Разработка урока ОРКСЭ " Добро и зло"4 класс
план-конспект занятия по орксэ (4 класс)

Cамолюк Ирина Владимировна

Разработка урока ОРКСЭ 4 класс " Добро и зло"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx32.71 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 4 классе «Б»  по ОПК

Учитель: Самолюк Ирина Владимировна

Тема: «Добро и зло в православной традиции»

Цель урока: формировать первоначальные представления о добре и зле с точки зрения православных христиан; развивать умение анализировать базовые понятия христианской этики; сформировать понимание того, что творить добро –  духовная радость.

Задачи урока:

Личностные: раскрыть смысл понятий «добро» и «зло»; воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу; формировать умение правильно оценивать себя и других, развивать представление о нравственности, обогащение личного нравственного опыта;

Метапредметные: развивать связную речь, умение работать в группе, не нарушая принципов толерантности, обогащать словарный запас;

Предметные: осознать, что библейские заповеди указывают человеку, что нужно и что не нужно ему делать для того, чтобы жить в ладу со своей совестью, испытывая духовную радость, научиться определять качества добродетельного человека, и способы их приобретения и развития

Тип урока: открытие новых знаний

Формы работы учащихся: групповая, коллективная, индивидуальная

                                                   Ход урока

1.Организационный момент.

Я рада видеть вас, друзья!

И пусть в окно прохлада дышит,

Нам здесь уютно: ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

- Я надеюсь, что радость общения, душевное тепло, понимание будут царить на нашем уроке.

-Повернитесь к нашим гостям и поприветствуйте их.

2.  Вступительная часть

(определение темы и цели урока)

- Ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок, а тему вы сформулируете сами, разгадав  кроссворд.

  1. Это человеческий орган как символ переживаний, чувств, настроений человека.
  2. Чувство гневного раздражения, недоброжелательства против кого-нибудь.
  3. Чувство самоотверженной, сердечной привязанности.
  4. Весёлое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения.
  5. Пожелание добра.  (слайд №1)

F:\data\articles\50\5034\503452\img1.gif

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (о добре)

- Подберите антоним к слову добро. (зло) Сформулируйте тему урока:

 “Добро и зло в православной традиции” (слайд№2)

Что бы вы хотели узнать сегодня? На какие вопросы найти ответы?

– Что означает слово традиция? (Ответы детей)

 - В толковом словаре Ожегова так объясняется значение этого слова: «То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений».

–  Какое понятие добра и зла дает нам православие? Что такое грех? Как возникло зло?

Цель нашего урока: познакомиться с представлениями о добре и зле в православии. (слайд№3)

Узнать:   (слайд №4)

3.Изучение нового материала.

Слово учителя.  Мир,  в котором мы живём, не только огромен, интересен, но и сложен. Особенно сложным он кажется, поскольку в нём есть и добро и зло. Более того, добро и зло живёт в людях. Злой человек разрушает, обижает окружающих. А добрый человек, наоборот, может утешить,  исправить сломанное, создать прекрасное. Но что такое зло и что такое добро? И как появилось зло в мире? Православное учение утверждает, что зло не всегда было в мире, и указывает на причину его появления- грех. (слайд5)

  3.1.Работа  по учебнику. (1 абзац стр36)

Предлагаю поработать с учебником и зачитать объяснение, как возникло зло в мире ( стр.36 со слов Православие так объясняет…..)

(слайд №6,7,8,9)

 По ходу чтения слайды и слова переворачиваю на доске.

Итог:  По ходу чтения вы познакомились  с новыми словами. Кто такие ангелы? ( слова переворачиваю)

Кто такой дьявол (сатана)? Бесы? (падшие ангелы)

Как же православие объясняет появление зла?

  3.2 Слово учителя (слайд10,11,12,13,14) от слов Бог сотворил и видимый мир…..до  произошло это так.

Далее читают ученики. (слайд 15,16)

Итог: Что такое грехопадение?(непослушание, нарушение заповеди)

Что значит первородный грех? (грех первых людей)

Как именуется зависимость человека от греха? (рабство греха)

3.3.Слово учителя (слайд №17-19)

Физминутка

4.Закрепление изученного.

4.1.Работа  в  парах.

В нашем мире добро и зло всегда идут рядом.  Какие качества им присущи?

Попробуйте разобраться, выполнив задание в паре. (зачитываем цель, задание) Проверка контрольная пара.

Цель: соотнести качества добра и зла.

Задание: соедините стрелкой качества «помощники» добра со словом добро и качества» помощники» зла со словом зло.

 Добро

приветливый

жестокий

скромный

милосердный

совестливый

трусливый

смелый

жадный

честный

хитрый

лживый

терпеливый

умеющий прощать

ЗЛО

4.2.Обсуждение проблемного задания  в группах «Как можно управлять и побеждать зло».

Задание: обсудить в группе, как можно управлять и побеждать злость?

Вопросы для обсуждения:

 Что делать, когда чувствуете злость, гнев?

Что нужно сделать, чтобы осознать свою ошибку?

                     Слова для справок.

Покаяться перед Богом, сходить в церковь на исповедь, попросить прощения, осознать ошибку, быть добрее.

- Что делать, когда вы чувствуете злость, гнев?

-Где у нас закипает? (Показывает на грудь ученика.) Куда злость движется дальше?  

Сначала она приводит в движение руки и ноги.

Люди пускают в ход кулаки. Потом движется в область шеи. Здесь было широко, а здесь узко. Буль-буль-буль – закипает злость и ищет выход. Вот здесь бы её и перехватить, в народе говорят проглотить. Но это удается не всем. Зло часто оказывается сильнее.  В гневе человек теряет свой человеческий облик)   (Слайд 20) 

- Что нужно сделать, для того, чтобы к ним вернулся человеческий облик?(заслушиваем группы)

Вывод:

Научиться быть добрым сложно. Добро и зло всегда идут рядом. Дорога к добру нелегка, поэтому важно осознавать свои действия и их результаты.

Притча  Песня «Дорогою добра» ( видеоролик)

Домашнее задание (слайд 21)

5. Итог урока  (по вопросам учебника)

6.Рефлексия. Лесенка « Состояние души»

А сейчас я предлагаю вам подняться по лесенке состояния вашей души. Возьмите карточку и галочкой отметьте, на какой ступеньке вы сейчас находитесь?  

   

Я хотел бы стать лучше

Мне очень комфортно

(то есть удобно, спокойно)

Я уверен(а) в

своих силах

Мне хорошо

Мне плохо

Ребята, встаньте, кто из вас стоит на первой ступеньке? На второй? Третьей? Четвертой? Пятой?

ВЫВОД: я очень рада, что многие из вас захотели стать лучше, значит, наш урок прошел не зря, если каждый из вас хоть чуточку станет добрее, милосерднее, человечнее, то и мир изменится в лучшую сторону.

7. Работа с пословицей.

   О добре и зле народ сложил много пословиц.

- Какие пословицы знаете вы? (Ответы детей)

-  А  вот  ещё.  (Слайд 22)

1. Хорошо тому, кто добро делает; еще лучше тому, кто добро помнит.

2. Добро творить - себя веселить.

3. Учись доброму, так худое на ум не пойдёт.

4. Что худо, того бегай, что добро, тому следуй.

5. За Христом пойдёшь, добрый путь найдёшь.

6. Добрым путём Бог правит.

7.  Добрый человек придёт, словно свету принесёт.

Стихотворение.

Люди! Я прошу вас, ради бога,

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей.

Дружат пусть над светлым небосводом

И сосед с соседом, и народ с народом.

И живут, как братья, без войны и злости,

В гости приглашайте, приходите в гости!

 

                         

Я хотел бы стать лучше

Мне очень комфортно

(то есть удобно, спокойно)

Я уверен(а) в

своих силах

Мне хорошо

Мне плохо

- Ребята, поднимите руки, кто из вас стоит на первой ступеньке? На второй? Третьей? Четвертой? Пятой?

ВЫВОД: Я очень рада, что многие из вас захотели стать лучше, значит, наш урок прошел не зря, если каждый из вас хоть чуточку станет добрее, милосерднее, человечнее, то и мир изменится в лучшую сторону!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока ОРКСЭ в 4 классе по теме "Добро и зло"

В данном материале представлены технологическая карта и структура урока ОРКСЭ для 4 класса с учетом требований ФГОС....

Приложение к методической разработке урока ОРКСЭ в 4 классе. Презентация по теме "Добро и зло".

Небольшая презентация к уроку ОРКСЭ на тему "Добро и зло", позволяющая учащимся лучше усвоить материал....

Приложение к методической разработке урока ОРКСЭ в 4 классе. Тест по теме "Добро и зло".

Представлен тест по теме "Добро и зло", позволяющий учителю оценить степень усвоения материала учащимися....

Разработка урока ОРКСЭ по модулю православная культура на тему: Добро и зло (работа с притчей)

Цель урока: создание условий формирования нравственных ценностей, сформировать представление учащихся о добре и зле как этических категориях. Прийти к осмыслению «Зачем творить добро?» Задачи: Обра...

Методическая разработка урока ОРКСЭ «Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния»

Добро и зло! Это особые слова. Что есть добро? Что есть зло? Как зло появилось в мире и как в связи с этим должен вести себя человек? Над этими вопросами люди размышляли на протяжение многих веков. Ре...

Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме " Добро и зло в православной традиции"

Данная  разработка  урока  ОРКСЭ по теме " Добро и зло " (Модуль "Светская этика" составлена в соответствии с современными требованиями ФГОС. Тип урока "Ознаком...

ОРКСЭ разработка урока От добрых правил-добрые слова

Давно уже замечено, что добрый человек всегда окружён искренними людьми, а это достоинство нельзя сравнивать ни с какими материальными благами. Всем известно, что доброту и любовь нельзя купить за ден...