рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 4 класс
рабочая программа по обж (4 класс) на тему

Орлова Светлана Владимировна

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 4 класс разработана в соответствии с ФГОС и авторской программой Анастасовой Л.П., Ижевским П.В., Ивановой Н.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_obzh_4_klass.docx70.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №19» с. Новоипатово

Сысертский городской округ

«Рассмотрено»  ШМО

 начальных классов

Руководитель ШМО

___________/Орлова С.В./

Протокол № ______

От«____»________20___г.

«Согласовано»

Зам.директора по УВР МАОУ  СОШ № 19

_________/Сумина О.И./

«___» __________20___г.

   «Утверждаю»

Директор МАОУ СОШ №19

_________/Юдин Ю.А./

Рабочая  программа

по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

4 класс

базовый уровень

Орловой Светланы Владимировны,

учителя I квалификационной  категории

Рассмотрено  

педагогическим  советом

Протокол № __________

От «____» _______________20__г.

с. Новоипатово

2015-2016 учебный год

ОСНОВЫ  БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Авторы: Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В.

(УМК система учебников «Школа России»)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы начального общего образования, Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 19; авторской программы Анастасовой Л.П., Ижевского П.В., Ивановой Н.В.

Разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» представляет собой область знаний, охватывающую теорию и практику безопасного поведения человека в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.

 Он предназначен для формирования у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и гигиены и безопасности окружающих, приобретения ими знаний и умений в прогнозировании опасных ситуаций и вредных факторов среды обитания и различных видов деятельности человека, для определения способов защиты от них, а также приобретения привычек здорового образа жизни.

Курс ОБЖ в начальной школе предназначен для начального формирования у младших школьников сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения первичных знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них.

В курсе ОБЖ для младших школьников даются рекомендации по поведению на улицах и дорогах, рассматриваются необходимые меры безопасности при обращении с огнем, газом, в общении с животными и во многих других ситуациях.

Занятия по ОБЖ носят комплексный теоретический и практический характер.

Теоретические занятия проводятся в начальной школе преимущественно в игровой форме с использованием дидактического материала и технических средств обучения.

Поскольку курс имеет ярко выраженный прикладной характер, его усвоение учащимися возможно только через постоянные тренировки. Поэтому цель каждого занятия не только и не столько в том, чтобы дать соответствующий объем знаний, сколько в том, чтобы выработать достаточно твердые умения и навыки поведения в той или иной ситуации.

Комплексные занятия проводятся в целях закрепления и совершения знаний и навыков, практических действий, развития смекалки и инициативы, приобретения моральной и психологической устойчивости в условиях повышенной опасности.

Цели и задачи курса

Цели:

 - Сформировать у детей потребность предвидеть возможные жизненные экстремальные ситуации;

-  Формировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих

 -Приобретение ими навыков сохранения жизни и здоровья в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим.

-Выработать достаточно твёрдые умения и навыки поведения в той или иной ситуации; -Обучить детей методам обеспечения личной безопасности;

Задачи:

- развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

- стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни приобретение учащимся начальных знаний, умений и навыков в области безопасности жизни;

-формирование у детей научно обоснованной системы понятий основ безопасности жизнедеятельности;

-выработка необходимых умений и навыков безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

Общая характеристика курса

Реализация программы позволит:

· привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;

 · сформировать у детей научно-обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;

· выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

Особое значение имеет необходимость углубления и расширения определённых понятий основного курса, что обусловлено растущим интересом учащихся к умениям действовать в экстремальных ситуациях, развитию самостоятельности при решении социальных и бытовых проблем в сложных жизненных ситуациях.

 В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.

Программой предусмотрены обязательные практические занятия:

• работа с дидактическим материалом (в игровой форме);

 • изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).

 Программа построена с учётом уровня подготовки и общего развития учащихся начальной школы по классам обучения и включает в себя основные, наиболее часто  встречающиеся опасные ситуации, в которых ребёнок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.

Главными задачами обучения по данной программе являются развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.

К дидактическим принципам, которые должны быть реализованы в образовательном процессе, относятся следующие:

Преемственность.  Каждая новая ступень обучения младших школьников должна опираться на уже усвоенные ими знания, умения и навыки, полученные в дошкольных учреждениях и от родителей. Последовательность и постепенность. Знания по основам безопасности жизнедеятельности следует давать постепенно, определенными дозами, без перегрузки, с нарастающим объемом информации со 2 по 4 классы.

Принцип развивающего обучения. Организация обучающих воздействий на личность и поведение ребенка позволяет управлять темпами и содержанием его развития. Не следует заставлять школьников начальных классов зазубривать сложные термины, определения, схемы, таблицы и т.д. Задачей является достижение понимания, осмысления и осознания учащимися смысла конкретных безопасных действий в традиционной обстановке. Успешность обучения определяется способностью ребенка самостоятельно объяснить, почему Он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат — осознанно вести себя в реальных условиях. Доступность. Учебный материал должен быть изложен в доступной форме. Дети не воспринимают сложную информацию с детализацией общепринятых определений и понятий, к ним необходимы комментарии.

Наглядность. Этот принцип традиционно используется в работе с учащимися, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.  При обучении основам безопасности жизнедеятельности необходимы наглядные средства: учебные книжки-тетради с иллюстрированным материалом, плакаты, макеты, специальное оборудование для проведения игровых занятий, видеофильмы, компьютерные игры и т.д.  

Принцип единства воспитания и обучения. На всех этапах обучения необходимо воспитывать у детей культуру поведения на улицах и дорогах, в общественных местах, в домашних условиях.

 Метод обучения — это способ деятельности педагога, направленный на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний учащимися. При обучении школьников начальных классов наиболее целесообразны следующие устные методы изложения знаний по основам безопасности жизнедеятельности: рассказ, рассказ-объяснение, беседа, самостоятельная работа с учебными пособиями (книжками- тетрадями).

 К рассказу педагог обращается, когда нужно сообщить учащимся новые знания, факты, события, т.е. то, что они не могут наблюдать непосредственно. Например, исторические справки по дорожной, пожарной или бытовой тематике. Содержание рассказа должно опираться на имеющийся личный опыт детей, который педагог расширяет и обогащает новыми элементами. В рассказе используются логические приемы сравнения, сопоставления, обобщения. Рассказ, как правило, сопровождается  показом иллюстраций, рисунков в учебнике или рабочей тетради, записью новых слов, понятий, определений.

 Рассказ-объяснение необходимо применять, когда нужно раскрыть логическую последовательность, обнаружить зависимости между изучаемым объектом и явлениями в окружающей среде (например, между переходом дороги и зеленым сигналом светофора, между природным явлением и особенностями поведения человека при нём и т, д.). В рассказе-объяснении педагог постоянно дает установку на необходимость больше видеть вокруг, быть внимательными и осторожными.

 Так, наблюдая происходящее на улице, в природе, в месте скопления людей ребенок должен уметь выделить все основные признаки предметов (а не только их цвет, величину), т.е. представить всю картину, событие целиком. Целостное восприятие закрепляется в памяти в виде образов и способствует работе воображения и мышления.

 Ребенок должен уметь отделить главное от второстепенного, общее от частного, найти связи и зависимости между предметами, объектами, изображенными на картинках, и сравнить их с реальной обстановкой, рассказом педагога и объяснением, как надо поступать в конкретном случае.

Беседа. Этот метод педагог использует, опираясь на уже имеющиеся знания и личный опыт школьников, подводит их с помощью вопросов к пониманию нового учебного материала, углубляет и развивает их знания, умения и навыки.

Если педагог умело ставит вопросы, он побуждает учащихся вспоминать известные им знания о действиях в различных условиях путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. В основе беседы — диалог между педагогом и школьниками, он активизирует их мышление. Беседа может строиться дедуктивно (от известных общих правил к частным заключениям) или индуктивно (от отдельных фактов, понятий к общим выводам).

 Беседа помогает объединить изучение нового материала с закреплением и проверкой пройденного. В беседе важно продумывать вопросы. Один из них может быть направлен на факты, примеры опасного поведения, а другой — актуализирует знания и личный опыт учащихся. Вопросы необходимы и для выявления новых связей между понятиями, явлениями в окружающей среде.

В беседе педагог должен поддерживать постоянный контакт с учащимися. Для этого их ответы и вопросы следует внимательно выслушивать. Правильные ответы одобрять похвалой, неправильные, неполные — комментировать, поправлять.

Можно предложить каждому учащемуся самому найти неточности и ошибки в ответе. И лишь когда тот не сумеет этого сделать, надо призвать на помощь других учащихся.

Так, если ребенка спросить, что нарисовано на картинке, он перечислит изображенные предметы. Но можно задать вопрос иначе: «Что делают пешеходы и водители на картинке?» Мысль ребенка направляется на установление связей, действий между ними. Если попросить школьника придумать название для картинки, задача усложнится. Учащийся сопоставляет предметы и их признаки между собой, определяет главное в сюжете и придумывает название.

Правильно сформулированная задача придает мышлению детей направленность на то, что от них требуется. Существенную роль играют установки педагога на запоминание той или иной информации, неоднократное повторение в процессе занятий (по разным темам), например, значимости зеленого сигнала светофора как безопасного, красного — как опасного или правила перехода улиц и дорог (смотрим во все стороны, а затем налево, направо и контролируем обстановку со всех сторон).

Работа с иллюстративным (наглядным) материалом. Это самостоятельная работа учащихся. Они записывают новые слова и термины, изучают учебный материал, сюжетные картинки и отдельные рисунки, ищут ответы на поставленные вопросы, выполняют задания педагога. Если ребенок самостоятельно рисует, раскрашивает,  отгадывает, он лучше запоминает и осмысливает материал.

Рассматривая иллюстрации и слушая рассказ педагога, дети расширяют личные наблюдения за реальными картинами жизни. Это достигается обсуждением действий водителя, пешехода, пассажира; пожарного, спасателя, медицинского работника. Педагог просит учащихся объяснить, почему они поступают именно так, а не иначе. Ставится вопрос о взаимосвязи между предметами, объектами, явлениями в рассматриваемой обстановке. То есть младших школьников необходимо постепенно учить оперировать отвлеченными понятиями.

Самостоятельная работа с иллюстративным материалом, сопровождаемая рассказом-объяснением и беседой, развивает произвольное внимание и мышление.

Домашние задания, имеющиеся в учебниках и рабочих тетрадях, даются с целью привлечь родителей к изучению вместе с детьми правил безопасности поведения, закрепить и обобщить изученное в школе. Игра. Познавательные игры с детьми проводят преимущественно по правилам. Сначала формируют задание, потом — способ выполнения.

 Чаще всего используют игры-упражнения, многократно повторяемые и направленные на формирование умений и навыков безопасно вести себя дома, в школе, на улицах и дорогах, в привычных и непривычных условиях. Упражнения могут быть индивидуальными и групповыми.

Индивидуальные упражнения применяют для отработки двигательных навыков у малоподвижных детей.

 Вводные упражнения предполагают точное воспроизведение тех или иных действий после показа педагогом. Сначала с каждым учащимся отрабатывают элементы действий, потом эти же действия дают последовательно, затем сравнивают с образцом (эталоном).

Тренировочные упражнения имеют целью повторить усвоенные действия для поддержания уже сформировавшихся умений и навыков.

Таким образом, игры-упражнения нужны для развития координации движений в реальной обстановке. Постепенное усложнение сознательного многократного повторения действий помогает сформировать безопасное поведение учащихся на улицах, дорогах и в быту.

 Ролевая игра. Она всегда носит эмоциональный характер, что способствует более прочному запоминанию правильных безопасных действий. При распределении ролей (водителя, пешехода, пассажира, пожарного, спасателя) у учащихся развивается воображение. Они начинают подчиняться определенным правилам, связанным с ролью.

 Важно наблюдать за отношением ребенка к роли. В ней поведение ребенка существенно перестраивается. Оно становится произвольным, т.е. контролируется и сопоставляется с эталоном.

Организуя игры, следует иметь в виду, что функция самоконтроля у детей развита слабо. Поэтому ребенку нужна постоянная поддержка педагога и участников игры.

В 3-4 классах в игру можно вводить моделирование различных нестандартных ситуаций для самостоятельного поиска выхода из опасных условий, анализа и оценки ошибочных, неправильных и, наоборот, правильных и безопасных действий.

Экскурсия. Она проводится для ознакомления с окружающей средой и закрепления учебного материала. Экскурсии могут быть пешие, автобусные и на маршрутном транспорте. Во время остановок педагог обращает внимание учащихся на опасные места по маршруту движения в школу, вокруг школы, объекты, представляющие опасность, закрывающие обзор, сезонные изменения дорожных условий; показывает действия пешеходов, водителей и пассажиров, дорожную разметку, указательные знаки, светофоры и т.д.

Педагог просит детей прислушаться к звукам, шумам, сигналам машин, по которым надо уметь различать движущиеся транспортные средства. Важно показать, где нельзя  переходить улицы и дороги: вблизи крутых поворотов, при наличии препятствий, ограничивающих обзор дороги; на нерегулируемых перекрестках с интенсивным движением и большим числом прилегающих дорог, проездов, выездов; где нельзя гулять, играть, находиться длительное время и т.д.

На экскурсиях дети приобщаются к природной, техногенной и социальной среде, осознают значимость усвоенных знаний, умений, навыков и привычек.

Формирование у младших школьников навыков безопасного поведения изо дня в день возможно как в образовательном процессе, реализуемом в форме традиционного урока, так и в других формах дидактических занятий с применением инноваций. В этом плане рекомендуется методика проведения экскурсии как одной из наиболее эффективных форм дидактических занятий.

Экскурсия может быть вводной, ознакомительной, обзорной. Цель ознакомительной экскурсии: сформировать у учащихся целостное представление об окружающей их среде, взаимосвязи в ней объектов и субъектов жизнедеятельности, постоянно возникающих различных нестандартных ситуаций и т.д. Обратить внимание детей на особенности опасного поведения участников дорожного движения, окружения людей в плане пожарной безопасности, электробезопасности, правил поведения на природе, у воды и нарушения правил безопасности жизнедеятельности. Научить детей видеть и предвидеть опасности. Рассказать о типичных ошибках в поведении детей, не умеющих предвидеть опасность. Объяснить новые для детей понятия по тематике безопасности.

Полученные в процессе экскурсии наглядные образы являются основой для дальнейшего обучения и воспитания младших школьников в процессе классных занятий по тематике ОБЖ, формирования и развития у них: воображения, мышления, внимания, наблюдательности, речи и других познавательных способностей, необходимых для правильной и безопасной ориентации в чрезвычайных, опасных и экстремальных ситуациях.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

 Согласно требованиям ФГОС НОО в учебный план начального общего образования МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19» в части, формируемой участниками образовательных отношений по результатам запроса родителей (законных представителей) введен предмет ОБЖ.  На изучение предмета ОБЖ отводится 1 час в неделю, 34 учебных недели (34 часа).

Описание ценностных ориентиров содержания предмета, курса

Одним из результатов обучения по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.

 Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные результаты:

• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Метапредметные результаты:

• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

 • овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты  своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

 • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

 • развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

 • освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметные результаты:

  1. В познавательной сфере:

 • знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

  1. В ценностно-ориентационной сфере:

• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

3. В коммуникативной сфере:

• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.

Содержание курса

1.Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся

 1.1. Безопасное поведение в быту Опасные шалости и игрушки. Профилактика возможных опасных ситуаций в быту. Опасная высота.

1.2. Безопасное поведение на улицах и дорогах (повторение пройденного в 1—3 классах) Безопасность пешеходов при движении по дорогам. Элементы дорог. Дорожная разметка. Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Соблюдение правил движения велосипедистами. Причины дорожно-транспортного травматизма. Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД). Железнодорожный транспорт, его особенности, безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира.

1.3. Безопасное поведение на природе Ориентирование на местности. Понятие ориентира. Определение сторон горизонта по компасу, по солнцу, часам и местным предметам. Безопасная переправа через водную преграду. Умение вязать узлы. Костер. Меры пожарной безопасности при разведении костра.

1.4. Безопасное поведение на воде Основные правила поведения на воде, при купании, при отдыхе у воды, при катании на лодке. Способы и средства спасания утопающих. Основные спасательные средства.

 2. Основы здорового образа жизни

 2.1. Основные понятия — «здоровье» и «здоровый образ жизни» Понятие здоровья. Факторы, влияющие на него. Основы здорового образа жизни и безопасность человека. Режим дня. Здоровое питание. Профилактика переедания, пищевых отравлений. Инфекционные болезни. Пути передачи инфекционных заболеваний. Профилактика инфекционных заболеваний.

2.2. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика Курение и его влияние на состояние здоровья. Алкоголь и его на умственную и физическую работоспособность человека. Профилактика вредных привычек.

3. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

3.1. Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь Основные виды травм у детей младшего школьного возраста. Переломы, вывихи и растяжения связок. Когда следует вызывать «скорую помощь» и порядок ее вызова. Кровотечение, первая медицинская помощь. Ушибы, сотрясение мозга, попадание инородных тел в глаз, ухо, нос — первая медицинская помощь. Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек. Кровотечения из носа — оказание первой медицинской помощи.

3.2. Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи.  Первая медицинская помощь при наружном кровотечении. Правила обработки ран. Перевязка ран. Оказание первой помощи при ожогах и обморожении. Оказание первой помощи при отравлениях. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата (при травме кисти рук, бедра, колена).

Планируемые результаты и содержание образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности» на уровне начального общего образования

Выпускник научится:

  • узнавать об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о здоровом образе жизни;

описывать:

  • водоемы зимой, меры предосторожности при движении по льду водоемов; правила поведения на пляже. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах;
  • правила безопасного поведения в лесу, в поле;
  • возможные опасные ситуации при движении по открытой местности: ориентирование, правила поведения во время дождя, грозы, снегопада и др.; ядовитые растения, грибы, ягоды.
  • Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми; от чего зависит наше здоровье.
  • Как живет наш организм. Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник.
  • Что такое неинфекционные заболевания, травмы, порезы, ссадины и царапины. Отравления. Их причины и признаки;
  • какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений; как оповещают население о чрезвычайных ситуациях.
  • Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».

Выпускник научится

  • Переходить дорогу, перекрёсток;
  • Различать сигналы светофора и регулировщика; сигналы, подаваемые водителями транспортных средств;
  • оценивать скорость движения городского транспорта, состояние дороги и тормозной путь;
  • правильно садиться в общественный транспорт и выходить из него;
  • двигаться по загородной дороге, в том числе группой;
  • правильно вести себя при возникновении пожара в общественных местах или в общественном транспорте;
  • разговаривать с незнакомыми людьми при звонке в дверь или по телефону;
  • соблюдать меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии, электрическими, газовыми приборами и печным отоплением;
  • оказывать первую помощь при отравлении угарным газом;
  • действовать при обнаружении возгорания в лесу, в поле.

Выпускник получит возможность научиться:

  • правильно перейти водоем по льду;
  • правильно вести себя на пляже.
  •  Плавать техникой плавания «кроль на груди»;
  •  ориентироваться в лесу.
  •  Уметь вести себя на реке зимой;
  • правильно вести себя при встрече с опасными животными и насекомыми, защищаться от них;
  • распознать отравление и оказать первую помощь при отравлении грибами;
  • оказать первую помощь при царапине, ссадине, порезе, при небольшом ожоге или обморожении;
  • действовать по сигналу «Внимание всем!».

Выпускник получит возможность научиться:

  • правилам движения пешеходов по дорогам, различать право- и левостороннее движение;
  • различать виды транспортных средств, сигналы, подаваемые водителями транспортных средств,
  • правилам движения пешеходов по загородной дороге;
  • правилам поведения при возникновении пожара в общественных местах, в  общественном транспорте;
  • мерам безопасности при пользовании в быту предметами бытовой химии, правилам обеспечения сохранности личных вещей;
  • особенности поведения с незнакомыми людьми;

Система оценки достижения планируемых результатов.

 Критерии оценивания.

Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.

1. Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачет в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.

 2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачет в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.

3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачет в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.

4. Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачет в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.

Описание материально – технического обеспечения

Учебные пособия

  1. Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова, Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие 3 – 4 класс. М.: Просещение, 2014г
  2. Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова, Основы безопасности жизнедеятельности. Методическое пособие 1 – 4 класс. М.: Просвещение, 2014

Печатные пособия

- Т.А.Карташова, С.К.Миронов. Наглядные пособия по «Основам безопасности жизнедеятельности: Гигиена» - М.: «СПЕКТР – М», «Экзамен», 2009

- Т.А.Карташова,  С.К.Миронов, В.К.Миронов.  Наглядные пособия по «Основам безопасности жизнедеятельности: Факторы, разрушающие здоровье человека» - М.: «СПЕКТР – М», «Экзамен», 2009

- Альбом учебный из 10 листов. Издательство «Экзамен» 2005г.

Технические средства обучения

- классная магнитная доска

- ноутбук

- мультимедийный проектор

- экспозиционный экран

Экранно – звуковые пособия

- CD –диск «Детская энциклопедия»

- CD – диск. Правила дорожного движения 1-4 класс, Издательство «Учитель» 2015г.  ФГОС,  внеурочная деятельность

Оборудование класса

- ученические столы двухместные с комплектом стульев

- стол учительский

- шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.



Календарно – тематическое планирование

№ урока

Название раздела, темы

Тема и содержание урока

Кол-во часов

Дата проведе-ния

Планируемые результаты

Основные виды деятельности

Предметные

Матапредметные

УУД

Личностные

УУД

1

Основы здорового образа жизни.

   (10 ч)

Понятие здоровья. Факторы, влияю-щие на него.

1

5.09

Узнать, от чего зависит здоро-вье человека, как нужно заботиться о своем здоровье.

К.: воспринимать и перерабатывать информацию; выражать свои мысли и слушать собеседника, понимать свою точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.

Р.: овладевать навыками самос-тоятельно опреде-лять цели и зада-чи по безопасно-му поведению  в повседневной жизни, выбирать средства реализа-ции поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности.

П.: приобретать опыт самостоя-тельного поиска анализа и отбора информации с использованием различных источ-ников и новых информационных технологий.

Формирование потребности соблюдать нор-мы здорового образа жизни, воспитание ответственного отношения к личному здоровью,  как к индивидуальной,  так и обществен-ной ценности.

Знакомиться с учебни-ком  и учебными посо-биями, с целями и зада-чами раздела. Извлекать из текста факторы, влияющие на здоровье человека, приводить примеры из собственно-го опыта.

2

Основы здорового образа жизни и безопасность человека.

1

12.09

Дать ответ на вопрос: что нужно делать, чтобы быть здоровым и сильным?

Пользуясь учебником и другими источниками информации, раскрыть зависимость между поведением, питанием, занятием спортом, режимом дня как здоровым образом жизни.

3

Режим дня.

1

19.09

Научиться правильно планировать и соблюдать режим дня.

Составить свой режим дня на будни и выходной день. Проанализировать, удалось ли его полностью выполнить.

4

Здоровое питание.

1

26.09

Узнать, от чего зависит рост и вес, каким должно быть питание, в какое время и в каком количестве должен кушать.

Извлекать из текста учебника и других источников информацию о здоровом ( разнооб-разном) питании, пропорции жиров, белков и углеводов для организма, продукты, их содержащие. Опасность излишнего употребления сахара, соли и жира для организма. Составление суточного меню.

5

Профилактика переедания, пищевых отравлений.

1

3.10

Узнать меры по профилактике переедания и пищевых отрав-лений, научить-ся оказывать  первую помощь.

Извлекать из текста учебника и других источников информацию о причинах переедания и пищевых отравлениях. На практической работе делать набор продуктов, полезных для организма. Соблюдать режим дня. Алгоритм оказания первой помощи при отравлении.

6

Инфекционные болезни. Пути передачи инфекционных заболеваний.

1

10.10

Узнать способы передачи инфек-ционных болез-ней, как человек борется с инфек-ционными бо-лезнями.

Извлекать из текста учебника и других источников информацию о возбудителях инфекци-онных болезней, спосо-бах передачи, симптомах заражения инфекцион-ной болезнью.

7

Профилактика инфекционных заболеваний.

1

17.10

Узнать о спосо-бах профилакти-ки инфекцион-ных болезней. Объяснять понятия «эпиде-мия», «вакцина-ция», «иммуни-тет».

Извлекать из текста учебника и других источников информацию о необходимости вакци-нации против инфекци-онных  заболеваний, раскрыть важность полезных привычек: гигиена тела, регулярные занятия спортом, разу-чить комплекс утренней гимнастики.

8

Вредные привычки. Курение и его влияние на состояние здоровья.  

1

24.10

Узнать о куре-нии,  как вред-ной привычке для организма человека. Объяснять поня-тие «пассивное курение».

Извлекать из текста учебника и других источников информацию о составе табачного ды-ма, признаки курящего человека. Влияние табач-ного дыма на организм человека (особенно ре-бенка).

9

Вредные привычки. Алкоголь и его влияние на состояние здоровья.

1

31.10

Узнать об алко-голе, как вред-ной привычке на организм чело-века. Других вредных при-вычках (ядови-тых летучих веществах).

Извлекать из текста учебника и других источников информацию об истории возникнове-ния алкогольных напит-ков. Объяснить учащим-ся об отрицательном воз-действии алкоголя на органы  человека, осо-бенно на ребенка. Рас-сказать об отрицатель-ном влиянии на орга-низм паров бензина, ави-ационного клея, эфиров, аэрозолей, дихлофоса.

10

Профилактика вредных привычек.

1

14.11

Узнать о спосо-бах профилакти-ки вредных привычек. Нау-читься оказы-вать первую помощь при отравлении.

На основе полученной информации о вреде алкоголя, курения и ядовитых летучих веществ, выработать меры по недопустимости приема детьми алкоголя, курения и ядовитых летучих веществ. Привести примеры из жизни и СМИ.

11

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

(7ч.)

Основные виды травм у детей.

1

21.11

Узнать, что такое травма, виды травм.

К.: воспринимать и перерабатывать информацию; выражать свои мысли и слушать собеседника, понимать свою точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.

Р.: овладевать навыками самос-тоятельно опреде-лять цели и зада-чи по безопасно-му поведению  в повседневной жизни, выбирать средства реализа-ции поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности.

П.: приобретать опыт самостоя-тельного поиска анализа и отбора информации с использованием различных источ-ников и новых информационных технологий.

Формирование потребности соблюдать нор-мы здорового образа жизни, воспитание ответственного отношения к личному здоровью,  как к индивидуальной,  так и обществен-ной ценности.

Извлекать из текста учебника и других источников информацию о травмах и их видах. Рассказать о первой помощи  при любой травме (взаимопомощь и самопомощь).

12

Средства помощи при травмах.

1

28.11

Узнать об ос-новных сред-ствах помощи при травмах.

Рассказать о средствах, входящих в состав аптечки (йод, зеленка, перекись водорода, мар-ганцовка, сода пищевая, борная кислота,  наша-тырный спирт, бинт, вата, лейкопластырь, жгут).  В случае отсут-ствия какого-либо сред-ства, использование подручных средств (одеколон, чистый носовой платок, ремень).

13

Первая  медицинская помощь при ушибах и кровотечениях.

1

5.12

Научиться  оказывать первую помощь при ушибах и кровотечениях.

Извлекать из текста учебника  информацию  об оказании помощи при ушибах и кровотечениях. Закреплять полученные знания посредством практических упражнений.

14

Правила обработки ран.

1

12.12

Узнать, что нужно делать при небольших порезах и ссади-нах, при укусах пчел, чем можно заменить йод или зеленку.

Извлекать из текста учебника  информацию  о правилах  оказании помощи при обработке ран. Закреплять получен-ные знания посредством практических упражне-ний.

15

Перевязка ран.

1

19.12

Узнать, как пользоваться бинтовой повязкой, как накладывать повязку на поврежденный палец.

Извлекать из текста учебника информацию о правилах пользования бинтовой повязкой. Научиться накладывать повязку на поврежден-ный палец.

16

Переломы, вывихи и растяжения связок.

1

26.12

Узнать, какие бывают виды переломов, как оказывать первую помощь при переломе, при вывихах и растяжении связок.

Извлекать из текста учебника информацию, что такое перелом (открытый, закрытый), признаках перелома. Вывих и его признаки. Научиться оказывать первую помощь при переломе руки, ноги; при вывихе.

17

Первая  медицинская помощь при  травмах опорно-двигательного аппарата.

1

16.01

Научиться оказывать первую помощь при травмах опорно-двига-тельного аппа-рата.

Извлекать из текста учебника информацию об оказании первой помощи при травмах опорно-двигательного аппарата. . Закреплять полученные знания посредством практи-ческих упражнений.

18

Опасные

ситуации,

возникающие

в повседнев-

ной жизни,

правила

 поведения

учащихся.

(17 ч.)

Опасные шалости. Возможные последствия шалостей.

1

23.01

Научиться определять, что шалости могут быть опасными и выявлять воз-можные послед-ствия от них.

К.: освоение приемов действий в опасных и чрез-вычайных ситуа-циях природного, техногенного и социального характера; формировать умения взаимо-действовать с окружающими выполнять раз-личные социаль-ные роли при лик-видации послед-ствий чрезвычай-ных ситуаций.

Р.: развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собесед-ника, понимать его точку зрения, понимать право человека на иное мнение.

П.: овладевать умениями формулировать личные понятия о безопасности, анализировать причины возник-новения  опасных  и чрезвычайных ситуаций, обоб-щать и сравнивать по последствиям, выявлять причин-но-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на жизне-деятельность человека.

Развитие личностных,  в том числе духов-ных и физичес-ких качеств, обеспчивающих  защищенность жизненно важ-ных интересов личности от внешних и внутренних угроз.

Выполнять задания в учебнике: по предложен-ным картинным ситуа-циям (чем опасны дет-ские шалости),  выска-зывать свое мнение; выполнять задания тестового характера. Приводить примеры из личных случаев или наблюдений.

19

Опасные игрушки.

1

30.01

Научиться предвидеть и предотвращать опасность от игрушек.

Выполнять задания в учебнике: по предложен-ным картинным ситуа-циям (какие игрушки и чем опасны), высказы-вать свое мнение; выпол-нять задания тестового характера. Приводить примеры из личных слу-чаев или наблюдений.

20

Опасная  высота.

1

6.02

Научиться предвидеть и предотвращать опасность высоты.

Выполнять задания в учебнике: по предложен-ным картинным ситуа-циям (чем опасна высо-та, стройка, карьер, бал-кон),  высказывать свое мнение; выполнять зада-ния тестового характера. Приводить примеры из личных случаев или наблюдений.

21

Практическое занятие. Профилактика возможных опасных ситуаций в быту.

1

13.02

Вспомнить правила обращения с электроприбо-рами, колющи-ми и режущими предметами.

Назвать возможные опасные ситуации в быту. Разыгрывание возможных опасных ситуаций в быту и уметь находить из этого выход.

22

Правила безопасного поведения на дорогах.

1

20.02

Повторить правила поведе-ния на дорогах, изученные за предыдущие годы.

Прочитать в учебнике правила безопасного поведения на дорогах, рассматривать рисунки и обсуждать изображен-ную на них ситуацию.

23

Правила перехода дорог.

1

27.02

Повторить правила перехода дорог.

Прочитать в учебнике правила перехода дорог, рассматривать рисунки и обсуждать изображен-ную на них ситуацию.

24

Соблюдение правил  движе-ния  велосипе-дистами.

1

5.03

Повторить правила движе-ния велосипе-дистов.

Прочитать в учебнике правила движения вело-сипедистов, рассматри-вать в учебнике рисунки  и обсуждать изображен-ную на них ситуацию. Составлять рассказ по рисункам, объясняющий, в чем состоит опасность данной ситуации.

25

Причины  дорожно - транспортного травматизма

1

12.03

Называть  при-чины дорожно-транстортного травматизма.

Извлекать из СМИ (газет) и Интернета информацию о дорожно-транспортных происшес-твиях, их причинах и последствиях.

26

Ориентирование на местности.

1

19.03

Узнать, что такое ориенти-рование на мест-ности, как поль-зоваться приме-тами и ориенти-рами, в чем заключается коварство ориентира.

Извлекать из текста учебника и других источников информацию о том, что такое ориен-тирование.

27

Определение сторон горизонта по   местным  признакам.

1

9.04

Узнать о полез-ных приметах, научиться опре-делять стороны горизонта по местным приз-накам. Познакомиться с точечными и площадными ориентирами.

Извлекать из текста учебника и других источников информацию о признаках определения сторон горизонта. Определять стороны горизонта по предметам. Свои наблюдения зарисовывать в тетради. Учиться вести наблю-дения с разных точек. При передвижении постоянно следить за изменением ориентиров.

28

Определение сторон горизонта по компасу.

1

16.04

Узнать, что такое компас. Учиться ориен-тироваться по азимуту.

Извлекать из текста учебника и других источников информацию о компасе и его составля-ющих. Дать понятие «азимут». Учиться пользоваться компасом.

29

Определение сторон горизонта по  солнцу.

1

23.04

Научиться определять стороны света по солнцу по часам и без часов.

Извлекать из текста учебника информацию по определению сторон горизонта по солнцу по часам и без часов. Определять длину шага при нормальной скорости ходьбы и при беге. Заносить получен-ные результаты в тетрадь. Использовать эти результаты для измерения расстояния на местности.

30

Безопасная переправа через водную преграду.

1

30.04

Узнать, как безопасно переправиться через реку или ручей.

Извлекать из текста учебника информацию о способах и предметах переправы через реку или ручей.

31

Умение вязать узлы.

1

7.05

Узнать названия узлов, научиться их завязывать.

Извлекать из текста учебника и других источников информацию об узлах, как необходи-мом элементе страховоч-ной веревки при пере-праве. Знать и вязать виды морских узлов (удавка, брам-шкотовый, контрольный).

32

Меры пожарной безопасности при разведении костра.

1

14.05

Узнать, как разводить кос-тер в походе, что делать, что-бы костер не погас, как убе-речь лес от пожаров.

Извлекать из текста учебника информацию о правилах разведения костра. Научиться складывать костер.

33

Правила безопасного поведения на воде.

1

21.05

Узнать, как можно хорошо отдохнуть у воды и не забо-леть, что делать, если ноги сво-дит судорога,  как безопасно кататься на лод-ке, как помочь утопающему.

Извлекать из текста учебника информацию о правилах поведения на пляже, катания на лодках и купания. Свои знания проверить ответами на вопросы.

34

Итоговое повторение.

1

28.05

Повторить мате-риал, изученный в течении года.

Провести игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 3 класс

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на основе авторской программы  Л.П. Анастасовой, П.В. Ижевского, Н.В. Ивановой «Основы безопасности жизнедеятельн...

Рабочая программа по основам безопасности движения

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГАпо _Основам безопасности движенияАвторская адаптационная разработка программы «Зелёный свет» в стадии апробации. Автор Мышкина И.Д....

Рабочая программа факультатива "Дорожная безопасность" 2 класс

Рабочая программа сождержит поурочное планирование уроков по ПДД для 2 класса. 9 уроков в год....

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 3 класс

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 3 класс. Цели и задачи, личностные, предметные и метапредметные результаты, календарно-тематическое  планирование, материально-тех...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности.

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности   составлена в соответствии с требованиями  Федерального  закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Фед...

Рабочая программа предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" для обучающихся 2 класса.

Подготовка обучающихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде....