Конспект урока по ОКРСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

ЗАВГОРОДНЯЯ ДАРЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Тема: Свобода и моральный выбор человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkise.docx25.94 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 4

Тема: Свобода и моральный выбор человека

Цель:

Образовательная: формировать знания учащихся по теме «Свобода и моральный выбор человека». Раскрыть суть понятий "свобода" и "моральный выбор"; формировать умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта.
Развивающая: способствовать развитию мышления и грамотной речи учащихся. Формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.
Воспитательная: способствовать воспитанию у детей чувства коллективизма. Формировать умение выбора между нравственным и безнравственным поведением человека. Формировать умение выбирать между своими интересами и интересами других людей.

Оборудование: презентация, карточки с заданиями, фломастеры

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Хронометраж урока

1. Организация начала урока – 1 мин
2. Актуализация и коррекция опорных знаний – 3 мин
3. Сообщение ученикам темы, целей и задач урока. Мотивация – 1 мин
4. Восприятие и осознание нового материала – 13 мин
4.1. Восточная притча
4.2. Работа на карточках
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
5. Осмысление знаний, связей и зависимостей между ними – 8 мин
5.1. Работа над стихотворением
6. Закрепление изученного материала – 8 мин
6.1. Работа в группах
7. Итоги урока. Рефлексия – 5 мин

1. Организация начал урока

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Александровна. Сегодня урок основ светской этики проведу у вас я. Давайте проверим все ли у вас готово к нашему уроку. На ваших партах должны лежать тетради, пенал и дневник.

2. Актуализация и коррекция знаний

- Прежде чем начать работу, давайте вспомним то, что уже знаем.

- Что такое этика? (Этика - это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле)

- Кто является основателем этой науки? (Основателем этой науки является Аристотель)

- Что такое светская этика? (Светская этика – это нормы поведения принятые в гражданском обществе)

- Молодцы! Вы хорошо усвоила предыдущий материал, а значит мы можем двигаться дальше.

3. Сообщение темы, целей и задач урока. Мотивация

- Напишите красиво свое имя на листочке.

- Раскрасьте его в любимый цвет.

- Какого цвета ваше имя? Назовите ваш любимый цвет.

- Вас кто-нибудь принуждал к выбору определенного цвета?

- Составьте слова из разрезных карточек, попытайтесь выбрать главное для вас.

СВОБОДА                          ВЫБОР                        МОРАЛЬ

- Подберите ассоциации к слову свобода (свобода, жизнь, счастье)

- Что значит быть свободным?

- Для чего нужна свобода?

- Всегда ли хорошо, когда у тебя есть свобода выбора?

Свобода - своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения чужой воле. (Словарь В.И. Даля)

Свобода – состояние того, кто не находится в заключении, в неволе.( Толковый словарь С.И. Ожегова)

Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор. (Большой Энциклопедический словарь)

- Какое определение слова «свобода» подходит к теме нашего урока? (Ответы детей)

- Догадались, о чем сегодня пойдет наш разговор на уроке?

- Сегодня мы поговорим о свободе и выборе, который совершает человек. Для того чтобы понять что такое свобода, что такое выбор необходимо знать особенности взросления человека. Когда человек взрослеет, он совершает одно из величайших открытий: открывает самого себя. Открытие самого себя – самое прекрасное, что может испытать человек. Но что значит открыть себя? В этих поисках каждый человек может раскрыть свои возможности. Определить свой жизненный путь, научиться управлять своей жизнью.

4. Восприятие и осознание нового материала

4.1. Восточная притча

- Послушайте притчу и скажите: "Что ответил мастер своему ученику?"

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.

- Что же ответил мастер своему ученику?

- Как вы понимаете эти слова?

- Какие 2 пути выбора стояли перед учеником?

- Какой путь выбрали бы вы?

- Человек всегда может сделать выбор. Это отличает человека от животного.

- Всегда ли человек задумывается над выбором? Нужно ли задумываться, что выбрать и зачем? Существует такое понятие моральный выбор. Это понятие состоит из двух слов: мораль и выбор. О слове выбор мы уже говорили, а что такое мораль? (это совокупность требований, норм, правил поведения человека с точки зрения добра и зла) Приходилось ли вам сталкиваться в жизни с моральным выбором? Приведите примеры.

- Выбор, направленный во благо другому – это и есть «моральный выбор»

- Давайте запишем в тетрадь схему:

Моральный выбор - выбор

между различными способами

поведения

/                                        \

                                    Нравстенным                   Безнравстенным

                                         Добро                                      Зло

                                     Добродетель                            Порок          

- Ребята, от чего зависит выбор между нравственным и безнравственным поведением, между добром и злом? ( От характера и силы воли человека)

- Какими качествами характера должен обладать человек, чтобы сделать осознанный выбор? А к чему может привести неправильно сделанный выбор? (может пострадать человек, или сам можешь пострадать)

4.2. Работа на карточках

- Каждый человек постоянно стоит перед выбором. И этот выбор зависит от того, какое самосознание у человека, к чему он стремится. Как понять себя? Для начала самостоятельно закончите предложения (варианты ответов можно нарисовать). После этого выберите главное и расскажите, почему именно это главное в вашей жизни.

Я УМЕЮ …

Я ХОЧУ…

Я – ПОНИМАЮ…

МНЕ НЕЛЬЗЯ…

Я ЛЮБЛЮ…

Я ЧУВСТВУЮ…

МНЕ МОЖНО…

Я МОГУ БЫТЬ….

Ответы учащихся представление рисунков и пояснения к ним.

- Как вы определили, что вам можно, а что нельзя? Кто или что помогает сделать выбор как поступить?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

5. Осмысление знаний, связей и зависимостей между ними

5.1. Работа над стихотворением

- Послушайте стихотворение Сергея Михалкова "Находка" и ответьте на вопрос"правильно поступил мальчик?"

Я выбежал на улицу,

По мостовой пошел,

Свернул налево за угол

И кошелек нашел.

Четыре отделения

В тяжелом кошельке,

И в каждом отделении

Пятак на пятаке.

И вдруг по той же улице,

По той же мостовой

Идет навстречу девочка

С поникшей головой.

И грустно смотрит под ноги,

Как будто по пути

Ей нужно что-то важное

На улице найти.

Не знает эта девочка,

 Что у меня в руке

Ее богатство медное

В тяжелом кошельке.

Но тут беда случается,

И я стою дрожа:

Не нахожу в кармане я

Любимого ножа.

Четыре острых лезвия

Работы непростой,

Да маленькие ножницы,

Да штопор завитой.

И вдруг я вижу: девочка

Идет по мостовой,

Мой ножик держит девочка

И спрашивает: "Твой?"

Я нож беру уверенно,

Кладу в карман его,

Проходит мимо девочка,

Не знает ничего.

И грустно смотрит под ноги,

Как будто по пути

Ей нужно что-то важное

На улице найти.

Не знает эта девочка,

Что у меня в руке

Ее богатство медное

В тяжелом кошельке.

Я бросился за девочкой,

И я догнал ее,

И я спросил у девочки:

"Твое? Скажи, твое?"

"Мое,- сказала девочка.

- Я шла разиня рот.

Отдай! Я так и думала,

Что кто-нибудь найдет".

- Как вы думаете, правильно поступил мальчик?

- Какой выбор стоял перед мальчиком?

- Почему он все таки отдал девочке кошелек?

- Как бы вы поступили в такой ситуации?

6. Закрепление изученного материала

6.1. Работа в группах

- Сейчас вы будете работать в группах. Ваша задача - объяснить свою ситуацию:

  1. Ты нашёл на улице кошелёк с деньгами, знаешь, чей он может быть. Как ты поступишь?
  2. Учитель поставил двойку, а ты недоволен. Как поступить?
  3. Друг зовёт гулять, а у тебя не выучены уроки.
  4. Друзья предложили пойти погулять к пруду, а ты не прополол грядки на огороде.

(Каждая группа объясняет свою ситуацию)

- Сталкивались ли вы с такими ситуациями в своей жизни?

- Приходилось ли вам делать свой собственный выбор, оказываться в ситуации морального выбора? Приведите свои примеры.

7. Итоги урока. Рефлексия

-Над какой темой мы сегодня работали?

-Что было для вас трудным?

- Что такое свобода?(возможность действовать по-своему; ты сам можешь решать, как поступить в той или иной ситуации)

- Что такое моральный выбор?

- Для чего мы об этом сегодня говорили?( Стараться не совершать плохих поступков, делать добрые дела.)

- Какой самый главный вывод вы сегодня сделали для себя?

- Урок окончен, спасибо за вашу работу, мне было приятно с вами работать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...