Конспект урока по ОКРСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Предварительный просмотр:
Класс: 4
Тема: Свобода и моральный выбор человека
Цель:
Образовательная: формировать знания учащихся по теме «Свобода и моральный выбор человека». Раскрыть суть понятий "свобода" и "моральный выбор"; формировать умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта.
Развивающая: способствовать развитию мышления и грамотной речи учащихся. Формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.
Воспитательная: способствовать воспитанию у детей чувства коллективизма. Формировать умение выбора между нравственным и безнравственным поведением человека. Формировать умение выбирать между своими интересами и интересами других людей.
Оборудование: презентация, карточки с заданиями, фломастеры
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Хронометраж урока
1. Организация начала урока – 1 мин
2. Актуализация и коррекция опорных знаний – 3 мин
3. Сообщение ученикам темы, целей и задач урока. Мотивация – 1 мин
4. Восприятие и осознание нового материала – 13 мин
4.1. Восточная притча
4.2. Работа на карточках
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
5. Осмысление знаний, связей и зависимостей между ними – 8 мин
5.1. Работа над стихотворением
6. Закрепление изученного материала – 8 мин
6.1. Работа в группах
7. Итоги урока. Рефлексия – 5 мин
1. Организация начал урока
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Александровна. Сегодня урок основ светской этики проведу у вас я. Давайте проверим все ли у вас готово к нашему уроку. На ваших партах должны лежать тетради, пенал и дневник.
2. Актуализация и коррекция знаний
- Прежде чем начать работу, давайте вспомним то, что уже знаем.
- Что такое этика? (Этика - это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле)
- Кто является основателем этой науки? (Основателем этой науки является Аристотель)
- Что такое светская этика? (Светская этика – это нормы поведения принятые в гражданском обществе)
- Молодцы! Вы хорошо усвоила предыдущий материал, а значит мы можем двигаться дальше.
3. Сообщение темы, целей и задач урока. Мотивация
- Напишите красиво свое имя на листочке.
- Раскрасьте его в любимый цвет.
- Какого цвета ваше имя? Назовите ваш любимый цвет.
- Вас кто-нибудь принуждал к выбору определенного цвета?
- Составьте слова из разрезных карточек, попытайтесь выбрать главное для вас.
СВОБОДА ВЫБОР МОРАЛЬ
- Подберите ассоциации к слову свобода (свобода, жизнь, счастье)
- Что значит быть свободным?
- Для чего нужна свобода?
- Всегда ли хорошо, когда у тебя есть свобода выбора?
Свобода - своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения чужой воле. (Словарь В.И. Даля)
Свобода – состояние того, кто не находится в заключении, в неволе.( Толковый словарь С.И. Ожегова)
Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор. (Большой Энциклопедический словарь)
- Какое определение слова «свобода» подходит к теме нашего урока? (Ответы детей)
- Догадались, о чем сегодня пойдет наш разговор на уроке?
- Сегодня мы поговорим о свободе и выборе, который совершает человек. Для того чтобы понять что такое свобода, что такое выбор необходимо знать особенности взросления человека. Когда человек взрослеет, он совершает одно из величайших открытий: открывает самого себя. Открытие самого себя – самое прекрасное, что может испытать человек. Но что значит открыть себя? В этих поисках каждый человек может раскрыть свои возможности. Определить свой жизненный путь, научиться управлять своей жизнью.
4. Восприятие и осознание нового материала
4.1. Восточная притча
- Послушайте притчу и скажите: "Что ответил мастер своему ученику?"
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.
- Что же ответил мастер своему ученику?
- Как вы понимаете эти слова?
- Какие 2 пути выбора стояли перед учеником?
- Какой путь выбрали бы вы?
- Человек всегда может сделать выбор. Это отличает человека от животного.
- Всегда ли человек задумывается над выбором? Нужно ли задумываться, что выбрать и зачем? Существует такое понятие моральный выбор. Это понятие состоит из двух слов: мораль и выбор. О слове выбор мы уже говорили, а что такое мораль? (это совокупность требований, норм, правил поведения человека с точки зрения добра и зла) Приходилось ли вам сталкиваться в жизни с моральным выбором? Приведите примеры.
- Выбор, направленный во благо другому – это и есть «моральный выбор»
- Давайте запишем в тетрадь схему:
Моральный выбор - выбор
между различными способами
поведения
/ \
Нравстенным Безнравстенным
Добро Зло
Добродетель Порок
- Ребята, от чего зависит выбор между нравственным и безнравственным поведением, между добром и злом? ( От характера и силы воли человека)
- Какими качествами характера должен обладать человек, чтобы сделать осознанный выбор? А к чему может привести неправильно сделанный выбор? (может пострадать человек, или сам можешь пострадать)
4.2. Работа на карточках
- Каждый человек постоянно стоит перед выбором. И этот выбор зависит от того, какое самосознание у человека, к чему он стремится. Как понять себя? Для начала самостоятельно закончите предложения (варианты ответов можно нарисовать). После этого выберите главное и расскажите, почему именно это главное в вашей жизни.
Я УМЕЮ …
Я ХОЧУ…
Я – ПОНИМАЮ…
МНЕ НЕЛЬЗЯ…
Я ЛЮБЛЮ…
Я ЧУВСТВУЮ…
МНЕ МОЖНО…
Я МОГУ БЫТЬ….
Ответы учащихся представление рисунков и пояснения к ним.
- Как вы определили, что вам можно, а что нельзя? Кто или что помогает сделать выбор как поступить?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
5. Осмысление знаний, связей и зависимостей между ними
5.1. Работа над стихотворением
- Послушайте стихотворение Сергея Михалкова "Находка" и ответьте на вопрос"правильно поступил мальчик?"
Я выбежал на улицу,
По мостовой пошел,
Свернул налево за угол
И кошелек нашел.
Четыре отделения
В тяжелом кошельке,
И в каждом отделении
Пятак на пятаке.
И вдруг по той же улице,
По той же мостовой
Идет навстречу девочка
С поникшей головой.
И грустно смотрит под ноги,
Как будто по пути
Ей нужно что-то важное
На улице найти.
Не знает эта девочка,
Что у меня в руке
Ее богатство медное
В тяжелом кошельке.
Но тут беда случается,
И я стою дрожа:
Не нахожу в кармане я
Любимого ножа.
Четыре острых лезвия
Работы непростой,
Да маленькие ножницы,
Да штопор завитой.
И вдруг я вижу: девочка
Идет по мостовой,
Мой ножик держит девочка
И спрашивает: "Твой?"
Я нож беру уверенно,
Кладу в карман его,
Проходит мимо девочка,
Не знает ничего.
И грустно смотрит под ноги,
Как будто по пути
Ей нужно что-то важное
На улице найти.
Не знает эта девочка,
Что у меня в руке
Ее богатство медное
В тяжелом кошельке.
Я бросился за девочкой,
И я догнал ее,
И я спросил у девочки:
"Твое? Скажи, твое?"
"Мое,- сказала девочка.
- Я шла разиня рот.
Отдай! Я так и думала,
Что кто-нибудь найдет".
- Как вы думаете, правильно поступил мальчик?
- Какой выбор стоял перед мальчиком?
- Почему он все таки отдал девочке кошелек?
- Как бы вы поступили в такой ситуации?
6. Закрепление изученного материала
6.1. Работа в группах
- Сейчас вы будете работать в группах. Ваша задача - объяснить свою ситуацию:
- Ты нашёл на улице кошелёк с деньгами, знаешь, чей он может быть. Как ты поступишь?
- Учитель поставил двойку, а ты недоволен. Как поступить?
- Друг зовёт гулять, а у тебя не выучены уроки.
- Друзья предложили пойти погулять к пруду, а ты не прополол грядки на огороде.
(Каждая группа объясняет свою ситуацию)
- Сталкивались ли вы с такими ситуациями в своей жизни?
- Приходилось ли вам делать свой собственный выбор, оказываться в ситуации морального выбора? Приведите свои примеры.
7. Итоги урока. Рефлексия
-Над какой темой мы сегодня работали?
-Что было для вас трудным?
- Что такое свобода?(возможность действовать по-своему; ты сам можешь решать, как поступить в той или иной ситуации)
- Что такое моральный выбор?
- Для чего мы об этом сегодня говорили?( Стараться не совершать плохих поступков, делать добрые дела.)
- Какой самый главный вывод вы сегодня сделали для себя?
- Урок окончен, спасибо за вашу работу, мне было приятно с вами работать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
План-конспект урока по физкультуре (1 класс) на тему: Конспект образовательного урока по физической культуре. Технологическая карта урока
Предмет физическая культура Класс...