Конспект урока по Основам Религиозных Культур и Светской Этики на тему «Справедливость»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Воробьева Дина Радиковна

Разработка урока по Основам Религиозных  Культур и Светской Этики на тему «Справедливость» . Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о справедливости, справедливом поступке. Урок дополняется презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 30

с углубленным изучением предметов образовательной области

«Физическая культура»

Конспект урока по Основам Религиозных

Культур и Светской Этики

на тему «Справедливость»

Модуль: Основы светской этики

Разработала:  учитель

начальных классов

Воробьева  Д. Р.

г. Нижневартовск 2014г.

Урок 12 . Тема урока: Справедливость.

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о справедливости, справедливом поступке.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся  с основными понятиями: Справедливость. Справедливый поступок.
  2. Развивать кругозор учащихся, умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, делать выводы и обобщения.
  3. Воспитывать чувство справедливости, моральных обязанностей во взаимоотношениях с людьми, сопричастности, личной ответственности за свои поступки.

Ценности формируемые в ходе урока:  ценности социальной солидарности , ценности человечества и гражданственности.

Основные понятия: Справедливость – это моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград и наказаний.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ - Справедливое отношение к кому-н. Чувство справедливости. Поступить по справедливости.* Отдать справедливость кому-чему (книжн.) - признать за кем-чем-н. какие-н. достоинства, правоту, отдать должное.

Оборудование и учебно-методическое обеспечение: компьютер, проектор, рабочие листы, презентация к уроку, фрагмент из мультфильма  Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок», учебник «Основы светской этики», карточка с рассказом В. Осеевой
«Разделите так, как делили работу...»

Ход урока:

  1. Проверка домашнего задания
  2. Подведение к теме урока.        

- Начну сегодняшний урок с притчи. Ребята послушайте её и подумайте, о чем мы будем говорить на уроке.

СЕРДЦЕ ПОДСКАЖЕТ.

         Дала мама Саше и Жене одну шоколадку на двоих. Разломал ее Саша, да только вот получилось не поровну: одна часть больше другой. Ту, что поменьше, он предложил своему братику, а ту, что побольше, уже собирался в рот поскорее запихнуть. Заметила это мама и строго сказала Саше, что он очень некрасиво поступает.

 – Я же поделился и дал Жене его половину.

 – Ты поделился, но поделился нечестно, несправедливо.

 – Я же не виноват, что шоколадка поровну не сломалась.

           – Ты о себе думал, о своем удовольствии, вот и поступил несправедливо.

 – А как же тогда справедливо поступить, если кусочки шоколадки неровные?

 – А ты сам подумай и спроси у сердца своего, как правильно поступить, – ответила мама, – оно всегда подскажет честное и справедливое решение...

- О чем эта притча?  Кто скажет нам тему сегодняшнего урока?

3. Объяснение новой темы.

- Запишите слово «Справедливость» и подумайте, от каких слов оно могло произойти? –   Посмотрим понятие справедливость  в этимологическом словаре.

(Справедливость образовано от старославянского слова праведный, правда.)

- Ребята, что вы представляете, когда слышите слово «Справедливость».

( честность, правда, добродетель, понимание, долг, доброта и т.д.)

- Запишем в опорные листы  Синонимы справедливости - правда, правдивость, правосудие, беспристрастие, правдивость, непредвзятость, приговор, закон.

- Давайте посмотрим в учебнике на стр. 28 толкование этого слова.

Справедливость – это моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград и наказаний.

- Давайте посмотрим толкование этого слова в словаре Ожегова.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ, -и, ж. 1. см. справедливый. 2. Справедливое отношение к кому-н. Чувство справедливости. Поступить по справедливости.* Отдать справедливость кому-чему (книжн.) - признать за кем-чем-н. какие-н. достоинства, правоту, отдать должное.

- Ребята, вы очень любите играть.   Вспомним ситуацию распределения ролей в игре. Бывает так, что все дети хотят получить одну и ту же роль  - быть командиром.

- Как лучше поступить в этом случае, чтобы было по справедливости?

(Желательно эту роль давать по очереди)

- Кто же будет первым?

- Можно посчитаться или же использовать другой подход: выявить, кто больше подходит к данной роли, путем голосования (за кого большинство детей отдадут свой голос, тот и будет командиром).

- Кто еще может привести примеры о справедливом отношении?

- Ребята, что бы побольше  узнать о справедливости давайте прочитаем статью в учебнике.

4 Работа с учебником и с притчей.

Дети читают статью в учебнике с. 28 -29.

Обсуждение.

- По каким признакам можно судить о справедливости?

(По признакам соразмерности и уравнивания)

- В чем заключается признак соразмерности?

(поступок должен быть оценен по заслугам)

Давайте найдем в нашей притче СЕРДЦЕ ПОДСКАЖЕТ этот признак.

- Кто оценил поступок Саши? Прав ли он? Как ему поступить нужно было?

- Вот признак уравнивания ему и поможет. В чем заключается признак уравнивания?

(«равное за равное») Дала мама Саше и Жене одну шоколадку на двоих, вот  и надо было делить её на 2, равные части. Это будет по справедливости.

- Как вы думаете, легко ли быть справедливым?

- Существуют определенные правила, которые помогут вам справедливо относится к другим людям. Кто догадался, что это за правила?

(Моральные правила).

 - Давайте прочитаем моральные правила, которые помогают справедливо относиться к другим. Каждый подумает, как кратко написать эти правила, чтоб получилась памятка.

(Каждое правило учитель зачитывает, вместе обсуждают и кратно записывают в опорные листы)

Памятка: Как быть справедливым?

1) Избегать в своих действиях зла.

2) Стремиться к борьбе с пороками и недостатками, а не с людьми , у которых они есть.

3) Признавать правоту других и сомневаться в своей.

4) Быть готовым пойти навстречу человеку, взглянув на ситуацию с его точки зрения.

5) Находить решение, которое устраивает всех.

- Ребята, у нас получилась хорошая памятка, надеюсь этой памяткой вы все будете пользоваться в жизни.

Физминутка.

5. Закрепление полученных знаний.

- Мы много говорили о справедливости, а кто же мне скажет антоним к слову справедливость?

- Несправедливость - это противоположное слово справедливости. Несправедливость наносит вред не только тем, на кого она направлена, но и тому кто её творит. Можем ли мы утверждать, что несправедливость – это зло, а  справедливость это добро ?

- Вспомните сказки, где сначала побеждает зло (несправедливость), а затем добро (происходит восстановление справедливости).

- Вспомним повесть Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома».   Несправедливость всегда вызывает обиду, протест. Например,  Мальчика обвиняет в нехорошем поступке тот, кто его совершил. Бывает и так, что виновник просто молчит, не признается в своей вине, в результате подозревают в совершении плохого поступка другого невиновного.

(Отрывок из повести Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома»)  

-  Кто   не признается, что виноват, тот трус, «Кто перекладывает вину на другого, тот нечестный, а если ему верят, то получается несправедливость».

    Несправедливой бывает и ситуация, когда ленивый перекладывает свою часть работы  на других, особенно если лентяй получает благодарность за общий труд.

 «Разделите так, как делили работу» (по В. Осеевой)

- Как относились к старому учителю его бывшие ученики?

- Почему мальчики оказались у старого учителя?

 - Какую работу поручил им учитель?

- Расскажите, как работали мальчики?

- Каким образом учитель оценил работу мальчиков?

- Вот видите, как много есть умных рассказов и сказок, которые учат нас и трудолюбию, и щедрости, и умению вести себя в разных ситуациях.

- Давайте посмотрим фрагмент из мультфильма  сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок»

- Подумайте, почему же так плохо было утенку среди так называемых друзей?

- Справедливо ли они относились к нему?

Обсуждение.

(Вывод: Нельзя судить по внешности,  нельзя вести себя так, как курица и кот. Ведь они считали правыми только себя. Своими категоричными, хвастливыми и обидными речами   сделали жизнь утенка очень тяжелой,  непростой и вынудили его покинуть их дом, потому что ему было плохо рядом с ними. Так давайте относиться к окружающим нас людям по – доброму. Пусть мы все разные, но надо помнить, что у другого могут быть такие качества, которых, возможно, нет у тебя).

6. Итог урока:

- Итак, ребята, давайте подведем итог.

- Продолжите подбор нужных качеств:

Справедливый человек обладает такими качествами, как правдивость, откровенность,….

- Закончите предложение:

Справедливым можно назвать такого человека, который….

7. Домашнее задание.

Учебник с. 29 прочитать рубрику «Мудрые мысли», объяснить как вы их понимаете.

Приложение 1.

Рабочий лист

  1. Синонимы слова «справедливость»  

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

  1. Памятка «Как быть справедливым?».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

   

 

Приложение 2

Валентина Осеева
«Разделите так, как делили работу...»

Старый учитель жил один. Ученики и ученицы его давно выросли, но не забывали своего бывшего учителя.

Однажды к нему пришли два мальчика и сказали:

— Наши матери прислали нас помочь вам в хозяйстве.

Учитель поблагодарил и попросил мальчиков наполнить водой пустую кадку. Она стояла в саду. Около нее на скамье были сложены лейки и ведра. А на дереве висело игрушечное ведерко, маленькое и легкое как перышко, из него в жаркие дни учитель пил воду.

Один из мальчиков выбрал прочное железное ведро, постучал по его дну пальцем и не спеша направился к колодцу; другой снял с дерева игрушечное ведерко и побежал за товарищем.

Много раз мальчики ходили к колодцу и возвращались назад. Учитель смотрел на них из окна. Над цветами кружились пчелы. В саду пахло медом. Мальчики весело разговаривали. Один из них часто останавливался, ставил на землю тяжелое ведро и вытирал со лба пот. Другой бежал с ним рядом, расплескивая воду в игрушечном ведерке.

Когда кадка была наполнена, учитель позвал обоих мальчиков, поблагодарил их, потом поставил на стол большой глиняный кувшин, доверху наполненный медом, а рядом с ним граненый стакан, также наполненный медом.

— Отнесите эти подарки своим матерям, — сказал учитель. — Пусть каждый из вас возьмет то, что заслужил.

Но ни один из мальчиков не протянул руки.

— Мы не можем разделить это, — смущенно сказали они.

— Разделите это так, как делили работу, — спокойно сказал учитель.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

справедливость Составила: Учитель начальных классов Воробьева Д. Р. МБОУ СОШ №30 г . Нижневартовск

Слайд 2

Этимологический словарь Справедливость образовано от старославянского слова праведный, правда.)

Слайд 3

Синонимы справедливости - правда, правдивость, правосудие, беспристрастие, правдивость, непредвзятость, приговор, закон.

Слайд 4

Толковый словарь Ожегова СПРАВЕДЛИВОСТЬ , -и, ж . 1. см. справедливый. 2. Справедливое отношение к кому-н. Чувство справедливости. Поступить по справедливости.* Отдать справедливость кому-чему (книжн.) - признать за кем-чем-н . какие-н. достоинства, правоту, отдать должное.

Слайд 5

Соразмерности Уравнивания Признаки справедливости Поступок должен быть оценен по заслугам Требует равенства труда и оплаты, ценности вещи и её цены, вреда и его возмещения

Слайд 6

Памятка: Как быть справедливым? 1) Избегать в своих действиях зла. 2) Стремиться к борьбе с пороками и недостатками, а не с людьми , у которых они есть. 3) Признавать правоту других и сомневаться в своей. 4) Быть готовым пойти навстречу человеку, взглянув на ситуацию с его точки зрения. 5) Находить решение, которое устраивает всех.

Слайд 7

Обсуждение поступков

Слайд 10

Продолжите подбор нужных качеств: Справедливый человек обладает такими качествами, как правдивость, откровенность,….

Слайд 11

Справедливым можно назвать такого человека, который….

Слайд 12

Домашнее задание. Учебник с. 29 прочитать рубрику «Мудрые мысли», объяснить как вы их понимаете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по курсу ОРКСЭ модуль "Светская этика" по теме "Добро и Зло"

Презентация к уроку по курсу ОРКСЭ модуль "Светская этика" по теме "Добро и Зло"...

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Дружба", 4 класс, + презентация к уроку

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Дружба", 4 класс, + презентация к уроку...

Открытый урок по светской этике на тему "Справедливость"

На данном уроке учащиеся знакомятся с понятием справедливость, а также с помощью тестирования узнают на сколько они справедливы....

Разработка урока по светской этике на тему "Справедливость"

Разработка урока по светской этике на тему "Справедливость"...

Урок по ОРКСЭ, Модуль "Светская этика" на тему:"Справедливость"

Формирование нравственных качеств младшего школьника через развитие понятия  справедливости....

Конспект урока по предмету ОРКСЭ модуль "Светская этика"

Тема урока "Семья". Урок разработан для обучающихся 4 класса с целью расширить их представление о семье, сформировать понятие о семейной ценности и показать её значение в воспитании человека...