Конспект и видеозапись урока ОРКСЭ в 4 классе
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Казгунова Татьяна Владимировна

Урок ОРКСЭ в 4 классе по теме : "Милосердие и сострадание"

Ссылка на видео: https://youtu.be/IxI06hJiWdU

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ОРКСЭ 4 класс43.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №14 города Пугачева

Саратовской области  имени П.А. Столыпина»

Районный семинар учителей, преподающих курс ОРКСЭ

«Духовно-нравственное воспитание – приоритетное направление современной образовательной деятельности»

Конспект открытого урока

по учебному предмету ОРКСЭ

  «Милосердие и сострадание»

                                           Разработала и провела:

                                               учитель начальных классов

                                                                  высшей квалификационной категории 

                            Казгунова Т.В.

2023 г.

г. Пугачев

Цель: осмысление понятие «милосердие» как основополагающего нравственного постулата, начала, облагораживающего и улучшающего жизнь человека и общества; формирование духовных ценностей и нравственного выбора человека через проявление милосердия, сострадания, заботы о слабых.

Задачи урока:

Обучающая: дать первоначальное представление о движении волонтеров; познакомить с этимологией и смыслом слова «милосердие»; научить понимать христианское значение слова «ближний».

Развивающая: осознать суть христианского отношения к ближнему; понять, каким должно быть отношение христианина к личным врагам.

Воспитывающая: усвоить, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются.

Планируемые результаты урока

личностные

• воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

метапредметные

• умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникаций;

• готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

предметные

• познакомить с ценностями человеческой жизни, развивать установку личности поступать по совести;

• познакомить с духовными традициями народов России.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информациями, работа в малых группах, выполнение творческой работы.

Основные термины и понятия: милосердие, ближний, взаимопомощь, сострадание, любовь к врагам, милостыня.

Оборудование:  учебник, мультимедийный проектор; презентация; видео и аудио материалы, сигнальные карточки.

Дидактическое обеспечение: толковые словари русского языка авт. С.И. Ожегова, Большой Энциклопедический словарь, энциклопедия социологии; карточки для групповой работы; индивидуальные листы; репродукция гравюры Г. Доре «Моисей с заповедями», фотографии детей и родителей, фотография памятника «Дорогие мои старики», фотографии горы Синай и др.

Ход урока

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

- Здравствуйте! Я рада приветствовать всех вас на нашем уроке.

Посмотрите друг другу в глаза с любовью. Сейчас мы одна большая семья. Семья, которая собралась поговорить о том, что волнует многих, живущих на нашей планете.

Андрей  Дементьев написал замечательные строки. Прочитай:

Пока мы боль чужую чувствуем,

Пока живет в нас сострадание,

Пока мечтаем мы и буйствуем,

Есть в нашей жизни оправдание.

– Покажите карточку, которая соответствует настроению автора стихотворения.  Напомню: жёлтый цвет – радость,  фиолетовый - сострадание, чёрный - печаль.

- Почему выбрал этот цвет?...

По мере выполнения заданий на уроке вы будете показывать сигнальные карточки, соответствующие вашему настроению.

- Со-стадание, со-чувствие, со-переживание. Вслушайтесь в эти слова, раскрывающие внутренний мир человека. 

- Что их объединяет с точки зрения русского языка? (Приставка со-)

- Приставка со- означает своего рода причастность к чему-либо, присоединение, общее участие.

- Слово «сострадание» близко по значению одному из самых красивых слов на свете.

- Приведите синоним слову сострадание. Это слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.

  1. Актуализация знаний
    - О чём мы беседовали на прошлом уроке? (О заповедях,  данных Богом пророку Моисею на горе Синай)

– В одной из заповедей говорится: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».
- Милостивыми называют тех людей, которые милосердно и сострадательно относятся ко всем остальным людям. Милостивые люди имеют доброе сердце, и они всегда готовы помочь нуждающимся людям по мере возможности.
- Подберите однокоренные слова к слову «милостивый».
(«милость», «милосердие», «миловать», «помиловать»).

– Назовите те слова, которые приходят вам на ум, когда вы слышите слова милосердие, милость, милостыня, сострадание. (Технология «Ассоциативный ряд»)

- Попробуйте сформулировать тему урока.

- Тема нашего урока «Милосердие и сострадание». А зачем нам это знать?
– Сегодня  мы попытаемся увидеть истинный смысл и значение милосердия, понять, к кому нужно проявлять милосердие, узнать, как нужно относиться к людям.

3.  Выявление места и причины затруднения

Технология ЗХУ:
– Перед вами  таблица из трёх столбиков: знаю, хочу узнать, узнал.
– Запишите ваши ответы в первый столбик таблицы «знаю» о милосердии и сострадании.

- Что вы уже знаете? (проверка)
– Подумайте и скажите, что вы хотите еще узнать? Запишите ваши ответы во второй столбик таблицы «хочу узнать».

- Что вы хотите узнать? (проверка)
– По ходу работы на уроке вы заполните третий столбик таблицы «узнал».

Коллективная работа над понятиями темы 

- На уроке мы будем пользоваться такими понятиями, как:

милосердие, забота, милостыня, страдание, сострадание. А вот что они обозначают, поможет нам узнать игра «Твой номер» и словари русского языка.

Учитель составляет на доске пронумерованный список понятий:

1.Милосердие

2. Забота

3. Милостыня

4.Страдание

5.Сострадание

Вы получаете номер от 1 до5. Когда я называю номер, встают все учащиеся с этим номером и формулируют соответствующее понятие, дополняя друг друга и помогая друг другу. Остальные в это время показывают своё отношение к ответу сигнальными карточками. Затем проверяем, как об этом написано в словаре.

- №1 Милосердие – это, как вы считаете…

– Произнесите слово, вслушайтесь. Из каких двух слов образовано слово «милосердие»?

– К кому мы проявляем милосердие? Прочитай в словаре Ожегова….

- №2 Забота по вашему мнению – это…

– Кому нужна наша забота?

- Как вы проявляете заботу к членам семьи? Прочитай, как о заботе говорит Ожегов…

- № 3Милостыня – как вы понимаете это слово…Прочитай в словаре...

- Чем можно пожертвовать в качестве милостыни? (деньги, вещи,...)

- Синоним – подаяние.

-№4  Страдание - …(болезнь, печаль, страх, тревога)

-Кто может испытывать страдание? Прочитай в словаре…

- Как помочь такому человеку, испытывающему страдание?

- №5 Сострадание - ….

- Назовите синоним. В словаре – это…(выражение истинной любви и понимания)

- Какими из этих качеств вы бы хотели обладать?

- Значит, все это понятия неразрывно связаны между собой. Милосердные люди имеют сострадание к тем, кто нуждается в помощи, помогают им добровольно, не ожидая ничего взамен, а напротив, жертвуя,  бывает даже последним.

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Иисус Христос отметил самую главную заповедь

- Кто знает её? «Люби ближнего, как самого себя».

- А кто мой ближний? Ответ на этот вопрос вы найдёте в притчи о добром самарянине. Пополним наш словарик новым понятием «самарянин» - в данном случае означает чужак.

- Встретятся и другие непонятные вам слова: Иерусалим – столица Израиля, Йерухам – город в Израиле, левит – служитель в Иерусалимском храме, иудей – житель Иудейского царства, Самария – историческая часть Израиля.

- Посмотрим притчу . Обсуждение (фронтальная работа)

Осмысление понятия «ближний».

- Какое несчастье случилось с человеком?

- Кто проявил милосердие?

-Кто такой ближний?

- Кто оказался ближним в притчи?

Ближний – это тот, кто не оставит тебя в беде. И ещё ближний – это тот, кто нуждается в твоей помощи.

5. Реализация построенного проекта

Исследовательская работа с текстом учебника

(Технология «Инсерт»):

- Объявляю исследовательскую работу по группам, используя  учебник и алгоритм работы.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Минутка отдыха

- Закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в зимний лес. Полюбуемся волшебным превращением леса, поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. Остановимся. А так ли тихо в зимнем лесу? Послушайте, как хрустят снежинки, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в зимнем лесу? Вдохните глубоко этот  аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой.

- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть зимнего дня, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Откроете глаза. Окружающий нас мир – большое волшебное зеркало. Посмотрим в него и передадим  окружающим  своё тепло.

Проверка работы групп

1 группа

- Милосердное прощение выше и благороднее, чем справедливое возмездие.

- Согласны со мной? ( стр.43 последний абзац -44 первый абзац)

Дополни текст недостающими словами и подготовься его представить!

Мелкие неприятности и настоящие несчастия.

          Есть мелкие ____________, а есть настоящие _______________.

  1. Рассказ о подножке.
  2. Это беда.

Это непросто - ________________ через свои давние обиды. Но это самый ______________ из призывов Иисуса Хриса: « А Я говорю вам: любите врагов ваших». (распечатку повесить на доску)

  Если человек принимает __________________ силу Христа, то и это ему под _____________ .

2 группа

- Одно из дел милосердия – милостыня. Христос говорил: «Всякому просящему у тебя – дай». А святой Дорофей пояснял : « Когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. … От этого твоя душа стала светлее».

- Какие две руки встретились?

( стр.45 первый абзац) Встреча двух рук

- На плакате подпиши «руки». Представь работу. (на доску плакат)

Великий русский историк _______________________________ описывал милостыню как встречу ___________________________. Одна выражает просьбу «_____________________», другая же подаёт «________________________________». Не просто решить, какая из этих рук несёт больше _____________.

  В старину говорили «Нищий ________________________ питается, а богатый молитвой ________________________ спасается».

  Эта милостыня ежедневно вливала потоки добра в ________________________________________________. Она приучала богачей видеть в бедняках ______________________., а бедняков отучала ненавидеть ________________________.

3 группа  Святая Ульяна Муромская

- Расскажите о святой Ульяне Муромской. (портрет на доску)

( стр.45 последний абзац)

Приготовь рассказ по вопросам

- Когда и где жила святая Ульяна?

- Будучи девочкой, что раздавала нищим?

- Когда вышла замуж, как помогала всей округе?

- В голодные времена, зачем просила себе больше еды?

- Из чего пекла хлеб?

- Что о таком хлебе говорили нищие?

4 группа          Отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный

(стр. 45 поля)

- Выразительно прочитай отрывок.

- Как ты понимаешь последнюю строчку? (Я думаю, поэт призывал быть милосердными и уметь прощать всех, кто: упал, погиб, оступился. Падшие - сломленные духом, потерявшие смысл жизни )

5 группа   Индивидуальное задание

- В самые суровые и тяжёлые дни люди нашей страны показывали пример милосердия и сострадания.

- Как вы думаете, кого в годы войны называли сёстрами милосердия?

Многие сестры милосердия XIX — начала XX в обычной жизни были богатыми, знатными дамами, но которые умели любить и проявлять милосердие к ближнему. А  ближним для них был каждый человек, который нуждался в их помощи.

О таких людях расскажет в своей работе Виктория Межевова.

  Работая над проектом «Сёстры милосердия», я узнала, что существует орден сестер милосердия. В России его организовала Великая княгиня Елизавета Феодоровна Романова.

Особенно большое значение имело милосердие в годы войн. Первыми в мире женщинами, которые добровольно и организованно отправились на фронт, были сестры милосердия московской Никольской обители.

Дарья Севастопольская – героиня обороны Севастополя в Крымскую войну, первая сестра милосердия, спасавшая раненых на фронте.

Во время Первой мировой войны императрица Александра Фёдоровна и ее старшие дочери Ольга и Татьяна работали в госпитале сестрами милосердия.

В годы Великой Отечественной войны сестры милосердия спасали раненых, выносили их с поля боя под пулями. Они собирали для раненых ягоды, грибы, мох для повязок.

Военный корреспондент Иван Рощин писал о них: «Как им это удавалось- всегда появляться возле раненого бойца, когда ему нужна была срочная помощь? Под огнём противника перевязать его, на своих хрупких плечах перетащить в укрытие, оттуда раненых отправляли в тыл… А сестра милосердия оставалась на передовой, спасая жизнь другого солдата, и каждую секунду рискуя своей.»

  На плащ- палатках, на собственных плечах, ползком, под бомбёжкой, пулемётным и артиллерийским огнём восемнадцатилетние девочки выносили раненых с поля боя.

    Память о них навсегда будет в сердцах спасённых солдат и офицеров, благодарных потомков, а самоотверженный труд на благо жизней миллионов военнослужащих навеки останется ярчайшим примером милосердия и героизма.

-9 мая 2020 года наша страна будет отмечать 75-ю годовщину со Дня Победы в Великой Отечественной войне.

-Забота и всемирная поддержка армии тружениками тыла проявлялась с первых дней войны. Всеобщее чувство сострадания и сопереживания объединяло людей. Пугачёвцы оказались в их числе. Кинсфатер Эвелина расскажет в своём проекте о трудовом подвиге пугачёвцев в годы Великой Отечественной войны.

На этом поле не найдёшь патрона,

Пробитой каски, ржавого штыка,

Но здесь стояла насмерть оборона

Четыре долгих года, как века.

Почти 75 лет назад закончилась война, но сегодня для меня трудовой подвиг пугачёвцев видится бессмертным. Лозунг «Всё для фронта, всё для победы» стал боевым девизом для всех людей страны, в том числе для наших земляков. Изучив материалы краеведческого музея, я обнаружила, что основная тяжесть труда легла на плечи женщин и детей. Работать на заводе, производя противотанковые снаряды, приходилось по трое суток, не выходя из здания.

  Во время уборки урожая женщины и подростки жили в степи, спали на соломе.

  Госпитали размещались в разных местах и зданиях, которые приняли огромный поток раненых  в 42- 43 годах из Сталинграда.

  За время войны на пожертвования жителей Пугачёва и района был построен 21 боевой самолёт.

  Большую помощь труженики тыла оказывали в сборе и посылке тёплых вещей и подарков на фронт, куда отправлялось всё, что только могло дойти до передовой и помочь выжить солдатам: тёплая одежда, сухари, махорка, мыло, мёд, полотенца, кисеты, бумага, конверты и многое другое.

  Многие сдавали часть своей крови раненым бойцам на станциях переливания крови, в  их числе  почётный донор – Резелер Вера Александровна. В ответ спасённые воины присылали письма, полные благодарности донорам, которые рисковали собственным здоровьем, приближая Победу.

Если то, что пережили пугачёвцы в тылу, было страшно, то, что же было там, где шли военные действия?

- Отсутствие таких качеств как милосердие и сострадание приводит к разрушению, к гибели людей. Об этом написал в своём стихотворении"Чулочки" Муса Джалиль, которое прочтёт Бирюкова Дарья.

Их расстреляли на рассвете
Когда еще белела мгла,
Там были женщины и дети
И эта девочка была.
Сперва велели им раздеться,
Затем к обрыву стать спиной,
И вдруг раздался голос детский
Наивный, чистый и живой:
-Чулочки тоже снять мне, дядя?
Не упрекая, не браня,
Смотрели прямо в душу глядя
Трехлетней девочки глаза.
"Чулочки тоже..?"
И смятеньем эсесовец объят.
Рука сама собой в волнении
Вдруг опускает автомат.
И снова скован взглядом детским,
И кажется, что в землю врос.
"Глаза, как у моей Утины" -
В смятенье смутном произнес,
Овеянный невольной дрожью.
Нет! Он убить ее не сможет,
Но дал он очередь спеша…
Упала девочка в чулочках.
Снять не успела, не смогла.
Солдат, солдат, а если б дочка
Твоя вот здесь бы так легла,
И это маленькое сердце
Пробито пулею твоей.
Ты человек не просто немец,
Ты страшный зверь среди людей.
Шагал эсесовец упрямо,
Шагал, не подымая глаз.
Впервые может эта дума
В сознании отравленном зажглась,
И снова взгляд светился детский,
И снова слышится опять,
И не забудется навеки
"ЧУЛОЧКИ, ДЯДЯ, ТОЖЕ СНЯТЬ?"

7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- А встречаются ли в современной жизни такие люди, которые проявляют истинное милосердие, истоком которого являлась бескорыстная любовь к ближнему?

- Как вы считаете?

Беслан

- Хочу рассказать вам о террористическом акте в городе Беслане Северной Осетии 1 сентября 2004 года, во время которого прямо на торжественной линейке в школе №1 было захвачено 1100 заложников и удерживались в течение двух с половиной дней.

  Эта трагедия показала яркий пример самопожертвования во имя другого человека.  

18 учителей погибли от рук террористов, спасая школьников. Среди них 74 – летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший 3 пули в спину.

Спасая детей при штурме школы погибли 10 спецназовцев.

Это, конечно, страшное событие, но и в повседневной жизни мы можем проявить любовь и милосердие.

- Совсем недавно мне рассказали, как один ученик нашего класса по пути в школу увидел, что собаки набросились на котёнка. Он отогнал их и, удостоверившись, что котёнок в безопасности, пошёл дальше. Это был Колонов Кирилл. Похлопаем ему!

- Как вы оцениваете его поступок?

- Наш класс каждый год принимает участие в благотворительной ярмарке, средства от которой направляются детям с ограниченными возможностями здоровья нашей школы. Это тоже яркий пример милосердия.

- В этом году мы так же подготовились к ярмарке, своими руками сделали игрушки.

8. Включение в систему знаний и повторение

У милосердия порою много лиц...

И странно видеть, в чём оно одето...

Но, главное ведь в нём не это,

А удивительно, что нет ему границ!

- Я искренне надеюсь, что сегодняшний урок оставит в вашем сердце и памяти только добрые, светлые воспоминания, поможет задуматься о том, как стать чище и добрее.

-  Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренны. Когда отдаешь  частичку доброго сердца, проявляешь милосердие к людям, то становишься богаче духовно. Я желаю вам всем жить среди милосердных людей и быть милосердными. И хочу подарить вам «Памятки жизненных правил».

- Прочитаем:

Памятка «жизненных правил»

1. Любите окружающих вас людей: родных, близких и друзей.

2. Умейте видеть достоинства людей, ценить их.

3. Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.

4. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.

5. Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.

6. Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.

7. Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.

9. Рефлексия учебной деятельности

Проанализируйте свою работу на сегодняшнем уроке

- В табличке напишите, что вы узнали…

- Так что же вы узнали?

 

Задание на дом:

Сделай своими руками поделку (открытку, игрушку, сувенир) и подари ее одинокому человеку.

- Спасибо всем присутствующим за внимание!

Знаю

Хочу узнать

Узнал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ. 4 класс

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Семья" 4 класс...

Конспект урока ОРКСЭ 4 класс по теме "Подвиг в православной культуре"

Урок ОРКСЭ по учебнику Кураева "Основы православной культуры"Цель урока: раскрытие жертвенной, бескорыстной стороны подвига....

План-конспект урока ОРКСЭ. 4 КЛАСС. Тема урока:"Добро и зло"

Тема урока «Зачем творить добро. Добро и зло. Совесть и раскаяние»Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения ...

Конспект урока ОРКСЭ 4 класс.«Мораль и религия. Нравственные заповеди в религиях мира».

·        освоение учащимися знаний об общих нравственных основах мировых религий;·        формирование ценностного отношения к «зо...

План-конспект урока ОРКСЭ 4 класс

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...

Конспект урока ОРКСЭ 4 класс Тема урока: «Церковнославянский язык». Модуль Основы православной культуры.

Коспект урока ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры" по теме "Церковнославянский язык" разработан для обучающихся 4 класса УМК: «Основы православной культуры»...