Тематическая карта и презентация урока ОРКЭС УМК «Основы православной культуры» 4 класс Тема урока Покаяние
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Цель:
формирование у обучающихся представлений об основном приборе, который есть внутри каждого человека.
Задачи:
Дидактические:
1) познакомить обучающихся с понятиями: «совесть», «простить», «таинство исповеди», «таинство покаяния»;
2) проанализировать степень усвоения материала.
Развивающие:
1) развивать познавательные интересы, внимание;
2) способствовать развитию речи учащихся, умение сравнивать, анализировать и обобщать, делать выводы.
Воспитательные:
1) способствовать воспитанию уважительного отношения к другим людям;
2) воспитывать навыки сотрудничества.
Планируемые результаты:
Предметные:
научатся:
1) излагать своё мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни человека и общества;
2) оперировать и осознавать собственную принадлежность к нравственному чувству.
Личностные:
1) осознавать необходимость новых знаний;
2) проявлять активность в совместной учебной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ
Дата: 07.03.2023 Школа: Многопрофильный лицей № 95 Класс: 4 – 8 Урок: 4 Время: 10:50-11:30 Кабинет: 306 | Студент: Ершова Анна Группа: 31 Учитель: Антонова Татьяна Юрьевна Методист: Сачкова Татьяна Андреевна |
Тема урока: «Покаяние»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование у обучающихся представлений об основном приборе, который есть внутри каждого человека.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) познакомить обучающихся с понятиями: «совесть», «простить», «таинство исповеди», «таинство покаяния»; 2) проанализировать степень усвоения материала. | Предметные: научатся: 1) излагать своё мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни человека и общества; 2) оперировать и осознавать собственную принадлежность к нравственному чувству. |
Развивающие: 1) развивать познавательные интересы, внимание; 2) способствовать развитию речи учащихся, умение сравнивать, анализировать и обобщать, делать выводы. | Личностные: 1) осознавать необходимость новых знаний; 2) проявлять активность в совместной учебной деятельности. |
Воспитательные: 1) способствовать воспитанию уважительного отношения к другим людям; 2) воспитывать навыки сотрудничества. |
УМК: «Основы православной культуры» под ред. О.Ю. Васильевой «Основы православной культуры: религиозные традиции народа, система нравственных ценностей и воспитание», 4 класс, 2 часть.
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1 – 2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф. р. Словесный: беседа |
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анна Александровна, и сегодня урок ОРКСЭ у вас проведу я. Занимайте свои места. - Прочитайте девиз нашего урока. |
- Девиз нашего урока: Мы умеем думать, Мы умеем рассуждать. Все что нужно для работы, То и будем выполнять.. | Л: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | Презентация |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Беседа-обобщение Наглядный | 1. Организует повторение того, что знают дети. -Ребята, вспомните, о чём вы говорили на прошлом занятии ОРКСЭ? -Рассмотрите изображения на слайде. И ответьте на вопрос, что из себя представляет молитва? -На каком языке написана молитва? Песнопение? - Для чего был создан церковнославянский язык? - Кто составил церковнославянскую азбуку? - Почему церковнославянскую азбуку можно считать необычной? - Какое название носит церковнославянская азбука? -Давайте приведем пример, вспомним, око – это…? | 1.Отвечают на вопросы учителя. -Обращение верующих к Богу и святым. -Молитва, которая поётся хором. -На церковнославянском, поэтому нам трудно их понять. -Язык был создан специально для проповеди и молитвы. -Кирилл и Мефодий. -Называния многих букв являются полноценными словами -Кириллица -Глаз | М: научатся адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, еѐ объективную трудность и собственные возможности еѐ решения; Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи П: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления. | Презентация |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф.р. Словесный: беседа, рассказ | 1. Подведение к формулировке темы и целей урока -Ребята, вы когда нибудь задавали себе вопрос, почему что-то считают добром, а что-то злом? -Как вообще определить что хорошо, а что плохо? -Может есть специальный прибор, который помогает отличать одно от другого? -Он действительно есть, ребята! У каждого человека внутри есть чувство, которое помогает ему распознавать, где добро, а где зло и оно есть у каждого человека. -Прежде, чем сесть за стол, все люди проверяют, чистые ли у них руки. А христиане, прежде чем прийти на трапезу к Богу, проверяют, чистое ли у них сердце. -Но и от скверных слов или мыслей, дурного поступка – всего того, за что стыдно и от чего становится больно человеку можно избавиться, отпустить, только вот каким образом…мы с вами и узнаем. - Догадался ли кто-нибудь из вас, о чём пойдёт речь на нашем занятии сегодня? - Всё верно, если быть точнее, то тема нашего занятия звучит так: «Покаяние». Найдите данную тему в учебнике на стр. 54 - Как вы считаете, что мы узнаем на уроке? |
Ответы детей. -Как можно отчистить сердце. -Что такое покаяние, какое чувство есть внутри каждого человека, позволяющее отличить добро от зла. | П: научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель М: научатся составлять план и последовательность действий Л: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; взаимодействовать и находить общие способы работы | Презентация, учебник |
"Открытие" детьми нового знания (7 – 8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф.р., Словесный: беседа, учебный диалог | Объясняет материал. -Ребята, внутреннее чувство, помогающие нам различать добро и зло называется – совестью. -Совесть именуют еще нравственным чувством. Христиане же называют ее голосом Бога в душе человека. -О чем же говорит нам еще совесть? -А про какого человека обычно говорят – «Живет по совести»? А про какого человека говорят «Совести нет»? -Согласно словам Иисуса, сказанным Им в Нагорной проповеди: «Блаженны чистые сердцем, изо они Бога узрят». Как вы понимаете это выражение? Работа с текстом учебника. -Совершенно верно. Сейчас мы с вами обратимся к учебнику с.56, вам необходимо прочитать предложенный материал и ответить на вопрос, а как же иметь чистое сердце или отчистить его? -Верно, ребята, прочитаем понятие «простить» из вставки «Для любознательных». - Православные же христиане просят прощения у Бога в присутствии священника. Так они участвуют в Таинстве исповеди, которая также называется Таинством покаяния. Работа с карточками и текстом учебника. -Сейчас организуем работу в парах, помним о правилах такой работы. -Внимательно прочитайте задание, указанное на карточках, которые я вам раздала, вам необходимо посоветовать и выделить из предложенных вариантов «галочкой» те, которые подходят и являются по вашему мнению ролью священника, то есть только верные, в Таинстве исповеди, можете пользоваться материалом учебника на с.57 , также есть дополнительные строки, где вы впишите, кто наделил священников властью отпускать грехи и муки людей. Священник помогает исповедующемуся: -молится вместе с исповедующимся; -действует от своего имени, не имеет отношение к Богу; -дает советы, как можно исправиться; -дает советы, как совершать больше опасных для души поступков; -является свидетелем покаяния человека; -действует от имени Бога; Властью наделил священников Сам__________ -Итак, сделаем вывод, ребята, что в Таинстве исповеди священник помогает освободить человека от греха силой Божьей благодати. А исцеляет же раненную грехом душу – Сам Бог. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Выполняют задания. -Как поступить в сложной ситуации. Заставляет испытывать стыд, когда мы совершаем что-то нехорошее. -«Живет по совести»: человек, который старается поступать честно, совершать добро, быть справедливым. -«Совести нет»: человек пытается заглушить голос Бога внутри себя и не может определять что хорошо, а что плохо. -Это значит, что увидеть Бога смогут только люди с чистым сердцем. -Попросить прощения. -Русское слово «простить» - близкий родственник слова «простой». Когда мы просим прощения или прощаем сами, мы вновь делаем отношения простыми, понятными, правильными. Правила работы.
| П: формирование представления о понятиях «совесть», «простить», «таинство исповеди», «таинство покаяния» Л: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций М: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами П: использовать текст учебника для поиска необходимой информации.
| Презентация, учебник, раздаточный материал |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Ф.р. Словесный: учебный Диалог | Организует работу в группах с текстом учебника. - Ваша работа будет проходить в группах по 4 человека, предлагаю вспомнить правила такой работы. Эти правила будут на слайде пока вы работаете, если возникнут вопросы, то поднимите руку, я подойду к вам. -Сейчас я предлагаю вам выполнить работу, которая также связана с учеником, на странице 57-58, где в разделе «Для любознательных» представлена «История двух предательств», необходимо по цепочке по одному образцу прочитать, внимательно слушая друг друга, обращаясь к правилам работы на экране. После чего совместно подумать и ответить на вопрос, почему раскаяние Петра и раскаяние Иуды имело разный результат? Как правильно поступить, когда совершаешь ошибку? -Для ответов на эти вопросы я вам раздам сейчас карточки, а вы пока приступайте к чтению. На работу не больше 3 минут. -Чья группа справится быстрее, тех и послушаем. Организует и проводит динамическую паузу Глава, рамено, голь на пальцы Глава. Рамено. Колена. Пальцы. Колена. Пальцы. Глава. Рамено. Колена. Пальцы. Уши. Уста. Очи. Нос! Организует работу с текстом учебника. -Ребята, известный сербский святой ХХ века святитель Николай (Велимирович) рассказал однажды такую притчу, которая помогает лучше понять значение покаяния для православного христианина. Учитель читает притчу. -О чем нам говорит данная притча? -Верно, ребята, в течении жизни мы совершаем ошибки, и часто, к сожалению, одни и те же. Но, конечно, это не повод отчаиваться и думать, что все усилия бесполезны. -Христиане верят, что искреннее покаяние, которое приносит человек на исповеди, принимается Богом и Бог дает человеку силы бороться со злом. | Правила работы. Читают по цепочке. Выполняют задание. Ответы детей.
Слушают учителя. -Притча говорит о том, что если совершить ошибку вновь и покаяться – то душа снова будет чистой. То есть покаяться можно не один раз, это делают столько раз и тогда, когда хотят отпустить свои грехи. | М: готовность слушать собеседника и вести диалог Л: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. П: устанавливать причинно- следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения | Презентация, учебник |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Индивидуальная работа Практический: выполнение теста | Организует самостоятельную работу. - Давайте проверим, что нового вы узнали на уроке с помощью тестирования. - На выданных листочках вы видите вопросы теста, напишите свою фамилию, правильный вариант ответа в каждом вопросе только один, его необходимо обвезти в кружок. Тест: 1. Совесть – это…? 1) прибор, измеряющий пульс 2) внутреннее чувство, помогающее нам различать добро и зло 3) чувство стеснения 2. Русское слово «простить» - близкий родственник слова… 1) «скромный» 2) «добродушный» 3) «простой»
1) увидеть Бога смогут только люди с чистым сердцем 2) людям с чистым сердцам не нужно покаяние 3) те, кто не проходил покаяние - не смогут увидеть Бога
1) только Бог способен освободить от греха 2) священник помогает освободить человека от греха 3) трапеза Бога освобождает от грехов
1) попросить прощения 2) постыдиться 3) забыть о содеянном - Время работы вышло, обменяйтесь листочками с соседом по парте и проверьте задания по эталону. - Максимальное количество баллов, которое можно было набрать – 5. Есть ли те, кто набрал эти баллы? Поднимите руку. Критерии оценивания: 5 баллов – 4-3 балла – Меньше 3 баллов – - Вы все молодцы и хорошо справились с заданием, листы на первую парту с задних парт передаём. | Выполняют самостоятельную работу. Ответы: 1 - 2 2 - 3 3 - 1 4 - 2 5 - 1 Организуют взаимопроверку. | П: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе полученных знаний. М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи Л: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | Презентация, раздаточный материал |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Г.р. Словесный: беседа | Организует работу класса на повторение теоретического материала. Обобщает материал урока. -Ребята, в начале урока мы с вами уже определили значение пары выражений о совести. А их существует различное множество. -Сейчас я предлагаю вам проверить себя и на карточках, которые я вам раздала правильно соотнести утверждение с его значением. Работу выполняем также в четверках. Помним правила работы в группе. Каждый по очереди определяет одно из значений и соотносит с одним утверждением. Передаем по цепочке карточку друг другу, на выбор ответа 30 секунд. Всего 8 утверждений, то есть каждый соотнесет по 2. Приступаем к работе. 1. сделать что-то на совесть: (работа сделана на самом высшем уровне) 2. угрызения (муки) совести: (переживания по поводу своего плохого поступка) 3. добросовестный человек: (честно, старательно выполняющий свои обязанности) 4. бессовестный человек: (человек, который не несет ответственности за свои поступки) 5. идти против совести: (поступать вопреки убеждениям, выбирать зло) 6. испытывать свою совесть: (сделать сомнительным выбор) 7. пойти на сделку с совестью: (человек понимает, что делать так нельзя, но все равно соглашается) 8. нечистая совесть: (то чувство, когда совершил плохой поступок) -Сейчас вам необходимо также по цепочек от последнего выполняющего задания проверить свои ответы по эталону на экране. - Ребята, вы большие молодцы и отлично справились с заданием! | Работают в группах. Выполняют задание. | П: устанавливать причинно- следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи Л: формирование уважительного отношения к иному мнению. | Презентация, раздаточный материал |
Рефлексия деятельности | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф.р. Словесный : беседа | Организует анализ урока с точки зрения поставленных целей. Проводит работу по самооценке. - Домашнее задание: Ответить на вопросы на странице 59 в учебнике. -Урок подходит к концу. -Что вы узнали? -Что понравилось? -Где возникли трудности? | Анализируют урок с точки зрения достижения поставленных целей. Дают оценку своей работе на уроке. - Я узнал… - Мне было интересно… - Мне было сложно… | М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия; Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи П: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. | Презентация, дневник |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока ОРКСЭ (модуль " Основы православной культуры") по теме: Православное учение о человеке
квалификационная работа по результатам прохождения курсов...
Презентация к уроку ОРКСЕ. Модуль "Основы Православной культуры" по теме "Золотое правило этики"
Презентация к уроку по теме "Золотое правило этики". Модуль "Основы православной культуры", учебник А.В. Кураева...
Технологическая карта и презентация урока технологии "УМК Школа России" 1 класс Тема урока Образец, анализ конструкции образца изделия. Изделие по образцу. Изделие: Закладка для книги
Цель:формирование у обучающихся умений изготовления закладки для книги.Задачи:Дидактические:1.Расширить представление о правилами бережного отношения с книгой;2.Познакомить обучающихся с понятием о за...
Технологическая карта и презентация урока технологии "УМК Школа России" 1 класс Тема урока Прогнозирование порядка действий в зависимости от желаемого результата. Аппликация: Подснежники
Цель:формирование у обучающихся умений прогнозирования порядка действий в зависимости от желаемого результата и выполнения аппликации: подснежники, согласно составленному плану.Задачи:Дидактические:1....
Технологическая карта и презентация урока технологии "УМК Школа России" 4 класс Тема урока: Конструирование динамической игрушки из бросового материала» Изделие: Дед мороз
Цель:освоение технологии конструирования динамической игрушки из бросового материала.Задачи:Дидактические:1.Освоение приёмов работы с бросовым материалом.2.Изготовление изделия из бросового материала....
Технологическая карта и презентация урока технологии "УМК Школа России" 4 класс Тема урока: Оразец, анализ конструкции образца изделия. Изделие по образцу из бумажных салфеток» Изделие: Сердце для мамы
Цель: освоение технологии работы с бумажными салфетками.Задачи:Дидактические:1.Освоение приёмов работы с бумажными салфетками2.Изготовление изделия из бросового материала Развивающие:1....
Технологическая карта и презентация урока математики УМК «Школа России» 1 класс Тема урока Присчитывание и отсчитывание единиц на числовом отрезке
Цель:формирование знаний и умений использовать способ присчитывания и отсчитывания на числовом отрезке.Задачи:Дидактические:1. Познакомить с действием присчитывания и отсчитывания на числовом отрезке....