Проект урока по ОРКСЭ "Христианин в труде"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

На уроке формируется представление о духовно-нравственных ценностях труда для человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka_.siver_.docx31.54 КБ
Файл prilozheniya.docx102.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Завьяловская средняя общеобразовательная школа № 1

Завьяловского района»  Алтайского края

Номинация

«Духовно-нравственное развитие младших школьников на уроках естественно-научного и художественно-эстетического циклов»

Проект урока

Тема: Христианин в труде

Основы православной культуры

Составил: Сивер Александра Ивановна

учитель начальных классов

МБОУ «Завьяловская средняя

общеобразовательная школа № 1

Завьяловского района» Алтайского края

Адрес: 658620 Алтайский край, Завьяловский район, с.Завьялово, ул.Школьная, 7.

телефон: 8(38562) 21180

Электронный адрес:

scoolzvl1@rambler.ru

Завьялово  2013

Предмет:  «Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль: Основы православной культуры.

Урок  № 21

Тема урока: Христианин в труде.

Класс: 4

Тип урока по дидактической цели: формирование и совершенствование новых знаний

Цель: создать условие  для формирования представлений  о духовно-нравственных ценностях  труда для человека .

Задачи:

осознать, что в христианстве труд воспринимается как Божий дар человеку: что труд дан человеку Богом для того, чтобы изменяя мир, человек менял самого себя; раскрыть правильные мотивации труда на благо Отечества, общества, ближнего; усвоить, что не всякий труд облагораживает мир и человека

формировать

-  учебно-организационные умения: организовать себя на выполнение     поставленной задачи, осуществлять самоконтроль, самоанализ учебной деятельности

- поисково-информационные умения :  умение получать информацию из учебного текста , структурировать главное в схеме.

- коммуникативные умения :  умение с полнотой и точностью выражать свои мысли, сотрудничество в поиске и выборе информации в паре, группе.

Формы организации:
фронтальная, групповая ( при работе с учебником, дополнительной литературой), парная  ( в ходе взаимопроверки).

Методы работы: проблемно-диалогический, частично – поисковый, метод контроля и самооценки.

Приёмы: проблемная ситуация с противоречивыми мнениями, подводящий и побуждающий диалоги ,  «Кластер»

Технология: технология активных методов обучения

Психологический аспект построения урока -  восприятие-осмысление-понимание – воспроизведение материала в речь- обобщение

Основные термины и понятия:

заповедь труда, райский сад, пост , трудиться «на совесть»

Оборудование и материалы к уроку: учебник А. В Кураев «Основы православной культуры»,   мультимедийная презентация, репродукции картин художников с изображением эпизодов труда,  карточки –задания для учащихся, мультимедийный проектор, толковый словарь Ожегова.

Содержание урока

Этапы урока

Деятельность

учащихся

Деятельность

учителя

Методический

комментарий

(планируемые результаты)

1

Организацион

ный момент. 

Включаются в урок, во взаимодействие с одноклассниками, учителем.

Взаимное приветствие учителя и учащихся.  

Психологический настрой на сотрудничество

2

Актуализация знаний и мотивация.

Формулируют сами тему урока.

Высказывают свои мнения.

Дети  исключают  картину  Б. Кустодиева «Масленица , формулируют

предполагаемую  тему урока. ( «О труде») .

 Уточняют тему урока с помощью

учебника.

Подводит учащихся к осознанию темы урока

Прочитайте слова на доске

  1.  «Служите друг другу каждый тем даром, какой получили». (Апостол Петр)

-Как понимаете слова? -Рассмотрите репродукции картин .исключив «лишнюю», предположите, о чём будет сегодня наш разговор.

(приложение 1)

Сформулируйте тему урока.

  1. -  Прочитайте, как  она звучит   в учебнике.

Умение

предполагать и формулировать  тему урока.

3

Постановка  учебной задачи

Формулируют цель  сами, 

Вступают в диалог  с учителем, выявляют противоречие и осознают его.

- Все выполняли одну и ту же тяжёлую работу. Но для одного она  была «собачьей работой», другой видел в ней смысл, а третий -радость.

Учащиеся высказывают свои точки зрения,  возможно разные.

Ставят цель:  (предполагаемая)

выяснить , как в христианстве воспринимается труд.

Учитель подводит учащихся к осознанию цели  урока

Предлагаю вам обсудить ситуацию

(приложение 2)

- Какое вы заметили противоречие? Что удивило?

-Кто прав?

-А какая точка зрения на отношение к  труду вам ближе всего и почему?

-Что нам предстоит сделать для преодоления противоречия? (Искать истину)

-Сформулируйте вопрос,  решение которого мы будем искать.

 -Для чего нам  необходимо знать об этом?

Личностные:  самоопреде

ление в жизненных ценностях изучаемого вопроса

Умение

целеполагания:

 умение отделять границы знания и незнания, выделять проблему и формулировать учебную задачу.

Коммуникатив

ные : участвовать в диалоге, понимать говорящего, доносить свои мысли, отстаивать своё мнение

4

 Планирование деятельности

Планирование учащимися  достижения намеченной цели

Дети исследуют глазами страницы учебника (урок 21)

- Поможет текст, вопросы рубрики иллюстрации.

Примерный план

1 Изучаю…текст учебника

- читаю сам

- обсуждаю с товарищами

- составляю схему

- исследую  значение слова  ПОСТ

2.Применяю…( в жизненных ситуациях)

3. Контролирую…

Организует планирование учебной деятельности  

-_Исследуйте глазами   страницы учебника. Что поможет разобраться в проблеме?

С чего начнём работу?

Предлагаю результат зафиксировать схемой

-Как проконтролируем? (Обсудим в классе понимание проблемы)

-Сколько времени потребуется?

Умение  определять последователь

ность своих действий  при осуществлении практической задачи

5

Изучение нового материала

Учащиеся осуществляют действия по намеченному плану.

Самостоятельная работа с текстом учебника

У каждого ученика карточка с заданием (приложение  3)

Задание «Соотнеси вопросы с текстом»

Участвуют в диалоге, обсуждают ответы на вопросы к тексту.

 (Промежуточный контроль)

 

Учащиеся работают со схемой.

(приложение  4)

Учащиеся планируют работу с  термином ПОСТ  и выполняют исследование слова в группах (распределяют задание)

Примерный план работы с терминов «Пост»

  1. узнать, является ли многозначным
  2. составить словосочетания
  3. родственные слова
  4. ассоциации
  5. Слова-враги                        Слова-друзья

Обобщают, делают вывод .

Обратимся за помощью к Библии. Сначала Библия говорит о том, как трудился Бог, создавая наш мир. Потом она говорит о том, как Бог призвал к труду человека

Организует учащихся на  самостоятельную   работу с текстом  учебника.и обсуждение прочитанного

-Сейчас вы будете самостоятельно работать с текстом учебника. Предлагаю по окончанию чтения  поработать с заданием «Соотнеси вопросы с текстом».

- Решение какого вопроса  искали .Давайте проверим себя, как разобрались в теме..

Организует формулировку вывода по результатам  работы с текстом  учебника 

Поработаем в группах.

  Предлагается в каждую группу схема  

Слайд 2

 (приложение 4)

-Кто понял, какая мысль предложена в схеме?    

- Что помогло выполнить работу?

-  Что вызвало затруднение?

Организует

исследовательскую

 работу  с термином  «ПОСТ»

- Какое слово добавим в свой словарь?

- Какую работу можете предложить со словом?

- Что нужно для выполнения? (Толковый словарь)

- Над каким заданием хотели поработать?

Организует обобщение  и вывод по проблеме

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

-Чьи версии подтвердились?

Формы работы :  чередование индивидуальной, групповой с общей беседой

Умения:

извлекать

информацию из текста, анализировать её , преобразовать  информацию в схему.

Логические : доказывать точку зрения.

Умение  озвучить во внешней речи результаты своей  деятельности

Умение работать в группе :

понимать говорящих, доносить свою мысль.

6

Закрепление нового материала

Включают новые знания в систему знаний , опираясь на жизненные ситуации

-«Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня»

Выбирают и выполняют разноуровневые задания

Задание1

 ( средний уровень)

Задание 2 (повышенный уровень)

(приложение 5) Аргументируют и доказывают свои высказывания.

Ели человек работает, принося пользу людям, его труд радует Бога (стр 93, учебник)

На какой ступени плана работаем?

 Организует деятельность  по применению новых знаний.

-Используя свои новые знания, поразмышляем над жизненными ситуациями.  Послушайте стихотворение:
«Завтра! Завтра! Не сегодня!» -
Так ленивцы говорят.
«Завтра всё я сделать рад.
Хоть в день праздника Господня!
А сегодня отдохну,
Завтра свой урок начну.
Завтра не хочу лениться!
Завтра – надо потрудиться!
Б.Фёдоров.

- О ком это стихотворение.?

-Какой пословицей им можно ответить?

Задание 1  Работа с пословицами. (приложение 5)

Распределите приведенные пословицы на две группы, назовите каждую группу и прокомментируйте результаты своего труда.

Задание 2

Прочитай стихотворение поэта Николая Заболоцкого.» Не позволяй душе лениться» Выполни задания к нему.
 Учитель консультирует, советует, помогает

Итог урока

-На какой вопрос искали ответ сегодня на уроке?

- Какие предположение о труде у нас были? Что нового узнали? Какой вывод можем сделать?

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность

Важно, чтобы дети поняли, что «бездельники» могут выстроить свою «философию»  труда.

7

Рефлексия деятельности

Ученики воспроизводят учебную задачу урока.

 Соотносят результаты, высказывают свои впечатления от урока.

Организует рефлексию .

- Какой вид деятельности на уроке позволил вам более точно получить новые знания?

-Какое задание вызвало затруднение?  Почему?

-За что похвалите себя?

-Что тебе нравится в работе с  одноклассником?

-Кому захотелось сказать «Спасибо»?

Умение

оценивания:

 самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

8

Задание на дом

Дети осуществляют выбор заданий из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Организует выбор домашней работы.  Творческие задания. Мини-проекты

Презентуйте свой фантастический проект, рисующий жизнь человека без труда. Придумайте ему название.

  1. Расспросите родителей, чем занимались ваши предки: дедушки, бабушки. Есть ли потомственные занятия, профессии в семье?
  1. Проанализируйте труд в своей семье и заполните таблицу:

Труд для себя-

Труд для семьи-

Труд для общества _

-Выбери то задание, которое хочешь (сможешь) выполнить.

- Что нужно сделать для его успешного выполнения?

Личностные: самоопределе

ние в жизненных ценностях,

повышение учебной активности и учебной мотивации учащихся.



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Слайд 1.

Репродукции  картин  Н. Пимоненко «Сенокос»,  Л. Плахов «Кузница»,  Б. Кустодиев «Масленица», А. Венецианов   «Гумно»,  М. Нестеров «Труды

Приложение 2

На постройку Собора Парижской Богоматери, это был уникальный собор, необычный для того времени, пришел посмотреть один философ. Очень умный человек. Он наблюдал за строительством. Потом стал обращать внимание на лица людей. И вдруг он увидел – лица разные. Люди заняты простым трудом. Таскают камни. Некоторые возят на лошадях, некоторые на носилках вдвоем, некоторые один человек таскает. Это все тяжелая работа. Но у одних на лицах тупая безнадежность, они как рабы – рабский тяжелый труд совершают. У других лица спокойные, мир на их лицах. И совсем мало было людей, на лицах которых написано было вдохновение. Он увидел три категории людей. И он решил разобраться. Подошел к представителю первой категории, и задал простой вопрос: «Друг, что ты делаешь?». И он говорит: «Да вот, тяну эту проклятую лямку, каждый день. Другого выхода нет. Собачья работа. «.. Он спросил другого, того у которого мир был и на лице и в глазах: «Друг, чем ты занимаешься?». И он сказал: «Я зарабатываю на хлеб семье». Он видел смысл. Он видел смысл в тех же самых камнях, которые переносил. Он видел смысл – и у него уже был мир. Он спросил представителя третьей группы, у которого на лице было вдохновение, непонятная радость в этом тяжелом труде: «Друг, чем ты занимаешься?». И он ответил: «Я участвую в строительстве уникального собора, другого такого нет. И Бог дал мне честь строить это неповторимое здание!».

Приложение 3

Задание «Соотнеси вопросы с текстом»

(для учащихся цвета вопросов не выделены)

- На какое слово похоже слово «христианин»?

- Как вы думаете, что Адам и Ева делали в райском саду?

- Для чего в райском саду росло древо познания?

- Какие заповеди получили люди от Творца?

- В чём проявляется милосердие к животным?

- Что бог вложил в книгу природы?

- Что такое пост?

- В чем ошибка первых людей, о которых рассказывает Библия? 

-Какое поведение называют хамским?

- Какие трудовые усилия вредны для человека?

- Как вы думаете, кто придумал «Работа не волк, в лес не убежит»?

-Что значит «работать на совесть»?

- Что даёт труд человеку?

Заполни схему.                                                                                                    Приложение 4

 

                        ТРУД                                                                 магия

                                                                         ?                                                                  ?       

                                               

                                                                       

                             

                      ?                                                                               ?

Приложение 5

Пословицы

Ремесло за плечами не висит (не тяготит).

Труду везде почет.

Не всяк трудится, а всяк ест.

Не учи безделью, учи рукоделью.

Кто ленив с сохой, тому все год плохой.

Всяко ремесло честно, кроме воровства.

Господь повелел от земли кормиться.

От работы не будешь богат, а будешь горбат.

Николай Заболоцкий

Не позволяй душе лениться

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому

Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Почему труд вменяется душе в обязанность? ________________________________________________________________

Как ты думаешь, что означают слова «чтоб жить с тобой по-человечьи училась заново она»? ________________________________________________________________

Автор дает душе удивительное описание – «она рабыня и царица, она работница и дочь...» Согласен ли ты с этим? Объясни




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урокапо математике в 1 классе

Тема "Прибавление чисел 7,8,9" по программме В.Ф.Виноградовой "Начальная школа 21 века"...

конспект урокапо математике в 1 классе

Тема "Прибавление чисел 7,8,9" по программме В.Ф.Виноградовой "Начальная школа 21 века"...

Ученический проект "Без каши ни во что и труды наши"

Окружающая жизнь - это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. С помощью исследовательской деятельности уже в младшем школьном возрасте можно непринуждённо вовлечь детей в актив...

Урок-проект (ИЗО и художественный труд) в 1-м классе "Декоративная роспись художественных промыслов России"

Урок-проект (ИЗО и художественный труд) в 1-м классе "Декоративная роспись художественных промыслов России" ...

Творческий проект по предмету "Ручной труд" в 7 классе для детей с ОВЗ (умеренная умственная отсталость) Сенсорная книга "Развивай-ка"

Цель нашего проекта – создать дидактическое пособие для развития сенсомоторных процессов.Развитие мелкой моторики и точности движений, координации и сенсомоторных процессов - основная задача в р...

Технологическая карта урокапо математике "Деление с остатком"

Представлена  технологическая карта урока...

Проект:«Любите планету – это труд»

Для нас людей, мир в обычном понимании состоит из двух начал: во-первых, из нас самих – живых существ вида человек разумный («homosapiens»), а во-вторых, из окружающей нас земной сре...