  • сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий;
  • выполнять требования и условия ролевых игр;
  • учиться договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и отстаивать свою позицию;
  • осуществлять взаимопомощь.

По окончанию изучения программы  обучающиеся :

      Знать:

  • Определять факторы, влияющие на здоровье;
  • Различать факторы, негативновоздействующие на здоровье;
  •  Применять индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышение физической подготовленности;
  • Определять  какие бывают опасности и как их избежать.

      Уметь:

  • Разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
  • Контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта
  • Управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
  • Соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях.
  • Разговаривать   с незнакомыми людьми, соблюдать правила безопасности.

     Тематическое планирование  ( 34 ч.)

Тема занятия

Общее

количество

часов

Часы

аудиторных

занятий

Часы

внеаудиторных

активных

занятий

 

Что такое безопасность и чрезвычайная ситуация

1

+

  1.  

 Как рождаются чрезвычайные ситуации на дорогах. Встреча с работником ГИБДД.

1

+

Мы идём в школу.(практич. занятие)

Наиболее безопасный путь в школу и из школы.

1

+

Наш город и его транспорт

1

+

Транспорт и правила поведения в нём.

1

+

 Сами не видят, а другим указывают.

(дорожные знаки)

1

+

Сигналы регулировщика

1

+

Опасные ситуации на дороге

1

+

 Где можно, а где нельзя играть. Мостовая не для игры.

1

     +

Где и как переходить дорогу

1

+

 Клуб внимательных пешеходов.  В гостях у Светофорика.

1

+

   

Инструктаж по пожарной безопасности (основные причины возникновения пожара в быту, правила поведения при пожаре ). Учебная эвакуация.

 1

+

+

 Беседа    «Огонь –  опасная игра. Детские шалости с огнём»   

1

+

Искру туши от пожара, беду отводи от удара (практич. занятие)

1

+

Как действовать при возникновении пожара дома, в школе, в транспорте.

1  

+

 

Практическое  занятие  «Возникновение пожаров и их предупреждение»  

1

+

 

«Оказание первой помощи пострадавшим на пожаре»  ( мед. работник)

1

+

Экскурсия в школьный музей «Юный спасатель»

1

+

Конкурс детского плаката и рисунка  «Спички детям -не игрушка»

1

+

Экскурсия  в пожарную часть города:  «Пожарный – герой, он с огнем вступает в бой»

1

 

+

 Командная игра «Золотая каска»

1

 

+

Безопасность в доме. Как могут стать опасными домашние вещи.

1

+

 Один дома. Звонок в дверь.

1

+

 

  Поговорим о домашней аптечке.

1

 +

Безопасность при общении с животными, насекомыми.

1

+

 

Правила общения с незнакомыми людьми дома и на улице

1

+

 

 Первая медицинская помощь. Виды травм у детей

1

+

Безопасность на льду зимой и весной.

1

+

Безопасность на воде летом. Основные спасательные средства.

1

+

Инструктажи по правилам

безопасного  поведения на каникулах и в праздничные дни

1

+

 Здоровые и вредные привычки.

1

+

 Здоровое питание .( встреча с мед. работ.)

1

+

 День Здоровья

1

+

 Итоговые занятия – обобщение изученного в течение года .

1

+

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеурочного занятия «Азбука безопасности» в 1 классе на тему: «Безопасность на улицах города»

Тип урока: изучение нового материала с опорой на имеющиеся знания.Цели: обобщить знания учащихся по правилам дорожного движения через игровую деятельность....

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Школа вежливости"

  Курс «Школа вежливости» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в рамках эксперимента по апробации  федерального государственного образова...

Внеурочная деятельность Курс Школа вежливых наук « Этика: азбука добра »

Курс Школа вежливых наук « Этика: азбука добра »...

модифицированная программа по внеурочной деятельности курса "Школа развития речи"

Изучаяя курс "Школа развития речи" дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельност...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу: «Школа мяча » для учащихся 3-х классов на 2019-2020 учебный год (34 часов) 10.07.19

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и предназначена для педагогов дополнительного образования.Модифицированная рабочая ...

Внеурочная деятельность.Рабочая программа по курсу "Школа грамотеев" 3-4 класс

Внеурочная деятельность.Рабочая программа по курсу "Школа грамотеев" 3-4  класс...

Рабочая программа курса "Школа грамотеев" 3 класс внеурочная деятельность

Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу "Школа грамотеев" в 3 классе...