Технологическая карта урока ОРКСЭ "Православный храм" (4 класс)
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями православного храма и традициями поведения в нём.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. познакомить с понятием «православный храм»; 2. познакомить с внутренним устройством храма и правилами поведения в нём. | Предметные:
|
Развивающие:
| Личностные:
|
Воспитательные: 1. воспитывать уважение к мнению других обучающихся; 2. воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к уроку ОРКСЭ; 3. совершенствовать навыки сотрудничества посредством парной и групповой работы. |
УМК: «Основы православной культуры» авторы А.В.Кураев 4 класс, 1 часть.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_orkse.docx | 49.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ
Дата: 5.11. 2024 Школа: №104 Класс: 4Б Урок: 1 Время: 8:45 – 9:25 Кабинет: 207 | Студент: Байгильдина Карина Фанилевна Группа: 45 Учитель: Владова Светлана Борисовна Методист: Мухина Ирина Георгиевна |
Тема урока «Православный храм»
Тип урока: «открытие» новых знаний
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями православного храма и традициями поведения в нём.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. познакомить с понятием «православный храм»; 2. познакомить с внутренним устройством храма и правилами поведения в нём. | Предметные:
|
Развивающие:
| Личностные:
|
Воспитательные: 1. воспитывать уважение к мнению других обучающихся; 2. воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к уроку ОРКСЭ; 3. совершенствовать навыки сотрудничества посредством парной и групповой работы. |
УМК: «Основы православной культуры» авторы А.В.Кураев 4 класс, 1 часть.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства, интерактивное оборудование | |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Ф Словесные методы (беседа) Внешний контроль | Приветствует обучающихся. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Карина Фанилевна. Сегодня я проведу у вас урок ОРКСЭ. - Для того, чтобы сегодня хорошо разобраться в теме, нам предстоит узнать много новых слов и понятий. Надеюсь, что вы будете не только внимательными, но и активными учениками. | 1.Приветствуют учителя. 2.Организуют своё учебное место. | Р: взаимодействовать с учителем в учебной деятельности. | ||
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Словесные методы (беседа) Внешний контроль | 1. Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала. - Ребята, какая тема у вас на прошлом уроке? -В каком году было крещение Руси? -Кто крестил Русь? -Верно. -Давайте с вами вернёмся к 5 заданию, которое вы делали на прошлом уроке. -Какие изменения произошли после крещения Руси? -Давайте послушаем стихотворение Юрия Соловьёва для определения темы сегодняшнего урока. Стихотворение: Мой Храм меня встречает тишиной, Где свежий воздух – древних стен прохлада, Вся суета осталась за спиной, Душе уставшей церковь как награда. Здесь нет призывов, суетных речей, Немыслимо злословие и крики, Мерцает пламя золотых свечей, На тёмных досках оживают лики. Их доброта струится от икон, Под взглядами Святых немного трушу И бьётся в сердце колокольный звон, Когда пред Богом обнажаю душу. Хоругви тихо плещут за спиной, У царских врат склоню свои колени. С престола Бог беседует со мной. Ему раскаюсь в праздности и лени. Мой Храм меня встречает тишиной, Привычны взгляду старые иконы. Вся суета осталась за спиной, Здесь мир иной и здесь свои законы. -Как вы думаете, о чём это стихотворение? -Верно, но не просто о храме, а о православном Храме. -Тема нашего сегодняшнего урока «Православный храм». Откройте тетради, запишите сегодняшнее число 5.11 и тему урока. | Высказывают предположения и доказывают свою точку зрения -«Как христианство пришло на Русь» -В 988г. -Князь Владимир Святославович -Началось строительство храмов. -О Храме | К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения. | ||
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесные методы (беседа) Внешний контроль | Обеспечивает мотивацию к изучению материала необходимого для «открытия нового знания». - Чудотворец Иоанн Шанхайский сказал такие слова: «Храмы нужны не Богу. Храмы нужны людям». - Действительно ли человеку нужны храмы? Какую точку мнения вы поддерживаете? Выберите одно из высказываний и объясните свою точку зрения: * Я считаю, что человеку нужны храмы…. * Я считаю, что человеку храмы не нужны…. - Нам нужны знания о православных храмах, чтобы мы познакомились с историческим наследием и культурой русского народа. Как вы считаете, какая ваша цель на этом уроке? Узнать… | Ставят цель урока -Узнать о православном храме | Р: Умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками. | ||
«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф, П Словесные методы (объяснение, беседа), Практический Внешний контроль Самопроверка | Организовывает работу обучающихся - А что такое храм? Давайте прочтём с вами в учебнике на стр70. Запишите понятие в тетрадь. - Какими были первые русские храмы? Из чего они строились? - Ребята, как вы думаете, как внешне выглядят храмы? -Внешне храмы могут отличаться друг от друга, но что общего есть у каждого храма? -Но у каждого есть крест и купол. Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо. Также православный храм обязательно увенчивается крестом на куполе. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Если взглянуть на храм, то создаётся впечатление, что он как бы летит в небо, особенно если построен на возвышении. Чаще всего по внешнему виду храм может напоминать корабль с высокой мачтой – колокольней и наполненными ветром парусами-куполами, движущийся на восток к Солнцу Правды Христу. Реже встречаются храмы в виде круга – символа вечности, креста – символа вселенной, восьмиконечной звезды, означающей, что церковь подобно путеводной звезде сияет в этом мире. ЗАДАНИЕ (Задание №3 про купола) -Купола бывают разных цветов, почему так? (Предположения детей) - Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо. Они имеют форму «шлема» - подобие языка пламени, и форму «горящей свечи». Золотые купола символизируют божественную славу. Голубой или синий цвет купола символически изображает небесную чистоту и непорочность. Храмы, освящённые в честь святых, имеют зелёные купола -Давайте прочитаем и запишем понятия «купол» и «крест». -Скажите, в чём отличие мечети от храма? - Какую форму имели купола? -Ребята, а храм имеет звучание? Каким образом? -Если посмотреть наверх, то можно увидеть, что высоко-высоко над землей на колокольне «живёт» большой колокол или даже целая «колокольная семья» из нескольких колоколов. Когда они звучат, о колокольном звоне говорят, что он плывет над землей. Колокольный звон на Руси издавна называли серебряным, малиновым, красным. Считалось, что серебряный звон с переливами бывает у колокола, отлитого из сплава меди, олова и серебра. Красный звон – красивый, праздничный, веселый. Малиновый звон – от названия фламандского города Малин, в котором отливались колокола с особо чистым «голосом». Звуки колокола заставляют каждого из нас открыть для себя что-то удивительное, как будто прикоснуться к тайне, пришедшей из глубины веков. ЗВУЧИТ ЗВОН КОЛОКОЛА - Какую роль играет храм в жизни людей? Откройте учебник на стр.18 и прочитайте первый абзац. -Теперь откройте стр.19 и прочитайте последнее предложение перед последним абзацем. -Прочитайте и запишите понятие «богослужение» в тетрадь. -Ребята, как и в любом общественном месте, в храме существуют правила. Откройте учебник на стр. 19, прочитайте последний абзац. -Отлично. Организует работу в группах -Вам дана картинка. Семья собирается в храм. Что в их облике не соответствует правилам посещения храма и правилам поведения в храме? | Отвечают на вопросы учителя -Ищут понятие, читают, записывают - Первые храмы строились из дерева, потому что на Руси было много лесов. - Многие храмы имеют форму корабля, но также могут строиться в форме креста, круга, восьмиугольника. -предполагают, что общего у храмов - Крест – основание спасения людей, круг – вечность церкви, восьмиугольник – символ Вифлеемской звезды. -У мечети «месяц», а у храмов «крест» -Форму «шлем» - подобие языка пламени, форму «горящей свечи» -С помощью колокольного звона. Работают в группах | Р: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату; Л: целеустремленность и настойчивость в достижении целей; разрешения трудностей. | ||
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Ф Словесные методы (беседа) Практический метод (упражнения) Внешний контроль Взаимоконтроль | А теперь я приглашаю вас пройти внутрь храма. Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью. В прежние времена на паперти молились кающиеся грешники. Также на паперти бедные просят милостыню. Это – начало храма. – Сам же Православный храм делится на три части: притвор, сам храм и алтарь. - Давайте пройдём в притвор. (Предположения детей, почему так назвали) - Притвор - славянское слово, которое означает «перед дверями». В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. - Вторая самая большая часть – сам храм, место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. Главнейшая часть храма – алтарь. Место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог. Самое важное место в алтаре – престол – особо освященный четырёхугольный стол. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники. | П : умение работать с моделями объектов, сравнивать, сопоставлять, выполнять действия анализа и синтеза. | |||
Физкультминутка «Нос, пол, потолок» Задача детей повторять именно движения за учителем, а не то, что он говорит, тем самым немного путая детей. | |||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, создание ситуации успеха | Практические методы (упражнение) Взаимоконтроль Внешний контроль | Организует парную работу -Подберите по смыслу слова из предложенных, впишите их в белые квадратики. (слова даны в словах для справок) -Работаем в парах. | Р: выполнение контроля и оценки работы. | |||
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф Словесные методы (беседа) Внешний контроль Самоконтроль | -Итак, сейчас вам нужно будет ответить на вопросы на листочке, которые я вам раздала. Потом вместе проверим ответы. Тест: 1)Что такое храм? 2)Зачем мы ходим в храм? 3)Можно ли храм назвать собранием верующих? 4)Как нужно входить в храм? 5)Был(а) ли ты в храмах? (Проверка) | П: выделение необходимых данных. К: построение монологической и диалогических высказываний. | |||
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Словесные методы (беседа) Самоконтроль | Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся - Что такое храм? Для чего он нужен? Зачем люди ходят в храм? Назови правила поведения в храме. - Дайте оценку своей деятельности, отвечая на вопросы: какое задание я выполнял? Справился ли я с этим заданием? Сам справился или помогали? -Поднимите карандаш: * я с заданием справился самостоятельно (зеленый) * я с заданием справился с помощью других (жёлтый) * я с заданием не справился (красный) | Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала | П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока математики 4 класс "Школа России". Презентация к уроку
Решение задач на движение в противоположных направлениях....
Технологическая карта урока ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» (2-й урок по теме)
Урок ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» (2-й урок по теме)...
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...
Технологическая карта урока для 3 класса. Сочинение по сюжетным картинкам с использованием ТРКМ
Технологическая карта по русскому языку для 3 класса помогает провести урок написания сочинения по сюжетным картинкам с использованием теории развития критического мышления....
Технологическая карта урока ОРКСЭ 4 класс "Храм"
Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование представления о храме.Задачи урокаДидактические:1 Ознакомление учеников с понятиями: «храм», «икона», ...
Технологическая карта урока математики 1 класс «Выражение». (1 урок) +1 класс ПРЕЗЕНТАЦИЯ тема: Выражения
Технологическая карта урока математики 1 класс «Начальная школа 21века»...
Технологическая карта урока в 4 классе "Великие изобретения на карте Великобритании"
На уроке у карты Великобритании дети знакомятся с открытиями, сделанными британскими учеными в разное время...