Мастер-класс «Использование технологии развития критического мышления на уроках ОРКСЭ»
методическая разработка по орксэ (4 класс)
Я поделюсь с вами опытом работы использования технологии развития критического мышления на уроках ОРКСЭ. Это интерактивная технология, она развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, учит учиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 103.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Использование технологии развития критического мышления на уроках ОРКСЭ»
Здравствуйте коллеги, мне будет приятно, если частичка моего опыта окажется для вас полезной, и вы будете использовать представленные приемы работы при проведении своих уроков ОРКСЭ.
И начать хочу со стихотворения поэта Сергея Григорьевича Острового.
Пусть на вашем пути встречается как можно больше добрых, отзывчивых людей, готовых с вами поделиться.
Я поделюсь с вами опытом работы использования технологии развития критического мышления на уроках ОРКСЭ. Это интерактивная технология, она развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, учит учиться. Я продемонстрирую вам некоторые методические приемы этой технологии, те, которые использую на своих уроках. Они универсальны. Их можно применять не только на учебных занятиях, но и внеурочной деятельности. Технология развития критического мышления формирует поисково-исследовательскую деятельность обучающихся. Дети учатся находить главную мысль в тексте, работают с разными источниками информации.
(Дети поделены на 6 групп)
1. Первый этап – ВЫЗОВ
Задачи этого этапа: пробудить интерес к изучаемой теме, активизировать обучаемого,
- Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ
Функции этапа: получение новой информации, ее осмысление, соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание. Поддержание активности, интереса, созданного во время фазы вызова.
3. Третий этап - РАЗМЫШЛЕНИЕ: (рефлексия) Обобщение полученной информации на основе обмена мнениями друг с другом и учителем, анализ всего процесса изучения материала;
- выработка собственного отношения к изучаемому материалу.
Приведу пример использования ТРКМ на уроке по теме «Нравственность в с современном мире» Модуль: Светская этика.
Цель урока: формирование нравственной личности.
Задачи:
- сравнить значение нравственности в разные времена;
- развивать стремление к нравственному совершенствованию;
- разграничить понятия хорошего и плохого поступков;
- воспитание нравственной жизненной позиции у учащихся;
- способствовать развитию у детей умения правильно (объективно) оценивать своё поведение.
Формирование УУД:
личностные: нравственно-этическая ориентация; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
регулятивные: целеполагание, контроль, оценка;
познавательные: общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели), постановка и решение проблемы (самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера); логические (анализ, классификация);
коммуникативные: управление поведением партнера, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли.
Основные понятия: ближний, милосердие, сострадание, любовь к врагам, милостыня, ответственность, доброта.
Формы и виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, работа в парах, работа в группах, работа с притчами, самостоятельная работа с источником информации.
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация;
- Первый этап – ВЫЗОВ
- О чём сегодня мы продолжим разговор на уроке? Узнаете, разгадав ребус.
Это слово НРАВСТВЕННОСТЬ. Выясняем, что такое НРАВСТВЕННОСТЬ.
(Дети говорят, что
Нравственность — это правила жизни людей, определяющие бескорыстное поведение человека. Как вести себя в определённой ситуации, что есть хорошо и что есть плохо)
- Какими качествами должен обладать НРАВСТВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК?
- Возьмите солнышки
напишите эти качества на солнышке.
(Щедрый, верный, честный, правдивый …)
Подумайте хорошо и обведите то слово, которое лучше всего подходит вам. (Кто-то отвечает, что он добрый, кто-то честный.)
- Спрашиваю: - Вы хорошо подумали, критически отнеслись к выбору?
(Вам всем необходимо учиться относиться критически к той информации, которую вы получаете. Осмысливать её, находить дополнительную информацию, проверять источники и только потом делать выводы)
- Выясняем - А достаточно ли обладать одним качеством для человека?
(Конечно- НЕТ!)
- Значит мы должны к чему стремиться? (Дети говорят: хорошо если человек будет обладать всеми качествами.)
(На этапе ВЫЗОВА я постаралась пробудить интерес к изучаемой теме, активизировать обучающихся, через разгадывание ребуса и солнышка)
- ПЕРЕД НАМИ ВСТАЛА ПРОБЛЕМА.
-А КАК ЖЕ НАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ ЖИТЬ ПО НРАВСТВЕННЫМ ЗАКОНАМ?
- Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ
На этом этапе предлагаю Приём ИНСЕРТ. Этап осмысления: расставить пометки в тексте.
Предлагаю ученикам поработать творчески, постараться проявить свою активность, не стесняться высказывать своё мнение.
Для того, чтобы нам применить приём инсерт, посмотрите таблицу и текст на листочках.
1 и 2 группы работают с текстом о Леониде Михайловиче Рошале, известном детском хирурге, российском враче.
3 и 4 группы о людях, работающих в организации. «Красный крест», которые подвергают свою жизнь риску оказывая помощь нуждающим.
5 и 6 группы о создании Ордена милосердия и о его основательности, которая вошла под именем Мать Тереза - католическая монахиня. И о Нобелевской премии: кому и за что её присуждают.
V- информация мне уже известна;
+ - новые факты для меня;
- - я думал по-другому;
? - в этом тексте есть что-то непонятное для меня, нужны уточнения. Функции этого этапа: дети учатся:
-ориентироваться в источниках информации — в частности, в учебниках, что немаловажно для младших школьников и их последующего обучения;
-сортировать материал на главный и второстепенный;
-критически подходить к оценке новых знаний;
-делать выводы и обобщать в процессе размышления.
В начале работы с приемом желательно использовать небольшие тексты, чтобы дети привыкли к обилию значков.
Также в начале работы можно попросить их не записывать тезисы, а говорить их устно. Необходимо выработать навыки тезисной формулировки.
Таблица обсуждается по "колонкам". То есть, сначала то, что уже известно, затем то, что явилось новым и т.д.
В начальной школе таблицу можно сократить до трех колонок: "Знаю", "Интересуюсь", "Узнал".
Работа может проводиться как индивидуально, так и в парах или группах.
Обычно приём используется в три этапа:
В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками.
Заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки.
Обсуждают записи, внесённые в таблицу.
- Третий этап-РАЗМЫШЛЕНИЕ: (рефлексия) На этом этапе я покажу Приём «Шесть шляп»
На этом этапе идёт обобщение полученной информации на основе обмена мнениями друг с другом и учителем, анализ всего процесса изучения материала; выработка собственного отношения к изучаемому материалу.
1. Раздаю 6 красивых шляп разного цвета и обсуждаем значение каждой.
- На основе притчи СТАКАН МОЛОКА. Послушайте.
Мысленно надевая шляпу определенного цвета, мы входим в роль. К каждой роли есть свои вопросы!
В итоге:
Белая шляпа изложит факты этой истории.
Черная шляпа расскажет обо всех «черных» и «страшных» сторонах этого события.
Желтая шляпа, наоборот, представит эту историю только с положительной стороны.
Красная шляпа поведает обо всей гамме эмоций и чувств, которую испытали герои сказки, события, ситуации.
Зеленая шляпа расскажет о том, как можно было бы иначе и более успешно решить проблему.
Синяя шляпа объяснит нам, какой опыт, урок мир хочет передать.
То, как мы рассказываем о событиях, зависит о того, какая шляпа на нас в данный момент времени надета.
И подводя итоги КАК ЖЕ НАМ ЖИТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ ПО НРАВСТВЕННЫМ ЗАКОНАМ послушаем и споём песню «Быть человеком»
Хочется верить, что эти уроки добра, понимания, общения оставят след в сердцах наших детей. Но для этого и мы должны учиться, встречаться и делиться опытом. Только сообща можно добиться эффективных результатов в духовно-нравственном воспитании младших школьников, в воспитании гражданина России.
ПРИМЕЧАНИЕ 1
1 и 2 группы
Леонид Михайлович Рошаль
С 2003 года по настоящее время — директор Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологи, Департамента здравоохранения города Москвы. В 1988 году участвовал в спасении детей, пострадавших во время землетрясения в Армении.
В 1990 году Рошаль стал председателем Международного комитета помощи детям при катастрофах и войнах. В этот комитет вошли известные специалисты-медики со всего мира.
Он возглавил Международный благотворительный фонд помощи детям при катастрофах и войнах, созданный для того, чтобы обеспечивать транспортировку, покупку оборудования и питание врачей, входящих в международную бригаду неотложной помощи. Вёл переговоры с террористами во время террористического акта на Дубровке (2002): благодаря участию Рошаля из здания Театрального центра были выведены восемь детей, а заложникам были переданы вода и медикаменты. Также вёл переговоры с террористами во время террористического акта в Беслане (2004).
3 и 4 группы « Красный крест»
Междунаро́дный комите́т Кра́сного Креста́— гуманитарная организация, осуществляющая свою деятельность во всём мире.
Она предоставляет защиту и оказывает помощь пострадавшим в вооружённых конфликтах и внутренних беспорядках, помощь лицам, содержащимся под стражей, больным, раненым и гражданским лицам, пострадавшим в результате вооружённых конфликтов. Представительства организации, где в общей сложности работают более 12 тысяч человек, расположены почти в 80 странах мира.
В 1864 году состоялась первая международная Конференция Международного комитета Красного Креста.
5 и 6 группы
«Мать Тереза - католическая монахиня»
В 1950 году в Индии был создан Орден Милосердия. Его основательница стала необыкновенная женщина, которая вошла в историю под именем Мать Тереза. Всю свою жизнь она посвятила делу оказания помощи нуждающимся.
До конца своих дней (до 1997 года) Мать Тереза руководила работой Ордена милосердия. В разных странах с ее помощью создавались школы, больницы, приюты для бедняков. Матери Терезе была присуждена Нобелевская премия.
Нобелевская премия - ежегодная международная премия, названная в честь ее учредителя, шведского инженера химика, изобретателя и промышленника Альфреда Нобеля. Согласно его завещанию, оставшийся после его смерти капитал составил Нобелевский фонд. Эти средства были помещены в банк, а доход от них стал ежегодно делиться на 5 равных частей и с 1901 года присуждаться в форме Нобелевских премий за достижения в области физики, химии, физиологии или медицины, литературы, а также за деятельность по укреплению мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/20/picture-178971-1358703330.jpg)
Выступление по теме "Использование технологии развития критического мышления на уроках ОРКСЭ по модулю «Основы православной культуры»
В этом учебном году я работала над методической темой « Использование технологии развития критического мышления на уроках гуманитарного цикла»Привлекательность данной технологи...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/18/picture-281816-1376825188.jpg)
Мастер-класс по теме «Использование технологии развития критического мышления на уроках эрзянского языка»
Педагогов часто ошеломляет обилие инноваций, которые предлагаются для решения стоящих перед ними проблем, поэтому большое практическое значение имеет знание учителем образовательных возможностей каждо...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/06/picture-170313-1357480686.jpg)
«Использование технологий развития критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе при изучении стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою» ( Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…» 5 урок в теме: «Зимы ждала, ждала природа…)
Урок новых знаний.Составлен в таблице в соответсвии с требованием ФГОС. Цель урока:создание условий для проведения анализа поэтического произведения.В ходе урока дети делятся на группы по интере...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/04/picture-1195771-1575449739.jpg)
Мастер - класс по теме "Технология развития критического мышления" на уроках в начальной школе
Цель: осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) в организации активной и эффективной деятельности в учебном процессе. Методические задачи:Познакомиться ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/30/picture-762651-1638281078.jpg)
Мастер-класс по теме " Технология развития критического мышления на уроках в начальной школе"
laquo;Ткач уже через час видит плоды своих забот, сталевар через несколько часов радуется огненному потоку металла — это вершина его мечты; пахарь, сеятель, хлебороб через несколько месяцев люб...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/14/picture-1102369-1547488312.jpg)
Использование технологии развития критического мышления на уроках ОРКСЭ
Мастер-класс о возможностях использования некоторых приёмов развития критического мышления (ТРКМ) на уроках ОРКСЭ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/14/picture-1102369-1547488312.jpg)
Использование технологии развития критического мышления на уроках ОРКСЭ (презентация)
Мастер-класс (презентация) о возможностях использования некоторых приёмов ТРКМ на уроках ОРКСЭ...