Конспект урока курса "Основы религиозных культур и светской этики" по теме "Добро и зло"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Васильева Валентина Ивановна

План-конспект урока

Тема: Добро и зло

Прогнозируемые результаты: дети научатся осознанно различать главные моральные понятия жизни – добро и зло, будут стремиться поддерживать добрые отношения друг с другом, запрещать, предотвращать ссоры, проявления жестокости.

Класс: 4

Тип урока: урок новых знаний.

Форма урока: урок-беседа.

Оборудование: учебник «Основы светской этики» автор Кураев А.В., толковый словарь Ожегова, аншлаги к понятиям «добро» и «зло», иллюстрация.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobro_i_zlo.rar158.78 КБ

Предварительный просмотр:

 «Основы религиозных культур и светской этики»

План-конспект урока

Тема: Добро и зло

Выполнил: Васильева Валентина Ивановна

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №11 г Боровичи

г.Боровичи 2012 г

Прогнозируемые результаты: дети научатся осознанно различать главные моральные понятия жизни – добро и зло, будут стремиться поддерживать добрые отношения друг с другом, запрещать, предотвращать ссоры, проявления жестокости.

Класс: 4

Тип урока: урок новых знаний.

Форма урока: урок-беседа.

Оборудование: учебник «Основы светской этики» автор Кураев А.В., толковый словарь Ожегова, аншлаги к понятиям «добро» и «зло», иллюстрация.

I Актуализация знаний.

-О чём говорили на прошлом уроке? (о морали)

-Что такое мораль?

-Почему нужно следовать правилам, нормам, принципам морали?

II Мотивация учебной деятельности.

1.Прослушивание притчи «Эхо человеческой жизни».

Папа с сыном пошли однажды в горы. Сын, ударившись о камень, непроизвольно крикнул:

-А-а-а-а-а-а!

И с удивлением слышит:

-А-а-а-а-а-а!

Мальчик спросил:

-Кто ты?

А ему в ответ:

-Кто ты?

Разозлившись от такого ответа, ребёнок кричит:

-Трус!

А ему в ответ:

-Трус!

Сын спрашивает у отца;

-Что происходит?

Тот улыбнулся и говорит:

-Слушай меня внимательно,- и кричит горе:

-Я тебя уважаю!

Ему в ответ:

-Я тебя уважает!

-Будь счастлив!

-Будь счастлив! - раздаётся в ответ…

Мальчик удивился ещё больше, и папа ему объяснил:

-Это явление называется «эхо», но, по правде, это называется жизнь…Она тебе всегда отдаёт то, что ты говоришь и делаешь.

-Как вёл себя мальчик?

-Как повёл себя отец?

-С чем отец сравнил эхо?

-А что вы хотели бы получить от жизни как от эхо в обмен на то, что вы делаете и говорите? (доброе отношение к себе).

-Что такое добро?

-Какое чувство является противоположным добру?

Рассмотрим  иллюстрацию:

-Кто изображён на иллюстрации? (два ангела)

-Это символическое или реальное изображение? (символическое)

-Что изображено чёрным цветом?(зло)

-Что изображено светлыми красками?(добро)

-Что делают добро и зло? (противоборствуют)

-Почему художник изобразил песочные часы?

-Чью победу вы хотели бы видеть?

-А всегда ли в жизни добро побеждает зло?

 

Вывод:

Добро и зло – главные моральные принципы.

Целеполагание:

-Сегодня на уроке мы узнаем:

1. Что такое добро и что входит в понятие добра.

2. Что такое зло и какие есть наиболее распространённые его проявления.

3. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.

III Работа по теме урока.

-Вы-дети. Я. Корчак формулирует для детей такое правило:

«Меня не касается, маленький кто-либо или большой и что говорят про него другие: красив, некрасив, умён, глуп; меня не касается даже: хорошо ли учится, хуже меня или лучше, девочка это или мальчик. Для меня человек хорош, если хорошо относится к людям, если не желает зла и не делает зла, если он добрый ».

-Какое же самое главное качество ценит автор этого высказывания?

1. Работа с иллюстрациями учебника стр.12.

Рассмотрим иллюстрации.

-На каких иллюстрациях имеет место проявление добра?

-В каких ситуациях, представленных на рисунках, вам бы не хотелось оказаться?

-Проявление какого качества ещё изобразил художник?

-В каких случаях жизни вы сталкивались с добром?

-Со злом?

-В чём проявляется добро и зло? (Аншлаги)

*Мысли,

*Слова,

*Поступки,

*Дела.

-Чьи поступки может оценить человек? (свои, чужие)

-Какие поступки человек старается оправдать? (свои)

-А чьи поступки оценивает очень критично (чужие)

2.Работа с разделом учебника «Мудрые мысли», стр.13.

Прочтём данное высказывание: «Чтобы мой поступок имел моральную ценность, с ним должно быть связано моё убеждение. Аморально делать что-то из страха перед наказанием или для того, чтобы приобрести у других хорошее мнение о себе» Г.Гегель.

-Как поняли эти слова?

-А что нужно делать чтобы не было зла?

3.Работа с текстом. стр.12, 1-й абзац. (чтение вслух)

-Какая мысль является главной?

4.Работа с пословицами.

-Почему так говорят?

«Доброта – это язык, на котором могут говорить немые и которых глухие могут слышать».

«Получив добро-помни, а сделав,-забудь».

5.Работа с текстом учебника стр.12-стр.13

-Прочтите самостоятельно текст о добре.

-Чему способствуют добрые поступки?

6.Игра «2 мешочка»

-Перед нами 2 мешочка-белый и чёрный . В какой мешочек мы поместим эти качества: сплочённость, человеколюбие, взаимопонимание, взаимоуважение, способность развиваться? (в белый мешочек).(Аншлаги)

-Что же такое добро?

7.Работа со словарём Ожегова.

-Уточним наши выводы и представления с информацией словаря.(Добро-нравственное понятие, противоположное понятию зло, означает намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему. Добро, как намерение, может осуществляться только по свободной воле).

8.Работа с пословицами.

«Добрые мысли созревают в добрые поступки».

«Учись доброму, зло на ум не пойдёт».

«Зло побеждается добром».

«Кто добро творит, того зло не победит».

«Источник добра-милосердие, а источник зла-тщеславие».

-Что такое тщеславие?

-В чём оно проявляется? (неуважение других людей, нетерпимость, унижение, обман, насилие, жестокость).

-Мы говорили о результатах проявления добра. А какие результаты получает общество при проявления зла? (зло разрушает отношения, сотрудничество, сеет вражду, несёт беды и страдания, препятствует развитию человеческих способностей). (Аншлаги)

-В какой мешочек мы положим эти результаты проявления человеческих отношений? (в чёрный).

Прослушивание притчи «Два мудреца».

«В одной далёкой стране давным-давно жили 2 мудреца-злой и добрый. Злой мудрец всё время пытался доказать доброму, что он сильнее. И вот в один из дней злой мудрец попросил доброго придти на огромную площадь, где собрались тысячи людей по просьбе злого мудреца, захотевшего доказать свою силу мудрости. В кулаке он тайком спрятал бабочку, а про себя решил так:

-Спрошу своего соперника, что у меня там, живая бабочка или мёртвая. Если он скажет живая-раздавлю её, если скажет мёртвая-выпущу.

Площадь замерла. Прозвучал вопрос. Тотчас прозвучал ответ:

-Всё в твоей власти.

Толпа стала выкрикивать хвалу доброму мудрецу, а злой ушёл ни с чем.

-Какой вывод можно сделать из услышанного?

Подвести итог сказанному, можно словами Швейцера: «Поистине нравственен человек только тогда, когда он повинуется внутреннему побуждению помогать любой жизни, которой может помочь, и удерживается от того, чтобы причинить живому какой- нибудь вред».

9.Работа с учебником стр.13.

-Прочтём текст, рассказывающий о зле.

-Какие же важные задачи морального облика человека? (не допускать зла, бороться с ним).

-Что же несёт в себе зло?

10.Работа со словарём Ожегова.

-Уточним ещё раз это понятие по словарю (Зло-нравственное понятие, противоположное понятию добро, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение ближнему вреда, ущерба, страданий).

11.Проблемная ситуация.

-Многих ли людей можно назвать однозначно добрыми? Однозначно злыми?

-Поединок добра и зла происходит каждую секунду в сердце каждого человека.

12.Работа над притчей «Борьба двух волков».

Когда -то давно старый индеец  открыл своему внуку одну жизненную истину:

-В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло-зависть, ревность, агрессию, эгоизм, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, доброту, верность.

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

-А какой волк в конце концов побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

-Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

-О каких волках идёт речь?

-Как понимаете последнюю фразу?

-Очень важно делать выбор в пользу светлого чувства, созидающего, приносящего пользу, радость тебе и окружающим и научиться «подкармливать», растить эту часть себя.

IV Рефлексия.

- Вернёмся к целям,  поставленным в начале урока. Удалось ли нам получить эти знания?

-Для чего нам они нужны в жизни?

-Каким будет общество, в котором все люди будут стремиться совершать только добрые поступки?

Вывод:

Человек живёт в обществе. Моральный долг каждого человека-доброе и деятельностное проявление во всём, что происходит вокруг. В каждом поступке, каждую минуту жизни, как в зеркале, отражается сам человек, поэтому, как сказал поэт, в дорогу имя доброе возьми, тогда прославлен будешь ты людьми (Фирдоуси).

И пусть добрым напутствием в вашей жизни будут такие слова:

Улыбнись с утра щенку

И росинке, и цветку,

Пёстрой бабочке в лугах,

Солнцу в лёгких облаках.

Бабочка махнёт крылом,

Солнце-ласковым лучом,

И росинка вспыхнет, радуя

Семицветной чудо-радугой!

И тогда увидишь ты,

Сколько в мире красоты,

Обменявшись добротой,

Будет мир дружить с тобой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок.Основы религиозных культур и светской этики.Крещение

Основы религиозных культур и светской этики.Крещение...

Использование современных педагогических технологий, электронных образовательных ресурсов на уроках Основы религиозной культуры и светской этики в начальной школе

Предмет "Основы православной культуры и светской этики"  введен в образовательные учреждения совсем недавно. В своей  статье мы, я и моя коллега преподаватель основ религиозной культуры и св...

Презентация к уроку основы религиозных культур и светской этики по теме "Буддизм"

Данная презентация поможет познакомить учащихся с  мировой религией - Буддизм. В презентации отражены основные учения буддизма, фотогрфии храмов, рассказывается о праздниках. В конце предлаг...

Использование дидактического материала на уроках «Основы религиозных культур и светской этики»

        Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных ...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

Урок основ религиозной культуры и светской этики на тему "Добро и зло" 4 класс

Тема: Добро и зло.Цель и задачи: 1)    Пробудить у детей стремление совершать добрые дела;2)    Развивать у детей чувство товарищества и взаимопомощи;3)...

Урок основ религиозной культуры и светской этики на тему "Добро и зло" 4 класс

Тема: Добро и зло.Цель и задачи: 1)    Пробудить у детей стремление совершать добрые дела;2)    Развивать у детей чувство товарищества и взаимопомощи;3)...