Фрагмент урока с использованием диалога. Тема: «Особенности морали».
материал по орксэ (4 класс)

Смирнова Лариса Евгеньевна

Формирование  у учащихся первичных представлений об особенностях моральных норм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fragment_uroka_s_ispolzovaniem_dialoga._smirnova_l.e.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

Фрагмент урока с использованием диалога.

Тема: «Особенности морали».

Цель: - формирование  у учащихся первичных представлений об особенностях моральных норм.

Задачи: - инициировать обсуждение норм морали;

- дать представление о том, что мораль общества связана с моральными нормами всех людей, в нем живущих.

Ожидаемые результаты:

дети узнают:

-  что такое моральные нормы;

- чем моральные нормы отличаются от законов.

дети научатся:

- развивать моральные нормы и нормы закона;

- формулировать вопросы по изученному материалу.

дети освоят:

-первичные представления о моральных нормах поведения.

Диалог.

- Ребята, послушайте стихотворение Владимира Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Крошка сын к отцу пришел,

и спросила кроха:

- Что такое хорошо

и что такое плохо? -

У меня секретов нет, -

слушайте, детишки, -

папы этого ответ

помещаю в книжке.

- Если ветер крыши рвет,

Если град загрохал, -

каждый знает - это вот

для прогулок плохо.

Дождь покапал и прошел.

Солнце в целом свете.

Это - очень хорошо

и большим и детям.

Если сын чернее ночи,

грязь лежит на рожице, -

ясно, это плохо очень

для ребячьей кожицы.

Если мальчик любит мыло

и зубной порошок,

этот мальчик очень милый,

поступает хорошо.

Если бьет дрянной драчун

слабого мальчишку,

я такого не хочу

даже вставить в книжку.

Этот вот кричит:

- Не трожь

тех, кто меньше ростом! -

Этот мальчик так хорош,

загляденье просто!

Если ты порвал подряд

Книжицу и мячик,

октябрята говорят:

плоховатый мальчик.

Если мальчик любит труд,

Тычет в книжку пальчик,

про такого пишут тут:

он хороший мальчик.

От вороны карапуз

убежал, заохав.

Мальчик этот просто трус.

Это очень плохо.

Этот, хоть и сам с вершок,

Спорит с грозной птицей.

Храбрый мальчик, хорошо,

в жизни пригодится.

Этот в грязь полез и рад,

что грязна рубаха.

Про такого говорят:

он плохой, неряха.

Этот чистит валенки,

Моет сам галоши.

Он хотя и маленький,

но вполне хороший.

Помни это каждый сын.

Знай любой ребенок:

Вырастет из сына свин,

если сын - свиненок.

Мальчик радостный пошел,

и решила кроха:

"Буду делать хорошо,

и не буду - плохо".

- О чем идет речь в стихотворении? ( О поступках: обижать слабых или заступаться за них, рвать книги, о поведении: быть неряхой и грязнулей или ухаживать за собой)

- Представьте, что существуют два мальчика. Одни дерется, не чистит зубы, ходит грязный, обижает слабых, рвет книжки. А другой помогает другим, следит за сбой, заступается за маленьких, читает книги. То кого из них вы назвали бы моральным человеком? (Того, который делает хорошие поступки)

- Почему? (Потому, что он поступает правильно, такой мальчик не делает злого, не вредит другим, не делает поступков от которых другие страдают)

- Какие качества хорошего мальчика вы могли бы назвать, опираясь на текст стихотворения? (любит мыло

и зубной порошок, любит труд, заступается за младших и слабых, храбрый, сам моет свою обувь )

- А что вы можете добавить от себя? На ваш взгляд, какими качествами еще должен обладать моральный человек? ( Моральный человек не врет, дружелюбен со всеми, трудолюбив, не поступает подло и т.п.)

- А как вы думаете можно ли наказать по закону человека за трусость? И почему? ( Нельзя. Потому, что в нашем законодательстве нет такой статьи. Труса полиция не заберет)

- Представьте две такие ситуации. Первая: старшеклассник на перемене говорит первокласснику обидные слова. Вторая: старшеклассник на перемене бьет первоклассника. В каком  случае старшеклассника можно наказать по закону? (Во втором случае)

- А как можно наказать его с точки зрения морали в обоих случаях? (Объявить ему бойкот, выставить на линейке и рассказать всей школе о его поступке, сделать так, чтоб ему стало очень стыдно, вызвать его родителей в школу)

- А может лучшего его побить? Он же бил малыша? (Нет. Бить в ответ – это не моральный поступок. Тогда ты тоже будешь аморальным человеком)

- Какой вывод мы можем сделать из всего, о чем мы поговорили? (Есть определенные нормы поведения в нашей жизни. И правильно жить по нормам морали, быть человеком моральным.

- Ну тогда подкрепите свой ответ примером. Приведите пример неравнодушного поведения людей в сложной ситуации. (Помощь бездомным. Например, накормить их. Подобрать брошенное животное. Купить покушать человеку, который стоит с протянутой рукой. Поднять человека, если он упал на дороге.)

- Вам хочется следовать такому примеру? Почему? (Хочется. Следовать. Ведь тогда тебя будут уважать. И совесть мучить не будет. И, тогда, ты будешь делать моральные поступки.)

- Спасибо, ребята, за ваши ответы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Когда учеба в радость фрагмент уроков с использованием ИКТ

Фрагменты уроков проверки знаний учащихся с помощью компьютераДва аспекта изучения информатики:- Общеобразовательный:Информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умений анал...

Фрагмент урока с использованием элементов здровьесбережения

Фрагмент урока по математике 1 класс(КРО)...

фрагмент урока с использованием ЭОР

С 1 сентября 2011 г я работаю  по новому Федеральному государственному образовательному стандарту .Работа с классом в настоящее время нацелена на достижение не только предметных, но и метапредмет...

Фрагмент урока с использованием учебного диалога (Сократический диалог).

Учебный диалог (Сократический диалог) подразумевает постановку особых вопросов в процессе беседы, которые способствуют работе мышления, концентрации внимания, адекватной самооценке текущей дискуссии и...

Фрагмент урока с использованием притчи. Тема «Дружба."

Формирование у учащихся ценностного отношения к понятию «дружба»...

Фрагмент урока с использованием диалога. Тема: "Добро и зло "

Развитие представлений учащихся о добре и зле, как основных этических понятиях....