Методическая разработка урока ОРКСЭ «Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния»
методическая разработка по орксэ (4 класс) по теме
Добро и зло! Это особые слова. Что есть добро? Что есть зло? Как зло появилось в мире и как в связи с этим должен вести себя человек? Над этими вопросами люди размышляли на протяжение многих веков. Религии Древней Греции, Древнего Востока по-своему освещали вопросы взаимоотношения этих понятий.
Библейский подход к происхождению добра и зла связан с сотворением мира и человека. Человек не был послушен Богу, нарушил данную ему заповедь, совершив грехопадение. Есть ли путь восстановления связи человека с Богом, к спасению от греха – эти очень важные для человечества вопросы рассматриваются в методической разработке урока по теме «Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка, ОРКСЭ | 172.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 92 с углубленным изучением отдельных предметов»
650065, г. Кемерово, пр. Ленинградский, д.14 «а» тел. 8-3842-534254
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ № 92 с углубленным изучением отдельных предметов» ___________Э.Э.Кожевникова
(подпись, печать)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»
(модуль «Основы мировых религиозных культур»)
«Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния»
Срок реализации: 1 урок
Возраст детей: 10-11 лет
Разработчик:
Симоненко Людмила Сергеевна
учитель ОРКСЭ
МБОУ «СОШ № 92»
Кемерово, 2018 г
Содержание:
1. Аннотация ________________________________________________ 3
2. Технологическая карта урока_________________________________ 6- 24
3. Заключение________________________________________________ 25
4. Список литературы_________________________________________ 25
5. Приложение_______________________________________________26-29
Аннотация
Добро и зло! Это особые слова. Что есть добро? Что есть зло? Как зло появилось в мире и как в связи с этим должен вести себя человек? Над этими вопросами люди размышляли на протяжение многих веков. Религии Древней Греции, Древнего Востока по-своему освещали вопросы взаимоотношения этих понятий.
Библейский подход к происхождению добра и зла связан с сотворением мира и человека. Человек не был послушен Богу, нарушил данную ему заповедь, совершив грехопадение. Есть ли путь восстановления связи человека с Богом, к спасению от греха – эти очень важные для человечества вопросы рассматриваются в методической разработке урока по теме «Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния».
Данная методическая разработка урока поможет сделать выводы о значимости милосердия и доброты, доброжелательности, уважения друг к другу и окружающим; а также способствует формированию в ребенке чувства ответственности за содеянное.
Методическая разработка включает в себя такие разделы как: аннотацию, технологическую карту проведения урока, заключение, список литературы, приложение.
«Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния» - это урок «открытия» нового знания и первичного закрепления новых знаний. Урок соответствует учебному плану курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ).
В методической разработке предложен материал о религиозных представлениях о появлении в мире добра и зла, рассматриваются библейские притчи, которые рассказывает своим ученикам сам Иисус Христос. Учащимся предоставляется возможность высказать свое мнение по всем вопросам, используя свой жизненный опыт. Содержание материала соответствует историческим и нравственным традициям России. Для воспитания художественного вкуса используется работа с иллюстрациями, опора на народный фольклор и литературные произведения. Предложены коллективные и групповые практические работы: задания по теме урока, составление кластера, синквейна. Для домашнего задания предложена работа, которая предполагает помощь родителей: составить эссе на заданную тему, начать писать книгу о своих добрых делах.
Практическая значимость методической разработки урока состоит в том, что материал урока, упражнения и задания по теме, способствуют воспитанию нравственного отношения к духовным ценностям, культурным традициям, формированию правильного выбора поведения в обществе, привитию чувства толерантности по отношению к представителям разных религий, развитию интереса к истории мировых религий.
При проектировании урока был применен системно-деятельностный подход к обучению.
Формы организации учебной и познавательной деятельности: фронтальная; индивидуальная; парная; групповая.
Методы обучения: сочетание словесных, наглядных, практических, репродуктивных, индуктивных и дедуктивных методов.
Педагогические технологии: информационно-коммуникативные, обучение в сотрудничестве; развитие критического мышления, здоровьесберегающие, игровые.
Тема урока. «Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния» (Урок 9)
Тип урока – урок «открытия» нового знания и первичного закрепления новых знаний.
Цель урока: формирование представлений учащихся о добре и зле, раскаянии и воздаянии в различных религиозных культурах.
Задачи:
Личностные:
- воспитание милосердия и доброты, доброжелательности, уважения друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела.
Метапредметные:
- помочь учащимся осознать практическую значимость изучаемого материала;
-создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути её решения;
- способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
- способствовать развитию коммуникативных умений: уметь грамотно и доходчиво объяснять свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнёров по общению;
- создать условия для формирования умений групповой работы.
Предметные:
- определить понятия «добро», «зло»;
- на примере христианской религии изучить понятия «грех», «грехопадение», «раскаяние (покаяние)», «спасение», «воздаяние».
Планируемые результаты:
- понимание светской и религиозной морали для выстраивания конструктивных отношений;
- знание и принятие жизненных ценностей;
- будут иметь представление о нравственной ответственности человека за содеянное.
Межпредметные связи: изобразительное искусство, история, литература.
Оборудование:Основы духовно-нравственной культуры России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений.- М. Просвещение. 2012.. Книга для учителя 4-5 классы: справочные материалы для общеобразовательных учреждений под ред. В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошникова. -М. Просвещение. 2012. Большой толковый словарь русского языка. Гл.ред. С.А.Кузнецов. – СПб.: «Норит», 2001. С.И.Ожегов. Словарь русского языка.- Издательство «Советская энциклопедия». М. 1973.
Основные термины и понятия: добро, зло, грех, грехопадение, раскаяние, воздаяние.
Раздаточный материал: карточки с заданиями, инструкции и правила для выполнения творческих заданий.
Технологическая карта урока
Заключение
Предложенная методическая разработка урока составлена с целью показать на примере изучения темы «Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния» основные подходы к организации образовательного процесса в рамках духовно-нравственного воспитания личности учащегося. Используемые формы и приемы работы на данном уроке способствуют успешности обучения, повышению мотивации к изучению предмета, повышению уровня воспитанности учащихся.
Список литературы
- Большой толковый словарь русского языка. Гл.ред. С.А.Кузнецов. -СПб.: «Норит». 2001.
- Книга для учителя 4-5 классы: справочные материалы для общеобразовательных учреждений.Под ред. В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошникова. -М. Просвещение. 2012.
- Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений.- М. Просвещение. 2012.
- Основы религиозных культур и светской этики. Методическое пособие для работы с родителями.- М. Просвещение. 2012.
- С.И.Ожегов. Словарь русского языка.- Издательство «Советская энциклопедия». М. 1973.
6. http://www.psychologov.net/view_post.php?id=2205
Приложение
Раздаточный материал для учащихся.
Восстановите изречение Льва Николаевича Толстого.
Чем | тем | добрее, | больше | в | человек | замечает | умнее | и | он | людях | добра |
1 | 6 | 5 | 7 | 11 | 2 | 9 | 3 | 4 | 8 | 12 | 10 |
Задание 1. Соберите пословицы.
Учись доброму | на добрые дела. |
Про доброе дело | плохое на ум не пойдёт. |
Жизнь дана | а злое калечит. |
Злой плачет от зависти | говори смело. |
Доброе слово лечит | а добрый от радости. |
Притча о двух волках
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, уважение к людям, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Библия о происхождении добра и зла.
Первые люди Адам и Ева жили в раю. Они знали Бога лично и постоянно общались с ним. Человек должен был управлять миром, был прекрасен и бессмертен. Все дозволялось человеку, кроме одного: нельзя было вкушать плодов с дерева познания добра и зла. Но человек не был послушен Богу. Он нарушил данную ему заповедь. Дьявол, принявший образ змея, убедил Еву попробовать запретный плод. Нарушив волю Господа, Ева согрешила. Потом она дала попробовать плод и Адаму. Связь между Богом и людьми прервалась. Люди перестали быть бессмертными и были изгнаны из рая. Еве было определено в болезни рождать детей и находиться в подчинении у мужа. Адаму было назначено в поте лица трудиться все дни его жизни. Непослушание человека Богу стали называть грехом, а первое нарушение заповеди – грехопадением. Первородный грех – это первый грех, который совершили Адам и Ева. В дальнейшем люди уже потеряли прямую связь с Богом и были открыты для воздействия зла. Даже ветхозаветные праведники не могли исцелить человека от первородного греха. Нужен был Спаситель, который искупил бы человеческие грехи и освободил людей от власти зла.
Притча о блудном сыне. (Евангелие).
У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже не достоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже не достоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
(Евангелие от Луки, гл.15, стих24)
Творческое задание
Составить синквейн слова «Добро», «Зло»
Правила составления синквейна.
1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;
5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).
Например.
Снег
Пушистый, мягкий
Лежит, хрустит, сверкает.
Белоснежный ковёр покрыл землю.
Красота!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния". Конспект урока (методическая разработка) по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю ОМРК.
Методическая разработка (план-конспект) урока по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю "Основы мировых религиозных культур". Тема "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздания". Урок-беседа....
«Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния»в курсе ОРКСЭ
Урок по темам 9-10 уроков "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния" по программе ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религигиозных культур". Конспект уроока, на которо формируются осознанные, четк...
«Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния»в курсе ОРКСЭ
Урок по темам 9-10 уроков "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния" по программе ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религигиозных культур". Конспект уроока, на которо формируются осознанные, четк...
Конспект урока по теме "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния".
Основные виды деятельности на уроке - беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка твор...
Конспект урока по теме "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния" (продолжение темы)
Основные термины и понятия урока - грех, грехопадение, покаяние, добро, зло. Виды деятельности - беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источ...
Урок: Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния
Формирование представлений учащихся о понятиях «добро» и «зло» с позиции нравственного смысла....
Методическая разработка урока "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния"
В методической разработке рассматриваются понятия добра и зла в мировых религиях....