Открытый интегрированный урок "Девочка со спичками"
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Плотникова Оксана Валерьевна

Открытый интегрированный урок "Девочка со спичками" 

Цель: Формирование читательской компетенции, расширение представления о милосердии как духовной ценности человека.
Задачи урока:

Обучающие 

  • формирование навыков первоначального анализа текста
  • отработка навыков правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения;
  • раскрывать значение понятия «милосердие»;

Развивающие 

  • развитие умений осознавать идею произведения.
  • развивать представления о милосердном отношении к другим людям на основе изучаемого произведения;
  • развивать речь, внимание, мышление, память. Создать комфортную ситуацию для  творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.

Воспитательные 

 

воспитание  нравственных принципов.УУД:

Регулятивные действия.

- обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

- выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Личностные УУД

- доброжелательное отношение к окружающим.

- эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

- самоопределение

-осознание ответственности за общее дело.

- смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение?

Познавательные УУД

- анализ, синтез, сравнение;

-построение логической цепи рассуждений, доказательство.

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

-извлечение из литературного произведения необходимой информации;    

-умение выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность событий, давать определение понятий, устанавливать причинно-следственные связи.

- объяснение явлений, процессов, связей и отношений выявленных в ходе урока

Коммуникативные УУД

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

-учёт разных мнений.

-адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач.

 

- взаимопомощь, планирование общих способов работы, выстраивание продуктивного взаимодействия

 

Планируемые результаты:

·       Сформированность навыков анализа текста;

·       Усвоение нового понятия и умение им пользоваться ;

·       Умение работать в группе, высказывать собственное мнение;

·       Доброжелательное и уважительное отношение друг к другу;

 
Осознание представления о милосердии как духовной ценности человека.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учреждение:

МБОУ "Начальная школа-детский сад № "

Педагог:

Плотникова Оксана Валерьевна

Предмет:

Интегрированный  урок:  литературное чтение +светская этика

Тема

"Девочка со спичками"

Цель:

Формирование читательской компетенции, расширение представления о милосердии как духовной ценности человека.

Задачи урока:

Обучающие 

  • формирование навыков первоначального анализа текста 
  • отработка навыков правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения;
  • раскрывать значение понятия «милосердие»;

Развивающие 

  • развитие умений осознавать идею произведения.
  • развивать представления о милосердном отношении к другим людям на основе изучаемого произведения;
  • развивать речь, внимание, мышление, память. Создать комфортную ситуацию для  творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.

Воспитательные 

  • воспитание  нравственных принципов.

УУД

Регулятивные действия.

- обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

- выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Личностные УУД

- доброжелательное отношение к окружающим.

- эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

- самоопределение

-осознание ответственности за общее дело.

- смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение?

Познавательные УУД

- анализ, синтез, сравнение;

-построение логической цепи рассуждений, доказательство.

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

-извлечение из литературного произведения необходимой информации;        

-умение выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность событий, давать определение понятий, устанавливать причинно-следственные связи.

- объяснение явлений, процессов, связей и отношений выявленных в ходе урока

Коммуникативные УУД

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

-учёт разных мнений.

-адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач.

- взаимопомощь, планирование общих способов работы, выстраивание продуктивного взаимодействия

Планируемые результаты

  • Сформированность навыков анализа текста;
  • Усвоение нового понятия и умение им пользоваться ;
  • Умение работать в группе, высказывать собственное мнение;
  • Доброжелательное и уважительное отношение друг к другу;
  • Осознание представления о милосердии как духовной ценности человека.

Основные понятия

Милосердие, сострадание.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, слайд-презентация, рабочие листы, доп. материал на бумажных носителях для работы в группах, печатный текст

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся. УУД

1. Организационный момент.

( мин)

1. Приветствие.

  Психологический настрой

Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. В одном уроке мы объединим два предмета: литературное чтение и светскую этику. А начать наш урок я бы хотела со следующих слов:

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно,
В любую минуту, всегда.

И пусть слова Зигфрида Ленца станут эпиграфом к нашему  уроку.

"Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире". (слайд 1)

Зигфрид Ленц

2. Актуализация знаний.

Воспроизведение детьми того уровня знаний о предмете понимания, каким они обладают на момент занятия.

2. Вступительное слово педагога:

Мир детства – это мир добра. Добро исходит от нежных маминых рук, от бабушкиной заботы, прячется в подарках и сюрпризах ко дню рождения. Добро – это всё положительное, хорошее, полезное. Но, к сожалению, в мире есть и зло. Оно имеет много разных лиц; оно может быть большим и маленьким, а иногда совершенно неузнаваемым. И особенно пышно зло произрастает там, где добро спит. Поэтому всем людям, а особенно вам, детям, очень важно посеять в своих душах зёрна добра, растить их и приумножать. Поэтому сегодня на уроке  я предлагаю Вам, сегодня на уроке  подумать и поразмышлять над вопросами: (слайд 2)

- что же такое добро?

 - каким чувствам оно созвучно?

- и живет ли оно в наших сердцах?

А поможет нам великий сказочник, король всех сказочников – Ганс Христиан Андерсен. (слайд 3) 

Вспомните, ребята, чем мы обычно занимаемся на уроке литературного чтения? Светской этики?

А теперь объедините свои ответы и скажите, как вы думаете, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?

Но для начала давайте поработаем с пословицами:

Восстановите пословицы: (слайд 4)

• Доброе слово лечит…

• Не одежда красит человека…

• Доброта нигде не теряет…

• Доброта без …

• Добрые слова …

Объяснение значение пословицы.

3. Проверка дом. задания:

- Напомните мне, пожалуйста, какое у вас было домашнее задание?

- Кто автор этого произведения?

-  Какие  сказки Андерсена вы знаете?

- Ребята, а вы любите сказки? За что вы любите сказки, выразите мысль одной фразой.

- А что такое добро?

Я бы в значение слова добро добавила бы еще одно слово. Это слово состоит из двух слов «Милое» и «сердце». Объедините эти два слова, и у вас получится слово, которое можно смело соотнести со словом «добро». Кто из вас может назвать это слово.

 2 года назад 2011 год был объявлен годом милосердия.  

- А зачем организовывали такой год?

Нужно замечать вокруг нас тех, кому плохо. Чужая боль не должна проходить мимо нас.

Мы должны быть милосердными.

Словарная работа:

Как вы понимаете значение слова милосердие?

Милосердие – слово, которое состоит из двух слов – милое сердце. А человек, обладающий всеми названными вами качествами, становится  милосердным?

  – Как вы думаете, кто нуждается в нашем милосердии?  

- ответы детей

 - ответы детей

Доброе слово лечит, злое калечит.
Не одежда красит человека,
а его добрые дела.
Доброта нигде не теряет
своего достоинства.
Доброта
без разума пуста.
Добрые слова дороже богатства.

- прочитать сказку «Девочка со спичками»

-Х. К. Андерсена

-«Дюймовочка», «Дикие Лебеди» и др.

-Добро  побеждает зло.

-Добрые поступки, мысли…

-ответы детей

-Чтобы привлечь внимание  к проблемам людей, имеющих проблемы в здоровье, к пожилым людям, к детям.

-Для того чтобы инвалиды наравне с другими жителями могли участвовать в жизни нашего города.

-Милосердие готовность помочь,  кому – либо,  простить кого – нибудь  из сострадания и человеколюбия.

-ответы детей

- ответы детей

3. Введение в тему

( мин )

5. Углубление знаний:

Прочитайте слова, на какие две группы можно их разделить? (слайд 5)

Сочувствие, сопереживание, чуткость отзывчивость.

Равнодушие, эгоизм, чёрствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость.

 С помощью стрелок определите

 -  слова антонимы к слову милосердие.

-  слова синонимы к слову милосердие.

Сегодня на уроке мы будем анализировать рассказ  Андерсена «Девочка со спичками», который вы прочитали дома. (слайд 6)

Это короткий святочный рассказ Ганса Христиана Андерсена, написанный как текстовое сопровождение к гравюре Иоганна Лундбю  с изображением юной продавщицы спичек. Опубликован в 1845 году.(слайд 7)

4.

Выдвижение первичных версий ответа  на задание учителя на предметном материале (в качестве материала выступает текст).

7.Обсуждение прочитанного произведения:

- Какое настроение у вас вызвал рассказ?

- А почему именно такое настроение?

Я соглашусь с вашим мнением, и у меня это рассказ вызвал такое же настроение.

- О чём этот рассказ?

- А как, выдумаете, что послужило написанию этого рассказа?

Автор своим произведением ещё в 19 веке хотел привлечь внимание к проблеме тяжёлой жизни детей.

 - Актуальна ли эта тема сейчас?

- Встретились ли в тексте непонятные слова.

8. Словарная работа (слайд 8)

Учащиеся читают и комментируют смысл слов

Лачуга – жильё бедняков.

Лохмотья – старая поношенная одежда.

Брела – медленно шла.

Съёжилась – свернулась.

Окоченели – замёрзли.

Снедь – разнообразная еда.

Блуждала улыбка – появилась лёгкая улыбка.

Печальное, грустное.

Рассказ повествует о маленькой продавщице спичек, которая замерзает в канун Нового года, предпочитая, не возвращаться домой из страха перед жестоким отцом

Тема детских страданий. Автору тяжело наблюдать за жизнью маленьких обездоленных детей.

- ответы детей

- ответы детей

5.

Организация коммуникации между детьми по обсуждению данных версий с опорой  на возникшие зарисовки.

Знаковая фиксация данных версий в  таблице.*

9. Анализ текста. Работа в группах.

- Поработаем в группах. Перечитаем рассказ и  восстановим сюжет этого рассказа с помощью сюжетной таблицы.

(Приём:  «Пять вопросов сюжетной  таблицы») (Проверка- слайд 9)

Кто?

Что делала?

Когда?

Где?

Почему?

девочка

продавала

зимой на кануне нового года

на улице

потому что была измучена, одинока

Давайте подумаем, на сколько частей можно разделить сказку и озаглавим каждую часть.

Продолжим работу в рабочих листах.  

Слайд 10.

Группа №1

 Зачитайте  слова, характеризующие состояние девочки.

Слайд 11.

Группа №2

Выпишите слова  - синонимы описания огня.

Подготовь ответ на вопрос:

Какое же чудо, волшебство совершили спички?

Слайд 12.

Группа №3

Найдите и прочитайте эпизод встречи девочки с бабушкой. Подготовь ответ на вопрос:

Обрела ли девочка счастье? Приведите доказательство.

Проверка:

Слайд 13, 14

Учащиеся работают в паре, заполняя таблицу.

Кто?

Что делала?

Когда?

Где?

Почему?

(4 части)

1. Тяжелая жизнь девочки

2.Огонек маленькой спички

3. Встреча с бабушкой

4.Девочка счастлива.

• Брела маленькая, нищая с непокрытой головой, босая;

• Покраснели, посинели от холода

• Измучилась бедняжка

• Голодная, продрогшая

• Съежилась, поджала ножки

• Ручонки закоченели

• Малютка

Свет,  светятся, огонёк, пламя, загорелась, засветилась, отблеск, свечка,  огоньки – звездочки, ослепительно вспыхнули.

Дети зачитывают найденные отрывки. Каждый раз, когда она зажигает спичку, чтобы согреться, перед её глазами встают светлые видения — жирный новогодний гусь, который поднимается с тарелки и идёт к ней навстречу, новогодняя ёлка с игрушками, покойная бабушка…  Поутру девочку находят замёрзшей с коробком сожжённых спичек.

Подарили встречу  с бабушкой.

Дети находят отрывок, зачитывают. Приводят доказательство.

Прослушивание эпизода текста, где  девочке в её воображении приходит бабушка, которая является для девочки самым близким и дорогим человеком. Пусть это даже на пороге другой жизни. Таким образом, девочка вознаграждена за свои страдания. Автор дарит девочке один миг счастья.

Предположение детей.

6.  Закрепление.

Вторичное выдвижение версий по исходной схеме и обозначение приращения в знаниях об исходном предмете. Выдвижение обобщённой версии.

Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

И сейчас нам осталось сказать какова же основная мысль сказки?

Мини – вывод. Если бы вы были автором, как можно было бы закончить рассказ? Свяжите свой ответ с эпиграфом урока.

А сейчас давайте вернемся к началу нашего урока и вспомним вопросы, над которыми мы сегодня размышляли и попробуем на них ответить: (слайд 15)

- что же такое добро?

- каким чувствам оно созвучно?

- живет ли оно в наших сердцах?

- ответы детей

7. Итог урока. Рефлексия.

( мин)

Можно ли, из прочитанного рассказа,  сделать такие выводы, которые будут значимы в будущей жизни. Приведите примеры проявления милосердия в наши дни. Можно ли  милосердие воспитать в себе?

Прочитаем памятку жизненных правил.(слайд 16)

У вас на партах лежат цветные капельки, напишите на этих капельках любое чувство, которое созвучно с темой сегодняшнего урока, скажите нам его вслух  и заполните этими капельками сердце, расположенное на доске.

 Пусть в ваших сердцах всегда живут эти чувства.

- ответы детей

8. Дом. задание ( мин)

   Творческая работа по теме "Милосердие" (слайд 17)

Мини-сочинение "Моя Дорога Добра"


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире". Зигфрид Ленц

Слайд 2

- что же такое добро? - каким чувствам оно созвучно? - и живет ли оно в наших сердцах?

Слайд 3

(1805- 1875)

Слайд 4

Доброе слово лечит, злое калечит. а его добрые дела. Не одежда красит человека, своего достоинства. Доброта нигде не теряет пуста. Доброта без разума богатства. Добрые слова дороже

Слайд 5

Сочувствие жадность равнодушие сопереживание чуткость отзывчивость бездушие жестокость безжалостность милосердие синонимы антонимы

Слайд 6

Г.Х. Андерсен «Девочка со спичками»

Слайд 7

Г.Х.Андерсен «Девочка со спичками»

Слайд 8

Словарная работа Лачуга – жильё бедняков. Лохмотья – старая поношенная одежда. Брела – медленно шла. Съёжилась – свернулась. Окоченели – замёрзли. Снедь – разнообразная еда. Блуждала улыбка – появилась лёгкая улыбка.

Слайд 9

Пять вопросов сюжетной таблицы Кто? Что делала? Когда? Где? Почему? девочка продавала брела измучилась съёжилась зимой перед рождеством на улицах города потому, что была одинока, измучена

Слайд 10

Карточка №1 Подготовь ответ на вопрос: Найдите, прочитайте, а затем впишите слова, которые характеризуют состояние девочки. Определите её состояние.

Слайд 11

Карточка №2 Подготовь ответ на вопрос: Выпишите слова - синонимы описания огня. Подготовь ответ на вопрос: Какое же чудо, волшебство совершили спички?

Слайд 12

Карточка №3 Подготовь ответ на вопрос: Найдите и прочитайте эпизод встречи девочки с бабушкой. Подготовьте ответ на вопрос: Обрела ли девочка счастье? Приведите доказательство.

Слайд 13

• Брела маленькая, нищая с непокрытой головой, босая; • Покраснели, посинели от холода • Измучилась бедняжка • Голодная, продрогшая • Съежилась, поджала ножки • Ручонки закоченели • Малютка Состояние девочки? Одиночество

Слайд 14

Слова - синонимы описания огня. Свет, светятся, огонёк, пламя, загорелась, засветилась, отблеск, свечка, огоньки – звездочки, ослепительно вспыхнули. Какое чудо, волшебство совершили спички?

Слайд 15

- что же такое добро? - каким чувствам оно созвучно? - и живет ли оно в наших сердцах?

Слайд 16

Можно ли милосердие воспитывать в себе? ПАМЯТКА «ЖИЗНЕННЫХ ПРАВИЛ» Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей. Умейте видеть достоинства людей, ценить их. Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации. Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим. Старайтесь прийти на помощь в нужный момент. Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.

Слайд 17

Домашнее задание: Творческая работа по теме: «Милосердие» Написать мини-сочинение "Моя Дорога Добра"



Предварительный просмотр:

Рабочий лист.

Группа № 1

Работа в группах:

Задание № 1.

Приём:  «Пять вопросов сюжетной  таблицы»

Перечитаем рассказ и  восстановим сюжет этого рассказа с помощью сюжетной таблицы.

Кто?

Что делала?

Когда?

Где?

Почему?

Задание № 2.

 Подумайте и  разделить сказку на части,  озаглавьте каждую часть.

№ части

Заглавие

Задание № 3.

Запишите и зачитайте  слова, характеризующие состояние девочки.

Рабочий лист.

Группа № 2

Работа в группах:

Задание № 1.

Приём:  «Пять вопросов сюжетной  таблицы»

Перечитаем рассказ и  восстановим сюжет этого рассказа с помощью сюжетной таблицы.

Кто?

Что делала?

Когда?

Где?

Почему?

Задание № 2.

 Подумайте и  разделить сказку на части,  озаглавьте каждую часть.

№ части

Заглавие

Задание № 3.

Выпишите слова  - синонимы описания огня.

Подготовь ответ на вопрос:

Какое же чудо, волшебство совершили спички? (зачитайте)

Рабочий лист.

Группа № 3

Работа в группах:

Задание № 1.

Приём:  «Пять вопросов сюжетной  таблицы»

Перечитаем рассказ и  восстановим сюжет этого рассказа с помощью сюжетной таблицы.

Кто?

Что делала?

Когда?

Где?

Почему?

Задание № 2.

 Подумайте и  разделить сказку на части,  озаглавьте каждую часть.

№ части

Заглавие

Задание № 3.

Найдите и прочитайте эпизод встречи девочки с бабушкой.

 Подготовь ответ на вопрос:

Найдите и прочитайте эпизод встречи девочки с бабушкой. Подготовь ответ на вопрос:

Обрела ли девочка счастье? Приведите доказательство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого интегрированного урока по изобразительному искусству на тему: «Домашние животные. Рисование по памяти или представлению. Иллюстрирование книги».

Данный материал будет интересен учителям начальной школы, которые сами ведут уроки изобразительного искусства....

Открытый интегрированный урок по литературе и изобразительному искусству в 3 Б классе МОУ «СОШ № 30»

Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству по произведению Е Благининой "Котенок".К уроку прилагается презентация. ...

Открытый интегрированный урок русского языка и окружающего мира

2 класс "Безударная гласная в корне слова. Обобщение. Весна в природе" 4 четверть, школа 2100....

Открытый интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 4 классе. Тема: "Лес – природное сообщество"

Цель: формирование представлений о лесе как о природном сообществе.Задачи: Создавать условия для обогащения опыта учащихся, познакомить их с разнообразием лесных обитателей, ярусами, лесной подстилкой...

Открытый интегрированный урок "Поздравительная открытка". Русский язык, чтение, ИВТ

Разработка открытого интегрированного урока по предметам Русский язык, Чтение, ИВТ. Урок к Новому году....

Открытый интегрированный урок литературного чтения в 3 классе по теме: И.А. Крылов "Чиж и Голубь"

На данном уроке реализовываются  следующие методы и приемы обучения: наглядный, практический, словесный,  антиципация (предугадывание предстоящего чтения). применяется технология форми...

Конспект открытого интегрированного урока "Альтернативное чтение" для 2 класса "Особый ребенок"

Данный урок был проведен в декабре 2012 года на районный уровень.  Обучение данного класса происходит по "Программе образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью" под ред.Баря...