Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Школа вежливости"
рабочая программа (1 класс) на тему

Зубарева Юлия Васильевна

    Курс «Школа вежливости» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в рамках эксперимента по апробации  федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Главное назначение данного курса – формирование навыков общения и  культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_vezhlivosti.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

    Курс «Школа вежливости» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в рамках эксперимента по апробации  федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Главное назначение данного курса – формирование навыков общения и  культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности .

  Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.

  На реализацию программы отводится 2 часа в неделю, всего 66 часов в год.

 Содержание предполагает решение следующих задач:

  • обучение навыкам общения и сотрудничества;
  • формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
  • развитие коммуникативных умений в процессе общения;
  • введение  в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.

  Основные разделы программы:

  • я среди людей;
  • речевой этикет;
  • культура поведения;
  • в мире сказок.
  • Воспитательные идеи программы:
  • Старайся делать добро!
  • Бойся обидеть человека!
  • Люби и прощай людей!
  • Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
  • Познай мир и себя!
  • Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!

Ожидаемые результаты:

  • обогащение личного опыта общения детей;
  • ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
  • овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.


Раздел программы

№ п/п

Тема занятия

Содержание, методические приемы

Кол-во часов

Дата

Я среди людей

(14 ч.)

1-3

Кто я и как выгляжу?

Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена.

3

3.09

6.09

10.09

4 - 5

Что в нашем имени?

Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций.

2

13.09

17.09

6 - 7

Плохо одному

Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения.

2

20.09

24.09

8-10

Товарищи и друзья

Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа.

3

27.09

1.10

4.10

11 - 12

Как завоевывать друзей

Правила общения с товарищами и друзьями.

2

8.10

11.10

13

Бескорыстие в дружбе

Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.

1

15.10

14

Верность слову

Понятия «верность слову», «честь». Проблемная ситуация: можно ли всегда быть верным данному тобой слову.

1

18.10

Речевой этикет (15 ч.)

15 - 16

Что такое этика и этикет

Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям.

2

22.10

25.10

17 - 18

Роль мимики, жестов и позы в общении

Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение».

2

5.11

8.11

19 -  20

О вежливых словах и их применении.

Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении.

2

12.11

15.11

21 -23

Правила знакомства, представления и обращения

Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций.

3

19.11

22.11

26.11

24 -  25

Правила приветствия и прощания

Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.

2

29.11

3.12

26 - 27

Правила извинения и просьбы

Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций.

2

6.12

19.12

28 -  29

Правила благодарности и отказа

Знакомство с правилами благодарности и отказа . Моделирование ситуаций.

2

13.12

17.12

Культура поведения

(27 ч.)

30 - 31

Отношение к старшим

Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим.

2

20.12

24.12

32 - 33

Отношение к учителю

Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем.

2

27.12

14.01

34 -  35

Отношение к малышам

Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким.

2

17.01

21.01

36 - 37

Как вести себя в школе, на переменах

Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки.

2

24.01

28.01

38 - 39

Правила поведения в столовой, за столом

Знакомство с правилами поведения  в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой».

2

31.01

4.02

40 - 41

Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей

Знакомство с правилами поведения  в  гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях».

2

7.02

11.02

42 - 43

Искусство делать подарки

Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций.

2

14.02

25.02

44 - 45

Как правильно разговаривать по телефону

Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону»

2

28.02

4.03

46 - 47

Правила поведения в общественном транспорте

Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе».

2

7.03

11.03

48 - 49

Как вести себя в общественных местах

Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах.

2

14.03

18.03

50 - 51

Правила поведения в театре и кино

Знакомство с правилами поведения  в театре и кино. Моделирование ситуаций.

2

21.03

1.04

52 -53

Поведение в библиотеке и музее

Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку.

2

4.04

8.04

54

Как вести себя в Храме

Знакомство с правилами поведения

в Храме.

1

11.04

55 -56

Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями

Понятие «люди с ограниченными возможностями». Проявления чуткости и уважения, заботы и сострадания, помощи в повседневной жизни..

2

15.04

18.04

В мире сказок

(8 ч)

57 - 58

Добро и зло в сказках

Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение.

2

22.04

25.04

59- 61

Сказки – волшебство, чудо и правда

Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает.

3

29.04

2.05

6.05

62- 64

Сказка – ложь, да в ней намек

Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках.

3

13.05

16.05

20.05

65 - 66

Что мы узнали и чему научились

Заочное путешествие  по «Школе вежливости».

Праздник вежливых ребят

2

23.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Школа вежливых наук "

Программа курса «Школа вежливых наук» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении поможет ...

Рабочая программа внеурочной деятельности (социальное направление) " Азбука вежливости"

Пояснительная записка.Цель и задачи программы.Планируемые результаты реализации программы.Содержание программы.Учебно-тематический план.Список литературы....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука вежливых наук»

   Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в соц...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука вежливости", 1 класс

Курс «Азбука вежливости» реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 1 классе.  Программа составлена в соответствии с ФГОС второго поколения. Цель программы - ф...