Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 3 класс
рабочая программа по обж (3 класс) на тему
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 3 класс. Цели и задачи, личностные, предметные и метапредметные результаты, календарно-тематическое планирование, материально-техническое обеспечение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_osnovy_bezopasnosti_zhiznedeyatelnosti_3_klass.doc | 143.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная Каплинская школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Саплиной Светланы Васильевны,
учителя начальных классов,
по учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
3 класс
Старый Оскол
2013г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 3 класса разработана на основе авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» (авторы: Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В. Иванова) для учащихся 1-4 классов образовательных учреждений. Концепция и программы для начальных классов в 2ч. Ч.2 Е.В. Алексеенко, Л.П.Анастасова, В.Г. Горячев и др.– 2-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 207с., с.3-19
Общая характеристика учебного предмета
Цель:
- формирование социального опыта школьника;
- осознание им необходимости применять полученные знания в нестандартной ситуации.
Задачи:
- развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
- стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.
- привитие учащимся начальных знаний, умений и навыков в области безопасности жизни;
- формирование у детей научно обоснованной системы понятий основ безопасности жизнедеятельности;
- выработка необходимых умений и навыков безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
Согласно авторской программе «Основы безопасности жизнедеятельности» (авторы: Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В. Иванова) // Школа России. Концепция и программы для начальных классов в 2 ч. Ч 2. / - М.: Просвещение, 2008 , на изучение предмета в третьем классе начальной школы отводится 32 часа (1 час в неделю). Согласно учебному плану МБОУ «ОО Каплинская школа» на 2013-2014 учебный год на изучение предмета отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
В соответствии с этим в рабочую программу внесены изменения:
С целью ознакомления детей с правилами поведения пассажиров в транспорте, на остановке, при переходе трамвайных путей, в момент аварии добавлено 2 часа на изучение темы: «Мы пассажиры». (Раздел 1. «Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся»).
На проведение контрольных работ отводится 4 часа (из них: тестирований: 2, контрольных работ: 2), на практические занятия - 9 часов
Текущий контроль осуществляется при помощи устных ответов обучающихся, а также за выполнение практических заданий.
Программа обеспечена методическим комплектом УМК «Школа России»:
1. Концепция и программы для начальных классов в 2 ч. Ч 2. / - М.: Просвещение, 2008.
2. Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник, 3 класс. М. «Просвещение», 2013.
3 . Л.П. Анастасова «Основы безопасности жизнедеятельности»: рабочая тетрадь, 3 класс. М.. «Просвещение», 2013.
Место курса в учебном плане
На изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в третьем классе начальной школы отводится 32 часа (1 час в неделю). Согласно учебному плану МБОУ «ОО Каплинская школа» на 2013-2014 учебный год на изучение предмета отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;
2) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
3) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
4) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
5) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
6) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметных результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
1) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
2) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
3) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание учебного предмета
1. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся
1.1. Безопасное поведение на дорогах
Движение пешеходов по дорогам. Правостороннее и левостороннее движение.
Элементы дорог. Дорожная разметка. Перекрестки. Их виды.
Переходим дорогу, перекресток. Сигналы светофора и регулировщика.
Виды транспортных средств. Специальные транспортные средства. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Скорость движения городского транспорта. Состояние дороги, тормозной путь автомобиля. Загородная дорога, движение пешехода по загородной дороге.
1.2. Мы - пассажиры
Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров.
Правила посадки в транспортное средство и высадки из него. Поведение при угрозе и во время аварии. Безопасная поза.
1.3. Пожарная безопасность и поведение при пожаре.
Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожаров. Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах. Страх, навыки безопасного поведения.
Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения.
1.4. Безопасное поведение дома.
Лифт - наш домашний транспорт.
Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии. Профилактика отравлений.
Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в быту.
Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами и печным отоплением.
1.5. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера
Правила обеспечения сохранности личных вещей. Защита квартиры (дома) от воров и грабителей: звонок в дверь, звонок (беседа) по телефону.
Особенности поведения с незнакомыми людьми: опасные незнакомцы.
2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
2.1. Первая медицинская помощь при отравлении газами
Отравление. Причины отравлений газообразными или вдыхаемыми токсическими веществами. Профилактика отравлений. Признаки отравления угарным газом. Первая помощь при отравлении угарным газом.
3. Защита человека в чрезвычайных ситуациях
3.1. Чрезвычайные ситуации
Чрезвычайные ситуации природного происхождения - стихийные бедствия. Примеры стихийных бедствий: тайфуны, ураганы, бури (штормы), смерчи, снегопады, метели, наводнения. Их последствия, мероприятия по защите.
Лесные пожары. Действия школьников по их предупреждению.
3.2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения
Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Примеры содержания речевой информации о чрезвычайных ситуациях.
3.3.Подготовка обучаемых к действиям в ЧС мирного и военного времени
3.4. Подготовка обучаемых к проведению «Дня защиты детей» (практическое занятие по плану образовательного учреждения)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и тем | Ча сы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Характеристика учебной деятельности | Примечание |
Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся | 27 | ||||
Безопасное поведение на дорогах | 10 | ||||
1. | Движение пешеходов по дорогам. | 1 | Разобрать причины дорожно- транспортного травматизма пешеходов и их последствия. | ||
2. | Правостороннее и левостороннее движение. | 1 | Ознакомление учащихся с происхождением правил о правостороннем и левостороннем движении. | ||
3. | Элементы дорог. Дорожная разметка. | 1 | Закрепление знания элементов улиц и дорог, назначение и роль дорожной разметки. | ||
4. | Перекрестки. Их виды. | 1 | Повторение различных видов перекрёстков, закрепить знания учащихся о правилах перехода дороги по пешеходному переходу. | ||
5. | Переходим дорогу, перекресток. Сигналы светофора и регулировщика. | 1 | Повторение сигналов светофора и регулировщика, закрепление знаний о правилах дорожного движения. | ||
6. | Переходим дорогу, перекресток. Сигналы светофора и регулировщика. Практическая работа | 1 | Повторение сигналов светофора и регулировщика, закрепление знаний о правилах дорожного движения. | ||
7. | Виды транспортных средств. Специальные транспортные средства. | 1 | Классифицировать виды транспортных средств. Познакомить уч-ся со специальными транспортными средствами. | ||
8. | Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Тест по теме: «Правила поведения на дорогах» | 1 | Формирование умений реагировать на сигналы водителей, знакомство с правилами перехода регулируемых и нерегулируемых перекрёстков. | ||
9. | Скорость движения городского транспорта. Состояние дороги, тормозной путь автомобиля. Практическая работа | 1 | Формирование знаний о различиях между автотранспортными средствами. | ||
10. | Загородная дорога, движение пешехода по загородной дороге. Практическая работа | 1 | Объяснить движение пешеходов по загородной дороге. | ||
Мы - пассажиры | 2 | ||||
11 | Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров. | 1 | Ознакомление с правилами безопасного поведения в транспорте, воспитание культуры поведения в транспорте. | ||
12 | Правила посадки в транспортное средство и высадки из него. Поведение при угрозе и во время аварии. Безопасная поза. Практическая работа | 1 | Ознакомление уч-ся с правилами безопасного поведения при посадке в транспорт и высадке. | ||
Пожарная безопасность и поведение при пожаре | 3 | ||||
13 | Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожаров. Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах. Страх, навыки безопасного поведения. | 1 | Воспроизводить умения и навыки безопасного обращения с огнем. Рассмотреть возможные причины пожара в школе. | ||
14 | Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах. Страх, навыки безопасного поведения. Тест по теме: «Огонь, вода и газ» | 1 | Обсудить правила поведения при пожаре. | ||
15 | Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения. Практическая работа | 1 | Обсудить правила поведения при возникновении пожара в общественном транспорте. | ||
Безопасное поведение дома | 6 | ||||
16 | Лифт - наш домашний транспорт. | 1 | Обсудить правила поведения в лифте при поломке. | ||
17 | Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии. Профилактика отравлений. Практическая работа | 1 | Обсудить меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии. | ||
18 | Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии. Профилактика отравлений. | 1 | Использовать навыки и умения по оказанию первой доврачебной помощи при отравлениях. | ||
19 | Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в быту. Контрольная работа: «Безопасное поведение в быту» | 1 | Обсудить меры безопасности при пользовании электрическими приборами в быту. | ||
20 | Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в быту. | 1 | Обсудить меры безопасности при пользовании электрическими приборами в быту. | ||
21 | Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами и печным отоплением. | 1 | Обсудить меры безопасности при пользовании газовыми приборами и печным отоплением. | ||
Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера | 6 | ||||
22 | Правила обеспечения сохранности личных вещей. Защита квартиры (дома) от воров и грабителей: звонок в дверь, звонок (беседа) по телефону. | 1 | Обсудить правила безопасного поведения в квартире, если к вам пришёл (стучится, звонит в дверь) незнакомец. Усвоить правила разговора по телефону. | ||
23 | Защита квартиры (дома) от воров и грабителей: звонок в дверь, звонок (беседа) по телефону | 1 | Обсудить правила безопасного поведения в квартире, если к вам пришёл (стучится, звонит в дверь) незнакомец. Усвоить правила разговора по телефону. | ||
24 | Правила обеспечения сохранности личных вещей. Защита квартиры (дома) от воров и грабителей: звонок в дверь, звонок (беседа) по телефону. | 1 | Обсудить правила безопасного поведения в квартире, если к вам пришёл (стучится, звонит в дверь) незнакомец. Усвоить правила разговора по телефону. | ||
25 | Особенности поведения с незнакомыми людьми: опасные незнакомцы. | 1 | Обсудить правила поведения с незнакомыми людьми. Учить быть бдительными. | ||
26 | Особенности поведения с незнакомыми людьми: опасные незнакомцы. | 1 | Обсудить правила поведения с незнакомыми людьми. Учить быть бдительными. | ||
27 | Особенности поведения с незнакомыми людьми: опасные незнакомцы. Практическая работа | 1 | Обсудить правила поведения с незнакомыми людьми. Учить быть бдительными. | ||
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 1 | ||||
Первая медицинская помощь при отравлении газами | 1 | ||||
28 | Отравление. Причины отравлений газообразными или вдыхаемыми токсическими веществами. Профилактика отравлений. Признаки отравления угарным газом. Первая помощь при отравлении угарным газом. Практическая работа | 1 | Анализировать причины отравлений газообразными или вдыхаемыми токсическими веществами. Обсудить правила по оказанию первой доврачебной помощи при отравлении угарным газом. | ||
Защита человека в чрезвычайных ситуациях | 6 | ||||
29 | Чрезвычайные ситуации природного происхождения - стихийные бедствия. Примеры стихийных бедствий: тайфуны, ураганы, бури (штормы), смерчи, снегопады, метели, наводнения. Их последствия, мероприятия по защите. Практическая работа | 1 | Познакомить учащихся с понятием «экстремальная ситуация», классификация ЧС, ввести понятия «катастрофы и аварии», «стихийные бедствия». | ||
30 | Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Примеры содержания речевой информации о чрезвычайных ситуациях. | 1 | Моделировать ситуацию. требующую конкретных действий и навыков в случае ЧС. | ||
31 | Подготовка обучаемых к действиям в ЧС мирного и военного времени. Контрольная работа: «Опасные ситуации» | 1 | Моделировать ситуацию. требующую конкретных действий и навыков в случае ЧС | ||
32 | Подготовка обучаемых к проведению «Дня защиты детей» | 1 | Организовать подготовку обучающихся к Дню защиты детей | ||
33 | Подготовка обучаемых к проведению «Дня защиты детей» | 1 | Организовать подготовку обучающихся к Дню защиты детей | ||
34 | Подготовка обучаемых к проведению «Дня защиты детей» | 1 | Организовать подготовку обучающихся к Дню защиты детей |
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция
1 . Л.П. Анастасова «Основы безопасности жизнедеятельности»: рабочая тетрадь, 3 класс. М.. «Просвещение», 2013.
2. Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник, 3 класс. М. «Просвещение», 2013.
3. Школа России. Концепция и программы для начальных классов в 2 ч. Ч 2./ М. Просвещение, 2008.
Технические средства обучения
1. Автоматизированное рабочее место
2.Цифровой фотоаппарат
Оборудование класса
1.Классная доска с набором креплений для таблиц.
2. Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
3. Стол учительский с тумбой.
4. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
5. Держатели для схем и таблиц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 3 класс
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на основе авторской программы Л.П. Анастасовой, П.В. Ижевского, Н.В. Ивановой «Основы безопасности жизнедеятельн...
Рабочая программа по основам безопасности движения
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГАпо _Основам безопасности движенияАвторская адаптационная разработка программы «Зелёный свет» в стадии апробации. Автор Мышкина И.Д....
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности.
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Фед...
рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 4 класс
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 4 класс разработана в соответствии с ФГОС и авторской программой Анастасовой Л.П., Ижевским П.В., Ивановой Н.В....
Рабочая программа предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" для обучающихся 2 класса.
Подготовка обучающихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде....
Программа кружока «Основы безопасности жизнедеятельности» руководитель:
Программа экологического кружка «Основы безопасности жизнедеятельности», 1-4 класс представляет собой проект, направленный на реализацию ФГОС второго поколения.В программе раскрывают...
Рабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности 4 класс.
1 час в неделю, 34 часа в год...