Методическая разработка урока по ОПК "Храм - дом Божий"
методическая разработка по орксэ (2 класс)

Наталья Фёдоровна Зачиняева

В данной методической разработке представлено комплексное исследование роли храма как сакрального пространства, служащего местом встречи человека с Божественным. Освещены основные аспекты архитектурных и культурных традиций, которые формируют храмовые комплексы, а также их значимость в духовной жизни общества. Автор акцентирует внимание на исторической эволюции храмов, отражая их многообразие и адаптацию к меняющимся условиям и требованиям времени.

Методические рекомендации включают подходы по организации образовательных программ, направленных на углубление знаний о духовной архитектуре, и практические занятия, способствующие развитию эмоционального и эстетического восприятия храмового пространства. Отдельный раздел посвящен анализу символизма и ритуала, которые сопровождают жизнь храма, создавая особую атмосферу веры и почитания.

Разработка нацелена на преподавателей, студентов и исследователей, интересующихся темой религиозной архитектуры и культурного наследия. Она стремится вдохновить на новые подходы в изучении духовного опыта, углубляя понимание значения храма как дома Божьего для современного человека.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_opk_hram_-_dom_bozhiy.docx99.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 имени Людмилы Михайловны Павличенко станицы Баговской муниципального образования Мостовский район

Конспект урока

по основам православной культуры

во 2 классе

 «Православный храм - дом Божий»

Подготовила:

учитель начальных классов

Зачиняева Наталья Фёдоровна

                                                          2022 год

Цели урока:

  1. Познакомить с понятием «православный храм».
  2. Познакомить учащихся с назначением, внешним видом православного храма.
  3. Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
  4. Воспитывать  ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Основные термины и понятия: Храм, крест, колокол, купол, церковный этикет, священник, свеча.

Виды деятельности: беседа, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, чтение стихотворений, устный рассказ.

Оборудование:

Компьютер и проектор, видеофильм «Наш храм» , презентация изображения храмов.

Рисунки, кроссворд, изображения для самостоятельной работы

Сказка  А.Суздальцева  «Свечечка»

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак, за работу.

  1. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) (1 мин)

Сейчас вы попробуете отгадать загадки:

  1. На горе стоит свеча, в ней молитва горяча.   .  Храм

2)Этот дом - не просто дом.

Он красивый и с крестом.

Золотые купола. Звонкие колокола.

Бим-бом-бом. Дин-дин-дин-дин.

Кто-то с мамой, кто один

Помолиться в этот дом

Ходит в трепете святом

По утрам и вечерам...

Это -… православный храм!

Вы, наверное, догадались, какая тема нашего урока.

Учитель: Тема нашего урока «Православный храм»

  1. Актуализация знаний учащихся. (3 мин)

Учитель: Итак, о чем же мы  узнаем на уроке? (ответы детей). Правильно.

Ребята, сегодня нас ждет необычный урок. Мы побываем в православном  храме познакомимся с назначением и внешним устройством храма, узнаем о правилах поведения в храме.

-Что вы знаете о храме?

-Что хотели бы узнать?

Учитель: А кто знает, что такое храм?

Учитель: Кто из вас был в храме? С кем вы ходили?

Учитель. - Что люди делают в храмах?

(ответы детей)

4. Изучение нового материала.

Учитель:

Значение слова храм

Храм – 1. Здание для богослужения, церковь

               2. Место  служения науке, искусству, высоким помыслам

Храм – дом Божий, место особого пребывания Бога на земле, место молитвы и совершения богослужения.

В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы.

Купол церкви, увенчанный крестом православным, для всего мира является символом России. С момента крещения Руси храм играл огромную роль в жизни наших предков. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь. Православные храмы, или церкви, неотделимы от жизни русского народа. Они украшают собой все города и сёла. Купола и кресты храмов видны издали, к ним ведут главные дороги

-Посмотрим внимательно видео и попробуем ответить на вопросы

- Из чего строят храмы ?

- Что особенного в строении храма? Чем он отличается от других строений

                      1)Видео «Наш храм» (3мин)

Беседа с детьми  после просмотра (3мин)

- Зачем люди собираются в храме?

-Как ещё называется храм?

- Из чего строят храмы ?

- Что особенного в строении храма? Чем он отличается от других строений?

-Что символизирует (означает ) купол?

-Сколько бывает куполов в храме?

- В виде чего строится храм?

- А теперь давайте посмотрим, из чего построен наш  храм?

  • Сколько куполов имеет наш храм?
  • В виде какой фигуры он построен? Где колокольня?
  • Кто знает, какое имя носит храм г. Боброва

2) Правила поведения в храме (3мин)

Учитель: Перед тем, как отправится в храм, мы должны познакомиться с правилами поведения “как вести себя в храме”.

Учитель: Когда мы приходим в гости, заходим в дом, что мы делаем?

Учитель: А что делают христиане перед входом в храм? (Ответы детей)

Входя в храм, христиане на мгновение останавливаются, осеняют себя крестом и кланяются. Перекреститься, значит, осенить себя крестным знамением, т.е. изобразить на себе крест.

Учитель: Может быть, вы знаете, как нужно вести себя в храме?

(Заходить надо спокойно. в храме не кричать, мобильные телефоны отключить, ничего не жевать. Нельзя бегать и играть!)  

Памятка мальчику: 

Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они…

Памятка девочке: 

Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежда.

Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.

Мальчику и девочке:

Никого не осуждай,

Помощь нищему подай,

Поставь свечку и потом

Осени себя крестом.

Учитель: О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?

- Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?

- Как мы заходим в храм?

- Как мы стоим во время богослужения?

3)Части храма (2 мин)

Православный храм строят в направлении с запада на восток. В восточной части храма всегда располагается алтарь, место, где молится  священник.

Итак,  храм  делится на части: паперть, притвор, колокольня, сам храм  и алтарь. 

. Паперть – крыльцо храма, площадка перед входными дверями храма, на которую ведут несколько ступеней. Паперть символизирует образ того духовного возвышения, на котором находится Церковь среди окружающего мира.

Мир храма совсем не похож на мир за его стенами.

Давайте пройдём в притвор.

 Притвор —  славянское слово, которое означает «перед дверями» 

В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Над притвором обычно строится колокольня.

Пройдя притвор, мы попадаем во вторую часть —  в  сам храм. Это место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение.

4) Чтение сказки «Свечечка» Андрея Суздальцева  (5мин)

Учитель: Что мы видим входя в храм?    

Учитель: В православном храме людей встречают иконы, свечи.

Церковная свеча – это символ молитвы верующего человека.

Я хочу рассказать вам одну историю про маленькую свечку, которую поставил в храме  мальчик, у которого сильно болела мама. Мальчик подошёл к иконе Спасителя нашего Иисуса Христа, очень горячо помолился и зажёг свечечку.

 

Что же случилось  дальше? ( Чтение сказки «Свечечка» Андрея Суздальцева)

В храме на подсвечнике горела маленькая свечечка. Ее зажгли совсем недавно, и, когда над ней затрепетал золотой огонек, ей показалось, что у нее открылись глаза. Она осмотрелась и увидела, что рядом с ней стояли такие же свечки - все они беззвучно горели вокруг нее, и свет каждой из них поднимался вверх, к иконе. Свечечка посмотрела на икону и вдруг увидела чудесные глаза, устремленные на нее. Она затрепетала еще сильнее. "Это Он, это Он", - подумала свечечка и изо всех сил потянулась своим огоньком к Тому, Кто смотрел на нее с иконы с такой любовью. Она еще не знала, как Его зовут, но сразу же поняла, что нет никого на свете сильнее, прекраснее и добрее Его. Потом свечечка услышала, что люди в храме называют Его Иисус. О, как ей вдруг захотелось стать большой и яркой, чтобы подняться к этим удивительным глазам и сказать Иисусу: "Я люблю Тебя". Она забыла, что была всего навсего маленькой церковной свечечкой и не умела разговаривать. Но у нее был ее огонек. И маленькая свечечка старалась гореть ярче других, чтобы Иисус догадался, что она Его любит. Но чем больше проходило времени, тем сильнее таял и плавился ее воск, и тем меньше становилась сама свеча. И когда она стала совсем маленькой, то по-настоящему заплакала, потому что поняла, что так и не сумеет подняться туда, где светились прекрасные глаза Иисуса. А капельки воска текли и текли с нее, как горячие слезы. И вот от свечечки почти ничего не осталось. Тогда к ней подошел человек и дунул на нее. Но в последний момент она вспыхнула так ярко, как будто хотела крикнуть: "Я хочу быть с Тобой, я очень хочу всегда быть с Тобой. Увидь меня!" И ей показалось, что Иисус взглянул на нее...

Когда свечечка вновь открыла глаза, она увидела, что ее обступил удивительный мир. Вокруг колыхались изумрудно-зеленые деревья, все пронизанные ласковым светом. Под ними бежали хрустальные ручьи, и живые цветы пели чудесные песни, а на ветках сидели сказочные птицы и дети, от одежд которых расходились золотые лучи. Дети смеялись и играли с птицами. И вдруг один мальчик увидел ее и сказал: "Смотрите, свечечка, и она пришла к нам". А свечечка почувствовала, что с ней творится что-то необыкновенное. Она ощутила такую радость, о какой даже не догадывалась в своей прежней коротенькой жизни. Дело в том, что маленькая свечечка у всех на глазах превратилась в белоснежного ангела с огромными, словно горящими, крыльями и золотыми глазами. Но она почти не заметила того, что с ней случилось, потому что все это время искала глаза Иисуса. И она нашла их. Но теперь они смотрели на нее не с иконы. Она увидела Его Самого и, когда Он протянул к ней руки, маленькая церковная свечечка, превратившаяся в чудесного ангела, - взлетела и села на плечо к Иисусу. Теперь это было совсем легко, и не надо было тянуться вверх изо всех сил и плакать оттого, что ничего не получается. "Что же со мной случилось? Как все это произошло? Неужели это правда?" - спросила она, заглядывая в лучистые, самые удивительные на свете, самые бездонные и добрые глаза.

- Это правда, - сказал ей Иисус. - Ты так горячо молилась и тянулась ко Мне! А когда кто-нибудь тянется ко Мне так жарко и настойчиво, сердце Мое не может отказать ему ни в чем.

- Разве я молилась? - удивилась свечечка. Я даже не знаю, что это значит - молиться...

- Молиться, - улыбнулись ей Глаза, - это значит тянуться ко Мне всей своей жизнью, как тянулась ты, это искать Меня и чувствовать Мой взгляд. Ты так хотела быть со Мной, что Я превратил тебя в ангела. Теперь ты всегда можешь видеть Меня.

Голос Иисуса был так мелодичен и ласков, что свечечке захотелось смеяться и петь. И она запела. И когда она снова заглянула в необыкновенные глаза, то увидела в них - храм, тот самый, где она недавно горела, и подсвечник, и своих сестер - свечечек. И она прошептала: "Сильнее горите, сестрицы, сильнее, и ничего не бойтесь", - так прошептала свечечка, ставшая ангелом. И свечи там, в церкви, закивали в ответ своими яркими золотыми огоньками. И она поняла, что они услыхали ее. И ей показалось, что даже люди, молящиеся в храме, расслышали ее слова. "Сильнее горите, сильнее, жарче", - прошептала она людям и, расправив крылья, влетела в поток радостного, вечно утреннего света, в котором кружились, смеялись и пели дети, птицы и ангелы. И бескрайнее небо сияло так нежно и сильно, как будто вся любовь Иисусовых глаз отразилась в нем.

- Ребята ,как вы думаете, чему учит нас эта история?

 Вот  точно также и наша молитва, она должна быть яркой и пламенной, тогда Господь и услышит нас.

Свеча – это символ, который напоминает о пламенности нашей молитвы, о ревностном служении Богу и о желании быть всегда рядом с ним.

Свеча – символ нашей жизни. Мы также рождаемся, открываем глазки, и у каждого из нас в душе зажигается маленький огонёк веры, мы живём, горим как свеча, и если этот огонёк  веры всё сильнее и сильнее тянется к Богу, то после смерти мы,  как и маленькая свечечка, будем обязательно рядом с Ним.

Свеча покупается в храме, она является добровольной жертвой человека Богу и Его храму за себя и за своих ближних.

5) Физминутка

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

Отложили мы тетрадки,

Приступили мы к зарядке.

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево поворот,

А потом наоборот.

Приседанья начинаем,

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз!

Приседать не торопись.

И в последний раз присели,

А теперь на место сели.

Учитель: А кто ещё встречает нас в храме?

Священники. Они здесь служат.  

— А что это за служба? – спросите   вы.

-Священники  учат людей, вместе с ними молится Богу и  стараются помогать людям. Их одежда особенная – длинное до пола одеяние. Особенная одежда священников подчеркивает их особенное служение – служение Богу. Священник носит на груди крест.

О внутреннем строении  храма мы поговорим на следующем уроке.

- Ребята а как вы думаете, какими были первые русские храмы? Из чего они строились?

(Первые храмы строились из дерева, потому что на Руси было много лесов)

- Мы знаем, что церкви строились на месте будущих поселений. Вот задумали люди построить город. Сначала ставили храм, а затем начиналось строительство.

Храмы в Кижах

-А вот один из самых древних каменных храмов на Руси –

Храм Покрова на Нерли.

-Самый главный храм России. Храм Христа Спасителя

Там часто проводит службы патриарх 

А это Никольский храм села Шишовка.

- Храмы нашего района 

5. Закрепление изученного материала.

Класс делится на три группы.

Самостоятельная работа.

  1. Группа. Установите соответствие между понятием и его определением.

Православный храм

Символ молитвы верующего человека

  Церковная свеча

Дом Божий, место особого пребывания Бога на земле, место молитвы и совершения богослужения.

Паперть 

Место, где молится священник,

туда никто не может входить без его благословения

 Алтарь

Славянское слово, которое означает «перед дверями»

 Притвор

Крыльцо храма, площадка перед входными дверями храма, на которую ведут несколько ступеней.

Взаимопроверка.

2 группа

Указать  цифрами название частей храма

  1. Алтарь
  2. Храм
  3. Колокольня
  4. Притвор
  5. Паперть
  6. Колокольня      
  7. Взаимопроверка

http://polpoz.ru/umot/kirpichnij-hram-vmestimosteyu-150-chelovek-v-opredelenii-osvya/9.jpg

3 группа разгадывает кроссворд

1.        Здание, предназначенное для совершения в нем религиозных обрядов и служб.

2.        Осветительный прибор, который делают из воска, стеарина, парафина. Символизирует человеческую жизнь, ее краткость и беззащитность

3.        Человек, совершающий все богослужения и таинства.

4.  Обращение священника либо верующего христианина к Богу   с просьбой.

5.        Восточная, главная часть храма, в которой находится престол.

6.      Крыльцо храма, площадка перед входными дверями храма, на которую ведут несколько ступеней

 

Проверка.

6. Подведение итогов урока

Учитель: Сегодня мы многое узнали о строении православного храма, его   особенностях. 

Ведь слово храм имеет и ещё одно значение

2. Место  служения науке, искусству, высоким помыслам

 Рефлексия. (3 мин.)

- Закончи урок фразой, которая вам больше понравилась:

* Мне понравилось…

* Мне запомнилось…

* Я узнал…

* Мне бы хотелось…

- Дети, путь к храму начинается с семьи. Послушайте заповедь для вас:

ЗАПОВЕДЬ ДЛЯ ТЕБЯ

«Слушаясь папу, слушаясь маму,

Ты начинаешь дорогу ко храму.

Заповедь эта – к Богу ступень,

Нужно ей следовать каждый день»!

7. Домашнее задание.

1.Нарисовать храм

2.Найти и прочитать стихотворение о храме.

На этом наш урок закончен. Спасибо всем за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)

Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

Методическая разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры», урок № 26. Тема урока: «Отношение христианина к природе»

Еще совсем недавно в наших школах появился предмет «Основы религиозных культур и светской этики», а в рамках этого предмета – модуль «Основы православной культуры». Несмо...