«Использование технологий развития критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе при изучении стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою» ( Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…» 5 урок в теме: «Зимы ждала, ждала природа…)
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Булгакова Марина Петровна

Урок новых знаний.Составлен в таблице в соответсвии с требованием ФГОС. Цель урока:создание условий для проведения анализа поэтического произведения.В ходе урока дети делятся на  группы по интересам и выполняют работу сообща. Затем её защищают. В конце урока приходят к выводу, что выразить красоту зимней природы можно разными средствами: поэтическим словом, музыкой,акварелью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа  №9 г.о. Чапаевск

Предмет: литературное чтение

Класс:  3

Тема урока: «Использование технологий развития критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе при изучении стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою» ( Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…» 5 урок  в теме: «Зимы ждала, ждала природа…)

Технологии: Кластер, технология « Войти в картину», работа в группах, синквейн

Необходимое техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска, видеопроектор, документ – камера, портрет Ф.И. Тютчева; репродукция картины И.И.  Шишкина «Зима в лесу », диск с музыкальной пьесой Чайковского «Январь»  (фрагменты классической музыки); звукозапись стихотворения, снежинки из белой бумаги, темного цвета лист картона, зубная паста, цветные карандаши.

Учебник литературное чтение 3 класс ( 2 часть). Автор: Э. Э. Кац издательствоАстрель,2013г.

Рабочая тетрадь №2 к учебнику Э.Э. Кац

Тема урока

«Использование технологий развития критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе при изучении стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою»

Автор урока

    Булгакова Марина Петровна, учитель начальных классов

Тип урока

 урок новых знаний

Цель

  • Создание условий для проведения анализа  поэтического произведения
  • Подведение детей к пониманию, что выразить красоту зимней природы можно разными средствами: поэтическим словом, музыкой, картинами.

Задачи

Образовательные: познакомить со стихотворением Ф.И. Тютчева о зиме,

  • учить анализу стихотворного текста,
  • закрепить знания о средствах художественной изобразительности (метафоре, эпитете, олицетворении);
  • Совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения;
    Развивающие:
     развивать творческое воображение учащихся,
  • умение видеть прекрасное, умения исследования текста;

Воспитательные: воспитывать внимательное отношение к поэтическому слову, помочь увидеть и почувствовать красоту слова, прививать любовь к русской природе

  • формировать навык работы учащихся при работе в группах;

Формы урока

 фронтальная, индивидуальная, групповая

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент ( мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.

- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

Самоопределение, смыслообразование  (ЛичностныеУУД)            

Целеполагание (Регулятивные УУД)

Планирование учебного сотрудничества (Коммуникативные УУД)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

- Прослушайте строчки из стихотворений, назовите автора и название стихотворения: Разгулялась вьюга, Наклонились ели                                                      До земли.

Мороз и солнце; день чудесный!                          Еще ты дремлешь, друг прелестный –                    

 По дороге зимней, скучной                              Тройка борзая бежит,..

- Как вы думаете,  какой теме будет посвящён наш урок. (Зиме)

- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «зима»?

Называют

 (Сергей Есенин «Разгулялась вьюга..»)

( А.С.Пушкин «Зимнее утро»)

( А.С. Пушкин «Зимняя дорога»)

Формулируют тему урока (зима)

Составляют КЛАСТЕР по теме Зима

                        ЗИМА

Снег       Мороз     Холод     Метель       Буран      Вьюга   Горка  Лед

Пушистый, Мокрый ;Крепкий, Сильный; Санки, Лыжи, Коньки

   Снежная баба, игра в снежки, Снежные крепости

Распределяют слова и осуществляют самопроверку

Дают ответ

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (Коммуникативные УУД)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний. Уметь анализировать с целью выделения существенных признаков. (Познавательные УУД)

Осуществляют действия по реализации плана (Регулятивные УУД)

 II. Объяснение нового материала 

 Цель этапа - Подвести детей к пониманию, что выразить красоту зимней природы можно разными средствами: поэтическим словом, музыкой, картинами.

 Наша цель: увидеть и понять, что красоту природы можно передать не только  словом, но  и красками, и звуками.

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ВОСПРИЯТИЮ КАРТИНЫ ЗИМНЕГО ЛЕСА. (технология     « Войти в картину»)

Рассмотрите внимательно картину «Зима в лесу» И. Шишкина, давайте перешагнем за рамку, представьте, что мы стоим среди этих деревьев. Что мы видим?

- Что мы слышим?

- Что чувствуем? ( носом, чувства)

- Автор назвал «Зима в лесу»  

-А как ты бы ее назвал? И то верно: что может быть чудесней русской зимы, когда небо чисто и воздух прозрачен.
Поляна сверкает, словно её разукрасил добрый волшебник. Снег белый, мягкий, пушистый. Трудно поверить, что он холодный. Иногда он кажется не белым, а розовым, тёплым. Сине – голубые тени ложатся вокруг деревьев. Красив лес! Длинные ветки одеты в нарядные кружевные платья. В такой день хочется бродить по лесу, вдыхать чистый морозный воздух, любоваться природой и каждый раз видеть в ней что – то новое).

Свободные высказывания учащихся:  

 Я согласен с поэтом, потому что…

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (Коммуникативные УУД)

ЗНАКОМСТВО СО СТИХОТВОРЕНИЕ Ф. И. ТЮТЧЕВА «ЧАРОДЕЙКОЮ ЗИМОЮ…»

– Вы познакомились с картиной  И. Шишкина «Зима в лесу». А теперь посмотрим, как изобразил зиму поэт Ф.И. Тютчев – певец русской природы.
Но сначала проведем Словарную разминку: Подбери синонимы к словам :    Чары; очаровать, чародейка.

–Прочитайте стих-ие ( маленьким язычком) шепотом. ( Жужжащее чтение)

Анализ текста.
- О чем это стихотворение?
- Каким увиден зимний мир поэтом?
)
Сказочность стихотворения достигается в первую очередь отбором «волшебной лексики»
- Приведите, пожалуйста, примеры соответствующие «волшебной лексике»

- О чем говорят эти слова, употребленные в стихотворении

- Почему Зима названа поэтом чародейкой?
- Подберите слова, которыми можно заменить слово «чародейка».
- Найдите однокоренное слово в стихотворении.
- Какой корень в этих словах, что обозначает это слово «чары»?
 
-Значит, эти слова связаны между собой. А каким образом?


- Чем очарован зимний лес?
- Какой волшебный сон снится зимнему лесу?
- Как вы думаете, что такое чудная жизнь зимнего леса?
- От какого слова произошло это слово?    
- А что обозначает это слово?

- Подберите слова- синонимы к слову чудная

- Можно заметить чудную жизнь леса?

-  Почему она является невидимой, скрытой?


- У каких предметов бывает бахрома?

 -Что из себя представляет бахрома?

- А снежная бахрома у леса? Что это?

- Какие
 эпитеты подбирает автор к слову бахрома?

- Как вы понимаете значение слова «немая»?
-В каком значении употреблено это слово в  стихотворении?

- Почему так охарактеризована снежная бахрома, а через неё и весь лес?

Индивидуальная работа с толковым словарем: значение слова «бахрома».

Подбирают синонимы: колдовство, заколдовать, заворожить, покорить; волшебница, колдунья.

Отвечают на вопросы

Застывшим, затаившимся, загадочным, взглядом сказочника

чародейка - Зима, лес околдован, очарован, опутан, чудная жизнь, сон волшебный, краса ослепительная

О сказке. О сказочном описании зимнего леса

Чарует своей сказочной красотой

Волшебница, колдунья.

     

 Чародейка, очарован

       ЧАР, волшебство, обаяние

   Зима выступает как чародейка, волшебница. Она заколдовала лес, и теперь он под влиянием её волшебной силы, её чар стоит заколдован, а значит, и очарован

Волшебным сном

 Чудо

Что-то очень красивое, необычное

Прекрасная, удивительная, волшебная

Нет

Под снежной бахромой

произвольные ответы детей

Бахрома для отделки платков, шарфов и т. п. получают выдергиванием (осыпкой) нитей на краях изделия.

Покрытые снегом ветви деревьев

тихая, безмолвная

произвольные ответы детей

        Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Регулятивные УУД)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (Коммуникативные УУД)

Поиск и выделение необходимой информации.(Познавательные УУД)

 Проверка индивидуального задания: 
- Зачитайте значение слова из словаря
- Как вы думаете, какой смысл вложил Тютчев в слово бахрома?
- Обратите внимание на вторую строфу стихотворения
- Какое необычное, на ваш взгляд, сочетание слов там есть?

- Что такое цепь? Какой она обычно бывает?
- Какой названа цепь у Тютчева?

-Почему цепь, которой окован, опутан лес такая легкая?

-Кроме устаревшей формы слова «пуховой» Тютчев использует еще 2 устаревших слова, найдите их в стихотворении

- Что это слово обозначает?

- Что мещет солнце?
-Почему луч солнца косой?

- Как преображается лес, когда на него солнце мещет луч косой? Опишите подробно, что происходит.
- Что такое краса?
- Какой эпитет подобрал Тютчев к этому слову?

-Как вы понимаете значение этого слова?
- Можете сделать вывод, зачем Тютчев использует устаревшие слова в стихотворении?

- Вы, наверное, обратили внимание, что мы его еще не читали вслух. Как вы думаете, какой темп чтения будет соответствовать этому стихотворению? Зависит ли темп от содержания?
- А вы не заметили ничего особенного в построении стихотворения? Из скольких строк состоит каждая строфа в стихотворении?
- Есть ли что-то общее для всех трех строф стихотворения в постановке знаков препинания?
- Пока мы не знаем, когда в сложном предложении ставится тире, но, может быть, попробуем сами сделать вывод.

Прослушивание звукозаписи стихотворения 
Но двойную жизнь природы (внешнюю – видимую и внутреннюю – угадываемую) помогает показать не только построение строфы, но и наличие метафор, эпитетов, олицетворения.
- Найдите их и объясните смысл.
Олицетворения: 


        Метафора: 


Эпитеты: 

Бахрома- (тюрк ., от араб. махрама - платок), гладкая тесьма с висящими с одной стороны нитями; украшение к занавесям, мебели, абажурам.

произвольные ответы детей

окован легкой цепью пуховой

произвольные ответы детей

железная, серебряная

пуховой, устаревшая форма слова пуховый

Снег легкий, как пух, но он сверху донизу опутывает каждое дерево

Мещет ,косой

метать – кидать, бросать

 зимой солнце низко над горизонтом, поэтому лучи падают сбоку

  Произвольные высказывания детей

Красота

ослепительная

подчеркнуть торжественность момента

тихий, певучий

лес околдован Чародейкою-Зимою, сном волшебным очарован, блестит чудной жизнью…

под снежной бахромою окутан цепью

легкой пуховой (цепью), неподвижная, немая (бахрома)

Уметь анализировать с целью выделения существенных признаков.               (Познавательные УУД)

Минутка отдыха «Волшебный сон» (Физкультминутка)

- Сядьте так, как вам удобно. Сейчас мы с вами немного отдохнём.
(Звучит тихая музыка)
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Вы спокойно отдыхаете… (2 раза)
Сном волшебным засыпаете.
Ваши руки отдыхают,
Ноги тоже отдыхают,
Отдыхают… засыпают… (2 раза)
Шея не напряжена
И рас – слаб – лен – на
Дышится легко,
Свободно, глубоко (длительная пауза)
Вы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо вам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимайте,
Их повыше поднимайте…
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!
Веселы, бодры вы снова!
И к занятиям готовы!

выполняют упражнения

физкультминутки

Нравственно - этическая ориентация (Личностные УУД)

Работа в рабочей тетради. С.9-11 Самостоятельная работа №1: 

Объедини близкие по смыслу слова: чудесный, удивительный, странный, прекрасный, непонятный, восхитительный.(Взаимопроверка)

Работа с документ - камерой

 Ответы спроектированы на интерактивную доску: чудесный- прекрасный; странный – непонятный; удивительный – восхитительный.      (если справился «+», нет «-»)

Взаимоконтролируют процесс выполнения задания.(Регулятивные УУД)

Фронтальная работа: №3.

- В первых пяти строчках рифмуются слова:

- Выпиши рифмы из других частей стихотворения:

- О зимнем лесе говорят, что он молчит. А поэт подметил, что «…Стоит он околдован, сном волшебным очарован…» Как ты понимаешь это?
- Созвучны ли стихи Тютчева картине Шишкина?

- Что общего в этих произведениях?

- Чем они различаются?
- Какое настроение звучит в этом стихотворении?
- Каким чувством хочет поделиться с нами Тютчев?

Зимою – бахромою – немою;

Стоит – блестит.

околдован – очарован – окован

Живой – пуховой.

Произвольные высказывания детей

Уметь анализировать с целью выделения существенных признаков.               (Познавательные УУД)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (Коммуникативные УУД)

                  Работа в группах

- А сейчас вы поработаете группами по интересам под звуки музыкальной пьесы П.И. Чайковского «Январь»
(Дети делятся на группы сами, кому чем интереснее заниматься) 
 

  Первая группа  получает задание: выполнить рисунок на тему: «Зима».
   

Вторая группа  работает над выразительностью чтения стихотворения, постановкой пауз (короткая пауза, пауза, длинная пауза ).


   
Третья группа  дополняет текст образными словами и выражениями.


   
Четвёртая группа пишет сочинение – миниатюру «Зима в лесу»

рисуют на темном фоне зубной пастой  зимние пейзажи.

         

    Волшебница – зима.
В лес пришла………..зима. Сосны и ели она нарядила в…………..шубы. На верхушки деревьев до самых бровей надела ……….. шапки. На рябинку  накинула………. покрывало. Веточки берёз украшены …….. инеем. Раздвинуло солнышко тучку. Под его лучами ……..снег. …………картина кругом!

Вопросы:
-Как выглядит лес зимой ?
-Как украсила зима деревья?
-Как выглядит иней на ветках берёз и осинок?
-На что похожи маленькие ёлочки?
-Какое чувство вызывает у вас зимнее убранство леса? Можно использовать слова, словосочетания или фразы из стихотворения.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний. Уметь анализировать с целью выделения существенных признаков. (Познавательные УУД)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (Коммуникативные УУД)

 Представление работ

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (Коммуникативные УУД)

Обобщающая беседа

- Что общего в произведениях Тютчева, Шишкина и Чайковского?
- Ну а теперь, как настоящие исследователи сделайте вывод по нашей работе на уроке. Легко ли понять стихотворение? Всегда ли смысл стихотворения лежит на поверхности?

Только внимательное чтение, вдумчивое отношение к каждому слову поможет читателю действительно понять стихотворение, понять замысел художника, который он передает через чувства, настроение, скрытое описание, художественные образы.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний. Уметь анализировать с целью выделения существенных признаков. (Познавательные УУД)

III.  Итог урока. Составление Синквейна.  Выводы. Рефлексия.

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Составление Синквейна.

Чародейка

Неподвижная, немая

Околдовывать, очаровывать, опутывать

Легкой цепью пуховой

ЗИМА

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; (Познавательные УУД)

Рефлексия.

Я снова возвращаюсь к  строкам стихотворению написанного на доске

«Чародейкою Зимою

Околдован лес стоит….»

Поставьте знак, передавая свое отношение к стихотворению:

. – ровное, спокойное настроение

! – стих-ние вызвало чувство, очень понравилось

? – Не почувствовали красоту стих-ия

- Если вам было интересно и комфортно на уроке, то закрасьте свои снежинки голубым цветом, а если было скучно, однообразно и неуютно, то закрасьте свои снежинки фиолетовым цветом.

ставят знаки на снежинках, которые лежат у них на партах

Самооценка; адекватное понимание причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Личностные УУД)

 IV. Домашнее задание (на выбор)

  1. Выучите стихотворение наизусть.
  2. Попробуйте создать поэтическую миниатюру «Зимняя сказка»
  3. Создайте презентацию «Мороз и солнце, день чудесный…», используя картины художников и стихотворения русских и современных поэтов, а также собственные фотографии зимнего

 леса (парка).

 V. Организованное окончание урока

 Вы, ребята, молодцы! Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании

Краткое описание педагогического опыта по использованию технологии развития  критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе...

Использование технологий развития критического мышления на урок литературного чтения во 2 классе. В.Осеева "Волшебное слово"

Урок с использованием технологии развития критического мышления. На уроке использованы технология развития критического мышления, в частности прием синквейн, прием чтение с остановками, кластеры. Такж...

«Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения во 2 классе при изучении жанра «сказка»

Формирование читательской компетентности младшего школьника на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности....

Тема: «Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании»

Использование технологии критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании...

Использование технологий развития критического мышления на уроках литературного чтения во 2 классе

Использование технологий развития критического мышления на уроках литературного чтения во 2 классе...

«Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе»

Работая с детьми младшего школьного возраста, я старалась найти такие методы и приёмы работы на уроках литературного чтения, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили б...

Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе

Кто-то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперёд - выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд - выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд ...