Открытый интегрированный урок литературного чтения в 3 классе по теме: И.А. Крылов "Чиж и Голубь"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
На данном уроке реализовываются следующие методы и приемы обучения: наглядный, практический, словесный, антиципация (предугадывание предстоящего чтения). применяется технология формирования типа правильной читательской деятельности. Применяются следующие формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Используются разнообразные средства обучения (наглядности, компьютерной презентации, интерактивной доски, материалов учебника) , используются разнообразные виды чтения (чтение слушание, первичное, перечитывание, выразительное, вслух, про себя, «жужжащее»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_literaturnogo_chteniya_v_3_klasse.doc | 57 КБ |
chtenie_otkrytyy_urok.pptx | 2.17 МБ |
Предварительный просмотр:
1.Организационный момент. Формирование рабочего настроя на предстоящий урок. Развитие речи. слайд1
Придумано кем – то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам,(руки вверх)
Доброе утро приветливым лицам.( в стороны)
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
Всем ,всем ,доброе утро!
Желаю вам я не лениться
И активно всем трудиться
Руки смело поднимайте,
На вопросы отвечайте!
А сейчас разминка речи!
Чтобы лучше вам читать,
Звуки,буквы очень чётко
Надо громко называть.
А поэтому мы звонко
Все прочтём скороговорку!
-Ребята, а как нужно читать скороговорку?
Скороговорка . (слайд2)
Дышат кошки,
Дышат мышки,
дышат мишки
и детишки.
- Прочитаем вполголоса, четко артикулируя.
- Прочитаем громко и чётко.
- Прочитаем с логическим ударением на подчеркнутые слова.
- Прочитаем, показав ритм, постепенно убыстряя темп.
- Прочитаем скороговоркой , закрыв уши, три раза.
3. Актуализация знаний.
-Представьте, что вы в театре .
- А кто знает, как себя нужно там вести?
Актёры приготовили для вас инсценировку одного произведения .
- Ваша задача: назвать это произведение.
-Приготовились и смотрим.
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле,
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает,
Стрекоза уж не поет,
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!
Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?
Говорит ей Муравей.
До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас -
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило.
А, так ты...
Я без души лето целое все пела.
Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши! .(СТАВЛЮ ОЦЕНКИ)
-И так, кто догадался?
-Конечно, басня « Стрекоза и муравей» и написал её кто?
- Иван Андреевич Крылов. (слайд3)
-А как вы думаете , с чем же мы будем работать на уроке?
(познакомимся с новой басней) (слайд4)
-А вот какая, вы узнаете позже.
а) сообщение о жизни И.А.Крылова.
-А вначале, давайте вспомним о жизни и творчестве И.А.Крылова.
Аня Орлова приготовила сообщение и готова нам напомнить его жизненный путь! (слайд5)
Крылов – русский баснописец. Родился в 1769г. Был трудолюбивым ребенком. Знал итальянский и французский язык. Когда И. А. Крылов был маленький, он очень любил читать. Особенно ему нравились стихи. Он удивлялся: « Как можно так расположить обычные слова, чтобы они легко читались?» Поэтому все его басни в стихотворной форме. А ещё в детстве он любил пародировать разных людей, то есть смешно их изображал. Вот почему в его баснях люди узнают самих себя, как в зеркале. В своих произведениях он показывает недостатки человека и подсказывает, как от них избавиться. Басни И. А. Крылова современны и в наше время.(СТАВЛЮ ОЦЕНКУ)
-Как же называют И.А.Крылова? (русским баснописцем)
- А кто же такой баснописец? (тот, кто пишет басни)
- А что такое басня? (короткий рассказ в стихах или прозе, нравоучительное повествование со скрытым смыслом, в котором действуют звери или птицы, они умеют говорить) (слайд6)
-А на какой жанр похожа басня, если животные там разговаривают, как люди? (на сказку)
- А чем басня отличается от сказки? (имеет мораль)
- А что такое мораль? (нравоучение)
- Какие мысли выражает мораль?( Что надо делать и чего не надо.)
- Давайте вспомним, из каких элементов состоит басня?
( завязка (начало басни), развитие действия, концовка, мораль)
- Какие же басни И.А.Крылова вы знаете? ( «Лебедь, Щука и «Рак», «Чиж и Голубь», «Стрекоза и Муравей» и т.д.).
Выставка книг (работа по ней)
- Ребята, посмотрите на выставку книг, здесь представлены книги И.А.Крылова, известного вам баснописца, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского. Они тоже писали басни, но не в стихах, а в прозе. В дальнейшем мы с ними тоже будем знакомиться. После урока подойдите, посмотрите, и советую вам прочитать понравившиеся книги.
4.Изучение нового материала.
1.-Введение в тему.
-А сейчас вы будете работать в группах.
-Но для начала давайте вспомним правила работы в группах. (слайд7)
- Работай дружно по плану.
- Умей выслушать другого.
- Уважай мнение других.
- Не согласен с мнением других – доказывай свою точку зрения
- Я вам раздаю задания.
-Вам надо разгадать зашифрованные слова.
-Когда группы будут готовы, покажите знак.(правая рука в центр со знаком «окей»)
4 | 6 | 8 | 6 | 2 | 7 | 9 | 5 | 1 | 3 |
1-Б 2-Г 3-ь 4-Ч 5-У 6-И 7-О 8-Ж 9-Л
-Что же получилось,скажите хором!
-Так какова же тема нашего урока?(И.А. Крылов « Чиж и Голубь») (слайд8)
-А кто это чиж и голубь?
- А почему написаны с большой буквы?(герои произведения)
2.-Рассказ о чиже и голубе.(СТАВЛЮ ОЦЕНКИ)
-Но вначале ученики нашего класса хотели бы немного рассказать об этих птицах.
(Слайд9)
ЧИЖ — один из видов певчих птиц.
Длина тела составляет около 12 см, весит 12—14 г.
Общая окраска зеленовато-жёлтого или оливково-зелёного цвета. Клюв серый. ́
Летом живёт парами; к осени собирается в более или менее значительные стаи. Зимой стайками откочёвывает на небольшие расстояния, особенно по долинам рек с зарослями лиственных деревьев. Осенний пролёт чижа начинается в конце сентября, но часть чижей не улетает на зиму не только в средней, но даже в северной России, если встречает незамерзающие ручьи или речки.
Питается насекомыми и семенами хвойных и лиственных деревьев; осенью любимую пищу чижа составляют семена берёзы и ольхи.
Голубь — широко распространённая птица семейства голубиных, родиной которой считаются Южная Европа, Юго-Западная Азия и Северная Африка. Ещё в глубокой древности эти птицы были приручены человеком, в результате были выведены так называемые домашние голуби . Живут везде, способны возвращаться к своему гнезду, как бы далеко от него не оказались. Птицы голуби являются древнейшими спутниками человека и пользуются его неизменной любовью. Приручен дикий голубь более пяти тысяч лет назад. По количеству пород, разводимых в различных странах мира, голуби превосходят любую домашнюю птицу – их свыше 800.
Разыскивая свой корм на земле, голуби бегают много и усердно, принадлежат к ловким и выносливым птицам. Питаются эти птицы разнообразной растительной пищей: семенами, ягодами, зелеными побегами и т.п.
3.-Грамзапись басни»Чиж и голубь».Первичное восприятие(СЛАЙД10)
-Прежде, чем её прочитать, послушайте чтение басни актёром, обратите внимание на выразительность, на логические ударения, на смену голоса и настроение.
-Какие чувства она у вас вызвала?
4.Вторичное восприятие басни.
-А теперь попробуем прочитать сами! При чтении отмечайте для себя непонятные слова.
Раньше отлавливали птиц с помощью специальных клеток, в которых находился корм – приманка. Клетка захлопывалась, как только в ней оказывалась неосторожная птичка. Она попадала в западню. Или же ловили силками, петлями, (сделанные из волос конского хвоста). Их закрепляли в траве, на земле. Когда птица ступала в такую петлю лапкой, то силок затягивался.
- Какая беда случилась с Чижом?
( Чижа захлопнула западня.)
- Как чувствовал себя пойманный Чиж?
( Он метался и пытался освободиться.)
-Как вел себя молодой Голубь?
( Голубь над ним издевался и смеялся.)
- Что произошло с Голубем?
( Голубь запутался в силке.)
- Кого поддерживает автор – Чижа или Голубя?
( Автор поддерживает Чижа.)
- Почему автор не сочувствует Голубю?
( Потому что не нужно смеяться над чужой бедой.)
- Согласны ли вы с ним?
- Какие недостатки высмеивает автор?
(Он высмеивает злорадство.)
-Какие слова басни стали крылатыми?
«Вперед чужой беде не смейся, Голубок!».
5. Физминутка.(сначала на местах, а затем в круг вышли)(СЛАЙД11)
Руки вверх мы поднимаем
Прилетела птичья стая.
Руки вверх и руки вниз
Это голубь,это чиж.
И присели на карниз.
Головой мы повертели,
Вспорхнули,быстро улетели.
И под музыку сейчас
Покажем птичий перепляс.
7. Работа в парах.
- Какая пословица подходит этой басне?
-Почему?
Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.
Гуляй, гуляй, зато потом не пеняй.
Не рой яму другому – сам в нее попадешь.
- Чему нас учат басни, которые вы прочитали и посмотрели?
- Они учат нас быть дружными, трудолюбивыми, не смеяться над чужой бедой, помогать друг другу в трудную минуту.
-А что басни высмеивают?(СЛАЙД12)
Чтение по ролям по группам (СТАВЛЮ ОЦЕНКИ)
Игра « Самый быстрый»( слайд13)
-Из какой басни фраза?(интерактивная доска)
Но вот и всё, урок к концу подходит,
Мы славно поработали сейчас,
Учитель ваш уже итог подводит,
Не сводит с вас своих весёлых глаз.
Спасибо вам, ребята за работу,
Не подвели меня и в этот раз,
С великим удовольствием, конечно,
Поставлю вам оценки я сейчас!
8. Рефлексия.( слайд 14)
- Ребята, с наступлением холодов, о ком мы должны заботиться?
- Как вы думаете, ребята, есть ли у птиц зимой природные столовые?
- У птиц есть природные столовые.
Например, деревья рябины и терновый куст.
Берегите рябину и терновый куст!
Не ломайте ветки, чтобы не разрушать птичью столовую.
Я вам предлагаю создать природную столовую для наших птиц голубя и чижа из ветки рябины и тернового куста.
- Если вам понравился урок, вам было интересно, то вы прикрепите ягодку рябины к ветке, а если было вам скучно и трудно , то ягодку тёрна.
Но помните ,ведь ветки тёрна покрыты шипами и поэтому птицам трудно достать ягоды.
Итог урока.
Крылов! Это имя нам дорого с детства,
И знает Крылова любой человек!
Дедушка нам оставил наследство,
Которое светит из века в век!
- Что понравилось?
- Что нового для себя узнали на уроке?
Домашнее задание.
Выучить наизусть басню и нарисовать к ней рисунок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дышат кошки, Дышат мышки, Дышат мишки И детишки.
«Стрекоза и муравей» И.А.Крылов
Иван Андреевич Крылов ( 1769 — 1844 )
короткий рассказ в стихах или прозе, нравоучительное повествование со скрытым смыслом, в котором действуют звери или птицы, они умеют говорить . БАСНЯ -
«Чиж и Голубь» И.А. Крылов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 4 классе. Тема: "Лес – природное сообщество"
Цель: формирование представлений о лесе как о природном сообществе.Задачи: Создавать условия для обогащения опыта учащихся, познакомить их с разнообразием лесных обитателей, ярусами, лесной подстилкой...
Интегрированный урок литературного чтения и музыки по теме: "Герои русских былин в литературных и музыкальных произведениях".
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3738910","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"473","style":"width: 48px; height: 47px;","width":"480"}}]]Интегрированный урок литер...
Открытый интегрированный урок литературного чтения, русского языка и окружающего мира (экологии) в 4-А классе, Сидоренко Ольга Федоровна, учитель МБОУ гимназия №1 города Туапсе МО Туапсинский район Краснодарского края
Тема: Экология в литературе и русском языке.Цель: научить ценить и беречь красоту природы через воспитание чувств, использовать на практике художественного и научного слово, развивать устную и письмен...
Интегрированный урок литературного чтения и музыки по теме "РНП "Буренушка" 2 класс
Интегрированный урок литературного чтения и музыки по теме: «У истоков русской детской литературы и музыки. «Русская народная песня «Бурёнушка» является заключительным в изучении раздела «О наших друз...
Открытый интегрированный урок (литературное чтение, ИЗО, музыка, технология) в 3 классе. Урок-биенале «Устное сочинение по картине И. Шишкина «Зима в лесу».
Открытый интегрированный урок (литературное чтение, ИЗО, музыка, технология) в 3 классе. Урок-биенале «Устное сочинение по картине И. Шишкина «Зима в лесу»....
Открытый интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 4 классе. Тема: Лес – природное сообщество
Цель: формирование представлений о лесе как о природном сообществе.Задачи: Создавать условия для обогащения опыта учащихся, познакомить их с разнообразием лесных обитателей, ярусами, лесной подстилкой...
Технологическая карта урока Литературного чтения (3 класс) по теме: "И. А. Крылов Басня "Чиж и Голубь"
В технологической карте урока Литературного чтения (3 класс) по теме: "И. А. Крылов Басня "Чиж и Голубь" представлен конспект урока по теме, цели, задачи и планируемые результаты урока...