Использование технологии развития критического мышления на уроках ОРКСЭ
методическая разработка по орксэ (4 класс)
Мастер-класс о возможностях использования некоторых приёмов развития критического мышления (ТРКМ) на уроках ОРКСЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_po_orkse.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Использование технологии развития критического мышления на уроках ОРКСЭ»
Цель: осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) в организации активной и эффективной деятельности при реализации курса ОРКСЭ.
Методические задачи:
- Познакомиться с технологией развития критического мышления (ТРКМ).
- Приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ на уроках ОРКСЭ.
- Наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал для участников мастер-класса.
«Умеющие мыслить умеют задавать вопросы»
Э. Кинг
Ход мастер-класса
- Организационный момент.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать всех, кто сегодня присутствует на мастер-классе. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное – принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны проведённой работой.
Уважаемые коллеги, для положительного настроя на работу, для создания атмосферы доверия, комфорта и позитивного сотрудничества, я предлагаю начать наш мастер-класс с упражнения-приветствия «Поздороваемся ладошками!».
Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:
Желаю (большой)
Вам (указательный)
Успеха (средний)
Большого (безымянный)
Во всём (мизинец)!
Здравствуй (всей ладонью)!
- Когда заходили в класс, вы выбрали цветную ладошку. Те, кто выбрал зелёную – того ждёт успех на занятии, голубую ладошку предпочли те, кто захотел общения с коллегами, жёлтую – те, кто будет самым активным, а красную – самым настойчивым. Прошу до конца мастер-класса не потерять её.
- Мотивация.
- В своей педагогической практике я часто наблюдаю, что у многих детей возникают проблемы в общении, ребятам трудно высказывать своё мнение, разобраться в своём внутреннем мире, нет мотивации к осознанному нравственному поведению, проявляется низкий уровень воспитанности.
В этом нам может помочь курс ОРКСЭ, потому что целью курса является формирование у школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России. Курс играет важную роль в расширении кругозора учащегося, в процессе формирования порядочного гражданина.
Курс ОРКСЭ выдержан в духе новых образовательных стандартов второго поколения.
- Теоретическая часть.
- Мы все понимаем, что очень важно найти ту струнку души ребёнка, чтобы вызвать не только интерес к предмету, но и побудить душевные размышления и сопереживания. И при подготовке к уроку в этом нам помогут такие технологии, как: проблемное и интерактивное обучение; технология проектной и исследовательской деятельности; технология критического мышления.
Для наиболее полного формирования активного, творческого, самостоятельного, духовнообогащённого, высоконравственного человека помогут в работе методы и приёмы технологии критического мышления (ТРКМ).
Критическое мышление – это способ добывать знания, умение анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и умения применять знание, как в стандартной, так и в нестандартной ситуации. Это открытое мышление, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный личный опыт.
Уроки, выстроенные по технологии критического мышления, побуждают детей самих задавать вопросы и активизируют к поиску ответа, дают возможность личностного роста каждого ребёнка, развития его индивидуальности.
Применение технологии критического мышления позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным, даёт возможность вырабатывать у учащихся метапредметные умения:
- умение работать в группе;
- умение графически оформить текстовый материал;
- умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию;
- умение распределить информацию по степени новизны и значимости;
- умение обобщить полученные знания;
- формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
На уроке можно использовать такие письменные приёмы, как:
- «Написание эссе» (эссе – письменные размышления на заданную тему, соотнести свои мысли и чувства).
- «Составление телеграммы» (учит отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представлять ее в сжатом, лаконичном виде).
- «Стихотворение по алгоритму» (синквейн – развивает поэтические и творческие способности учеников).
- Приём «Нарисуйте счастье» (даёт возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки).
- Приём «Письмо по кругу» (предполагает групповую форму работы. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы.).
Различных приёмов и методик, применяемых на каждой стадии данной технологии очень много. Я остановлюсь на некоторых из них, которые можно успешно применять на уроках ОРКСЭ.
Один из приёмов технологии критического мышления – составление кластера.
Кластер - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Последовательность действий при составлении кластера:
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать всё, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не закончится время или не иссякнут идеи.
3.Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Составить кластер можно в виде схемы. Например, по теме «Добро и зло» кластер может выглядеть так: (слайд). Ребята могут не только в виде схемы систематизировать свои знания, но и проявить свои творческие способности, создав какой-нибудь образ.
- Практическая часть.
1) Кластер.
- Предлагаю вам обыграть фрагмент урока из модуля «Основы светской этики» по теме «Семья» с использованием кластера. Послушайте китайскую притчу.
ЛАДНАЯ СЕМЬЯ (китайская притча)
Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. И занимала она целое село. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.
Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ». А в конце листа: «СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ».
Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: «И всё?». «Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И подумав, добавил: – И мира тоже".
- Предлагаю для кластера взять образ дома, где строительство крепкой семьи начнётся с фундамента. Ключевое слово – СЕМЬЯ. По кирпичикам будем строить крепкую, дружную семью.
Какие кирпичи нам понадобятся? (Любовь, прощение, уважение, терпение, радость, помощь).
Закрываем крышей (защита) и через трубу выгоняем всё то, что может её разрушить. (Работа в группах).
Заслушиваются ответы разных групп.
- Составление данного кластера можно использовать как в конце урока, так и в течение всего урока для постройки счастливого семейного дома.
2) Физкультминутка (метод релаксации).
- Не стоит забывать о восстанавливающей релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса (Слайд).
Мы с вами выполним упражнение, которое называется "Четыре стихии". Это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах.
3) Синквейн.
- На этапе обобщения знаний можно использовать приём синквейн.
Синквейн – приём технологии развития критического мышления, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. «Синквейн» от французского слова «пять». Это специфическое стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме.
1 строка – тема синквейна, заключает в себе одно слово (существительное), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
3 строка – образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту (афоризм).
5 строка – это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение (одно слово-резюме, характеризующее суть вопроса или объекта).
- Синквейны обязательно анализируются.
Уважаемые коллеги, попробуем составить синквейн по теме нашего мастер-класса самостоятельно. Итак, тема синквейна – СЕМЬЯ.
Запишите на карточках. (Работа в группах).
Заслушиваются ответы разных групп.
- Приведу примеры синквейнов, написанных учащимися:
- Семья
- Дружная, крепкая.
- Заботится, уважает, понимает.
- Семья – моя надёжная крепость.
- Взаимопонимание.
4) Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Вопросы – основная движущая сила мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.
Один из простых приёмов, позволяющий обучать умению задавать вопросы, – таблица «тонких» и «толстых» вопросов.
Этот приём может быть использован на любой стадии урока. Если мы пользуемся этим приёмом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответ при изучении темы. На стадии осмысления содержания приём служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения или слушания. При рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.
Вопросы могут быть использованы на следующем уроке для взаимоопроса.
Взаимоопрос является одним из способов работы в парах. Используется на стадии «осмысления». Технология применения: два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.
Уважаемые коллеги, попробуем заполнить таблицу «тонких» и «толстых» вопросов по теме нашего мастер-класса СЕМЬЯ. (Работа в группах).
Заслушиваются ответы разных групп.
5. Рефлексия.
- Заходя в класс, вы брали ладошки разного цвета. Положите свою ладонь на выбранную в начале нашей встречи заготовку. Прочувствуйте ситуацию. Сделайте для себя вывод от работы на мастер-классе.
Каждый палец – это какая-то ваша позиция, ваше мнение о нашей встрече. В течение полминуты допишите любую фразу:
Большой палец – сегодня для меня было важно и интересно…
Указательный – я получил рекомендации…
Средний – мне было трудно…
Безымянный – моя оценка мастер-класса…
Мизинец – для меня было недостаточно…
- Я считаю, что каждый ребенок в праве выбирать краски и кисти в создании своей судьбы. Но ему нельзя позволить «хватать» первое попавшееся. Он должен увидеть все. Задача педагога: направить ребенка к краскам и кистям - Доброго, Вечного, Прекрасного, а какие оттенки им будут выбраны - решать только ему.
- Быть учителем - значит ежедневно создавать ситуацию успеха для ребят на уроке. В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное – успешным. Успех - значит вовремя успеть разглядеть, помочь ребенку поверить в себя, в свои силы, успеть взрослому познать его внутренний мир. Успех как птица. Может коснуться одним крылом и окрылить, дать силы для преодоления трудностей, а может и пролететь мимо.
- Успех нашей работы обеспечивает применение инновационных методов и приёмов. Именно они позволяют раскрыться духовным силам ребенка, а процесс обучения делают интересным и доступным.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
- Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании
Краткое описание педагогического опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе...
Тема самообразования: «Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе»
Что значит для ребёнка современная начальная школа? Прежде всего-это новый этап в его жизни и база для всего последующего обучения. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы...
«Использование технологии развития критического мышления на уроке литературы в 4 классе»
Цель: с помощью интерпретационных вопросов, прогнозирования содержания произведения, ключевых слов, чтения с остановками стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на урокеЗад...
Использование технологии развития критического мышления на уроке окружающего мира по программе "Планета знаний"
В сценарии открытого урока по окружающему миру (2 класс) представлены элементы работы над технологиями развития критического мышления, оценивать получаемую информацию по нескольким параметрам, и...
Выступление по теме "Использование технологии развития критического мышления на уроках ОРКСЭ по модулю «Основы православной культуры»
В этом учебном году я работала над методической темой « Использование технологии развития критического мышления на уроках гуманитарного цикла»Привлекательность данной технологи...
«Использование технологий развития критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе при изучении стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою» ( Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…» 5 урок в теме: «Зимы ждала, ждала природа…)
Урок новых знаний.Составлен в таблице в соответсвии с требованием ФГОС. Цель урока:создание условий для проведения анализа поэтического произведения.В ходе урока дети делятся на группы по интере...
Использование технологии развития критического мышления на уроках ОРКСЭ (презентация)
Мастер-класс (презентация) о возможностях использования некоторых приёмов ТРКМ на уроках ОРКСЭ...