Проект урока по ОРКСЭ "Христианин в труде"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
На уроке формируется представление о духовно-нравственных ценностях труда для человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uroka_.siver_.docx | 31.54 КБ |
prilozheniya.docx | 102.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Завьяловская средняя общеобразовательная школа № 1
Завьяловского района» Алтайского края
Номинация
«Духовно-нравственное развитие младших школьников на уроках естественно-научного и художественно-эстетического циклов»
Проект урока
Тема: Христианин в труде
Основы православной культуры
Составил: Сивер Александра Ивановна
учитель начальных классов
МБОУ «Завьяловская средняя
общеобразовательная школа № 1
Завьяловского района» Алтайского края
Адрес: 658620 Алтайский край, Завьяловский район, с.Завьялово, ул.Школьная, 7.
телефон: 8(38562) 21180
Электронный адрес:
scoolzvl1@rambler.ru
Завьялово 2013
Предмет: «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль: Основы православной культуры.
Урок № 21
Тема урока: Христианин в труде.
Класс: 4
Тип урока по дидактической цели: формирование и совершенствование новых знаний
Цель: создать условие для формирования представлений о духовно-нравственных ценностях труда для человека .
Задачи:
осознать, что в христианстве труд воспринимается как Божий дар человеку: что труд дан человеку Богом для того, чтобы изменяя мир, человек менял самого себя; раскрыть правильные мотивации труда на благо Отечества, общества, ближнего; усвоить, что не всякий труд облагораживает мир и человека
формировать
- учебно-организационные умения: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль, самоанализ учебной деятельности
- поисково-информационные умения : умение получать информацию из учебного текста , структурировать главное в схеме.
- коммуникативные умения : умение с полнотой и точностью выражать свои мысли, сотрудничество в поиске и выборе информации в паре, группе.
Формы организации:
фронтальная, групповая ( при работе с учебником, дополнительной литературой), парная ( в ходе взаимопроверки).
Методы работы: проблемно-диалогический, частично – поисковый, метод контроля и самооценки.
Приёмы: проблемная ситуация с противоречивыми мнениями, подводящий и побуждающий диалоги , «Кластер»
Технология: технология активных методов обучения
Психологический аспект построения урока - восприятие-осмысление-понимание – воспроизведение материала в речь- обобщение
Основные термины и понятия:
заповедь труда, райский сад, пост , трудиться «на совесть»
Оборудование и материалы к уроку: учебник А. В Кураев «Основы православной культуры», мультимедийная презентация, репродукции картин художников с изображением эпизодов труда, карточки –задания для учащихся, мультимедийный проектор, толковый словарь Ожегова.
Содержание урока
№ | Этапы урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Методический комментарий (планируемые результаты) |
1 | Организацион ный момент. | Включаются в урок, во взаимодействие с одноклассниками, учителем. | Взаимное приветствие учителя и учащихся. | Психологический настрой на сотрудничество |
2 | Актуализация знаний и мотивация. | Формулируют сами тему урока. Высказывают свои мнения. Дети исключают картину Б. Кустодиева «Масленица , формулируют предполагаемую тему урока. ( «О труде») . Уточняют тему урока с помощью учебника. | Подводит учащихся к осознанию темы урока Прочитайте слова на доске
-Как понимаете слова? -Рассмотрите репродукции картин .исключив «лишнюю», предположите, о чём будет сегодня наш разговор. (приложение 1) Сформулируйте тему урока.
| Умение предполагать и формулировать тему урока. |
3 | Постановка учебной задачи | Формулируют цель сами, Вступают в диалог с учителем, выявляют противоречие и осознают его. - Все выполняли одну и ту же тяжёлую работу. Но для одного она была «собачьей работой», другой видел в ней смысл, а третий -радость. Учащиеся высказывают свои точки зрения, возможно разные. Ставят цель: (предполагаемая) выяснить , как в христианстве воспринимается труд. | Учитель подводит учащихся к осознанию цели урока Предлагаю вам обсудить ситуацию (приложение 2) - Какое вы заметили противоречие? Что удивило? -Кто прав? -А какая точка зрения на отношение к труду вам ближе всего и почему? -Что нам предстоит сделать для преодоления противоречия? (Искать истину) -Сформулируйте вопрос, решение которого мы будем искать. -Для чего нам необходимо знать об этом? | Личностные: самоопреде ление в жизненных ценностях изучаемого вопроса Умение целеполагания: умение отделять границы знания и незнания, выделять проблему и формулировать учебную задачу. Коммуникатив ные : участвовать в диалоге, понимать говорящего, доносить свои мысли, отстаивать своё мнение |
4 | Планирование деятельности | Планирование учащимися достижения намеченной цели Дети исследуют глазами страницы учебника (урок 21) - Поможет текст, вопросы рубрики иллюстрации. Примерный план 1 Изучаю…текст учебника - читаю сам - обсуждаю с товарищами - составляю схему - исследую значение слова ПОСТ 2.Применяю…( в жизненных ситуациях) 3. Контролирую… | Организует планирование учебной деятельности -_Исследуйте глазами страницы учебника. Что поможет разобраться в проблеме? С чего начнём работу? Предлагаю результат зафиксировать схемой -Как проконтролируем? (Обсудим в классе понимание проблемы) -Сколько времени потребуется? | Умение определять последователь ность своих действий при осуществлении практической задачи |
5 | Изучение нового материала | Учащиеся осуществляют действия по намеченному плану. Самостоятельная работа с текстом учебника У каждого ученика карточка с заданием (приложение 3) Задание «Соотнеси вопросы с текстом» Участвуют в диалоге, обсуждают ответы на вопросы к тексту. (Промежуточный контроль)
Учащиеся работают со схемой. (приложение 4) Учащиеся планируют работу с термином ПОСТ и выполняют исследование слова в группах (распределяют задание) Примерный план работы с терминов «Пост»
Обобщают, делают вывод . | Обратимся за помощью к Библии. Сначала Библия говорит о том, как трудился Бог, создавая наш мир. Потом она говорит о том, как Бог призвал к труду человека Организует учащихся на самостоятельную работу с текстом учебника.и обсуждение прочитанного -Сейчас вы будете самостоятельно работать с текстом учебника. Предлагаю по окончанию чтения поработать с заданием «Соотнеси вопросы с текстом». - Решение какого вопроса искали .Давайте проверим себя, как разобрались в теме.. Организует формулировку вывода по результатам работы с текстом учебника Поработаем в группах. Предлагается в каждую группу схема Слайд 2 (приложение 4) -Кто понял, какая мысль предложена в схеме? - Что помогло выполнить работу? - Что вызвало затруднение? Организует исследовательскую работу с термином «ПОСТ» - Какое слово добавим в свой словарь? - Какую работу можете предложить со словом? - Что нужно для выполнения? (Толковый словарь) - Над каким заданием хотели поработать? Организует обобщение и вывод по проблеме - Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? -Чьи версии подтвердились? | Формы работы : чередование индивидуальной, групповой с общей беседой Умения: извлекать информацию из текста, анализировать её , преобразовать информацию в схему. Логические : доказывать точку зрения. Умение озвучить во внешней речи результаты своей деятельности Умение работать в группе : понимать говорящих, доносить свою мысль. |
6 | Закрепление нового материала | Включают новые знания в систему знаний , опираясь на жизненные ситуации -«Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня» Выбирают и выполняют разноуровневые задания Задание1 ( средний уровень) Задание 2 (повышенный уровень) (приложение 5) Аргументируют и доказывают свои высказывания. Ели человек работает, принося пользу людям, его труд радует Бога (стр 93, учебник) | На какой ступени плана работаем? Организует деятельность по применению новых знаний. -Используя свои новые знания, поразмышляем над жизненными ситуациями. Послушайте стихотворение: - О ком это стихотворение.? -Какой пословицей им можно ответить? Задание 1 Работа с пословицами. (приложение 5) Распределите приведенные пословицы на две группы, назовите каждую группу и прокомментируйте результаты своего труда. Задание 2 Прочитай стихотворение поэта Николая Заболоцкого.» Не позволяй душе лениться» Выполни задания к нему. Итог урока -На какой вопрос искали ответ сегодня на уроке? - Какие предположение о труде у нас были? Что нового узнали? Какой вывод можем сделать? | Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность Важно, чтобы дети поняли, что «бездельники» могут выстроить свою «философию» труда. |
7 | Рефлексия деятельности | Ученики воспроизводят учебную задачу урока. Соотносят результаты, высказывают свои впечатления от урока. | Организует рефлексию . - Какой вид деятельности на уроке позволил вам более точно получить новые знания? -Какое задание вызвало затруднение? Почему? -За что похвалите себя? -Что тебе нравится в работе с одноклассником? -Кому захотелось сказать «Спасибо»? | Умение оценивания: самооценка результатов деятельности своей и всего класса. |
8 | Задание на дом | Дети осуществляют выбор заданий из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей | Организует выбор домашней работы. Творческие задания. Мини-проекты Презентуйте свой фантастический проект, рисующий жизнь человека без труда. Придумайте ему название.
Труд для себя- Труд для семьи- Труд для общества _ -Выбери то задание, которое хочешь (сможешь) выполнить. - Что нужно сделать для его успешного выполнения? | Личностные: самоопределе ние в жизненных ценностях, повышение учебной активности и учебной мотивации учащихся. |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Слайд 1.
Репродукции картин Н. Пимоненко «Сенокос», Л. Плахов «Кузница», Б. Кустодиев «Масленица», А. Венецианов «Гумно», М. Нестеров «Труды
Приложение 2
На постройку Собора Парижской Богоматери, это был уникальный собор, необычный для того времени, пришел посмотреть один философ. Очень умный человек. Он наблюдал за строительством. Потом стал обращать внимание на лица людей. И вдруг он увидел – лица разные. Люди заняты простым трудом. Таскают камни. Некоторые возят на лошадях, некоторые на носилках вдвоем, некоторые один человек таскает. Это все тяжелая работа. Но у одних на лицах тупая безнадежность, они как рабы – рабский тяжелый труд совершают. У других лица спокойные, мир на их лицах. И совсем мало было людей, на лицах которых написано было вдохновение. Он увидел три категории людей. И он решил разобраться. Подошел к представителю первой категории, и задал простой вопрос: «Друг, что ты делаешь?». И он говорит: «Да вот, тяну эту проклятую лямку, каждый день. Другого выхода нет. Собачья работа. «.. Он спросил другого, того у которого мир был и на лице и в глазах: «Друг, чем ты занимаешься?». И он сказал: «Я зарабатываю на хлеб семье». Он видел смысл. Он видел смысл в тех же самых камнях, которые переносил. Он видел смысл – и у него уже был мир. Он спросил представителя третьей группы, у которого на лице было вдохновение, непонятная радость в этом тяжелом труде: «Друг, чем ты занимаешься?». И он ответил: «Я участвую в строительстве уникального собора, другого такого нет. И Бог дал мне честь строить это неповторимое здание!».
Приложение 3
Задание «Соотнеси вопросы с текстом»
(для учащихся цвета вопросов не выделены)
- На какое слово похоже слово «христианин»?
- Как вы думаете, что Адам и Ева делали в райском саду?
- Для чего в райском саду росло древо познания?
- Какие заповеди получили люди от Творца?
- В чём проявляется милосердие к животным?
- Что бог вложил в книгу природы?
- Что такое пост?
- В чем ошибка первых людей, о которых рассказывает Библия?
-Какое поведение называют хамским?
- Какие трудовые усилия вредны для человека?
- Как вы думаете, кто придумал «Работа не волк, в лес не убежит»?
-Что значит «работать на совесть»?
- Что даёт труд человеку?
Заполни схему. Приложение 4
ТРУД магия
? ?
? ?
Приложение 5
Пословицы
Ремесло за плечами не висит (не тяготит).
Труду везде почет.
Не всяк трудится, а всяк ест.
Не учи безделью, учи рукоделью.
Кто ленив с сохой, тому все год плохой.
Всяко ремесло честно, кроме воровства.
Господь повелел от земли кормиться.
От работы не будешь богат, а будешь горбат.
Николай Заболоцкий
Не позволяй душе лениться
Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! Гони ее от дома к дому, Тащи с этапа на этап, По пустырю, по бурелому Через сугроб, через ухаб! Не разрешай ей спать в постели При свете утренней звезды, Держи лентяйку в черном теле И не снимай с нее узды! | Коль дать ей вздумаешь поблажку, Освобождая от работ, Она последнюю рубашку С тебя без жалости сорвет. А ты хватай ее за плечи, Учи и мучай дотемна, Чтоб жить с тобой по-человечьи Училась заново она. Она рабыня и царица, Она работница и дочь, Она обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! |
Почему труд вменяется душе в обязанность? ________________________________________________________________
Как ты думаешь, что означают слова «чтоб жить с тобой по-человечьи училась заново она»? ________________________________________________________________
Автор дает душе удивительное описание – «она рабыня и царица, она работница и дочь...» Согласен ли ты с этим? Объясни
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урокапо математике в 1 классе
Тема "Прибавление чисел 7,8,9" по программме В.Ф.Виноградовой "Начальная школа 21 века"...
конспект урокапо математике в 1 классе
Тема "Прибавление чисел 7,8,9" по программме В.Ф.Виноградовой "Начальная школа 21 века"...
Ученический проект "Без каши ни во что и труды наши"
Окружающая жизнь - это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. С помощью исследовательской деятельности уже в младшем школьном возрасте можно непринуждённо вовлечь детей в актив...
Урок-проект (ИЗО и художественный труд) в 1-м классе "Декоративная роспись художественных промыслов России"
Урок-проект (ИЗО и художественный труд) в 1-м классе "Декоративная роспись художественных промыслов России" ...
Творческий проект по предмету "Ручной труд" в 7 классе для детей с ОВЗ (умеренная умственная отсталость) Сенсорная книга "Развивай-ка"
Цель нашего проекта – создать дидактическое пособие для развития сенсомоторных процессов.Развитие мелкой моторики и точности движений, координации и сенсомоторных процессов - основная задача в р...
Технологическая карта урокапо математике "Деление с остатком"
Представлена технологическая карта урока...
Проект:«Любите планету – это труд»
Для нас людей, мир в обычном понимании состоит из двух начал: во-первых, из нас самих – живых существ вида человек разумный («homosapiens»), а во-вторых, из окружающей нас земной сре...