Технологическая карта по ОРКСЭ по теме "От добрых правил – добрые слова и поступки" (4 класс) УМК: Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: 4 класс, А.И. Шемшурина. М.: Просвещение, 2014
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Ветлужских Елизавета Константиновна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло».

Задачи урока

Дидактические:

  1. Дать представление о понятиях «добро» и «зло»
  2. Научить объяснять своими словами роль дружбы в жизни человека

Развивающие:

  1. Развитие самостоятельности, условий и организации работы.
  2. Развитие памяти, мышления, речи, познавательных процессов.

Воспитательные:

  1. Воспитывать адекватное понимание причины успеха/неуспеха в учебной деятельности;
  2. Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ

Дата:

Школа: Средняя общеобразовательная школа № 104 

Класс:

Урок:

Время:        Кабинет: 

Студент: Ветлужских Елизавета Константиновна

Группа: 45

Учитель:

Методист: Мухина Ирина Георгиевна

Тема урока «От добрых правил – добрые слова и поступки»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло»

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Дать представление о понятиях «добро» и «зло»
  2. Научить объяснять своими словами роль дружбы в жизни человека

Предметные:

  1. Знать определения понятий «добро» и «зло»
  2. Уметь объяснять своими словами роль нравственных категорий в жизни общества

Развивающие:

  1. Развитие самостоятельности, условий и организации работы.
  2. Развитие памяти, мышления, речи, познавательных процессов.

Личностные:

  1. Соотносить свои поступки с нравственными ценностями;
  2. Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.

Воспитательные:

  1. Воспитывать адекватное понимание причины успеха/неуспеха в учебной деятельности;
  2. Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

УМК: Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: 4 класс, А.И. Шемшурина. М.: Просвещение, 2014

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самооопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных  методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ презентации

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2. Создание эмоционального настроя. Налаживание контакта с классом.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елизавета Константиновна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. А теперь давайте посмотрим, кто у нас сядет тише всех. Мальчики или девочки? Вначале садятся мальчики. Теперь ещё тише девочки.

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Организационный момент:

Проверяют готовность к уроку, занимают правильное положение за партой.

1.Приветсвуют учителя.

2. Проверяют свою готовность к уроку

3. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

УУКД:

настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками;

включать в деятельность;

способствовать самоопределению

Учебная презентация

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Актуализация знаний и  мотивации

(3 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1. Повторение пройденного материала.

- На прошлом уроке мы говорили с вами о правилах общения. Попробуем применить свои знания в блицтурнире. Для этого разобьёмся на команды;

1 команда – первый ряд

2 команда – второй ряд

3 команда – третий ряд

- Сейчас я каждой команде раздам конверт

- Ваша задача соединить термины с их понятием

Тактичность

это чувство меры, которую необходимо соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях, умение чувствовать границу, за которой в результате наших слов или действий начинается обида у человека, с которым мы общаемся.

Чуткость

способность видеть состояние другого человека, сопереживать ему и этим оказывать поддержку.

Деликатность

способность не обратить внимания на неловкость или оплошность человека

(Сверяем ответы с доской)

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других;

анализировать информацию;

сравнивать

Учебная презентация

Раздаточный материал

Слайд 4

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Парная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

Сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве, без которого человек не может называться человеком.

А о каком именно вы узнаете, прослушав стихотворение.

Слово это серьёзное, главное, важное.

То, что значит оно, очень нужно для каждого.

В нём забота и ласка, тепло и любовь.

В нём стремленье на помощь прийти вновь и вновь.

Это качество в сердце у многих живёт

И о боли других позабыть не даёт.

И оно поважнее, чем лица красота.

Догадались что это? Сердец ….

«Собери предложение».

Ребята, а теперь давайте сформулируем тему урока, она есть у нас на доске, правда есть одна проблема – слова в нем перепутались, нам нужно поставить их на место, чтобы узнать тему урока.

«правил слова от поступки – добрые и добрых»

Молодцы! Тема нашего урока: «От добрых правил – добрые слова и поступки»

-А теперь сформулируем цель урока с помощью опорного слова

- Целью нашего урока: сформировать представление об основных этических понятиях «добро» и «зло»

1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении.

- Доброта

Тема: «От добрых правил – добрые слова и поступки»

Цель: сформировать представление об основных этических понятиях «добро» и «зло»

УУПД:

Формулировать цель

УУКД:

Корректно и аргументированно высказывать своё мнение

УУРД:

Выстраивать последовательность выбранных действий

Учебная презентация

Слайд 5

«Открытие детьми нового знания»

(10 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов:

Примеры, показ презентации

Внешний контроль

1. Открытие для детей новых сведений.

Как вы поняли, что золотое правило этики направлено на создание и сохранение

добрых отношений между людьми.

Добро, как говорят, есть истинное золото. В чём же выражается добро в нашей повседневной жизни?

В добрых правилах, от которых рождаются добрые слова и поступки. В народе говорят: «От доброты добро родится».

Однако есть и другое суждение: «От зла зло родится». Зло — это противоположность добру, всё то, что мешает добру, разрушает его и доброе начало в отношениях. Зло может выражаться в словах, поступках, мыслях. Добро и зло - главные этические категории.

Давайте ознакомимся с изречением мыслителей

Добро — это то, чего все желают. Фома Аквинский

Между добрыми людьми - всё доброе. Цицерон

Добро — это прекрасное в действии. Ж.-Ж. Руссо

Добро, которое мы делаем другим, добром же служит нам самим. Ж. Лафонтен

От злых речей до злых деяний один шаг. Квинтилиан

Намерение причинить зло — уже зло. Сенека

Зло порождает и приумножает зло. А. Апшерони

Не рождается зло от добра и обратно…

Различать их нам взгляд человеческий дан! Омар Хайям

Ответы детей

Ответы детей как кто понимает каждое изречение

УУПД:

Формулировать выводы и  подкреплять их доказательствами

УУКД:

Воспринимать и формулировать суждения

УУРД:

Планировать действия по решению учебной задачи

Ученая презентация

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Парная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал Внешний контроль

1. Беседа, работа по учебнику

- Откройте учебник на стр. 21

- Давайте с вами прочитаем сказку Василия Александровича Сухомлинского «Мальчик и колокольчики ландышей»

Вопросы по сказке

Что понял, но не смог выразить мальчик?

Почему говорят, что красота спасёт мир?

В каждом человеке много хороших, добрых качеств.

Очень важно проявлять их в своих поступках, в отношениях с людьми и стремиться к добру.

Он увидел и почувствовал красоту цветов и не смог нарушить её.

Красота природы, слова, мысли рождают добрые поступки.

УУПД:        Объединять объекты по определённому признаку             УУКД:                  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью               УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей

Работа с учебником

Учебная презентация

Слайд 11

Динамическая пауза

Снижение эмоционального и физического напряжения

Практичский: выполнение динамической паузы

1.Организует динамическую паузу.

- Сейчас я предлагаю нам немного отдохнуть. Встаньте со своих мест.

Видео физминутка

- Хорошо, присаживайтесь на свои места.

1.Выполняют динамическую паузу.

Повторяют движения за учителем и за видео

Видеофайл

Слайд 12

Включение в систему знаний, повторение

(2 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление  ранее изученного

Фронтальная

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

Работа в рабочей тетради

УУПД:             Определять существенный признак для классификации звуков

УУРД:

Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников

Работа с рабочей тетрадью

Самостоятельная работа с самопроверкой

(15-20 минут)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Внешний контроль

Составьте пословицу, соединяя правую и левую часть

Доброе слово лечит,

что дождь в засуху.

Доброе слово человеку,

а зло забывай.

Кто любит добрые дела,

а злое калечит.

Худо тому,

тому и жизнь мила.

Добро помни,

кто добра не делает никому.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Добро помни, а зло забывай.

УУРД:          корректировать свои учебные действия               УУКД:      выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Работа с рабочей тетрадью

Раздаточный материал

Рефлексия деятельности

(по продукту)

( 2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения  

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Внешний контроль

1.Организует анализ работы по критериям.

2. Творческая работа

- Ребята, на доске вы видите солнышко, но только оно без лучиков. Давайте озарим теплом весь кабинет при помощи лучиков, но не обычных, а с добрыми словами или поступками

Какая была тема урока?

Какую цель мы ставили?

-Спасибо за урок, до свидания!

1.Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала.

Тема: «От добрых правил – добрые слова и поступки»

Цель: сформировать представление об основных этических понятиях «добро» и «зло»

УУРД:

Оценивать свою работу

Раздаточный материал

Учебная презентация:

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт урока по теме "Дружба" (4 класс) по программе "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Светская этика".

Данный материал может быть использован какв форме урока по программе "ОРКСЭ", так и во внеурочной деятельности. К конструкту урока прилагаю дополнительный материал для использования на уроке: презента...

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Светская этика» для 4 класса

Рабочая программапо основам религиозных культур и светской этикимодуль «Светская этика» для 4 класса...

Рабочая программа по комплексному учебному курсу "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Светская этика", 4 класс

Данный материал будет полезен учителям, преподающим в 4 классе комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики" по модулю "Светская этика". Рабочая программа разработана на основ...

Курс "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Светская этика" 4 класс.

Рабочая программа и поурочное планирование составлено на основе программы "Основы религиозных культур и светской этики" 4-5 классы /автор А.Я.Данилюк/ и учебника "Основы светской этики 4-5 класс"....

Основам религиозных культур и светской этики. Основы светской этики

Данная рабочая программа составлена  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, планируемыми результатами начального общего образования...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» («Основы светской этики»)

Личностными результатами изучения предмета "Основы религиозных культур и светской этики" ("Основы светской этики") являются:1) формирование основ российской гражданской идентичност...