План-конспект урока ОРКСЭ 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Тарасова Олеся Владимировна

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №69»

Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Культура и религия.

Разработал: Тарасова О.В,

учитель начальных классов

Тольятти, 2017

Цель урока:    помочь учащимся осознать сущность культуры, ее основные формы, взаимосвязь культуры и религии .

Задачи урока:

Воспитательная:  воспитание нравственности, толерантности, коллективизма, умения выслушивать мнение одноклассников, не перебивая друг друга; воспитание культуры речи; эстетическое воспитание.

Образовательная:  раскрыть понятие «культура», рассмотреть влияние религии на культуру, раскрыть сущность материальной и духовной культуры, формирование понятий: культура, религия, материальная культура, духовная культура;

Развивающая:  через игровые моменты, групповые формы работы способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, выполнять творческие задания, сравнивать культуру материальную и духовную;

Оборудование:

  • учебное пособие «Основы мировых религиозных культур», 4-5 кл./ А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева и др.;
  • карточки для игры «Собери пазлы»;
  • демонстрационные карточки-термины;
  • презентация
  • тетради обучающихся

Ход урока.

  1. Организационный момент. 
  2. Актуализация ранее полученных знаний.

Устный опрос.

  • Как вы понимаете слово «религия»?
  • Какие религии считаются традиционными для России?
  • Какие религии преобладают в нашем городе?

Введение в новый материал.

Религия – сфера жизни, отличительной чертой которой является вера в сверхъестественное, в Бога.

Ритуал – участие людей в религиозных действиях.

Мировые религии – это буддизм, христианство, ислам.

  1. Новый материал.
  • О чем мы будем говорить сегодня на уроке?
  • Выступление учителя «Что такое культура?»

  В повседневной речи слово «культура» часто связано с представлениями о дворцах и музеях, театрах и библиотеках. Порой мы употребляем такие выражения, как «культурный человек», «культурно себя вести». Это тоже связано со словом «культура».

  • Предлагаю вам уже знакомую игру «Подбери слово».

К – красота

У – уникальность

Л – личность

Ь

Т – традиции

У – устои, уважение

Р – развитие

А – архитектура

        В науке есть такое определение: «Культура – это материальные и духовные ценности, которые создает человек на протяжении своей истории».

        Культура бывает материальная и духовная. К материальной культуре мы можем отнести орудия труда и предметы повседневной жизни, все, что создано руками человека: здания, оружие, орудия труда, деньги, украшения, разные предметы. Когда  мы говорим о духовной культуре, мы имеем в виду все, что сделано умом человека: идеи и образы, которые создали выдающиеся писатели, художники, ученые, а также такие понятия, как добро и зло, справедливость и красота. Религия и нравственные нормы поведения тоже относятся к духовной культуре.

  • Задание детям: рассмотрите фотографии на слайдах и скажите, к какой культуре – материальной или духовной, они относятся?

(на слайдах: Кижи, кантеле, национальная карельская одежда, предметы быта карел)

  • Игра.

Учащиеся разбиваются на 2 команды и получают карточки со словами: церковь, танец лезгинка, карета, мечеть, знания, буддизм, кукла, ислам, народная песня, монета, копье, законы, платье, сказка. 

1-й команде необходимо выбрать карточки, связанные с материальной культурой, а 2-й команде – с духовной культурой.

  • Беседа с учащимися:

- Мы говорим о ком-то, что он культурный человек? Что это означает?

- Что входит в понятие «культура поведения»? Какие черты присущи культурному человеку?

  • Работа с рассказом.

- Хочу вас спросить: Каким словом в русском языке выражается благодарность? (- спасибо!)

-        Кто знает, что обозначает это слово? («Спаси Бог»), прочитаем в учебнике на стр. 8 об этом слове.

- Что нового вы узнали о слове спасибо?

   Мы всегда считали это слово культурным, а оказывается у верующих людей это маленькая молитва.

-     Часто ли вы слышите в свой адрес слово «спасибо»? За что?

-  Кому и за что вы сами говорите «спасибо»?

- Женщина в рассказе названа верующей. Что доказывает, что она действительно верила в Бога?

                - Зачем люди строили храмы?

     Когда люди строили храм, они работали не только физически, но и духовно: строили с любовью, с уважением к Богу. Что же получается? Храм создал человек, а значит это культура. Вы согласны?

6. Выступление учителя «Религия и культура».

           Можно задать вопрос: как связаны между собой эти два слова? Итак, Религия – это вероисповедание, вера в Бога со своими ритуалами, культура – это то, как и чем живет народ в какой либо стране. В каждой религии нужно было иметь место для совершения ритуалов. Так возникли специальные здания, которые должны были служить этим целям.  (Идет демонстрация слайд-шоу «Культовые сооружения»). Мы до сих пор с удовольствием посещаем сохранившиеся величественные храмы Древней Индии, Древней Греции. Не сохранился до нашего времени, но известен по описаниям Иерусалимский храм в Израиле. В древние времена возникли и первые христианские храмы, некоторые из них сохранились до наших дней. На Ближнем Востоке и в Северной Африке были возведены первые священные сооружения мусульман. Сейчас буддистские, исламские, христианские храмы можно встретить повсюду. Каждый храм имеет своё название. А почему они так называются,  мы узнаем на следующих уроках.

        В настоящее время эти замечательные сооружения считаются культурными памятниками. Они охраняются государством. И у нас в Карелии много великолепных храмов. Туристы со всего мира приезжают полюбоваться их красотой. Давайте полюбуемся на эти замечательные сооружения.( слайд-шоу)

- А у нас в городе есть храмы? Где они находится? Как называются?

   Живописцы всех времен часто обращались к религиозным сюжетам в своих картинах  (показ репродукций). В буддизме и христианстве, а также в ряде других религий во время ритуальных обрядов используется музыка. Сегодня нам известно немало музыкальных произведений, написанных как специально для религиозных целей, так и на религиозные темы и сюжеты.

         (прослушивание:  Рахманинов «Всенощное бдение»).  

ВЫВОД:

   Связаны ли культура и религия между собой?

  1. Закрепление основных понятий урока (работа с тренажером в электронном пособии к учебнику «Основы мировых религиозных культур»)
  2. Домашнее задание:

Перечитай информацию на стр. 8-10, ответь на вопросы к теме.

Повтори понятия: религия, мировые религии,  традиционные религии, культура, духовная культура, материальная культура.

Индивидуальное задание: подготовить сообщение или презентацию по теме «Культура и религия на примере любой страны»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...

План-конспект занятия по ОРКСЭ по теме: "Семья".

Цель этого занятия:привить любовь к ближнему, семье, уважение к старшим, сверстникам, к родному дому, Родине;воспитание чувства патриотизма...

План-конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "СКазка-ложь,да в ней намёк, добрым молодцам урок" (2 класс)

Интегрированный урок чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка-ложь,да в ей намёк, добрым молодцам урок" даёт возможность на конкретном материале сказки "Ли...

План-конспект интегрированного урока музыки и живого мира в 1 классе для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Тема урока: "Весенняя капель"

Тема: «Весенняя капель».Цели: развитие слухового восприятия, слуховой памяти, закрепление понятия «весна».Задачи: - повторение времён года (зима, весна), повторение признаков весны- развитие умения сл...

План-конспект открытого урока 1 класс.

План-конспект открытого урока 1 класс....