ОРКСЭ разработка урока От добрых правил-добрые слова
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Васина Евгения Викторовна

Давно уже замечено, что добрый человек всегда окружён искренними людьми, а это достоинство нельзя сравнивать ни с какими материальными благами. Всем известно, что доброту и любовь нельзя купить за деньги. Добрый человек всегда найдёт поддержку и утешение в радости других людей. Доброта – это как волшебное лекарство, которое может вылечить человека от многих болезней. Надо только научиться быть добрыми ко всему окружающему, ведь в каждом человеке есть много хороших качеств, которые важно проявлять в своих поступках, в отношениях с людьми и стремиться к добру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЛЮДЧАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ЧАНОВСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

632230, Новосибирская область,

   Чановский район, с. Блюдчанское  ,

 ул. Центральная д. 15                                                              тел. 8-383-67-43-183

Регистрационный номер № 00000000

РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА ОРКСЭ

МОДУЛЬ СВЕТСКАЯ ЭТИКА

Возраст детей: 10 – 11лет

Срок реализации: 1 час

 «От добрых правил - добрые слова и поступки»

                                                Разработчики: учителя начальных классов:

                                                                     Васина Евгения Викторовна

Новосибирская область Чановский район, с. Блюдчанское

Каинская епархия 

Новосибирская митрополия

chany.cerkov.ru

(Контактный телефон) 8-983-67-21-84

2021 г.

Тема урока: «От добрых правил - добрые слова и поступки»

Класс: 4

Тип урока: Открытие новых знаний.

Цель: Сформировать представление учащихся о добре и зле как этических категориях, о взаимоотношениях между людьми.

Предметные результаты: знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты: Личностные универсальные учебные действия:  оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей; объяснять с позиции общепринятых человеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Регулятивные универсальные учебные действия: - формировать и развивать умение определять тему урока, ставить задачи, понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, самостоятельно их находить, удерживать цель деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия: - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах, анализировать объекты с выделением существенных признаков и делать обобщения – формулировать простейшие выводы.

Коммуникативные универсальные учебные действия: - высказывать свою точку зрения, приводить аргументы; слушать других, принимать другую точку зрения; уметь договариваться, сотрудничать, работая в группе

Методы: эвристический, проблемный, наглядный.

Формы работы: беседа с элементами дискуссий, парная, групповая.

Средства обучения: словарь Ожегова, мультимедийная презентация, карточки

Ход урока

 I.Организационный момент. (Слайд 2)

Приветствие:

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу!

Улыбки подарим гостям

К уроку готовы?

Тогда за работу!

Удачи желаю я вам!

II. Актуализация знаний

Учитель: Народная мудрость гласит:

Доброта, что солнце. А добрые люди - лучи этого солнца. Они согревают людей. Так пусть солнышко будет символом добра, тепла и дружбы. А какими качествами должен обладать добрый человек, мы узнаем это, отправившись в увлекательное и в тоже время познавательное путешествие в мир Доброты, где нас ожидают вопросы и задания, с которыми, я надеюсь, мы дружно справимся. А награда, которая вас ждет – лучики нашего солнышка. Давайте сделаем так, чтобы на нашей земле к концу занятия засияло солнышко ярко – ярко.

Учитель. Отгадайте загадки: (Слайд 3 - 14)

Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё,

А ну подскажите как звали её? (Красная шапочка)

Бабусю знает целый свет,
Ей от роду лишь триста лет.
Там, на неведомых дорожках,
Дом её на курьих ножках. ( Баба Яга)

Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор …   (Айболит)

Человек немолодой
Вот с такущей бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину,
И вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас
Кто же это?       (Карабас-Барабас)

Жил на свете кроха мальчик,
Был малютка ростом с пальчик,
Под дождем он танцевал,
С солнечным лучом играл. (Мальчик с пальчик)

Я старушка хоть куда:
И умна, и молода!
Со мною всюду крыска
По имени Лариска.   (Шапокляк)

Учитель. На какие две группы можно разделить этих сказочных героев? (Слайд 15)

Ученик. На добрых и злых.

  1. Постановка темы и цели урока.

Учитель. Так о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

Ученик. О добре и зле. (Слайд 16)

Ученик. Мы узнаем, что означают эти слова. В чём  проявляются добро и зло. К чему должны стремиться люди.

План нашей работы. (Слайд 17)

  • Будем искать.
  • Обсуждать.  
  • Делать выводы.

Учитель. - Где мы можем узнать определение слов «добро, зло»?

  1. Работа по теме урока

 Работа со словарями Даля и Ожегова.

1. Работа в группах

Первая группа ищет слово «добро». (Слайд 18)

С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное,  хорошее,  то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».

Учитель: А как вы понимаете это толкование?

Ученик: - Добрые поступки помогают нам жить, утверждают нашу гуманность, взаимопонимание, взаимоуважение.    (Слайд 19)

2 группа – «зло» (Слайд 20)

С.И.Ожегов:  «Зло -  нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».

Учитель: А как вы понимаете это толкование?

Ученик: Зло- то, что способствует моральной деградации общества, толкает к дурным привычкам (Слайд 21)

2.Дискуссия:

Учитель:

Слово это серьёзное, главное, важное.

То, что значит оно, очень нужно для каждого.

В нём забота и ласка, тепло и любовь.

В нём стремленье на помощь прийти вновь и вновь.

Это качество в сердце у многих живёт

И о боли других позабыть не даёт.

И оно поважнее, чем лица красота.

Догадались что это? Сердец …Доброта (Слайд 22)

Учитель:  - Может человек жить без доброты?

- Только ли слова должны быть добрыми?

- Какие добрые поступки вы совершили?(в школе, в транспорте, дома,) (Ответы учащихся)

Доброта - многолика. Потребность в ней ежечасная.

Милосердие и доброта - как два крыла, на которых держится человечество. Говорим больше добрых слов родным, друзьям, любимым и знакомым, пусть станет  теплее на сердце.

-Кто говорит вам добрые слова каждый день?

- Кого вы больше всего на свете любите?

-Кто, по-вашему, сильнее всего любит вас?

-В чем выражается эта любовь? (Ответы учащихся)

3.  Работа в парах.

Учитель:  Задание: Каждое качество человека определить в один из столбиков: “Добро” или “Зло” (Проверка) (Слайд 23)

Добро                                Зло

сочувствие                        безразличие

сопереживание                агрессивность

справедливость                ненависть

бескорыстие                зависть

милосердие                        предательство

сострадание                равнодушие

любовь                        хамство

забота                        эгоизм

готовность помочь        обман

благодарность                неуважение

Учитель: Изречение мыслителей (Слайд 24-25)

Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. (Марк Твен)

Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; всё положительное, хорошее, полезное. (Лев Толстой)

- Давайте вспомним, с чего мы начали наш сегодняшний урок?

(Доброта начинается с приветливости, дружелюбия, улыбки...)

4. Учитель: Притча о добре и зле. (Слайд 26)

Однажды мудрец собрал своих учеников и показал им обычный лист бумаги, где нарисовал маленькую черную точку. Он спросил их: “Что вы видите?” Все хором ответили, что черную точку.

Ответ был не верным. Мудрец сказал: “А разве вы не видите этот белый лист бумаги — он так огромен, больше, чем эта черная точка!”Вот так и в жизни — мы видим в людях первым делом что-то плохое, хотя хорошего намного больше. И лишь единицы видят сразу “белый лист бумаги”

- Чему учит эта притча? Сформулируйте секрет доброты!

Ученик: В окружающих людях прежде всего надо замечать положительные качества.

5.Физкультминутка-игра. 

Учитель: Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя сказочного героя, а вы определяете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой — закрываете лицо ладошками.

Итак, начали: Баба Яга, доктор Айболит, Дюймовочка, Змей Горыныч, Винни Пух, Золотая рыбка, Смешарики и т. д.

6. Работа по сказкам.

Учитель: Сказка: Однажды  Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но в чашку вместо сахара положило соль.  Добро попробовало солёный чай, но ни слова худого не сказало. Только поблагодарило за угощение. А когда Добро уходило, оно сказало: «Что-то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю».

Учитель: - В чем, по-вашему, смысл этой сказки?

(зло совершило злое действие, а добро ответило добром)

Учитель: А если бы добро поступило так же, как зло, зло бы уменьшилось?

Конечно, нет.  Поэтому  важно следовать известной мудрости:

(Слайд 27) Отойди от зла и сотвори благо, добро.

Учитель: - Назовите жанр литературы, в котором герои-животные могут мыслить и чувствовать, как человек, а ещё этот жанр характеризуется постоянной борьбой между силами Добра и Зла?

 Дети читают произведение (Слайд 28)

Л.Н.Толстой «Белка и волк»

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить:

-Пусти меня.

Волк сказал:

-Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете.

Белка сказала:

-Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем.

Учитель: - Так какие поступки надо совершать и как?

(надо делать больше добрых дел)

- Каких?

Ученик: Общение с животными делает человека добрее.

7. Работа в парах. Карточки.

Учитель:    Используя противоположные по значению слова и выражения, составь добрые советы:

Не перебивать, а ...

Не обижать, а ...

Не отбирать, а ...

Не ссориться, а ...

Не упрямиться, а ...

Не рвать, а ...

Не завидовать, а ...

Проверка работы в парах.  (Учащиеся каждого ряда читают предложенный текст и дают ответы на полученные вопросы и задания. Учитель дополняет либо исправляет сказанное детьми)  (Слайд 29)

Не перебивать, а ... выслушивать

Не обижать, а ... защищать

Не отбирать, а ... делиться

Не ссориться, а ... сотрудничать

Не упрямиться, а ... уступать

Не рвать, а ... склеивать

Не завидовать, а ... радоваться успехам других

V. Закрепление нового материала

Самостоятельная работа по закреплению нового материала. (Слайды  30-36)

Копилка добрых дел:

1.Помогать людям.

2.Не завидовать

3.Делиться последним с другом

4.Защищать слабого

5.Уважать старших

6.Беречь природу

VI.  Рефлексия

Подумайте и сформулируйте ответы на вопросы:

- О чём вас заставил задуматься наш сегодняшний урок?

- Есть ли те знания, которые бы вы хотели использовать в своей дальнейшей жизни?

- Почему добро в сказках побеждает зло?

Учитель:- Пусть общий смысл понятого сегодня вами выразят следующие строки

« Кодекс добра» (Слайды 37)

Делай добро.

Люби и прощай людей.

Относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.

Бойся обидеть человека.                      

Лучше отдай  свое, чем  возьми чужое.

Человек рожден для добра ,а не для зла.

- Я желаю Вам творить только добро и идти по жизни дорогою добра. (Звучит песня «Дорогою добра». Слова: Юрия Энтина , Музыка: Марка Минкова).

VII. Домашнее задание. (Слайды 38)

1.Напиши сказку о добре.

2.Нарисуй сказочный сюжет на тему занятия.

Как бы жизнь не летела (Слайды 39)

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело ради счастья людей.

Чтобы сердце горело, а не тлело во мгле,

 Делай доброе дело

 Тем живем на земле

А теперь давайте улыбнемся друг другу, забудем все плохое и постараемся быть добрыми. (Слайды 40)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: «От добрых правил – добрые слова и поступки»

Урок в 4 классе по теме «От добрых правил – добрые дела и поступки» соответствует программе, учебник Шемшуриной А.И....

От добрых правил – добрые слова и поступки.

Цели урока.Образовательные:- изучить основные этические понятия «добро и зло»;- сформировать умение применять их;- научить сопоставлять добро и зло;- научить устанавливать взаимосвязь...

"От добрых правил - добрые слова и поступки"

1) Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс2) Презентация к уроку3) Приложение...

ОРКСЭ От добрых правил-добрые слова и поступки

Давно уже замечено, что добрый человек всегда окружён искренними людьми, а это достоинство нельзя сравнивать ни с какими материальными благами. Всем известно, что доброту и любовь нельзя купить за ден...

Открытый урок "От добрых правил -добрые слова и поступки"

Презентация урока Открытый урок Открытый урок "От добрых правил -добрые слова и поступки"...

Урок ОРКСЭ, модуль Основы светской этики. Тема. От добрых правил – добрые слова и поступки.

Данный урок по ОРКСЭ я разработала в рамках конкурса "Клевер ДНК" в номинации "Урок вне школы". Тема урока "От добрых правил - добрые слова и поступки". Эту тему лучше вс...

Технологическая карта по ОРКСЭ по теме "От добрых правил – добрые слова и поступки" (4 класс) УМК: Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: 4 класс, А.И. Шемшурина. М.: Просвещение, 2014

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло».Задачи урокаДидактические:Дать п...