Проект урока по ОРКСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Предварительный просмотр:
Разработала:
учитель начальных классов
МБОУ «Излучинская ОНШ»
Бондаренко С.В.
Проект урока
Класс 4
УМК «Школа России»
Тема урока: Дружба
Цель урока: формирование у детей понятий о дружбе и чертах дружбы.
Задачи урока:
• способствовать расширению знаний о взаимоотношениях людей, о дружбе через работу над литературными произведениями, игровые и жизненные ситуации;
• способствовать развитию внимания, памяти, самодисциплины, выдержки через игры и игровые задания;
• содействовать воспитанию чувства коллективизма, сплочённости, умения работать в команде через групповую работу, познавательные игры.
Планируемые результаты:
Личностные: знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения
Предметные: знание, понимание и принятие учащимися ценности дружеских отношений
Метапредметные:
умение добывать информацию из различных источников, овладение логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, умение слушать собеседника, вступать с ним в учебный диалог, умение контролировать результаты своей деятельности и деятельности партнёра
Ход урока
Учебные ситуации | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые | |
1. | Целеполагание Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). | - Приветствие. Эмоциональный настрой. Эффект «яркого пятна». На экране картинка солнышка. Солнце на небе проснулось. - Вы чувствуете солнечное тепло? Пусть сегодня на уроке преобладают только тёплые отношения. - Ребята, а какие отношения бывают между людьми? - А как вы думаете, может ли быть одинок человек, обладающий такими отношениями? Звучит запись песни о дружбе «Вот что значит настоящий, верный друг» (музыка Б.Савельева, слова М. Пляцковского). Вопрос: о чём или о ком эта песня? - Определите тему урока. (Дружба, дружеские отношения). | Приём «Кластер» Фронтальная работа (учащиеся высказывают свои предположения, учитель заполняет кластер на доске) Фронтальная работа (учащиеся высказывают свои предположения, учитель подводит к выводу, что если у человека нет друзей, он чувствует себя одиноко) Фронтальная работа. Дети слушают песню и определяют тему урока | Личностные УУД: положительный настрой на работу; умение учитывать мнение одноклассников и выслушивать их Регулятивные УУД: организация рабочего места Коммуникативные УУД: умение высказывать своё мнение, создавать правильные высказывания; умение вступать с учителем в учебный диалог |
2. | Создание проблемной ситуации. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. | Прочная дружба возможна только при соблюдении определённых правил. А вы знаете эти правила? Давайте поиграем в игру «Мяч по кругу передай, правило дружбы называй» (Приём «Круговой турнир») - Дружбу можно отличить от всех отношений, которые существуют между людьми. Проблемный вопрос: «Как отличить дружбу от других человеческих отношений?» | Фронтальная работа. (Участники высказывают свои идеи, можно пропустить ход) Фронтальная работа (учащиеся высказывают свои предположения) | Личностные УУД: нравственно – этическое оценивание дружеских отношений, знание моральных норм, умение учитывать мнение партнера в совместной работе Коммуникативные УУД: умение создавать правильные высказывания. Коммуникативные УУД: умение высказывать своё мнение, создавать правильные высказывания |
3. | Формирование понятий. Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник). | Работа с учебником. Чтение 2 абзаца о дружбе с.32. Проверьте, совпадает ли ваше мнение с мнением авторов учебника. (1 вариант - находят в учебнике определение слова «дружба», 2 вариант - в толковом словаре). Запишите определение слова «дружба» в свою тетрадь - словарик. - А кто может быть другом? (Иллюстрация в учебнике). (Сверстник, взрослый, домашнее животное, игрушка…) Поднимите руки те, у кого есть друзья. - А с кем дружите вы? Сейчас я раздам вам листочки, на которых нарисован цветок. Середина цветка – это каждый из вас, а лепестки – ваши друзья. Запишите на лепестках с кем вы дружите, и раскрасьте цветок. (На доске памятка: красный цвет – друг - сверстник, жёлтый – взрослый человек, зелёный – домашнее животное, любимая игрушка). - А что значит «дружить»? - Какие качества должен иметь друг? На доске запись слова «друг». Дети называют качества, а учитель фиксирует их на доске. Друг Доброта Смелость Честность Надёжность | Самостоятельная работа с учебником. Работа со словарём. Взаимопроверка. Индивидуальная работа Фронтальная работа | Познавательные УУД: анализ, сравнение, обобщение, умение ориентироваться в учебнике, словаре, понимать информацию, представленную в виде текста. Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Регулятивные УУД: понимать цель выполняемых действий. |
4. | Формирование способов деятельности. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. | -Обсуждение и разъяснение каждой черты ДРУЖБЫ. Как вы понимаете, что такое избирательность, бескорыстность, взаимная симпатия, общность интересов? Под музыку песни «Встаньте, дети, встаньте в круг» ученики встают в круг. Игра «Шире круг, шире». Учащиеся вместе с учителем берутся за руки и по очереди говорят соседу что-нибудь приятное. Знаками внимания могут быть личностные качества, внешность, умения, манера поведения и т.п. В ответ ученик говорит: «Спасибо» и подкрепляет ещё одной похвалой в свой адрес: «А ещё я думаю, что я…» Создание ситуации успеха. | Фронтальная работа (учащиеся высказывают свои предположения или приводят примеры из текста) Дети играют, создаётся ситуация успеха, эмоциональный настрой на выполнение следующих заданий. | Личностные УУД: умение выделить нравственный аспект поведения Познавательные УУД: извлечение необходимой информации из текста Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, учёт позиции других людей, партнёров по общению; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
5. | Групповая работа. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах). | Комментирование ситуаций. - А сейчас вы поработаете консультантами. Каждая группа получает конверт. В нём описание той или иной ситуации. Задача группы – прокомментировать её. 1 группа. Твой друг стал получать плохие отметки, и родители запрещают тебе с ним дружить. Твои действия. 2 группа. Твой друг употребляет плохие слова и выражения. Твои действия. | Групповая работа. Учащиеся в группах обсуждают, затем предлагают свои комментарии всеобщему вниманию. | Личностные УУД: знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделять нравственный аспект поведения Познавательные УУД: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, доказательство, самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера Коммуникативные УУД: учёт позиции других, умение слушать и вступать в диалог |
6. | Самоконтроль и самооценка. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | - Примером настоящей дружбы могут служить герои ваших любимых сказок, рассказов, которые мы читаем на уроках литературного чтения. Сейчас вы самостоятельно выполните задание «Кто с кем дружит, кто кому нужен», вспомнив героев мультфильмов, сказок, рассказов. Дифференциация по уровню сложности, с учётом читательского опыта учеников. - Соедините стрелочкой имена друзей левого и правого столбиков. (Для ребят, чей читательский опыт невелик). Малыш Герда Крокодил Гена Карлсон Кай Чебурашка Винни - Пух Пятачок Лунтик кузнечик Кузя (Для ребят посильнее). Том Сойер Коля Колокольчиков Тимур Гек Чук Гекльберри Финн Васька Димка Жиган Петька - О дружбе народ сложил много пословиц и поговорок. Какие из них вы знаете? (Конкурс пословиц и поговорок) Я предлагаю вам ещё вспомнить некоторые пословицы. Игра «Собери пословицу» Для этой игры мы объединимся в команды (группы), каждая группа получит пословицу, но она разрезана на слова. Вам нужно из слов собрать пословицу. 1. Сам погибай, а товарища выручай. 2. Старый друг, лучше новых двух. 3. Без друга – на душе вьюга. 4. Друг за друга стой – выиграешь бой. | Индивидуальная работа Затруднений у учащихся не должно возникнуть, так как задание даётся им по силам, каждому дифференцированно, с учётом их жизненного и читательского опыта. Самопроверка по ключу на доске. | Личностные УУД: установление значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, жизненных интересов. Познавательные УУД: понимать информацию, представленную в виде текста Регулятивные УУД: умение самостоятельно организовывать работу, осуществлять самоконтроль. Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона Познавательные УУД: анализ, обобщение. Коммуникативные УУД: умение высказывать своё мнение, создавать правильные высказывания. Учитывать мнение других, инициативное сотрудничество. Регулятивные УУД: умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль |
7. | Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. | Синквейн «Дружба» Подведение итогов. Рефлексия. На ваших партах солнышки – это частички того солнышка, которое приветствовало нас в начале урока. Эти солнышки разные, одни весёлые, а другие грустные. Если вам понравился наш сегодняшний урок, покажите весёлое солнышко, а если не понравился – грустное. Закончить песней «Когда мои друзья со мной» (м. В. Шаинского, сл. М. Танича). Д/з: (дифференциация по уровню творчества) - сочинение, стихотворение или рисунок На тему «Настоящий друг» | Дети составляют синквейн по алгоритму. | Личностные УУД: формирование положительного отношения к дружбе. Познавательные УУД: самостоятельное выполнение творческого задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока по ОРКСЭ
Проект урока по ОРКСЭ...
Проект урока по ОРКСЭ
Тема урока Добро и зло.Тип урокаУрок изучения и первичного закрепления знаний.Цель, задачиЦель: Создать условия для приобщения детей к ценностям человеческих отношений; воспитания культуры...
Проект урока по ОРКСЭ "Совесть и раскаяние"
разработка урока по ОРКСЭ...
Проект урока по ОРКСЭ "Христианин в труде"
На уроке формируется представление о духовно-нравственных ценностях труда для человека....
Проект урока по ОРКСЭ. "Любовь и уважение к Отечеству."
Данный урок тридцатый в модуле "Основы православной культуры"...
проект урока по ОРКСЭ (ОПК)
Проект урока по ОРКСЭ (ОПК) .Тема "Икона"...
Проект урока по ОРКСЭ "Жизнь Будды", 4 класс
Проект урока по ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") 4 классТема "Жизнь Будды"...