модифицированная программа по внеурочной деятельности курса "Школа развития речи"
рабочая программа на тему
Изучаяя курс "Школа развития речи" дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_razvitiya_rechi.doc | 240.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность и составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по изобразительному искусству, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 года № 1089.
- Федерального Закона Российской Федерации «Об образовании».
- Авторской программы курса «Речь» Т.Н.Соколова. Пособие представляет собой методические рекомендации по работе с рабочими тетрадями для учащихся 1-4 классов.
В нём даны подробные указания по проведению занятий по развитию речи, учащихся младшего школьного возраста, воспитанию у них интереса к языку. Разнообразный практический материал, содержащийся в данном пособии, также способствует развитию у детей любознательности, памяти, мышления, воображения.
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.
Курс «Речь» направлен на достижение следующих целей:
-способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;
- совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,
- повышать уровень языкового развития школьников,
- воспитывать познавательный интерес к родному языку,
- решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Задачи курса:
- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
Материал учебного курса «Речь» представлен в программе следующими содержательными линиями:
- Слово
- Предложение и словосочетание
- Текст
- Культура общения
Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса.
Занятия построены следующим образом:
- Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
- Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
- Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)
- Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.
Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:
- личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности;
- личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;
- деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.
МЕСТО В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
На изучение курса «Речь» в начальной школе отводится 137 ч . (33 часа в 1 классе, 68 часов – во 2 классе, 34 часа – в 3-4 классах).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТА
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
– оценивать свою вежливость;
– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
– формулировать тему после предварительного обсуждения;
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров – анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
– продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением; – в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
– знать особенности диалога и монолога;
– анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
– использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
– знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);
– пользоваться основными способами правки текста.
Планируемые результаты освоения программы
К окончанию курса «Речь. Школа развития речи» обучающиеся должны знать:
знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
- типы текстов;
уметь:
- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
- выразительно читать небольшой текст по образцу;
-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;
-быть хорошим слушателем;
- определять лексическое значение слова;
- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
- редактировать предложения;
- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи;
Содержание курса «Речь» Техника и выразительность речи.
1 класс
Речь и ее значение в жизни. Техника речи.
Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп.
Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок.
Слово.
Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова. Слова – «родственники».Слова – «родственники» и слова – «друзья» (синонимы)
Слова – «родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы).
Слова, противоположные по смыслу (антонимы).
Умение выделить слова – «родственники» среди других слов, подобрать к данному слову слова – «родственники», установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов – «родственников».
Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту.
Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову.
Умение отличить слова – «родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым сходством.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком. Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нем неудачно подобранные слова. Распространять предложение. Умение составлять простое распространенное предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данным. Умение интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным, восклицательным знаками).
Текст.
Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединенных общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам. По плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста.
Культура общения.
Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания.
Умение пользоваться словами – выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учетом конкретной ситуации общения.
2 класс
Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.
Слово.
Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова. Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.
Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.
Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.
Текст.
Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.
Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.
Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.
План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.
Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.
Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.
Сочинение загадок.
Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.
знать:
- многозначные слова, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
уметь:
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи;
- выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте.
- восстанавливать деформированный текст
- устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении.
- составлять планы различных видов.
3 класс
Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.
Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.
Слово
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.
Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.
Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.
Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.
Предложение и словосочетание
Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.
Текст
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный( художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
Культура общения
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
уметь:
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи;
- выделять многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы в тексте.
4 класс
Культура речи.
Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.
Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации.
Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.
Слово.
Повторение изученного в 1 – 3 классах.
Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов.
Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы , поговорки, афоризмы.
Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.
Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем.
Речевой этикет: формы обращения.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.
Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение…
Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.
Текст.
Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).
Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.
Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.
знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, каламбуры;
- изобразительно-выразительные средства языка: тропы, метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; крылатые слова и выражения;
- иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
уметь:
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать предложение со сравнительным оборотом; составлять простое, сложносочинённое и сложноподчинённое предложение.
- определять стилистическую принадлежность текстов; определять средства связи предложений в тексте; преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.
- восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.
Календарно-тематическое планирование занятий по факультативу «Школа развития речи», 1 класс
№ п/п | Дата | Тема занятия | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся |
Речь. | Знакомство с ролью речи в жизни людей | Уметь применять на практике правила красивой, правильной речи, составленные на уроке вместе с учителем. | ||
Тише, громче. | Обсуждение значения употребления выразительной речи в жизни. | Уметь применять правило выразительной речи (четко, правильно соблюдая интонацию) | ||
Слова, слова, слова. | Формирование представлений о слове как комплексе звуков. | Уметь составлять слова по определенным правилам, работать с анаграммами, палиндромами | ||
Озорные буквы. | Обсуждение важности сохранения позиции каждой буквы в слове. | Уметь видеть и исправлять ошибки, допущенные при составлении слов, видеть важность изученного правила. | ||
Слова играют в прятки. | Развитие познавательного отношения к языку, внимательного отношения к слову. | Уметь работать с шарадами, исправлять ошибки, допущенными намеренно. | ||
Слово и его значение. | Сведения о лексическом значении слова. | Уметь работать с различными словарями, пользоваться помощью взрослых для точного употребления слов. | ||
Прямое и переносное значение слова. | Сведения о прямом и переносном значении слова. | Уметь объяснять переносное значение слова, подбирая ему замену. | ||
Многозначные слова. | Формирование понятия многозначности слова. | Уметь отличать многозначные слова с прямым и переносным значением. Использовать словари для поиска и уточнения информации, строить высказывание, аргументировать свою точку зрения. | ||
Омонимы. | Формирование первичного представления об омонимах и их значении в речи. | Уметь выделять в речи омонимы, правильно употреблять их в речи. | ||
Синонимы. | Формировать первичное представление о синонимах, их значении в речи. | Уметь различать группы слов, пользоваться ими в речи, а так же синонимами для исключения речевых ошибок (повторов одних и тех же слов) | ||
Антонимы. | Формировать первичное представление об антонимах и их значении в речи. | Уметь пользоваться словами, имеющими противоположный смысл, работать с поговорками. | ||
Тематические группы слов. | Познакомить с тематическими группами слов | Уметь работать со словами различных тематических групп. | ||
Наш цветной мир. | Формировать первичное представление об образности. | Уметь работать с пословицами, используя антонимы, применять образные слова и выражения для «окрашивания» текста. | ||
Что на что похоже. | Формировать первичное представление о сравнении. | Уметь употреблять в речи сравнения для образного представления описываемого предмета, используя собственные наблюдения . | ||
Голоса природы. | Использование изученного материала для развития воображения, памяти. | Уметь использовать собственные наблюдения при работе с текстом. | ||
Проверочная работа. | Выявить уровень усвоения изученного материала и умения применять свои знания в нестандартной ситуации. | Уметь находить разные группы слов, объяснять значения слов, используя образные выражения. | ||
Загадки. | Формировать умения отгадывать загадки. | Уметь отгадывать анаграммы, находить образные выражения и сравнения при работе с загадками, доказывать свою точку зрения. | ||
Культура речи. Вежливые слова. | Обсуждение значения слов в жизни каждого человека, деление их на группы по значимости. | Уметь выбирать необходимые слова в конкретной ситуации (слова приветствия, просьбы, прощания…), осознать, что значит быть культурным человеком. | ||
Пословицы. | Формирование навыков употребления в речи образных выражений. | Уметь составлять слова по алгоритму, объяснять смысл пословиц, собирать их из разрозненных частей. | ||
Учимся рассуждать. | Сведения о причинно – следственных связях между предметами, явлениями, событиями. | Уметь устанавливать связь явлений, выстраивать цепь причин и следствий для расположения частей рассказа по порядку. | ||
Учимся рассуждать. | Подбор слов , наиболее точно передающих мысль. | Уметь передавать смысл пословиц , подбирая более точные слова и выражения. | ||
Текст. | Формирование общего представления о тексте и его признаках (смысловом единстве предложений, их связи друг с другом). | Уметь различать группы слов, предложений связанных по смыслу от простого набора слов, составлять текст. | ||
Текст. | Обсуждение целостного единства предложений в тексте | Уметь делить текст на предложения, составлять текст из предложений на заданную тему. | ||
Заглавие текста. | Выделение в тексте главной мысли и подбора заглавия к тексту. | Уметь находить главные строки текста, озаглавливать его. | ||
Тема текста. | Определение темы текста и составление текста на определенную тему. | Уметь объяснить смысл предложенных стихотворных фраз, сравнивать несколько текстов по смыслу. | ||
Повторение пройденного | Выявить уровень усвоения изученного материала и умения применять знания в нестандартной ситуации. | Уметь дополнять предложения, составлять их, называть тему текста. | ||
Опорные слова. | Обсуждение особенностей построения текста и выделение опорных слов. | Уметь находить опорные слова, составлять по ним текст. | ||
Мы строим текст. | Отработка навыков построения связного текста. | Уметь пользоваться правилами выразительной речи, использовать навыки выборочного чтения, по опорным словам составлять свой текст на заданную тему. | ||
Мы строим текст. | Сформирование сведений построения связного текста. | Уметь определять границы предложений, устанавливать правильный порядок частей текста, отвечать на вопросы, озаглавливать текст. | ||
План текста. | Составление плана текста, обсуждение его особенностей. | Уметь определять последователь -ность частей текста, выделять главную мысль каждой части, озаглавливать каждую часть и объединять заголовки в план. | ||
План текста. | Обсуждение признаков слов, деление их на группы по различным признакам, заголовка и плана текста. | Уметь делить целый текст на части, выбирать подходящие пункты плана, соответствующие выделенным частям. | ||
Проверочная работа. | Выявить уровень усвоения изученного материала. | Уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации. |
Календарно-тематическое планирование занятий по факультативу «Школа развития речи», 2 класс
№ п/п | Дата | Тема занятия | Планируемые результаты |
Слово (25 часов) | |||
Слово. Значение слова. | Уметь составлять предложения из слов. Составлять из слов пословицы. Знать какую работу выполняет слово в речи. | ||
Многозначные слова. | Уметь читать предложения с разной интонацией. Уметь отличать многозначные слова с прямым и переносным значением. | ||
Омонимы. | Уметь находить омонимы в тексте, Знать точное значение слова, не допуская речевых ошибок. | ||
Омофоны. Омоформы. | Уметь различать омофоны и омоформы | ||
Синонимы | Уметь различать слова, которые по разному звучат, но называют одно и тоже. Уметь подбирать синонимы, следить за выразительностью речи. | ||
Антонимы | Уметь правильно расставлять ударение в словах. Уметь подбирать слова близкие по значению и противоположные по значению. Находить антонимы в пословицах. | ||
Фразеологизмы | Уметь находить в тексте фразеологизмы; уметь объяснять значение фразеологизмов; уметь уместно употреблять крылатые слова в речи. | ||
Пословицы | Уметь объяснять и применять пословицы в своей речи. | ||
Загадки | Уметь узнавать предмет по его краткому описанию. Уметь сочинять свои загадки. | ||
Изобразительные средства языка. Сравнение. | Уметь составлять словосочетания со словами – сравнениями, делая свою речь выразительной и красивой. | ||
Изобразительные средства языка. Олицетворение. | |||
Предложение и словосочетание (6 часов) | |||
Связь между предложениями в тексте. | Уметь находить в деформированном тексте начало рассказа и уметь продолжать составлять рассказ. | ||
Связь между частями текста | Уметь находить в тексте части и как они связаны друг с другом. | ||
Работа с деформированным текстом. | Уметь устанавливать связь событий и соединять события линией. Уметь записывать рассказ. | ||
Текст (29 часов) | |||
Текст. Тема текста. Заглавие. | Уметь называть признаки текста. Правильно озаглавливать текст | ||
Текст. Опорные слова. | Уметь выделять в тексте опорные слова, для пересказа текста. | ||
Проверочная работа. | |||
План. Составление плана. | Уметь делить текст на части, выделять в каждой части самое важное. | ||
Виды плана. | Уметь различать картинный план, цитатный план. | ||
Редактирование текста. | Уметь подбирать к словам слова-признаки, дополнять словами текст, придумывать свои образные выражения. | ||
Типы текста. Описание. | Уметь выбирать из текста словосочетания для описания. Уметь по вопросам составлять описание предмета, существа. | ||
Текст – сравнительное описание | Уметь сравнивать не только одинаковые предметы, но и разные, сравнивая у них только одинаковые признаки. | ||
Типы текста. Повествование. | Уметь составлять текст по опорным словам и по плану. | ||
Типы текста. Рассуждение. | Уметь различать текст-рассуждение от других типов текста по вопросам: Зачем? Почему? Отчего? | ||
Культура общения (8 часов) | |||
Сочинение на тему «Мой выходной день» | Уметь подбирать к словам слова-признаки, дополнять словами текст, придумывать свои образные выражения Р. | ||
Повторение пройденного материала. | Уметь сравнивать не только одинаковые предметы, но и разные, сравнивая у них только одинаковые признаки. | ||
Материал для КВН, викторин. | Уметь различать текст-рассуждение от других типов текста по вопросам: Зачем? Почему? Отчего? |
Календарно-тематическое планирование занятий по факультативу «Школа развития речи», 3 класс.
№ п/п | Дата | Тема занятия | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся |
Многозначные слова. | Знакомство с многозначными словами. | Уметь различать многозначные слова; уметь находить выражения с прямыми значениями слов. | ||
Омонимы, омоформы омофоны. | Познакомить с омонимами, омоформами, омофонами. | Уметь находить омонимы, омоформами и омофонами; уметь составлять с омонимами предложения, в которых раскрывался бы смысл слов. | ||
Фразеологизмы. | Познакомить с понятием «фразеологизмы». | Уметь находить в тексте фразеологизмы; уметь объяснять значение фразеологизмов; уметь уместно употреблять крылатые слова в речи. | ||
Сравнения. | Познакомить с понятием «сравнение». | Уметь подбирать и употреблять сравнения в устной и письменной речи. | ||
Олицетворение. | Познакомить с понятием «олицетворение». | Уметь употреблять олицетворения в устной и письменной речи. | ||
Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты. | Познакомить с эпитетами, их назначением. | Уметь употреблять эпитеты в устной и письменной речи. | ||
Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. | Познакомить с эмоционально окрашенной лексикой. | Уметь выделять эмоционально окрашенные слова из текста и употреблять их в речи. | ||
Откуда приходят слова. | Познакомить с заимствованными словами. | Уметь находить слова с одной фонетической приметой нерусского происхождения, с двумя, с тремя. | ||
Этимология. | Познакомить с разделом языка – этимология. Обсуждение о происхождении и понятии слов в языке. | Уметь использовать этимологический словарь; уметь объяснять происхождение слов. | ||
Как тебя зовут? | Познакомить с происхождением и значением имен. | Уметь объяснять происхождение имен. | ||
Как тебя зовут? | Познакомить с происхождением отчеств. | Уметь объяснять происхождение отчеств. | ||
Наши фамилии. | Познакомить с происхождением фамилий. | Уметь высказывать предположения о происхождении фамилии. | ||
Топонимы. | Знакомить с топонимами. | Уметь объяснять топонимы. | ||
Устаревшие слова. | Исследовать устаревшие слова. | Уметь находить и объяснять значение устаревших слов. | ||
Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри». | Знакомить с написанием сочинения – описание картины. | Уметь употреблять фразеологические обороты. | ||
Проверочная работа. | ||||
Типы текстов. | Знакомим с разными типами текстов и их признаками. | Уметь различать типы текстов. | ||
Темы текстов. Опорные слова. | Знакомить с признаками текста, совершенствовать навыки определения опорных слов. | Уметь определять тему текста; уметь определять опорные (ключевые) слова в тексте; на основе опорных слов создавать текст. | ||
Связь предложений в тексте. | Обсуждение признаков текста. | Уметь из предложений составлять текст. | ||
Цепная связь предложений в тексте. | Обсудить способы цепной связи предложений в тексте. | Уметь определять способы цепной связи предложений в тексте. | ||
Цепная связь предложений в тексте. | Обсудить понятие цепной связи предложений в тексте. | Уметь составлять из предложений текст, в котором предложения соединяются цепной связью. | ||
Параллельная связь предложений в тексте. | Обсудить параллельную связь предложений в тексте. | Уметь составлять из предложений текст с параллельной связью. | ||
Параллельная связь предложений в тексте. | Обсудить параллельную связь предложений в тексте. | Уметь составлять из предложений текст с параллельной связью. | ||
Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание». | Уметь правильно определять и употреблять связь между предложениями в тексте. | |||
Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание». | Уметь правильно определять и употреблять связь между предложениями в тексте. | |||
Единый временной план текста. | Исследовать единый временной план в текстах с цепной и параллельной связью предложений. | Уметь определить типы текста; уметь находить глаголы в тексте и определять их время. | ||
Единый временной план текста. | Знакомство с понятием о временной соотнесённости глаголов в повествовательных текстах. | Уметь объяснять фразеологизмы; уметь ставить в тексте в нужную форму. | ||
Единый временной план текста. | Обсуждение с временной соотнесённостью глаголов. | Уметь редактировать повествовательные тексты. | ||
Стили речи. | Знакомство с понятием «стиль речи» и с разновидностями стилей речи. | Уметь различать тексты в разговорном стиле и в книжном. | ||
Стили речи. | Исследовать разговорный стиль речи; дать понятия «Монолог» и «Диалог». | Уметь находить текст в разговорном стиле. | ||
Культура общения. | Исследовать правила речевого этикета во время спора, дискуссии. | Уметь соблюдать речевой этикет в споре, дискуссии. | ||
Научный стиль. | Обсудить признаки научного стиля. | Уметь различать научный текс от других. | ||
Словари. | Исследовать разные виды словарей (толковые, или объяснительные словари; словари – справочники). | Уметь работать со словарями. | ||
Проверь себя. |
Календарно-тематическое планирование занятий по факультативу «Школа развития речи». 4 класс
№ п/п | Дата | Тема занятия | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся |
Омонимы,омофоны, омоформы, Каламбуры. | Отличие многозначного слова от омонимов. Знакомство с каламбурами. | Формирование представления об омонимах, омофонах, омоформах, каламбурах. | ||
Фразеологизмы. | Работа с фразеологизмами. Заменять слова фразеологизмами. | Формирование представления о фразеологизмах. Уметь определять слова с переносным значением слова. | ||
Фразеологизмы | Составить рассказ, используя фразеологизмы. | Навыки употребления фразеологизмов в устной и письменной речи. | ||
Диалектизмы. | Значение диалектизмов в литературном языке. | Формирование представления о диалектизмах. Диалекты в литератур- ном языке. | ||
Сравнение, эпитеты, олицетворение. | Сведения об изобразительных средствах языка: олицетворении, сравнении, эпитете. | Навыки употребления изобразительно-выразительных средств в устной речи. | ||
Метафора. | Знакомство с метафорой. Определение выражений с метафорой. | Роль метафоры в художествен- ном тексте. | ||
Пословицы и поговорки. Афоризмы. | Работа с пословицами и поговорками. Знакомство с афоризмами. | Умение уместного употребления пословиц в речи. | ||
Сочинение по пословице. | Составлять текст по заданной пословице. | Умение раскрывать смысл пословицы. | ||
Анализ сочинений по пословицам. | Работа над орфографическими и речевыми ошибками. | Умение редактировать текст, исправлять лексические и стилистические ошибки. | ||
Художественный стиль. Общее понятие. | Знакомство с художественным стилем. Изобразительные языковые средства художественного стиля. | Умение составлять текст в художественном стиле. | ||
Сочинение – пейзажная зарисовка. | Подбор образных средств для написания сочинения. | Умение составлять текст в художествен- ном стиле. | ||
Рифма. | Понятие о стихотворении как об определенном способом организованном тексте. | Умение определять стихи, определенный ритм. | ||
Диалог и монолог. | Определение в тексте диалогов, монологов. | Диалог и монолог как форма речи. | ||
Драматические импровизации. | Знакомство с пьесой. Инсценировка отрывка из данного рассказа. | Уметь трансформировать рассказ в пьесу. | ||
Драматические импровизации. | Инсценировка по отрывку из повести «Витя Малеев в школе и дома». | Уметь трансформировать рассказ в пьесу. | ||
Композиция текста. Основные элементы композиции. | Знакомство с элементами композиции текста. | Уметь определять все части текста. | ||
Композиция. Работа с деформирован- ным текстом. | Определять стиль, тему, основную мысль текста. Работать с деформированным текстом. | Уметь определять элементы композиции текста. | ||
Творческая работа. | Письмо сочинения на определенную тему. | Писать сочинение на определенную тему. | ||
Сочинение – миниатюра в художественном стиле. | Письмо сочинения в художественном стиле. | Составлять текст в художественном стиле. | ||
Творческая работа. | Письмо сочинения «наоборот». | Сочинение сказки по опоре. | ||
Публицистический стиль. | Знакомство с публицистическим стилем и его особенностями. | Уметь писать сочинения в публицистическом стиле. | ||
Газетно-публицистический стиль. | Познакомить с особенностями газетно-публицистического стиля. | Уметь определять корреспонденцию, репортаж, статью. | ||
Деловая игра «Вёрстка газеты». | Учиться «собирать» газету, располагать типографский набор на страницах газеты. | Формирование умения выпускать стенную газету. | ||
Официально-деловой стиль. | Знакомство с официально – деловым стилем и его особенностями. | Формировать умение написания деловых документов. | ||
Тезисы. Конспект. | Составления конспекта. | Формировать умение написания конспектов статей. | ||
Аннотация. | Написание аннотации к любимой книге. | Формировать умение составления аннотации к прочитанным книгам. | ||
Я пишу письмо. | Знакомство с особенностями эпистолярного жанра. | Формирование умения оформления адреса на письме. | ||
Личный дневник. | Важность ведения личного дневника. | Умение вести записи в личном дневнике. | ||
Сочинение «Мои любимые стихи». | Выбирать любимых поэтов, любимые стихи. | Развитие познавательного интереса, внимания к поэзии. | ||
Сочини сценарий для мультфильма. | Придумать тему, каждому герою роль. | Формирование навыка составления мультфильма. | ||
Конкурс на лучшее название конфет. | Собрать различные названия конфет. Установить источник происхождения этих названий. | Оформление своих исследований в виде презентации. | ||
Обобщение. Проверочная работа. | Лингвистический турнир. | Умение применять полученные знания в нестандартной ситуации |
Учебно-методическое обеспечение:
- Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие. Т.Н.Соколова. – М.: Издательство РОСТ, 2013.-80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа развития речи"
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК (рабочие тетради, методические рекомендации ...
Рабочие программы курса внеурочной деятельности.Школа развития речи 4 класс.
Разработка программы....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа развития речи" для 3 класса.
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа развития речи" для 3 класса составлена в соответствии с ФГОС НОО....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа развития речи". Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» Т.Н.Соколова.
Программа курса «Речь. Техника и выразительность речи» изучается в течение всего обучения с 1-4 класс по 1 ч. в неделю.Требования к уровню подготовки обучающихся. К окончанию курса «Речь. Школа ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Школа развития речи" для 2 класcа
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности...
Модифицированная программа по внеурочной деятельности курса "Развитие познавательных способностей"
Курс «Развитие познавательных способностей» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет. ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа развития речи", 3 класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы «Речь», составленной преподавателями Пен...