Фрагмент урока с использованием диалога. Тема: «Особенности морали».
материал по орксэ (4 класс)
Формирование у учащихся первичных представлений об особенностях моральных норм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Фрагмент урока с использованием диалога.
Тема: «Особенности морали».
Цель: - формирование у учащихся первичных представлений об особенностях моральных норм.
Задачи: - инициировать обсуждение норм морали;
- дать представление о том, что мораль общества связана с моральными нормами всех людей, в нем живущих.
Ожидаемые результаты:
дети узнают:
- что такое моральные нормы;
- чем моральные нормы отличаются от законов.
дети научатся:
- развивать моральные нормы и нормы закона;
- формулировать вопросы по изученному материалу.
дети освоят:
-первичные представления о моральных нормах поведения.
Диалог.
- Ребята, послушайте стихотворение Владимира Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Крошка сын к отцу пришел,
и спросила кроха:
- Что такое хорошо
и что такое плохо? -
У меня секретов нет, -
слушайте, детишки, -
папы этого ответ
помещаю в книжке.
- Если ветер крыши рвет,
Если град загрохал, -
каждый знает - это вот
для прогулок плохо.
Дождь покапал и прошел.
Солнце в целом свете.
Это - очень хорошо
и большим и детям.
Если сын чернее ночи,
грязь лежит на рожице, -
ясно, это плохо очень
для ребячьей кожицы.
Если мальчик любит мыло
и зубной порошок,
этот мальчик очень милый,
поступает хорошо.
Если бьет дрянной драчун
слабого мальчишку,
я такого не хочу
даже вставить в книжку.
Этот вот кричит:
- Не трожь
тех, кто меньше ростом! -
Этот мальчик так хорош,
загляденье просто!
Если ты порвал подряд
Книжицу и мячик,
октябрята говорят:
плоховатый мальчик.
Если мальчик любит труд,
Тычет в книжку пальчик,
про такого пишут тут:
он хороший мальчик.
От вороны карапуз
убежал, заохав.
Мальчик этот просто трус.
Это очень плохо.
Этот, хоть и сам с вершок,
Спорит с грозной птицей.
Храбрый мальчик, хорошо,
в жизни пригодится.
Этот в грязь полез и рад,
что грязна рубаха.
Про такого говорят:
он плохой, неряха.
Этот чистит валенки,
Моет сам галоши.
Он хотя и маленький,
но вполне хороший.
Помни это каждый сын.
Знай любой ребенок:
Вырастет из сына свин,
если сын - свиненок.
Мальчик радостный пошел,
и решила кроха:
"Буду делать хорошо,
и не буду - плохо".
- О чем идет речь в стихотворении? ( О поступках: обижать слабых или заступаться за них, рвать книги, о поведении: быть неряхой и грязнулей или ухаживать за собой)
- Представьте, что существуют два мальчика. Одни дерется, не чистит зубы, ходит грязный, обижает слабых, рвет книжки. А другой помогает другим, следит за сбой, заступается за маленьких, читает книги. То кого из них вы назвали бы моральным человеком? (Того, который делает хорошие поступки)
- Почему? (Потому, что он поступает правильно, такой мальчик не делает злого, не вредит другим, не делает поступков от которых другие страдают)
- Какие качества хорошего мальчика вы могли бы назвать, опираясь на текст стихотворения? (любит мыло
и зубной порошок, любит труд, заступается за младших и слабых, храбрый, сам моет свою обувь )
- А что вы можете добавить от себя? На ваш взгляд, какими качествами еще должен обладать моральный человек? ( Моральный человек не врет, дружелюбен со всеми, трудолюбив, не поступает подло и т.п.)
- А как вы думаете можно ли наказать по закону человека за трусость? И почему? ( Нельзя. Потому, что в нашем законодательстве нет такой статьи. Труса полиция не заберет)
- Представьте две такие ситуации. Первая: старшеклассник на перемене говорит первокласснику обидные слова. Вторая: старшеклассник на перемене бьет первоклассника. В каком случае старшеклассника можно наказать по закону? (Во втором случае)
- А как можно наказать его с точки зрения морали в обоих случаях? (Объявить ему бойкот, выставить на линейке и рассказать всей школе о его поступке, сделать так, чтоб ему стало очень стыдно, вызвать его родителей в школу)
- А может лучшего его побить? Он же бил малыша? (Нет. Бить в ответ – это не моральный поступок. Тогда ты тоже будешь аморальным человеком)
- Какой вывод мы можем сделать из всего, о чем мы поговорили? (Есть определенные нормы поведения в нашей жизни. И правильно жить по нормам морали, быть человеком моральным.
- Ну тогда подкрепите свой ответ примером. Приведите пример неравнодушного поведения людей в сложной ситуации. (Помощь бездомным. Например, накормить их. Подобрать брошенное животное. Купить покушать человеку, который стоит с протянутой рукой. Поднять человека, если он упал на дороге.)
- Вам хочется следовать такому примеру? Почему? (Хочется. Следовать. Ведь тогда тебя будут уважать. И совесть мучить не будет. И, тогда, ты будешь делать моральные поступки.)
- Спасибо, ребята, за ваши ответы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Когда учеба в радость фрагмент уроков с использованием ИКТ
Фрагменты уроков проверки знаний учащихся с помощью компьютераДва аспекта изучения информатики:- Общеобразовательный:Информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умений анал...
Фрагмент урока с использованием элементов здровьесбережения
Фрагмент урока по математике 1 класс(КРО)...

фрагмент урока с использованием ЭОР
С 1 сентября 2011 г я работаю по новому Федеральному государственному образовательному стандарту .Работа с классом в настоящее время нацелена на достижение не только предметных, но и метапредмет...
Фрагмент урока с использованием учебного диалога (Сократический диалог).
Учебный диалог (Сократический диалог) подразумевает постановку особых вопросов в процессе беседы, которые способствуют работе мышления, концентрации внимания, адекватной самооценке текущей дискуссии и...

Фрагмент урока с использованием притчи. Тема «Дружба."
Формирование у учащихся ценностного отношения к понятию «дружба»...

Фрагмент урока с использованием диалога. Тема: "Добро и зло "
Развитие представлений учащихся о добре и зле, как основных этических понятиях....