Рабочая программа «Основы безопасности жизнедеятельности» 4 класс
рабочая программа по обж (4 класс) на тему

Томских Ирина Михайловна

Данная рабочая программа составлена на основе программы «Основы безопасности жизнедеятельности» авторы: Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. Москва. Просвещение

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час  в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativ_obzh_4_klass.rar16.01 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе программы «Основы безопасности жизнедеятельности» авторы: Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. Москва. Просвещение, 2009 год.

Одними из основных моментов в практической реализации законов Российской Федерации «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» являются постоянное информирование населения, пропаганда знаний, обеспечение правильных действий населения в опасных для жизни и здоровья условиях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций предлагается программа, обеспечивающая непрерывность обучения населения, начиная с младшего школьного возраста, правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях

        Для младшего школьника особенно актуальны следующие способы передачи своего отношения к полученной информации: движение (активное практическое действие, игра как реализация полученных знаний, рисунок) и слово (беседа, рассказ). Эту возможность и предоставляет программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности», дополняющая темы основного образовательного компонента «Окружающий мир».

        Предлагаемое дополнение содержания ознакомления с окружающим миром ставит основной предмет «Окружающий мир» в особое положение по вкладу в развитие и воспитание младшего школьника и определяет его инвариантность в учебном плане четырехлетней начальной школы. Последовательность изучения тем дополнительного материала по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» определяется содержанием тем основного курса.

        В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.

Цели курса:

 - формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации;

      - привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;

     - сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;

     - выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

Задачи курса:

- развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

- стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час  в неделю)


Требования к уровню подготовки учащихся

к концу 4-го года обучения

Учащиеся должны знать:

  • Правила перехода дороги;
  • Правила движения на велосипедах;
  • Правила безопасного поведения при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира;
  • Основные правила поведения на воде, при купании, при отдыхе у воды, при катании на лодке;
  • Способы и средства спасания утопающих. Основные спасательные средства;
  • Как ориентироваться на местности;
  • Как организовать безопасную переправу через водную преграду; меры пожарной безопасности при разведении костра;
  • Когда следует вызывать «скорую помощь» и порядок ее вызова;
  • Основные понятия — «здоровье», «здоровый образ жизни»;
  • Факторы, влияющие на состояние здоровья - (курение, алкоголь, токсикомания).

Учащиеся должны уметь:

  • Правильно переходить дорогу, перекресток;
  • Ориентироваться на местности: определить стороны горизонта по компасу и местным предметам;
  • Определить расстояние по карте и по местности;
  • Организовать безопасную переправу через небольшой ручей или канаву;
  • Завязать 1—2 вида узлов;
  • Развести и погасить костер;
  • Вызвать «скорую помощь», оказать первую помощь при порезах и ссадинах, ушибе, небольшом ожоге, при попадании инородного тела в глаз, ухо или нос, при укусе насекомыми, собакой, кошкой, при кровотечении из носа;
  • Оказать первую помощь при травме опорно-двигательного аппарата (кисти рук, бедра, колена).


Календарно-тематическое планирование факультатива «ОБЖ»

Тема

Дата

1

Предупреждение бытового травматизма. Шалости на балконах, чердаках, крышах, у открытых окон.

5.09

   2

Катание по лестничным перилам.

12.09

3

Игры с огнем, «химические эксперименты» с карбидом, серой, рогатки, самопалы.

19.09

4

Прикасание     к неизолированным электрическим проводам, баловство в лифте, на стройплощадке, в местах ремонта дорог, у открытых люков.

26.09

5

Безопасность   на  воде.   Меры  безопасности   при  пользовании гребными лодками.

3.10

6

Водоемы нашей местности, правила купания в них и меры безопасности. Основные и подручные средства спасения на воде.

10.10

7

Безопасность     пешеходов.     Виды     транспортных     средств. Интенсивность и скорость городского транспорта.

17.10

8

Тормозной путь. Тормозное расстояние.

24.10

9

Когда ты становишься водителем. Езда на велосипеде, мопеде, мотоцикле.

7.11

10

Основные правила езды и меры безопасности.

14.11

11

Соблюдение правил дорожного движения велосипедистами.

21.11

12

Знаем  ли  мы   правила  дорожного движения. Причины дорожно-транспортного  травматизма  пешеходов  и  пассажиров.

28.11

13

Несоблюдение   пассажирами   правил   поведения   в   транспорте, недисциплинированность на улице и в транспорте.

5.12

14

Железнодорожный    переезд.    Поведение   школьников   вблизи железнодорожных путей. Правила перехода и переезда через них.

12.12

15

Охраняемые и неохраняемые переезды. Условия безопасности при пользовании электропоездами.

19.12

16

Предназначение и задачи, решаемые ГИБДД.

17

Чрезвычайная ситуация на дорогах - что делать?

18

Практические занятия. Выход на природу. Рассказ о порядке сбора и применения лекарственных и опасных растений.

19

Практические занятия. Ориентирование на местности.

20

Практические занятия. Знаем ли мы правила дорожного движения.

21

Как правильно пользоваться огнетушителем.

22

Основные виды травм у детей младшего школьного возраста и первая медицинская помощь

23

Основные виды травм у детей младшего школьного возраста и первая медицинская помощь. Первая медицинская помощь при травмах.                      

24

Выработка умений по оказанию первой помощи при ссадинах, порезах, ожогах, укусах насекомых , носовом кровотечении , попадании инородного тела в глаз.

25

Основные виды травм. Понятие о само- и взаимопомощи.

26

Практические занятия. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи

27

Понятие о здоровье и факторах, на него влияющих. Влияние окружающей среды на здоровье человека.

28

Режим учебы и отдыха. Рациональное питание, физическая культура, закаливание.

29

Личная и общественная гигиена.

30

Инфекционные заболевания и их профилактика.

31

Начальные сведения о вредных привычках и их влияние на человека.

32

Вред пассивного курения.

33

Практические занятия. Основы здорового образа жизни

34

Тест. Тема: « Безопасность и защита человека»


Примерное содержание дополнительного материала программы ОБЖ

1. Основы здорового образа жизни  

        1.1. Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» Понятие здоровья. Факторы, влияющие на него. Основы здорового образа жизни и безопасность человека. Режим дня. Здоровое питание. Профилактика переедания, пищевых отравлений. Инфекционные болезни. Пути передачи инфекционных заболеваний. Профилактика инфекционных заболеваний.

        1.2.  Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика

Курение и его влияние на состояние здоровья. Алкоголь и его влияние на умственную  и физическую работоспособность человека. Профилактика вредных привычек.

2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

            2.1.   Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь

Основные виды травм у детей младшего школьного возраста; Переломы, вывихи и, растяжения связок.

Когда следует вызывать «скорую помощь» и порядок ее вызова.

Кровотечение, первая медицинская помощь. Ушибы, сотрясение мозга, попадание инородных тел в глаз, ухо, нос — первая медицинская помощь.

Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек.

Кровотечения из носа — оказание первой медицинской помощи.

        2.2.  Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи

Первая медицинская помощь при наружном кровотечении. Правила обработки ран. Перевязка ран.

Оказание первой помощи при ожогах и обморожении.

Оказание первой помощи при отравлениях.

Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата (при травме кисти рук, бедра, колена).

3. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся

        3.1.        Безопасное поведение в быту (контрольные задания на повторение пройденного материала в 1—4 классах)

Опасные шалости и игрушки. Профилактика возможных опасных ситуаций в быту. Опасная высота.

        3.2.        Безопасное поведение на улицах и дорогах (повторение  пройденного  материала в 14 классах)
Безопасность пешеходов при движении по дорогам.

Элементы дорог. Дорожная разметка. Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств,

Соблюдение правил движения велосипедистами. Причины дорожно-транспортного травматизма.

Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД).

Железнодорожный транспорт, его особенности, безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира.

        3.3.        Безопасное поведение в природе

Ориентирование на местности. Понятие ориентира. Определение сторон горизонта по компасу, по солнцу, часам и местным предметам.

Безопасная переправа через водную преграду. Умение вязать узлы. Костер. Меры пожарной безопасности при разведении костра.

        3.4.        Безопасное поведение на воде

Основные правила поведения на воде, при купании, при отдыхе у воды, при катании на лодке. Способы и средства спасания утопающих. Основные спасательные средства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 3 класс

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на основе авторской программы  Л.П. Анастасовой, П.В. Ижевского, Н.В. Ивановой «Основы безопасности жизнедеятельн...

Программа «Основы безопасности жизнедеятельности. Охрана здоровья»

Предлагаемая программа обеспечивает обучение младших школьников правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях, помогает использовать полученные знания в практической деятельности....

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 3 класс

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 3 класс. Цели и задачи, личностные, предметные и метапредметные результаты, календарно-тематическое  планирование, материально-тех...

Рабочая программа внеурочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности «Безопасное детство»

На ступени начального образования происходит становление мировоззрения обучающихся, принятие ими нравственных установок. Поэтому важно в этом возрасте сформировать у школьников культуру безопасности ж...

рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 4 класс

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 4 класс разработана в соответствии с ФГОС и авторской программой Анастасовой Л.П., Ижевским П.В., Ивановой Н.В....

Рабочая программа «Основы безопасности жизнедеятельности» 1 класс (33 часа, 1 час в неделю)

 Программа по ОБЖ включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, основы ...

Рабочая программа Предмет: «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР Класс: 9

Рабочая программа Предмет: «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР   Класс: 9...