Технологическая карта урока ОРКСЭ "Православный храм" (4 класс)
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями православного храма и традициями поведения в нём.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1.  познакомить с понятием «православный храм»;

2. познакомить с внутренним устройством храма и правилами поведения в нём.

Предметные:

  1. узнать о назначении и устройстве православного храма, нормах поведения в храме;
  2. распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её смысл.

Развивающие:

  1. развивать интерес к знаниям о храмах;
  2. развивать мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

 

Личностные:

  1. понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре;
  2. стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей;
  3. понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

 

 

 

 

Воспитательные:

1. воспитывать уважение к мнению других обучающихся;

2. воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к уроку ОРКСЭ;

3. совершенствовать навыки сотрудничества посредством парной и групповой работы.

УМК: «Основы православной культуры» авторы А.В.Кураев 4 класс, 1 часть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_orkse.docx49.9 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ

Дата: 5.11. 2024

Школа: №104

Класс:

Урок: 1

Время: 8:45 – 9:25 Кабинет: 207

Студент: Байгильдина Карина Фанилевна

Группа: 45

Учитель: Владова Светлана Борисовна

Методист: Мухина Ирина Георгиевна

Тема урока «Православный храм»

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями православного храма и традициями поведения в нём.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1.  познакомить с понятием «православный храм»;

2. познакомить с внутренним устройством храма и правилами поведения в нём.

Предметные:

  1. узнать о назначении и устройстве православного храма, нормах поведения в храме;
  2. распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её смысл.

Развивающие:

  1. развивать интерес к знаниям о храмах;
  2. развивать мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

Личностные:

  1. понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре;
  2. стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей;
  3. понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Воспитательные:

1. воспитывать уважение к мнению других обучающихся;

2. воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к уроку ОРКСЭ;

3. совершенствовать навыки сотрудничества посредством парной и групповой работы.

УМК: «Основы православной культуры» авторы А.В.Кураев 4 класс, 1 часть.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

Словесные методы (беседа)

Внешний контроль

Приветствует обучающихся.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Карина Фанилевна. Сегодня я проведу у вас урок ОРКСЭ.

- Для того, чтобы сегодня хорошо разобраться в теме, нам предстоит узнать много новых слов и понятий. Надеюсь, что вы будете не только внимательными, но и активными учениками.

1.Приветствуют учителя.

2.Организуют своё учебное место.

Р: взаимодействовать с учителем в учебной деятельности.

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесные методы

(беседа)

Внешний контроль

1. Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала.

- Ребята, какая тема у вас на прошлом уроке?

-В каком году было крещение Руси?

-Кто крестил Русь?

-Верно.

-Давайте с вами вернёмся к 5 заданию, которое вы делали на прошлом уроке.

-Какие изменения произошли после крещения Руси?

-Давайте послушаем стихотворение Юрия Соловьёва для определения темы сегодняшнего урока.

Стихотворение:

Мой Храм меня встречает тишиной,

Где свежий воздух – древних стен прохлада,

Вся суета осталась за спиной,

Душе уставшей церковь как награда.

Здесь нет призывов, суетных речей,

Немыслимо злословие и крики,

Мерцает пламя золотых свечей,

На тёмных досках оживают лики.

Их доброта струится от икон,

Под взглядами Святых немного трушу

И бьётся в сердце колокольный звон,

Когда пред Богом обнажаю душу.

Хоругви тихо плещут за спиной,

У царских врат склоню свои колени.

С престола Бог беседует со мной.

Ему раскаюсь в праздности и лени.

Мой Храм меня встречает тишиной,

Привычны взгляду старые иконы.

Вся суета осталась за спиной,

Здесь мир иной и здесь свои законы.

-Как вы думаете, о чём это стихотворение?

-Верно, но не просто о храме, а о православном Храме.

-Тема нашего сегодняшнего урока «Православный храм». Откройте тетради, запишите сегодняшнее число 5.11 и тему урока.

Высказывают предположения и доказывают свою точку зрения

-«Как христианство пришло на Русь»

-В 988г.

-Князь Владимир Святославович

-Началось строительство храмов.

-О Храме

 К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесные методы (беседа)

Внешний контроль

Обеспечивает мотивацию к изучению материала необходимого для «открытия нового знания».

- Чудотворец Иоанн Шанхайский сказал такие слова: «Храмы нужны не Богу. Храмы нужны людям».

- Действительно ли человеку нужны храмы? Какую точку мнения вы поддерживаете? Выберите одно из высказываний и объясните свою точку зрения:

* Я считаю, что человеку нужны храмы….

* Я считаю, что человеку храмы не нужны….

- Нам нужны знания о православных храмах, чтобы мы познакомились с историческим наследием и культурой русского народа. Как вы считаете, какая ваша цель на этом уроке?

Узнать…

Ставят цель урока

-Узнать о православном храме

Р: Умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками.

«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф, П

Словесные методы (объяснение, беседа),

Практический

Внешний контроль

Самопроверка

Организовывает работу обучающихся

- А что такое храм? Давайте прочтём с вами в учебнике на стр70. Запишите понятие в тетрадь.

- Какими были первые русские храмы? Из чего они строились?

- Ребята, как вы думаете, как внешне выглядят храмы?

-Внешне храмы могут отличаться друг от друга, но что общего есть у каждого храма?

-Но у каждого есть крест  и купол. Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо. Также православный храм обязательно увенчивается крестом на куполе. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Если взглянуть на храм, то создаётся впечатление, что он как бы летит в небо, особенно если построен на возвышении. Чаще всего по внешнему виду храм может напоминать корабль с высокой мачтой – колокольней и наполненными ветром парусами-куполами, движущийся на восток к Солнцу Правды Христу. Реже встречаются храмы в виде круга – символа вечности, креста – символа вселенной, восьмиконечной звезды, означающей, что церковь подобно путеводной звезде сияет в этом мире.

ЗАДАНИЕ

(Задание №3 про купола)

-Купола бывают разных цветов, почему так? (Предположения детей)

- Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо. Они имеют форму «шлема» - подобие языка пламени, и форму «горящей свечи». Золотые купола символизируют божественную славу.   Голубой или синий цвет купола символически изображает небесную чистоту и непорочность. Храмы, освящённые в честь святых, имеют зелёные купола

-Давайте прочитаем и запишем понятия «купол» и «крест».

-Скажите, в чём отличие мечети от храма?

- Какую форму имели купола?

-Ребята, а храм имеет звучание? Каким образом?

-Если посмотреть наверх, то можно увидеть, что высоко-высоко над землей на колокольне «живёт» большой колокол или даже целая «колокольная семья» из нескольких колоколов. Когда они звучат, о колокольном звоне говорят, что он плывет над землей.

Колокольный звон на Руси издавна называли серебряным, малиновым, красным. Считалось, что серебряный звон с переливами бывает у колокола, отлитого из сплава меди, олова и серебра. Красный звон – красивый, праздничный, веселый. Малиновый звон – от названия фламандского города Малин, в котором отливались колокола с особо чистым «голосом».

Звуки колокола заставляют каждого из нас открыть для себя что-то удивительное, как будто прикоснуться к тайне, пришедшей из глубины веков.

ЗВУЧИТ ЗВОН КОЛОКОЛА

- Какую роль играет храм в жизни людей? Откройте учебник на стр.18 и прочитайте первый абзац.

-Теперь откройте стр.19 и прочитайте последнее предложение перед последним абзацем.

-Прочитайте и запишите понятие «богослужение» в тетрадь.

-Ребята, как и в любом общественном месте, в храме существуют правила. Откройте учебник на стр. 19, прочитайте последний абзац.

-Отлично.

Организует работу в группах

-Вам дана картинка. Семья собирается в храм. Что в их облике не соответствует правилам посещения храма и правилам поведения в храме?

Отвечают на вопросы учителя

-Ищут понятие, читают, записывают

- Первые храмы строились из дерева, потому что на Руси было много лесов.

- Многие храмы имеют форму корабля, но также могут строиться в форме креста, круга, восьмиугольника.

-предполагают, что общего у храмов

- Крест – основание спасения людей, круг – вечность церкви, восьмиугольник – символ Вифлеемской звезды.

-У мечети «месяц», а у храмов «крест»

-Форму «шлем» - подобие языка пламени, форму «горящей свечи»

-С помощью колокольного звона.

Работают в группах

Р: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату;

Л: целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

 разрешения трудностей.

Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф

Словесные методы (беседа)

Практический метод

(упражнения)

Внешний контроль

Взаимоконтроль

А теперь я приглашаю вас пройти внутрь храма.  Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью. В прежние времена на паперти молились кающиеся грешники. Также на паперти бедные просят милостыню.  Это – начало храма.

– Сам же Православный храм делится на три части: притвор, сам храм  и алтарь.

- Давайте пройдём в притвор. (Предположения детей, почему так назвали)

- Притвор -  славянское слово, которое означает «перед дверями». В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия.

-  Вторая самая большая часть – сам храм, место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение.

Главнейшая часть храма – алтарь. Место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог.

Самое важное место в алтаре – престол – особо освященный четырёхугольный стол. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.

П : умение работать с моделями объектов,

сравнивать, сопоставлять, выполнять действия анализа и синтеза.

Физкультминутка «Нос, пол, потолок»

Задача детей повторять именно движения за учителем, а не то, что он говорит, тем самым немного путая детей.

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, создание ситуации успеха

Практические методы (упражнение)

Взаимоконтроль

Внешний контроль

Организует парную работу

-Подберите по смыслу слова из предложенных, впишите их в белые квадратики. (слова даны в словах для справок)

-Работаем в парах.

Р: выполнение контроля и оценки работы.

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Словесные методы (беседа)

Внешний контроль

Самоконтроль

-Итак, сейчас вам нужно будет ответить на вопросы на листочке, которые я вам раздала. Потом вместе проверим ответы.

Тест:

1)Что такое храм?

2)Зачем мы ходим в храм?

3)Можно ли храм назвать собранием верующих?

4)Как нужно входить в храм?

5)Был(а) ли ты в храмах?

(Проверка)

П: выделение необходимых данных.

К: построение монологической и диалогических высказываний.

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесные методы (беседа)

Самоконтроль

Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся

- Что такое храм? Для чего он нужен? Зачем люди ходят в храм? Назови правила поведения в храме.

-  Дайте оценку своей деятельности, отвечая на вопросы: какое задание я выполнял? Справился ли я с этим заданием? Сам справился или помогали?

-Поднимите карандаш:

* я с заданием справился самостоятельно (зеленый)

* я с заданием справился с помощью других (жёлтый)

* я с заданием не справился (красный)

Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала

П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы; 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики 4 класс "Школа России". Презентация к уроку

Решение задач на движение в противоположных направлениях....

Технологическая карта урока ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» (2-й урок по теме)

Урок ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» (2-й урок по теме)...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Технологическая карта урока для 3 класса. Сочинение по сюжетным картинкам с использованием ТРКМ

Технологическая карта по русскому языку для 3 класса помогает провести урок написания сочинения по сюжетным картинкам с использованием теории развития критического мышления....

Технологическая карта урока ОРКСЭ 4 класс "Храм"

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование представления о храме.Задачи урокаДидактические:1 Ознакомление учеников с понятиями: «храм», «икона», ...

Технологическая карта урока математики 1 класс «Выражение». (1 урок) +1 класс ПРЕЗЕНТАЦИЯ тема: Выражения

Технологическая карта урока математики 1 класс «Начальная школа 21века»...

Технологическая карта урока в 4 классе "Великие изобретения на карте Великобритании"

На уроке у карты Великобритании дети знакомятся с открытиями, сделанными британскими учеными в разное время...