Разработка урока Основ светской этики по теме: Род и семья-исток нравственных отношений
методическая разработка по орксэ (4 класс)

БУСАРОВА ЛАРИСА НИКОЛАЕВНА

Конспект урока с применением технологии развития читательских компетенций,УУД младших школьников с презентацией

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет основы светской этики     Класс    4              Учитель: Бусарова Л.Н.

Тема: Совесть.

Урок составлен в соответствии с ФГОС с применением приёмов ТРКМЧП (технологии развития критического мышления через чтение и окружающий мир). При разработке урока использованы приемы ТРКМ:  Корзина идей, Тонкие и толстые вопросы, кластер, Инсерт.

Цель:

1 Создать условия для формирования у учащихся представлений о такой нравственной категории, как совесть Умения распознавать понятия «стыд» и «совесть».

2.Научиться подбирать проверочные слова, для проверки безударного гласного звука в корне с помощью подбора однокоренных слов, изменением формы слова. развитие умения сравнивать, делать выводы, самостоятельно оценивать результат своих действий;

Развитие речи обучающихся.

3. Воспитывать любовь к Родине, аккуратность, внимательность, уверенность  в своих силах.

Тип урока:

Урок получения новых  знаний

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать, что  такое совесть

Уметь  различать понятия «стыд» и «совесть»; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.

Метапредметные (УУД)

Личностные:

  • формировать учебно-познавательный  интерес  к предмету;

сравнивать и анализировать новые понятия, определять их место в жизненных ситуациях

  • осознание алгоритма учебного действия;
  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные:

  • освоение умения подбирать примеры из жизни конкретно к каждому из новых понятий;
  • формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям;
  • формирование умения выполнять действия по алгоритму.

Регулятивные: 

  • освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
  • планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и поиск средств ее осуществления;
  • формирование умения контролировать и оценивать свои действия.

Коммуникативные:

  • формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
  • формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Оборудование

Интерактивная доска, ноутбук, мультимедийный проектор, раздаточный материал, учебник, рабочие тетради, индивидуальные карточки.

Межпредметные связи

Основы светской этики– развитие речи – литературное чтение

Основные понятия

Совесть, стыд, вина и извинение

             

Технологическая карта урока

Этап урока

Содержание заданий (для обучающихся)

Виды деятельности обучающихся, формы организации работы.

Планируемые результаты

УУД

Предметные

Виды УУД, характеристики

I Вызов

Мотивация.

Цель: пробудить интерес к теме урока.

Актуализация знаний.

Цель: проанализировать имеющиеся знания у детей по теме. Побуждение к составлению алгоритма действий

 

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Чтоб воспитанными стать!

Прочитайте слова.

Верите ли вы,что…

- на улице снег?

-у нас гости на уроке?

-гласные бывают ударными и

безударными?

-безударные гласные можно проверить?

Л_сица, вет_р, взгл_нул, м_шина, м_розный.

- Что заметили в этих словах? (пропущены буквы). Посовещайтесь минуту в группе, какие буквы пропущены? Чья группа готова прокомментировать?

- Как вы думаете, почему эти буквы здесь? Давайте соберём в корзину все ваши идеи, повторяться нельзя. Прием Корзина идей.

- Исходя из проблемы назовите тему урока?

- Какие цели поставим перед собой?

- Прежде чем начать работу, давайте составим план работы на уроке и проверим наш багаж знаний по данной теме. работать

Прием Тонкие и толстые вопросы.

http://www.openclass.ru/sites/default/files/rus2.jpg

- Почему необходимо проверять эти гласные?

- Итак, багаж знаний, который нам нужен мы пополнили, отправляемся дальше в путь.

Слайд 1

Постараемся  понять,

Чтоб воспитанными стать!

Запись , числа и

минутка чистописания.

Словарная работа на тему «Родина».(Страна,народ,Москва,Россия,родина.)

Из упр.149 на стр.97  выписывают пословицу о Родине

И к нам на урок прилетело несколько снежинок…

Но почему именно эти гласные с ними?

Работа в группе.

-А все ли гласные можно проверить?

- Гласные И Е Я А О.

Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.

Слайд 2

Сбор идей:

- безударные гласные,

- орфограммы - опасные места,

-гласные в корне непроверяемые и те что нужно проверять,

- гласные  в слабой позиции и т.д.

Слайд 3

Правописание безударных гласных в корне слова.

Научиться правильно писать слова с безударной гласной в корне?

Заполнение таблицы фиксации знаний.

Понятие

Знал

Узнал

Хочу знать

Безударная гласная в корне

Как найти безударную в слове.

Все способы проверки безударной гласной в слове

Знать: понятия

Уметь: выделять ударный слог, различать проверяемые и непроверяемые безударные гласные.  

Личностные УУД: мотивирование к учебной деятельности

Регулятивные УУД: прогнозирование, определение цели учебной деятельности. 

Познавательные УУД: построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД: развитие умения слушать и понимать других, строить речевые высказывания.

II Осмысление.

Цель: Получение новой информации.

Цель: зафиксировать новое знание.

Корректировка поставленных целей обучения. Цель соотнесение новой информации с собственными знаниями.

Физминутка

Применение новых знаний.

Цель: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание

Отгадайте загадки, запишите слово рядом проверочное

1). Заслонили тучи солнце,

Гром раскатисто смеется.

В небе молний полоса -

Значит, началась ... (гроза)

2). Зубы остры, хвост - лопатой,

Что за славные ребята?

Строят хаты и плотины,

Валят толстые осины. (бобры)

3) Птица есть в лесу у нас:

Грозный клюв, огромный глаз,

Острый слух и цепкий коготь.

Побоюсь её я трогать. (сова)

- Запишите отгадку. Подберите проверочное слово. Докажите.

Запись в тетрадях:

Гроза – грозы, бобры – бобр, сова – совы.

- Итак, что надо сделать, чтобы правильно написать безударный гласный в корне слова?

Далее дети выполняют упр.148: к картинкам подбирают слова

-Какие словарные слова встретились в физминутке?

(машина,педаль,шофёр…)

Сегодня ещё одно новое слово(с.97)-ОДЕЖДА

Задание «Лови ошибку».

 - Посмотрите, какие ошибки допущены  в тексте и исправьте их!

Зема спишит,хлапочет,

Укутала в снига

Все кочки и пинёчки,

Скамейки и дама.

Анализ и проверка с образцом на доске .

     Запись  в тетрадях

Оценка своих действий.

Класс разбивается на группы 4-5 человек и получает задание: подобрать проверочные слова и  записать, составив при этом свой план действий в «Бортовой журнал».

Составляют алгоритм.

Дается задание прочитать алгоритм в учебнике на с. 96, сравнить его шаги с ранее выполненным (прием «ИНСЕРТ».)

Читают правило и заполняют «Бортовой журнал»

Презентуют свои ответы, сравнивая свои алгоритмы и алгоритм учебника.

- Все ли позиции в вашем журнале совпали?

Проанализируйте и дополните записи.

Алгоритм 

•  Прочитай слово.

•  Поставь ударение.

•  Выдели корень.

•  Определи безударную гласную.

•  Подбери проверочное слово.

-Можно ли к этим словам подобрать проверочное слово?

-Куда нужно обратиться?

-Посмотрите на слайд и зрительно запомните!(слайд 4)

Слайд 5 :

Работа в группах на карточках

Вывод. Чтобы грамотно писать, надо знать,  как проверяются безударные гласные.  Чтобы проверить безударные гласные, необходимо подбирать проверочные слова.

Знать: правила правописания безударных гласных, алгоритм действий при проверки безударных гласных.

Уметь: видеть орфограмму в слове, проверять безударные гласные в корне слова, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать, уметь распознавать орфограммы в тексте.

Личностные УУД: проявление устойчивого познавательного интереса к русскому языку, сравнивать и анализировать однокоренные слова, определять лексическое значение корня о общее значение однокоренных слов, подбирать проверочные слова,  формировать желание больше узнать, использовать знания и умения в практической деятельности.

Регулятивные УУД: прогнозирование и составление алгоритма решения учебной задачи самостоятельно и в группах. Контроль и коррекция способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному алгоритму.

Познавательные УУД: освоение умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной, знаково –символическое моделирование при действии по алгоритму при нахождении проверочных слов, поиск и выделение необходимой информации в учебнике, умение структурировать свои знания при работе над лексическим значением слова.

Коммуникативные УУД: осознанное выполнение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с учителем и одноклассниками.

  III Рефлексия.

Цель: зафиксировать новое содержание изученное на уроке, организовать самооценку собственной учебной деятельности.

Возвращаемся к корзине идей.

Анализируем принятые идеи.

Заполняют отсутствующую графу в таблице.

Заполняют гроздья кластера.

- Как проверить безударную гласную в корне слова?

-Что делать если безударную гласную в корне слова нельзя проверить?

   -Сегодня на уроке, что вы поняли? Чему научились? В чем испытывали трудность?

Домашнее задание.

С.96,у.146

Спасибо всем за работу на уроке!

Заполнение таблицы фиксации знаний.

Понятие

Знал

Узнал

Хочу знать

Безударная гласная в корне

Как найти безударную в слове.

Алгоритм проверки

Все способы проверки безударной гласной в слове

Слайд 6

C:\Users\пользователь\Desktop\37bdeed8e54f30c41ae4bbd450039577.gif

Слайд 7

Знать: правила правописания безударных гласных, алгоритм проверки.

Уметь: развитие умения  устанавливать порядок действий для написания  буквы безударного гласного в корне слова, совершенствовать навыки написания и проверки безударных гласных в корне слова.

Личностные УУД: развитие умения давать оценку своей работе на уроке и деятельности одноклассников .

Регулятивные УУД: самостоятельное оценивание правильности выполнения действий на уроке.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, формулировать собственное мнение и позицию, принимать другие точки зрения, приходить к общему решению.

Литература.

1. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4. – с. 66 - 72

2. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004. – 175 с.

3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. А. Г. Асмолов и др. – М., Просвещение 2011г.

Интернет ресурсы:

1. nsportal.ruНачальная школаРусский язык…glasnaya-v-korne-2-klass

2. 150st-usad-school.edusite.ruDswMedia…

3. Сеть Творческих учителей


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РОД И СЕМЬЯ – ИСТОК НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Слайд 2

Цель урока: знакомство с семьей как частицей рода, в которой сливаются мысли, традиции и культура русского народа.

Слайд 3

Основные термины и понятия: Род, семья, родословная, традиции, нравственность.

Слайд 4

В семейном кругу мы с вами растём , Основа основ – родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизнь вы выходите из семьи. Пусть всё к лучшему преобразуется, В наших душах, на нашей земле! Человек – он в семье формируется, Идёт подготовка к жизни в семье.

Слайд 5

Семья Продолжите определение: СЕМЬЯ – это союз родственников, живущих вместе, связанных общим бытом и основанный на … ЛЮБВИ

Слайд 6

Пословицы о семье: Согласную семью когда в семье лад Семья в куче и горе не берет На что клад не страшна и туча

Слайд 7

Расцвел белый Цветок георгина. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке сорок два Лепестка. И вот один Лепесток возгордился: «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду – что мне?» Поднатужился лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок , как ни в чем не бывало, улыбается солнышку, зовет к себе шмелей и пчел. Пошел Лепесток, встречает Муравья. - Ты кто? – спрашивает Муравей. - Я Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет. - Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты – не знаю. Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка – цветок. А лепесток без цветка – ничего.

Слайд 8

Обсудим эту сказку : Почему погиб Лепесток ? - А как мы можем применить эту сказку к жизни человека?

Слайд 9

Вывод: В семье точно так же все связаны друг с другом, и только все вместе сильны. Только в семье, в единстве с родственниками человек счастлив по–настоящему.

Слайд 10

Физкультминутка. - А сейчас мы проведем очень коротенькую игру. Встаньте рядом с партой на одну ногу, руки вытяните вперед. А теперь встаньте парами, лицом друг к другу. Снова встаньте на одну ногу, но в парах возьмитесь за руки. - Когда было легче удержаться на одной ноге? - Почему в паре легче, как думаете? - Что вам помогло? - Да, поддержка человеку нужна всегда, особенно она необходима в семье.

Слайд 11

Прочитайте и объясните: 1 – 4 абзацы на стр. 38 Задание для 1 группы: найдите новые слова и объясните их. Задание для 2 группы: в одном предложении выразите главную мысль. Задание для 3 группы: назовите роль семьи в жизни людей.

Слайд 12

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

Слайд 13

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой гнев, чем вбивать гвозди. Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю. Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:

Слайд 14

Шрам трудно удалить… Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.

Слайд 15

семейные заповеди: Уважайте родственников; Почитайте родителей; Не огорчайте никого; Делайте другим так , как хотелось бы для себя; Возлюбите ближнего , как самого себя. Люби свою семью и делай её лучше! -

Слайд 16

Главные С л О ва в семье:

Слайд 17

Работа в группах Укажи последовательность родственных связей в семье: Сын мать бабушка прабабушка правнук внук

Слайд 18

РОДОСЛОВНОЕ ДРЕВО На стр. 39 родословная поэта А.С. Пушкина. Посмотрите какая она длинная. А каким получится ваше родословное древо? Дома с помощью родителей можете нарисовать его. Легче начать с вас. Я (ФИ) папа (ФИО) мама (ФИО) мамина мама (ФИО) брат или сестра (ФИ) мамин папа (ФИО) папина мама (ФИО) брат папы (ФИО) сестра мамы (ФИО) папин папа (ФИО) брат папиного папы (ФИО) Запомните: каждое поколение изображается на одной линии

Слайд 19

Я люблю свою семью!

Слайд 20

Домашнее задание: -Нарисуйте герб своей семьи , в котором отразите то , чем гордится Ваша семья. - Составить генеалогическое древо своей семьи.

Слайд 21

Не забывайте говорить своим родителям, что вы их любите и благодарны за воспитание. Мира, уюта, согласия и понимания вашим семьям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: "Род и семья - исток нравственных отношений" (модуль "Основы светской этики").

Данный урок развивает интерес учащихся к семейной родословной, воспитывает уважение к своей семье, прививает любовь к семейным ценностям....

разработка урока по по основам религиозных культур и светской этики. Модуль светская этика.4класс.Тема Россия-наша Родина

Урок основы светской этики в 4 классе.Тема : Россия-Родина мояЦели: закрепить знания детей  о понятии Россия - наша Родина, о символике России.Задачи: Воспитывать патриотическое отношение к...

Методическая разработка урока по теме "Род и семья- исток нравственных отношений"

Методическая разработка урока по теме "Род и семья- исток нравственных отношений" (модуль "Основы светской этики") Это урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Цель урока- формирование пре...

Методическая разработка по предмету Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) Тема: «Отношение христианина к природе»

Данная методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») предназначена для учителей начальной школ...

Проект урока ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики») по теме «Род и семья – исток нравственных отношений». (4 класс)

Урок усвоения новых знаний. Использованы игровые технологии, технология проблемного обучения, ИКТ, технология создания интеллект-карт, наглядные и практические методы. Ожидаемые результаты урока: знан...

Урок по основам светской этики на тему: «Род и семья – исток нравственных отношений»

Урок ОРКСЭ  на тему: «Род и семья – исток нравственных отношений»...

Внеклассное мероприятие по курсу ОРКСЭ модуль ОСЭ по теме «Род и семья – исток нравственных отношений»

Формирование нравственной, духовно, социально-орентированной личности путем приобщения к семейным традициям....