ОРКСЭ разработка урока От добрых правил-добрые слова
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Давно уже замечено, что добрый человек всегда окружён искренними людьми, а это достоинство нельзя сравнивать ни с какими материальными благами. Всем известно, что доброту и любовь нельзя купить за деньги. Добрый человек всегда найдёт поддержку и утешение в радости других людей. Доброта – это как волшебное лекарство, которое может вылечить человека от многих болезней. Надо только научиться быть добрыми ко всему окружающему, ведь в каждом человеке есть много хороших качеств, которые важно проявлять в своих поступках, в отношениях с людьми и стремиться к добру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ot_dobryh_pravil-_dobrye_slova_metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx | 34.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЛЮДЧАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ЧАНОВСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ 632230, Новосибирская область, Чановский район, с. Блюдчанское , ул. Центральная д. 15 тел. 8-383-67-43-183 Регистрационный номер № 00000000 |
РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА ОРКСЭ
МОДУЛЬ СВЕТСКАЯ ЭТИКА
Возраст детей: 10 – 11лет
Срок реализации: 1 час
«От добрых правил - добрые слова и поступки»
Разработчики: учителя начальных классов:
Васина Евгения Викторовна
Новосибирская область Чановский район, с. Блюдчанское
Каинская епархия
Новосибирская митрополия
chany.cerkov.ru
(Контактный телефон) 8-983-67-21-84
2021 г.
Тема урока: «От добрых правил - добрые слова и поступки»
Класс: 4
Тип урока: Открытие новых знаний.
Цель: Сформировать представление учащихся о добре и зле как этических категориях, о взаимоотношениях между людьми.
Предметные результаты: знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты: Личностные универсальные учебные действия: оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей; объяснять с позиции общепринятых человеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Регулятивные универсальные учебные действия: - формировать и развивать умение определять тему урока, ставить задачи, понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, самостоятельно их находить, удерживать цель деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия: - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах, анализировать объекты с выделением существенных признаков и делать обобщения – формулировать простейшие выводы.
Коммуникативные универсальные учебные действия: - высказывать свою точку зрения, приводить аргументы; слушать других, принимать другую точку зрения; уметь договариваться, сотрудничать, работая в группе
Методы: эвристический, проблемный, наглядный.
Формы работы: беседа с элементами дискуссий, парная, групповая.
Средства обучения: словарь Ожегова, мультимедийная презентация, карточки
Ход урока
I.Организационный момент. (Слайд 2)
Приветствие:
Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу!
Улыбки подарим гостям
К уроку готовы?
Тогда за работу!
Удачи желаю я вам!
II. Актуализация знаний
Учитель: Народная мудрость гласит:
Доброта, что солнце. А добрые люди - лучи этого солнца. Они согревают людей. Так пусть солнышко будет символом добра, тепла и дружбы. А какими качествами должен обладать добрый человек, мы узнаем это, отправившись в увлекательное и в тоже время познавательное путешествие в мир Доброты, где нас ожидают вопросы и задания, с которыми, я надеюсь, мы дружно справимся. А награда, которая вас ждет – лучики нашего солнышка. Давайте сделаем так, чтобы на нашей земле к концу занятия засияло солнышко ярко – ярко.
Учитель. Отгадайте загадки: (Слайд 3 - 14)
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё,
А ну подскажите как звали её? (Красная шапочка)
Бабусю знает целый свет,
Ей от роду лишь триста лет.
Там, на неведомых дорожках,
Дом её на курьих ножках. ( Баба Яга)
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор … (Айболит)
Человек немолодой
Вот с такущей бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину,
И вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас
Кто же это? (Карабас-Барабас)
Жил на свете кроха мальчик,
Был малютка ростом с пальчик,
Под дождем он танцевал,
С солнечным лучом играл. (Мальчик с пальчик)
Я старушка хоть куда:
И умна, и молода!
Со мною всюду крыска
По имени Лариска. (Шапокляк)
Учитель. На какие две группы можно разделить этих сказочных героев? (Слайд 15)
Ученик. На добрых и злых.
- Постановка темы и цели урока.
Учитель. Так о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
Ученик. О добре и зле. (Слайд 16)
Ученик. Мы узнаем, что означают эти слова. В чём проявляются добро и зло. К чему должны стремиться люди.
План нашей работы. (Слайд 17)
- Будем искать.
- Обсуждать.
- Делать выводы.
Учитель. - Где мы можем узнать определение слов «добро, зло»?
- Работа по теме урока
Работа со словарями Даля и Ожегова.
1. Работа в группах
Первая группа ищет слово «добро». (Слайд 18)
С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».
Учитель: А как вы понимаете это толкование?
Ученик: - Добрые поступки помогают нам жить, утверждают нашу гуманность, взаимопонимание, взаимоуважение. (Слайд 19)
2 группа – «зло» (Слайд 20)
С.И.Ожегов: «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».
Учитель: А как вы понимаете это толкование?
Ученик: Зло- то, что способствует моральной деградации общества, толкает к дурным привычкам (Слайд 21)
2.Дискуссия:
Учитель:
Слово это серьёзное, главное, важное.
То, что значит оно, очень нужно для каждого.
В нём забота и ласка, тепло и любовь.
В нём стремленье на помощь прийти вновь и вновь.
Это качество в сердце у многих живёт
И о боли других позабыть не даёт.
И оно поважнее, чем лица красота.
Догадались что это? Сердец …Доброта (Слайд 22)
Учитель: - Может человек жить без доброты?
- Только ли слова должны быть добрыми?
- Какие добрые поступки вы совершили?(в школе, в транспорте, дома,) (Ответы учащихся)
Доброта - многолика. Потребность в ней ежечасная.
Милосердие и доброта - как два крыла, на которых держится человечество. Говорим больше добрых слов родным, друзьям, любимым и знакомым, пусть станет теплее на сердце.
-Кто говорит вам добрые слова каждый день?
- Кого вы больше всего на свете любите?
-Кто, по-вашему, сильнее всего любит вас?
-В чем выражается эта любовь? (Ответы учащихся)
3. Работа в парах.
Учитель: Задание: Каждое качество человека определить в один из столбиков: “Добро” или “Зло” (Проверка) (Слайд 23)
Добро Зло
сочувствие безразличие
сопереживание агрессивность
справедливость ненависть
бескорыстие зависть
милосердие предательство
сострадание равнодушие
любовь хамство
забота эгоизм
готовность помочь обман
благодарность неуважение
Учитель: Изречение мыслителей (Слайд 24-25)
Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. (Марк Твен)
Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; всё положительное, хорошее, полезное. (Лев Толстой)
- Давайте вспомним, с чего мы начали наш сегодняшний урок?
(Доброта начинается с приветливости, дружелюбия, улыбки...)
4. Учитель: Притча о добре и зле. (Слайд 26)
Однажды мудрец собрал своих учеников и показал им обычный лист бумаги, где нарисовал маленькую черную точку. Он спросил их: “Что вы видите?” Все хором ответили, что черную точку.
Ответ был не верным. Мудрец сказал: “А разве вы не видите этот белый лист бумаги — он так огромен, больше, чем эта черная точка!”Вот так и в жизни — мы видим в людях первым делом что-то плохое, хотя хорошего намного больше. И лишь единицы видят сразу “белый лист бумаги”
- Чему учит эта притча? Сформулируйте секрет доброты!
Ученик: В окружающих людях прежде всего надо замечать положительные качества.
5.Физкультминутка-игра.
Учитель: Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя сказочного героя, а вы определяете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой — закрываете лицо ладошками.
Итак, начали: Баба Яга, доктор Айболит, Дюймовочка, Змей Горыныч, Винни Пух, Золотая рыбка, Смешарики и т. д.
6. Работа по сказкам.
Учитель: Сказка: Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но в чашку вместо сахара положило соль. Добро попробовало солёный чай, но ни слова худого не сказало. Только поблагодарило за угощение. А когда Добро уходило, оно сказало: «Что-то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю».
Учитель: - В чем, по-вашему, смысл этой сказки?
(зло совершило злое действие, а добро ответило добром)
Учитель: А если бы добро поступило так же, как зло, зло бы уменьшилось?
Конечно, нет. Поэтому важно следовать известной мудрости:
(Слайд 27) Отойди от зла и сотвори благо, добро.
Учитель: - Назовите жанр литературы, в котором герои-животные могут мыслить и чувствовать, как человек, а ещё этот жанр характеризуется постоянной борьбой между силами Добра и Зла?
Дети читают произведение (Слайд 28)
Л.Н.Толстой «Белка и волк»
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить:
-Пусти меня.
Волк сказал:
-Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете.
Белка сказала:
-Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем.
Учитель: - Так какие поступки надо совершать и как?
(надо делать больше добрых дел)
- Каких?
Ученик: Общение с животными делает человека добрее.
7. Работа в парах. Карточки.
Учитель: Используя противоположные по значению слова и выражения, составь добрые советы:
Не перебивать, а ...
Не обижать, а ...
Не отбирать, а ...
Не ссориться, а ...
Не упрямиться, а ...
Не рвать, а ...
Не завидовать, а ...
Проверка работы в парах. (Учащиеся каждого ряда читают предложенный текст и дают ответы на полученные вопросы и задания. Учитель дополняет либо исправляет сказанное детьми) (Слайд 29)
Не перебивать, а ... выслушивать
Не обижать, а ... защищать
Не отбирать, а ... делиться
Не ссориться, а ... сотрудничать
Не упрямиться, а ... уступать
Не рвать, а ... склеивать
Не завидовать, а ... радоваться успехам других
V. Закрепление нового материала
Самостоятельная работа по закреплению нового материала. (Слайды 30-36)
Копилка добрых дел:
1.Помогать людям.
2.Не завидовать
3.Делиться последним с другом
4.Защищать слабого
5.Уважать старших
6.Беречь природу
VI. Рефлексия
Подумайте и сформулируйте ответы на вопросы:
- О чём вас заставил задуматься наш сегодняшний урок?
- Есть ли те знания, которые бы вы хотели использовать в своей дальнейшей жизни?
- Почему добро в сказках побеждает зло?
Учитель:- Пусть общий смысл понятого сегодня вами выразят следующие строки
« Кодекс добра» (Слайды 37)
Делай добро.
Люби и прощай людей.
Относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.
Бойся обидеть человека.
Лучше отдай свое, чем возьми чужое.
Человек рожден для добра ,а не для зла.
- Я желаю Вам творить только добро и идти по жизни дорогою добра. (Звучит песня «Дорогою добра». Слова: Юрия Энтина , Музыка: Марка Минкова).
VII. Домашнее задание. (Слайды 38)
1.Напиши сказку о добре.
2.Нарисуй сказочный сюжет на тему занятия.
Как бы жизнь не летела (Слайды 39)
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело ради счастья людей.
Чтобы сердце горело, а не тлело во мгле,
Делай доброе дело
Тем живем на земле
А теперь давайте улыбнемся друг другу, забудем все плохое и постараемся быть добрыми. (Слайды 40)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме: «От добрых правил – добрые слова и поступки»
Урок в 4 классе по теме «От добрых правил – добрые дела и поступки» соответствует программе, учебник Шемшуриной А.И....
От добрых правил – добрые слова и поступки.
Цели урока.Образовательные:- изучить основные этические понятия «добро и зло»;- сформировать умение применять их;- научить сопоставлять добро и зло;- научить устанавливать взаимосвязь...
"От добрых правил - добрые слова и поступки"
1) Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс2) Презентация к уроку3) Приложение...
ОРКСЭ От добрых правил-добрые слова и поступки
Давно уже замечено, что добрый человек всегда окружён искренними людьми, а это достоинство нельзя сравнивать ни с какими материальными благами. Всем известно, что доброту и любовь нельзя купить за ден...
Открытый урок "От добрых правил -добрые слова и поступки"
Презентация урока Открытый урок Открытый урок "От добрых правил -добрые слова и поступки"...
Урок ОРКСЭ, модуль Основы светской этики. Тема. От добрых правил – добрые слова и поступки.
Данный урок по ОРКСЭ я разработала в рамках конкурса "Клевер ДНК" в номинации "Урок вне школы". Тема урока "От добрых правил - добрые слова и поступки". Эту тему лучше вс...
Технологическая карта по ОРКСЭ по теме "От добрых правил – добрые слова и поступки" (4 класс) УМК: Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: 4 класс, А.И. Шемшурина. М.: Просвещение, 2014
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло».Задачи урокаДидактические:Дать п...