Разработка урока ОРКСЭ по модулю православная культура на тему: Добро и зло (работа с притчей)
план-конспект занятия по орксэ (4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок на тему : Добро и зло | 19.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Добро и зло»
Цель урока: создание условий формирования нравственных ценностей, сформировать представление учащихся о добре и зле как этических категориях. Прийти к осмыслению «Зачем творить добро?»
Задачи:
Образовательные:
- освоение учащимися христианской позиции по отношению к человеческому эгоизму, осознание добра как подражание христианской жертве;
- формировать умение оценивать поступки свои и других;
- способствовать умению анализировать, высказывать собственное мнение.
Развивающие:
- развивать мышление, речь, память;
- развивать творческое воображение;
Воспитательные:
-совершенствовать навыки общения
- воспитывать нравственные качества.
- воспитывать доброту, любовь к ближнему, милосердие, чувство сопереживания, мужество на примере положительных поступков героев художественных произведений;
- воспитывать толерантность.
О двух волках
Однажды любознательный внук спросил у своего деда – вождя племени:
- Отчего появляются плохие люди?
На это старец дал мудрый ответ. Вот что он сказал:
- Плохих людей на свете нет. Но в каждом человеке присутствуют две стороны: темная и светлая. Первая – это стремление к любви, добру, состраданию, взаимопониманию. Вторая же символизирует зло, эгоизм, ненависть, разрушение. Подобно двум волкам, они постоянно борются друг с другом.
- Понятно, - ответил мальчик.
– А кто же из них побеждает?
- Все зависит от человека, - закончил дед.
- Верх всегда одерживает тот волк, которого кормят больше.
У: Вспомним, что такое нравственность?
Д: Совокупность норм, определяющих поведение человека.
У: Какие нравственные качества присущи культурному человеку?
Д: Доброта, отзывчивость, трудолюбие и проч.,
У: Сегодня мы продолжим говорить о нравственных качествах. Предлагаю вам прослушать притчу и определить о чём мы сегодня будем говорить на уроке.
Первичное чтение притчи учителем.
-Понравилась ли вам притча? (ответы детей)
-Что особенно понравилось? (выслушиваются разные ответы детей.
Повторное чтение притчи детьми «по цепочке»
У: Кто главные герои притчи?
Д: Внук, дед
У: C чем сравнивает старик внутренний мир человека?
Д: В каждом человеке присутствуют две стороны: темная и светлая, подобные двум волкам, которые постоянно борются друг с другом.
У: Что представляет собой каждый волк?
Д: Первый – это стремление к любви, добру, состраданию, взаимопониманию. Второй символизирует зло, эгоизм, ненависть, разрушение.
У: О каких двух противоположных нравственных понятиях идёт речь в притче?
Д: О добре и зле.
У: Сформулируйте тему урока
Д: Добро и зло
У: Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории. Давайте и мы попытаемся разобраться.
Как вы понимаете слово «добро»?
Д: Всё хорошее, доброе, красивое и т.д.
У: Каких людей вы называете добрыми?
Д: Добрый человек- отзывчивый, всегда готовый прийти на помощь, бескорыстный.
У: Назовите понятие противоположное добру.
Д: Зло
У: Что по-вашему является злом?
У: нечто дурное, вредное, плохое.
У: А каких людей называем злыми?
Д: недоброжелательных, агрессивных, с дурным нравом, характером.
У: Обратимся за помощью к толковому словарю, выясним что значит добро и зло.
Д: Сергей Ожегов:
«Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок», а «доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим"
«Зло – Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок».
У: Вернёмся к притче.
У: Какой вопрос задаёт внук деду?
Д: Отчего появляются плохие люди?
У: Как вы понимаете ответ Старика на вопрос Внука?
Д: В человеке живут добро и зло, если человек склонен творить добрые дела, то победит добро и наоборот.
У: -В чём нравственный урок притчи?
Дети совместно с учителем приходят к выводу:
У: В притче «Два волка» внутренний мир человека сравнивается с борьбой двух волков (миров). Белый и чёрный волки представляют противоположные понятия о добре и зле. И человеку всегда необходимо самостоятельно сделать выбор между добром и злом.
У: - Ребята, а какого волка вы кормите и чем? (Разнообразные ответы детей)
У: Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце, или видели, или слышали о людской доброте?
Дети рассказывают о своих добрых поступках или о поступках других людей.
– Как вы считаете, трудно ли быть добрым?
Надо ли учиться доброте?
Д: Добрым быть не так легко, доброте нужно учиться и стремиться к ней.
У: Как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла? (ответы детей)
У: Может быть, нам помогут это узнать старинные весы?
- На одну чашу весов мы положим «зло».
Дети кладут карточки со словами: зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь.
У: А что нужно сделать, чтобы победить зло?
Д: Чаша весов с «добром» должна перевесить.
У: Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с добром.
Подходят по одному и кладут на чашу свою «капельку».
У: Видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в реку, реки – в море добра. Давайте, все злое, о котором мы знаем, сейчас отрежем, скомкаем, передавая друг другу, выбросим и постараемся никогда не совершать злые поступки.
Дети сжимают символический комок, сделанный из бумаги, и передают друг другу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка с использованием ИКТ по ОРКСЭ (модуль Православная культура) на тему "Как христианство пришло на Русь"
Методическая разработка с использованием ИКТ по ОРКСЭ (модуль Православная культура) на тему "Как христианство пришло на Русь"...
Приложение к методической разработке урока ОРКСЭ в 4 классе. Презентация по теме "Добро и зло".
Небольшая презентация к уроку ОРКСЭ на тему "Добро и зло", позволяющая учащимся лучше усвоить материал....
Приложение к методической разработке урока ОРКСЭ в 4 классе. Тест по теме "Добро и зло".
Представлен тест по теме "Добро и зло", позволяющий учителю оценить степень усвоения материала учащимися....
Урок по курсу ОРКСЭ, модуль "Православная культура" по теме "Христианские заповеди. Совесть"
Цель урока - объяснение этических основ Ветхого Завета, раскрытие содержания первых четырех заповедей Декалога о должном отношении людей к Богу.Задачи урока:учебные: сформировать представление о Декал...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы православной культуры и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема урока: Милосердие и сострадание
Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы православной культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после ...
Урок ОРКСЭ по Основам православной культуре "Добро и зло", 4 класс
Урок о нравственных понятиях «добро» и «зло» и их противоположности....
Технологическая карта урока ОРКСЭ, УМК "«Основы православной культуры» под ред. О.Ю. Васильевой «Основы православной культуры: религиозные традиции народа, система нравственных ценностей и воспитание", 4 класс, тема: "Церковнославянский язык"
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о церковнославянском языке.Задачи урока Дидактические: 1) познакомить обучающихся с понятиями: «церковнославянский язык», «молитв...