Конспект урока курса "Основы религиозных культур и светской этики" по теме "Добро и зло"
план-конспект урока (4 класс) по теме
План-конспект урока
Тема: Добро и зло
Прогнозируемые результаты: дети научатся осознанно различать главные моральные понятия жизни – добро и зло, будут стремиться поддерживать добрые отношения друг с другом, запрещать, предотвращать ссоры, проявления жестокости.
Класс: 4
Тип урока: урок новых знаний.
Форма урока: урок-беседа.
Оборудование: учебник «Основы светской этики» автор Кураев А.В., толковый словарь Ожегова, аншлаги к понятиям «добро» и «зло», иллюстрация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dobro_i_zlo.rar | 158.78 КБ |
Предварительный просмотр:
«Основы религиозных культур и светской этики»
План-конспект урока
Тема: Добро и зло
Выполнил: Васильева Валентина Ивановна
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №11 г Боровичи
г.Боровичи 2012 г
Прогнозируемые результаты: дети научатся осознанно различать главные моральные понятия жизни – добро и зло, будут стремиться поддерживать добрые отношения друг с другом, запрещать, предотвращать ссоры, проявления жестокости.
Класс: 4
Тип урока: урок новых знаний.
Форма урока: урок-беседа.
Оборудование: учебник «Основы светской этики» автор Кураев А.В., толковый словарь Ожегова, аншлаги к понятиям «добро» и «зло», иллюстрация.
I Актуализация знаний.
-О чём говорили на прошлом уроке? (о морали)
-Что такое мораль?
-Почему нужно следовать правилам, нормам, принципам морали?
II Мотивация учебной деятельности.
1.Прослушивание притчи «Эхо человеческой жизни».
Папа с сыном пошли однажды в горы. Сын, ударившись о камень, непроизвольно крикнул:
-А-а-а-а-а-а!
И с удивлением слышит:
-А-а-а-а-а-а!
Мальчик спросил:
-Кто ты?
А ему в ответ:
-Кто ты?
Разозлившись от такого ответа, ребёнок кричит:
-Трус!
А ему в ответ:
-Трус!
Сын спрашивает у отца;
-Что происходит?
Тот улыбнулся и говорит:
-Слушай меня внимательно,- и кричит горе:
-Я тебя уважаю!
Ему в ответ:
-Я тебя уважает!
-Будь счастлив!
-Будь счастлив! - раздаётся в ответ…
Мальчик удивился ещё больше, и папа ему объяснил:
-Это явление называется «эхо», но, по правде, это называется жизнь…Она тебе всегда отдаёт то, что ты говоришь и делаешь.
-Как вёл себя мальчик?
-Как повёл себя отец?
-С чем отец сравнил эхо?
-А что вы хотели бы получить от жизни как от эхо в обмен на то, что вы делаете и говорите? (доброе отношение к себе).
-Что такое добро?
-Какое чувство является противоположным добру?
Рассмотрим иллюстрацию:
-Кто изображён на иллюстрации? (два ангела)
-Это символическое или реальное изображение? (символическое)
-Что изображено чёрным цветом?(зло)
-Что изображено светлыми красками?(добро)
-Что делают добро и зло? (противоборствуют)
-Почему художник изобразил песочные часы?
-Чью победу вы хотели бы видеть?
-А всегда ли в жизни добро побеждает зло?
Вывод:
Добро и зло – главные моральные принципы.
Целеполагание:
-Сегодня на уроке мы узнаем:
1. Что такое добро и что входит в понятие добра.
2. Что такое зло и какие есть наиболее распространённые его проявления.
3. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.
III Работа по теме урока.
-Вы-дети. Я. Корчак формулирует для детей такое правило:
«Меня не касается, маленький кто-либо или большой и что говорят про него другие: красив, некрасив, умён, глуп; меня не касается даже: хорошо ли учится, хуже меня или лучше, девочка это или мальчик. Для меня человек хорош, если хорошо относится к людям, если не желает зла и не делает зла, если он добрый ».
-Какое же самое главное качество ценит автор этого высказывания?
1. Работа с иллюстрациями учебника стр.12.
Рассмотрим иллюстрации.
-На каких иллюстрациях имеет место проявление добра?
-В каких ситуациях, представленных на рисунках, вам бы не хотелось оказаться?
-Проявление какого качества ещё изобразил художник?
-В каких случаях жизни вы сталкивались с добром?
-Со злом?
-В чём проявляется добро и зло? (Аншлаги)
*Мысли,
*Слова,
*Поступки,
*Дела.
-Чьи поступки может оценить человек? (свои, чужие)
-Какие поступки человек старается оправдать? (свои)
-А чьи поступки оценивает очень критично (чужие)
2.Работа с разделом учебника «Мудрые мысли», стр.13.
Прочтём данное высказывание: «Чтобы мой поступок имел моральную ценность, с ним должно быть связано моё убеждение. Аморально делать что-то из страха перед наказанием или для того, чтобы приобрести у других хорошее мнение о себе» Г.Гегель.
-Как поняли эти слова?
-А что нужно делать чтобы не было зла?
3.Работа с текстом. стр.12, 1-й абзац. (чтение вслух)
-Какая мысль является главной?
4.Работа с пословицами.
-Почему так говорят?
«Доброта – это язык, на котором могут говорить немые и которых глухие могут слышать».
«Получив добро-помни, а сделав,-забудь».
5.Работа с текстом учебника стр.12-стр.13
-Прочтите самостоятельно текст о добре.
-Чему способствуют добрые поступки?
6.Игра «2 мешочка»
-Перед нами 2 мешочка-белый и чёрный . В какой мешочек мы поместим эти качества: сплочённость, человеколюбие, взаимопонимание, взаимоуважение, способность развиваться? (в белый мешочек).(Аншлаги)
-Что же такое добро?
7.Работа со словарём Ожегова.
-Уточним наши выводы и представления с информацией словаря.(Добро-нравственное понятие, противоположное понятию зло, означает намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему. Добро, как намерение, может осуществляться только по свободной воле).
8.Работа с пословицами.
«Добрые мысли созревают в добрые поступки».
«Учись доброму, зло на ум не пойдёт».
«Зло побеждается добром».
«Кто добро творит, того зло не победит».
«Источник добра-милосердие, а источник зла-тщеславие».
-Что такое тщеславие?
-В чём оно проявляется? (неуважение других людей, нетерпимость, унижение, обман, насилие, жестокость).
-Мы говорили о результатах проявления добра. А какие результаты получает общество при проявления зла? (зло разрушает отношения, сотрудничество, сеет вражду, несёт беды и страдания, препятствует развитию человеческих способностей). (Аншлаги)
-В какой мешочек мы положим эти результаты проявления человеческих отношений? (в чёрный).
Прослушивание притчи «Два мудреца».
«В одной далёкой стране давным-давно жили 2 мудреца-злой и добрый. Злой мудрец всё время пытался доказать доброму, что он сильнее. И вот в один из дней злой мудрец попросил доброго придти на огромную площадь, где собрались тысячи людей по просьбе злого мудреца, захотевшего доказать свою силу мудрости. В кулаке он тайком спрятал бабочку, а про себя решил так:
-Спрошу своего соперника, что у меня там, живая бабочка или мёртвая. Если он скажет живая-раздавлю её, если скажет мёртвая-выпущу.
Площадь замерла. Прозвучал вопрос. Тотчас прозвучал ответ:
-Всё в твоей власти.
Толпа стала выкрикивать хвалу доброму мудрецу, а злой ушёл ни с чем.
-Какой вывод можно сделать из услышанного?
Подвести итог сказанному, можно словами Швейцера: «Поистине нравственен человек только тогда, когда он повинуется внутреннему побуждению помогать любой жизни, которой может помочь, и удерживается от того, чтобы причинить живому какой- нибудь вред».
9.Работа с учебником стр.13.
-Прочтём текст, рассказывающий о зле.
-Какие же важные задачи морального облика человека? (не допускать зла, бороться с ним).
-Что же несёт в себе зло?
10.Работа со словарём Ожегова.
-Уточним ещё раз это понятие по словарю (Зло-нравственное понятие, противоположное понятию добро, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение ближнему вреда, ущерба, страданий).
11.Проблемная ситуация.
-Многих ли людей можно назвать однозначно добрыми? Однозначно злыми?
-Поединок добра и зла происходит каждую секунду в сердце каждого человека.
12.Работа над притчей «Борьба двух волков».
Когда -то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:
-В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло-зависть, ревность, агрессию, эгоизм, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, доброту, верность.
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
-А какой волк в конце концов побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
-Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
-О каких волках идёт речь?
-Как понимаете последнюю фразу?
-Очень важно делать выбор в пользу светлого чувства, созидающего, приносящего пользу, радость тебе и окружающим и научиться «подкармливать», растить эту часть себя.
IV Рефлексия.
- Вернёмся к целям, поставленным в начале урока. Удалось ли нам получить эти знания?
-Для чего нам они нужны в жизни?
-Каким будет общество, в котором все люди будут стремиться совершать только добрые поступки?
Вывод:
Человек живёт в обществе. Моральный долг каждого человека-доброе и деятельностное проявление во всём, что происходит вокруг. В каждом поступке, каждую минуту жизни, как в зеркале, отражается сам человек, поэтому, как сказал поэт, в дорогу имя доброе возьми, тогда прославлен будешь ты людьми (Фирдоуси).
И пусть добрым напутствием в вашей жизни будут такие слова:
Улыбнись с утра щенку
И росинке, и цветку,
Пёстрой бабочке в лугах,
Солнцу в лёгких облаках.
Бабочка махнёт крылом,
Солнце-ласковым лучом,
И росинка вспыхнет, радуя
Семицветной чудо-радугой!
И тогда увидишь ты,
Сколько в мире красоты,
Обменявшись добротой,
Будет мир дружить с тобой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок.Основы религиозных культур и светской этики.Крещение
Основы религиозных культур и светской этики.Крещение...
Использование современных педагогических технологий, электронных образовательных ресурсов на уроках Основы религиозной культуры и светской этики в начальной школе
Предмет "Основы православной культуры и светской этики" введен в образовательные учреждения совсем недавно. В своей статье мы, я и моя коллега преподаватель основ религиозной культуры и св...
Презентация к уроку основы религиозных культур и светской этики по теме "Буддизм"
Данная презентация поможет познакомить учащихся с мировой религией - Буддизм. В презентации отражены основные учения буддизма, фотогрфии храмов, рассказывается о праздниках. В конце предлаг...
Использование дидактического материала на уроках «Основы религиозных культур и светской этики»
Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных ...
Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть
Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о совести, как нр...
Урок основ религиозной культуры и светской этики на тему "Добро и зло" 4 класс
Тема: Добро и зло.Цель и задачи: 1) Пробудить у детей стремление совершать добрые дела;2) Развивать у детей чувство товарищества и взаимопомощи;3)...
Урок основ религиозной культуры и светской этики на тему "Добро и зло" 4 класс
Тема: Добро и зло.Цель и задачи: 1) Пробудить у детей стремление совершать добрые дела;2) Развивать у детей чувство товарищества и взаимопомощи;3)...