Конспект урока по Основам Религиозных Культур и Светской Этики на тему «Справедливость»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Разработка урока по Основам Религиозных Культур и Светской Этики на тему «Справедливость» . Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о справедливости, справедливом поступке. Урок дополняется презентацией.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 30
с углубленным изучением предметов образовательной области
«Физическая культура»
Конспект урока по Основам Религиозных
Культур и Светской Этики
на тему «Справедливость»
Модуль: Основы светской этики
Разработала: учитель
начальных классов
Воробьева Д. Р.
г. Нижневартовск 2014г.
Урок 12 . Тема урока: Справедливость.
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о справедливости, справедливом поступке.
Задачи:
- Познакомить учащихся с основными понятиями: Справедливость. Справедливый поступок.
- Развивать кругозор учащихся, умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, делать выводы и обобщения.
- Воспитывать чувство справедливости, моральных обязанностей во взаимоотношениях с людьми, сопричастности, личной ответственности за свои поступки.
Ценности формируемые в ходе урока: ценности социальной солидарности , ценности человечества и гражданственности.
Основные понятия: Справедливость – это моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград и наказаний.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ - Справедливое отношение к кому-н. Чувство справедливости. Поступить по справедливости.* Отдать справедливость кому-чему (книжн.) - признать за кем-чем-н. какие-н. достоинства, правоту, отдать должное.
Оборудование и учебно-методическое обеспечение: компьютер, проектор, рабочие листы, презентация к уроку, фрагмент из мультфильма Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок», учебник «Основы светской этики», карточка с рассказом В. Осеевой
«Разделите так, как делили работу...»
Ход урока:
- Проверка домашнего задания
- Подведение к теме урока.
- Начну сегодняшний урок с притчи. Ребята послушайте её и подумайте, о чем мы будем говорить на уроке.
СЕРДЦЕ ПОДСКАЖЕТ.
Дала мама Саше и Жене одну шоколадку на двоих. Разломал ее Саша, да только вот получилось не поровну: одна часть больше другой. Ту, что поменьше, он предложил своему братику, а ту, что побольше, уже собирался в рот поскорее запихнуть. Заметила это мама и строго сказала Саше, что он очень некрасиво поступает.
– Я же поделился и дал Жене его половину.
– Ты поделился, но поделился нечестно, несправедливо.
– Я же не виноват, что шоколадка поровну не сломалась.
– Ты о себе думал, о своем удовольствии, вот и поступил несправедливо.
– А как же тогда справедливо поступить, если кусочки шоколадки неровные?
– А ты сам подумай и спроси у сердца своего, как правильно поступить, – ответила мама, – оно всегда подскажет честное и справедливое решение...
- О чем эта притча? Кто скажет нам тему сегодняшнего урока?
3. Объяснение новой темы.
- Запишите слово «Справедливость» и подумайте, от каких слов оно могло произойти? – Посмотрим понятие справедливость в этимологическом словаре.
(Справедливость образовано от старославянского слова праведный, правда.)
- Ребята, что вы представляете, когда слышите слово «Справедливость».
( честность, правда, добродетель, понимание, долг, доброта и т.д.)
- Запишем в опорные листы Синонимы справедливости - правда, правдивость, правосудие, беспристрастие, правдивость, непредвзятость, приговор, закон.
- Давайте посмотрим в учебнике на стр. 28 толкование этого слова.
Справедливость – это моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград и наказаний.
- Давайте посмотрим толкование этого слова в словаре Ожегова.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ, -и, ж. 1. см. справедливый. 2. Справедливое отношение к кому-н. Чувство справедливости. Поступить по справедливости.* Отдать справедливость кому-чему (книжн.) - признать за кем-чем-н. какие-н. достоинства, правоту, отдать должное.
- Ребята, вы очень любите играть. Вспомним ситуацию распределения ролей в игре. Бывает так, что все дети хотят получить одну и ту же роль - быть командиром.
- Как лучше поступить в этом случае, чтобы было по справедливости?
(Желательно эту роль давать по очереди)
- Кто же будет первым?
- Можно посчитаться или же использовать другой подход: выявить, кто больше подходит к данной роли, путем голосования (за кого большинство детей отдадут свой голос, тот и будет командиром).
- Кто еще может привести примеры о справедливом отношении?
- Ребята, что бы побольше узнать о справедливости давайте прочитаем статью в учебнике.
4 Работа с учебником и с притчей.
Дети читают статью в учебнике с. 28 -29.
Обсуждение.
- По каким признакам можно судить о справедливости?
(По признакам соразмерности и уравнивания)
- В чем заключается признак соразмерности?
(поступок должен быть оценен по заслугам)
Давайте найдем в нашей притче СЕРДЦЕ ПОДСКАЖЕТ этот признак.
- Кто оценил поступок Саши? Прав ли он? Как ему поступить нужно было?
- Вот признак уравнивания ему и поможет. В чем заключается признак уравнивания?
(«равное за равное») Дала мама Саше и Жене одну шоколадку на двоих, вот и надо было делить её на 2, равные части. Это будет по справедливости.
- Как вы думаете, легко ли быть справедливым?
- Существуют определенные правила, которые помогут вам справедливо относится к другим людям. Кто догадался, что это за правила?
(Моральные правила).
- Давайте прочитаем моральные правила, которые помогают справедливо относиться к другим. Каждый подумает, как кратко написать эти правила, чтоб получилась памятка.
(Каждое правило учитель зачитывает, вместе обсуждают и кратно записывают в опорные листы)
Памятка: Как быть справедливым?
1) Избегать в своих действиях зла.
2) Стремиться к борьбе с пороками и недостатками, а не с людьми , у которых они есть.
3) Признавать правоту других и сомневаться в своей.
4) Быть готовым пойти навстречу человеку, взглянув на ситуацию с его точки зрения.
5) Находить решение, которое устраивает всех.
- Ребята, у нас получилась хорошая памятка, надеюсь этой памяткой вы все будете пользоваться в жизни.
Физминутка.
5. Закрепление полученных знаний.
- Мы много говорили о справедливости, а кто же мне скажет антоним к слову справедливость?
- Несправедливость - это противоположное слово справедливости. Несправедливость наносит вред не только тем, на кого она направлена, но и тому кто её творит. Можем ли мы утверждать, что несправедливость – это зло, а справедливость это добро ?
- Вспомните сказки, где сначала побеждает зло (несправедливость), а затем добро (происходит восстановление справедливости).
- Вспомним повесть Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома». Несправедливость всегда вызывает обиду, протест. Например, Мальчика обвиняет в нехорошем поступке тот, кто его совершил. Бывает и так, что виновник просто молчит, не признается в своей вине, в результате подозревают в совершении плохого поступка другого невиновного.
(Отрывок из повести Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома»)
- Кто не признается, что виноват, тот трус, «Кто перекладывает вину на другого, тот нечестный, а если ему верят, то получается несправедливость».
Несправедливой бывает и ситуация, когда ленивый перекладывает свою часть работы на других, особенно если лентяй получает благодарность за общий труд.
«Разделите так, как делили работу» (по В. Осеевой)
- Как относились к старому учителю его бывшие ученики?
- Почему мальчики оказались у старого учителя?
- Какую работу поручил им учитель?
- Расскажите, как работали мальчики?
- Каким образом учитель оценил работу мальчиков?
- Вот видите, как много есть умных рассказов и сказок, которые учат нас и трудолюбию, и щедрости, и умению вести себя в разных ситуациях.
- Давайте посмотрим фрагмент из мультфильма сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок»
- Подумайте, почему же так плохо было утенку среди так называемых друзей?
- Справедливо ли они относились к нему?
Обсуждение.
(Вывод: Нельзя судить по внешности, нельзя вести себя так, как курица и кот. Ведь они считали правыми только себя. Своими категоричными, хвастливыми и обидными речами сделали жизнь утенка очень тяжелой, непростой и вынудили его покинуть их дом, потому что ему было плохо рядом с ними. Так давайте относиться к окружающим нас людям по – доброму. Пусть мы все разные, но надо помнить, что у другого могут быть такие качества, которых, возможно, нет у тебя).
6. Итог урока:
- Итак, ребята, давайте подведем итог.
- Продолжите подбор нужных качеств:
Справедливый человек обладает такими качествами, как правдивость, откровенность,….
- Закончите предложение:
Справедливым можно назвать такого человека, который….
7. Домашнее задание.
Учебник с. 29 прочитать рубрику «Мудрые мысли», объяснить как вы их понимаете.
Приложение 1.
Рабочий лист
- Синонимы слова «справедливость»
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Памятка «Как быть справедливым?».
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
Валентина Осеева
«Разделите так, как делили работу...»
Старый учитель жил один. Ученики и ученицы его давно выросли, но не забывали своего бывшего учителя.
Однажды к нему пришли два мальчика и сказали:
— Наши матери прислали нас помочь вам в хозяйстве.
Учитель поблагодарил и попросил мальчиков наполнить водой пустую кадку. Она стояла в саду. Около нее на скамье были сложены лейки и ведра. А на дереве висело игрушечное ведерко, маленькое и легкое как перышко, из него в жаркие дни учитель пил воду.
Один из мальчиков выбрал прочное железное ведро, постучал по его дну пальцем и не спеша направился к колодцу; другой снял с дерева игрушечное ведерко и побежал за товарищем.
Много раз мальчики ходили к колодцу и возвращались назад. Учитель смотрел на них из окна. Над цветами кружились пчелы. В саду пахло медом. Мальчики весело разговаривали. Один из них часто останавливался, ставил на землю тяжелое ведро и вытирал со лба пот. Другой бежал с ним рядом, расплескивая воду в игрушечном ведерке.
Когда кадка была наполнена, учитель позвал обоих мальчиков, поблагодарил их, потом поставил на стол большой глиняный кувшин, доверху наполненный медом, а рядом с ним граненый стакан, также наполненный медом.
— Отнесите эти подарки своим матерям, — сказал учитель. — Пусть каждый из вас возьмет то, что заслужил.
Но ни один из мальчиков не протянул руки.
— Мы не можем разделить это, — смущенно сказали они.
— Разделите это так, как делили работу, — спокойно сказал учитель.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Этимологический словарь Справедливость образовано от старославянского слова праведный, правда.)
Синонимы справедливости - правда, правдивость, правосудие, беспристрастие, правдивость, непредвзятость, приговор, закон.
Толковый словарь Ожегова СПРАВЕДЛИВОСТЬ , -и, ж . 1. см. справедливый. 2. Справедливое отношение к кому-н. Чувство справедливости. Поступить по справедливости.* Отдать справедливость кому-чему (книжн.) - признать за кем-чем-н . какие-н. достоинства, правоту, отдать должное.
Соразмерности Уравнивания Признаки справедливости Поступок должен быть оценен по заслугам Требует равенства труда и оплаты, ценности вещи и её цены, вреда и его возмещения
Памятка: Как быть справедливым? 1) Избегать в своих действиях зла. 2) Стремиться к борьбе с пороками и недостатками, а не с людьми , у которых они есть. 3) Признавать правоту других и сомневаться в своей. 4) Быть готовым пойти навстречу человеку, взглянув на ситуацию с его точки зрения. 5) Находить решение, которое устраивает всех.
Обсуждение поступков
Продолжите подбор нужных качеств: Справедливый человек обладает такими качествами, как правдивость, откровенность,….
Справедливым можно назвать такого человека, который….
Домашнее задание. Учебник с. 29 прочитать рубрику «Мудрые мысли», объяснить как вы их понимаете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/02/picture-54888.jpg)
Презентация к уроку по курсу ОРКСЭ модуль "Светская этика" по теме "Добро и Зло"
Презентация к уроку по курсу ОРКСЭ модуль "Светская этика" по теме "Добро и Зло"...
Конспект урока по курсу ОРКСЭ модуль "Светская этика" "Стыд, вина, извинения"
материал содержит конспект урока и призентацию...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/03/picture-513832-1415011695.jpg)
Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Дружба", 4 класс, + презентация к уроку
Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Дружба", 4 класс, + презентация к уроку...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/22/picture-139348-1614004106.jpg)
Открытый урок по светской этике на тему "Справедливость"
На данном уроке учащиеся знакомятся с понятием справедливость, а также с помощью тестирования узнают на сколько они справедливы....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/13/picture-687245-1444750310.jpg)
Разработка урока по светской этике на тему "Справедливость"
Разработка урока по светской этике на тему "Справедливость"...
Урок по ОРКСЭ, Модуль "Светская этика" на тему:"Справедливость"
Формирование нравственных качеств младшего школьника через развитие понятия справедливости....
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/16/picture-749341-1463404368.jpg)
Конспект урока по предмету ОРКСЭ модуль "Светская этика"
Тема урока "Семья". Урок разработан для обучающихся 4 класса с целью расширить их представление о семье, сформировать понятие о семейной ценности и показать её значение в воспитании человека...