Конспект урока по "Основам религиозных культур и светской этики" по теме "Дружба"
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему
Формирование у младших школьников понятий "друг" и "дружба".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 57 КБ |
druzhba.rar | 2.2 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
«Елнатская средняя общеобразовательная школа»
Разработка урока по курсу
«Основы религиозных культур и светской этики»
(модуль «Основы светской этики»)
4 класс
Разработала:
Соловьёва Марина Юрьевна
учитель начальных классов
стаж работы 25 лет
первая категория
2012г.
Тема: Дружба.
Цель урока: формирование у младших школьников понятий «друг», «дружба»
Задачи: показать ценность и необходимость дружбы; развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с общечеловеческими ценностями. Воспитывать умения сопереживать людям, проявлять такие качества характера, как тактичность, культура общения. На материалах литературных произведений раскрыть значение дружбы, доброты и отзывчивости в жизни людей;
Формы и виды учебной деятельности | Беседа, самостоятельная работа с источниками информации |
Основные термины и понятия | Добродетельные отношения. Дружба, избирательность. |
Оборудование | Мультимедиа, иллюстративный ряд, художественная литература. |
Планируемые результаты изучения материала | понимание ценности дружбы и дружеских отношений; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей |
План урока | 1. Организация деятельности учащихся (звучит песня «Настоящий друг», музыка Е. Крылатова, слова М. Пляцковского) входят уч-ся и становятся в круг. -Давайте поприветствуем друг друга. Упражнение “Аплодисменты по кругу.» Я называю одного из вас по имени, приветствую аплодисментами, затем он выбирает кого-нибудь из учеников, и мы уже вдвоем приветствуем аплодисментами. Эта тройка выбирает следующего претендента на аплодисменты. Таким образом, игра продолжается, и аплодисменты звучат все громче и громче. Последнему ребёнку следует адресовать такие слова «А самые громкие аплодисменты достаются …»(После приветствия все садятся на свои места.) _ А почему люди аплодируют? (Когда хотят поблагодарить за что – то.) - За что мы можем поблагодарить друг друга? ( За работу.) - А когда работа лучше спорится? (Когда работают совместно, дружно.) - Обратите внимание, а аплодисменты когда были самые громкие? ( когда мы аплодировали все вместе) - О дружбе, о правилах дружбы мы и будем сегодня говорить. 2. Актуализация знаний. Работа в группах
ДРУЖБА – межличностные отношения, основанные на взаимной привязанности и личных отношениях между людьми. 1). Работа в группах. Напишите на полосках бумаги, какого человека можно назвать другом Друг: 1. 2. 3. Проверка. Продолжаем совместно фразу: На доске написано предложение: « Друг – это тот, кто…..» Постановка проблемы - Ребята, а зачем нужны друзья? Посмотрите у меня на доске два домика: один красивый и уютный, а другой старый и неухоженный. А кто живёт в этих домах, вы узнаете из притчи. Купил человек себе дом. Большой, красивый… И сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит. Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там — ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, положил в него самых сладких и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал: - Ребята, какими были люди, которые жили в этих домах? - А почему этот человек был злым? - А можно ему помочь? ( Научить его дружить, не быть одиноким) - С кем из этих людей вы хотели бы дружить? Почему? - Прикрепите контуры своих ладошек около домика. Помните, крокодил Гена и Чебурашка для друзей построили Дом дружбы. Я тоже предлагаю этот дом тоже назвать так. А на стене напишем что нужно для дружбы, может быть человек просто не знал об этом. – Давайте разобьем фразы(записаны на карточках) на две группы: что помогает дружбе и что дружбе мешает. а) давать друг другу списывать контрольные работы и домашние задания; б) защищать друг друга от обидчиков; в) придумывать вместе интересные игры; г) уметь посочувствовать, поддержать, утешить; д) угощать друг друга сладостями; е) уметь сказать друг другу правду, даже если она не очень приятная; ж) уметь уступать друг другу; з) уметь слушать друг друга и понимать; и) не сориться друг с другом по пустякам; к) искренне радоваться успехам друг друга. Такой дом не может стоять в пустыне, предлагаю разбить садик. Мы посадим цветы необычные. В серединке цветочка вы, а на лепестках вы запишите имена своих друзей. Обязательно ли писать на каждом лепестке? (нет, сколько друзей - столько и записей) - А теперь я предлагаю обратиться к народной мудрости. - Что же говорил народ о дружбе и о друзьях. Игра «Собери пословицу». (Работа в группах). (Учитель раздает карточки с пословицами, необходимо собрать их.) 1 группа. Собрать пословицу и объяснить смысл 1 пословицы. Друг- ценный клад, недругу никто не рад. Друга иметь – себя не жалеть. 2 группа. Собрать пословицу и объяснить смысл 1 пословицы Друга ищи, а найдешь – береги. Друга на деньги не купишь. 3 группа. Собрать пословицу и объяснить смысл 1 пословицы Дружба что стекло: сломаешь – не починишь. Дружный табун волков не боится. Вывод: Дружба учит бескорыстной заботе о благе другого, преодолению собственного эгоизма, сочувствию, сопереживанию, состраданию. Друг разделит ваши радости, заботы, поможет решить проблемы. Но не всякий умеет быть другом. До дружбы надо дорасти. Не может быть другом тот, кто самолюбив и хочет играть в дружбе главную роль. Другом не может быть тот, кто не умеет искренне, бескорыстно, не завидуя, радоваться успеху друга. Недаром говорится: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты.» - А вы хотите себя проверить, какой вы друг? Работа со слайдом. Ученик читает стихотворение 4. Рефлексия. Настоящий друг везде Верен – в счастье и в беде; Грусть твоя его тревожит, Ты не спишь – он спать не может, И во всем без дальних слов Он помочь тебе готов. Да, по действиям несходны Верный друг и льстец негодный. 12. Ритуал прощания. - Встанем все в круг. Возьмемся за руки, почувствуем поддержку друг друга. Вместе мы сила, потому что мы ДРУЗЬЯ! Скажем вместе слова: Дружба настоящая в школе начинается, Чтобы не кончаться никогда. Дружба настоящая сердцем проверяется И остаётся с нами навсегда. Кто с нами согласен мы приглашаем спеть песню, которая так и называется «Дружба» |
Домашнее задание | Задание на дом: Расспросить у родителей об их школьных товарищах - составить мини сочинение. |
Источники информации (школьные и внешкольные) | Диски мультимедиа, толковые словари |
Подписи к слайдам:
Основы светской этики
Что это такое? – близкие отношения основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов». «Товарищ - человек, близкий кому-нибудь по общности взглядов, деятельности, условий жизни…» «Друг - тот, кто связан с кем-нибудь дружбой» С.И. Ожегов Друг – это тот, кто
Ты дрозд и я дроздУ тебя нос и у меня носУ тебя щечки красненькие и у меня красненькие,У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие.Мы два друга, мы любим друг друга
ФИЗМИНУТКА! Не имей сто рублей, а имей сто друзей.Человек без друзей, что дерево без корней.Друга ищи, а найдёшь береги.Дерево живёт корнями, а человек друзьями.Дружба, как стекло: разобьёшь – не склеишь.Друг познаётся в беде.Без друга в жизни туго. Настоящий друг – это тот, кто никогда не обманывает своего друга; Настоящий друг – это тот, кто не пожалеет поделиться со своим другом всем, что сам имеет;Настоящий друг – это тот, кто не станет смеяться над бедой или неудачей своего друга;Настоящий друг – это тот, с кем всегда интересно и никогда не скучно;Настоящий друг – это тот, кто постарается защитить от обидчика. Подумай, что тебе надо изменить в себе – в своем характере, привычках, увлечениях, - чтобы и с тобой людям захотелось дружить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.
Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...
Основы религиозной культуры и светской этики Модуль «Основы мировых религиозных культур» План-конспект урока Тема урока «Россия – наша Родина»
Основы религиозной культуры и светской этики Модуль «Основы мировых религиозных культур» План-конспект урока Тема урока «Россия – наша Родина»...
Конспект урока учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль: «Основы мировых религиозных культур» по теме «Священные книги религий мира»
Данный урок входит в модуль "Основы мировых религиозных культур" по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». К уроку прилагается презентация, в которой отражены некоторые этапы работы на у...
Конспект урока по «Основам религиозных культур и светской этике» (модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме «Искусство в религиозной культуре» (4 класс)
Конспект данного урока может быть использован на уроках ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") в 4 классе...
«Методическая разработка конспектов урока «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ)»
В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Развитие у обучающихся таких качеств, как толерантность, готовность и способность к диалогу друг...
Технологическая карта урока по основам религиозных культур и светской этике, УМК «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс, тема: «Справедливость»
Цель урока: создание условия для формирования у учащихся представлений о справедливости, справедливом поступке.Задачи урока:Дидактические:1) познакомить обучающихся с моральными правилами;2) проанализ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» для обучающихся 4 классов Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики»
Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» А.Я. Данилюка, в частности модуль «Светская этика» соответствует ФГОС, который подробно описан в приказе Минобрнау...