Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме " Добро и зло в православной традиции"
методическая разработка по орксэ (4 класс)
Данная разработка урока ОРКСЭ по теме " Добро и зло " (Модуль "Светская этика" составлена в соответствии с современными требованиями ФГОС. Тип урока "Ознакомление с новым материалом".
С применением ИКТ, деятельностного метода и технологии сотрудничества. Содержание урока наполнено интересными заданиями творческого характера, используется презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка урока. Добро и зло (Модуль. Светская этика) | 36.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №634 с углубленным изучением английского языка Приморского района Санкт – Петербурга
Открытый урок по предмету
«Основы религиозных культур и светской этики»
(модуль «Светская этика»)
4 класс
Процко София Фёдоровна
учитель начальных классов
высшая категория
1. Общая часть | ||||||||
Предмет | ОРКСЭ. | Класс | 4 | |||||
Тема урока | Добро и зло | |||||||
Тип урока | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | |||||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||
Понимание добра и зла как этических категорий, деятельного добра как духовно-нравственной ценности | П.Сравнение и классификация по заданным критериям. Установление аналогий Р. Умение ставить коллективную цель и организовывать деятельность. Умение планировать и контролировать способ решения К. Согласование принятых решений друг с другом. Умение задавать вопросы. Умение использовать речь для регуляции своего действия. | Формирование ценности добра, вред зла. Формирование своего образа, как человека несущего добро. Формирование ценностн. отношения к доброте. Развитие доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | ||||||
Цель | Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины; Содержательная: сформировать систему новых понятий, определить отношение современных детей к понятию добра и зла. | |||||||
Задачи |
| |||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Добро, зло, общее и различие | |||||||
Средства ИКТ, используемые на уроке | Проектор, интерактивная доска | |||||||
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке | Толковый словарь С. Ожегова (определение добра и зла) В. Шаинский. «Если добрый ты». Песня из мультфильма «Кот Леопольд» Притча. О темном и светлом рыцаре О.Верникова. Сказка о Доброте | |||||||
Организационная структура урока | ||||||||
Длительность этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |||||
Организационный момент | Слайд 1. Учитель проверяет готовность к уроку, устанавливает благоприятную психологическую атмосферу в классе. Слайд 2. Отрывок из стихотворения: В жизни по разному можно жить: В горе жить можно и в радости. Вовремя есть, вовремя пить, Вовремя делать гадости. А можно так: На рассвете встать И, помышляя о чуде, Рукой обожженной солнце достать. И подарить его людям. - Давайте подарим себе и друг другу наш сегодняшний урок. | Распределяются на 2 группы, каждый проверяет свою готовность к уроку, настраиваются на коллективную деятельность | Самоконтроль, умение следовать требованиям учителя; организованность, ответственность | |||||
Мотивация учебной деятельности | Слайд 3. Добро со злом неразделимы. Борьба идет под плач и смех, Но жаждет каждый видеть зримо, Когда добро одержит верх. Заслужит только тот награды, Кто испытание пройдет. Кувшинчик с кладом он откроет, И в мир добра он с ним придет. - О чем стихотворение, которое прослушали? - О какой награде идет речь? – Какова тема стихотворения? – Основная мысль? – Понятны ли вам слова? Слайд 4. Подберите однокоренные слова к слову добро. Объясните значение выражений «доброе сердце», «доброе дело», «добрый конь», «добрый дождь», «добрый урожай». Что значит добрый человек? Как относятся к нему люди? Подберите антоним к слову «добро». - Каких людей вы называете добрыми, а каких злыми? | Слушают стихотворение Отвечают на вопросы Добро победило зло. Добрый, доброта. Зло, злой, злость | Умение рассуждать, анализировать, делать выводы на основе услышанного | |||||
Постановка учебной задачи | Слайд 5, 6. - Кто уже понял, какова тема нашего урока? На какой вопрос мы должны ответить? Какова цель нашего урока? -Можете ли вы сформулировать понятие добра и зла? | Предположение детей Дети затрудняются. | Умение формулировать цели и задачи учебной деятельности. | |||||
Построение проекта выхода из затруднения «Открытие нового знания» | Слайд 7,8. Работа в группах: - Попробуйте разбить данные понятия на две группы. Качества – «помощники» добра. Качества – «помощники» зла. Мужество, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, совесть, трусость, хитрость, зависть, жадность, честность, правдивость, лживость, справедливость, эгоизм, бескорыстие. Слайд 9. Работа с учебником: - Прочитайте в учебнике определение, что такое добро и зло, и сравните со своими ответами. Слайд 10. - А вот как об этих качествах человека записано в словаре И.С.Ожегова (приложение 1) Слайд 11. - Какой вывод мы можем сделать? Добро и зло – главные понятия в жизни. Давайте попробуем разобраться, чем отличаются добро и зло (приложение 2). - Добро – это ….. - Зло - это … Слайд 12. «Учимся размышлять…» - Найдите в тексте учебника ответ на вопрос «Почему важно бороться со злом?» (выборочное чтение) Слайд 13. - Узнаем мнение писателей на это счет, что они говорили о добре и зле? | 1 группа -под словом «добро» выкладывают качества «помощники добра» 2 группа под словом «зло» - выкладывают качества «помощники зла» Дети работают с материалом учебника: выборочное чтение.
Читают статью из словаря Работают в группах. Работают с текстом учебника. | Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; умение раскрывать смысл незнакомых понятий | |||||
Первичное закрепление | Слайд 14. Музыкальная пауза. - Прослушайте песню «Если добрый ты…» - О чем она? С давних времен людям дано право выбирать между «плохим» и «хорошим», добром и злом. Что же такое «хорошо» и что такое «плохо», где проходит граница между этими понятиями? Эти вопросы интересуют каждого человека с самого раннего детства. Слайд 15. Притча «»Что такое зло и добро» Как-то раз мой младший сын спросил у отца моего: - Дедушка, а что такое Добро и Зло? - Почему бывают плохие люди? Расскажи мне, а то в школе домашнее задание дали, сочинение про добро и зло в человеке написать. Дедушка помолчал некоторое время, потом сказал: –Ну, слушай мудрый рассказ о добре и зле. Ведь зло и добро это то, что прячется в человеке. В каждом из нас идет борьба похожая на поединок двух рыцарей, который имеет две половины — светлую и тёмную. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Темный рыцарь сражается за Зло в мире людей, а светлый рыцарь дерётся во имя Добра на земле. Понимаешь? — Понятно, — сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Потом мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: — Но какой же рыцарь побеждает в конце? Дедушка едва заметно улыбнулся и сказал: — Всегда побеждает тот рыцарь, которому рукоплещет толпа, за которого переживает, волнуется народ, которым восхищаются люди. - Как вы понимаете это высказывание? Слайд 16,17. Работают в группах - Давайте поработаем над мини – проектом, т.е. составим правило «Как стать добрым» Слайд 18,19. В сказках все просто: этот герой - добрый, а этот – злой. В жизни все не так. Слайд 20, 21. - Многих ли твоих знакомых можно назвать однозначно: добрый, злой…? А что ты скажешь про себя? Слайд 22. Анкетирование. Тест «Добрый ли я человек» (приложение 3) | Звучит песня Чтение притчи учителем Высказывают свои предположения Составляют мини-проект «Как стать добрым». Высказывают свои предположения Отвечают на вопросы анкеты. | Умение работать с текстом; взаимодействовать в группе | |||||
Самостоятельная работа | Слайд 23. Много сегодня мы говорим о добре, что надо быть добрым, что добро всегда побеждает зло. И вот пришло время создать какой – то образ «Доброты», который бы выражал наши чувства, эмоции… - Какой вы себе представляете Доброту, в виде кого? С кем она могла бы дружить? Слайд 24. Создание дерева Добра. Для этого у каждого лежит на столе символический листок. На них надо записать самые значимые жизненные ценности, советы, пожелания и прикрепить на дерево, начиная предложением: Я буду совершать добрые поступки, потому что… Например: милосердие, сострадание, великодушие, любовь, верность, умение прощать, терпение, кротость, правдивость, помощь ближним, уважение, быть миротворцем, умение жертвовать, доброта, вежливость, вера, надежда, твори добро. | Высказывают свои предположения Дети записывают нравственные качества и прикрепляют на дерево Добра (на доске) | Умение оформлять свои мысли вслух и оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки | |||||
Обобщение | Слайд 25. «Спешите делать добро» - это изречение выбито на памятнике Ф. П. Гаазу (1780 – 1853), «святому доктору» Москвы, посвятившему свою жизнь служению добру. Ф. П. Гааз был одним из первых врачей, привлекших женщин к уходу за больными. Начинание увенчалось успехом. -Первая в России гражданская больница была открыта в 1650 году стараниями боярина Федора Рилищева. Слайд 26. - Доброта спасет мир! - Что значит, будьте добрее и терпимее друг к другу? Сочинить «Синквейн» (приложение 4) | Отвечают на вопросы | Умение работать с текстом и дополнительной литературой; навыки смыслового чтения | |||||
Рефлексия | Слайд 27. - Что вам больше всего запомнилось? -Станем ли мы добрее? - Что в жизни вам даст такое качество характера? | Дети высказывают свои мысли | Умение анализировать полученную информацию, делать выводы | |||||
Домашнее задание | Слайд 28.
| Умение применять полученные знания для выполнения самостоятельного задания |
Приложение 1
Из словаря С.И.Ожегова:
«Добро – всё положительное, хорошее, полезное людям и обществу, то, что сохраняет мир»
«Зло - нечто дурное. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».
Приложение 2
Какой вывод мы можем сделать?
Добро и зло являются основными этическими понятиями. Именно знанием о добре и зле руководствуются люди, совершая хорошие и дурные поступки. С точки зрения добра и зла человек оценивает как свои поступки, так и поступки других людей. Благодаря тому, что люди выработали понимание добра и зла, они могут поддерживать добрые отношения друг с другом, запрещать и предотвращать ссоры, насилие, жестокость.
Добро: нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними, совершается сознательно и бескорыстно, любовь, уважение, сострадание и тд..
Зло: унижение других людей, неуважительность и нетерпимость к людям, хамство, грубость, эгоизм, равнодушие к страданию, чужой боли, хитрость и т.д.
Добро – это…..
Зло - это ……
Приложение 3
Тест «Добрый ли я человек…»
Вам предлагаются вопросы, в которых против каждого номера вопроса нужно указать “да” или “нет”
1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?
2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?
3. Твой партнер плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?
4. Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?
5. Часто ли ты используешь злые шутки?
6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?
7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?
8. С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?
9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграл?
10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?
11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?
12. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?
Обработка результата:
Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы 1, 3, 4, 7, 11 и за отрицательный ответ на вопросы 2, 5,6,8,9, 10,12.
Результаты анкеты
А теперь вы можете засчитать себе 1 очко за ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.
Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны. Нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдёт.
От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.
Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения…
Приложение 4
Сочинить «Синквейн»
Доброта
Бескорыстная, вечная
Помогает, учит, приносит,
Главный спутник
Совершай ее!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОРКСЭ ПО ТЕМЕ «СЕМЬЯ» В 4-М КЛАССЕ ПО УЧЕБНИКУ «ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР» АВТОРЫ: А.Л. БЕГЛОВ, Е.В. САПЛИНА, Е.С. ТОКАРЕВА, А.А. ЯРЛЫКАПОВА
Данный урок по ОРКСЭ позволяет познакомить учащихся с тем, как в традиционных религиях России относятся к семье....
Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме "Житие Ксении Блаженной"
Здесь представлена методическая разработка урока и презентация к нему. Урок ОРКСЭ в 4 классе ,модуль: православные святые....
Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме : "Христианская семья"
Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме "Христианская семья" модуль ОПК...
Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме "Священные сооружения"
В материале представлен конспект урока и соответствующая ему презентация....
Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме "Храм"
Виртуальная экскурсия в храм. На уроке дети работают в паре, группе. В итоге ребята создают путеводитель по храму....
Презентация разработки урока ОРКСЭ по теме " Добро и зло в православной традиции"
Данная презентация разработа к уроку ОРКСЭ по теме " Добро и зло " (Модуль "Светская этика" составлена в соответствии с современными требованиями ФГОС. Тип урока "...
Методическая разработка урока ОРКСЭ на тему «Представление о Боге и мире в христианстве»
Урок изучения нового материала в 4 классе....