Открытый урок по ОБЖ "Наедине с морозом"
учебно-методический материал по обж (4 класс) по теме

Учить учащихся анализировать свою деятельность, делать выводы, рассуждать. Виды обморожения. Оказание первой  помощи при обморожении. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Иванова Валентина Владимировна

Учитель начальных классов МБОУСОШ №9 г. Алдан;

Образование:  высшее

Учебное заведение: Лесосибирский Государственный Педагогический Институт,

Год окончания:    1987г.

Специальность по диплому: учитель начальных классов

Квалификационная категория:   высшая

Стаж работы в данном ОУ: 24г.

Звание:  Отличник образования Республики Саха

Награды:  Отличник образования Республики Саха; грамоты Департамента образования Алданского района; Лауреат районного профессионального конкурса «Учитель Золотого Алдана - 2010г.; победитель дистанционного конкурса педагогического мастерства в номинации «начальные классы — 2012 год»; грамоты: МУ «Департамент образования Алданского района 2012 г».

Контактный телефон: д.\т 38-5-37;     сот.\т.  8-924-464-84-28

Класс:    4  «А»

Предмет: ОБЖ, изучение новой темы.

Тема занятия:   « Наедине с морозом», продолжительность урока (45 минут).

Технологии: Проблемная ситуация в учебном процессе; сотрудничество, совместный поиск, личностно-ориентированные технологии, технология игрового обучения.

ИКТ: компьютер, диапроектор, мультимедийная презентация, видеофильм «Два мороза», аудиозапись «Три белых коня»,

Краткая аннотация к уроку: Важным компонентом школьного педагогического  процесса является обеспечение и сохранение жизни и здоровья учащихся. Нас постоянно окружают экстремальные условия жизни, различные рискованные зоны, что диктует наипервейшую потребность в получении унифицированных знаний, устойчивых умелых действий и навыков детей, развития их мыслительной деятельности, познавательного процесса, осознания необходимости личной безопасности.

       Тема занятия: «Наедине с морозом».

 Цель.

  1. Систематизировать знания учащихся  о: влиянии окружающей среды на здоровье человека; о безопасных действиях при сильных морозах; учить  детей правильным действиям в чрезвычайных ситуациях.
  2. Формировать умения предвидеть возможные опасности,  различать  степени обморожения
  3. Учить оказывать первую помощь пострадавшему при обморожении.
  4. Воспитывать ответственность  за собственную жизнь, а также за жизнь и здоровье окружающих.

Задачи:

Воспитательные: - Воспитывать ответственность  за собственную жизнь, а также за жизнь и здоровье окружающих; способствовать воспитанию сострадания к ближним;  расширять кругозор; толерантность учащихся; воспитывать чуткое отношение к природе, родному краю.

Развивающие: развивать умение работать с информацией; развивать речь, память, любознательность, интерес к предмету ОБЖ, логическое мышление, умение аргументировать свои ответы и оценивать ответы других;

Познавательные: расширить, обобщить и систематизировать представления ребят по данной теме; познакомить  учащихся с особенностями климата Якутии, занятностью населения.

Тип урока: изучение новой темы

Приемы работы по развитию познавательной деятельности обучающихся:

  • самостоятельная работа
  • проблемные, логические задачи
  • использование ТСО

Оборудование: 

  • аудиозапись  « Три белых коня: декабрь, январь и февраль»
  • сюжеты из видеофильма “Два Мороза”;
  • карточки с заданиями для работы в группах.
  • памятки «Наедине с морозом»
  • загадки и пословицы
  • компьютер, диапроектор
  •  мультимедийная презентация
  • бинт, вата

Приглашен на занятие школьный врач.

Форма учебной работы:

*классно-урочная

*эвристическая беседа

Методы:

 -наглядно-иллюстративный

- частично- поисковый

-диалог

-игры

-стимулирование и мотивация

-сравнение

Формы контроля: самоконтроль, фронтальный контроль

    Данный урок входит в систему занятий по изучению  темы «Травмы».

Национально-региональный компонент: в ходе занятия обучающиеся углубляют и уточняют свои знания о Якутии, о природных  климатических особенностях, о народностях Республики и их занятности.

                                                 

 Ход урока

1. Организация.

Вот подали нам звонок-

Начинается урок.

Пожелаем вам удачи:

Думать коллективно, работать оперативно, спорить доказательно-

Для всех обязательно!

За работу! В добрый час!

2. Мотивационное начало:             

       Давайте вместе повторим девиз наших занятий:

«Я умею думать, я умею рассуждать,

Что полезно для здоровья, то и буду выбирать!»

Слайд:

(хоровое чтение учащихся)

Я мог умереть, когда перевернуло мой плот.
Я мог задохнуться от дыма во время пожара.
Я мог замерзнуть во время сильного мороза,
Но, однажды, увидев смерть в лицо,
Я стал внимателен и очень осторожен.
Давайте не отдавать жизнь дешево!
Давайте учиться выживать!
Жизнь стоит того, чтобы бороться за каждую ее минуту.

Учитель: – Никто из нас, к сожалению, не застрахован от несчастного случая, аварии, трагической случайности.   Каждый из нас может оказаться в чрезвычайной ситуации.

– Давайте, ребята, вспомним, что такое чрезвычайная ситуация?  Какие чрезвычайные ситуации вы знаете?

(Пожары, землетрясения, цунами, лавины, кораблекрушения, авиакатастрофы и т. д.)

3. Определение чрезвычайной ситуации. Работа в группах.

Задание для работы в группах:  Прочтите  произведение  и определите,  какая ЧС описывается в нем.

                   1 группа (мальчики)   Л. Лапцуй “Эдейка”.

Все быстрей порошу кружит
Карусель поющей вьюги.
В норы снежные от стужи
Позапрятались зверюги.
Наш Эдейка безутешный, тоже,

 Юркнул в снег глубокий…
Он уснул во тьме кромешной,
Как волчонок одинокий,
И над ним все выше, выше
Наметала холмик вьюга….

( вьюга)

                     2 группа (девочки)  

 С.Михалков

В январе мороз силён-

Заморозил реки он,

Окна все разрисовал,

Птичек певчих напугал.

Третий день мороз под тридцать-

Детям дома не сидится.

Вышла Таня на крыльцо,

Заморозила лицо:

Нос у Тани побелел,

Рот как будто онемел

И бежит мороз по коже,

Что с ним Таня сделать может?  (мороз)

  -   Ребята, о каком  времени года говорится в ваших стихах?.    (О зиме)

Звучит  аудиозапись «Три белых коня: декабрь, январь и февраль»

- Расскажите, что произошло  с героями из ваших  произведений?

– Как вы думаете, что поможет, или кто поможет человеку,  который оказался в чрезвычайной ситуации? (Прежде всего, он сам.)

  1. Выход на тему.

 – Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной ЧС, а с какой именно вы  сможете  догадаться сами, послушав отрывок из русской народной сказки “ Морозко”   и  определить ТЕМУ нашего  урока

(Заранее подготовленные дети читают по ролям   отрывок из этой сказки)

Автор: Сидит девушка под елью, дрожит, озноб ее пробирает. Вдруг слышит – невдалеке Морозко по елкам потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает. Очутился на той ели, под которой девица сидит, и сверху ее спрашивает.

Морозко: Тепло ли тебе, девица?

Падчерица: Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.

Автор: Морозко стал ниже спускаться, сильнее потрескивает, пощелкивает.

Морозко: Тепло ли тебе, девица? Тепло тебе,  красная?

Автор: Она чуть дух переводит:

Падчерица: Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.

Автор: Морозко еще ниже спустился, пуще затрещал, сильнее защелкал.

Морозко: Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка?

Автор: Девица окостеневать стала, чуть– чуть языком шевелит:

Падчерица: Ой, тепло, голубчик Морозушко!

Автор: Тут Морозко сжалился над девицей, окутал ее теплыми шубами, отогрел пуховыми одеялами.

– Догадались, о какой ЧС говорится в этом отрывке? (О сильном морозе.)

     Новая тема.    Вы правильно определили тему урока:  «НАЕДИНЕ С МОРОЗОМ».

– Иногда случается,  человек долго  находится на улице при сильном   морозе. А с вами случались ли такие случаи? Когда?  

 Это может произойти по разным причинам. Как вы думаете, по - каким причинам это происходит?

( по работе; на прогулке; в путешествии...)

Скажите, дети, в какой стране  мы живем? А в какой Республике? Чем интересен климат данного региона страны?  Какие  коренные жители  проживают в Республике?

 (эвены, эвенки, чукчи, юкагиры, якуты, ламуты…)

-Зима у нас продолжительная и суровая. Морозы  сильные и продолжительные у нас – частые гости. А жизнь коренного населения Якутии непосредственно связана с природой.  Чем же заняты они?

 ( охота, рыбалка, оленеводство;  + геологи, работники ж\д, нефтяники…)

– Как же нам поступать и как выжить, если мы вдруг оказались на сильном морозе? (Разные ответы детей.)

Сегодня на уроке мы будем учиться: не пострадать,  а выживать в природных условиях  с сильным морозом; и своими знаниями делиться с ближними.

– Как вы думаете, что происходит с человеком, когда он начинает замерзать?

(Появляется чувство страха и особенно оно проявляется, если человек один.)

– Как преодолеть эту главную опасность? (Надо успокоиться.)

– Для того чтобы успокоиться, достаточно, прикрыть глаза и медленно досчитать до 20.

– Сейчас мы проведем с вами  аутотренинг.    Слайд «Аутотренинг»

(Аутотренинг показывает заранее подготовленный ученик.)

  • Я спокоен.
  • Я смогу преодолеть холод.
  • Мне уже становится тепло.
  • Я сильный. У меня все получится.

                           Мобилизация на активную деятельность.

– Страх, панику преодолели, а что же делать потом? Подскажет нам русская народная сказка “Два Мороза”. Давайте посмотрим отрывки из этого видеофильма.

(В первом отрывке сказки,  мы  увидели   как Мороз – Красный нос заморозил барина.   Он забрался барину в шубу, шапку, сапоги.  Чуть живого в городе из повозки отпустил.   Во втором отрывке сказки  – как Мороз – Синий нос не смог справиться с мужиком.  Не справился Мороз , потому что мужик  бежал за повозкой, дрова рубил и много работал.)

– Что же подсказала вам эта сказка?

– Что надо обязательно делать на морозе?

(Двигаться, играть в подвижные игры, выполнять какую-нибудь физическую работу.)

                           Оздоровительная минутка.

Может, вы сами, знаете упражнения, которые помогают организму согреться  при сильном морозе, и нам покажете?

– Сейчас я предлагаю вам выполнить вместе со мною несколько упражнений, которые помогут вам усилить кровообращение на замерзающем участке тела и тем самым согреться.

  1. Если мерзнут ноги, делайте широкие махи ногами вперед– назад .
  2. Если замерзают руки, выполняйте энергичные махи руками от плеча, а также сжимайте и разжимайте пальцы рук.
  3. При обмерзании лица нужно вызвать прилив крови к лицу, для этого пройдите, сильно согнувшись вперед, или сделайте 10–15 глубоких наклонов.

– Отчего же еще зависит выживание при низких температурах?  Если вам трудно ответить на данный вопрос, то отгадайте эти загадки.  Их отгадки будут вам подсказкой тому, что способствует сохранению тепла для человека в сильные морозы.

Сижу верхом,
Не ведаю, на ком.
(
Шапка.)

Чтоб не мерзнуть -  пять ребят,
В печке вязанной сидят.
(
Варежка.)

Весь в шерсти, а кожи нет.
(
Валенок.)

Два брата не могут расстаться:
Утром – в дорогу, ночью – к порогу.
(
Сапоги.)

Зимой протянулся, а летом свернулся.
(
Шарф.)

Слайд:

– Как это все называется? (Одежда и обувь.)

– Да, действительно, от одежды и обуви зависит многое.

Сейчас я предлагаю вам блиц-турнир. Чья команда даст больше правильных ответов?

  1. Какая ткань лучше всего сохраняет тепло? (Шерстяная.)
  2. Что лучше греет: комбинезон или 2– 3 свитера? (Свитера, т. к. многослойная одежда лучше удерживает тепло.)
  3.  Сколько времени может удерживать тепло даже самая теплая одежда? (30 мин.)
  4. 90% всех обморожений приходится на нижние конечности - на ноги. Почему?  

(люди  носят  слишком тесную  обувь.  Обувь нужно  одевать большего размера, чтобы она налезала на 2 пары носков.    Для прогулки необходимы: теплая стелька и  шерстяные носки).

  1. Какая одежда ведет к сильному охлаждению? (Влажная)

Подведем итог блиц-турнира.  Как вы считаете, кто лучше справился с заданием? Со счетом …………победила  команда…….. .

 - Кто знает, какие Последствия пребывания на сильном морозе подстерегают людей?

(ответы детей)

 Правильно. Частыми последствиями длительного пребывания на сильном морозе  бывают обморожения.

Слайд: «Что такое обморожение?»

Обморожение-это поражение какой-либо  части тела(вплоть до омертвения) произошедшее в результате воздействия низких температур. Чаще всего обморожения возникают в холодное зимнее время при температуре окружающей среды ниже -10--20 С  При длительном пребывании вне помещения, особенно при высокой влажности и сильном ветре, обморожение можно получить осенью и весной при температуре воздуха выше нуля.

- Какие причины обморожения вы знаете?   (ответы учеников)

 Вывод:  К обморожению на морозе приводят: (см слайд)

Слайд «Причины обморожения»

- тесная, влажная одежда и обувь

-физическое переутомление, психическая травма

-голод

-вынужденное длительное неподвижное и неудобное положение

-тяжелые механические повреждения с кровопотерей

-курение

-ослабление в результате перенесенных заболеваний

-потливость ног

-хронические заболевания сосудов нижних конечностей и сердечно-сосудистой системы

         Ученые и медики  выделяют несколько степеней обморожения:

Слайд: «Степени обморожения»+ фото

1степень:   Происходит побледнение участка кожного покрова, которое после согревания переходит в покраснение, пораженный участок немеет, утрачивает чувствительность, возможны жжение, зуд, боли. Период выздоровления от 5-7дней.

2степень: Симптомы те же, что и в первом случае, но через несколько дней на пораженном участке появляются пузыри с прозрачной жидкостью, заживление происходит в течение 1-2 недель.

3степень: Омертвение тканей, пузыри наполнены темным кровянистым содержимым, заживают такие раны около месяца, образуя рубцы.сошедшие ногти вновь не отрастают или вырастают деформированными.

4степень: Пузыри образуются на наименее обмороженных участках кожи, наиболее пораженный участок имеет резко синюшный цвет, значительно отекает после согревания. При обморожении 4 степени поражаются все мягкие ткани, возможно поражение суставов и костей.

        Самое опасное - Обморожения не вызывают боли, поэтому можно обморозиться не заметив этого.

В нашей местности морозы бывают достаточно сильные и продолжительные, поэтому случаи обморожения встречаются часто, особенно у детей.

Поэтому, вам, прежде всего, надо  знать признаки  общего обморожения.

Может из вас кто-то знает их?

(ответы детей)

Сравним ваши ответы  с теми, о которых рассказали врачи  и наш школьный врач.

             Слайд:   «Признаки общего обморожения»

  1.  Озноб; очень холодная кожа; потеря чувствительности кожи.
  2. Появление на участке тела беловатого или сероватого оттенка.
  3.  Проявляется мышечная слабость; нарушение координации движений.
  4. Повышенная сонливость.

Слайд: « Местное обморожение»:

  1. Кожа вначале бледнеет, становится нечувствительной,
  2. затем припухает, краснеет,
  3. на ней появляются волдыри.

Слайд с фото.  

                         Профилактика обморожений:

-  Чтобы уберечь себя и своих близких от таких страданий необходимо знать о  профилактических мерах.  Кто-нибудь может уже  знает или слышал их и сможет  поделиться с нами своими знаниями?

(ответы детей)

 - Будьте сейчас внимательно прочтите  и запомните несколько полезных советов: ( см. Памятки «Наедине с морозом»  )

1. Собираясь на длительную прогулку на морозе, оденьте несколько слоёв одежды («способ «капуста»)- при этом между слоями одежды всегда есть прослойка воздуха, т.к.  воздух между ними удержит тепло.

2. Верхняя одежда обязательно  должна быть непромокаемой.  

3. Возьмите с собой запасные шерстяные носки, стельки, варежки. В сапоги  нужно положить  тёплые стельки, а вместо х\б носков надеть шерстяные - они впитывают влагу, оставляя ноги сухими.

4. Не выходите на улицу без рукавиц.  Лучший вариант – варежки из влагоотталкивающей и непродуваемой ткани с мехом внутри.

5.  Щёки и подбородок можно защитить шарфом.

6.  На морозе не рекомендуется носить металлические украшения, так как металл остывает значительно быстрее тела человека. Не носите на морозе металлических украшений (даже золотых и серебряных колец и серёжек) металл остывает гораздо быстрее тела и вследствие чего возможно «прилипание» к коже с болевыми ощущениями. Кольца на пальцах затрудняют нормальную циркуляцию крови.

7.  Перед выходом нужно плотно поесть, возможно, организму потребуется много энергии для борьбы с холодом. Неплохо взять с собой термос с горячим чаем.

8.  Почувствовав замерзание конечностей, согрейтесь в любом теплом помещении.  Если это не возможно (нет поблизости жилых  и общественных помещений), то выполняйте любые двигательные упражнения, не стойте на месте - больше двигайтесь! (переступайте с ноги на ногу).  Уже обмороженное место нельзя подвергать повторному замерзанию – травма будет намного серьёзней.     Помните, что теплорегуляция у детей еще не полностью настроена, а у пожилых людей и при некоторых заболеваниях эта функция нарушена.  Поэтому, гуляя в мороз на улице, помните, что желательно каждые 15-20 минут возвращаться в тепло и согреваться.

9.  Прячьтесь от ветра – вероятность обморожения на ветру значительно выше.

10. Не мочите кожу – вода проводит тепло значительно лучше воздуха.  

11.  Пользуйтесь помощью друга -  следите за лицом товарища, особенно за ушами, носом, щеками,   а он будет следить за вашими.

12.      Наконец, помните, что лучший способ выйти из неприятного положения – это в него не попадать. Если вы не любитель экстремальных ощущений, в сильный мороз старайтесь не выходить из дому без особой на то необходимости.

       - Послушайте  стихотворение. Ответьте на вопрос, какие действия предпринял герой стихотворения, чтобы спасти свою жизнь?

 Николай Глазков «Про Лёшу»

Снег обрушился на трассу.

Через зимний горный снег

Не пробиться даже МАЗу,

И бессилен человек.

Не пробиться. Делать что же?

В страшный ветер и мороз

Из кабины вышел Лёша

И пошёл, потом пополз.

Подымался. Падал, снова

Продолжал нелёгкий путь,

Чтобы в Чульманской столовой

Отогреться как-нибудь.

И дополз.- Вина и чаю!

Тут сухой закон исчез,

И нелепо замечанье,

Что водитель – и не трезв.

 Слайд: «Первая помощь при обморожениях».

И  если все-таки вас настигла беда, то необходимо принять срочные  меры по  спасению и  оказанию первой помощи.

Действия при оказании первой помощи различаются в зависимости от степени обморожения, наличия общего охлаждения организма, возраста и сопутствующих заболеваний пострадавшего.

   Первая помощь состоит:

- в прекращении охлаждения и согревании конечностей.

-восстановление   кровообращения в поражённых холодом участки и предупреждения развития инфекции.

-первое, что надо сделать при признаках обморожения – доставить пострадавшего в  ближайшее теплое помещение; снять промерзшую обувь, носки, перчатки.

-одновременно с проведением мероприятий первой помощи необходимо срочно вызвать врача.

Нельзя растирать больных снегом ( кровеносные сосуды кистей и стоп очень хрупки и поэтому возможно их повреждение, а возникшие микроссадины на коже способствуют внесению инфекции).

Нельзя использовать  быстрое отогревание обмороженных участков у костра или грелкой. Неприемлемый и неэффективный вариант- втирание масел, жира, растирка спиртом при глубоком обморожении.

     Исход заболевания значительно отличается от тяжести поражения, и своевременности медицинской помощи. Если при лёгких степенях отморожения прогноз условно благоприятен и трудоспособность полностью восстанавливается (в 13 % случаев восстанавливается частично), то при тяжелых холодовых травмах возможна потеря конечности, инвалидизация, а некоторых случаях и летальный исход.

  Слайд: «Железное» обморожение.

 В практике встречаются и холодовые травмы, возникшие при соприкосновении тёплой кожи с холодным предметом. Стоит любопытному малышу схватиться голой рукой за какую-либо железку или, того хуже, лизнуть её языком, как он намертво к ней прилипнет. Освободиться от оков можно, только отодрав их вместе с кожей. Картина прямо-таки душераздирающая: ребенок визжит от боли, а его окровавленные руки или рот приводят родителей в шок.  Бывает, что прилипший ребенок не рискует сам оторваться от коварной железяки, а громко зовёт на помощь. Вместо того, чтобы отрывать кожу с «мясом», просто полейте прилипшее место тёплой водой. Согревшийся металл обязательно отпустит своего пленника.

    К счастью, «железная» рана редко бывает глубокой, но все равно ее надо срочно продезинфицировать. Сначала промойте ее теплой водой, а затем перекисью водорода. Выделяющие пузырьки кислорода удалят попавшую внутрь грязь. После этого попытайтесь остановить кровотечение - наложить стерильную тугую повязку. Если рана глубокая - срочно к врачу.

       Раз уж разговор зашел о металлических предметах, напомню, что на морозе они забирают у ребенка  и взрослого тепло. Поэтому зимой нельзя давать детям лопатки с металлическими ручками. А металлические части санок обязательно обмотать нужно тканью или закрыть старым одеялом. Нельзя детям долго кататься на каруселях и качелях, лазить по металлическим снарядам, которые установлены во дворе. Обязательно защищайте руки варежками.

  Практическая работа в группах. (под контролем школьного врача)

-Ребята,  на уроке вы узнали много нового материала, вспомнили свои примеры из жизни. Теперь  вам необходимо обсудить, рассказать и  показать, что   будете  предпринимать при  случае обморожения.

1-я группа – обморожение лица.

 (Необходимо приложить, пострадавшему ,   на обмороженный участок лица,  свою  теплую ладонь.    Необходимо  напоить пострадавшего  горячим чаем.   Растирать и массировать лицо НЕЛЬЗЯ  и ,  прикладывать снег и лед НЕЛЬЗЯ.)

2-я группа – замерзли ноги.

 (Выполнить ранее разученные упражнения, поместить в теплое помещение, освободить ноги от обуви, чтобы поступало тепло; дать теплое питье;  на морозе нельзя снимать обувь с обмороженных конечностей – они распухнут, и вы не сможете снова одеть обувь).

3-я группа – тяжёлый случай холодовых поражений.

 (изолировать от воздействия холода;  промерзшую или промокшую одежду снять;  на обмороженные участки наложить повязки из материала плохо проводящего тепло ;одеть  теплую и  сухую одежду(,или укутать в одеяло ). Обмороженные конечности нужно фиксировать, чтобы не допустить травм кровеносных сосудов.  Нельзя замерзшего человека усаживать близко к огню или к  отопительным приборам ( обогрев должен быть постепенным и равномерным.) Срочно вызвать врачей.

4-я группа – замёрзли руки.

 (Выполнить упражнения, которые усилят кровообращение рук; укутать руки теплым  мягким бельем, либо отогреть их под мышками).

 Вывод: при первых признаках обморожения пострадавшего необходимо доставить в ближайшее теплое помещение; снять промерзшую одежду, обувь; вызвать врачей; оградить от воздействия тепла - наложив только  на пострадавшие участки  теплоизолирующие повязки (Шарфы, куртки...) и  дать теплый сладкий чай.

 Школьный врач:  - Молодцы, ребята. Замечательно справились с заданием.

       Практическая часть.  

А теперь  Надежда Васильевна – наш школьный врач, научит вас накладывать повязку на пострадавший участок.  Будьте внимательны и запоминайте.  

  – В давние времена люди не изучали разные ситуации, но, используя свой жизненный опыт, неплохо их преодолевали. В виде пословиц, поговорок, сказок  они передавали это все следующему поколению.

Может, кто из вас  слышал или знает такие пословицы?  

Работа в группах: Пословицы.

– У вас  на карточке записаны пословицы, но слова в них перепутаны. Вам нужно составить пословицу .

 1 группа:  Да, не велит, стоять, Мороз, невелик.
                        (Мороз невелик, да стоять не велит.)

                 

 2 группа:       Два, – , мороз, да, вьюга, друга.)
                        (Два друга – мороз да вьюга.)

Проверка выполнения задания.

-Молодцы, ребята. Замечательно справились с заданием. Слышали  ли вы раньше эти пословицы? Как вы считаете, какова основная мысль этих пословиц?

     Слайд  «Помните о животных»

-Есть ли у вас домашние животные?

Собаки, как и люди, могут получить переохлаждение. В экстремальных ситуациях им часто приходится рассчитывать только на помощь своего хозяина, потому что в некоторых случаях – например, в лесу на охоте- вряд ли можно встретить ветеринарного врача. Поэтому долг каждого хозяина – овладеть необходимыми знаниями и навыками, чтобы суметь оказать помощь не только себе, но и пострадавшей собаке. Первая помощь - скорейшее согревание. Затем пострадавший участок растирают спиртом, водкой или марганцовкой и кладут согревающую повязку с ватой. Неплохо напоить собаку теплым свежезаваренным сладким чаем.

    -А как вы заботитесь о своих домашних животных в зимний период?

                                        Подведение итогов.

Друзья! Нам прощаться настала пора,

Но чтоб не случилось, всегда человек

 Другому желает здоровья  навек!

Мы «ЗДРАВСТВУЙТЕ»  вам напоследок кричим

И счастьем вас одарим…

                            Рефлексия:

– С какой ЧС мы познакомились сегодня на уроке?

-Что нового, интересного и важного  вы узнали на уроке?

-Какие задания вам показались наиболее интересными, важными?

-Расскажете  ли вы дома о сегодняшнем уроке?

- А могли бы вы то, что узнали на уроке, объяснить своим близким?

– Может ли возникнуть данная ситуация в нашей местности? И, чтобы, миновала вас эта беда, необходимо соблюдать ……. (Правила безопасного поведения)

-  Сегодня, на занятии,  мы узнали о том, что Человек способен выжить в любых самых трудных условиях, если он умеет грамотно и решительно действовать, быть спокойным и уравновешенным и если он обладает достаточными знаниями. Вот почему надо знать ЧС и способы их преодоления.  Мы желаем вам, чтобы вы никогда в жизни не подвергались этим ситуациям.

      Игра  «Закончите предложения»:   (хором)

Если человек еще дрожит от холода, значит, дело ……. (не так уж плохо).

Нельзя замерзшего человека усаживать……(близко к огню)

Выживание при низких температурах зависит от состояния…(одежды и обуви).

                            Оценка  работы учащихся.

-Я благодарю всех вас за активную работу на  нашем занятии.

-Кого бы вы похвалили за работу на уроке?

                              Домашнее задание. Дифференцированное.    

 1.   Дома вы возьмите  листочки ( в форме сердечка) и напишите коротенькое письмо с пожеланиями для своих друзей. В письме необходимо раскрыть вашу точку зрения на следующие вопросы:

- Что такое здоровье? Почему люди чаще всего желают друг другу именно здоровья?

От чего зависит здоровье? Что нужно знать и уметь, чтобы всегда быть здоровым?

Пожелайте друг - другу здоровья, подобрав для этого теплые и добрые слова.

         (На доске вывешивается большой лист ватмана. )

Вверху надпись «Будьте всегда здоровы!»   На следующем занятии  вы возьмёте свои письма и красиво их  наклеите. Получится  настоящая стенная газета, которую повесим в коридоре рядом с нашим классом. Пусть все читают наши пожелания и заботятся о своем здоровье, так же  как  мы, потому что большую ценность для человека имеет состояние его здоровья.

2.  Разработайте свою  Памятку по предупреждению обморожения (буклет). (для жителей Республики, которым приходится, по долгу службы и работы,  долго находиться на морозе (полицейские, оленеводы, рыбаки,  охотники, работники ж\д, геологи…).

                    Давайте вместе, ещё раз, повторим девиз наших занятий:

                                 «Я умею думать, я умею рассуждать,

                                 Что полезно для здоровья,

                                  то и буду выбирать и выполнять!»

Содержание:

  1. Титульный лист
  2. Основная часть (разработка урока)
  3. Список используемой литературы
  4. Приложение:

-фотографии с урока

-образцы дидактических материалов

-рефлексия обучающихся

5. Самоанализ урока.

                                   Литература

  1. В.П.Ситников. Что делать в чрезвычайных ситуациях.
  2. Журнал “Основы безопасности жизни”. 2003 г. № 1, 9.
  3. Учебник “Основы безопасности жизнедеятельности”. 2–4-е классы, авт. В.В.Поляков.
  4. Русская народная сказка “Морозко”.
  5. Программно-методические материалы. Основы безопасности жизнедеятельности. 1–11-е классы.
  6. В.Сюньков. ОБЖ в начальной школе.
  7. Дэвис Б. Энциклопедия выживания и спасения.
  8.  Л.А. Обухова. «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы»- Москва, ВАКО, 2007г
  9.   Иван Шакуров «ЯКУТИЯ. ЗЕМЛЯ ОЛОНХО.»-Москва, 2012.(первая книга)
  10.  «Алданский улус. История. Культура. Фольклор».- Якутск.2004г.

                                 Приложение:

           1.Определение чрезвычайной ситуации. Работа в группах.

Задание для работы в группах:  Прочтите  произведение  и определите,  какая ЧС описывается в нем.

                   1 группа (мальчики)   Л. Лапцуй “Эдейка”.

Все быстрей порошу кружит
Карусель поющей вьюги.
В норы снежные от стужи
Позапрятались зверюги.
Наш Эдейка безутешный, тоже,

 Юркнул в снег глубокий…
Он уснул во тьме кромешной,
Как волчонок одинокий,
И над ним все выше, выше
Наметала холмик вьюга….

( вьюга)

                     2 группа (девочки)  

 С.Михалков

В январе мороз силён-

Заморозил реки он,

Окна все разрисовал,

Птичек певчих напугал.

Третий день мороз под тридцать-

Детям дома не сидится.

Вышла Таня на крыльцо,

Заморозила лицо:

Нос у Тани побелел,

Рот как будто онемел

И бежит мороз по коже,

Что с ним Таня сделать может?  (мороз)

  -   Ребята, о каком  времени года говорится в ваших стихах?    (О зиме)

                     Чтение по ролям:

– Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной ЧС, а с какой именно вы  сможете  догадаться сами, послушав отрывок из русской народной сказки  «Морозко”   и  определить ТЕМУ нашего  урока

(Заранее подготовленные дети читают по ролям   отрывок из этой сказки)

Автор: Сидит девушка под елью, дрожит, озноб ее пробирает. Вдруг слышит – невдалеке Морозко по елкам потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает. Очутился на той ели, под которой девица сидит, и сверху ее спрашивает.

Морозко: Тепло ли тебе, девица?

Падчерица: Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.

Автор: Морозко стал ниже спускаться, сильнее потрескивает, пощелкивает.

Морозко: Тепло ли тебе, девица? Тепло тебе,  красная?

Автор: Она чуть дух переводит:

Падчерица: Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.

Автор: Морозко еще ниже спустился, пуще затрещал, сильнее защелкал.

Морозко: Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка?

Автор: Девица окостеневать стала, чуть– чуть языком шевелит:

Падчерица: Ой, тепло, голубчик Морозушко!

Автор: Тут Морозко сжалился над девицей, окутал ее теплыми шубами, отогрел пуховыми одеялами.

– Догадались, о какой ЧС говорится в этом отрывке? (О сильном морозе.)

                    Работа в группах: Пословицы.

– У вас  на карточке записаны пословицы, но слова в них перепутаны. Вам нужно составить пословицу .

 1 группа:  Да, не велит, стоять, Мороз, невелик.
                        (Мороз невелик, да стоять не велит.)

 2 группа:       Два, – , мороз, да, вьюга, друга.)
                        (Два друга – мороз да вьюга.)

 Самоанализ занятия по ОБЖ  по разделу «Травмы» -

                            «Наедине с морозом».

Иванова В.В.

-учитель начальных классов

МБОУСОШ №9 г. Алдан.

Класс:    4 «А»

Цель.

1.Систематизировать знания учащихся  о: влиянии окружающей среды на здоровье человека; о безопасных действиях при сильных морозах; учить  детей правильным действиям в чрезвычайных ситуациях.

  1. Формировать умения предвидеть возможные опасности,  различать  степени обморожения

3.Учить оказывать первую помощь пострадавшему при обморожении.

4.Воспитывать ответственность  за собственную жизнь, а также за жизнь и здоровье окружающих.

Задачи:

Воспитательные: - Воспитывать ответственность  за собственную жизнь, а также за жизнь и здоровье окружающих; способствовать воспитанию сострадания к ближним;  расширять кругозор; толерантность учащихся; воспитывать чуткое отношение к природе, родному краю.

Развивающие: развивать умение работать с информацией; развивать речь, память, любознательность, интерес к предмету ОБЖ, логическое мышление, умение аргументировать свои ответы и оценивать ответы других;

Познавательные: расширить, обобщить и систематизировать представления ребят по данной теме; познакомить  учащихся с особенностями климата Якутии, занятностью населения.

Тип урока: изучение новой темы

Приемы работы по развитию познавательной деятельности обучающихся:

  • самостоятельная работа
  • проблемные, логические задачи
  • использование ТСО

Оборудование:

  • аудиозапись  « Три белых коня: декабрь, январь и февраль»
  • сюжеты из видеофильма “Два Мороза”;
  • карточки с заданиями для работы в группах.
  • памятки «Наедине с морозом»
  • загадки и пословицы
  • компьютер, диапроектор
  •  мультимедийная презентация
  • бинт, вата

Приглашен на занятие школьный врач.

Форма учебной работы:

*классно-урочная

*эвристическая беседа

Методы:

 -наглядно-иллюстративный

- частично- поисковый

-диалог

-игры

-стимулирование и мотивация

-сравнение

Формы контроля: самоконтроль, фронтальный контроль, блиц- опрос

    Данный урок входит в систему занятий по изучению  темы «Травмы».

Национально-региональный компонент: в ходе занятия обучающиеся углубляют и уточняют свои знания о Якутии, о природных  климатических особенностях, о народностях Республики и их занятности.

                     Содержание урока:

Форма учебной работы: классно-урочнаяНа уроке был осуществлен метапредметный подход и междисциплинарные связи (литературное чтение, окружающий мир);  применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в решении проблем в реальных жизненных ситуациях;  проведена проф. ориентационная работа –способность ориентироваться в мире профессий.

Форма обучения. Групповая, фронтальная, индивидуальная

 Выполняя определенное  задание   дети  самостоятельно объединились в группы, а по ходу работы, выбрали отвечающего.

Рефлексия: проведена в конце занятия. Ребята оценили свою работу, работу своей группы, своих одноклассников.

Создание благоприятного психологического климата:

На занятии учащиеся активно работали (индивидуально, в группах, помогали друг другу); с удовольствием выполняли задания практического характера совместно со школьным врачом (накладывание повязки; решение практических задач);  отгадывали загадки;  составляли «Памятку  по профилактике  обморожения»; чтение сказки по ролям, игровое упражнение «Доскажи словечко»

 Применение новых форм и методов обучения  +приглашение на занятие школьного врача,  существенно активизировало  работу всего класса.

                Формирование личностных действий:

Формирование познавательных действий: учащиеся осознали цели занятия, для чего необходимо учиться правильным действиям в чрезвычайных ситуациях (при сильных морозах); сформировались умения предвидеть возможные опасности; что они в ответе за собственную жизнь, за жизнь и здоровье своих ближних, а так же ответственны за здоровье прирученных домашних животных.

Научились различать степени обморожения и оказывать необходимую первую пострадавшим;  узнали о понятии  «железное обморожение»; расширили знания о профилактике обморожения;

                Формирование познавательных действий:

Общеучебные:    умение решать проблемы, связанные с выполнением человеком определенной социальной роли – обладать способностью анализировать конкретные жизненные ситуации и выбирать и реализовывать способы поведения, адекватные этим ситуациям;  наблюдение объектов окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектом ( наблюдение  во время прогулки за состоянием  собственного организма; наблюдение за домашними животными); умение решать творческие задания, разыгрывать воображаемые ситуации;  информационный поиск (обращение к учебному пособию по ОБЖ для решения практического задания);

                 Речевая деятельность и работа с информацией:

Работа с художественными, научно-популярными текстами, доступными для  восприятия младшими школьниками смысловое чтение текстов с извлечением информации (стихи, сказка, разгадывание загадок, составление пословицы); определение темы и главной мысли текста; построение монологического высказывания; участие в диалоге

( развёрнутые полные речевые высказывания, постановка вопроса и построение ответа).

                       Формирование регулятивных действий:  

Занятие способствовало воспитанию личности, готовой к созидательной деятельности и нравственному поведению.

     Учащиеся могли быстро сосредоточиться, мобилизироваться, включиться в деловой ритм. Осознали, что они должны знать и что уметь по окончанию занятия.

   Контроль:  действия учителя и школьного врача:

- консультация учащихся по необходимости

-уточнение и дополнение ответов учащихся

                      действия учащихся:

-самоконтроль

-взаимоконтроль; осуществляли коррекцию (дополняли ответы по мере необходимости)

                         Формирование коммуникативных действий:

      Наличие коммуникативных форм организации деятельности и учебного сотрудничества : на занятии  стремились сформировать  и развить качества организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта сотрудничества со сверстниками и взрослыми, а так же  коммуникативные  умения  и навыки , навыки самоорганизации; распределения ролей в группе ( составление Памятки  по профилактике обморожения для людей, чья профессиональная деятельность связана с длительным пребыванием на морозе в зимний период) ,  толерантности.  

    Занятие способствовало  формированию  ценностного отношения к природе, людям, к общественному здоровью и собственному здоровью, т.е. формированию у школьников культуры здоровьесбережения и здорового образа жизни; профессионального самоопределения (врач,  учитель, работник ж\д, …)

     

                              Ребятам урок понравился.

                           Учитель поставленной  цели достиг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по ОБЖ "Наедине с морозом"

Учить учащихся анализировать свою деятельность, делать выводы, рассуждать. Виды обморожения. Оказание первой  помощи при обморожении....

Конспект открытого урока по литературному чтению "Русская народная сказка "Два Мороза"

Урок разработан для учащихся 2 отделения 2 класса специальной(коррекционной) школы для детей с нарушениями слуха и речи.Материал адаптирован  специально длядетей со  сложной структурой дефек...

Конспект открытого урока "Письмо Деду Морозу"

Урок развития речи3 «В» классТема «Письмо Деду Морозу»  Цель урока: отработка умения писать письмо по алгоритму. Задачи урока: - знакомство со структурой письма ...

открытый урок с презентацией по сказке "Два Мороза"

Презентация и конспект к уроку или внеурочному занятию по литературе по сказке " Два Мороза"...

Конспект открытого урока по предмету "Изобразительная деятельность". Тема: Аппликация «Новогодняя игрушка - Дед Мороз».

Цель: научить изготавливать игрушку «Дед Мороз» к новогоднему празднику.Задачи:Образовательные: 1.Формировать умение  приклеивать готовые детали на картон в соответствии с планом рабо...