методическая разработка уроков ОРКСЭ ОПК Храм - дом Божий на земле
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
разработка уроков с наглядностью и раздаточным материалом для уроков по учебнику Костюковой,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 42.9 КБ |
urok_12_ustroystvo_hrama.docx | 305.48 КБ |
urok_13_molitva.docx | 21.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока №11
по предмету «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры»
Модуль: «Храм – дом Божий на земле»
Тема урока: «Как вести себя в православном храме»
Цель урока: сформулировать правила поведения в православном храме на основе осознания значимости его, как архитектурной составляющей православной культуры, как исторического и культурного памятника, как места богослужения.
Задачи:
Предметные: ознакомить учеников с архитектурными особенностями православного храма, объяснение лексического значения слова «благоговение», объяснить правила поведения в храме.
Личностные: способствовать расширению лексического словаря, учить культуре поведения; способствовать воспитанию нравственного отношения к окружающим, формированию образа гражданина России; прививать чувства любви и гордости за Россию; развивать интерес к истории православия, родного края, православным традициям; воспитывать интерес и уважение к православной культуре; создать условия для сплочения классного коллектива, поддерживать классные традиции; расширение знаний о мире профессий.
Метапредметные: актуализировать и структурировать имеющиеся знания; формировать навыки самостоятельной работы с источниками информации (умение добывать и систематизировать информацию); развивать умение общаться с ровесниками; развивать навыки работы в малых группах, умение высказывать суждения; развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ, работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой работы в паре.
Необходимое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентации, печатный раздаточный материал, учебники «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4 класс, Москва, Просвещение 2021, толковый словарь С.И.Ожегова.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Громко прозвенел звонок –
Начинается урок!
Оглянулись, улыбнулись,
Рукой другу помахали
И красиво, ровно встали.
Тихо сядут девочки, тихо сядут мальчики.
2. Актуализация знаний (слайд 1)
- Каким словом можно назвать все эти строения?
- Для чего нужны храмы? По каким признакам мы узнаем православные храмы?
- Вспомним, что мы знаем из истории государства о православии и об архитектурных особенностях храмов. На партах кроссворд, разгадайте его в парах.
3.Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.
- Вижу наши домики, готовы пары отвечать. Заполняем клеточки (листаем слайд 2)
- Какое слово получилось? (слайд 3) (чтение стихотворения с аудизаписью колоколов)
- Как вы думаете, куда приведет нас дорога, что там делают верующие, как нам там себя вести, о чем будем говорить по пути? (слайд 4) .
4.Открытие нового знания. Организация и самоорганизация в ходе усвоения материала.
- Мы пришли к храму, (слайд 5)какие-то правила обговорили с вами, а как удостовериться в правильности своего поведения? Прочитаем в учебнике стр.64 1 и 2 абзацы.
- Как понимаете значение слово? Где можем посмотреть лексическое значение?
- Благо - добро, что-то очень хорошее, посмотрите ещё слова с таким же корнем и определите их значение? (слайд 6) Работа в парах.
- Читаем дальше. Стр. 64-65.
- Правила внешнего вида для девочки (слайд 7), для мальчика (слайд 8), правила поведения в храме (слайд 9), поразмыслите, почему принято так себя вести? Запишите себе в памятку.
Физминутка (слайд 10)
А теперь представим, детки,
Будто руки наши – ветки.
Покачаем ими дружно,
Словно ветер дует южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели
На меня все посмотрели.
- Продолжим наш разговор о храмах. Читаем стр. 66. учебника.
Всегда ли храмы и церкви выглядели нарядно, торжественно, величаво? Какие исторические события повлияли на состояние строений?
- Верно, вы правы. В средние века земли наших предков подвергались набегам недружелюбных племен, народов. Постройки, в том числе и храмы, сжигались (деревянные), разрушались во время осады (каменные, кирпичные). В Новейшее время храмы были разрушены в результате действий фашистских захватчиков, а уцелевшие строения использовались под госпитали, детские дома…
- Что происходит сегодня с храмами? Реставрируются. (слайды 11-14). Нам с вами повезло наблюдать строительство храма заново. (слайд 15)
- Что значит «реставрация»? Как вы понимаете?
- Уточним определение с помощью словаря С.И.Ожегова.
- Люди каких профессий принимают участие в реставрации? Работая в парах, заполните таблицу профессий (слайд 16).
- Давайте подведем итог нашей беседы. Почему люди строили и строят храмы и церкви? О чем может рассказать история храма ? Как же надо вести себя в храме? (слайд 17-19)
5.Подведение итогов. Рефлексия.
- Сегодня нам пригодились наши знания и по окружающему миру, и по чтению, и по русскому языку. Как вы считаете, мы смогли ответить на вопрос «Как вести себя в храме?»,
- А смогли разъяснить, почему такое поведение нравственно?
- Важно ли для вас то, о чем мы говорили?
- Оцените свои знания по этой теме (смайлики).
6.Домашнее задание. Слайд 20.
Учебник, стр.64-67, повторить стр.26-30
По желанию творческое задание: нарисовать храм; составить небольшой текст-описание о храме, который вы посещаете.
Приложение.
КРОССВОРД
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
| |
3 |
|
|
|
|
|
|
| |
| 4 |
|
|
|
|
|
| |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 |
|
|
|
|
|
|
1. Имя князя, крестившего Русь.
2. Большой храм с несколькими престолами.
3. Это нужно срубить, чтобы построить храм без единого гвоздя.
4. Подвешивают его за уши и за язык тянут.
5. Самый большой колокол
6. Маленькое священное строение без алтаря
Соедини слово с его лексическим значением
Благодарить | 1) Будучи внутренне обязанным кому-нибудь, испытывать и выражать чувство благодарности, признательности. | |
Благолепие | Отличающийся хорошим поведением, добрым характером. | |
Благонравный | Оказание материальной помощи бедным | |
Благодеяние | Рассудительный, разумный | |
Благотворительность | Величественная красота. | |
Благоразумный | Спасительная помощь, доброе дело. |
Памятка о правилах поведения в храме | |
1. Внешний вид | |
Мальчик, мужчина | |
Девочка, женщина | |
Поведение до службы (церковного обряда) | |
Поведение во время службы | |
Поведение после службы | |
Твое мнение: зачем нужно соблюдать такие правила |
Перечень профессий при реставрационных работах
§ 1г. Реставратор архивных и библиотечных материалов
6-й разряд
Характеристика работ. Реставрация, обеззараживание и консервация уникальных документов, рукописей, редких книг, инкунабул; оригиналов карт, плакатов и других изоматериалов; восковых, мастичных и сургучных печатей на документах; старинных уникальных переплетов из бархата, шелка с украшениями из металла, кости, камней, эмали. Подборка и монтирование фрагментов документов, листов печатных изданий и печатей. Восполнение сложных утрат основы. Проведение послойного удаления всех видов поздних наслоений и записей. Укрепление текстов и красочного слоя изображений в особо сложных случаях, требующих разработки специальной методики. Реставрация позолоты. Консервирование и реставрация археологической кожи. Восстановление частично утраченного тиснения. Выполнение прорисовок и живописных копий, муляжей в материале оригинала или близком ему по технике. Выполнение экспериментальных консервационных и реставрационных работ.
Должен знать: виды, свойства и процессы старения архивных и библиотечных материалов на всех видах носителей, включая пергамент, способы диагностики состояния материалов и их повреждений; старинные методы реставрации и консервации рукописей, пергаментов, художественных переплетов, гравюр, печатей, виды реставрационных картонов, тканей; рецептуру и способы приготовления клеев, проклеек, растворителей, фиксативов, антисептиков, применяемых при особо сложной реставрации и консервации уникальных материалов.
Мозаичник монументально-декоративной живописи
6-й разряд
Характеристика работ. Выполнение мозаичного набора сложного и особо сложного по композиции и пластике по эскизу и картону, созданным художником-автором, из предварительно разделенного на заданный модуль материала: смальты, окрашенного стекла, керамической плитки, природного камня и др. или нарезанной по шаблону каменной фанеры, укрепленных на слое цемента или специальной мастики в интерьерах и экстерьерах зданий, сооружений и памятников или в мастерских, где они выполняются. Подбор материала по цвету и рисунку совместно с художником-автором. Руководство работой мозаичников более низкой квалификации.
Должен знать: теорию рисунка и живописи; историю мозаики; стилистические особенности мозаики различных эпох.
Требуется среднее специальное образование.
Примеры работ
Выполнение мозаичного набора:
1. Головы людей без портретного сходства.
2. Животные и птицы на переднем плане в движении, с передачей их состояния.
3. Изобразительные элементы со сложной пластикой: объемной трактовкой формы изобразительных элементов, наличием цветовых и тональных переходов, оптическим смешением цветов для приближения к палитре эскиза и картона, сложной гравюрой.
4. Натюрморты с букетами цветов, фруктов, чучел животных и птиц в объемной трактовке форм.
5. Орнаменты растительные с переплетением листьев, ветвей, цветов.
6. Пейзажи с изображением пасущихся животных.
7. Пейзажи городские с архитектурными сооружениями.
8. Пейзажи с передачей восхода и заката солнца, тумана, грозы, шторма и другого состояния природы.
9. Станки, автомобили и другие предметы техники на переднем плане.
10. Фигуры людей в многоскладчатой одежде с орнаментом и аксессуарами.
§ 4. Реставратор декоративно-художественных покрасок
6-й разряд
Характеристика работ. Реставрация особо сложных наружных и внутренних декоративно-художественных покрасок. Удаление солевых образований растворами и механическим способом.
Составление колеров из всех видов пигментов и красок по древним образцам, результатам зондажей, исследовательским открытиям и разработкам колеров.
Должен знать: все виды росписей и шрифтов, с особенностями расколеровок; стилевые особенности росписей; технологию приготовления пигментов и красителей, причины их выцветания и меры предохранения их от разрушения; антисептирующие средства и укрепляющие составы, применяемые в реставрации; методику калькирования и нанесения припороха росписей; технологию золочения и бликовок по лаку; различные виды тонировок; правила цветообразования и приемы смешивания пигментов с учетом их химического взаимодействия.
Примеры работ
1. Декор лепной - вышпаровка.
2. Орнаменты растительные в виде гирлянд с вплетением шрифта, животных, птиц в объемной трактовке форм - воссоздание с нанесением припороха и прорисовкой от руки.
3. Роспись объемная и рельефная - воссоздание по эскизам и рисункам с золочением и бликовкой рисунка.
§ 8. Реставратор декоративных штукатурок и лепных изделий
6-й разряд
Характеристика работ. Реставрация и консервация с выполнением особо сложных работ на декоративных древних штукатурках и на деталях мастичных и лепных изделий высокой художественной ценности и сильно разрушенных. Укрепление расслоившейся штукатурки методом инъекций и пропиток растворами различной консистенции и концентрации. Удаление плесени, высолов и ржавчины со штукатурки механическим и химическим способами. Приготовление растворов древних штукатурок разного состава, определенного в результате лабораторных анализов. Разработка и изготовление различной сложности шаблонов по эскизам и рисункам и вытягивание особо сложных тяг и розеток. Воссоздание недостающих фрагментов и деталей декоративных украшений по сохранившимся фрагментам, чертежам. Монтаж недостающих деталей декоративных украшений с пригонкой и креплением на месте.
Должен знать: способы и методы изготовления древних штукатурок и их составы; стилистические особенности декоративных украшений различных направлений; методику укрепления сложного разрушения штукатурного слоя и удаления плесени, высолов и ржавчины различными способами; разработку и изготовление шаблонов по эскизам и рисункам; технологию оштукатуривания вновь и воссоздания утрат штукатурного слоя на поверхностях сложного очертания; приемы монтажа фрагментов декоративных украшений с пригонкой и креплением на месте.
Примеры работ
1. Колонны, пилястры, балки переменного сечения с канелюрами - воссоздание утрат штукатурного слоя на криволинейных поверхностях.
2. Мрамор искусственный - воссоздание с подбором пигментов и приготовлением многоцветного раствора на криволинейных поверхностях, переменного сечения, с канелюрами.
§ 12. Реставратор кровельных покрытий
6-й разряд
Характеристика работ. Реставрация кровель из различных кровельных материалов на луковичных, сводчатых и шпилевидных завершениях памятников архитектуры. Разметка рисунка по чертежам и сохранившимся фрагментам. Выбивание рисунка зубилом и зачистка напильниками. Покрытие черной и оцинкованной сталью под позолоту и другие виды специальной обработки с приданием гладкой поверхности путем соединения листов специальной соединительной рейкой.
Реставрация черепичной кровли по кирпичному основанию.
Изготовление "клиньев" с причерчиванием и раскроем по месту "чешуй" и "шашек".
Должен знать: способы разметки и обмера крыш луковичной, сводчатой и шпилевидной форм и форм крыш с различными утратами; особенности реставрации черепичной кровли по каменному или кирпичному основанию; технологию покрытий под позолоту; способы изготовления "клиньев" с причерчиванием и раскроем по месту "чешуй" и "шашек".
§ 16. Реставратор металлических конструкций
6-й разряд
Характеристика работ. Реставрация и консервация металлических конструкций с выполнением особо сложных работ. Выправка деформированных деталей в горячем состоянии. Воссоздание недостающих деталей по чертежам, эскизам, другим документам и по сохранившимся аналогам кузнечным способом. Укрепление и усиление металлических конструкций стяжками, сваркой, напайкой и другими способами.
Должен знать: виды металлических конструкций и различные способы и методы их замены, укрепления и усиления; технологию выправления элементов металлических конструкций в горячем состоянии; методы воссоздания недостающих деталей и декоративных элементов по сохранившимся аналогам, чертежам, эскизам и другим документам.
Примеры работ
1. Кресты - воссоздание декоративных элементов из сортовой стали.
2. Ставни, дверные полотна, заполнения решеток - воссоздание декоративных элементов из сортовой стали.
§ 19. Реставратор памятников деревянного зодчества
5-й разряд
Характеристика работ. Реставрация и консервация деревянных конструктивных элементов памятников зодчества с выполнением сложных плотничных и столярных работ. Подтеска бревен у косяков дверей и окон в интерьере народных и древних построек. Вытеска шипов и пазов безгвоздевых конструкций, косящатых дверных и оконных проемов прямолинейных очертаний. Пропиловочная и плоскостная геометрическая резьба по сохранившимся образцам. Временное подкружаливание оконных перемычек. Временное крепление просевших сводов при расслоившейся кладке сводов арок.
Должен знать: особенности деревянных конструкций в памятниках зодчества различных стилей; устройство деревообрабатывающих станков и применяемых приспособлений; виды плотничных и столярных соединений; технологию воссоздания сложных деревянных конструктивных элементов памятников зодчества; приемы пропиловочной и плоскостной домовой народной геометрической резьбы на памятниках зодчества; способы крепления сводов, перемычек и аварийных деталей памятников; устройство и монтаж различных деревянных лесов и подмостей; методику разборки, транслакации и сборки по чертежам башен, часовен.
Примеры работ
1. Иконостасы тябловые, клиросы церковные - воссоздание без фигурных и резных деталей.
2. Киоты, лавки, опечки и другие элементы интерьера избы - изготовление без резьбы.
3. Коробки оконные и дверные полотна, переплеты, наличники, поручни, перила, лестницы, крылечки - воссоздание с изготовлением их по образцам, чертежам, эскизам.
4. Кресты и другие завершения над главами, куполами, башнями, крышами - воссоздание недостающих элементов с подборкой материала и креплением различными способами.
5. Кронштейны, голбицы, воронцы, причелины, полотенца, охлупни, потолки куриц - изготовление без резьбы.
6. Стены бревенчатые, карнизы профилированные обшивные, колонны деревянные, стропильные конструкции глав, куполов, шатров и башен - разметка поврежденных участков и площадей скола; установка вставок-протезов, с предварительным изготовлением их.
§ 24. Реставратор памятников каменного зодчества
6-й разряд
Характеристика работ. Реставрация и консервация кирпичных или каменных облицовок с чистотесанной лицевой поверхностью путем устройства вставок с плоской цилиндрической или конической поверхностью и резьбы с сюжетными композициями из камня и ганча. Реставрация и консервация поручней, балясин из каменных плит с неокантованными кромками с вырубкой старых камней и установкой новых камней на раствор и пирон. Кладка арок, сводов, стрельчатых, коробовых, с распалубками, крестовых, полуциркульных и т.п.
Изготовление шаблона на группу камней или кирпичей одного профиля. Резьба по камню или кирпичу вручную: буквы и знаки, славянская вязь, веревочный орнамент, капители, гирлянды, маски и т.п.
Теска профиля, потерявшего четкость линий архитектурных деталей, облицовки на месте из мрамора, гранита, с удалением выветрившейся породы, обработкой граней бучардами и скарпелью.
Должен знать: все виды и способы тески кирпича и камня и резьбы по камню вручную архитектурных деталей и облицовки здания; технологию реставрации кирпича и камней с лицевой чистотесанной поверхностью путем устройства вставок и воссоздания целых элементов, поручней, балясин из каменных блоков; методику изготовления шаблонов для капителей, баз, многообломных карнизов и других архитектурных деталей, геометрического и растительного орнаментов; стилевые особенности памятников архитектуры; приемы работы с проектной, графической, фотоархивной документацией.
§ 28. Реставратор произведений из дерева
6-й разряд
Характеристика работ. Реставрация и консервация произведений из дерева с выполнением особо сложных работ, в том числе уникальных и предельно ветхих по своему состоянию, с химико-физической деструкцией поверхностного слоя и основы, мест сопряжения и клеевой массы. Инкрустация, протезирование, левкашение и другие аналогичные по сложности работы. Воссоздание и реконструкция предметов мебели и паркета различных эпох и стилей и произведений декоративно-прикладного искусства, имеющих отделку из различных материалов, позолоту, с резьбой, на основании различных документов, чертежей и эскизов и лабораторных исследований.
Должен знать: методику реставрации и консервации произведений из дерева с химико-физической деструкцией поверхностного слоя и основы, мест сопряжения и клеевой массы; технологию воссоздания и реконструкции произведений на основе различных документов и лабораторных исследований; методы реставрации изделий из дерева, имеющих позолоту, живопись, отделку из металла, кости, камня и других материалов.
§ 30. Реставратор тканей, гобеленов и ковров
4-й разряд
Характеристика работ. Реставрация и консервация тканей, гобеленов и ковров с выполнением работ средней сложности. Восстановление и укрепление несложного рисунка шитья на тканях и гобеленах.
Комбинированное дублирование ткани и кружев иглой и клеем.
Восстановление различных рисунков шитья и украшений народных вышивок. Восстановление первоначального рисунка ковра или гобелена ручной выработки.
Раскрытие тканей и шитья от позднейших наслоений лицевого шитья, шитья золотом.
Общая очистка и промывка тканей, шитья, украшений с нестойкими красителями от загрязнений, старого клея; дезинфекция тканей и гобеленов, имеющих следы моли и жучка, без подбора красителей.
Упаковка, транспортировка и хранение изделий из тканей, гобеленов и ковров.
Должен знать: приемы и способы реставрации ковров и гобеленов машинной выработки; виды переплетений; технологические особенности тканей ручной выработки типа "Штоф" и "Брокатель" и создания точных рисунков этих тканей; способы органолептической оценки плотности ковров, гобеленов, ткани; разновидность швов и шитья, включая древнерусские; технологию общей очистки тканей с шитьем и др. украшениями от загрязнений, клея, следов моли и жучка, дезинсекции; виды и свойства красителей; методы тонирования дублировочного материала, ниток и комбинированного дублирования ткани иглой и клеем, раскрытия тканей от позднейших наслоений шитья; способы восстановления различных рисунков шитья, вышивок, золотого и серебряного шитья.
Примеры работ
1. Гобелены и ковры - перекрой с подгонкой рисунка.
2. Гобелены и ковры - штопка с восстановлением основы.
3. Гобелены и ковры - выработка отдельных частей и вставка их в гобелен или ковер.
4. Гобелены и ткани - восстановление шитья золотом.
5. Гобелены и ткани - восстановление шитья серебром.
6. Гобелены и ткани - восстановление шитья жемчугом.
7. Шитье золотое - укрепление древнерусскими швами.
8. Шитье серебром - укрепление древнерусскими швами.
36. Реставратор художественных изделий
и декоративных предметов
5-й разряд
Характеристика работ. Реставрация сложных художественных и антикварных изделий и декоративных предметов из фарфора, фаянса, керамики, хрусталя, стекла, металла и других материалов с восстановлением недостающих частей по образцам, рисункам и фрагментам. Приготовление составов, необходимых для изготовления восстанавливаемых деталей. Тонирование росписи на изделиях с нанесением более пяти тонов. Восстановление тонкой ажурной гравировки и чеканки. Тонирование при воспроизведении многоцветной росписи, имитации глазури. Рихтовка деформированных металлических деталей, подчеканка потерявших рельефность рисунков, инкрустация. Воссоздание значительных утрат по сохранившимся деталям, рисункам, эскизам, фото- и другим документам. Доделка фрагментов в материале изделия и различными доделочными массами с изготовлением форм, моделей и отливкой деталей. Шлифовка, полировка, тонирование и другие отделочные работы.
Резка толстых стекол и вставка в оправу рисунка.
Удаление трудноудаляемых наслоений, реставрационных записей с применением специального подбора моющих средств и химреактивов. Восстановление значительных утрат изделий и предметов с подборами материала по структуре и цвету.
Должен знать: приемы восстановления изделий и предметов; приемы тонирования художественной росписи; физико-химические свойства материалов, применяемых при восстановлении изделий; рецептуру эмалей и лаков, доделочных масс; требования, предъявляемые к качеству клея, красок; примеры гравировки и чеканки; основные приемы работы с эмалью; технологию укрепления сильно разрушенных произведений, методы монтажа и креплений художественных изделий из различных материалов.
Примеры работ
1. Вазы, тарелки, чашки и другие предметы обихода - восстановление недостающих частей.
2. Витражи - монтировка.
3. Изделия различные - подкраска под мрамор, кость, перламутр с восстановлением художественного рисунка.
4. Изразцы - восстановление и монтаж на место с армированием.
5. Статуэтки - восстановление недостающих частей.
6. Экспонаты объемные - склеивание с применением шаблонов.
Архитектор-реставратор
человек, который изучает историю не только по книгам. Путешествия и командировки, работа на объекте — вот что тебя ждет, если выберешь эту профессию. Через твои руки пройдут века в прямом смысле слова.
Все, что мы сегодня видим, когда-то было построено нашими предками. Пятьдесят, сто, двести или пятьсот лет назад. Со временем даже камень разрушается, и история превращается в пыль. Задача архитектора-реставратора — изучение и сохранение исторических объектов культурного наследия. Реставрация, а также возрождение утерянных или полностью разрушенных памятников архитектуры. От работы архитектора-реставратора зависит новая жизнь исторических объектов, наша память и наша история.
Восстановление памятника архитектуры начинается с изучения самого объекта, затем архивных материалов и документов. Именно архитектор-реставратор, тщательно проведя подготовку, составляет проект, воссоздающий общий вид здания. Он внимательно следит за ходом реставрационных работах и в дальнейшем участвует в решении вопроса об использовании отреставрированного здания.
Это, безусловно, творческая профессия: воображение и хорошо развитая интуиция, любовь к истории и знание архитектуры — просто необходимые качества для этой профессии. Ведь зачастую от исторических памятников остаются лишь фотографии или рисунки и чертежи. И только настоящий профессионал сможет увидеть в обгоревшем бревне фрагмент старинных палат с уникальной резьбой‚ а в неровном куске мрамора — рисунок уникального барельефа.
Но только творчества недостаточно. Нужно иметь обширные знания и много терпения. Ведь зачастую реставрационные работы ведутся годами. Зато итог — сохраненная для потомков история. И профессионалы в этой области очень востребованы, ведь шедевры, которые они воссоздают, уникальны и бесценны.
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока №12
по предмету «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры»
Модуль: «Храм – дом Божий на земле»
Тема урока: «Внутреннее устройство и убранство храма»
Цель урока: дать знания о внутреннем убранстве православного храма.
Задачи:
Предметные: ознакомить учеников с делением помещения на части, внутреннее убранство и значение части помещения православного храма, актуализировать и структурировать имеющиеся знания;
Личностные: развивать интерес к истории православия, родного края, православным традициям; учить культуре поведения; создать условия для сплочения классного коллектива; воспитывать интерес и уважение к православной культуре; воспитание готовности совершать добрые поступки; любви и уважения к своей Родине, уважения своего народа, его культуры и духовных традиций.
Метапредметные: развивать умение общаться с ровесниками; формировать навыки самостоятельной работы с источниками информации (умение добывать и систематизировать информацию); умение высказывать суждения; развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы.
Виды деятельности: просмотр учебного фильма с комментированием, работа с раздаточным материалом, коллективная работа с источниками информации, создание иллюстрированного плана (квази-проект) о внутреннем убранстве православного храма.
Необходимое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентации, печатный раздаточный материал, учебники, толковый словарь С.И.Ожегова, детская литература (Православная азбука, «Святой храм» Г.Юдин из серии книг Божий мир, «История о великом святом Сергий Радонежский», История России «Серафим Саровский», «Деревянное зодчество на Руси» изд. Белый город)
Ход урока
1. Организационный момент.
- Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
- Сегодня мы будем работать в группах, поэтому такая расстановка парт, тихо садимся.
2. Актуализация знаний (слайд 2-3)
- О чем мы с вами говорили на прошлом уроке? Посмотрите, какие храмы вы нарисовали, молодцы!
3.Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.
- Вспомните, ребята, какую роль играют храмы в жизни людей?
- Верно, исторические памятники, воплощение культуры народа. Недаром некоторые храмы еще и служат музеями, где проводят экскурсии. А кто может проводить экскурсии?
- Верно, а ещё могут проводить экскурсии семинаристы. Знаете, кто это?
(слайд 4) .
- Дома, вы не только рисовали храмы, некоторые ребята подобрали тексты. В которых храмы описываются, собрали интересные факты. Давайте проверим, сможете ли вы узнать храмы по описанию? Каждая группа выбирает капитана, и капитан зачитывает текст-загадку. Остальные команды пишут на листочке свой вариант ответа и сверяемся потом с правильным. (слайд 5)
4.Открытие нового знания. Организация и самоорганизация в ходе усвоения материала.
- Мы вошли в храм, правила поведения помним, а что же внутри? Кто нам может грамотно рассказать об этом? Смотрим видеофильм из YouTube https://youtu.be/O-uNlahoq-g
(Слайд 8)
Физминутка
Чтобы отдохнули ноги,
Мы пройдёмся по дороге.
Но дорога не простая -
Нас от парт не отпускает. (шаг на месте.)
Голову тяну к плечу,
Шею я размять хочу.
В стороны разок-другой
Покачаю головой. (наклоны головы вправо и влево.)
Пальцы ставим мы к плечам,
Руки будем мы вращать. (вращательные движения согнутыми руками)
Круг вперёд, другой - вперёд,
А потом наоборот.
Хорошо чуть-чуть размяться.
Снова сядем заниматься.
- Обратили внимание, что все из дерева в храме? Иконостас резной. Сейчас будем работать в группах, вам нужно будет восстановить внутреннее деление храма на части, на таком чертеже (учитель показывает образец) обозначить и подписать части помещения, а также элементы убранства храма.
- Помощником будет схема на слайде (слайд 9)
- А теперь проиллюстрируем нашу схему, покажем внутреннюю красоту храмов, ведь храмы строятся и украшаются на пожертвования людей. У каждой группы есть комплект фотографий, разместите их рядом с частью храма.
- Посмотрите как это выглядит у меня. (Слайд 10 просмотр с анимацией)
- Подберите фотографии к своему плану.
Идет работа в группах, ребята пользуются печатными материалами, сверяются с книгами, в которых есть описания, иллюстрации. Готовые плакаты вывешиваются на доску.
- А теперь попробуем услышать наши храмы? Что в них звучит? (Слайд 11 с прослушиванием песнопений)
5.Подведение итогов. Рефлексия.
- Вы проделали такую большую работу. Была она интересной для вас? Чтобы проверить самим себя, что запомнили, поиграем в игру «Самый внимательный». (слайд 12)
- Закончите предложение, которое вам понравилось (слайд 13).
6.Домашнее задание. Слайд 14.
Учебник, стр.68-73
По желанию творческое задание: подготовить рассказать о своих ощущениях в храме.
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока №13
по предмету «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры»
Модуль: «Храм – дом Божий на земле»
Тема урока: «Православная молитва»
Цель урока: повторение правил поведения в православном храме, познакомить с православной молитвой как способом проявления вероисповедания, показать значимость молитвы для верующих людей
Задачи:
Предметные: дать понятие «молитва», ознакомить учащихся с особенностями православных молитв,
Личностные: учить культуре поведения; способствовать воспитанию нравственного отношения к окружающим, воспитывать интерес и уважение к православной культуре; развивать интерес к истории православия, родного края, православным традициям; способствовать формированию образа гражданина России; прививать чувства любви и гордости за Россию; создать условия для сплочения классного коллектива, поддерживать классные традиции.
Метапредметные: актуализировать и структурировать имеющиеся знания; развивать навыки работы с текстом; формировать навыки самостоятельной работы с источниками информации (умение добывать и систематизировать информацию); развивать умение общаться с ровесниками, умение высказывать суждения; развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе работы.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ, работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой работы в паре.
Необходимое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентации, печатный раздаточный материал, учебники[1], толковый словарь С.И.Ожегова, детская православная литература [2-8].
Ход урока
1. Организационный момент.
- Садимся, ребята!
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
2. Актуализация знаний (слайд 1-2)
- Я вижу, у нас есть желающие поделиться своими рассказами о своих чувствах при посещении храма (1-2 человека)
- Спасибо вам, ребята, за то, что так чистосердечно рассказали о своих переживаниях, о храме, видно, что вы запомнили из наших занятий много всего.
3.Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.
- Сейчас я хочу назвать вам имя человека, чье творчество мы изучали, а вы расскажете, что помните о его биографии (слайд 3) .
- Сегодня вы узнаете о нем ещё факты, и в этом нам поможет тема нашего урока. Послушайте романс на стихи М.Ю. Лермонтова и назовите тему.
4.Открытие нового знания. Организация и самоорганизация в ходе усвоения материала.
- Какова же тема урока?
- Что такое молитва, как вы поняли из стихотворения?
- В каких случаях поэт читал эту молитву? А зачем он ее читал? Что с поэтом происходило во время чтения молитвы? После?
- Спасибо вам за ваши объяснения и размышления, предлагаю проверить их. Что нам для того понадобится?
- Сформулируйте вопросы, на которые мы будем искать ответы (слайд 4)
- Предлагаю организовать четыре группы. Вам придется поработать с литературой духовной и справочной, чтобы заполнить бланки.
Физминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
- Материалы у каждой группы были свои, давайте теперь сверим, как вы заполнили бланки, смогли ли найти ответы на вопросы?
Выбранный от группы докладчик зачитывает ответ на поставленный вопрос, остальные заполняют часть бланка по этому вопросу. Выводы в виде схемы выводятся на слайде. (Слайды 5, 6, 7 с анимацией)
- Помните, с кого мы начали изучение новой темы? Прочитайте еще одно стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова, на что оно похоже, это и есть его личная молитва о другом человек. Каким же еще человеком был русский поэт? Глубоко верующим (слайд 8)
5.Подведение итогов. Рефлексия.
- Давайте закончим наш урок составлением пятистишия по определенному правилу (синквейн) (слайд 9)
6.Домашнее задание. Слайд 10.
Учебник, стр.74-77, ответы на вопросы.
Молитва это | 1) | ||
Молитва это | 2) | ||
По цели высказывания молитвы бывают | |||
1 | 2 | 3 | 4 |
По способу обращения (откуда идут слова молитвы) | |||
Где молиться | |||
Как молиться | |||
К кому можно обращаться с молитвой | |||
О чем можно и нужно молиться | |||
Виды молитв от количества молящихся | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока окружающего мира по теме - формы поверхности Земли.
Конспект урока содержит тесты, викторины, карточки для индивидуальной и групповой работы....
Учебно-методическая разработка урока ОРКСЭ «Паломничества и святыни»
«Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России» является основой для разработки и реализации программы духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на сту...
Методическая разработка урока ОРКСЭ для 4 класса на тему «Как я понимаю буддизм»
Методическая разработка урока ОРКСЭ для 4 класса на тему «Как я понимаю буддизм»...
Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме "Храм"
Виртуальная экскурсия в храм. На уроке дети работают в паре, группе. В итоге ребята создают путеводитель по храму....
Методическая разработка урока ОДНКНР "Приход Петра I на приневские земли"
Информация о здоровье...
Методическая разработка уроков ОРКСЭ (Модуль «Основы православной культуры») для учащихся 4 класса на тему: «Святые Земли Русской»
Методическая разработка уроков ОРКСЭ «Святые Земли Русской» представляет собой серию уроков для учеников 4-ых классов, посвященных известным православным Святым: С...
ОПК Методическая разработка урока по теме "Храм"
Предметные результатыЗнания о назначении и устройстве православного храма, о «церковном. этикете», храмовых предметах.Личностные УУД:осмысление нравственных ценностей и высказывание ...